Научная статья на тему 'Влияние стиля модерн на женский Европейский костюм и ювелирные украшения двадцатого века'

Влияние стиля модерн на женский Европейский костюм и ювелирные украшения двадцатого века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2299
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ / МОДА / МОДЕЛЬЕРЫ / ХУДОЖНИКИ / МОДЕРН / ARTISTIC STYLE / FINE ART / DECORATIVE ART / JEWELRY / FASHION / MODELERS / ARTISTS / MODERNIST STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Берман Елена Александровна

Рассмотрены особенности женского костюма и ювелирных украшений, сложившиеся в последнем десятилетии XIX века и в первом десятилетии XX века в рамках художественного стиля модерн, а также социально-экономические причины их возникновения. Дана характеристика элементов костюма и ювелирных украшений 1890-1914 гг. Проведен анализ использования декоративных элементов стиля модерн в женском костюме и ювелирных украшениях XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE MODERNIST STYLE ON THE WOMEN'S EUROPEAN SUIT AND JEWELRY OF THE TWENTIETH CENTURY

The author considers features of a woman's suit and jewelry formed in the last decade of the nineteenth century and the first decade of the twentieth century within the artistic modernist style and social and economical reasons of their appearance. She gives characteristics of the elements of the suit and jewelry of 1890-1914. The author carries out the analysis of the use of decorative elements of the modernist style in the woman's suit and the jewelry of the whole twentieth century.

Текст научной работы на тему «Влияние стиля модерн на женский Европейский костюм и ювелирные украшения двадцатого века»

УДК 745/749 ББК Щ 12

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ МОДЕРН НА ЖЕНСКИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ И ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

Е.А.Берман1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены особенности женского костюма и ювелирных украшений, сложившиеся в последнем десятилетии XIX века и в первом десятилетии XX века в рамках художественного стиля модерн, а также социально-экономические причины их возникновения. Дана характеристика элементов костюма и ювелирных украшений 1890-1914 гг. Проведен анализ использования декоративных элементов стиля модерн в женском костюме и ювелирных украшениях XX века. Ил. 7. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: художественный стиль; изобразительное искусство; декоративное искусство; ювелирные украшения; мода; модельеры; художники; модерн.

THE INFLUENCE OF THE MODERNIST STYLE ON THE WOMEN'S EUROPEAN SUIT AND JEWELRY OF THE

TWENTIETH CENTURY

E.A.Berman

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author considers features of a woman's suit and jewelry formed in the last decade of the nineteenth century and the first decade of the twentieth century within the artistic modernist style and social and economical reasons of their appearance. She gives characteristics of the elements of the suit and jewelry of 1890-1914. The author carries out the analysis of the use of decorative elements of the modernist style in the woman's suit and the jewelry of the whole twentieth century. 7 figures. 11 sources.

Key words: artistic style, fine art, decorative art, jewelry, fashion, modelers, artists, modernist style.

Каждая эпоха с древних времен характеризуется определенным художественным стилем. Этот стиль охватывает все сферы творческой деятельности человека, начиная с архитектуры, скульптуры, живописи и заканчивая прикладными искусствами. Художественный стиль эпохи непосредственно отражается и на костюме в целом, и на отдельных его элементах -прическах, аксессуарах, ювелирных украшениях. Именно в элементах костюма ушедших художественных стилей модельеры 20 века чаще всего заимствуют идеи и черпают вдохновение. Одним из таких источников вдохновения для дизайнеров одежды и ювелирных украшений всего двадцатого века стал стиль модерн [1].

1. История возникновения стиля модерн

К концу 19 века в европейском искусстве царил перегруженный деталями и декоративными элементами историзм. Молодые архитекторы и художники разных европейских стран пытались покончить с полной путаницей стилей и создать новые решения в архитектуре, живописи и прикладном искусстве. Главной задачей для них был выход из сложившегося эстетического тупика. Для решения этой задачи они использовали эстетизацию "новых" материалов - железа, стекла, керамической плитки и возрождение ремесленного искусства в противовес индустриализации и массовому производству. Вместо механического под-

