рамках Болонского процесса. Это сопряжено с переходом к многоуровневому образованию и реализацией новых подходов к обеспечивающему конкурентоспособность и мобильность выпускников учебных заведений разного уровня качеству образования.
Заключение
Проект Tempus, по мнению автора, оказал существенное влияние на популяризацию и распространение иностранного языка в Российских вузах и на развитие современного образования в целом.
Influence of Tempus-Tasis project on foreign language studies motivation
A.V. Petrov
The article is devoted to the problem of linguistic motivation. Also the article contains review of participating in the project of Tempus in conditions of Linguistic improvement in Technical Universities of Russia.
Петров Андрей Валерьевич - ст. преп., элек-троник кафедры электроники и телекоммуникационных систем Иркутского государственного технического университета. Сфера научных интересов: радиоэлектроника, аналоговые цифровые устройства и цифровая обработка сигналов, имеет 20 публикаций. E-mail: [email protected]
ЗНАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - ЗАЛОГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
А.М. Завьялов, Т.А. Воробец
Аннотация. В данной статье говорится о необходимости углубленной языковой подготовки в современных технических вузах России с целью организации научно-исследовательской и образовательной деятельности в международном пространстве, а также предоставляется информация о шагах, которые были предприняты для решения данной проблемы в СибАДИ.
Ключевые слова: образовательная деятельность, языковая подготовка, международная деятельность, институт студентов-исследователей, научноисследовательская активность.
На встрече в г. Красноярске с коллективом Сибирского федерального университета в феврале 2010 года первый вице-премьер Правительства Российской Федерации Шувалов И.И., обращаясь к студентам и аспирантам, призвал изучать английский язык для того, чтобы быть конкурентоспособными специалистами как в России, так и за рубежом. С этим заявлением Шувалова И.И. трудно не согласиться.
Действительно, только специалист (бакалавр, инженер, магистр, научный работник, преподаватель), владеющий одним или несколькими иностранными языками, может из первоисточников получать информацию о результатах исследований зарубежных коллег и объективно оценивать свое место в мировой науке, технике и технологиях. В ситуации [1], когда аспиранты, составляющие большинство
молодых преподавателей, оказываются замкнутыми на своих научных руководителей, те становятся для них, по сути, единственным источником академических норм и информации. В результате библиография большинства диссертационных работ на две трети состоит из ссылок на работы научного руководителя, его коллег и соавторов, а изучение иностранной литературы признается едва ли не излишним. Для отечественной высшей школы характерна ориентация на публикации в собственных университетских изданиях, сборниках работ или тезисов конференций, а также преподавание по собственным пособиям.
О роли языковой подготовки в современном техническом вузе достаточно емко, на наш взгляд, сказано в работе [2]: «К профессиональному портрету специалиста в области науки, техники и технологий сегодня добав-
ляются новые характеристики и компетенции, в том числе - способность к организации взаимодействия в научной и производственной среде на уровне международных контактов. Знание одного или нескольких иностранных языков, овладение которыми происходит в процессе формирования профессиональноориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, становится, таким образом, неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов.
Международная деятельность как важнейший фактор развития современного технического университета для его сотрудников и студентов подразумевает организацию научно-исследовательской и образовательной деятельности в международном пространстве, что требует активного владения одним или несколькими иностранными языками.
Задачей современного технического вуза, таким образом, является не только привлечение иностранных специалистов к выполнению исследований и педагогической деятельности, но и перенимание опыта, а в первую очередь -завоевание ключевых позиций в мире науки и образования, что возможно только при поступательном развитии нескольких поколений специалистов-выпускников и сотрудников технического вуза - в соответствии с обновленными целевыми установками в области их профессиональной подготовки.
