Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
681
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СПОРТИВНАЯ СРЕДА / ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР / СПОРТСМЕН-ПОДРОСТОК / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ / КАЧЕСТВО СПОРТИВНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Манжелей И.В., Чаюн Д.В.

Актуальность. Сущностные изменения, происходящие в современном мире после периода длительной самоизоляции, привели к осознанию обществом значения двигательной активности и общения для «сохранения человека как биосоциальной структуры» (В.С. Степин). В этом контексте реализация федерального проекта «Спорт - норма жизни» приобрела новые смыслы, связанные с воспитанием подрастающего поколения россиян. Информационное общество предъявляет к дополнительному образованию как к социально-генетическому институту требования прогностичности и опережающего развития в целях подготовки человека к жизни в дне грядущем. Целью исследования стало изучение социально-психологических особенностей субъектов и воспитательного потенциала спортивной среды образовательных организаций, реализующих программы спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам в Тюменской области. Результаты исследования. Получены новые данные о социально-психологических трудностях и значимых качествах детского тренера и спортсмена-подростка с позиции четырех субъектов (руководителя, тренера, спортсмена-подростка и родителя), об отношении к допингу и о качестве спортивных услуг, что поможет в формировании регионального и федерального информационного банка данных о социально-психологических детерминантах развития детско-юношеского спорта. Определены критические точки, опорные позиции и точки роста для актуализации воспитательного потенциала спортивной среды образовательных организаций, реализующих программы спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам в Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF SPORTS ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Relevance. The essential changes occurring in the modern world after a long home confinement have contributed to the public awareness of the importance of physical activity and communication for "preserving a person as a biosocial structure" (V.S. Stepin). In this context, the implementation of the federal project "Sport is the Way of Life" acquired new meanings related to the upbringing of the younger generation in Russia. The information society imposes the requirements of predictability and forward-looking development on additional education as a socio-genetic institution, in order to prepare a person for the future. The purpose of the research is to study the social and psychological characteristics of subjects and the educational potential of the sports environment of educational organizations implementing sports training programs in biathlon and cross-country skiing in the Tyumen region. The results and scientific novelty of the research. This paper aims to show new data on the social and psychological difficulties and significant qualities of a child coach and an adolescent athlete, taking into account four subjects (а manager, а coach, a parent, and an adolescent-athlete), the attitude towards doping, and the quality of sports services. It will contribute to the formation of regional and federal information bank of data on social and psychological determinants of the youth sports development. We defined the critical points, support positions and growth points for the educational potential of sports environment in educational organizations implementing sports training programs in biathlon and cross-country skiing in the Tyumen region.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК: 796.03 DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-4-108-119

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И.В. Манжелей, Д.В. Чаюн

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Аннотация

Актуальность. Сущностные изменения, происходящие в современном мире после периода длительной самоизоляции, привели к осознанию обществом значения двигательной активности и общения для «сохранения человека как биосоциальной структуры» (В.С. Степин). В этом контексте реализация федерального проекта «Спорт - норма жизни» приобрела новые смыслы, связанные с воспитанием подрастающего поколения россиян.

Информационное общество предъявляет к дополнительному образованию как к социально-генетическому институту требования прогностичности и опережающего развития в целях подготовки человека к жизни в дне грядущем.

Целью исследования стало изучение социально-психологических особенностей субъектов и воспитательного потенциала спортивной среды образовательных организаций, реализующих программы спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам в Тюменской области.

Результаты исследования. Получены новые данные о социально-психологических трудностях и значимых качествах детского тренера и спортсмена-подростка с позиции четырех субъектов (руководителя, тренера, спортсмена-подростка и родителя), об отношении к допингу и о качестве спортивных услуг, что поможет в формировании регионального и федерального информационного банка данных о социально-психологических детерминантах развития детско-юношеского спорта. Определены критические точки, опорные позиции и точки роста для актуализации воспитательного потенциала спортивной среды образовательных организаций, реализующих программы спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам в Тюменской области.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, спортивная среда, детский тренер, спортсмен-подросток, социально-психологические особенности, мотивы занятий спортом, качество спортивных услуг.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF SPORTS ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

I.V. Manzheley, i.v.manzhelej@utmn.ru, ORCID: 0000-0001-5402-9755

D.V. Chayun, d.v.chayun@utmn.ru, ORCID: 0000-0002-3364-6479

Tyumen State University, Tyumen, Russia

Abstract

Relevance. The essential changes occurring in the modern world after a long home confinement have contributed to the public awareness of the importance of physical activity and communication for "preserving a person as a biosocial structure" (V.S. Stepin). In this context, the implementation of the federal project "Sport is the Way of Life" acquired new meanings related to the upbringing of the younger generation in Russia. The information society imposes the requirements of predictability and forward-looking development on additional education as a socio-genetic institution, in order to prepare a person for the future. The purpose of the research is to study the social and psychological characteristics of subjects and the educational potential of the sports environment of educational organizations implementing sports training programs in biathlon and cross-country skiing in the Tyumen region.

The results and scientific novelty of the research. This paper aims to show new data on the social and psychological difficulties and significant qualities of a child coach and an adolescent athlete, taking into account four subjects (а manager, а coach, a parent, and an adolescent-athlete), the attitude towards doping, and the quality of sports services. It will contribute to the formation of regional and federal information bank of data on social and psychological determinants of the youth sports development. We defined the critical points, support positions and growth points for the educational potential of sports environment in educational organizations implementing sports training programs in biathlon and cross-country skiing in the Tyumen region. Keywords: educational potential, sports environment, children's coach, adolescent athlete, socio-psychologi-cal characteristics, motives for playing sports, quality of sports services.