ражания ранее сложившимся художественным стилям художники обратились к стилизации этих стилей [2]. Главным заказчиком новых идей стала буржуазия -банкиры, инженеры, предприниматели, имеющие художественное чутье и предоставившие архитекторам и художникам полную свободу творчества. В результате этого к 1890-м годам во многих европейских странах одновременно сформировался совершенно новый стиль с различными названиями, но идентичным смыслом: ар нуво - новое искусство - во Франции, югендстиль - молодой стиль в Германии, либерти - в Англии, сецессион - в Австрии, флореаль - в Италии, модерн - новейший, современный - во Франции и России. Эстетическим идеалом стиля становится "шокирующая" новизна. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже модерн показал себя окончательно сформированным стилем во всех видах искусства [6].

Истоками "нового искусства" стали общеевропейские и национальные стили: романский, готический, классицизм, древнерусский, мосарабский (мудехар-ский). Но наибольшее влияние на его формирование оказали японское искусство и стиль рококо с их любовью к природе, асимметричным формам, волнистым и закрученным линиям, теме растений, цветов, насекомых, раковин, кувшинок, ирисов, стрекоз, а также ставшее популярным в это же время в литературе

1Берман Елена Александровна, соискатель, доцент кафедры геммологии.

Berman Elena Alexandrovna, a competitor, an associate professor of the Chair of Gemmology.

движение символизма с его категориями гармонии духовного и материального миров, поэтического и мистического и темой загадочных и чувственных женщин [8].

В модерне имели место два направления, которые были противоположными составляющими одного стиля: извилистое и геометрическое. Источниками вдохновения "извилистого" направления стали характерные элементы природных форм - асимметрия, переплетения, изгибы линий и символизм - цветы, бутоны, крылья стрекоз. Источниками вдохновения "геометрического" направления послужили геометрия природного мира, экзотические восточные влияния, искажение естественных форм и фантазия художников [6].

2. Влияние художественного течения символизм на формирование костюма и ювелирного искусства стиля модерн

Для эпохи модерна характерно увлечение таким субъективистским направлением в искусстве, как символизм. Слово символизм происходит от франц. БтЬоНБте - знак, примета. Изначально появившись в литературных кругах в 1880-1890-х годах, символизм быстро проник в изобразительное искусство и стал одной из составляющих частей стиля модерн. Он стал эстетической платформой для художников различной идейной направленности. Для символизма была важна затаенная, скрытая сторона того или иного явления, его мистическое содержание. В целом в творчестве символистов можно выделить три основополагающих момента. Первым моментом является стремление видеть не только внешнюю сторону явлений, но и их глубинную сущность. Вторым - ориентированность на отражение не отдельных фактов, а мира в его полноте и цельности. Третьим моментом является стремление углубляться и расширять значения изображаемого, наполнять его новыми смыслами.

Символизм олицетворял для его создателей "наследие всего опыта мировой культуры" и концепцию символа как вечного, неподвластного течению времени образа [10]. Символы присутствуют во всех областях нашей жизни, во всем, что нас окружает, и, более того, они скрыты в нашей психике. Самый древний пласт нашего мышления, по мнению современных исследователей, - символический. Особенно важны символы в искусстве. Символический подтекст читается во многих произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох. Использование разнообразной символики в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве модерна наглядно показывает глубокое родство символизма с художественным миром модерна [8].

Символика цвета. Практически в каждой культуре искусное соединение различных цветов ценилось очень высоко. Во все эпохи велико было влияние цвета и на костюм. Цвет и цветосочетания выражали социальный статус человека и его место в данном обществе. Часто цвета распределялись согласно их символическому значению и костюм становился подо-

бием заклинания или молитвы. Первое упоминание о цвете мы находим в Библии. Цвет принес людям не только радость нежных красок весны и яркие праздничные одежды, они стали вкладывать в цвет мистический, сакральный смысл. В древности у всех народов название каждого цвета стало символом самых важных вещей в их жизни. Не случайно в костюме модерна появляется новая цветовая гамма - белая, бледно-серая, болотная, грязновато-зеленая, бледно-желтая, розовая. Она напрямую связана с движением символизма, с его уходом от реальной жизни в мир природы, параллельный, потусторонний мир [10]. В связи с этим необходимо рассмотреть символические значения основной цветовой гаммы стиля модерн.

