А.М. ЗАВЬЯЛОВ, профессор, М°дернизация
проректор по научной работе ПОДГОТОВКИ студентов
МА. федорова, дщтт к научной деятельности
В материалах статьи показаны возможные пути модернизации подготовки студентов к научной деятельности, а также способы включения студенческой исследовательской деятельности в общую систему научной работы вуза.
Ключевые слова: подготовка студентов технического вуза к научной деятельности, студенты и молодые ученые, образовательные траектории, студент-исследователь.
В связи с модернизацией системы отечественного высшего образования, происходящей в условиях ее вхождения в единое европейское образовательное пространство, встает вопрос о совершенствовании всех видов студенческой деятельности. Однако, как показывает практика, развитие учебной деятельности уходит несколько вперед. Мы имеем в виду и рейтинговую систему оценки знаний студентов как в группах, так и на факультете, и развитую систему менеджмента качества в вузах РФ, и довольно благоприятную ситуацию, сложившуюся в сфере повышения квалификации преподавателей.
В то же время многие исследователи подчеркивают необходимость системного развития учебной, научной и воспитательной деятельности в вузе [1-3]. Нерешенные вопросы в сфере научно-инновационной деятельности молодых ученых связаны с комплексом проблем, на которых следует остановиться подробно.
Проблема старения российской науки. По данным на 2005 г., средний возраст российских кандидатов наук составлял 53 года, докторов наук - 61 год. Сопровождающим фактором в данном случае является общественное мнение о нестатусности профессии ученого. Как сообщает пресс-служба Минобр-науки, «по данным социологических опросов, среди причин, по которым
многие аспиранты не изъявляют желания работать в качестве ученого, доминируют одна главная и три дополнительные. Главная причина - низкая оплата труда. Дополнительные причины: отсутствие у НИИ материальной базы, необходимой для современных научных исследований; чрезмерная за-бюрократизированность организации научной работы; низкий престиж научной работы» [4]. Поэтому сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического и образовательного комплекса может быть обеспечено созданием условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки, технологий и образования.
Недостаточная мотивация студентов. Она связана с низкой информированностью студентов и молодых ученых о разных аспектах и возможностях (перспективах) научной деятельности. Во многих вузах отсутствуют структуры или сотрудники, в задачу которых входило бы распространение информации о российских и международных конкурсах, конференциях, а также помощь в оформлении заявок. Между тем одной из форм мотивации научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых является участие в конкурсах научных работ. При этом важную роль играет культура заполнения грантовых заявок, их соответствие заявленным
требованиям, в том числе объему, структуре, финансовым показателям. Молодые исследователи зачастую не имеют представления о логико-структурной матрице, календарном плане и смете проекта - определяющих документах, по которым грантодатель может судить об уровне заявляемого исследования. Не менее важно, особенно в конкурсах зарубежных грантов, правильное обоснование превосходства данной работы над прочими.
Низкая мотивация обусловлена также отсутствием системы поощрения студентов, занимающихся научной деятельностью, и размытостью их перспектив в качестве ученых.
Перегруженность учебного процесса аудиторными занятиями. Опасаясь «потерять» часовую нагрузку, кафедры вузов неохотно идут на модернизацию способов подачи материала и диверсификацию форм преподавания. По-прежнему в учебных планах, рабочих программах превалируют лекционные и семинарские практические занятия, предполагающие одновременную работу преподавателя с группой студентов в количестве 25-30 человек, а также лабораторные работы рутинного характера.
При преподавании ряда дисциплин имеет место механическое дублирование материала, неоправданное количество курсовых работ, рефератов; как следствие - не хватает времени на творческое осмысление изучаемого материала, на работу в исследовательских коллективах.
Отсутствие индивидуальных образовательных траекторий. Очевидно, что не все студенты должны и могут быть заинтересованы в выполнении проектных и подобных им заданий: студент-исследователь - это единичное по сути явление. Поэтому необходимо проводить анкетирование студентов первого-второго курса на пред-
мет выявления у них интереса к научно-исследовательской работе.
В дальнейшем возможно проведение анализа индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучающегося (например, по иностранному языку); на этой основе совместно с ним вырабатывается индивидуальная образовательная траектория. Она предполагает выполнение студентом индивидуальных тематических работ, включенных в план научно-исследовательской деятельности, вместо текущих контрольных заданий по общим и специальным предметам. Эта идея неоднократно подчеркивалась представителями многих российских вузов [5, 6], она также близка к понятию тьюторства [7].
Возможности индивидуализации обучения обусловлены психологическими особенностями студентов, специализацией и уровнем подготовки по специальности, уровнем сформиро-ванности коммуникативных компетенций, включая языковую подготовку.
