Научная статья на тему 'РОЛЬ ТРЕНЕРА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ'

РОЛЬ ТРЕНЕРА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
377
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тренер / спортсмены / воспитанники / единоборства / взаимоотношения / подготовка / тренировочное занятие / coach / athletes / pupils / martial arts / relationships / preparation / training lesson

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носов Станислав Андреевич, Ляпин Алексей Иванович, Герасимов Игорь Викторович

Рассмотрены вопросы взаимоотношения между тренером, воспитанниками, занимающимися различными спортивными единоборствами, и их родителями. Раскрыты роль тренера в жизнедеятельности спортсмена, личностные и нравственные качества. Предложены способы и методы работы тренера с целью заинтересовать воспитанников в тренировочных занятиях и повысить результаты на спортивных соревнованиях различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Носов Станислав Андреевич, Ляпин Алексей Иванович, Герасимов Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COACH IN THE LIFE OF YOUNG ATHLETES ENGAGED IN MARTIAL ARTS

The issues of the relationship between the coach, the pupils, who go in for various sports martial arts, and their parents are considered. The role of a coach in the life of an athlete, personal and moral qualities is revealed. Ways and methods of the coach's work are proposed in order to motivate pupils to engage in training and to improve the result at sports competitions of various levels.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТРЕНЕРА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

УДК 796.8 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-8-111-120

РОЛЬ ТРЕНЕРА В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ

СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ

С.А. Носов, А.И. Ляпин, И.В. Герасимов

Рассмотрены вопросы взаимоотношения между тренером, воспитанниками,

занимающимися различными спортивными единоборствами, и их родителями. Рас-

крыты роль тренера в жизнедеятельности спортсмена, личностные и нравственные

качества. Предложены способы и методы работы тренера с целью заинтересовать

воспитанников в тренировочных занятиях и повысить результаты на спортивных

соревнованиях различного уровня.

Ключевые слова: тренер, спортсмены, воспитанники, единоборства, взаимо-

отношения, подготовка, тренировочное занятие.

THE ROLE OF THE COACH Носов Станислав Андреевич, преподаватель,

IN THE LIFE OF YOUNG ATHLETES аспирант, capitan.russia@yandex.ru, Россия, Воронеж, Во-

ENGAGED IN MARTIAL ARTS ронежский институт МВД России, Орловский государст-

венный университет имени И.С. Тургенева,

Nosov S.A., teacher, postgraduate student, Ляпин Алексей Иванович, канд. пед. наук,

capitan.russia@yandex.ru, Russia, Voronezh, доц., начальник кафедры, lyapin78@mail.ru, Россия, Во-

Voronezh Institute of the Ministry of the Inte- ронеж, Воронежский институт МВД России,

rior of Russia, Orel State University named Герасимов Игорь Викторович, канд. пед.

after I.S. Turgenev, наук, доц., зам. начальника кафедры, capitan.russia@yan-

Lyapin A.I., candidate of pedagogical sci- dex.ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт

ences, associate professor, chief of chair, МВД России имени В.В. Лукьянова

lyapin78@mail.ru, Russia, Voronezh, Voro-

nezh Institute of the Ministry of the Interior of Различные виды единоборств бе-

Russia, рут свое начало из фильмов жанра экшен

Gerasimov I.V., candidate of pedagogical

sciences, associate professor, chief deputy of или боевик. Такие фильмы стали попу-

chair, capitan.russia@yandex.ru, Russia, Orel, лярны среди как подростков и юношей,

Orel Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov так и людей старшего возраста. Как из-

вестно, подростки в большинстве слу-

The issues of the relationship between the чаях подражают своим кумирам, напри-

coach, the pupils, who go in for various sports мер, Брюс Ли, Жан-Клоду Ван Дамму,

martial arts, and their parents are considered.