Белый цвет символичен с древних времен. У многих скотоводческих народов он стал символом животных субстанций - молока, семени живых существ. Главная символика белого заключена в самом цвете и ассоциируется с чистотой и невинностью. Он подчеркивает девственность и эфемерность любви. В древнем Египте на фоне любви практически ко всем основным цветам - синему, зеленому, желтому, красному - особо выделяется пристрастие к белому. Он был обязателен в одежде царей, служителей культа и знати. Спустя тысячелетия белый стихарь у священников приобрел значение бессмертного, преображенного тела воскресшего Христа, с ним же ассоциируется и священный белый платок - «плат нерукотворный», на котором отпечатался лик Христа, измученного скорбным путем на Голгофу. Обобщенный символ белого - святость. У большинства народов мира белый цвет, вызывающий ощущение чистоты легкости, света, рассматривался в основном как цвет спокойной, сдержанной радости. В эпоху Возрождения белый означал многое - духовность и духовный свет, целомудрие, простоту, невинность, ясность души, истину. Белое платье считалось недостаточно роскошным для невесты той эпохи, любящей богатство цветовых сочетаний. Свадебное платье было черным или красным, а белый сохранялся как цвет траура для вдовствующих королев и был избран некоторыми монашескими орденами в знак отрешенности от красок мира и его страстей. Любой цвет, в сочетании с белым становится ярче и богаче, он играет роль драгоценной оправы, придающей законченность всей композиции [3,10].

Желтый - цвет, известный в качестве символа с глубокой древности. В Древнем Египте он рассматривался как цвета Бога Солнца - Ра, а позднее Атона. Желтый цвет солнечного диска и его лучей - золото, ассоциирующееся с благом и богатством. Отсюда и дошедшая до нас символика желтого - благо, богатство, сила, власть, изобилие, плодородие. В древнем Китае, изобилующем всевозможными символами, желтый - непременный атрибут костюма императора, этим цветом обильно украшены экстерьеры и интерьеры дворцов. Низшим сословиям под страхом смертной казни было запрещено использовать желтый цвет. У древних греков невесты красили свои одежды и покрывала в разные оттенки шафранового, используя цветы крокуса. Но, где любовь, там и ревность - жел-

тый цвет также символизирует подозрительность, ревность, уныние. Безумие и сумасшествие - вновь желтый цвет [3,8].

Зеленый - цвет дьявола в образе змеи, соблазнившего первых людей в саду Эдема, цвет нефритов, обладающих магической силой, зелья из настоя трав, загадочных египетских тканей - в древности был связан с демоническим началом и нечистой силой. Зеленый - цвет возрождения, вечной жизни и вечной молодости. Как символ растений он является и символом обновления. У древних египтян он был символом силы, оживляющей смерть, знаком Осириса - бога-злака, умирающего осенью и воскресающего весной. В христианстве зеленый символизирует земную жизнь Иисуса. Среди положительных символов зеленого присутствуют влюбленность, нетленная юность, цветение, триумф жизни, радости, счастья. Средневековье унаследовало эту семантику зеленого еще от античности, где он считался цветом Афродиты [5].

Символика образов. Для стиля модерн характерна разнообразная образная символика растительного и животного мира [10].

Цветочная символика. Общий символический смысл цветов - мимолетность, весна и красота. Орхидеи и ирисы - символы смерти и печали. Лилии -символ чистоты, непорочности и женственности. Символика лотоса связана с Востоком, с символикой круга, центра, распускания внутренних сил. Роза - символ любви, сердца, страсти, крови и совершенства. Многое в современной символике цветов уходит корнями в далекое прошлое. Так, древние греки рассказывали миф о Нарциссе, прекрасном юноше, наказанном богами и зачахшем и иссохшем от любви к самому себе. Превратившись в красивый, но холодный цветок, он стал для эллинов символом юношеской смерти, а для прочего европейского мира воплощением самовлюбленности. Греческое название этого цветка имеет общий корень со словом наркоз - нечувствительность, оцепенение. Нарциссы изображали на надгробиях, выражая этим мысль о том, что «смерть всего лишь сон». В Персии, тем не менее, нарцисс олицетворял юность. В Древней Германии цветок был символом весны и счастливого брака [10]. Цветок лежит в основе эстетики модерна, где господствуют декоративность, уподобление художественного объекта природному и асимметричные формы. В модерне все подчинено единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу: и свободно перетекающие пространства внутренних помещений, и капризно извивающиеся стилизованные растительные узоры ирисов, хризантем, лилий, нарциссов, и гибкие линии предметов мебели, и даже стеклянные абажуры в виде чашечек цветка [8].

