УДК- 295
К ТИПОЛОГИИ АНТИЧНОЙ БАКТРИЙСКО -ТОХАРИСТАНСКОЙ И СОГДИЙСКОЙ ТЕРРАКОТОВОЙ
ПЛАСТИКИ
САЙФУЛЛОЕВА Ш. И., Институт истории, археологии и этнографии имени Ахмада Дониша
В настоящее время в Бактрии и Согде зафиксированы сотни терракотовых статуэток античной (эллинистической и кушанской) эпохи. Они по большей части изображают людей, преимущественно женщин. В терракотовой пластике также представлены мифологические образы, животные и птицы. Глиняные статуэтки использовались в основном в качестве культовых предметов и игрушек. Некоторые из них имели назначение декоративных пластинок, алтарей-жертвенников, печатей, погремушек. Изобразительные терракоты делали, как правило, посредством матрицы.Отдельные из них, предназначенные для использования в виде игрушек, изготовлялись путем ручной лепки. Кроме того, зафиксированы случаи комбинирования этих двух способов. Так, голову статуэтки выполняли с помощью матрицы, тело - ручной лепкой [2, 14].
Анализ археологического материала показал, что для Средней Азии периодов поздней бронзы и раннего железа антропоморфные статуэтки были нехарактерны.В то время последователи дозороастрийских верований и учения Зороастра не имели дела с изображениями своих пантеонов богов в терракотовой пластике. Интенсивное распространение в регионе статуэток наблюдается с насаждением эллинизма (в конце IV в. до н.э.),что говорит о том, что возникновение здесь данного вида изобразительного искусства связано с рапространением греческой культуры [2, 12].
В дальнейшем, очевидно в результате синтеза двух культур, антропоморфные статуэтки получили внедрение и в зороастризме. Особой популярностью у поклонников этой религии стала пользоваться терракота, несущая образ Ардвисуры Анахиты, богини воды и плодородия.
В Бактрии такие произведения изобразительного искусства появились в начале III в. до н.э., в Согде - со II в. до н.э. Общее число терракот этого периода из Средней Азии (Бактрия, Согд, Хорезм, Маргиана, Фергана) составляет сотни штук. В частности, число только бактрийских статуэток III—I вв. до н.э. составляет 83 экземпляра, из
которых 63 найдены на севере Афганистана, в эллинистическом городище Ай-ханум [2,167].
Согдийские статуэтки 11-1 вв. до н.э. исчисляются 24 экземплярами, они обнаружены в городищах Китаб, Еркурган, Афрасиаб, Бухара, Сарай-тепе, Киндаклы-тепе [2,152].
Легко выявляется эллинистический стиль произведений среднеазиатской терракотовой пластики, которым присущи подвижность линий и мягкость драпировок, которой обрисовывают формы тела. Нередко постановка фигуры соответствует классической позе уравновешенного покоя. Вместе с тем, в их иконографию введены чисто этнические черты и детали с учетом местных особенностей.
Вполне возможно, что наиболее совершенные в художественном отношении терракоты являются копиями с каких-то крупных статуй, стоявших в храмах, посвященных Великим богам и богиням древней Средней Азии. При многократном увеличении фотографии статуэток в них раскрываются такие стороны, как монументальность форм, пропорций и пластических приемов, которые возможны лишь при работе мастера в масштабе больших скульптурных форм. Косвенным указанием служит и тот факт, что, хотя терракоты выполнены в круглом объеме, тыльная сторона их плоскости срезана и оставлена без скульптурной обработки, то есть они подражают прижатым к стене статуям, рассчитанным не на всесторонний, а на фронтальный обзор [3,111].
Рассмотрим некоторые иконографические особенности антропоморфных терракот. Их высота, как правило, варьирует в пределах 10-19 см, классифицировать их можно на основе различных признаков. Описание начнем со статуэток, изображающих стоящую женщину в одежде - греческой (опоясанный хитон) или местной (платье с широким разрезом горловины, без оформления или оформленное косыми складками и блестящими бляшками). Имеется 14 таких статуэток, в которых правая рука поднята к груди, а кисть левой руки располагается у живота или бедра. В 5 терракотах обе руки женщины свободно опущены вдоль тела и касаются бедер. Кроме того, есть 4 статуэтки, изображающие женщину, руки которой спрятаны под одеждой эллинистического стиля (длинный хитон под гиматием). Ее лицо охвачено локонами вьющихся волос. В Бактрии (Чапли-тепе, Кампыр-тепе, Дальверзин-тепе) обнаружаны 3 подобные статуэтки кушанской эпохи, в которых нераспашная верхняя одежда напоминает кандис с ложными рукавами.В вопросе идентификации образов, представленных во всех этих статуэтках, у специалистов нет единого мнения. Речь ведут, как правило, об Анахите богини воды и плодородия авестического пантеона, Ардохшо богине плодородия кушанского пантеона [3,114].