ВВЕДЕНИЕ

Сущностные изменения, происходящие в современном обществе в эпоху цифровизации, пандемий и социальных шоков, способствовали переформатированию общей и спортивной культуры человека. Сегодня, после периода длительной самоизоляции, весь мир осознал значимость межличностного общения и двигательной активности для «сохранения человека как биосоциальной структуры» (В.С. Степин), а реализация федерального проекта «Спорт — норма жизни» приобрела новые смыслы.

Информационное общество предъявляет к дополнительному образованию как к социально-генетическому институту требования прогностичности и опережающего развития в целях подготовки человека к жизни в дне грядущем.

Сегодня образовательная организация (спортивная школа) стала многофункциональным, многопрофильным учреждением, а дополнительное образование превратилось из отрасли в широкую социальную сферу, выполняющую ряд функций: социально-адаптивную, личностно-развивающую, функцию социальной защиты, функцию трансляции и созидания спортивной культуры [7] (куль-туротворческую) и функцию здоровьефор-мирования [2].

Спортивная школа — это особая воспитательно-образовательная среда, призванная решать комплекс оздоровительных, обучающих, развивающих и воспитательных задач в соответствии с возрастными особенностями детей и этапом спортивной подготовки. Причем иерархия этих задач на определенном этапе подготовки для каждого ребенка будет особой. Согласно Е.Е. Хвацкой, «Успешный спортсмен — тот, кто достигает поставленной цели (задачи), а не тот, кто лучше другого!» [15].

«Спортивная деятельность и спортивная среда не являются равнозначными понятиями. Спортивная деятельность для спортивной среды является родовым и системообразующим фактором. Причем спортивная среда сама по себе значительно шире, нежели спортивная деятельность, и может оказывать свое влияние на человека и его поведение за

пределами реальной «здесь и сейчас» спортивной деятельности» [10]. Детский тренер, создающий уникальную спортивную среду, зачастую является для спортсмена эталоном нравственного поведения, человеком, который личным примером воспитывает детей и подростков.

В приобщении детей и подростков к спортивной деятельности нет мелочей. Воспитывает все: техническое, эстетическое и санитарно-гигиеническое состояние спортсооружения, доброжелательность администрации и вспомогательного персонала, профессиональная компетентность и коммуникабельность тренера, его нравственные качества и внешний вид, отношение к спорту родителей и ближайшего окружения ребенка. Поведенческие стратегии и факторы успешности в детско-юношеском спорте рассматриваются в трудах А.Е. Ловягиной [6], Е.Е. Хвацкой [15], S. Platvoet, S., Pion, J., de Niet, M., Lenoir, M. [21]. Связи между мотивацией и физической активностью выявлены в исследованиях Chanal, J., Cheval, B., Courvoisier D. S., Paumier D. [18]. Психологические потребности и социальная ответственность спортсменов рассмотрены Kipp, L. E., & Bolter, N. D. [20]. Влиянию стиля воспитания родителей на выбор спортивной специализации посвящено исследование Wright, E., Chase, M. A., Horn, T. S., & Vealey R. S. [27]. И.Р. Андреевой, С.В. Бабинович, А.Ю. Скворцовым [1], А.А. Мальцевой, И.Г. Юрковой [8] изучены профессионально значимые качества детских тренеров. В.Е. Мальгиным исследована управленческая компетентность руководителей спортивных школ [9]. В работах В.И. Столярова представлены методология, методы и формы реализации спортивно-гуманистического проекта «SpArt», основной замысел которого в «реализации культурного потенциала спорта, преодолении разрыва между духовным и физическим развитием человека» [23, 24, 25]. Однако изучению воспитательного потенциала спортивной среды образовательной организации в теории и практике детско-юношеского спорта уделено крайне мало внимания [10,11].

Таким образом, проблема исследования связана с недостаточной разработанностью теоретических и прикладных основ воспитательного потенциала спортивной среды образовательных организаций. Целью исследования стало изучение социально-психологических особенностей субъектов и воспитательного потенциала спортивной среды образовательных организаций, реализующих программы спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам в Тюменской области.

МАТЕРИАЛЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Чаще всего под воспитанием понимают «целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализации его задатков и внутренних резервов; процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества» [14]. Воспитание в спорте — это взаимодействие тренера и спортсмена, ориентированное на развитие кондиционных, двигательных и познавательных способностей и личностных качеств ребенка. Воспитание, обучение, развитие, оздоровление — взаимосвязанные процессы, и все они невозможны без рефлексивного взаимодействия педагога-тренера, спортсмена, родителя, администрации и вспомогательного персонала в спортивной среде образовательной организации. От того, как построена спортивная среда образовательной организации, зависит эффективность воспитательного процесса. Под спортивной средой образовательной организации мы понимаем совокупность различных условий и возможностей, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении, для физического и духовного развития ребенка средствами спортивной деятельности.

Проблема воспитательного потенциала среды имеет давние традиции. Причем взлеты ее актуальности постепенно сменялись критикой методологических позиций и забвением. Применительно к нашим исследованиям наи-

более интересны идеи воспитательных возможностей социальной и образовательной среды отечественных ученых Л.С. Выготского, П.Ф. Лесгафта, В.В. Рубцова, В.А. Ясвина. В рамках зарубежных исследований интересен подход сторонников экологической психологии, которые утверждают, что «изменив поведение человека и его индивидуальность, но оставив без изменения среду, которая вызвала проблему, мы добиваемся временных успехов, что не решает проблемы в корне, поэтому при воспитании следует рассматривать взаимодействие человека и окружающей его среды» [13, 22].