Символика мира пернатых. Основной символ модерна - образ райской птицы павлин. Павлин считался священным в Древней Индии, Греции и Риме. Средневековые рыцари произносили обеты над его перьями. Это символ красоты и роскоши, он подчеркивал эстетизм модерна. Часто обыгрывалось павлинье перо и глаз на нем. Образ павлина часто использовался во внешнем декоре зданий, в интерьерах, в

витражах, в декоративном искусстве, в ювелирных украшениях. В русском модерне он обрел образ жар-птицы. Лебедь - символ царственной красоты и незапятнанной белизны, а так же символ любви и смерти. Владыка птичьего царства - орел - посредник между землей и небом. Орел являлся символом высоты духа, власти и мужества. Ворон - символ мудрости, тьмы, смерти. Сова - символ мудрости, смерти, ночи, холода, тьмы, пассивности [8,10].

Символика мира насекомых. Изящность бабочек, легко и беззаботно порхающих над цветами, таинственность их превращений с давних времен связывали с самыми важными для человека понятиями - душа, жизнь и смерть, любовь и счастье. Древние греки в виде бабочки изображали душу, вылетающую из погребального костра и отправляющуюся в Аид. Бабочка олицетворяла также прекрасную Психею, в которую влюбился сам бог любви Эрос. В течение всей жизни бабочка претерпевает ряд фантастических превращений, поэтому на Востоке с древности она связывается с идеей цикличности мира и вечным обновлением Вселенной. В буддизме все метаморфозы, происходящие с ней, отождествляются с перерождениями. Но чаще всего бабочка предстает как символ долголетия счастья и всего лучшего в жизни. Так, в Японии радостный ритуальный танец бабочек традиционно открывает торжественные шествия и праздники. Японцы считают, что залетевшая в дом бабочка - к счастью. В странах Юго-Восточной Азии бабочка является благожелательным символом и поэтому часто встречается на предметах декоративно-прикладного искусства. Как знак безмятежной радости она украшает китайские вышивки. Как олицетворение супружеского согласия и счастья пара мотыльков порхает на узорах вьетнамских женских украшений и китайских лубках. На традиционных костюмах женщин Мьянмы вышитые золотые бабочки означают богатство и счастье. В отличие от бабочек другое часто используемое в декоре насекомое, стрекоза символизирует непостоянство и переменчивость [8,10]. Женщины эпохи Модерна отождествляли себя именно с бабочками и стрекозами [4].

3. Эволюция костюма под влиянием стиля модерн

Характерные черты костюма стиля модерн.

Основателем первого Дома моды в Париже стал англичанин Чарльз Ворт (1825-1895). Введя в моду понятие "Haute couture" - "Высокая мода", означающее роскошные модные модели, созданные по индивидуальным творческим эскизам портного-кутюрье, сшитые вручную в единственном экземпляре из дорогих материалов, он заложил основу современного понятия моды. Ч. Ворт шил для девяти королевских дворов, богатейших людей Европы, знаменитых актрис. Он первым стал использовать дефиле и манекенщиц для показа новых фасонов одежды и подписывать своим именем изготовленную им одежду. До него одежду шили портнихи, но именно с его приходом в мир моды появилось понятие "кутюрье". Он первым придумал манекен знакомой нам формы - стилизованный торс

человека и первым стал продавать готовую одежду. После смерти Чарльза Ворта его дело продолжили сыновья. Дом моды "Ворт" прекратил свое существование в 1945 г., а в 1954 г. одна из английских фирм выкупила имя Чарльза Ворта [5].

Рис. 1. В. Серов. Портрет княгини О.К. Орловой. 1911 г.

