УДК 796.01 ББК 75.1 П 24
Ю.Д. Ушхо
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета;р.т. (8772) 59-39-83
А.Г. Заболотний
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания, директор центра «Здоровье» Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Е.В. Золотцева
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета;р.т. (8772) 59-39-83
М.Ю. Мирза
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
О.О. Ельникова
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРИТЕТА ТРЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматриваются особенности профессиональной деятельности тренера, его авторитет, педагогическое мастерство, культура поведения и общения. Сопоставлена и проанализирована адекватность выявленных значимых качеств личности тренера, необходимых для эффективного построения авторитетных отношений с точки зрения тренеров и спортсменов, занимающихся на различных этапах спортивной подготовки. Обоснованы педагогические условия формирования авторитета тренера в процессе обучения в вузе.
Для достижения поставленной цели авторами раскрыто представление юных спортсменов, тренеров и будущих специалистов по физической культуре и спорту об идеальном образе тренера и педагогических условиях формирования авторитета тренера в процессе профессиональной подготовки. Для этого были определены предпочтительные личностные качества тренера, примененные к оценке авторитетных отношений; сопоставлена и проанализирована адекватность выявленных значимых качеств личности тренера, необходимых для формирования авторитетных отношений, определены профессионально значимые личностные качества тренера по формированию авторитетных отношений с позиции тренеров и спортсменов на различных этапах спортивной подготовки. Для формирования авторитета тренеру необходимо не только знать приоритетность личностных качеств на разных этапах спортивной подготовки, но и уметь анализировать и оценивать их значимость со стороны процессов обучения, воспитания и социализации личности.
Анализируя полученные результаты, можно отметить существенные различия между ожидаемым имиджем тренера в группах спортсменов и
предполагаемыми значимыми качествами построения авторитетных отношений с позиции самих тренеров. Таким образом, можно констатировать, что на разных этапах спортивной подготовки спортсмены предъявляют разные требования к личностным качествам тренера, которые, в свою очередь, отличаются от мнения самих тренеров.
Ключевые слова: авторитет тренера, профессиональная подготовка, спорт, имидж, физическая культура, студенты, юные спортсмены.
Yu.D. Ushkho
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of
Physical Education, Adyghe State University;ph.: (8772) 59-39-83
A.G. Zabolotniy
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department
of Physical Education, Director of the "Health" Center, Adyghe State University;
E-mail: [email protected]
E.V. Zolottseva
Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Adyghe State
University;ph.: (8772) 59-39-83
M.Yu. Mirza
Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Adyghe State
University; E-mail: [email protected]
O.O. Elnikova
Senior Lecturer of the Department of Physical Education, Adyghe State
University; E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SHAPING THE COACH'S AUTHORITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING IN UNIVERSITY
Abstract. The article deals with the peculiarities of the professional activity of the coach, his authority, pedagogical skills, culture of behavior and communication. The authors compare and analyze the adequacy of the revealed significant qualities of the personality of the coach necessary for effective construction of authoritative relations from the point of view of the coaches and athletes who are at various stages of sports training. Pedagogical conditions of shaping the coach's authority in the course of training in higher school are proved.
To achieve this goal, the authors revealed the idea of young athletes, coaches and future specialists in physical culture and sports about the ideal image of the coach and pedagogical conditions for the formation of the coach's authority in the process of professional training. For this purpose, the authors determined the preferred personal qualities of the coach, applied to the assessment of authoritative relations; compared and analyzed the adequacy of the identified significant qualities of the personality of the coach needed for the formation of the authoritative relations, and defined the professionally significant personal qualities of the coach related to the formation of authoritative relations in terms of coaches and athletes at various stages of sports training. In order to shape the authority, the coach needs not only to know the priority of personal qualities at different stages of sports training, but also to be able to analyze and evaluate their importance from the side of the processes of training, education and socialization of the individual.
Analyzing the results obtained, there are significant differences between the expected image of the coach in the groups of athletes and the expected significant qualities of building authoritative relationships from the position of the coaches themselves. Thus, the publication states that at different stages of sports training,
athletes have different requirements for the personal qualities of the coach, which, in turn, differ from the opinion of the coaches themselves.
Keywords: the authority of the coach, professional training, sports, image, physical culture, students, young athletes.
Введение. На современном этапе развития общества спорт занимает значимое место в физическом, нравственном и духовном воспитании будущих специалистов по физической культуре и спорту. Студенты знакомятся со своей профессией, осваивают необходимые знания, умения и навыки, формируют свои представления о ней и создают портрет специалиста, к которому будут стремиться в дальнейшем в своей профессиональной деятельности.
