Научная статья на тему 'Научная работа студентов как педагогическая система'

Научная работа студентов как педагогическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЗВАНИЕ «СТУДЕНТ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завьялов Александр Михайлович, Сидирова Мария Александровна

Новые условия функционирования системы высшего образования требуют разработки научно обоснованных управленческих решений по активизации исследовательской деятельности студентов. В данной работе представлена разработанная в ГОУ «СибАДИ» комплексная Программа подготовки студентов-исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завьялов Александр Михайлович, Сидирова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная работа студентов как педагогическая система»

РАЗДЕЛ V

ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

НАУЧНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

А.М. Завьялов, д-р техн. наук, проф., М.А. Сидорова, канд. филол. наук, доц.

Аннотация. Новые условия функционирования системы высшего образования требуют разработки научно обоснованных управленческих решений по активизации исследовательской деятельности студентов. В данной работе представлена разработанная в ГОУ «СибАДИ» комплексная Программа подготовки студентов-исследователей.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, звание «студент-исследователь», магистратура, аспирантура, коммуникативная культура, преемственность подготовки научно-педагогических кадров.

Введение

В научной и методической литературе неоднократно подчеркивалась необходимость начинать исследовательскую работу студентов на раннем этапе обучения в вузе. В то же время многие опубликованные по этой тематике материалы только обозначают проблему и носят декларативный характер. В других предлагаются лишь отдельные меры по решению проблемы активизации научной деятельности студентов и интеграции образовательной и научной деятельности. Они обозначаются по-разному, но сводятся к нескольким направлениям: участие студентов в конкурсах и конференциях, посещение научных кружков и секций.

Программа подготовки студентов-исследователей в ГОУ «СибАДИ»

В Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ, г. Омск) разработана Программа подготовки студен-тов-исследователей (принята на заседании Ученого совета ГОУ «СибАДИ» 30.01.2009, протокол № 1), которая направлена на:

- подготовку резерва научнопедагогических кадров, глубокого, целенаправленного и творческого развития студентов, включая выполнение студентами-исследователями научно-исследовательской, проектно-конструкторской, изобретательской и учебно-методической работы;

- ориентацию работы студентов-исследователей на повышение уровня выпол-

нения выпускных квалифицированных работ бакалавров, инженеров и магистров, а также создание научного задела для подготовки кандидатской диссертации;

- обеспечение комплексной подготовки (включая компьютерную и языковую) студен-тов-исследователей к поступлению в магистратуру и аспирантуру; участие в городских, региональных, всероссийских, международных форумах и конкурсах.

Студент, выполняющий программу сту-дента-исследователя, перед поступлением в аспирантуру получает высокий уровень компьютерной и языковой подготовки (имеет сертификат); владеет методиками и навыками выполнения научно-исследовательских работ и преподавательской деятельности, имеет серьезный научный задел по теме диссертационной работы, опыт выступлений с докладами и ряд публикаций.

В Программу входят следующие документы: Положение о студенте-исследователе, форма договора и представления отчетных материалов.

Согласно Положению, звание «Студент-исследователь» вводится как одна из форм поощрения студентов Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ), принимающих активное участие в научно- исследовательской работе.

К званию «Студент-исследователь» могут быть представлены студенты, владеющие методикой самостоятельного решения научных

задач, навыками работы в научных коллективах, имеющие научные публикации, патенты на изобретения, принимающие участие в конкурсах на получение грантов, а также победители во всероссийских, зональных и университетских конкурсах на лучшую научную студенческую работу и получающие государственную академическую стипендию.

Предусматривается также статус кандидата на звание «Студент - исследователь» как подготовительная ступень к получению звания «Студент - исследователь».

Звание «Студент - исследователь» присваивается приказом ректора академии на основании решения Совета по научноисследовательской работе студентов (НИРС). Деканы факультетов и кафедры организуют работу по представлению к званию «Студент-исследователь» и представляют материалы в Совет по НИРС до 20 июня ежегодно. Совет НИРС готовит проект приказа по представлению к званию «Студент-исследователь» до 1 июля ежегодно.