К примеру, следует говорить о раз-
личии требований при подготовке специалиста для дорожно-транспортного комплекса и ученого-педагога для той же отрасли. Не умаляя возможностей и способностей отдельных преподавателей осуществлять оба вида деятельности, мы считаем, что исследование является более сложным видом деятельности, своеобразной «надстройкой» над уровнем основной квалификации. Поэтому для вовлечения в нее необходима дополнительная системная подготовка.
Чтобы выявить уровень сформиро-ванности тех или иных компетенций, нужно проводить различного вида мо-ниторинги: анкетирование, тестирование, собеседование. В зависимости от их результатов формируются индивидуальные программы обучения студентов.
Разработка подобных образовательных траекторий, а также их реализация являются делом специально подготовленного педагогического коллектива. Решение этой задачи предполагает модернизацию системы форм преподавания: помимо традиционных лекций, семинаров, лабораторных работ, в образовательный процесс следует активно включать индивидуальные консультации, тандемные занятия по дисциплинам специальности (преподаватель специальной кафедры -преподаватель иностранного языка), мини-конференции. Опора на фундаментальные научные исследования (модель «гумбольдтовского» университета) вполне может сочетаться с индивидуальными консультациями «студент - преподаватель» (модель «Окс-бридж»). Кроме того, по мнению Е.В. Строгецкой, данное сочетание вполне может быть дополнено практиками инновационного университета, а именно ориентацией на современные потребности общества и доминирующей ролью дистанционных технологий в
образовании. Такую комплексную модель она называет «университетом постмодерна» и считает, что подобное сочетание возможно, так как «деятельность университета всегда комплексна» [2].
В последнее время принято говорить о смене дидактических парадигм - о переходе от традиционной, основанной на приоритете теоретических знаний и преобладании объяснительно-иллюстративного способа подачи материала при доминировании памяти над мышлением в учебной деятельности - к новой, объединяющей вышеназванные подходы [8].
Низкая коммуникативная грамотность студентов и молодых ученых. Она является следствием незаслуженно малого внимания к дисциплинам гуманитарного профиля, а также отсутствия опыта формирования междисциплинарных курсов.
Данная проблема включает в себя и низкую культуру написания письменных работ разных жанров, таких как научная статья, заявка на патент, описание изобретения, описание эксперимента, заявка на конкурс, отчет о проведенном научном исследовании и др.
Более того, в контексте вхождения России в европейское образовательное пространство возрастает необходимость работать с грантовой документацией (подготовка заявок, заполнение форм, написание отчетов на английском языке). Знание иностранного языка способствует академической мобильности студентов, аспирантов и молодых ученых, т.к. повышает возможности вести диалог, готовить совместные проекты с коллегами из-за рубежа. С перспективой экспорта образовательных услуг также назрела необходимость в подготовке курсов семинаров и лекций на иностранном языке. Очевидно, что уже «сложивши-
еся» ученые долгое время не имели возможности обновлять свои коммуникативные навыки, в том числе по иностранному языку; в то же время студенты, изучая его на 1-2-м курсах, еще не владеют терминологией своей специальности (даже на русском языке). Поэтому при попытке ввести часть терминологии на английском преподаватель иностранного языка, не являясь специалистом в той или иной области, часто сталкивается с проблемой невозможности объяснить тот или иной термин, вследствие чего студентам для работы предлагаются тексты более общей направленности.
Обозначенные проблемы носят комплексный характер и должны решаться на всех уровнях: административном, документальном, информационном.
Развитие системы научной работы студентов не только позволит обеспечить преемственность научно-педагогических кадров, снизить средний возраст российских ученых, но и будет способствовать формированию личности представителя молодого поколения даже в том случае, если он не выберет научную деятельность в качестве будущей профессии.
Система подготовки молодежи к научно-исследовательской деятельности должна включать в себя следующие элементы:
■ участие в научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых;
■ конкурсный отбор как дипломных, так и курсовых работ с обязательной процедурой их публичной защиты;
■ модульная организация курсов по различным направлениям и дисциплинам, в том числе с возможностью дистанционного обучения;
■ расчет индекса научно-инновационной активности и рейтинговых
показателей студентов, аспирантов и молодых ученых;
■ ведение регулярно обновляемой базы данных российских и зарубежных конкурсов, грантов для студентов, аспирантов и молодых ученых;
■ тьюторство в сфере научно-инновационной деятельности вуза (например, должность заместителя декана по научной работе, в функции которого входит формирование базы данных студентов-исследователей на каждом факультете, связь с международным и научным отделами вуза, распространение информации о достижениях студентов-исследователей среди абитуриентов факультета);
■ информационный блок, содержащий всю документацию, а также данные о научной деятельности вуза в целом, о перспективах и достижениях студентов в их исследовательской работе.