В структуре спортивной среды, согласно эко-психологическому подходу О. Дункана, Л. Шноре [19], мы выделяем субъектов (администраторы, тренеры, спортсмены, их родители), пространственно-предметный (спортивные сооружения, оборудование, инвентарь), социально-коммуникативный (ценности, традиции, нормы, социальные взаимодействия) и технологический (программы, технологии, средства, методы) компоненты. Методология нашего подхода базируется на идеях экологической психологии, а именно: на теории возможностей Дж. Гибсона [13], отмечающего активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду («экологический мир» по Гибсону), и на эко-бихевиоральных исследованиях Р. Баркера и Е. Виллемса [17, 26], обосновавших существование «поведенческих сеттингов», опосредующих поведение человека в зависимости от физического и социального окружения, а также на теории развивающего обучения Л.В. Занкова [4], исходной позицией для которой является гипотеза Л.С. Выготского о динамическом соотношении процессов обучения и развития. Очень важным в методологическом плане является положение В.В. Рубцова о том, что «человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая влияние на него своими отношениями и действиями» [12].

Подтверждение тому находим у П.Ф. Лесгафта [5], считавшего среду определяющим фактором развития «индивидуальных и социальных» свойств человека, и у Л.С. Выготско-

го, который подчеркивал, что «если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду» [3]. Воспитательный потенциал спортивной среды образовательной организации (спортивной школы) определяется содержанием в ней социальных отношений (развитые спортивные традиции, идеалы, ценности и нормы; доброжелательные взаимоотношения между администрацией, тренерами, спортсменами, родителями; широкие социальные связи), содержанием технологического компонента (высокий уровень программно-методического и технологического обеспечения; эффективность использования кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов для решения комплекса задач; внедрение инновационных технологий и методов) и содержанием пространственно-предметного компонента (современная архитектура, дизайн спортивных залов, площадок, трасс; оснащенность качественным оборудованием и инвентарем; насыщенность спортивными символами; соответствующие санитарно-гигиенические условия), что в целом позволяет добиться высоких результатов в решении задач возрастного развития и спортивной подготовки ребенка, а также высокого качества физкультурно-спортивных услуг, оказываемых населению.

Несомненно, ключевой фигурой спортивной среды образовательной организации является тренер-преподаватель. Детский тренер — главный человек для воспитанника спортивной школы, «который является средой для субъекта воспитания, оказывая на него влияния как стимулирующие, так и подавляющие активность» [11]. От того, насколько успешно тренер будет решать педагогические задачи на всех этапах возрастного развития детей, зависит целостное развитие личности ребенка. Исходя из вышеизложенного, для изучения социально-психологических особенностей субъектов и воспитательного потенциала спортивной среды образовательных организаций нами было разработано 4 вида анкет («руководитель», «тренер», «спортсмен», «родитель»), в каждой из которых было предусмо-

трено 9 блоков вопросов, ориентированных на изучение приоритетных задач и трудностей, возникающих в деятельности детского тренера и спортсмена-подростка; социально-психологических особенностей детского тренера и спортсмена-подростка (значимые качества и мотивация глазами руководителя ОО, тренера, спортсменов и родителей); характера воспитательных взаимодействий в триаде «тренер-спортсмен-родитель»; отношения к патриотизму и допингу всех субъектов спортивной среды; удовлетворенность родителей качеством услуг, оказываемых спортивной школой [10].

Для проведения онлайн-анкетирования выбрано приложение «Google Forms» платформы «Google», для хранения результатов подошло связанное с ним приложение «Google Drive». Для обработки и анализа результатов — приложение «MS Excel» офисного пакета программ «Microsoft Office». В 2020 году в образовательных организациях (ОО) Тюменской области, реализующих программы спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам, нами был организован анонимный онлайн-опрос по структурированным анкетам руководителей ОО (12 чел.), тренеров (71 чел), спортсменов-подростков (684 чел.) и их родителей (473 чел.). Выборка составила 1189 респондентов в возрасте от 10 до 69 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Представим отдельные результаты исследования. Анализ социально-демографических характеристик респондентов показал, что среди руководителей и тренеров преобладают мужчины (83% и 65% соответственно), а среди родителей спортсменов — женщины (81%). Большинство взрослых, участвовавших в опросе, — это лица от 30 до 49 лет, а именно: руководители — 75%, тренеры — 47%, родители — 92%. Высшее образование имеют 100% руководителей, 80% тренеров и 67% родителей спортсменов. У 25% руководителей и 27% тренеров стаж работы в отрасли до 5 лет, а у 33% руководителей и 38% тренеров стаж свыше 20 лет.

Согласно терминологии Фонда Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10-19 лет (ранний подростковый возраст — 10-14 лет; поздний подростковый возраст — 15-19 лет). Анализ социально-демографических характеристик опрошенных спортсменов показал, что среди них 55% мужского пола. Выявлено, что в раннем подростковом возрасте количество спортсменов, занимающихся биатлоном и лыжными гонками в Тюменской области, больше (63%), нежели в позднем (37%).