Представление к званию «Студент - исследователь» осуществляется, как правило, не ранее, чем на втором курсе обучения. Студенты, рекомендованные к званию, должны обучаться на «хорошо» и «отлично» (необходимое условие).

Достаточным условием присвоения студенту звания «Студент - исследователь» является достижение критериального значения индекса научно-инновационной активности студента (ИНИА).

Звание «Студент - исследователь» дает преимущественное право на: обучение по индивидуальному плану; участие в научноинновационных мероприятиях с оплатой из внебюджетных средств (при условии их наличия); рекомендацию к поступлению в аспирантуру ГОУ «СибАДИ»; преимущества при поступлении в аспирантуру (согласно Положению о подготовке научных и научнопедагогических кадров в ГОУ «СибАДИ»).

«Студенту - исследователю» выплачивается материальное поощрение в размере 30 % от государственной академической стипендии ежемесячно (при условии наличия внебюджетных средств или стипендиального фонда).

Звание «Студента - исследователя» подтверждается ежегодно.

Студенты,утратившие право на получение государственной академической стипендии по результатам экзаменационной сессии, не получают материальное поощрение, начиная с первого числа следующего за окончанием экзаменационной сессии месяца.

Определены целевое назначение и задачи студента-исследователя.

Цель: обеспечить индивидуальную научную, педагогическую и языковую подготовку выпускаемого академией высококвалифицированного специалиста: бакалавра, инженера, магистра, для последующего его поступления в аспирантуру, успешной проектной научной и производственной деятельности.

Концепция: создать условия преемственной подготовки научно-педагогических кадров через систему подготовки студентов-исследователей.

Направления:

- для подготовки резерва научно-

педагогических кадров, глубокого, целенаправленного и творческого развития студентов, считать необходимым выполнение сту-дентами-исследователями научноисследовательской, проектно-

конструкторской, изобретательской и учебнометодической работы;

- тематику работы студентов-исследователей целесообразно ориентировать на повышение уровня выполнения выпускных квалификационных работ бакалавров, инженеров и магистров, а также создание научного задела для подготовки кандидатской диссертации.

- унаследовать опыт и традиции школы ученых и преподавателей Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, признанных отечественной и мировой научной общественностью ведущими в областях их деятельности;

- углубить подготовку и приобрести

начальные навыки в проведении научноисследовательских и проектно-

конструкторских работ с использованием уникальной приборной базы академии;

- освоить методические принципы и приобрести некоторый опыт преподавательской работы;

- приобрести начальный опыт написания научных отчетов, подготовки публикаций и заявок на изобретение (патентов);

- обучиться методам решения инженерных и научных задач с применением персональных компьютеров и оформления с их помощью текстовых и графических результатов;

- повысить знания по одному из распространенных европейских языков до уровня свободного владения.

Предложена методика расчета Индекса научно-инновационной активности (ИНИА) студента по 11 индикаторам (таблица 1).

Таблица 1 - Методика расчета индекса научной активности (ИНИА)

Индикаторы Результат Балл

1 Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК - зарубежных - российских - местных сборниках, депонированные работы публикации 01 О О

2 Патенты: - зарубежные - российские - поданная заявка патент на изобретение, полезную модель 30 15 10

3 Участие во внутривузовском научноинновационном конкурсе (В.Н.И.К.) победитель, призер 15

4 Участие в программе У.М.Н.И.К. победитель 35

5 Участие в конкурсах Минобрнауки и РАН победитель, призер 30

6 Участие в областных научно-инновационных конкурсах победитель, призер 25

7 Участие в конференции (с докладом): - международной - всероссийской - внутривузовской выступление на конференции 15 10 5

8 Участие в выставке (с экспонатом): - международной - всероссийской - внутривузовской экспонирование разработки 15 10 5

9 Участие в научной работе кафедры (хоздоговор, внебюджет) научно-инновационная работа 15

10 Участие в олимпиаде победитель, призер 10

11 Подтверждение уровня владения иностранным языком: - не менее уровня В1 (согласно общеевропейской системе языковой компетенции или приравненных к ней документов) владение иностранным языком > 20 (+ 5 баллов за каждый уровень выше, чем В1)

Индекс научно-инновационной активности

- I студента подсчитывается по следующей формуле:

I = Т • б ,

п

Где б = N

п - число учтенных позиций;

N - число всех позиций, N=11;

£ - сумма баллов.