The role of a coach in the life of an athlete, Дольфу Лундгрену, Джеки Чану и др.

personal and moral qualities is revealed. Ways Пересматривая свои любимые фильмы

and methods of the coach's work are proposed

in order to motivate pupils to engage in train- по несколько раз, они начитают изучать

ing and to improve the result at sports compe- и повторять различные приемы едино-

titions of various levels. борств и применять их в реальной жизни.

Key words: coach, athletes, pupils, martial Со временем детская забава переходит в

arts, relationships, preparation, training lesson. любительский вид спорта, а затем и в

профессиональный. Однако для того, чтобы научиться правильно выпол-

нять различные тактико-технические действия не только новичкам, кото-

рые хотят саморазвиваться в единоборствах, но и профессиональным

спортсменам, необходим тренер. Так какую же роль играет тренер в жиз-

недеятельности спортсмена-единоборца?

111

2

Спорт [Sport]

Тренер – это человек, обладающий специальными знаниями в

области того или иного вида спорта, который передает обучающимся свои

умения, навыки и трудолюбие. Деятельность тренера по различным видам

единоборств в настоящее время является актуальной, так как с каждым

годом все больше и больше у юношей-подростов и их родителей проявля-

ется интерес к контактным видам спорта. Каждый будущий мужчина дол-

жен быть крепким, сильным, здоровым, а также уметь постоять за себя,

свою семью и Родину. Именно поэтому профессия тренера является наи-

более востребованной, кропотливой и энергозатратной, так как он отдает

все свои знания обучающимся [1].

Хороший тренер должен уметь максимально грамотно работать со

своими воспитанниками, в совершенстве владеть психологической подго-

товкой и быть примером для подражания.

Без такого примера между тренером и воспитанником произойдет

дистанцирование в их отношениях, так как каждый тренер лично должен

показывать выполнение каких-либо технический действий на практике, а

не только объяснять в словесной форме.

Поэтому во время выполнения технического действия большинство

спортсменов не только осваивают с легкостью материал, который дается

тренером, но и убеждаются в том, что он является специалистом в данной

области. Также хорошим примером является показ видеоматериалов с

поединками тренера своим воспитанникам, что когда-то сам тренер,

будучи спортсменом, в их возрасте показывал высокие результаты.

Еще одним положительным моментом для тренера является совме-

стная работа со своими спортсменами, а именно работа в парах, спарринги,

а также участие в спортивных соревнованиях, в зависимости от своей воз-

растной группы.

Таким образом, на основе вышесказанного следует вывод, что

можно заинтересовать спортсмена любого ранга. Для этого тренеру необ-

ходимо быть не только специалистом в избранном виде спорта, но и ярким

примером для подражания, за счет которого его подопечные будут стре-

миться дойти до его уровня, а также превзойти во всех показателях,

именно тогда взаимоотношения между ними будут более тесными [2].

В своей деятельности тренер должен обладать качествами, которые

могут создать благоприятные условия для спортсмена не только в соревно-

вательной, но и тренировочной деятельности. К таким качествам можно

отнести: сдержанность, тактичность, пунктуальность, чувство справедли-

вости, грамотность, мудрость.

Обладая вышеперечисленными качествами, тренер сможет поддер-

жать своего воспитанника как на тренировках, так и спортивных состяза-

ниях, так как в данном периоде спортсмен испытывает не только сильную

физическую усталость, но и эмоциональную напряженность. Именно от

этих факторов зависит результат воспитанника [3].

112

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очень важно, чтобы тренер, имея специальные знания и способно-

сти, был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортив-

ной деятельности. Степень эффективности руководства тренера зависит от

умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена

при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно

и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.

Необходимо отметить, что роль тренера при воздействии на лич-

ность играет значительно выше для юного спортсмена, нежели взрослого.

Как правило, многие тренеры переносят принципы работы из профессио-

нального спорта на любительский, что пагубно влияет на освоение трени-

ровочной программы, результативность самого спортсмена, а также взаи-

моотношения между тренером и воспитанником.

