Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ТРЕНЕРА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА'

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ТРЕНЕРА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
731
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / САМБО / ТРЕНЕР / ПЕДАГОГ / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Е. А., Киэлевяйнен Л. М.

Цель исследования - выявить значимость совокупности педагогического мастерства, научного подхода и личностных качеств тренера в становлении личности спортсмена и успешном развитии вида спорта в регионе (на примере самбо). Методика и организация исследования. В рамках исследования проведен анализ воспоминаний и библиографических источников, анкетирования и интервьюирования тренеров по самбо, работающих в детских спортивных школах Республики Карелия, действующих спортсменов, а также тех, кто закончил карьеру в профессиональном спорте, но продолжает деятельность в физкультурно-спортивной сфере. Результаты исследования и выводы. Выводы авторов основаны на теоретическом анализе и обобщении архивных и документальных источников, а также бесед-интервью и анкетирования тренеров по самбо и их воспитанников. Показаны слагаемые успехов карельских самбистов. Определены способы совместной деятельности тренера и его учеников в достижении высоких спортивных результатов. Авторы утверждают, что роль тренера (педагога) в формировании личности воспитанника спортивных школ всегда будет зависеть от его профессионального мастерства и личностных качеств. Хорошим тренером станет только тот, кто сможет сформировать и простимулировать мотивацию воспитанников на достижение цели, кто побуждает потребность в действии и интерес к его выполнению посредством целенаправленного педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Е. А., Киэлевяйнен Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACH’S PROFESSIONALISM IN ATHLETE’S PERSONALITY DEVELOPMENT

Objective of the study was to determine the significance of the combination of pedagogical excellence, scientific approach and personal qualities of a coach for an athlete’s personality development and advance of the sport in the region (on the example of sambo). Methods and structure of the study. As part of the study, we conducted a bibliographic analysis, questionnaire survey, and interviews with the sambo coaches working in children’s sports schools of the Republic of Karelia, active athletes, as well as those who had terminated their professional sports careers but continued working in the physical education and sports sector. Results of the study and conclusions. The authors' conclusions were based on the theoretical analysis and generalization of the archival and documentary sources, as well as the questionnaire survey and interviews with the sambo coaches and their trainees. The formula of success of the Karelian sambo wrestlers was derived. The ways the coach and his trainees could work together to achieve high sports results were defined. The authors state that the role of the coach (educator) in shaping the personality of a sports school trainee will always depend on his professional skills and personal qualities. The best coach will be someone who can shape and motivate his trainees to achieve the set goal, who can urge for action and its execution through the targeted pedagogical impact.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ТРЕНЕРА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА»

роль профессиональных качеств тренера в становлении личности спортсмена

УДК/UDC 94:796 (571.1)

Поступила в редакцию 12.05.2020 г.

Доктор исторических наук Е.А. Калинина1 Кандидат педагогических наук Л.М. Киэлевяйнен1

1 Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

COACH'S PROFESSIONALISM IN ATHLETE'S PERSONALITY DEVELOPMENT

Dr.Sc.Hist. E.A. Kalinina1 PhD L.M. Kielevainen1

1 Petrozavodsk State University, Petrozavodsk

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Annotation

Цель исследования - выявить значимость совокупности педагогического мастерства, научного подхода и личностных качеств тренера в становлении личности спортсмена и успешном развитии вида спорта в регионе (на примере самбо).

Методика и организация исследования. В рамках исследования проведен анализ воспоминаний и библиографических источников, анкетирования и интервьюирования тренеров по самбо, работающих в детских спортивных школах Республики Карелия, действующих спортсменов, а также тех, кто закончил карьеру в профессиональном спорте, но продолжает деятельность в физкультурно-спортивной сфере.

Результаты исследования и выводы. Выводы авторов основаны на теоретическом анализе и обобщении архивных и документальных источников, а также бесед-интервью и анкетирования тренеров по самбо и их воспитанников. Показаны слагаемые успехов карельских самбистов. Определены способы совместной деятельности тренера и его учеников в достижении высоких спортивных результатов. Авторы утверждают, что роль тренера (педагога) в формировании личности воспитанника спортивных школ всегда будет зависеть от его профессионального мастерства и личностных качеств. Хорошим тренером станет только тот, кто сможет сформировать и простимулировать мотивацию воспитанников на достижение цели, кто побуждает потребность в действии и интерес к его выполнению посредством целенаправленного педагогического воздействия.

