Научная статья на тему 'ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ТРЕНЕРА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ТРЕНЕРА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР / СПОРТИВНАЯ ШКОЛА СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / СПОРТСМЕНЫ-ПОДРОСТКИ / РОДИТЕЛИ СПОРТСМЕНОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Манжелей И. В., Гладкова Н. С., Иванова С. В.

Цель исследования - изучение профессионально значимых качеств детского тренера по мнению трех субъектов сельского муниципального образования: тренеров, спортсменов и родителей. Методика и организация исследования. Научная работа проведена в 2022 г. в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования - детско-юношеской спортивной школе (МАУ ДОДЮСШ) № 2 Тюменского района Тюменской области с привлечением тренеров (16 чел.), спортсменов-подростков (256 чел.) и их родителей (278 чел.). Выборка составила 550 человек в возрасте от 10 до 69 лет. В ходе исследования был организован онлайн-опрос по структурированным анкетам трех видов «Тренер», «Спортсмен», «Родитель», состоящих из 10 блоков вопросов. В одном из блоков респондентам были заданы вопросы о значимых качествах идеального и реального детского тренера и предложен их перечень, с предложением оценки по 10-балльной шкале. Результаты исследования и выводы. Выявлено, что представления об образе идеального детского тренера, которые сложились в сознании самих тренеров и родителей спортсменов, превосходят оценку реального тренера по большинству качеств и отличаются от оценки спортсменов-подростков, в сознании которых реальный тренер лучше, нежели идеальный. Анализ значимых качеств детского тренера показал, что все субъекты спортивной школы довольно высоко оценивают реального тренера, отдавая предпочтение таким личностным качествам, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, рассматривая его в первую очередь в качестве педагога-воспитателя. Кроме того, для тренеров и родителей важны технико-тактическая, психологическая компетентность и самоконтроль тренера, а для спортсменов-подростков и их родителей - справедливость тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Манжелей И. В., Гладкова Н. С., Иванова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANT QUALITIES OF A SPORTS SCHOOL COACH RURAL MUNICIPALITY

Objective of the study was to study the professionally significant qualities of a children's coach in the opinion of three subjects of a rural municipality: coaches, athletes and parents. Methods and structure of the study. Scientific work was carried out in 2022 at the Municipal Autonomous Institution of Additional Education for Children and Youth Sports School No. 2 of the Tyumen district of the Tyumen region with the involvement of coaches (16 people), teenage athletes (256 people) and their parents (278 pers.). The sample consisted of 550 people aged 10 to 69 years. During the study, an online survey was organized using structured questionnaires of three types "Coach", "Athlete", "Parent", consisting of 10 blocks of questions. In one of the blocks, the respondents were asked questions about the significant qualities of an ideal and real children's coach and a list of them was proposed, with a proposal to evaluate them on a 10-point scale. Results and conclusions. It was revealed that the ideas about the image of the ideal children's coach, which have developed in the minds of the coaches themselves and the parents of athletes, exceed the assessment of a real coach in most qualities and differ from the assessment of teenage athletes, in whose minds a real coach is better than an ideal one. An analysis of the significant qualities of a children's coach showed that all the subjects of a sports school highly appreciate a real coach, giving preference to such personal qualities as responsibility, discipline, diligence, considering him primarily as a teacher-educator. In addition, the technical-tactical, psychological competence and self-control of the coach are important for coaches and parents, and the fairness of the coach is important for teenage athletes and their parents.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ТРЕНЕРА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ТРЕНЕРА СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК/UDC 796.071

Поступила в редакцию 30.05.2022 г.

Я

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1 Н.С. Гладкова2

Кандидат педагогических наук С.В. Иванова2

1Тюменский государственный университет, Тюмень 2Тюменский район Тюменской области

SIGNIFICANT QUALITIES OF A SPORTS SCHOOL COACH RURAL MUNICIPALITY

Dr. Hab., Professor I.V. Manzheley1 N.S. Gladkova2 PhD S.V. Ivanova2

1 Tyumen State University, Tyumen

2 Tyumensky district of the Tyumen region

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - изучение профессионально значимых качеств детского тренера по мнению трех субъектов сельского муниципального образования: тренеров, спортсменов и родителей.