Из-за неправильной тактики тренера может произойти конфликт с

воспитанником, что приведет к уходу юного спортсмена из спорта либо

переходу его в другую команду.

Все данные факторы негативно влияют на психическую устойчи-

вость спортсмена, приводят к формированию заниженной самооценки, то

есть воспитанник теряет в себе чувство уверенности за счет постоянных

унижений, оскорблений со стороны тренера [4].

Такая ситуация складывается из-за неправильного применения тре-

нером психолого-педагогических аспектов тренировочного и соревнова-

тельного процессов, отсутствие учета психического состояния спортсмена,

а именно его личностных характеристик, а также поддержки в различных

сложившихся трудных ситуациях в соревновательный период, при этом

сам тренер часто выступает источником дополнительного стресса.

Если не поддерживать спортсмена в эмоциональном и моральном

планах, то у воспитанника может произойти срыв не только в трениро-

вочно-соревновательной деятельности, но и в повседневной жизни. Тренер

должен понимать и учитывать методы ведения тренировочного процесса,

так как именно от его работы зависит благополучие всего коллектива и

взаимоотношений с каждый спортсменом лично [5].

Тренеры, которые осуществляют свою профессиональную деятель-

ность в области спорта, а именно в проведении тренировочных мероприя-

тий по различным спортивным единоборствам, должны обладать важными

и необходимыми качествами, навыками и знаниями не только в педагоги-

ческой сфере, но и в тренерской частности [6].

Основные требования, которые предъявляются к тренеру, осущест-

вляющему подготовку по различным видам спортивных единоборств, ото-

бражены на рис. 1 и 2.

113

4

Спорт [Sport]

Интерес Способность

к саморазвитию руководить Наличие высшего

и повышению коллективом (среднего)

уровня знаний и пользоваться образования

в области спорта у них авторитетом

Высокий уровень Высокий уровень Устойчивые

культуры нравственного морально-волевые

самосознания качества

Рис. 1. Общие педагогические требования, предъявляемые к тренеру

Способность

планировать

тренировочные занятия

со спортсменами разного

Знание теоретических уровня подготовки

и методических основ

воспитания Способность

воспитывать в своих

Специальные воспитаниках

требования к стремление к занятиям

тренерской спорта

деятельности

Способность владеть Способность

тактико-техническими подготавливать

навыками и знаниями спортсменов для

в избранном виде достижения высоких

единоборств спортивных результатов

Рис. 2. Специальные педагогические требования, предъявляемые

к тренеру

Каждый тренер должен обладать всеми вышеуказанными качест-

вами и соответствовать требованиям по формированию у воспитанников

чувства профессионализма, компетентности, порядочности и уважения к

своему наставнику.

Работа тренера является творческой и энергоемкой, а сам он явля-

ется опорой и поддержкой для своего воспитанника.

114

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

Успех тренерской работы в основном зависит от выбора правиль-

ной тактики ведения тренировочного занятия, что, в свою очередь, помо-

жет заинтересовать как юных, так и опытных спортсменов [7].

Для спортсмена тренер является авторитетом и примером для под-

ражания. Он ставит перед своими воспитанниками определенные цели и

задачи, что помогает им достичь высокие результаты и получить спортив-

ные разряды и звания.

Цель исследования – определить роль тренера как главного субъ-

екта спортивной деятельности в области различных боевых единоборств,

имеющих аккредитацию Министерства спорта России для проведения

соревновательных и тренировочных мероприятий на территории Россий-

ской Федерации.

Объектом исследования являлись юные спортсмены в возрасте от 8

до 14 лет, занимающиеся различными боевыми единоборствами, аккреди-

тованными Министерством спорта России, а также и их родители.

Предметом исследования являлась психолого-тактическая подго-

товка спортсменов, занимающихся различными спортивными единоборст-

вами.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была

сформулирована задача: определить особенности взаимоотношений между

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тренером и юными спортсменами, а также их родителями.