Ключевые слова: спорт, самбо, тренер, педагог, развитие способностей.

Objective of the study was to determine the significance of the combination of pedagogical excellence, scientific approach and personal qualities of a coach for an athlete's personality development and advance of the sport in the region (on the example of sambo).

Methods and structure of the study. As part of the study, we conducted a bibliographic analysis, questionnaire survey, and interviews with the sambo coaches working in children's sports schools of the Republic of Karelia, active athletes, as well as those who had terminated their professional sports careers but continued working in the physical education and sports sector. Results of the study and conclusions. The authors' conclusions were based on the theoretical analysis and generalization of the archival and documentary sources, as well as the questionnaire survey and interviews with the sambo coaches and their trainees. The formula of success of the Karelian sambo wrestlers was derived. The ways the coach and his trainees could work together to achieve high sports results were defined. The authors state that the role of the coach (educator) in shaping the personality of a sports school trainee will always depend on his professional skills and personal qualities. The best coach will be someone who can shape and motivate his trainees to achieve the set goal, who can urge for action and its execution through the targeted pedagogical impact.

Keywords: sports, sambo, coach, educator, skills building.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Сегодня в России активно возрождаются и развиваются разнообразные направления национальных видов борьбы, а самбо официально признано национальным и приоритетным видом спорта для Российской Федерации, поэтому на современном этапе наблюдается его активная популяризация и развитие. [8, 9]. В самбо, как в индивидуальном виде спорта, роль тренера в становлении личности спортсмена особенно велика и она может иметь как положительную, так и отрицательную характеристику [5]. По мнению некоторых тренеров, основными причинами демотивации спортсменов служат такие факторы, как: отсутствие веры в свои способности, отсутствие волевых качеств, потеря интереса, перспектив, леность и медлительность и др. [7]. Грамотно выстроенные взаимоотношения, профессионализм и личный пример тренера будут являть-

ся фундаментальной основой, на которую спортсмен опирается как на пути к достижению высших результатов, так и после завершения спортивной карьеры.

Цель исследования - выявить значимость совокупности педагогического мастерства, научного подхода и личностных качеств тренера в становлении личности спортсмена и успешном развитии вида спорта в регионе (на примере самбо).

Методика и организация исследования. В рамках исследования проведен анализ воспоминаний и библиографических источников, анкетирования и интервьюирования тренеров по самбо, работающих в детских спортивных школах Республики Карелия, действующих спортсменов, а также тех, кто закончил карьеру в профессиональном спорте, но продолжает деятельность в физкультурно-спортивной сфере.

Результаты исследования и их обсуждение. Основатель карельской Школы самбо в Республике Карелия является Илья Романович Шегельман, доктор технических наук, профессор Петрозаводского государственного университета, заслуженный тренер России и Республики Карелия. По его инициативе в 1969 г из небольшой секции самбо в Петрозаводском государственном университете в Карелии не только появилась настоящая Школа самбо для учащейся молодежи в Петрозаводске, а началось развитие и популяризация борьбы самбо за ее пределами. Первые соревнования по этому виду спорта были организованы в 1969 г, организаторами которых были И. Р. Шегельман, В. Фомин и Н. Мамчур. В 1975 г состоялся первый чемпионат Карелии по самбо. В 1976 г была создана Карельская федерация самбо, в 1999 г. реорганизована в Карельскую федерацию самбо и дзюдо (аккредитована по самбо). Все эти годы Федерацию возглавляет И. Р. Шегельман. В настоящее время он является старшим тренером Республики Карелия. Талантливый наставник подготовил чемпионов мира, Европы, России по самбо, более 200 чемпионов Карелии по самбо, дзюдо, рукопашному бою, комплексным единоборствам, а также коллектив тренеров, развивающих спортивные единоборства в Карелии, продолжающих дело своего учителя [2-4].