Методика и организация исследования. Научная работа проведена в 2022 г. в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования - детско-юношеской спортивной школе (МАУ ДОДЮСШ) № 2 Тюменского района Тюменской области с привлечением тренеров (16 чел.), спортсменов-подростков (256 чел.) и их родителей (278 чел.). Выборка составила 550 человек в возрасте от 10 до 69 лет. В ходе исследования был организован онлайн-опрос по структурированным анкетам трех видов «Тренер», «Спортсмен», «Родитель», состоящих из 10 блоков вопросов. В одном из блоков респондентам были заданы вопросы о значимых качествах идеального и реального детского тренера и предложен их перечень, с предложением оценки по 10-балльной шкале.

Результаты исследования и выводы. Выявлено, что представления об образе идеального детского тренера, которые сложились в сознании самих тренеров и родителей спортсменов, превосходят оценку реального тренера по большинству качеств и отличаются от оценки спортсменов-подростков, в сознании которых реальный тренер лучше, нежели идеальный. Анализ значимых качеств детского тренера показал, что все субъекты спортивной школы довольно высоко оценивают реального тренера, отдавая предпочтение таким личностным качествам, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, рассматривая его в первую очередь в качестве педагога-воспитателя. Кроме того, для тренеров и родителей важны технико-тактическая, психологическая компетентность и самоконтроль тренера, а для спортсменов-подростков и их родителей - справедливость тренера.

Ключевые слова: детский тренер, спортивная школа сельского муниципального образования, профессионально и личностно значимые качества, спортсмены-подростки, родители спортсменов.

Abstract

Objective of the study was to study the professionally significant qualities of a children's coach in the opinion of three subjects of a rural municipality: coaches, athletes and parents.

Methods and structure of the study. Scientific work was carried out in 2022 at the Municipal Autonomous Institution of Additional Education for Children and Youth Sports School No. 2 of the Tyumen district of the Tyumen region with the involvement of coaches (16 people), teenage athletes (256 people) and their parents (278 pers.). The sample consisted of 550 people aged 10 to 69 years. During the study, an online survey was organized using structured questionnaires of three types "Coach", "Athlete", "Parent", consisting of 10 blocks of questions. In one of the blocks, the respondents were asked questions about the significant qualities of an ideal and real children's coach and a list of them was proposed, with a proposal to evaluate them on a 10-point scale. Results and conclusions. It was revealed that the ideas about the image of the ideal children's coach, which have developed in the minds of the coaches themselves and the parents of athletes, exceed the assessment of a real coach in most qualities and differ from the assessment of teenage athletes, in whose minds a real coach is better than an ideal one. An analysis of the significant qualities of a children's coach showed that all the subjects of a sports school highly appreciate a real coach, giving preference to such personal qualities as responsibility, discipline, diligence, considering him primarily as a teacher-educator. In addition, the technical-tactical, psychological competence and self-control of the coach are important for coaches and parents, and the fairness of the coach is important for teenage athletes and their parents.

Keywords: children's coach, sports school of a rural municipality, professionally and personally significant qualities, teenage athletes, parents of athletes.

Введение. Информационная культурная эпоха предъявляет требования прогностичности и опережающего развития к образовательным организациям спортивной направленности как к социально-генетическим институтам в целях подготовки подрастающего поколения к жизни в дне грядущем.

События последних десятилетий показали, что игнорирование воспитательных приоритетов в образовании негативно сказывается на общественном развитии в связи с попранием общечеловеческих духовных ценностей и, как следствие, разгула национализма и экстремизма в молодежной среде.