Результаты исследования свидетельствуют, что детские тренеры по биатлону и лыжным гонкам в своей работе больше внимания уделяют решению задач физической (100%) и технической (100%) подготовки спортсменов, поддержанию благоприятного климата в команде (98%) и формированию установки на

успех (96%). Тренеры испытывают трудности в решении задач материально-технического обеспечения (46%), в привлечении родителей к воспитательному процессу (44%), в развитии познавательных процессов (38%) и в формировании у спортсменов оперативно-тактического мышления (30%). Анализ профессионально значимых качеств идеального детского тренера с позиций четырех субъектов (тренеров, спортсменов-подростков, родителей и руководителей) показал, что все респонденты высоко ценят ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, справедливость и добросовестность детского тренера, а меньше значения придают аккуратности и патриотизму, которые по 10-балльной шкале получили оценки в 7,8 и 8,0 баллов (рисунок 1). Причем настойчивость в большей степени значима для тренеров-мужчин, а справедливость — для

Рисунок 1 - Значимые качества детского тренера (мнение тренеров, спортсменов, родителей, руководителей СШ) Figure 1 - Significant qualities of the children's coach (views of coaches, athletes, parents, sport school managers)

Примечание: Значимые качества детского тренера: 1 - ответственность, 2 - трудолюбие, 3 - справедливость, 4 - целеустремленность, 5 - добросовестность, 6 - дисциплинированность, 7 - технико-тактическая компетентность, 8 - доброжелательность, 9 - психологическая компетентность, 10 - решительность, 11 - самоконтроль, 12 - методическая компетентность, 13 - открытость опыту, 14 - коммуникабельность, 15 - инициативность, 16 - настойчивость, 17 - широкий кругозор, 18 - физическая подготовленность, 19 - аккуратность, 20 - патриотизм; М - мужчины, Ж - женщины

Note: Significant qualities of the children's coach: 1 - responsibility, 2 - hard work, 3 - fairness, 4 - purposefulness, 5 -conscientiousness, 6 - discipline, 7 - technical and tactical competence, 8 - benevolence, 9 - psychological competence, 10 - decisiveness, 11 - self-control, 12 - methodological competence, 13 - openness to experience, 14 - sociability, 15 -initiative, 16 - persistence, 17 - broad-mindedness, 18 - physical fitness, 19 - accuracy, 20 - patriotism; m - men, f - women

тренеров-женщин. Кроме этого, справедливость детского тренера в большей степени ценится подростками 10-14 лет, а с возрастом спортсмены отдают предпочтение трудолюбию тренера. Технико-тактическую, методическую и психологическую компетентность детского тренера родители ценят выше, нежели тренеры и спортсмены. Родители-мужчины больше, чем другие респонденты, обращают внимание на широту кругозора, а женщины — на физическую подготовленность детского тренера. В целом спортсмены и родители довольно требовательны к детскому тренеру, поскольку все оценки по 10-балльной рейтинговой шкале имеют у спортсменов значение более 7,9 балла, а у родителей — более 8,8 балла. В то же время тренеры предъявляют к себе более высокие требования, чем спортсмены и родители, а

руководители образовательных организаций более критичны в оценке тренеров, чем все субъекты.

Изучение удовлетворенности профессиональной деятельностью тренеров показало, что 100% тренеров-мужчин и 96% тренеров-женщин довольны выбором своей профессии и взаимоотношениями с воспитанниками (100%), а собственными достижениями в ней удовлетворены 61% мужчин и 68% женщин, в то время как заработной платой удовлетворены 54% тренеров-мужчин и 72% тренеров-женщин.

Анализ значимых качеств спортсмена-подростка с позиций трех субъектов (тренеров, спортсменов-подростков и родителей) показал, что мнения респондентов совпадают по перечню наиболее значимых качеств (целеустремленность, трудолюбие, ответ-

•Тр-ры (М) / Coaches (m) •Род-ли (М) / Parents (m) ■Сп-ны (10-14, М) / Athletes (10-14, m) ■Сп-ны (15-19, М) / Athletes (15-19, m)

■Тр-ры (Ж) / Coaches (f) Род-ли (Ж) / Parents (f) ■Сп-ны (10-14, Ж) / Athletes (10-14, f) Сп-ны (15-19, Ж) / Athletes (15-19, f)

Рисунок 2 - Значимые качества успешного спортсмена-подростка (мнение тренеров, спортсменов, родителей) Figure 2 - Significant qualities of the successful adolescent athlete (views of coaches, athletes, parents)

Примечание: Значимые качества успешного спортсмена-подростка: 1 - целеустремленность, 2 - трудолюбие, 3 - ответственность, 4 - дисциплинированность, 5 - физическая подготовленность, 6 - решительность, 7 - добросовестность, 8 - самостоятельность, 9 - психологическая компетентность, 10 - открытость опыту, 11 - справедливость, 12 - настойчивость, 13 - доброжелательность, 14 - коммуникабельность, 15 - технико-тактическая компетентность, 16 - методическая компетентность, 17 - широкий кругозор, 18 - аккуратность, 19 - патриотизм, 20 - самокритичность; М - мужчины, Ж - женщины

Note: Significant qualities of the successful adolescent athlete: 1 - purposefulness, 2 - hard work, 3 - responsibility, 4 - discipline, 5 - physical fitness, 6 - decisiveness, 7 - conscientiousness, 8 - independence, 9 - psychological competence, 10 - openness to experience, 11 - fairness, 12 - persistence, 13 - benevolence, 14 - sociability, 15 - technical and tactical competence, 16 - methodological competence, 17 - broad-mindedness, 18 - accuracy, 19 - patriotism, 20 - self-criticism; m - men, f - women

ственность, дисциплинированность) и менее значимых (аккуратность, патриотизм и самокритичность — все выше 7,9 балла) (рисунок 2). Однако тренеры-женщины и родители придают большее значение трудолюбию, а

тренеры-мужчины — целеустремленности и настойчивости. В иерархии значимых качеств у спортсменов-подростков с возрастом трудолюбие начинает занимать лидирующие позиции, конкурируя с целеустремленностью,

1 2 3 4 5 6 7

■ Tp-pu (M) / Coaches (m) ■ Tp-pti ()K) / Coaches (f)

■ Poa-jiH (M) / Parents (m) ■ Poa-jih (5K) / Parents (f)

■ Cn-HH (10-14, M) / Athletes (10-14, m) "Cn-HM (10-14, )K) / Athletes (10-14, f)