Одна из главных целей самбо - это формирование личности человека, целеустремленного в жизни, с неординарным способом мышления, со способностью к самопознанию и т. д. В учебно-тренировочном процессе формируется личность юного спортсмена, его успешность зависит от умения тренера организовать работу так, чтобы нацелить тренировочный процесс не только на развитие физических качеств занимающихся, освоение спортивных умений и навыков, но и в целом на формирование спортивной культуры личности [6]. За спиной любого успешного спортсмена или спортивной команды всегда стоит человек, чьи заслуги не могут быть переоценены. Это спортивный тренер. Как подготовить из начинающего спортсмена чемпиона мира и как достичь успеха в этой сложной профессии, знают немногие.

Анализируя результаты анкетирования и опубликованные воспоминания, мы выявили ряд общих особенностей, которые упоминают учителя и их ученики. В первую очеред это образование, получение знаний.

Для высоких результатов в тренерской и тренировочной деятельности необходим не только богатый опыт в конкретном виде спорта, но и широкий спектр познаний в смежных областях. Хороший тренер должен стремиться быть в курсе всех последних научных разработок в области спортивной подготовки. Так, о важности самообразования И. Р. Шегельман отметил следующее: «В области спорта, педагогики, психологии спорта я изучил много литературы, спортивная медицина, биомеханика, работа с детьми, то есть здесь я постоянно работал... Моя задача - научить воспитанников думать... Я всегда ученикам говорил: ваша задача - получить образование» [1].

Немаловажным фактором в успешной деятельности учитель-ученик является взаимодействие индивидуальностей. Чтобы изучить тренируемого, его плюсы и минусы, знать, как скорректировать тренировочный процесс, наставник должен быть открыт для диалога с ним. Ему необходимо понимать потребности спортсмена, индивидуальные особенности его характера и реагирования организма на нагрузки. Какой бы яркой ни была личность тренера, она не должна подавлять личность спортсмена. В этом случае особое место занимает авторитет учителя. Несомненно, тренер у своих учеников пользуется непререкаемым авторитетом. Об этом сказали все участники интервьюирования.

Правильная постановка цели значительно помогает добиваться высоких результатов. Нам удалось узнать, какие цели в начале своих занятий самбо ставили воспитанники секции самбо. Один из них указал, что он «хотел научиться постоять за себя и своих близких. К тому же это были не простые девяностые. И мой выбор пал на вид спорта, чье название -аббревиатура «Самообороны без оружия». Другой самбист назвал свою первую цель: «стать сильнее, самоутвердиться среди сверстников, научиться постоять за себя» [1]. Однако с возрастом, как утверждают респонденты, планы и цели стали меняться, им хотелось побеждать, побеждать на высоком уровне, стать мастером спорта, потом стать мастером спорта международного класса, войти в состав сборной России, выйти на международный уровень и получить титул чемпиона мира.

Как показало анкетирование, успех сопутствует только тому педагогу, который всегда сам стремился к лучшему, высокому, совершенному. В своем интервью Илья Романович отметил: «Я своим ученикам говорил, ты должен быть лучшим, а если ты хочешь быть тренером, то ты должен готовить чемпионов» [1].

Интуиция тренера также является важным звеном успеха спортсменов. Хороший тренер знает сильные и слабые стороны своего подопечного, его особенности, обладает хорошим чутьем и «внутренним видением», которое подскажет, как лучше их обыграть. Интуиция нужна и для того, чтобы распознать одаренного спортсмена. Например, И. Р. Шегельман рассмотрел в юноше из карельского поселка Пиндуши Максиме Антипове будущего чемпиона России и чемпиона мира по боевому самбо. Какие личностные качества являются наиболее важными для тренера самбо? Отвечая на этот вопрос, называя черты характера, необходимые для тренерской работы, участники анкетирования имели в виду личность своих педагогов. Для них они являются вдохновителями и наставниками. Спортсмены-самбисты отметили, что прежде всего тренер должен быть примером. Показывать свою целеустремленность, трудолюбие, тягу к познаниям, к чему-то новому. Важно такое качество, как любовь и уважительное отношение к детям. Самбо - очень интеллектуальный вид спорта, спортсмены-самбисты, как правило, - интеллектуально развитые люди, которые ломают стереотипы о спортсменах в целом. Респонденты отмечают, что «тренер должен внушить, показать спортсмену, что он не хуже, чем другие спортсмены, которые выступают на самом высоком уровне, и только благодаря тому, что самбист трудолюбив, «показывает зубы», всегда настроен на победу, только в таких случаях будут победы» [1]. Необходимо быть отчасти фанатиком, чтобы это дело зацепило где-то в душе, тогда что-то будет получаться. Это либо есть в человеке, либо этого нет, привить это сложно, поэтому и тренеров-профессионалов такого уровня, которые могут взять ребенка и довести его до уровня чемпионата России с последующим отбором на чемпионаты мира и Европы, немного.