Спортивная деятельность и спортивная среда обладают уникальным воспитательным потенциалом для формирования у детей и молодежи не только здоровья и психофизических кондиций, но и духовных ценностей, эталонных моделей поведения через включение в тренировочный и соревновательный процесс как «школу жизни», через освещение в средствах массовой информации спортивных событий и биографических сведений о героях спорта, демонстрацию образцов нравственного выбора [2, 3, 5].

Спортивная школа в сельском муниципальном образовании является ядром досуговой жизни, центром притяжения детей и молодежи в силу недостаточно широкого ассортимента видов досуговой деятельности на селе по сравнению с городом.

Детский тренер, создающий особую спортивную среду в своей команде и спортивной школе, не только обучает технике, тактике и прививает любовь к спорту, но является эталоном нравственного поведения, человеком, который личным примером воспитывает детей и подростков.

Причем ожидания тренеров, родителей и детей от занятий спортом имеют довольно широкий диапазон различий: от укрепления здоровья и воспитания характера до достижения спортивных результатов, признания и славы.

В рамках изучения социально-психологических особенностей тренеров обычно выделяют две группы профессионально и личностно значимых качеств. К профессионально значимым качествам Р. С. Уэйнберг, Д. Голдуэл (2001), Е. П. Ильин (2006) относят любовь или внимание к детям, способность к творчеству, физическую подготовленность, коммуникативные способности, умение управлять собой, организаторские и проективные способности, лидерские качества, антиципацию [9, 3]. С. Д. Неверкович (2008) дополнил группу профессионально значимых качеств тренера корпоративной культурой, проектным мышлением, эрудицией, трудолюбием, открытостью новому, событийностью [7].

К личностно значимым качествам тренера чаще всего относят доброжелательность, справедливость, честность, искренность, волевые качества, самообладание, терпеливость [3,7, 9].

В работе Р. А. Андреевой с соавторами было отмечено, что представления спортсменов и тренеров о качествах идеального тренера расходятся. Причем с ростом мастерства спортсмены отдают предпочтение профессионально значимым качествам в ущерб личностным [1].

Однако время вносит свои коррективы, и то, что было актуально десять и более лет назад, может не соответствовать ожиданиям субъектов и требованиям сегодняшнего дня.

Возникает вопрос: каким должен быть идеальный детский тренер XXI века, чтобы оправдать ожидания родителей и детей, а главное быть способным готовить своих воспитанников к жизни в дне грядущем?

В этой связи уместно процитировать К. Д. Ушинского: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [8].

Цель исследования - изучение профессионально значимых качеств детского тренера по мнению трех субъектов сельского муниципального образования: тренеров, спортсменов и родителей.

Методика и организация исследования. Научная работа проведена в 2022 г. в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования - детско-юношеской спортивной школе (МАУ ДОДЮСШ) № 2 Тюменского райо-

на Тюменской области с привлечением тренеров (16 чел.), спортсменов-подростков (256 чел.) и их родителей (278 чел.). Выборка составила 550 человек в возрасте от 10 до 69 лет.

Нами был организован онлайн-опрос по структурированным анкетам трех видов «Тренер», «Спортсмен», «Родитель», состоящих из 10 блоков вопросов [6]. В одном из блоков респондентам были заданы вопросы о значимых качествах идеального и реального детского тренера и предложен их перечень, с предложением оценки по 10-балльной шкале.

Анализ социально-демографических характеристик респондентов показал, что тренеров-женщин (19 %) в четыре раза меньше, нежели мужчин (81%%). Причем 2/3 тренеров составили лица в возрасте от 18 до 39 лет (69 %). 56 %% тренеров имеют высшее образование, 31%% - среднее специальное (63 % физкультурное и 37 % - педагогическое). 19 % тренеров работают по специальности более 21 года, а 38 % -до пяти лет. Среди опрошенных спортсменов 74 %% юношей и 26 %% девушек. 40 %% спортсменов - 13-14 лет. Среди участвовавших в онлайн-опросе родителей 79 % женщин и 21 %% мужчин, из них 91 %% в возрасте от 30 до 49 лет. Причем 50 %% родителей имеют высшее, а 42 %% - среднее специальное образование.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ значимых качеств детского тренера, по мнению самого тренера, свидетельствует о том, что представления об идеальном