В 17 статуэтках изображается стоящая женщина в одежде местного стиля с виноградной гроздью и сосудом в руках. От ее левого плеча по косой линии спускается шарф со складками. Опущенной правой рукой она поддерживает гроздь винограда, в согнутой левой руке находится небольшой сосуд. Такие терракоты были распространены в кушано-сасанидский период (III - IV вв.), хотя изображение виноградной гроздья сближает представленный образ к героям дионисийского круга (Диониси -греческий бог виноградарства и виноделия).
В другом варианте таких терракот (9 шт., из Бактрии и Согда) можно увидеть стоящую женщину, в руках которой находятся другие предметы. В составе ее одежды местного стиля пристуствуют накидка, головной убор, задняя часть которой украшена лентой-завязкой, а также невысокая диадема (или чадра). В одной, иногда в обеих руках, женщины можно увидеть небольшие предметы (пшеница, фрукт и др.).
25 статуэток, большая часть которых маргушские (16 экземпляров) изображают стоящую одетую женщину с зеркалом в руках. Правой рукой она прижимает зеркало к груди, а левая рука приподнимает край гиматия. Ее отождествляют с Наной, богиней войны, любви, материанства и мудрости, дочь Ахура-Мазды), Ардохшо. Есть и другие варианты такой статуэтки, где женщина поддерживает зеркало двумя руками. Представленная одежда драпированная с местными признаками, головной убор в задней части украшен декоративной лентой. На согдийских статуэтках этого типа представлена одежда местного стиля - платье, штаны и накидка. Если обобщить, на статуэтках женщины с зеркалом можно увидеть ряд важных иконографических деталей: поза женщины, положение правой руки, прижимающая к груди зеркало с длинной ручкой, длинополая одежда, волнистые складки между ног, украшение воротника бусами, круглое украшение на лбу. Эти статуэтки, имеющие отношение к I - IV векам, отличаются от эллинистических тем, что теперь внимание обращается не на анатомию тела, а на лицо, украшения и предметы, находящиеся в руке.
Тематика отдельных статуэток I в. до н.э. - II в. имеет отношение к музыкальному искусству. В бактрийских городищах Дальверзин-тепе, Ак-курган и Старый Термез найдены терракотовые изображения стоящей женщины-арфистки. На ней складчатая одежда с расширящимися полами. На другом варианте такой статуэтки, образцы которого (3 экземпляра) происходят из Кампыр-тепе, арфистка показана в положении сидя. Ее длинная одежда имеет глубокую горловину треугольной формы, пола одежды складчатая. Костюм музыкантши богато украшен бляшками, звездами и зубчатым узором.Головной убор чалмообразный, серьги круглой формы, шею украшают ожерелье и бусинки, нанизанные на нитку.
Среди террактовых статуэток в 5 экземплярах изображена женщина, сидящая на троне или в высоком кресле. Она одета в эллинистической
манере, в руках держит предмет определенного вида-сосуд, веер или ветку финиковой пальмы. Ее образ ассоциируется с Деметрой (богиня плодородия в греческой мифологии) или Кибелой.
Группа античных терракот изображает обнаженную женщину. На 2 статуэтках (по одной из Бактрии и Согда) представлена женщина, на груди которой перекрещиваются две ленты [4,129]. Есть также статуэтки, на которых ноги стоящей обнаженной женщины скрещены. На ее руках нет каких-либо предметов, левая рука приподнята к груди, правая -опущена вдоль фигуры. Вес тела приходится на левую ногу, правая нога согнутая в колене, перекрещивается с левой и прикасается к земле только носком.Грудь украшает большое ожерелье. На всех изображениях обнаженных женщин формы тела обозначены четко и откровенно, использованы красивые пропорции.Ее образ связывают с Атаргатой (ассирийская богиня, мать Семирамиды), вавилонской Иштар, тохаристано-согдийской и хорезмийской Анахитой.
На 3 бактрийских (из Дильберджина) статуэтках представлен образ обнаженного юноши. В его левой руке можну видеть гроздь винограда, в правой - птицу. Из украшений представлены ожерелье и браслет на правой руке статуэтки [3, 112-114].
Две согдийские статуэтки из Китаба изображают голову женщины. Ее лицо носит местные черты, с двух сторон охвачено кудрями. У нее большие глаза, нос и подбородок. На двух подобных других согдийских (из Бухары) терракотах такого типа голову женщины украшает корона в форме башни. В представленной героине видят образ Афины (греческая богиня войны и мудрости).
Двум терракотовым полуфигурам из Бактрии (Чапли-тепе) свойственен архитектурный декор. Ее перекрещенные между собой руки лежат на груди. На этих статуэтках I - IV вв. четко обозначены местные черты.
