Научная статья на тему 'Ювелирное искусство периода Каджаров'

Ювелирное искусство периода Каджаров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
394
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
QAJAR / JEWELRY / NASIRADDIN SHAH / AIGRETTE / HEAD ORNAMENT (DECORATION) / GOLD / DIAMOND / КАДЖАР / ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / НАСИРЕДДИН ШАХ / ЭГРЕТ / ГОЛОВНОЕ УКРАШЕНИЕ / ЗОЛОТО / БРИЛЛИАНТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юнус Нигяр

В статье исследованы художественно-технические черты ювелирных изделий эпохи Каджаров. Для полного осмысления темы был собран репродуктивный фотографический материал и проведен анализ украшений используемых Шахами в свое время. В том числе показаны такие образцы как серьги, диадемы, свисающие украшения, эгрет, броши и т. д. и приведены их художественно-технические особенности. Также отмечен исторический подход и инновации приведенные к ювелирным изделиям Каджаров. Пик исследований связан непосредственно с головным украшением «эгрет», присущим правителю Каджаров Насиреддин шаху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The artistic - technical and historical features of jewelry art of the Qajars Period

The artistic technical features of jewelry art in the Qajar Period are investigated and studied in the article. Reproductive material consisting of photos has been collected to comprehensively bring the subject to the attention of the audience. The analysis of jewelry used by the shahs in the same period is conducted. As well, the note on the examples of jewelry such as earrings, tiaras, hanging decorations, aigrette, brooches etc. and their artistic and technical features are given. Innovations brought to the Qajar jewelry and historical approach are also mentioned. The peak of the study is associated with “aigrette” headdress belonging to the rule of the Qajar, Nasiraddin Shah.

Текст научной работы на тему «Ювелирное искусство периода Каджаров»

Section 1. Fine and applied arts and architecture

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJA-16-3-4-8

Yunusova Nigar Gaiyur, Children's Art School № 3 in Baku, The teacher in the "history of fine arts" and "arts and crafts" PhD student of Azerbaijan State Academy of Arts E-mail: nigar_yunus@mail.ru

The artistic - technical and historical features of jewelry art of the Qajars Period

Abstract: The artistic - technical features of jewelry art in the Qajar Period are investigated and studied in the article. Reproductive material consisting of photos has been collected to comprehensively bring the subject to the attention of the audience. The analysis of jewelry used by the shahs in the same period is conducted. As well, the note on the examples of jewelry such as earrings, tiaras, hanging decorations, aigrette, brooches etc. and their artistic and technical features are given. Innovations brought to the Qajar jewelry and historical approach are also mentioned. The peak of the study is associated with "aigrette" - headdress belonging to the rule of the Qajar, Nasiraddin Shah.

Keywords: Qajar, Jewelry, Nasiraddin shah, Aigrette, head ornament (decoration), gold, diamond.

Юнус Нигяр,

Диссертант Азербайджанской Государственной

Художественной Академии.

Преподавательница Детской Художественной Школы № 3 Член Союза художников Азербайджана Художник-Искусствовед-Эксперт Баку, Азербайджан E-mail: nigar_yunus@mail.ru

Ювелирное искусство периода Каджаров

Аннотация: В статье исследованы художественно-технические черты ювелирных изделий эпохи Каджаров. Для полного осмысления темы был собран репродуктивный фотографический материал и проведен анализ украшений используемых Шахами в свое время. В том числе показаны такие образцы как серьги, диадемы, свисающие украшения, эгрет, броши и т. д. и приведены их художественно-технические особенности. Также отмечен исторический подход и инновации приведенные к ювелирным изделиям Каджаров. Пик исследований связан непосредственно с головным украшением «эгрет», присущим правителю Каджаров Насиреддин шаху.

Ключевые слова: Каджар, ювелирные изделия, Насиреддин шах, Эгрет, головное украшение, золото, бриллиант.

Существовавшее с конца XVIII до начала ХХ века (1796-1925) государство Каджаров являлось сильным государством, управляемым азербайджано-тюркской династией, обосновавшейся в иранском Тегеране.