Выводы. Постоянное повышение своего уровня образованности, правильная постановка цели, ответственность, интуиция, авторитет, тесное взаимодействие индивидуальностей - вот главные критерии успеха Школы самбо в Карелии. Судьбы ее воспитанников и спортивная карьера сегодняшних ее учеников - яркое тому подтверждение.

Литература

1. Архив Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета. Ф. 1. Д. 3. Л. 1-25.

2. Годинов А.Н. История, состояние и проблемы развития самбо в

Республике Карелия / А.Н. Годинов // Научные исследования: от

истории к практике. - 2015. - Т. 1. - № 2 (3). - С. 184-186.

3. Демидова Т.В. Карельский сенсей: 45 лет в науке и спорте /

Т.В. Демидова. - Петрозаводск: Verso, 2015. - 64 с.

№ 1 • 2021 Январь | Junuar

http://www.teoriya.ru

4. Калинина Е.А. Проблемы развития самбо в условиях сельской школы / Е.А. Калинина, Н.А. Кожеев // Актуальные проблемы физического воспитания студентов: матер. Междунар. науч.-практ. конф., 30-31 января 2020 г. - Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашская ГСХА, 2020. - С. 182-185.

5. Киэлевяйнен Л.М. К вопросу о реализации самбо в образовательных организациях / Л.М. Киэлевяйнен // Туризм и образование: исследования и проекты: матер. Всероссийской науч.-практ. конф. - Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2017. - С. 243-246.

6. Лубышева Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 6. - С. 96-99.

7. Мнацаканян Б.Х. Роль факторов демотивации спортивной деятельности в восприятии тренеров и спортсменов / Б.Х. Мнацаканян // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. - С. 53.

8. Паутов А.Д. Самбо как национальная идея патриотического воспитания / А.Д. Паутов, А.А. Великодная // Физкультурное образование Сибири. - 2017. - Т. 38. - № 2. - С. 77-80.

9. Полубинский В.Н. Борьба самбо / В.Н. Полубинский, В.М. Сень-ко. - Минск: Беларусь, - 1980. - 141 с.

References

1. Arkhiv Instituta fizicheskoy kulturyi, sporta i turizma Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. F. 1. D. 3. L [Archive of Institute of Physical Culture, Sports and Tourism of Petrozavodsk State University]. 1-25.

2. Godinov A.N. Istoriya, sostoyanie i problemy razvitiya sambo v Re-spublike Kareliya [History, state and problems of development of

sambo in the Republic of Karelia]. Nauchnye issledovaniya: ot istorii k praktike. 2015. V. 1. No. 2 (3). pp. 184-186.

3. Demidova T.V. Karelskiy sensey: 45 let v nauke i sporte [Karelian sensei: 45 years in science and sports]. Petrozavodsk: Verso publ., 2015. 64 p.

4. Kalinina E.A., Kozheev N.A. Problemy razvitiya sambo v usloviyakh selskoy shkoly [Problems of Sambo Development in Rural School]. Aktualnye problemyi fizicheskogo vospitaniya studentov [Actual problems of academic physical education]. Proc. Int. research-practical conference, January 30-31, 2020. Cheboksary: Chuvash State Agricultural Academy publ., 2020. pp. 182-185.

5. Kielev inen L.M. K voprosu o realizatsii sambo v obrazovatelnykh or-ganizatsiyakh [On sambo implementation in educational institutions]. Turizm i obrazovanie: issledovaniya i proekty [Tourism and education: research and projects]. Proceedings of national research- practical conference. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University publ., 2017. pp. 243-246.