Для решения задачи исследования использовался комплекс мето-

дов: анализ научно-исследовательской и методологической литературы,

беседа со спортсменами и их родителями, анкетирование в рамках педаго-

гического эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение.

В анкетировании были задействованы 195 воспитанников из сле-

дующих спортивных организаций по различным спортивным единоборст-

вам в Орловской области: МБУ ДО ОО «Кромской Центр дополнительного

образования» (рукопашный бой и восточное боевое единоборство, тре-

неры–преподаватели С.А. Носов, С.В. Храбров, А.В. Носов), БУ ОО

«СШОР № 2» г. Мценска (восточное боевое единоборство, тренер

В.Л. Курской), Клуб «Резерв» (рукопашный и универсальный бой, тренеры

А.В. Архипов, Е.В. Сидоров).

Перед анкетированием тренерам, спортсменам и их родителям были

доведены цели и задачи данного исследования.

Посредством анкетирования предполагалось определить уровни

взаимопонимания, благоприятной обстановки, заинтересованности в

понимании и поддержке в трудной жизненной ситуации не только самого

себя, но и своего товарища. Вышеуказанные факторы оказывают влияние

на рост спортивных достижений спортсменов.

115

6

Спорт [Sport]

На основе изложенного разработали тест «Роль тренера в жизни

спортсмена», который состоит из 20 вопросов. Тестирование проводилось

анонимно, что позволяет сделать вывод о реальном взаимоотношении в

коллективе. Результаты анализа тестирования представлены на рис. 3–5.

Выделили три наиболее важных показателя в проведенном тестиро-

вании, на которые отвечали воспитанники, занимающиеся различными

видами единоборствами.

На рис. 3 видим, что 63,2 % (123 чел.) относятся к своему тренеру с

уважением, а 36,8 % (77 чел.) – хорошо. Это означает, что непосредственно

сам тренер правильно зарекомендовал себя и выстроил отношения со

своими воспитанниками. За счет правильного построения взаимоотноше-

ний между ними всегда будет взаимопонимание, которое позволит

выстроить работу таким образом, чтобы воспитанники с желанием прихо-

дили на тренировочные занятия, а также выступали на соревнованиях раз-

личного масштаба.

Как к Вам относится тренер?

С уважением

Хорошо

Пренебрежительно

Проявляет явное неуважение

Нейтрально

Рис. 3. Отношение воспитанников к тренеру

На рис. 4 видим, что 52,6 % (103 чел.) относятся к своему тренеру

как к наставнику, 26,3 % (51 чел.) – как к другу, а 21,1 % (41 чел.) – как к

родителю. В большинстве случаев воспитанники считают своего тренера

наставником, так как он не только их обучает правильному выполнению

тактико-технических и общефизических действий, но и на своем личном

примере показывает, к чему необходимо стремиться.

Зачастую воспитанники спрашивают советы у своего тренера не

только по поводу тренировочной деятельности, но и по поводу различных

жизненных ситуаций, что позволяет сблизиться друг с другом и создать

благоприятные взаимоотношения между ними [8].

116

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

Как Вы располагаете тренера к себе?

Рис. 4. Расположение тренера к воспитанникам

Немногие воспитанники воспринимают своего тренера как близ-

кого человека, а именно как члена семьи. Это позволяет сделать вывод, что

воспитанник максимально раскрывается тренеру, делится с ним своими

секретами, переживаниями и страхами. В словах тренера спортсмен ищет

поддержку, напутствие и любовь, которые, как правило, находят отраже-

ние.

На рис. 5 видим, что 89,5 % (175 чел.) нашли общий язык со своим

тренером, что позволяет им воспринимать его слова не как угнетение или

унижение в свой адрес, а как моральное стимулирование, за счет которого

у воспитанника наблюдается подъем духа, настроения, в связи с чем появ-

ляется вера в себя.

Занижает ли Вашу самооценку тренер

на занятиях или соревнованиях?