Формирование у студентов основ авторитета в процессе обучения в вузе позволит молодому специалисту не только эффективно начать свою профессиональную деятельность, но и добиться в ней положительных результатов как в направлении физического совершенствования юных спортсменов, так и в плане их обучения и воспитания [1].
Следовательно, для результативного выполнения профессиональной деятельности тренер должен владеть большим объемом знаний, умений и навыков не только в сфере физической культуры и спорта, но и в сфере педагогики, психологии и других наук. Таким образом, профессиональная деятельность тренера связана с процессами обучения, воспитания и социализации личности и направлена на всестороннее и гармоничное ее развитие.
Цель исследования. Обосновать педагогические условия формирования авторитета тренера в процессе обучения в вузе. Для достижения поставленной цели необходимо:
1. Выявить представления юных спортсменов, тренеров и будущих специалистов по физической культуре и спорту об идеальном имидже тренера.
2. Выявить педагогические условия формирования авторитета тренера в процессе профессиональной подготовки.
Методы исследования. Для реализации задач, поставленных перед исследованием, были применены диагностические и эмпирические методы: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, эксперимент, анализ научной литературы по проблеме исследования, методы математической статистики [2].
Одной из задач исследования было сопоставление ожидаемого (созданного в представлениях спортсменов) и профессионально-оправданного (сформированного в представлениях тренеров) имиджа, опосредованно влияющего на эффективность построения авторитетных отношений. Для этого были:
- выявлены предпочтительные личностные качества тренера, применяемые к оценке авторитетных отношений;
- определена мера профессионально значимых личностных качеств тренера на формирование авторитетных отношений с точки зрения тренеров и спортсменов, занимающихся на различных этапах спортивной подготовки;
- сопоставлена и проанализирована адекватность выявленных значимых качеств личности тренера, необходимых для формирования авторитетных отношений, выбранных спортсменами и тренерами.
В исследовании приняли участие спортсмены различного уровня спортивной подготовленности (п =163), тренеры по игровым видам спорта (п=48), всего 211 человек.
Результаты исследования и их обсуждение. Решение первой задачи осуществлялось путем определения представлений респондентов о наиболее значимых личностных качествах тренера, позволяющих ему создавать авторитетные отношения [3, 4].
В этот блок вошли две группы личностных качеств. Одни способствуют формированию авторитетных отношений (положительные «+»), другие его затрудняют (отрицательные «-»). Так, в положительном блоке были отмечены 34 качества, а в отрицательном - 19.
Для решения второй задачи был разработан опросный лист. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «В какой мере перечисленные качества личности способствуют («+») и препятствуют («-») формированию авторитета тренера?»
Ранжирование полученных результатов позволило выявить предпочтение респондентов в профессионально значимых личностных качествах тренера ^>0,700), способствующих формированию авторитетных отношений в различных группах. При выявлении и сравнении представлений юных спортсменов, практикующих тренеров и будущих специалистов по физической культуре и спорту об идеальном имидже тренера, а также при анализе профессиональной деятельности тренеров юных спортсменов были выявлены некоторые различия:
- между признанием тренерами и будущими специалистами по физической культуре и спорту значимости авторитета как фактора, способствующего эффективному решению профессиональных функций тренера, и недостаточным уровнем их когнитивной и деятель-ностной подготовленности в этих вопросах;
- между социально-ожидаемым имиджем тренера юными спортсменами и профессионально-оправданным имиджем практикующими тренерами и будущими специалистами;
- между необходимостью учета при построении учебно-тренировочного процесса особенностей социально-ожидаемого имиджа тренера юных спортсменов из групп начальной подготовки и низким уровнем
знаний тренеров и будущих специалистов данных предпочтений;
- между необходимым и действительным уровнем сформированно-сти основ частей авторитета тренера у будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Анализируя полученные результаты, можем констатировать существенные различия между ожидаемым имиджем тренера в группах спортсменов и предполагаемыми значимыми качествами построения авторитетных отношений с позиции самих тренеров. Таким образом, можно констатировать, что на различных этапах спортивной подготовки спортсмены предъявляют разные требования к личностным качествам тренера, которые, в свою очередь, разнятся с мнением самих тренеров.