Пример вычисления (ИНИА):

Т = 25

п = 5 N = 11

I = 25 • — = 11,36 11

(1)

Функционирование системы подготовки студента-исследователя невозможно без такой важной части, как развитие коммуникативных компетенций. Это, в свою очередь, предполагает как развитие культуры речи [1], так и уровня владения иностранными языками.

Принято считать, что в техническом вузе кафедра иностранных языков выполняет второстепенную функцию, не участвуя в подготовке патентных заявок и хоздоговорной деятельности. Однако в свете вышесказанного хотелось бы сместить акцент с ее второстепенной функции на сопроводительную. Преподаватели кафедры в сотрудничестве с представителями международного отдела вуза способны разработать и систему языковой подготовки студентов-исследователей и сопровождать процесс их подготовки по всей траектории до аспирантуры и докторантуры, вести переписку с представителями зарубежных вузов, осуществлять консультативную деятельность по подготовке статей на ино-

странном языке, а также грантовых заявок в Возможные направления по созданию по-международные фонды и организации. добной системы курсов и консультаций пред-

ставлены в таблице 2.

Таблица 2 - Программа развития коммуникативной культуры студентов-исследователей.

Культура речи Иностранный язык

Деловое общение: - самопрезентация (в том числе написание резюме, поведение на собеседовании); - культура поведения, корпоративная культура вуза; - знакомство с миссией вуза, целями и задачами, а также основными достижениями его научной деятельности. Деловое общение: - знакомство, самопрезентация; - написание резюме и сопроводительного письма; - изучение особенностей деловой и дружеской переписки.

Особенности научного стиля и его жанров. - статья; - тезисы; - курсовая/ дипломная работа (введение, заключение, библиография); - научные отчеты; - описание изобретения, заявка на патент; - подготовка грантовой заявки. Курс «Аннотирование и реферирование» на иностранном языке. Практикум по написанию /переводу статьи на иностранный язык и, как его логическое продолжение, по представлению доклада по результатам исследования, перед аудиторией.

Курс по подготовке и представлению презентаций. Курс «Английский в сфере профессиональной коммуникации/ Английский для специальных целей» (ESP).

Данные курсы могут читаться как параллельно, так и последовательно, сначала по культуре речи, а затем по иностранному языку.

Предложенная программа удовлетворяет основными критериям современной европейской системы образования, среди которых:

1. Личностно-ориентированный подход, включающий модульно-рейтинговые технологии, технологии индивидуальных образовательных траекторий, разноуровневого обучения, что соответствует

понятию открытого образования [2; 3; 4].

2. Гуманитаризация образования (роль языковой подготовки и коммуникативной культуры в целом).

3. Разработка системы стимулирования субъектов научно-исследовательской деятельности на всех ее этапах.

Среди перспектив развития Программы подготовки студента-исследователя в ГОУ «СибАДИ» выделим следующие:

1. Определение основ создания индивидуальной траектории обучающегося (групповое или индивидуальное обучение; различие в интенсивности подготовки, определяемое индивидуальными особенностями личности; принципы формирования языковых групп);

2. Разработка системы стимулирования студентов-исследователей и их научных консультантов.

3. Разработка системы курсов и консультаций (курсы по иностранному языку и культуре речи, «Патентоведение», «Основы инновационного менеджмента», «Современные информационно-коммуникационные технологии»).

Заключение

Предложенные материалы являются начальным этапом разработки системы подготовки студента к научной деятельности на стадии его обучения в вузе. Эта система является неотъемлемым компонентом качественного отбора кандидатов в аспирантуру и, в конечном счете, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров.