Таблица 1 - Методика расчета индекса научно-инновационной активности (ИНИА) студента Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ)
Индикаторы Результат Балл
1 2 3 4
1. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК - зарубежных - российских - местных сборниках, депонированные работы публикации 30 20 5
2. Патенты: - зарубежные - российские - поданная заявка патент на изобретение, полезную модель 30 15 10
3. Участие во внутривузовском научно-инновационном конкурсе (В.Н.И.К.) победитель, призер 15
4. Участие в программе У.М.Н.И.К. победитель 35
5. Участие в конкурсах Минобрнауки и РАН победитель, призер 30
6. Участие в областных научно-инновационных конкурсах победитель, призер 25
7. Участие в конференции (с докладом): - международной - всероссийской - внутривузовской выступление на конференции 15 10 5
8. Участие в выставке (с экспонатом): - международной - всероссийской - внутривузовской экспонирование разработки 15 10 5
Уровень международной деятельности, международного сотрудничества для технического университета изменился и на современном этапе представляет собой комплекс сложнейших задач, напрямую связанных с умениями общения, способностью работать в команде, личными и профессиональными качествами, определяющими уровень научноисследовательской и педагогической деятельности, которые возможно реализовать при условии высокого уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере общения».
В Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ) многое делается для обеспечения качества языковой подготовки, повышения роли иностранных языков как инструмента профессиональной деятельности, позволяющего современному специалисту осуществлять научно-
исследовательскую и образовательную деятельность на международном уровне.
Решением ученого совета академии был учрежден институт студентов-
исследователей, который в настоящее время насчитывает более 70 студентов. Приняты Положение о присвоении звания «Студент-исследователь» и Методика расчета индекса научно-инновационной активности (ИНИА) студента-исследователя ГОУ «СибАДИ».
1 2 3 4
9. Участие в научной работе кафедры (хоздоговор, вне-бюджет) научноинновационная работа 15
10. Участие в олимпиадах: - международные - всероссийские - областные - внутривузовские победитель, призер 30 25 15 10
11. Подтверждение уровня владения иностранным языком: - не менее уровня B1 (согласно общеевропейской системе языковой компетенции или приравненных к ней документов) владение языком > 20 (+ 5 баллов за каждый уровень выше, чем B1)
Индекс научно-инновационной активности - I студента подсчитывается по следующей формуле:
I = 1 • б
п - число учтенных позиций;
N - число всех позиций, N=11;
Е - сумма баллов.
Одиннадцатая позиция данной методики серьезный акцент делает на уровень владения иностранным языком.
Институт студентов-исследователей, своеобразная студенческая элита, создан с целью обеспечения условий для индивидуальной научно-педагогической и языковой подготовки выпускаемого академией высококвалифицированного специалиста, бакалавра и инженера-магистра, для последующего по-
е=-
N
ступления в аспирантуру, успешной научной и производственной деятельности.
Одной из важнейших задач созданного института студентов-исследователей является повышение знания по одному из распространенных европейских языков до уровня свободного владения.
В связи с учреждением института студен-тов-исследователей блок управления подготовкой кадров высшей квалификации в академии приобрел следующий вид:
Рис. 1. Блок управления подготовкой кадров высшей квалификации в СибАДИ
В современной экономической ситуации невозможно говорить о конкурентоспособности специалиста, если последний не владеет хотя бы одним иностранным языком. Именно поэтому изучение иностранного языка является необходимой частью программы подготовки студента-исследователя.
Изучение иностранного языка в рамках данной программы должно вестись по нескольким направлениям. Во-первых, студенты, занятые в программе, должны иметь возможность проходить практику, а также изучать отдельные дисциплины за рубежом, что, в свою очередь, возможно только в том случае, если студенты имеют сертификат о сдаче международного экзамена, подтверждающий их уровень владения иностранным языком. Таким образом, на базе СибАДИ должны проводиться курсы подготовки к сдаче международных экзаменов, таких, например, как TOEFL, IELTS, FCE, которые котируются в зарубежных вузах и дают российским студентам право на обучение в данных учебных заведениях.
В настоящее время разработано множество аутентичных учебно-методических пособий, раскрывающих содержание данных экзаменов, что позволяет высококвалифицированным специалистам кафедры иностранных языков СибАДИ собственными силами проводить подготовку студентов к международным экзаменам. Различные международные лингвистические экзамены проводятся два раза в год в Омске международным центром изучения иностранных языков «J&S», с которым возможно заключить договор о приеме данных экзаменов и на базе СибАДИ.