Несколько иная картина складывается при анализе значимых личностных характеристик тренера, негативно влияющих на построение его авторитета. Следовательно, для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности тренер должен стремиться минимизировать «-» значимые качества личности в себе и уметь их корректировать в воспитанниках.
Реализация третьей задачи данного исследования осуществлялась путем выявления объема знаний тренеров об особенностях личност-но значимых качеств авторитетного тренера спортсменами, занимающимися на различных этапах спортивной подготовки. Для формирования авторитета тренеру необходимо не только знать приоритетность личностных качеств на различных этапах спортивной подготовки, но и уметь анализировать и оценивать их значимость со стороны процессов обучения, воспитания и социализации личности.
Основная причина выявленной существенной разницы между представлениями тренеров об особенностях взглядов своих воспитанников на значимые качества
личности авторитетного тренера и реальным их мнением - это недооценка тренерами значимости своих личностных качеств. Анализ профессиональной деятельности тренеров показал, что они уделяют большее внимание профессиональному компоненту своей деятельности, нежели межличностным взаимоотношениям внутри коллектива. Это создает ситуацию, когда тренера воспринимают только как тренера-педагога, основной задачей которого является развитие физических способностей занимающихся, позволяющих достичь ими наивысших спортивных результатов. Такая функция тренера, как формирование личности спортсмена, отводится на второй план.
Изменить сложившуюся ситуацию возможно путем формирования у тренеров основ знаний, умений и навыков в построении авторитетных отношений, развития у них «+» значимых и коррекции «-» значимых личностных качеств, создания условий, способствующих формированию опыта построения авторитета. Наиболее благоприятным периодом для этого является процесс профессиональной подготовки специалиста. Именно в это время закладываются основы будущей профессии, формируются профессионально-значимые личностные качества.
Доказательством необходимости формирования авторитета
тренера в процессе профессиональной подготовки служит и то, что студенты, определяя социально-ожидаемый имидж тренера, занимают промежуточную позицию между представлениями юных спортсменов и тренеров. Об этом свидетельствуют данные, в котором отражены пятнадцать наиболее значимых личностных качеств тренера, отмеченных студентами ИФК и дзюдо Адыгейского государственного университета, г. Майкоп (п = 125).
Студенты отмечают личностные и профессиональные качества тренера как равнозначные при построении авторитетных отношений в учебно-тренировочном процессе. При этом, чем старше курс обучения студентов, тем четче прослеживается их предпочтение профессиональным характеристикам авторитетного тренера.
Связано это, прежде всего, с направленностью всего процесса обучения в вузе на формирование у студентов системы профессионально-значимых знаний, умений и навыков, а развитие личностных качеств обучающихся остается второстепенным и во многом хаотичным. Изменить сложившуюся ситуацию возможно путем целенаправленного формирования профессионально-значимых личностных качеств, лежащих в основе построенияавторитетныхотношений у студентов.
Примечания:
1. Ушхо Ю.Д. К вопросу формирования авторитета в процессе профессиональной подготовки тренера в вузе // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. 2006. № 11. С. 116-121.
2. Ушхо Ю.Д. Формирование основ авторитета тренера-преподавателя в процессе профессиональной подготовки (на примере футбола): дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007. С. 132.
3. Ушхо Ю.Д. Авторитет тренера в профессиональном футболе // Современные проблемы педагогики, физической культуры и биомеханики. Т. 1. Физическая культура и биомеханика. Майкоп, 2005. С. 105-108.
4. Ушхо Ю.Д. Возрастные аспекты становления авторитета тренера-преподавателя // Состояние и перспективы развития физической культуры в образовательных учреждениях: материалы междунар. науч.-практ. конф. Шуя: Изд-во ШГПУ, 2006. С. 118-119.
References:
1. Ushkho Yu.D. On the problem of authority formation in the process of professional training of a coach at a higher school // Proceedings of higher educational institutions. North Caucasus region. 2006. No. 11. P. 116-121.
2. Ushkho, Yu.D. Formation of the foundations of the authority of the coach-teacher in the process of professional training (based on football). Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop, 2007. P. 132.
3. Ushkho, Yu.D. Authority of the coach in professional football // Modern problems of pedagogy, physical culture and biomechanics. Vol. 1. Physical culture and biomechanics. Maikop, 2005. P. 105-108.
4. Ushkho, Yu.D. Age aspects of formation of the authority of a coach-teacher // State and prospects of physical culture development in educational institutions: Materials of international scient. and pract. conf. Shuya: Shuya: ShSPU Publishing house, 2006. P. 118-119.