Библиографический список

1. Манвелова И.А. Английский язык минус русский равняется нулю? // Высшее образование сегодня // Высшее образование сегодня. 2008. № 12. - С. 52-53.

2. Якиманская И.С. Методика личностноориентированного образования / И.С. Якиманская М.: [б.и.]. 2000.

3. Бобрик Д.И. Научно-исследовательская деятельность студентов в условиях кафедры акушерства УО ВГАВМ // Образование. Инновации. Качество (материалы III международной научнометодической конференции, г. Курск, 30 - 31 января 2008 г.). - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2008. -358 с.- С.202-203.

4. Ковалева Т.М. Возможности тьюторского сопровождения в современном вузе // http://www.thetutor.ru/higher/article05.html

5. Давыденко Т.М., Беняш М.В. Система стимулирования научно-исследовательской работы студентов и молодых исследователей // Высшее образование сегодня. 2008. № 11. - С. 18-21.

6. Шалимова Д.В. Воспитание инновационно активных специалистов в техническом вузе // Современное образование: вызовам времени - новые подходы: материалы междунар. науч.-метод. конф., 31 января - 1 февраля 2008 г., Россия, Томск. -Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2008. - 268 с. - С. 183-184.

Students’ scientific work as a pedagogical system

A.M. Zavyalov, M.A. Sidorova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

New circumstances of higher education system functioning require the development of substantiated management decisions for the improvement of students’ scientific work. The complex programme of students-researchers training,

which has been offered for The Siberian Automobile and Highway Academy, is presented in the article.

Завьялов Александр Михайлович - д-р техн. наук, проф., академик РАЕН, проректор по научной работе Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - динамика рабочих процессов строительных и дорожных машин. Имеет 222 публикации, в том числе 3 монографии. е-mail: nis@sibadi.org

Сидирова Мария Александровна - канд. филил. наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильнодорожной академии. Основное направление научных исследований - методика преподавания иностранного языка, развитие коммуникативной культуры студентов и молодых ученых, международное сотрудничество в сфере высшего образования, Имеет 41 публикацию. e-mail: sidorova_ma@sibadi. org

Статья поступила 20.01.2009 г

УДК 37.013.46

РАССМОТРЕНИЕ СУЩНОСТИ ЯЗЫКОВЫХ КОНЦЕПТОВ КУЛЬТУРЫ В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КУРСАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СВЯЗИ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СТЕПЕНИ АДЕКВАТНОСТИ ПЕРЕВОДА

Е.В. Цупикова, канд. пед. наук, доц.

Аннотация. Статья содержит материал по теории лингвистических концептов и рекомендации по освоению данной теории в процессе преподавания лингвистических курсов.

Ключевые слова: концепт, дискурс, смысл, переносное значение, образное значение, символическое значение.

Введение

Современная гетерогенность культур представлена проблемой адекватности перевода любого высказывания (произведения) с одного языка на другой. Точного соответствия лексических значений одного языка другому не существует. Всегда остаются нюансы, которые переводчик в прямом и переносном смысле физически не способен передать. При переходе с языка подлинника на язык перевода невозвратно утрачиваются аллитерации, омонимии, консонансы, что существенно обедняет, а может и искажать произведение в целом. Так, фонетико-семантическая сторона произведения, его «звукопись» при переводе

может сильно искажаться, а то и вовсе утрачиваться (ср. «Перевод не является также и нормой нашего отношения к чужому языку. Скорее необходимость прибегнуть к переводу похожа на утрату собеседниками их самостоятельности. Там, где требуется перевод, там приходится мириться с несоответствием между точным смыслом сказанного на одном и воспроизведенного на другом языке, - несоответствием, которое никогда не удается полностью преодолеть» [1, 447]).

Итак, язык - одна из высших форм проявления культуры, но и культура своими основополагающими смысловыми характеристиками располагается в сфере языка. Задачу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.