УДК: 796.418.6+796.01:159.9
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕНЕРА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЫЖКАМИ НА БАТУТЕ, НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Л.А. Якимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории и методики физической культуры,
Т.Х. Емтыль, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, истории и методики физической культуры,
В.В. Суворов, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики, доцент,
Л.Ю. Болеева, преподаватель Гуманитарного колледжа,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: [email protected]
Актуальность. В прыжках на батуте, согласно современным требованиям стандарта, процесс подготовки спортсменов начинается с 7 лет. И тренеру важно с момента прихода ребенка в спортивную секцию наладить тесный контакт не только с ним, но и с его родителями. Однако, несмотря на ряд исследований по налаживанию психологического климата в спортивном коллективе, на практике оказывается, что в отношениях «тренер-родитель» отсутствует доверительное отношение, в свою очередь снижающее качество взаимодействия спортивного педагога непосредственно с занимающимися. С этой точки зрения, вопросы, посвященные решению проблемы по созданию позитивных взаимоотношений тренера с родителями начинающих спортсменов, всегда актуальны.
Цель исследования: разработать программу конструктивных действий, способствующих формированию положительных коммуникативных взаимоотношений между тренером и родителями детей групп начальной подготовки в прыжках на батуте.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, диагностика потребностей родителей, диагностика свойств личности батутистов,
педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследования: изучены особенности коммуникативной культуры тренера по прыжкам на батуте, выявлены основные средства и методы общения тренера с родителями, предложена структуризация процесса создания коммуникативных взаимоотношений тренера с родителями тех детей, которые начинают только заниматься прыжками на батуте. В ходе педагогического эксперимента достоверное изменение потребности в создании доверительных отношений у родителей с тренером и положительная динамика в развитии свойств личности юных батутистов подтвердили эффективность предлагаемого методического подхода. Совместно выстроенная коммуникативная деятельность тренера и родителей детей групп начальной подготовки повлияла на формирование у них положительных потребностей в доверительных отношениях, способствовала максимальной реализации волевых качеств спортсмена в данном виде спорта.
Заключение. Таким образом, выстраивание позитивных взаимоотношений «тренер-родители» позволило тренеру почувствовать, что он на-
ходится в гармонии с семьей, сотрудничать с ней для спортивного и личностного роста начинающего спортсмена, а родителям позволило быть стимулом к действию у своих детей. Проанализированные теоретические сведения дополняют педагогику спорта, имеют практическое значение в детско-юношеском спорте.
Ключевые слова: коммуникативные взаимоотношения, юные спортсмены, родители, тренер, прыжки на батуте, этап начальной подготовки, свойства личности, программа.
Для цитирования: Якимова Л.А., Емтыль Т.Х., Суворов В.В., Болеева Л.Ю. Формирование коммуникативных взаимоотношений тренера с родителями детей, занимающихся прыжками на батуте на этапе начальной подготовки // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 4. - С. 34-40.
For citation: Yakimova L.A., Emtyl Т.К., Suvorov V.V., Boleeva L.Y. Formation of communicative relationships of a coach with parents of children practicing jumping on a trampoline at the initial training stage. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 4, pp. 34-40 (in Russian).