Поэтапность развития и четкая структурированность представленной системы позволят не только развивать научно-исследовательскую работу
студентов на факультетах, но и достичь той скоординированности и комплексности, которая присуща системе учебной деятельности в большинстве российских вузов.
Мы считаем, что разработанная в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии Программа подготовки студентов-исследователей удовлетворяет всем перечисленным условиям. Она направлена на:
• подготовку резерва научно-педагогических кадров, глубокое, целенаправленное и творческое развитие студентов, включая выполнение студентами-исследователями научно-исследовательской, проектно-конструкторской, изобретательской и учебно-методической работы;
• повышение уровня выполнения студентами-исследователями выпускных квалификационных работ бакалавров, инженеров и магистров, а также создание научного задела для подготовки кандидатской диссертации;
• обеспечение комплексной подготовки (включая компьютерную и языковую) студентов-исследователей к поступлению в магистратуру и аспирантуру;
• участие студентов в городских, региональных, всероссийских, международных форумах и конкурсах.
Студент, выполнивший программу студента-исследователя, готов к поступлению в аспирантуру: он обладает высоким уровнем компьютерной и языковой подготовки (имеет сертификат), владеет методиками и навыками выполнения научно-исследовательских работ и преподавательской деятельности, имеет серьезный научный задел по теме диссертационной работы, опыт выступлений с докладами и ряд публикаций.
Согласно Положению, звание «Студент-исследователь» вводится как одна из форм поощрения студен-
тов Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, принимающих активное участие в научно-исследовательской работе. Этого звания могут быть удостоены студенты, владеющие методикой самостоятельного решения научных задач, навыками работы в научных коллективах, имеющие научные публикации, патенты на изобретения, принимающие участие в конкурсах на получение грантов, победители всероссийских, зональных и университетских конкурсов на лучшую научную студенческую работу, а также те, кто получает государственную академическую стипендию. Предусматривается также статус кандидата на звание «Студент-исследователь» как подготовительная ступень. Звание «Студент-исследователь» присваивается приказом ректора академии на основании решения Совета по научно-исследовательской работе студентов (НИРС). Деканы факультетов и кафедры представляют материалы о присвоении учащимся звания «Студент-исследователь» в Совет по НИРС. Представление к званию «Студент-исследователь» осуществляется, как правило, не ранее, чем на 2-м курсе обучения. Рекомендованные студенты должны учиться на «хорошо» и «отлично» (необходимое условие). Достаточным условием является достижение критериального значения индекса научно-инновационной активности студента.
Звание «Студент-исследователь» дает преимущественное право на обучение по индивидуальному плану, на участие в научно-инновационных мероприятиях с оплатой из внебюджетных средств, преимущества при поступлении в аспирантуру. «Студенту-исследователю» выплачивается материальное поощрение в размере 30% от государственной академической стипендии ежемесячно (при наличии вне-
бюджетных средств или стипендиального фонда). Звание «Студента-исследователя» подтверждается ежегодно.
Рассмотрим целевое назначение и задачи звания «Студент-исследователь».
Цель: обеспечить индивидуальную научную, педагогическую и языковую подготовку выпускаемого академией высококвалифицированного специалиста (бакалавра, инженера, магистра) для последующего его поступления в аспирантуру и для успешной проектной научной и производственной деятельности.
Концепция: обеспечить преемственность научно-педагогических кадров через систему подготовки студентов-исследователей.
Направления:
♦ выполнение студентами-исследователями научно-исследовательской, проектно-конструкторской, изобретательской и учебно-методической работы;
♦ повышение уровня выполнения выпускных квалификационных работ бакалавров, инженеров и магистров, а также создание научного задела для подготовки кандидатской диссертации.
Задачи:
♦ перенять опыт и сохранить традиции школы ученых и преподавателей СибАДИ, признанных отечественной и мировой научной общественностью ведущими в областях их деятельности;
♦ приобрести навыки проведения научно-исследовательских и проект-
Таблица 1
Методика расчета индекса научной активности_
Индикаторы Результат Балл
1. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК: - зарубежных - российских - местных сборниках, депонированные работы Публикации 30 20 5
Патенты:
2 - зарубежные Патент на изобретение, 30
- российские полезную модель 15
- поданная заявка 10
3. Участие во внутривузовском научно-инновационном конкурсе (В.Н.И.К.) Победитель, призер 15
4. Участие в программе У.М.Н.И.К. Победитель 35
5. Участие в конкурсах Минобрнауки и РАН Победитель, призер 30
6. Участие в областных научно-инновационных конкурсах Победитель, призер 25
Участие в конференции (с докладом):
7. - международной - всероссийской - внутривузовской Выступление на конференции 15 10 5
Участие в выставке (с экспонатом):
8. - международной - всероссийской Экспонирование разработки 15 10
- внутривузовской 5
9 Участие в научной работе кафедры (хоздоговор, Научно-инновационная 15
внебюджет) работа
10. Участие в олимпиаде Победитель, призер 10
> 20(+ 5
11. Подтверждение уровня владения иностранным языком -не менее уровня В1 (согласно общеевропейской системе Владение иностранным баллов за каждый
языковой компетенции или приравненных к ней документов) языком уровень выше, чем В1)
но-конструкторских работ с использованием уникальной приборной базы академии;
♦ освоить методические принципы и приобрести некоторый опыт преподавательской работы;
♦ приобрести начальный опыт написания научных отчетов, подготовки публикаций и заявок на изобретения (патентов);
♦ обучиться методам решения инженерных и научных задач с применением персонального компьютера и оформления с его помощью текстовых и графических результатов;
♦ освоить один из распространенных европейских языков до уровня свободного владения.