■ Crr-Hbi (15-19, M) / Athletes (15-19, m) Cn-Hbi (15-19,5K) / Athletes (15-19, f)

■ PyK-jra / Leaders

Рисунок 3 - Отношение к допингу (мнение тренеров, спортсменов, родителей, руководителей) Figure 3 - Attitude towards doping (views of coaches, athletes, parents, managers)

Примечание. Отношение к допингу: 1 - допинг - это обман, 2 - допинг - нечестная борьба, 3 - спортсмен должен быть без допинга, 4 - спортсмен должен знать о допинге, 5 - допинг вредит здоровью, 6 - допинг повышает результаты, 7 - допинг широко распространен в спорте; М - мужчины, Ж - женщины

Note. Attitude towards doping: 1 - doping is a deceit, 2 - doping is an unfair fight, 3 - athlete must be free of doping, 4 - athlete must know about doping, 5 - doping is damaging health, 6 - doping improves performance, 7 - doping is widespread in sports; m - men, f - women

123456789 10 11

■ Тр-ры (M) / Coaches (m) ■ Тр-ры (Ж) / Coaches (f) ■ Род-ли (M) / Parents (m)

■ Род-ли (Ж) / Parents (f) ■ Рук-ли / Leaders

Рисунок 4 - Мероприятия по совершенствованию подготовки спортсменов (мнение тренеров, родителей, руководителей)

Figure 4 - Activities to refine the sports training (views of coaches, parents, managers)

Примечание. Мероприятия по совершенствованию подготовки спортсменов: 1 - приглашение выдающихся спортсменов, 2 - музей спортивной славы, 3 - организация психологического консультирования, 4 - улучшение информирования, 5 - открытые занятия, 6 - участие родителей в жизни команды, 7 - семейные мероприятия, 8 -кодекс спортсмена, 9 - лектории и всеобщее обучение, 10 - кодекс родителя, 11 - запрет присутствия родителей на тренировке; М - мужчины, Ж - женщины

Note. Activities to refine the sports training: 1 - inviting outstanding athletes, 2 - museum of sports glory, 3 -organizing psychological counseling, 4 - better communication, 5 - open classes, 6 - parental involvement in the life of the team, 7 - family events, 8 - athlete's code, 9 - lectures and general education, 10 - parent's code, 11 -prohibition of the presence of parents at training sessions; m - men, f - women

что особенно характерно для юношей. Родители предъявляют к успешному спортсмену-подростку более высокие требования, нежели сами спортсмены и тренеры. Анализ мотивации занятий спортом подростков с позиции самих спортсменов-подростков и тренеров, а также мотивации поддержки родителей занятий спортом своих детей показал, что мнения тренеров, спортсменов и их родителей в целом совпадают по пяти ведущим мотивам, таким как «повышение физической подготовленности», «укрепление здоровья», «воспитание характера», «достижение высоких спортивных результатов» и «приобретение опыта преодоления трудностей». Иерархия ключевых мотивов занятий спортом спортсменов-подростков: «повышение физической подготовленности», «достижение высоких спортивных результатов» и «воспитание характера». Спортсмены меньше мотивированы на занятия спортом для сохранения здоровья, для них важнее такие категории, как «повышение, достижение, преодоление». Причем чем старше спортсмены, тем более значим для них мотив достижения. Родители поддерживают занятия спортом своих детей потому, что надеются на воспитание в спорте у детей характера, повышение физической подготовленности и укрепление здоровья. Однако 90% мужчин отметили мотив «до-

стижение высоких спортивных результатов» как один из значимых в иерархии причин, по которым они поддерживают занятия своих детей спортом.

Результаты исследования показали, что более 90% тренеров, спортсменов-подростков, их родителей и руководителей спортивных школ считают допинг обманом и поддерживают спорт без допинга (рисунок 3). В то же время 50-60% респондентов подтверждают распространенность допинга в спорте, а 4062% согласны, что допинг повышает спортивный результат. Причем 81% респондентов считают, что допинг вредит здоровью и спортсмен должен знать о допинге. Общая картина свидетельствует о благоприятном положении дел по антидопинговой профилактике, однако нужно придать этой работе системность с целью формирования нравственного сознания тренеров и спортсменов, а также знаний и опыта применения допустимой в спорте фармакологической поддержки. К основным мероприятиям (рисунок 4), направленным на совершенствование подготовки спортсменов, все респонденты относят: приглашение выдающихся спортсменов (более 92%), создание музея спортивной славы (более 79%), организацию психологического консультирования (более 75%), улучшение информированности субъектов и проведе-

Рисунок 5 - Удовлетворенность родителей качеством услуг спортивной школы Figure 5 - Parental satisfaction with the quality of the sports school services

Примечание. Ответы родителей об удовлетворенности качеством услуг спортивной школы: 1 - профессионализм и коммуникабельность тренеров, 2 - доброжелательность администрации, 3 - доброжелательность вспомогательного персонала, 4 - доступность ценовой политики, 5 - санитарно-гигиенические условия, 6 - информационное сопровождение спортивной школы, 7 - возможность выбора параллельных занятий для себя Note. Answers of parents about satisfaction with the quality of the sports school services: 1 - professionalism and sociability of coaches, 2 - friendliness of the administrator, 3 - friendliness of the support staff, 4 - availability of pricing policy, 5 - sanitary and hygienic conditions, 6 - information support of the sports school, 7 - possibility of choosing parallel classes for yourself