Попытка модерна преобразить жизнь по законам красоты и поставить духовность в противовес индустриализации отразилась и на женском костюме. На формирование характерных черт женского костюма начинает влиять символизм с его элементами фантазии. Происходит отказ от турнюров и кринолинов, в моду входит низкий корсет, который формирует S-образный силуэт женской фигуры - грудь вперед - таз назад. Женщины модерна отождествляют себя с цветами, стрекозами, насекомыми. Они стараются быть мертвенно бледными. Это достигается использованием пудры неестественных цветов - бледно-сиреневого, бледно-голубого, бледно-зеленого. Все плотское не в моде [8]. Обуживаются юбки, талии утягиваются до 39 см. С помощью операций женщины убирают себе нижние ребра.

В костюме модерна появляется новая цветовая гамма - белая, бледно-серая, болотная, грязновато-зеленая, бледно-желтая, розовая. В моду входят шелковые ткани - крепдешин, тафта, шифон, муслины и бархат. Костюм украшается разнообразным кружевом и вышивкой на природные темы. Появляются разнообразные орнаменты из цветов ирисов, хризантем, лилий, нарциссов, орнаменты из насекомых -стрекоз и бабочек [1]. В моду входят экзотические боа из лебяжьего пуха и страусовых перьев, длинные ме-

ховые панталоны, муфты, маленькие сумочки на длинном шнурке, лорнеты, перчатки. Летом в моде перчатки без пальцев из тюля и кружева и кружевные зонтики. Женщины носят пальто со стоячим воротником, меховые манто, пелерины, мантильи, жакеты. Как следствие увлечения Японией в женском домашнем костюме появляется халат с рукавом кимоно.

В моде шляпы с большими полями, которые украшают тонким шелковым тюлем, вуалью, лентами и шляпы с маленькими полями и высокой тульей. В летнее время женщины носят соломенные шляпы вроде мужского канотье. Постепенно головные уборы приобретают вид наколок, украшенных перьями страуса, кружевом, матерчатыми розами и другими цветами, миниатюрными чучелами птиц (рис.1). Веера использовали в качестве аксессуаров к вечерним туалетам. Модерн создал образ утонченной светской дамы, праздной и изысканной. В конце эпохи модерна, в 1905 году, после нескольких лет настойчивых протестов врачей известный модельер начала века Поль Пуаре предложил женщинам снять корсеты. После этого события женская мода стремительно начала меняться [4,5].

Влияние стиля модерн на формирование костюма 20 века. Мода стиля модерн повлияла на формирование костюма двадцатого века опосредованно, через следующий за модерном стиль ар деко. Во второй половине 1940-х годов, после окончания второй мировой войны Европа вновь вспомнила о моде. Становится необычайно популярным стиль "нью лук", созданный Кристианом Диором. В ряде своих коллекций К. Диор черпает вдохновение из женских костюмов модерна [3].

Самая важная идея, которую выдвинули художники модерна, - идея индивидуализации костюма - начнет реализовываться в моде только спустя 70 лет. Особенно ярко она проявила себя в костюме от кутюр. Ю. Живанши в коллекции 1994 года и Джон Гальяно в коллекции 2000 года для Дома Диор продемонстрировали женские шляпы, украшенные чучелами птиц (рис.2,3). Жан Поль Готье в середине 1980-х годов ввел моду на корсеты и сделал их актуальными на последующие двадцать лет. Благодаря этому дизайнеру двадцатый век, начавшийся с лозунга "Долой корсеты", закончился возвращением корсетов на подиумы и в повседневный обиход (рис.4, 5). Карл Ла-герфельд в 2000 году создает коллекции от кутюр, в которых тафта и струящийся шелк, муфты из соболя и меховая оторочка подолов, огромный плюмаж из перьев, острые складки сзади, образующие подобие турнюра, явно указывают на стилизацию модерна. Это впечатление усиливается благодаря прекрасным вышивкам и аппликациям на растительные сюжеты [5]. Стилизацию элементов женского костюма стиля модерн в конце двадцатого века в своих коллекциях используют многие европейские модельеры, в том числе Тьерри Мюглер (рис. 4).