Введение. В любом виде спорта успех спортсмена во многом обусловлен качеством коммуникационных взаимодействий всех участников процесса спортивной подготовки. Тренеру, как лидеру, отведена главенствующая роль коммуникатора, аккумулирующего взаимоотношения «тренер-спортсмен» и «тренер-родители» [1, 3, 5, 7, 11]. Родители со своей стороны должны осознавать, что, влияя на окружающую среду спортсмена, создают предпосылки для его успеха в спортивной деятельности. А ребенку с начала занятий необходимо научиться чувствовать, что тренер находится в гармонии с семьей и сотрудничает с родителями для его спортивного и личностного роста. В таком виде спорта, как прыжки на батуте, согласно законодательным документам тренировки начинаются в раннем возрасте, что накладывает на родителей ответственность за надлежащее состояние ребенка за пределами тренировочного зала, подготовку к занятиям, сборам и соревнованиям. Отсюда обязателен постоянный контакт тренера с родителями. Специалисты-теоретики [6, 10, 12, 13] показывают всю важность процесса коммуникации тренеров с родителями именно на начальном этапе обучения. Однако, как показывает практика, многие тренеры изолируются от построения своих отношений с родителями, считая при этом их источником конфликтов, что влечет со временем потерю контингента занимающихся. Как выясняется - в содержании практической деятельности спортивного педагога обнаруживаются недостаточно изученными реальные возможности создания условий общения с родителями. Тренерам не хватает сопутствующей методической поддержки по созданию крепких межличностных взаимоотношений с родителями начинающих спортсменов. В связи с чем
вопросы, затронутые в данной исследовательской работе, являются актуальными. Объектом исследования был определен процесс формирования педагогического мастерства тренера по прыжкам на батуте. Предметом исследования стали средства, методы и формы, способствующие развитию положительных коммуникативных взаимоотношений между тренером и родителями начинающих батутистов.
Целью исследования явилась разработка программы конструктивных действий, способствующих формированию положительных коммуникативных взаимоотношений между тренером и родителями детей групп начальной подготовки в прыжках на батуте.
Задачи исследовательской работы: 1. Изучить культуру коммуникативных взаимоотношений тренера и родителей детей, начинающих заниматься спортом. 2. Определить программу взаимодействий тренера и родителей детей, занимающихся прыжками на батуте в группах начальной подготовки. 3. Провести оценку влияния экспериментальных мероприятий на формирование коммуникативных отношений тренера с родителями и развитие свойств личности спортсмена.
Методы и организация исследования. Применялись методы исследования: анализ научно-методи ческой литературы, анкетирование, изучение потребностей родителей в создании доверительных отношений с тренером по методике А. Мейрабиана «Мотивация аффилиации» и свойств личности юных батутистов по опроснику Е.П. Ильина «Самооценка волевых качеств спортсмена», педагогический эксперимент, методы математической статистики [4, 5, 12]. Педагогическое исследование, в котором приняло участие четыре тренера, 30 спортсменов групп начальной подготовки (возрастом 7-8 лет) и 45 родителей, проводилось в МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №6» города Ростов-на-Дону.
Обсуждение результатов. Анализ результатов проводимого среди родителей анкетирования «Участие тренера в создании доверительных отношений» позволил выяснить положительное отношение последних к занятиям их детьми прыжками на батуте. Они полагают, что на данных занятиях дети получают физическое, умственное и моральное развитие. Также родители видят в активном сотрудничестве с педагогом средство повышения эмоционального настроения у начинающего спортсмена, его стремления самостоятельно идти на тренировочные занятия, желания выполнять дома задания тренера. Однако в вопросах о взаимоотношениях с тренером, большая часть родителей (87,8%) указала на общение с тренером по мере необходимости. Даже отметились такие (45,3% из всего числа опрошенных), у которых в общении с тренеров возникли некоторые трудности, возникшие в основном из-за таких причин, как отсутствие постоянных встреч с тренером, несогласие тренера идти на индивидуальный контакт с ними, требования тренера соблюдать только свои правила без учета их мнений. Присутствуя в социальных группах, созданных тре-
нером для организационной информации, довольно большое количество родителей (47,8% всех респондентов) оказалось не знакомо друг с другом. Но при всем этом все родители готовы оказать тренеру ту или иную помощь: 24% опрошенных родителей выразили желание помогать тренеру в тренировочном процессе их детей, 28,9% участников родительского опроса согласились оказать помощь в некоторых вопросах при организации соревновательной деятельности, и 47,1% родителей предложили свое участие в мероприятиях досуга, проводимых вне тренировочного процесса. Доступными формами общения родители указали: родительские собрания, индивидуальные беседы, создание родительского комитета, организация выездов на соревнования, создание клуба болельщиков, оформление просветительских материалов, участие в совместных оздоровительных и культурных мероприятиях.
Полученные результаты диагностики мотивации к созданию доверительных отношений у родителей, проведенной по методике А. Мейрабиана, свидетельствуют о том, что мотив страха отвержения отношений у них развит сильнее (14,3 балла в среднем), чем мотив стремления принятия отношений (10,4 балла в среднем), что указывает на наличие у родителей некоторой скованности, дискомфорта и внутреннего напряжения при общении с тренером своих детей.