ние открытых занятий. Менее 30% тренеров и родителей выступают за запрет присутствия родителей на тренировках. Анализ удовлетворенности родителей качеством услуг спортивной школы показал, что родители спортсменов, как мужчины (94%), так женщины (95%), довольны профессионализмом и коммуникабельностью тренеров, доброжелательностью администрации (87% мужчин, 91% женщин), доброжелательностью вспомогательного персонала (87% мужчин и 90% женщин), гибкостью и доступностью ценовой политики (86% мужчин и 89% женщин) (рисунок 5). Чуть меньше родителей (80-84%) довольны санитарно-гигиеническими условиями, информационным сопровождением деятельности школы, возможностью выбора параллельных занятий для себя. Следовательно, 20% родителей хотели бы заниматься спортом параллельно со своими детьми, но такую возможность спортивная школа им не предоставляет. Полученные данные свидетельствуют о том, что родители спортсменов-подростков, занимающихся лыжными гонками и биатлоном, удовлетворены услугами (80-95%), предоставляемыми спортивными школами. В то же время администрации образовательных организаций желательно обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние спортсо-оружений, информационное сопровождение деятельности и организацию параллельных занятий для родителей воспитанников. Самый большой вес в ответах всех респондентов на открытые вопросы по типу «если бы я был директором» заняла категория «финансовое и материально-техническое обеспечение», а именно: улучшение технического состояния спортсооружений; оснащение качественным инвентарем; повышение заработной платы тренеров; поощрение выдающихся спортсменов, снижение стоимости занятий; поиск дополнительных денежных средств. Кроме того, в категории «методическая и организационная работа» все респонденты отметили необходимость организации учебно-тренировочных сборов, обучения персонала, пропаганды спорта и здорового образа жизни, а также медицинское сопровождение детско-юношеского спорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательный потенциал спортивной среды образовательной организации — это инте-гративное понятие, определяющееся спортивными ценностями и комплексом наличных в данной среде условий и возможностей для целостного физического и духовного развития ребенка средствами спортивной деятельности. В результате исследования воспитательного потенциала спортивной среды в образовательных организациях, реализующих программы спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам в Тюменской области, нами были выявлены критические точки, опорные позиции и точки роста. Критическими точками являются: условно удовлетворительное состояние материально-технической базы отдельных образовательных организаций; отсутствие психологического и медицинского сопровождения спортивной деятельности в образовательных организациях; недостаточная удовлетворенность заработной платой тренеров; узкий ассортимент физкультурно-спортивных услуг для реализации родителями возможностей выбора параллельных с детьми занятий; отсутствие системной работы по патриотическому и антидопинговому воспитанию спортсменов-подростков.

Опорными позициями для актуализации воспитательного потенциала спортивной среды могут стать: высокая мотивация занятий спортсменов-подростков; высокая удовлетворенность тренеров выбором своей профессии и взаимоотношениями с воспитанниками; желание тренеров обучаться и самообразовываться; стремление родителей участвовать в жизни спортивных школ; наличие спортивных традиций, ценностей и эталонов.

Точками роста для актуализации воспитательного потенциала спортивной среды могут стать: коллективное использование имеющейся в регионе материально-технической базы; повышение пропускной способности спортивных сооружений через уплотнение графика их работы; коммуникационный маркетинг и социальное партнерство для привлечения финансовых средств от

спонсоров; повышение заработной платы и обеспечение социальных льгот для детских тренеров; организация системы профессиональной подготовки и переподготовки тренеров в формате офлайн и онлайн-формате; организация психологического сопровождения и психологического консультирования в образовательных организациях, а также психологического всеобуча для тренеров, детей и родителей; организация медицинского сопровождения в образовательных организациях; совершен-

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, И. Р. Профессионально важные качества личности тренера и пути их формирования / И. Р. Андреева, С. В. Бабинович, А. Ю. Скворцов // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2014. - Т. 1. - № 1. - С. 8-12.

2. Бальсевич, В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. -№ 5. - С. 19-22.

3. Выготский, Л. С. Моральные нарушения детей / Л. С. Выглтский // Педагогическая психология под редакцией В. В. Давыдова. - М., 1991. - С. 215-224.

4. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков ; авт. вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. - М. : Новая школа, 1990. - 432 с.

5. Лесгафт, П. Ф. Сборник педагогических сочинений: 4т. - Т. 4./ П. Ф. Лесгафт. - М. : «Физкультура и спорт», 1953. - 346 с.

6. Ловягина, А.Е. Когнитивные компоненты Я-концепции как факторы поведения успешных и неуспешных легкоатлетов / А. Е. Ловягина // Теория и практика физической культуры.-2018.-№ 2. - С. 91-92.

7. Лубышева, Л. И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л. И. Лубышева, А. И. За-гревская // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 3. - С. 7-16.

8. Мальцева, А. А. Анализ уровня удовлетворенности трудом спортивных тренеров / А. А. Мальцева, И. Г. Юркова // Символ науки. - 2016. - № 5-3. [Электронный ресурс]. - 111?!.: ИИр$://суЬег1ешпка. ш/аг^с^/п/апаИЕ-игоупуа-^оу^уогеппоз^-^^от-зрог^упуЬКгепегоу (Дата обращения: 10.06.2018).

9. Мальгин, В. Е. Развитие управленческой компетентности руководителя спортивной школы / В. Е. Мальгин // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V межд. науч. конф. - Т.О. - Пермь : Меркурий, 2014. - С. 3-5.

10. Манжелей, И. В. Воспитательный потенциал спортивной среды школы олимпийского резерва / И. В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 1. - С. 94-96.

11. Манжелей, И. В. Удовлетворенность профессиональной деятельностью руководителей спортивных школ / И. В. Манжелей, М. В. Базилевич,

ствование целенаправленной работы по патриотическому и антидопинговому воспитанию молодежи с опорой на спортивные и семейные ценности и идеалы; расширение ассортимента спортивных услуг за счет организации оздоровительных занятий для родителей в дворово-парковой зоне; применение механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан (школьники из многодетных семей, инвалиды, пенсионеры и др.).