Рис. 4. Модель, демонстрирующая корсет. 1900 г. Рис. 5. Жан Поль Готье. Корсет.

Тьерри Мюгель. Коллекция от-кутюр 1998 г. Середина 1980-х годов.

4. Эволюция ювелирного искусства под влиянием стиля модерн

Характерные черты ювелирного искусства стиля модерн. На конец девятнадцатого столетия пришелся настоящий бунт, направленный против ухудшения качества ювелирных изделий и беспорядочного использования дорогостоящих материалов, в частности, бриллиантов. По всей Европе ювелирам пришлось отказаться от старых традиций своего мастерства и создавать качественно новый стиль. В период господства модерна ювелирное дело окончательно приобрело "статус" искусства, а ювелирные изделия перестали быть только показателем богатства своего владельца. Стоимость драгоценных камней и металлов, использованных для создания изделия, стала не так важна как его дизайн и качество мастерства ювелира. Для ювелирных изделий в стиле модерн характерно использование полудрагоценных камней и необычных, недорогих материалов, однако при этом поражало великолепное мастерство и фантазия дизайнеров [6]. В поисках новых решений они использовали в своих изделиях опалы, эмалированное серебро, лунные камни, бирюзу, обычную и слоновую кость, рог, перламутр и матовое стекло.

Во Франции ювелирные изделия, выполненные из дорогостоящих материалов, конкурировали с бижутерией, ценность которой как произведения ювелирного искусства зависела, прежде всего, от мастерства и для изготовления которой применялись недорогие, но оригинальные материалы. Великолепные ювелирные изделия, дизайн которых был разработан Рене Лали-ком, Жоржем Фуке, Альфонсом Мухой и др. открыли путь эстетическому модерну. Так же как и в других направлениях модерна, основным источником вдохновения ювелиров служила природа и грациозные женские формы. Часто изображение женской фигуры могло сочетаться с какими-либо природными формами [11].

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже, где были выставлены эксклюзивные украшения Р. Лалика, стало ясно несомненное лидерство французских ювелиров в производстве изделий в стиле модерн (рис.6). Отвергая господствующее прежде применение бриллиантов в создании ювелирных изделий, Р. Лалик сделал выбор в пользу недорогих материалов, натуралистических мотивов и древней техники витражной эмали. Эмали применялись не только для имитации цвета и блеска драгоценных камней, но и для создания реалистических портретов, они также добавляли глубину, прозрачность и блеск изделию. В той же манере с применением аналогичных материалов и мотивов работали и другие французские мастера - Ж. Фуке, Л. Гайяр, А. Вевер [11].

По всей Европе ювелиры переняли стиль, навеянный парижским авангардом. В Бельгии ювелир и золотых дел мастер Филиппе Вольферс создавал фантастические украшения в виде птиц, насекомых и цветов. Обычно он работал по серебру и золоту, приме-

нял слоновую кость, витражную эмаль, жемчуг необычной формы, драгоценные и полудрагоценные камни. Ювелиры Германии, такие как П. Беренс и Х. Кристиансен, также создавали украшения с цветочным декором и изображениями животных, а затем перешли к разработке более абстрактных и линейных форм. В Австрии самыми известными дизайнерами-ювелирами были Й. Хофман и К. Мозер. Создаваемые ими изделия характеризовались скромностью и линейностью и отличались симметричным и ажурным дизайном с применением квадратов, прямых линий и стилизованных растительных мотивов. Чаще всего ювелирные изделия создавались из серебра, ярких полудрагоценных камней, кораллов и перламутра [6].

Влияние стиля модерн на формирование ювелирного искусства 20 века. В конце 1910-х годов популярность модерна начала спадать, но его "геометрическое" направление выдержало испытание временем и в течение 1920-х годов переросло в линейный, графический стиль, сформировавший основы следующего за модерном стиля - ар деко. Работу в новом стиле продолжили многие мастера модерна, такие как Р. Лалик и Ж. Фуке. Их ювелирные Дома на протяжении всего двадцатого столетия остались верны ювелирным традициям, заложенным в эпоху стилей модерна и ар деко [7]. Ювелирный Дом Картье в 1914 г. разработал коллекцию изящных образов пантер и леопардов. Тема диких и домашних животных оставалась актуальной для этого мирового ювелирного бренда на протяжении всего двадцатого столетия. Маленькие бриллиантовые леопарды, тигры, пантеры, жирафы, орлы и цапли и по сей день украшают броши, серьги, булавки Дома Картье [11].