Как мы знаем, в изобразительном искусстве, говоря «Каджары», подразумевают великолепие, величие, дворцовый стиль и оригинальность. В этом государстве сформировался так называемый «кад-жарский стиль», который оставил неизгладимый след не только в истории, но и в мире искусства. Как и в живописи, каджарский стиль проявился в одном из видов декоративно-прикладного искусства - обработке художественного металла - ювелирном деле. Также как в живописи в ювелирном искусстве XIX века каджарский стиль имел характерные черты (например, присущее для миниатюрной живописи особое решение изображения человеческих фигур в величественных, богатых образах, с ясными лицами, выразительно подчеркнутыми черной тушью глазами и бровями, декоративностью и т. п.). Ювелирные изделия, созданные в каджарском стиле, носились более всего правившими в те времена ханами. Тогда для шахов и людей из высшего общества создавались разные украшения, обработанные драгоценными камнями и металлами. Некоторые из них создавались талантливыми мастерами для частных коллекций, другие же - для подношения в дар. Интересно, что если в древние времена и в начале средних веков ювелирные образцы создавались в основном для женщин, то в рассматриваемый период они стали изготавливаться и для мужчин. Отметим, что ювелирное искусство периода Каджаров достигло своего расцвета в годы правления Фатх Али-шаха (сын Гусейнгулу-хана; 1797-1834), Мухаммеда-шаха (внук Фатали-шаха Каджара; 18341848) и Насреддин-шаха (сын Мухаммед-шаха Каджара; 1848-1896). Для каджарского ювелирного искусства характерны изделия, инкрустированные такими драгоценными металлами, как золото и платина, и искусно украшенные камнями - бриллиантами, изумрудами, сапфирами, жемчужинами, рубинами и бирюзой. С точки зрения стиля и техники, они изготавливались сугубо в каджарском стиле, и каждое из них обладало ярким, величавым, богатым и благородным видом.

Отличающееся великолепием и благородством ювелирное искусство XIX века более всего известно эгретами. Эгрет - это головное украшение из птичьего перья, играющее роль короны и предназначенное как для женщин, так и мужчин. Эгреты носили шахи. Это украшение размещали по центру чалмы или какого-либо другого головного убора; эгрет был неотъемлемой частью шляп в шахском костюме. По материальной и художественной ценности эгрета можно было определить социальный статус хозяина. Другими словами, насколько дорогими металлами и камнями обрабатывался эгрет, настолько высоко оценивались положение в обществе, материальный и социальный статус его хозяина. Таким одним из самых красивых и необыкновенных ювелирных образцов, дошедшего до наших времен, является золотой эгрет (корона, прикрепляемая по типу булавки) правителя государства Каджаров в 19-м веке Насиреддин-шаха Каджара (1831-1896). Это загадочное головное украшение поистине таит в себе много тайн; явно отличается от других эгретов XIX века. Это отличие проявляет себя как в форме и содержании, так и с точки зрения композиционного решения и стиля. Мне хотелось бы остановиться на художественно-техническом анализе этого уникального украшения, которое подвигло меня затронуть настоящую тему.

Принадлежащее Насиреддин-шаху Каджару это ювелирное изделие отличается прежде всего своей формой в виде павлина и портретами (медальонами) с бирюзой. Спереди форма эгрета напоминает образ павлина, что является одним из вариантов стилизации. В нижней части справа и слева даны фигуры львов, а рядом с ними -изображения меча и солнечного луча. Именно эта деталь скрывает в себе несколько значений. Схематическое изображение солнца показано таким образом, что оно напоминает раскрытые хвосты павлинов, размещенных с обеих сторон головного убора. Композиция из конкретных фигур, созданных соединением нескольких деталей, на таком ювелирном изделии могла возникнуть только в воображении ювелиров эпохи Каджа-ров. На внутренней стороне короны арабскими буквами нанесена эпиграфическая надпись.

По-нашему мнению, этот нюанс является редким новшеством в ювелирном искусстве головных украшений. Вообще, лев, солнце и павлин - это образы, характерные для изобразительного искусства Южного Азербайджана. Их можно увидеть на образцах других видов декоративно-прикладного искусства (в ковроткачестве, торевтике, керамике и др.). Образ павлина символизирует вечность и жизнь (райская птица), лев - силу, власть и шиизм в исламе.

Известно, что династия Каджаров по своему вероисповеданию были приверженцами шиитского направления в исламе. Об этом свидетельствуют изображения льва и меча, так как мы знаем, что в нашей религии, особенно в шиизме, лев и меч воспевают нашего 1-го имама Хазра-та Али. Правда, меч Имама Али «Зульфикар» был раздвоенным на конце, однако на украшении форма меча рассматривается в обобщенном смысле, это - непосредственный знак, указывающий на имамов, а имамы связаны с шиизмом. В то же время меч - это символ призыва к борьбе. Из этого можно прийти к выводу, что в период правления Насиреддин-шаха Каджара в ювелирное искусство впервые были внесены религиозные особенности, мелкие элементы, носящие религиозный подтекст, и привносится синтез религии с политикой. Если обратим внимание на трехцветный флаг Каджаров (зеленый, белый, красный), то увидим, что на белой полосе изображен держащий в лапе меч лев, позади которого виднеются блики солнца. Добавленная ювелиром на концы короны эта деталь в то же время является политической эмблемой государства Каджаров. Политическая организация того периода, конечно же, отличалась. Изображение на флаге того же льва и меча обозначали как правительство, так и религию, а это в свою очередь объясняется тем, что у Каджаров религия не была в отрыве от государства; и религия, и власть велись в равной степени и организованно. Привлекает внимание другая деталь украшения - элементы (один расположен по центру, четыре с правой стороны, четыре с левой - уменьшающиеся от центра к концам), напоминающие солнечные лучи и перья павлина, в центральной части короны. Солнце