Во-вторых, в рамках программы обучения студента-исследователя должны проводиться и курсы обучения иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации. Студенты начинают осваивать базовые понятия на иностранном языке по своей специальности еще на втором-третьем курсах общеобразовательной подготовки. Однако при специальной подготовке эта работа должна быть более углубленной и ориентироваться, с одной стороны, на отдельного студента, занимающегося своей специальной темой, а с другой на группу студентов, объединенных сферой исследования. Таким образом, студентам необходимо слушать лекции по специальности, затрагивающие основные проблемы того или иного аспекта исследования, которые будут проводиться на иностранном языке препода-вателями-предметниками. Несколько лекционных курсов по специальным предметам
(математическому анализу, системам компьютерной безопасности и др.) уже были проведены в академии в рамках международной программы Темпус-Тасис, длившейся два года. Это был очень полезный опыт и для студентов, и для преподавателей, дающий возможность не только расширить свои знания в профессиональной сфере, но и усовершенствовать навыки владения иностранным языком.
Разработка лекционных курсов на иностранном языке сложна и требует огромной работы как от преподавателей иностранного языка, так и от преподавателей-
предметников. Во-первых, преподаватели иностранного языка должны подготовить студентов к восприятию и компрессии звучащего текста по специальности на иностранном языке. Во-вторых, преподаватели, читающие специальные дисциплины, также должны быть подготовлены к изложению специальной информации на иностранном языке, что, возможно, потребует от них дополнительной подготовки и что, в дальнейшем, может сделать необходимым и организацию специальных курсов по иностранному языку для преподавателей СибАДИ, преподающих спецдисципли-ны. Однако в течение последних двух лет преподавателями СибАДИ (Михайловым Е.М., Завьяловым М.А., Филипповой Н. В., Климкович Е.Я., Цыгулевой М.В., Рахубой Л. Ф. и др.) были разработаны учебные программы и проведены учебные курсы, которые могут послужить великолепной базой не только для работы со студентами-исследователями, но и той основой, на которой будет возможна организация работы с иностранными студентами, при условии включения нашего вуза в международное образовательное пространство.
При индивидуальной работе со студентом-исследователем важнейшим аспектом становится работа со специальной литературой на иностранном языке по теме исследования. Эта работа должна проходить в режиме индивидуальных консультаций, проводящихся преподавателем иностранного языка совместно с преподавателем-предметником, что позволит студенту получить более точную и полную информацию при изучении необходимой ему специальной литературы на иностранном языке.
Итак, учреждение института студентов исследователей в СибАДИ может послужить основой для дальнейшего развития международных контактов в сфере образования и науки, что является в настоящее время условием конкурентоспособности любого вуза.
Следовательно, для интеграции нашего вуза в международное образовательное пространство необходимы следующие шаги:
- разработка образовательных программ на иностранном (английском) языке, с целью привлечения в вуз иностранных студентов;
- курсы иностранного языка для преподавателей, ведущих специальные предметы на языке;
- участие в различных международных программах: Tempus-Tads, Erasmus Mundus и т.д.
- обучение студентов СибАДИ в рамках международных программ в зарубежных вузах;
- стажировка преподавателей в зарубежных вузах с целью повышения квалификации и обмена опытом;
- организация и проведение на базе СибАДИ международных конференций и семинаров, посвященных различным проблемам науки и образования;
- организация на базе СибАДИ международных экзаменов по иностранному языку для студентов и преподавателей вуза, а также курсов подготовки к данным экзаменам.
Библиографический список
1. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Аристер Н.И., Внсковский Н.У. Послевузовское профессиональное образование: состояние, проблемы и тенденции развития. / С.И. Пахомов и др.// Высшее образование сегодня. - 2009 - № 12 - С. 8-16.
2. Слесаренко И.В. Задачи языковой подготовки в современном техническом вузе / И.В. Слесаренко // Высшее образование в России. - 2009 -№ 11 - С. 151-155.
Studying of foreign languages - is the guarantee of competitiveness for a modern specialist
A. M. Zavyalov, T. A. Vorobets
This article tells us about the necessity of studying foreign languages in technical universities that helps future specialists to be competitive in modern economical and cultural international situation and gives some information about the measures which have been already undertaken in the State Siberian Automobile and Transport Academy to make studying foreign languages more effective and intensive.
Завьялов Александр Михайлович - д-р техн. наук, проф., проректор по научной работе Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - динамика рабочих процессов строительных и дорожных машин. Имеет 222 публикации, в том числе 3 монографии.
Воробец Татьяна Алексеевна - канд. филол. наук, доц. кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.