Рис. 5. Отношение тренера к личности спортсмена

117

8

Спорт [Sport]

Кроме того, большинство воспитанников данный способ восприни-

мают в правильном смысле, на фоне этого у них происходит прилив сил и

эмоций не только в тренировочном процессе, но и в соревновательной дея-

тельности. Именно поэтому многие из них показывают высокие спортив-

ные результаты и достигают больших побед [9].

Из-за неправильного восприятия слов тренера 10,5 % воспитанни-

ков (20 чел.) начинают обижаться на него, баловаться на занятиях, не слу-

шать задания, которые им объясняют, из-за этого у них не получается пра-

вильно выполнить техническое действие. На фоне этого тренер начинает

ругаться, что приводит к снижению самооценки спортсмена.

Как правило, воспитанники всегда обижаются на критику тренера,

но никогда не задумываются о том, почему он на них ругается, так как им

со стороны кажется, что хорошо ведут себя на занятиях и правильно

выполняют различные тактические приемы. Из-за своего возраста юные

спортсмены не отличают критику от угнетения или унижения [10].

Также в ходе проведения исследования была проведена беседа с

родителями воспитанников, которые занимаются различными боевыми

единоборствами. Установлено, что большинство родителей поддерживают

своих детей, желают, чтобы они занимались спортивными единоборствами

и полностью доверяют их тренерам, так как видят, как происходит трени-

ровочный процесс. За счет таких тренировок, по их мнению, дети станут

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

более дисциплинированными, внимательными и физически развитыми.

Поэтому стараются поддерживать с тренером дружеские отношения, так

как видят огромный труд, вкладываемый в их детей [11].

Таким образом, по результатам исследования, можно сделать

вывод, что тренер играет огромную роль и занимает важное место в жиз-

недеятельности своих воспитанников, помогает сформироваться не только

физически, но и морально и духовно. Исследование показало, что боль-

шинство воспитанников, занимающиеся спортивными единоборствами у

разных тренеров, приходят на занятия с желанием и понимают, что с ними

работает профессионал в своем деле. На основании этого воспитанники

доверяют своим тренерам из-за их правильного подхода к тренировочной

деятельности, к самим воспитанникам и их родителям.

Тренер является ключевым звеном в работе с детьми, именно от

него зависит создание позитивной атмосферы в коллективе, его сплочение,

правильность общения с родителями и умение находить с ними общий

язык.

Список литературы

1. Социально-психологический и педагогический аспекты взаимо-

отношений тренеров со спортсменами / А.А. Третьяков [и др.] // Известия

Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.

2018. Вып. 4. С. 237–244.

118

9

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

2. Подоляка В.П., Подоляка М.В. Специфика профессиональной

подготовки тренера по восточным единоборствам // Гаудеамус. 2019. № 1.

С. 123–127.

3. Ларина О.В. Роль тренера в формировании личности спортсмена

// Образование в современном мире. 2017. № 12. С. 299–302.

4. Леонов Н.И., Ким Д.Т. Организационно-педагогические условия

эффективности воспитательной работы в спортивной школе восточных

видов единоборств // Вестник Удмуртского университета. 2019. № 29.

С. 87–93.

5. Роль тренера в жизни спортсмена / В.И. Дегтярев [и др.] // Меж-

дународный студенческий научный вестник. 2015. № 5–3. С. 446–447.

6. Соломченко М.А., Алдошин П.Ю. Противоречия между трене-

рами и требованиями к поведению спортсменов // Наука–2020. 2016. № 5

(11). С. 120–125.

7. Соломченко М.А., Прохоров Р.А. Содержание деятельности тре-

нера и основные принципы работы со спортсменами // Ученые записки

Орловского государственного университета. 2015. № 5 (68). С. 291–294.

8. Глухов Г.Ф. Работа тренера по активизации мотивационных из-

менений у спортсменов, занимающихся боевыми единоборствами // Вест-

ник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5

(120). С. 136–140.