6. Lubysheva L.I. Sportivnoe vospitanie kak osnova formirovaniya sport-ivnoy kul'tury lichnosti [Sports education as basis of formation of personal sports culture]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2012. No.6. pp. 96-99.

7. Mnatsakanyan B.H. Rol faktorov demotivatsii sportivnoy deyatelnosti v vospriyatii trenerov i sportsmenov [Role of sports activity demotivation factors in perception of coaches and athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 2. P. 53.

8. Pautov A.D., Velikodnaya A.A. Sambo kak natsionalnaya ideya patri-oticheskogo vospitaniya [Sambo as national idea of patriotic education]. Fizkulturnoe obrazovanie Sibiri. 2017. V. 38. No. 2. pp. 77-80.

9. Polubinskiy V.N., Senko V.M. Borba sambo [Sambo wrestling]. Minsk: Belarus publ.,1980. 141 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

периодизация спортивном тренировки у студентов-самбистов

Кандидат биологических наук, профессор С.М. Воронин1

Кандидат юридических наук А.В. Анисимов2 1Ярославский государственный университет им. П.П Демидова, Ярославль

2Государственный гуманитарный университет, Орехово-Зуево, Московская область

УДМ^С 796.015

Ключевые слова: студенты, самбисты, этапы спортивной подготовки, учебные и тренировочные нагрузки.

Введение. Периодизация спортивной подготовки у студентов-самбистов имеет ряд особенностей, связанных с учебой в вузе (сессии, зачеты и т.п.). Планирование тренировки и совмещение ее с учебной деятельностью весьма актуально и требует изучения. Необходима коррекция нагрузки во время сессии, учебной практики и т.п. [1].

Цель исследования - планирование спортивной подготовки студентов-самбистов с учетом учебной деятельности.

Методика и организация исследования. В статье излагается методика подготовки самбистов высокой квалификации с учетом их учебной деятельности. В ходе многолетних педагогических наблюдений составлены планы подготовки студентов в зависимости от периода обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. На основании педагогических наблюдений были определены эта-

PERIODIZATION OF SPORTS TRAINING IN ACADEMIC SAMBO WRESTLING

PhD, Professor S.M. Voronin1 PhD A.V. Anisimov2

Yaroslavl State University n.a. P.G. Demidov, Yaroslavl 2Russian State University for the Humanities, Orekhovo-Zuevo, Moscow Region

Поступила в редакцию 03.12.2020 г.

пы спортивной подготовки студентов-самбистов в течение учебного года (см. таблицу).

Как видно из таблицы нами были предприняты попытки систематизации подготовки студентов-самбистов на основании календаря соревнований и учебного плана.

В период наиболее интенсивных учебных нагрузок применялся щадящий график тренировочных нагрузок. Однако в период апрель-май и ноябрь-декабрь имеет место увеличение тренировочных и учебных нагрузок. Выход из этой ситуации мы видим в коррекции студенческого календаря соревнований либо в продлении сроков экзаменационной сессии ведущих спортсменов и переводе их на индивидуальный график.

Вывод. Подготовка студентов-самбистов высокой квалификации показали возможность поддержания высокого уровня тренированности в условиях интенсивной учебной деятельности. Продление сроков экзаменационной сессии и перевод ведущих спортсменов на индивидуальный график обучения также дало положительный результат.

№ Этап подготовки Месяц Средства подготовки Период учебного года

1 Переходный 01,06,07 Средства восстановления, кросс Сессия

2 Подготовительный 02,08,09 Технико-тактическая подготовка Каникулы, начало учебного года

3 Предсоревновательный 03,10 Учебные, тренировочные соревнования Учеба

4 Соревновательный 04, 05, 11, 12 Участие в контрольных и основных соревнованиях Конец семестра, зачеты

Литература

1. Воронин С.М. Борьба самбо в вузах неспортивного профиля // С.М. Воронин, Е.В. Игнатова, Л.Ю. Шалайкин и др. - Ярославль: ЯрГУ, - 2017 - 126 с.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.