-Идеальный

Реальный

Дисциплинир. Аккуратность^—т^-^Этветственность Инициативность^^ ...... ............Справедливость

Шир. кругозор Физич. подг. Патриотизм Методич. комп. Решительность

Тех.-такт. комп. Трудолюбие Психол. комп. Коммуникаб. Открытость опыту

Настойчивость4^^ .^^Самоконтроль

Целеустремл? ■—---- доброжелат.

Добросовестность

Рис. 1. Профессионально значимые качества идеального и реального детского тренера (мнение тренеров сельского муниципального образования)

- Идеальный

Реальный

Целеустремл. Патриотизм Ответственность

Аккуратность ш__Решительность

9,50

Шир. кругозор Дисциплинир.

Методич. комп. Настойчивость Коммуникаб. Инициативность

Справедливость Трудолюбие Доброжелат. Физич. подг.

Психол. комп. Открытость опыту

Добросовестность Тех.-такт. комп.

Самоконтроль

Рис. 2. Профессионально значимые качества идеального и реального детского тренера (мнение спортсменов-подростков сельского муниципального образования)

№10 • 2022 Октябрь | ОсЬЬег

http://www.teoriya.ru

■Идеальный

Реальный

Ответственность Патриотизм 10,00 Справедливость

Аккуратность 'ЧС Дисциплинир.

9,50

Шир. кругозор Самоконтроль

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Настойчивость Физич. подг. Инициативность Открытость опыту

Психол. комп. Тех.-такт. комп. Добросовестность Трудолюбие

Коммуникаб. " Целеустремл.

Методич. комп. Доброжелат.

Решительность

Рис. 3. Профессионально значимые качества идеального и реального детского тренера (мнение родителей спортсменов сельского муниципального образования)

детском тренере превосходят самооценку реального по большинству качеств за исключением аккуратности (+ 0,69 балла), патриотизма (+ 0,36), целеустремленности (+0,11), настойчивости (+0,9), которые выше идеальных оценок.

Самооценка тренеров по таким качествам, как трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность, открытость новому, близка по баллам к оценкам идеального тренера.

Самооценка тренеров показала их некоторую неудовлетворенность по сравнению с идеалом своей технико-тактической (-0,86), психологической (-0,77 баллов), методической (-0,64) компетентностью и самоконтролем (-0,68).

Анализ значимых качеств детского тренера, по мнению спортсменов-подростков показал, что оценка реального тренера, работающего «здесь и сейчас» с детьми незначительно выше, нежели их представление об идеальном тренере. Для ребенка тренер, как и родитель, является лучшим из лучших, что особенно проявляется при оценке аккуратности (+0,79 баллов), патриотизма (+0,37) и добросовестности (+0,35).

Иная картина сложилась при анализе значимых качеств детского тренера с учетом мнения родителей спортсменов. Представления родителей об идеальном тренере значительно выше по всем позициям, чем их оценка значимых качеств реального тренера, за исключением аккуратности (+0,65 балла) и физической подготовленности (+0,15), которые превосходят идеальные оценки. По оценкам родителей, самые весомые расхождения между желаемыми и реальными значимыми качествами тренера выявлены в психологической компетентности (-0,51), в способности к самоконтролю (-0,48) и справедливости (-0,47). Причем справедливость, по версии родителей, занимает второе ранговое место в иерархии значимых качеств идеального тренера и седьмое - при оценке качеств реального.

В целом как идеальные, так и реальные оценки родителей находятся в коридоре высоких значений, однако родители и тренеры значительно критичнее в оценках тренера, нежели спортсмены-подростки.