А. В. Петрушенко // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения : XVII Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участ.

- Сургут : ИД «Россиздат», 2019. - С. 248-253.

12. Рубцов, В. В Основы социально-генетической психологии / В. В. Рубцов. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МО-ДЭК», 1996. - 384 с. - С. 369-370.

13. Смит, Н. Современные системы психологии / Н. Смит / Пер. с англ. под. общ. ред. А. А. Алексеева. -СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. - 192-208, 325-330.

14. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М. : ТЦ «Сфера», 2020. - 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Хвацкая, Е. Е. Обучение юных спортсменов психологическим умениям для реализации ими «двойной» карьеры / Е. Е. Хвацкая // Основные проблемы физического воспитания и спортивной подготовки. Ежегодник. - Армения : ГИФКСА, 2018.

- С. 471-473.

16. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М., 2001.

- 365 с.

17. Barker, Roger G.I Stream of individual behavior. In Habitats, Environments, and Human Behavior: Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station, 1947-1972, Roger C. Barker and Associates. San Francisco: Jossey-Bass. pp.34-48.

18. Chanal J. et al. Developmental relations between motivation types and physical activity in elementary school children // Psychology of Sport and Exercise.

- 2019. - Т. 43. - pp. 233-242.

19. Duncan O.D., Schnore L.F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in the study of social organization // Amer. J. Sociology. 1969. Vol. 65, №2. pp. 132-136.

20. Kipp, L. E., & Bolter, N. D. (2020). Motivational climate, psychological needs, and personal and social responsibility in youth soccer: Comparisons by age group and competitive level. Psychology of Sport & Exercise, 51(November). - 2020. - Т. 51. - P. 101756.

21. Platvoet S. et al. Teachers' perceptions of children's sport learning capacity predicts their fundamental

movement skill proficiency //Human Movement Science. - 2020. - T. 70. - P. 102598.

22. Sundstrom E. et al. Environmental psychology 1989-1994 // Annual review of psychology. - 1996.

- T. 47. - №. 1. - pp. 485-512.

23. Stolyarov V. The International Project "SpArt" -a program of increasing spiritual-and-cultural potential of modern sport on the basis of strengthening its connection with art// Second IOC World Congress on Sport Sciences. - Barcelona, 1991. pp. 341-342.

24. Stolyarov V. The Spartian Program of Humanization of Youth Sport (main ideas and the first results of realization): Paper presented at the Third International Symposium "Sport of the young", October 7-10, Bled, Slovenia. 1997.

REFERENCES

1. Andreeva I.R. Professionally important qualities of a trainer's personality and ways of their development / I.R. Andreeva, S. V. Babinovich, A. Yu. Skvortsov // Problems of the development of physical culture and sports in the new Millennium [Problemy razviti-ia fizicheskoi kultury i sporta v novom tysiacheletii].

- 2014. - Vol. 1. - No. 1. - pp. 8-12 (in Russ.).

2. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Sports-oriented physical education: educational and social aspects. Theory and practice of physical culture [Teoriia i praktika fizicheskoi kultury], 2003. No. 5. pp.19-22 (in Russ.).

3. Vygotsky L.S. Moral violations of children // Pedagogical psychology edited by V.V. Davydov [Pedagog-icheskaia psikhologiia pod redaktsiei V.V. Davydova]. M., 1991. pp. 215-224 (in Russ.).

4. Zankov L.V. Selected pedagogical works / L. V. Zank-ov; ed. entry art. Sh. A. Amonashvili. - M.: New school [Novaia shkola], 1990. - 432 p (in Russ.).

5. Lesgaft P.F. Collection of pedagogical papers: 4 vol. -Vol. 4. / P.F. Lesgaft. - M. : "Physical culture and sport" [Fizkultura i sport], 1953. - 346 p. (in Russ.)

6. Lovyagina A.E. Cognitive components of self-concept as factors of behavior of successful and unsuccessful athletes // Theory and practice of physical culture [Teoriia i praktika fizicheskoi kultury]. 2018. No. 2. pp. 91-92 (in Russ.).

7. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I. The structure and content of the sports culture of personality. Theory and practice of physical culture [Teoriia i praktika fizicheskoi kultury], 2013. No. 3. pp. 7-16 (in Russ.).

8. Maltseva A.A., Yurkova I. G. Analysis of the level of satisfaction with the activity of sport coaches. Symbol of Science [Simvol nauki]. - 2016. - №5. pp. 3 (in Russ.).

9. Malgin V.E. Development of managerial competence of the sports school manager / Problems and prospects for the development of education: proceedings of the V int. scientific. conf. [Problemy i perspektivy razvitiia obrazovaniia : materialy V mezhd. nauch. konf.] - T.O. - Perm: Mercury, 2014 . pp. 3-5 (in Russ.).

10. Manzheley I.V. Educational potential of the sports environment at the Olympic reserve school. Theory and practice of physical culture [Teoriia i praktika fizicheskoi kultury]. - 2019. - No. 1. - pp. 94-96 (in Russ.).

11. Manzheley I.V., Bazilevich M.V., Petrushenko A.V. Satisfaction with the professional activities of sport

25. Stolyarov V.I. Theoretical and methodological problems concerning studies of the position of physical culture and sport in the life style of the young generation / V.I. Stolyarov, J. Merhautova, F. Joachimsthaler // Physical culture and sports in the way of life of the young generation. ICSS Symposium. Prague, August 27-30, 1985. - Prague, pp. 11-27.