9. Носов С.А., Храбров С.В. Роль тренера в жизни спортсмена.

Личностные качества, которыми должен обладать тренер // Наука–2020.

2021. № 2 (47). С. 166–169.

10. Коноплев В.В., Харченко Е.В., Банку Т.А. Современный путь

организации процесса подготовки юных спортсменов-единоборцев //

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 10 (188).

С. 191–195.

11. Мальцева А.А., Юркова И.Г. Анализ уровня удовлетворенности

трудом спортивных тренеров // Символ науки. 2016. № 5. С. 239–242.

References

1. Social'no-psihologicheskij i pedagogicheskij aspekty vzaimootnoshenij trenerov so

sportsmenami [Socio-psychological and pedagogical aspects of the relationship between

coaches and athletes] / A.A. Tret'yakov [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo un-

iversiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture.

Sport]. 2018. Issue 4. P. 237–244.

2. Podolyaka V.P., Podolyaka M.V. Specifika professional'noj podgotovki trenera po

vostochnym edinoborstvam [Specificity of professional training of a trainer in martial arts] //

Gaudeamus. 2019. No. 1. P. 123–127.

3. Larina O.V. Rol' trenera v formirovanii lichnosti sportsmen [The role of a coach in

the formation of an athlete's personality] // Obrazovanie v sovremennom mire [Education in

the modern world]. 2017. No. 12. P. 299–302.

119

10

Спорт [Sport]

4. Leonov N.I., Kim D.T. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya effektivnosti

vospitatel'noj raboty v sportivnoj shkole vostochnyh vidov edinoborstv [Organizational and

pedagogical conditions for the effectiveness of educational work in a sports school of oriental

martial arts] // Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of the Udmurt University]. 2019.

No. 29. P. 87–93.

5. Rol' trenera v zhizni sportsmen [The role of a coach in the life of an athlete] /

V.I. Degtyarev [et al.] // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [International stu-

dent scientific bulletin]. No. 5–3. P. 446–447.

6. Solomchenko M.A., Aldoshin P.Yu. Protivorechiya mezhdu trenerami i trebova-

niyami k povedeniyu sportsmenov [Contradictions between coaches and requirements for the

behavior of athletes] // Nauka–2020 [Science–2020]. 2016. No. 5 (11). P. 120–125.

7. Solomchenko M.A., Prohorov R.A. Soderzhanie deyatel'nosti trenera i osnovnye

principy raboty so sporstmenami [The content of the coach's activity and the basic principles

of working with sportsmen] // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta

[Scientific notes of Orel State University]. 2015. No. 5 (68). P. 291–294.

8. Gluhov G.F. Rabota trenera po aktivizacii motivacionnyh izmenenij u sportsme-

nov, zanimayushchihsya boevymi edinoborstvami [The work of a trainer to activate motiva-

tional changes in athletes engaged in martial arts] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pe-

dagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University]. 2012. No.

5 (120). P. 136–140.

9. Nosov S.A., Hrabrov S.V. Rol' trenera v zhizni sportsmena. Lichnostnye ka-

chestva, kotorymi dolzhen obladat' trener [The role of the coach in the life of an athlete. Per-

sonal qualities that a trainer must possess] // Nauka–2020 [Science–2020]. 2021. No. 2 (47).

P. 166–169.

10. Konoplev V.V., Harchenko E.V., Banku T.A. Sovremennyj put' organizacii pro-

cessa podgotovki yunyh sportsmenov-edinoborcev [The modern way of organizing the

process of training young athletes-martial artists] // Uchenye zapiski universiteta imeni

P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 10

(188). P. 191–195.

11. Mal'ceva A.A., Yurkova I.G. Analiz urovnya udovletvorennosti trudom sportiv-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nyh trenerov [Analysis of the level of satisfaction with the work of sports coaches] // Simvol

nauki [Symbol of science]. 2016. No. 5. P. 239–242.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.