Выводы. Представления об образе идеального детского тренера, которые сложились в сознании самих тренеров и родителей спортсменов, превосходят оценку реального тренера по большинству качеств и отличаются от оценки спортсменов-подростков, в сознании которых реальный тренер лучше, нежели неведомый им идеальный.

Анализ значимых качеств детского тренера показал, что все субъекты спортивной школы довольно высоко оценивают реального тренера, отдавая предпочтение таким личностным качествам, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, рассматривая его в первую очередь в качестве педагога-воспитателя. Кроме того, для тренеров и родителей важны технико-тактическая, психологическая компетентность и самоконтроль тренера, а для спортсменов-подростков и их родителей - справедливость тренера.

Выявлены перспективные линии совершенствования программ дополнительно образования и повышения квалификации с целью повышения технико-тактической, психологической, методической компетентности и самоконтроля тренерского состава в сельском муниципальном образовании.

Литература

1. Андреева И.Р. Профессионально-важные качества личности тренера и пути их формирования / И.Р. Андреева, С.В. Бабинович, А.Ю. Скворцов // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2014. - Т. 1. - № 1. - С. 8-12.

2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание; образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2003. - № 5. - С. 19-22.

3. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - С. 265-275.

4. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 3. - С. 7-16.

5. Манжелей И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды вуза / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры.

- 2017. - № 12. - С. 24-27.

6. Манжелей И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды школы олимпийского резерва / И.В. Манжелей, Е.Т. Колунин, Г.А. Куценко // Теория и практика физической культуры. - 2019.

- № 1. - С. 94-96.

7. Неверкович С.Д. Личность и авторитет тренера // С.Д. Неверко-вич / Материалы IV круглого стола научного совета по физической культуре и спорту отделения образования и культуры РАО: матер. Международной научно-практической конференции / под общ. ред. д.п.н., проф. В.П. Губы, д.п.н., проф., академика РАО С.Д. Неверковича. - М., 2021. - С. 98-105.

8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1948. - 322 с.

9. Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.

References

1. Andreeva I.R., Babinovich S.V., Skvortsov A.Yu. Professionalno-vazhnyye kachestva lichnosti trenera i puti ikh formirovaniya [Professionally important qualities of a trainer's personality and ways of their formation]. Problemy razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v novom tysyacheletii. 2014. Vol. 1. No. 1. pp. 8-12.

2. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Sportivno oriyentirovannoye fiziches-koye vospitaniye; obrazovatelnyy i sotsialnyy aspekty [Sports-oriented physical education; educational and social aspects]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2003. No. 5. Pp. 19-22.

3. Ilyin E.P. Psikhologiya sporta [Sports psychology]. St. Petersburg: Piter publ., 2008. Pp. 265-275.

4. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I. Struktura i soderzhaniye sportivnoy kultury lichnosti [Structure and content of personal sports culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2013. No. 3. Pp. 7-16.

5. Manzheley I.V. Vospitatelnyy potentsial sportivnoy sredy vuza [Educational potential of the sports environment of the university]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2017. No. 12. Pp. 24-27.

6. Manzheley I.V., Kolunin E.T., Kutsenko G.A. Vospitatelnyy potentsial sportivnoy sredy shkoly olimpiyskogo rezerva [Educative resource of academic sporting environments]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 1. Pp. 94-96.

7. Neverkovich S.D. Lichnost i avtoritet trenera [The personality and authority of the trainer]. Proceedings round table of the scientific council on physical culture and sports of the department of education and culture of the Russian Academy of Education: Proceedings national scientific-practical conference. Moscow, 2021. Pp. 98-105.

8. Ushinsky K.D. Sobraniye sochineniy [Collected works]. Moscow: Prosveshcheniye publ., 1948. 322 p.

9. Weinberg R.S., Gould D. Osnovy psikhologii sporta i fizicheskoy kultury [Fundamentals of the psychology of sports and physical culture]. Kyiv: Olimpiyskaya literature publ., 2001. 335 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.