26. Willems E.P. Behavioral Ecology and Experimental Jialysis: Courtship Is Not Enough // J.R.Nesselroade & H.W.Reese (Eds.), Lifespan developmental psychologe. New York: Academic Press, 1973. pp. 195-217.

27. Wright E. et al. United States parents' perfectionism, parenting styles and perceptions of specialization in youth sport //Psychology of Sport and Exercise. -2019. - T. 45. - P. 101571.

school managers. Improving the system of physical education, sports training, tourism, psychological support and health improvement of various categories of the population: XVII All-Russian Conf. on Science and Practice with Int. Part. [Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniia, sportivnoi tre-nirovki, turizma, psikhologicheskogo soprovozhde-niia i ozdorovleniia razlichnykh kategorii nasele-niia : XVII Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchast.] - Surgut: Rossizdat Publishing House, 2019. - pp. 248-253 (in Russ.).

12. Rubtsov V.V. Fundamentals of social and genetic psychology. - M. : "Institute of Practical Psychology" Publishing house [Izd-vo 'Institut prakticheskoi psikhologii'], Voronezh, NPO "MODEK", 1996. pp. 369370 (in Russ.).

13. Smith N. Modern systems of psychology / N. Smith / Translated from English ed. A.A. Alekseeva. - SPb.: Praim-Evroznak [Prime-Eurosign], 2003. pp. 192-208, 325-330.

14. Stepanov E.N., Luzina L.M. To the teacher about modern approaches and concepts of upbringing. - M. -TTs "Sphere" [Sfera], 2020. 160 p. (in Russ.)

15. Khvatskaya E.E. Teaching young athletes to acquire psychological skills for their "double" career. Basic problems of physical education and sports training [Osnovnye problemy fizicheskogo vospitaniia i spor-tivnoi podgotovki]. Almanac [Ezhegodnik]. - Armenia: GIFKSA, 2018. pp. 471 - 473 (in Russ.).

16. Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design. - M., 2001. 365 p. (in Russ.)

17. Barker, Roger G.I Stream of individual behavior. In Habitats, Environments, and Human Behavior: Studies in Ecological Psychology and Eco-Behavioral Science from the Midwest Psychological Field Station, 1947-1972, Roger C. Barker and Associates. San Francisco: Jossey-Bass. pp. 34-48.

18. Chanal, J., Cheval, B., Courvoisier D. S., & Paumier D. Developmental relations between motivation types and physical activity in elementary school children. Psychology of Sport and Exercise, 43(July), 2019, pp. 233-242.

19. Duncan O.D., Schnore L.F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in the study of social organization // Amer. J. Sociology. 1969. Vol. 65, №2. pp. 132-136.

20. Kipp, L. E., & Bolter, N. D. Motivational climate, psychological needs, and personal and social responsi-

bility in youth soccer: Comparisons by age group and competitive level. Psychology of Sport & Exercise, 51(November), 2020, 101756.

21. Platvoet, S., Pion, J., de Niet, M., Lenoir, M., Elferink-Gemser, M., & Visscher, Ch.. Teachers' perceptions of children's sport learning capacity predicts their fundamental movement skill proficiency. Human Movement Science, 70 (April), 2020, 102598.

22. Sundstrom E., Bell P., Busby P., Asmus Ch. Environmental Psychology 1989-1994 // Annual Review of Psychology. 1996. Vol. 47. pp. 488-491.

23. Stolyarov V., 1991 b. The International Project "SpArt" - a program of increasing spiritual-and-cultural potential of modern sport on the basis of strengthening its connection with art// Second IOC World Congress on Sport Sciences. - Barcelona, pp. 341-342.

24. Stolyarov V., 1997. The Spartian Program of Humani-zation of Youth Sport (main ideas and the first results of realization): Paper presented at the Third In-

ternational Symposium "Sport of the young", October 7-10, Bled, Slovenia.

25. Stolyarov V.I., Merhautova J., Joachimsthaler F., 1987. Theoretical and methodological problems concerning studies of the position of physical culture and sport in the life style of the young generation // Physical culture and sports in the way of life of the young generation. ICSS Symposium. Prague, August 27-30, 1985. - Prague, pp. 11-27.

26. Willems, E.P. Behavioral Ecology and Experimental Jialysis: Courtship Is Not Enough // J.R.Nesselroade & H.W.Reese (Eds.), Lifespan developmental psychologe. New York: Academic Press, 1973. pp. 195217.

27. Wright, E., Chase, M. A., Horn, T. S., & Vealey R. S. United States parents' perfectionism, parenting styles and perceptions of specialization in youth sport. Psychology of Sport & Exercise, 45(November), 2019, 101571.

* Исследование выполнено при поддержке гранта Минспорта РФ в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (идентификатор 77720РЗД002)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Манжелей Ирина Владимировна (Manzheley Irina Vladimirovna) - доктор педагогических наук, профессор; Тю-менский государственный университет; 62500, г.Тюмень, ул. Володарского, д.6; e-mail: i.v.manzhelej@utmn.ru, ORCID: 0000-0001-5402-9755.

Чаюн Данил Викторович (Chayun Danil Viktorovich) - старший преподаватель; Тюменский государственный университет; 62500, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6; e-mail: d.v.chayun@utmn.ru, ORCID: 0000-0002-3364-6479.

Поступило в редакцию 6 октября 2020 г. Принято к публикации 9 ноября 2020 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Манжелей И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды образовательных организаций / И.В. Манжелей, Д.В. Чаюн // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 4. - С. 108-119. DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-4-108-119

FOR CITATION

Manzheley I.V., Chayun D.V. Educational potential of sports environment in educational organizations. Science and sport: current trends, 2020, vol. 8, no. 4, pp. 108-119 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2020-84-108-119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.