Нами предложена методика расчета индекса научно-инновационной активности (ИНИА) студента по 11 индикаторам (табл. 1).
Индекс научно-инновационной активности студента подсчитывается по следующей формуле:
0, где
число учтенных позиций;
'=х
q=n; n
* N
N - число всех позиций (N=11); £ -сумма баллов.
Созданная в СибАДИ педагогическая система подготовки студентов к научной деятельности является необходимым условием качественного отбора аспирантов и в конечном счете -эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров.
Литература
1. Давыденко Т.М, Беняш М.В. Система стимулирования научно-исследовательской работы студентов и молодых ис-
следователей // Высшее образование сегодня. 2008. № 11. С. 18-21.
2. Строгецкая Е.В. В поисках модели со-
временного университета // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 15-17.
3. Ашмарин И.И, Клементьев Е.Д. Гума-
нитарная составляющая университетского научно-технического образования // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 3-14.
4. Воспроизводство кадрового потенциала
науки и высшего образования: Сообщение пресс-службы Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 ноября, 2006 г. URL: http:// www.researcher-at.ru/index.php?option= content&task=view&id = 345&Itemid=
5. Бобрик Д.И. Научно-исследовательская
деятельность студентов в условиях кафедры акушерства УО ВГАВМ // Образование. Инновации. Качество: Материалы III Международной научно-методической конференции, Курск, 30-31 января 2008 г.). Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. акад., 2008. 358 с. С. 202-203.
6. Якиманская И.С. Методика личностно-
ориентированного образования. М.: [б.и.], 2000.
7. Ковалева Т.М. Возможности тьютор-
ского сопровождения в современном вузе. URL: http://www.thetutor.ru/ higher/ article05.html
8. Епишева О.Б. Основные педагогические
задачи модернизации российского об-
разования // Роль программы дической видеоконференции, посвя-
ТЕМПУС в создании общеевропейско- щенной 20-летию программы
го образовательного пространства: Ма- ТЕМПУС. 17 мая 2010 г. Тюмень: Тюм-
териалы Международной научно-мето- ГНГУ, 2010. С. 45—52.
ZAVYALOVA, FEDOROVA M. MODERNIZATION OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS' TRAINING FOR SCIENTIFIC WORK
The article looks at the possible ways of modernization of technical university students' training system for scientific work, as well as the ways of including students' research activity into the whole system of the university scientific work.
Keywords: technical university students' training system for scientific work, educational trajectory, student-researcher.
В.В. БИРЮКОВ, профессор, проректор по экономике, заочному и дополнительному образованию
Финансово-экономические аспекты развития академии
Рассмотрены особенности финансово-экономической деятельности академии, а также приоритетные направления ее развития.
Ключевые слова: управление, стратегия, инновации, рынок, модернизация.
Конкурентоспособность любого вуза во многом зависит от имеющихся финансовых ресурсов и используемых организационно-экономических механизмов. Совершенствование организационной, экономической и финансовой деятельности СибАДИ за пятилетний период привело к значительному улучшению ее финансово-экономического состояния. Соответствующие оценки позволяют утверждать, что академия имеет стабильное финансовое положение с тенденциями роста экономического потенциала; это подтверждается положительной динамикой всех видов доходов с ростом показателей по каждому виду деятельности. Так, общий объем доходов академии за 2005-2009 гг. увеличился с 347,6 до 578,7 млн. руб. (в 1,7 раза), в том числе бюджетных поступлений - с 116,2 до 290,1 млн. руб. (в 2,5 раза), внебюджетных поступлений - с 231,5 до 288,5 млн. руб. (в 1,3 раза).
Сложившиеся конкурентные пози-
ции СибАДИ на рынках труда и интеллектуальных услуг во многом определяются ростом кадрового потенциала академии и улучшением его структуры в результате проводимой кадровой политики. Последняя, в свою очередь, зависит от доходов вуза, которые в