Среди отличающихся терракотовых фигур можно указать на женские статуэтки с цилиндрическим туловищем. Они выполнены смешанным способом (голова посредством матрицы, тело вручную). Руки показаны условно, в виде коротких выступающих концов.Отдельные образцы полностью изготовлены вручную.Все они (11экземпляра) бактрийского происхождения (из Чапли-тепе, Дальверзин-тепе, Кампиртепе и Мирзабек-калы) и относятся к кушанскому периоду.
Другой заслуживающий внимания тип - 3 бактрийские (из Кампыр-тепе) статуэтки с ножками, изображающие женщин и мужчин, которые выполнены комбинированным способом (вручную и с использованием матрицы). Для устойчивости позы, ноги персонажа широко расставлены и на тыльной стороне находится третья опорная ножка. Терракота датируется к I в. до н.э. - 11в. и изображает сатира с флейтой (распутные бог или богиня) или козлоногого Силена.
Что касается мужских терракотовых фигур, то они были обнаружены на городищах Айртам (в 18 км к востоку от Термеза), Саксонохур (Фархорский район Таджикистана), Халчаян (Денауский район Сурхандарьинской области), Тепаи Заргарон (Северный Афганистан), Старый Термез (юг Узбекистана). Всего найдено 10 статуэток стоящих мужчин в кушанской одежде, которые датируются I-III вв. На них высокий головной убор конической формы, опоясанный короткий или длинный камзол, штаны. На отдельных статуэтках у персонажа пустые руки, на других — он удерживает в руках разные предметы — сосуды, сосуд и ветку или горсть травы. Вероятно, эти терракотовые фигуры изображают жреца, предводителя или какого-то мифологического героя.
Две бактрийские (из Дильберджина) терракотовые фигурки показывают мужчину, сидящего со скрещенными ногами. Его руки опираются на колени, из одежды виден камзол.Обе статуэтки сохранились частично и датируются III —IV вв.
Из Бактрии (Кампыртепе) происходит также одна статуэтка I-начала II вв., представляющая собой бюст мужчины "римского" типа. У него короткая прическа, черты лица свойственны жителям берегов Средиземноморья.
Кроме того, среди находок есть три вида античных терракот, относящихся к буддийской культуре. В статуэтках двух видов изображен Будда в сидячем и стоячем положении, третий вид изображает стоящую женщину [2,195-209].
В терракотовой коллекции из Поёнкургана (Бойсунский район Сурхандарьинской области) нашли отражение основные культы, распространенные среди населения Тохаристана. Часть из них создана в эллинистическом стиле. Представленные образы греческих богов и богин (Геракл, Дионис, Афина, Афродита и др.) свидетельствуют о глубоком проникновеии эллинизма в бактрийское пластическое искусство и его значительном влиянии в регионе. Исчезновение с карты Средней Азии эллинистических государств не означало автоматическое отмирание в местном искусстве греческих мотивов. Их следы прослеживоются даже в эпоху раннего средневековья. Эллинистический стиль теперь уже находил воплощение в образах представителей пантеона местных богов.Так, в изображении зороастрийской богини Анахиты выявляются черты, свойственные иконографии Афины и Афродиты [1,126-132].
Таким образом, своеобразие античной терракоты Средней Азии заключается в отражении внедренной эллинистической культуры и проявлении местных верований. Эти моменты очевидным образом прослеживается в иконографии изображений, представленных образах, костюмах персонажей и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллаев К. Эллинистические мотивы в терракотовой пластике Паёнкургана (северная Бактрия) // История материальной культуры Узбекистана. - Вып. 30. -Самарканд,-1999. - С. 126-132.
2. Двуреченская Н. Д. Терракотовая пластика древнейших государств Средней Азии IV в. до н.э. - IV в. н.э. (археологический аспект). - СПб.: Нестор-История,-2016. -605 с.
3. Пугаченкова Г. А., Ртвеладзе Э. В. Северная Бактрия - Тохаристан. - Ташкент, 1990. - 219 с.
4. Соловьев В. С., Тихонов Р. В. Терракотовая пластика поселения Дабилькурган в Северной Бактрии // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2015. - № 2. - С. 121-129.
К ТИПОЛОГИИ АНТИЧНОЙ БАКТРИЙСКО - ТОХАРИСТАНСКОЙ И СОГДИЙСКОЙ ТЕРРАКОТОВОЙ ПЛАСТИКИ
Статья посвящена античному искусству Тохаристана (Бактрии) и Согда, где происходит синтез античной культуры с зороастрийской. Этот факт можно изучить, в частности, на примере терракотовых статуэток, которые в большом количестве найдены в ходе раскопок в Таджикистане, Афганистане, Узбекистане и Туркменистане. Автор рассматривает терракоту с точки зрения представленных образов, поз, костюма и т. д. Подчеркивается, что с помощью терракотовых фигур мы знакомимся с древними верованиями, а также символикой образов в древнем изобразительном искусстве.