символизирует новую жизнь, новое начало. Эти символические металлические отводы прикреплены к расположенной в центре булавки круглой форме из бирюзы, на конце каждого из отводов на камнях бирюзы методом резки были созданы портреты. Эти 9 портретов являются портретами Насираддин-шаха, которые были выгравированы на бирюзе. Путем анализа, можно прийти к выводу, что эти портреты на головном украшении указывают на поддержку настоящего правительства именно Насираддин-шаха Каджара и его лидерство. Помимо бирюзы головное украшение также инкрустировано бриллиантами.

Созданный безграничной и совершенной фантазией этот ювелирный образец в настоящее время хранится в Тегеране, Национальной сокровищнице при Центральном банке Ирана. Изначально меня впечатлила репродукция этого эгрета, но увидев воочию среди экспонатов его оригинал, я удивилась. Настоящее украшение по своим размерам было меньше своей репродукции, приблизительно на 9-10 см. А это, безусловно, увеличивает художественно-эстетическую ценность этого ювелирного шедевра, поскольку мастер такую сложную композицию создал в маленьких размерах, требующих терпение и внимание. Этот нюанс нам напоминает о минимализме... - возможно, впервые имевший место в истории каджарского ювелирного искусства.

Другими интересными изделиями каджар-ского ювелирного дела были диадема, серьги, ожерелье, декоративная посуда для ароматизированных жидкостей, пряжка, корона и булавки для украшения, которые были инкрустированы золотом, платиной, серебром, бриллиантами, бирюзой, сапфиром, рубином, опалом, корундом и изумрудом. В качестве примера можно привести созданную в годы правления Фатали-ша-ха (1797-1934 годы) размером в 4,6 см серьгу (XVIII век; материал: золото, бирюза), в размере 6 см золотые серьги с эмалью (XIX век), датируемый I половиной XIX века кулон (материал: золото, эмаль, рубин, жемчуг), и золотая диадема с бриллиантами и рубинами.

Среди мастеров в ювелирном деле можно назвать имена Ибрагима Мессихина и мастера

«Таки»на. К сожалению, в истории каджарско-го ювелирного дела не сохранились имена всех мастеров.

Можно сказать, что великолепные ювелирные изделия периода Каджаров, правивших на протяжении двух столетий, украшают экспозиции многих музеев мира (в том числе Эрмитажа, Музея искусства народов Востока, Национальной сокровищнице при Центральном банке Ирана и др.).

Рисунок 1. Висячое украшение - кулон. Первая половина девятнадцатого века. Материал: золото, эмаль, рубин, жемчуг. Размер: 6.3 см

Рисунок 2. Серьги. Восемнадцатый век. Материал: золото, бирюза. Размер: 4.6 см

Рисунок 4. Насираддин шах Каджар, и его головное украшение - эгрет. XIX в.

Рисунок 5. Эгрета Насираддин-шаха Каджара (головное украшение). 4-й четверть девятнадцатого века. Материал: золото, бирюза, бриллиант

Рисунок 3. Серьги. 19-й век. Материал: золото, эмаль. Размер: 6 см

Рисунок 6. Головное украшение эгретка - своевременно прикрепленной к короне «Киани» Фатх-Али-шаха. Начала XIX в.

Рисунок 7. Эгретка. Материал: золото, бриллианты и 2 изумруда. В период Насираддин шах Каджар (1844-1896 гг.)

Рисунок 8. Диадема. Материал: золото, рубин и бриллианты. Правление Фатх-Али-шаха (1797-1834 гг.)

Рисунок 9. Эгрет. Материал: золото, серебро, бриллианты. Период Фатали шаха (1798-1834)

Рисунок 10. Брошь. Материал: золото, платин, бриллиант, изумруд, рубин, сапфир и бирюза. XIX в.

Список литературы:

1. Иванов А. А., Луконин В. Г., Смесова Л. С. «Ювелирные изделия Востока». Коллекция Особой кладовой отдела Востока Государственного Эрмитажа. Искусство. - Москва. - 1984. - 216 с.

2. Реза Саджади. «Национальная сокровищница Ирана». - 2012. URL: http: www.liveinternet.ru

3. Nigar Yunus. «Qacarlar dövrünün sirli zargarlik sanati». "Ü5 nöqta" qazeti. - № 013 (3704)/23 yanvar, -2016. Baki.

4. «Qacarlar». Vikipediya, a^iq ensiklopediya. URL: http: az.wikipedia.org

5. «Treasury of National Jewels. Witnesses ofhistory». The Central Bank of the Islamic Republic of Iran. -2008. The disk.

6. «Cards. 47» by Central Bank of Islamic Republic of Iran Treasury of National Jewels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.