Научная статья на тему 'Влияние проекта «Темпус» на мотивацию изучения иностранного языка'

Влияние проекта «Темпус» на мотивацию изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Андрей Валерьевич

Статья посвящена проблеме дополнительной мотивации изучения иностранного языка. Сделан обзор работы по проекту Tempus в условиях улучшения языковой политики в технических университетах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние проекта «Темпус» на мотивацию изучения иностранного языка»

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА «ТЕМПУС» НА МОТИВАЦИЮ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

А.В. Петров

Аннотация. Статья посвящена проблеме дополнительной мотивации изучения иностранного языка. Сделан обзор работы по проекту Tempus в условиях улучшения языковой политики в технических университетах Российской Федерации.

Ключевые слова: мотивация изучения иностранного языка, международное пространство, языковая политика, профессиональное общение, конкурентоспособность.

Введение

Сегодня в российских вузах уделяется большое внимание политике в области улучшения владения иностранным языком. Возросли и потребности в использовании иностранного языка. Для достижения положительного эффекта в области иностранного языка, очень важно, чтобы изучение носило не просто углублённый характер, а приобрело профессиональный статус.

Именно профессиональный статус может привлечь студентов и преподавателей к изучению иностранного языка и иметь более позитивный характер; стать важным мотивом в изучении этого предмета, который в дальнейшем может перейти в глубокий интерес.

Таким образом, дополнительная мотивация к изучению иностранного языка очень важна.

Повышение мотивации изучения иностранного языка в ходе реализации Тем-пус-проекта

Поэтому реализуемый в российских вузах проект Tempus, целью которого является улучшение языковой политики в технических университетах, стал важным инструментом в понимании того, что знание иностранного языка - это исключительно важный компонент для вхождения в международное пространство.

Проект привлёк к работе преподавателей специальных дисциплин и преподавателей лингвистов. Для преподавателя технической кафедры важным моментом оказалось, то, что стало возможным приложить изучение иностранного языка к профессиональным интересам, это, в свою очередь, явилось положительным импульсом к дальнейшему совершенствованию иностранного языка.

При реализации проекта в Иркутском государственном техническом университете на первом этапе была организована совместная

работа преподавателей технических и лингвистической кафедр, для того чтобы улучшить у преподавателя технической дисциплины имеющиеся знания по иностранному языку, а также выработать дальнейшую стратегию работы. Вторым этапом реализации программы стала поездка в Технический университет города Познань. Целью поездки было как совершенствование иностранного языка, так и обмен опытом с коллегами, работающими на специальных кафедрах университета. В техническом университете города Познань (Польша) были посещены различные лаборатории и обсуждён ряд профессиональных проблем; был проведен семинар «Образовательная и научная деятельность в ИрГТУ»

Так как профессиональное общение происходило на иностранном языке, это, бесспорно, стало положительным импульсом для дальнейшей работы.

Следующим этапом, осуществляемом непосредственно в

ИрГТУ, явилась разработка в сотрудничестве с преподавателем-лингвистом лекций по курсу электротехники и электроники для студентов специальности «Нанотехнология». При этом ставилось целью мотивировать студентов именно к изучению профессионального иностранного языка. Данный вид работы, во-первых, помог преодолеть лектору технической дисциплины барьер в общении с аудиторией на иностранном языке, во-вторых, улучшить качество подготовки студентов технических специальностей в области владения профессионально ориентированным иностранным языком.

Таким образом, развитие образовательной системы современной России осуществляется в условиях системного инновационного процесса. Подобная идеология во многом обусловлена вхождением России в единое европейское образовательное пространство в

рамках Болонского процесса. Это сопряжено с переходом к многоуровневому образованию и реализацией новых подходов к обеспечивающему конкурентоспособность и мобильность выпускников учебных заведений разного уровня качеству образования.

Заключение

Проект Tempus, по мнению автора, оказал существенное влияние на популяризацию и распространение иностранного языка в Российских вузах и на развитие современного образования в целом.

Influence of Tempus-Tasis project on foreign language studies motivation

A.V. Petrov

The article is devoted to the problem of linguistic motivation. Also the article contains review of participating in the project of Tempus in conditions of Linguistic improvement in Technical Universities of Russia.

Петров Андрей Валерьевич - ст. преп., элек-троник кафедры электроники и телекоммуникационных систем Иркутского государственного технического университета. Сфера научных интересов: радиоэлектроника, аналоговые цифровые устройства и цифровая обработка сигналов, имеет 20 публикаций. E-mail: rts_lab@istu.edu

ЗНАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - ЗАЛОГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

А.М. Завьялов, Т.А. Воробец

Аннотация. В данной статье говорится о необходимости углубленной языковой подготовки в современных технических вузах России с целью организации научно-исследовательской и образовательной деятельности в международном пространстве, а также предоставляется информация о шагах, которые были предприняты для решения данной проблемы в СибАДИ.

Ключевые слова: образовательная деятельность, языковая подготовка, международная деятельность, институт студентов-исследователей, научноисследовательская активность.

На встрече в г. Красноярске с коллективом Сибирского федерального университета в феврале 2010 года первый вице-премьер Правительства Российской Федерации Шувалов И.И., обращаясь к студентам и аспирантам, призвал изучать английский язык для того, чтобы быть конкурентоспособными специалистами как в России, так и за рубежом. С этим заявлением Шувалова И.И. трудно не согласиться.

Действительно, только специалист (бакалавр, инженер, магистр, научный работник, преподаватель), владеющий одним или несколькими иностранными языками, может из первоисточников получать информацию о результатах исследований зарубежных коллег и объективно оценивать свое место в мировой науке, технике и технологиях. В ситуации [1], когда аспиранты, составляющие большинство

молодых преподавателей, оказываются замкнутыми на своих научных руководителей, те становятся для них, по сути, единственным источником академических норм и информации. В результате библиография большинства диссертационных работ на две трети состоит из ссылок на работы научного руководителя, его коллег и соавторов, а изучение иностранной литературы признается едва ли не излишним. Для отечественной высшей школы характерна ориентация на публикации в собственных университетских изданиях, сборниках работ или тезисов конференций, а также преподавание по собственным пособиям.

О роли языковой подготовки в современном техническом вузе достаточно емко, на наш взгляд, сказано в работе [2]: «К профессиональному портрету специалиста в области науки, техники и технологий сегодня добав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.