В 1920-1930-е годы в Европе разрабатывались новые типы ювелирных украшений, которые соответствовали дамским туалетам с простым вертикальным силуэтом и укоротившимися до колена юбками. Г. Шанель выдвинула идею "костюмных украшений" на каждый день. Лучшие работы Дома Шанель 1930-х годов были созданы по рисункам выдающегося дизайнера Ф. Вердюры. В основе этих эксцентричных украшений лежали в том числе цветочные мотивы и изображения животных, заимствованные из модерна. Эта тема была продолжена Г. Шанель и в 1960-е годы совместно с дизайнером Р. Гуссеном.

Другой известный модельер стиля ар деко Э. Скиапарелли использовала искусственных насекомых - бабочек, жуков, стрекоз, пауков для создания разнообразных бус, брошей, браслетов. Тема символизма, благодаря увлечению сюрреализмом и дружбой с С.Дали, трансформировалась в новые формы ар деко [5]. Идеи Г. Шанель и Э. Скиапарелли по созданию бижутерии - имитации ювелирных украшений с помощью новых для ювелирного дела материалов: пластмассы, керамики, кожи, алюминия, хрома и разновидностей стекла, выдержали испытание временем и так же актуальны в наше время.

Рис. 6. Пряжка с павлином. Золото, эмаль, сердолик. Франция. 1900 г.

В эти же годы великие художники авангардисты П. Пикассо, С. Дали, Ж. Брак, Ж. Кокто создавали эскизы ювелирных украшений, для которых была характерна стилизация тем модерна [7].

На рубеже 1950-1960-х годов П. Пикассо и С. Дали вновь занялись созданием ювелирных украшений, взяв за основу "геометрическое" направление стиля модерн [11].

В первом десятилетии двадцать первого века перо павлина вновь вдохновило модный мир. Испанская ювелирная марка Carrera y Carrera создала коллекцию ювелирных украшений "Павлин". Уникальные перья, выполненные вручную из бриллиантов, сапфиров, гранатов, турмалинов и драгоценных металлов, сохранили созданную природой легкость и подвижность грациозных птиц [11] (рис. 7).

Библиографический список

1. Блохина И.В. Всемирная история костюма, моды и стиля. Минск: Харавест, 2007. 400 с.

2. История искусства: Художники, памятники, стили / пер. с исп. Т.В. Сафроновой, Г.Ю. Соколовой. М.: Астрель: АСТ,

Рис. 7. Ювелирная коллекция «Павлин», Carrera у Carrera, 2000 г.

2006. 393 с.

3. История моды / Э.Такер, Т.Кингсвелл; пер. с англ. И.Бельченко. М.: ООО "Издательство АСТ ": ООО "Издательство Астрель", 2003. 144 с.

4. История костюма, 1200-2000 / Джоан Нанн; пер с англ. Т. Супуновой. М.: Астрель: АСТ, 2005. 343 с.

5. Мода и стиль / ред. коллегия: М.Аксенова, Т.Евсеева, А.Чернова и др. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. 480 с.

6. Модерн / Джудит Миллер совместно с Дж. Бейс, Д. Раго и С. Перро; пер. с англ. Т. Граблевской, О. Сухаревой (мл.) М.: АСТ: Астрель, 2005. 240 с.

7. Мир Вещей / ред. коллегия: М. Аксенова, Т. Евсеева, А. Чернова и др. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. 444 с.

8. Николаева С.И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М.: Изд-во "Директмедиа Паблишинг", КноРус, 2003. 192 с.

9. Русский театр: 1824-1941. 2-е изд. М.: "Интеррос", 2006. 472 с.

10. Символы. Знаки / ред. группа: Т. Каширина, Т. Евсеева и др. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. 184 с.

11. Ювелирные изделия / ред. группа: А. Русакова, Т. Евсеева, С. Тихомиров. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.