Ключевые слова: Бактрия, Согд, античность, религия, зорастризм, изобразительное искусство, терракота, статуэтка.
ОИД БА ТИПОЛОГИЯИ ПАЙКАРАХ,ОИ ТЕРРАКОТАИ АНТИЦИИ БОХТАРЙ - ТАХОРИСТОНЙ ВА СУГДЙ
Мак;ола ба санъати к;адимаи Тахористон (Бохтар) ва Сугд бахшида шудааст, ки дар он чо синтези фархднгх,ои антщй бо зардуштй сурат мегирифт. Ин далелро, аз чумла, дар мисоли хдйкалчах,ои терракота, ки дар Точикистон, Афгонистон, Узбекистан ва Туркманистон хднгоми хдфриёт пайдо шуданд, омухтан мумкин аст. Муаллиф терракотах,оро аз нигохд симох,ои пешних,одшуда, вазъи ист, сарулибос ва гайра омухтааст. Таъкид шудааст, ки бо ёрии пайкарах,ои теракотта мо бо эътщодоти ^адимй, инчунин рамзх,ои симох,о дар санъати тасвирии ^адим шинос мешавем.
Калидвожа^о: Бохтар, Сугд, антица, дини зардуштй, санъати тасвири, теракотта, щйкалча.
ON THE TYPOLOGY OF TERRACOTTA PLASTICS OF ANCIENT BACTRIA -
TOKHARISTAN AND SOGD
The material of the article is devoted to the ancient art of Tokharistan (Bactria) and Sogd, where the synthesis of ancient and Zoroastrian culture takes place. This fact can be studied, in particular, by the example of terracotta figurines, which were found in large numbers during excavations in Tajikistan, Afghanistan, Uzbekistan and Turkmenistan. The author examines terracotta from the point of view of the presented images, poses, costumes, etc. It is emphasized that with the help of terracotta figures we
get acquainted with ancient beliefs, as well as the symbolism of images in ancient fine arts.
Key words: Bactria, Sogd, antiquity, religion, zoorastrism, visual art, terracotta, statuette.
Маълумот дар бораи муаллиф: Сайфуллоева Шахноз Изатуллоевна- унвончуи Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АМИТ. Тел: (+992) 985843505. E-mail:Saifulloeva86@mail.ru
Information about the author: Sayfulloeva Shakhnoz Izatulloevna -Applicant for the Donish Institute of History, Archeology and Ethnography, National Academy of Sciences of Tajikistan Тел: (+992) 985843505. E-mail:Saifulloeva86@mail.ru
УДК-930.23
САХ,МИ А. А. БЕЛЕНИТСКИЙ ДАР ОМУЗИШИ ДЕВОРНИГОРА^ОИ ПАНЧДКЕНТИ КАДИМ
КАРИМОВА Г. Б., Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш
Таърихи омузиши шахри Панчакенти ^адим аз соли 1946 огоз меёбад.Мухимтарин кашфиёти дар ин шахркада ичрошуда-кашфи ёдгорихои сершумори санъати тасвирй, пеш аз хама, деворнигорахо мебошад. ^адамхои нахустини тахкикоти муназзами Панчакенти ^адим бо номи узви вобастаи Академияи илмхои Иттифоки Шуравй А. Ю. Якубовский тавъаманд.Дар муддати кутох мусавварахои девории Панчакент макоми сарчашмаи ахаммияташ якуминдарачаро сохиб шуданд, ки акнун ягон мухаккики фарханги Сугд ва эхтимол, тамоми Осиёи Миёнаи давраи асрхои миёнаи бармахал онро ба инобат нагирифта наметавонад.
Яке аз мухаккикони маъруфи деворнигорахои Панчакенти ^адим А. М. Беленитский (1904-1993) ба шумор меравад. У дар вилояти Смоленски Русия таваллуд шуда, соли 1930 дар шахри Тошканд факултети шаркшиносии Донишгохи давлатии Осиёимиёнагиро хатм карда, хамон сол ба Чумхурии Точикистон омада, бо фаъолияти таълимй ва илмй машгул гардидааст. У аз соли 1947 ба омузиши бостоншиносии шахркадаи Панчакенти ^адим шуруъ намуд. Нахустин маколааш дар мавзуи ин шахри бостонй соли 1949 руи чопро дид, харчанд он бо деворнигорахо алокаманд набуд.Бо мурури замон мухаккики номбурда вобаста ба хафриёти Панчакент зиёда аз 120 асари хурду калонро дар алохидагй ва хаммуалифй таълиф намуд.