Из результатов анкетирования и диагностики мотивации к построению доверительных отношений следует, что коммуникативные контакты родителей с тренером находятся не на лучшем уровне.
Изучая рекомендации ученых по проблеме исследования [8, 9, 13], для повышения качества взаимодействий спортивного педагога с родителями занимающихся была предложена экспериментальная программа мероприятий, структурирующая формирование положительных коммуникативных отношений в ходе тренировочного процесса и за его пределами (таблица 1).
Примечание: критерии оценивания волевых качеств спортсмена согласно методике Е.П. Ильина:
Рассчитанные на три месяца вышеобозначенные мероприятия включали совместные действия тренера, родителей и детей и были направлены на установление комфортных отношений в спортивном коллективе. Их реализация потребовала от сторон определенных затрат и усилий. Родители, ознакомленные предварительно с предстоящей коллективной работой, выразили желание действовать сообща с тренером по воспитанию и развитию их детей.
На протяжении всего хода исследования проводился мониторинг состояния уровня формирования мотивации к созданию доверительных отношений между тренером и родителями (таблица 2).
Как видно, значение мотива принятия доверительных отношений у родителей к концу эксперимента увеличилось в среднем до 16,9 балла, а мотив страха отвержения отношений, наоборот, несколько снизился (в среднем до 9,8 балла). Достоверные же различия (по критерию Стьюдента) свидетельствуют о положительном воздействии совместных мероприятий экспериментальной программы на формирование положительных взаимоотношений между родителями и тренером.
В свою очередь выстроенные доверительные взаимоотношения в ходе коллективной работы «тренер-родитель» и «родитель-спортсмен» позволили обоим сторонам включиться в процесс социализации и индивидуализации юного спортсмена, повышая в целом его интерес к занятиям спортом, и в частности увеличивая активность его волевых качеств. Так как известно, что волевая сфера достаточно сильно определяет успешность роста спортивной карьеры, влияет на самореализацию и самовыражение спортсменов в ходе тренировочного процесса [3, 6]. В связи с этим на протяжении всего эксперимента у спортсменов проводилась диагностика самооценки волевых качеств спортсмена (по методике Е.П. Ильина), результаты которой представлены на рисунке 1.
низкии уровень -0-19 баллов; среднии уровень -20-30 баллов; высокий уровень -31-40 баллов
Рисунок 1. Изменение показателей самооценки волевых качеств у спортсменов в ходе педагогического эксперимента (п=30)
по Е.П. Ильину
Таблица 1
Программа мероприятий по формированию коммуникативных взаимоотношений тренера с родителями
детей, занимающихся прыжками на батуте
Содержание работы Недели месяца
Октябрь 1 2 3 4
1. Встреча административного и тренерского состава с родителями +
2. Социальные опросы родителей (проводит тренер) + + + +
3. Просмотр кинофильма о виде спорта «прыжки на батуте» совместно с родителями и их детьми +
4. Беседа «Здоровый образ жизни юного спортсмена» (совместно мед. работник, тренер, родители) +
5. Конкурс на лучший логотип для группы (совместно родители, дети) + + + +
6. Знакомство тренера с условиями жизни спортсменов (родители создают видеоролик о жизни их юного спортсмена в домашних условиях, либо создают условия для принятия в гости к себе тренера) + + + +
7. Вечер вопросов и ответов (проводит тренер для родителей) +
8. Спортивно-массовое мероприятие (с приглашением родителей, детей и участием спортсменов высокой квалификации) +
Ноябрь 1 2 3 4
1. Родительское собрание с освещением планов на месяц +
2. Беседа со спортивным психологом (совместно тренер, родители, дети) +
3. Посещение соревнований по прыжкам на батуте регионального значения с последующим обсуждением (совместно тренер, родители, дети) +
4. Беседа «Правила вида спорта «прыжки на батуте» для детей и их родителей +
5. Задания для родителей с проявлением творчества (конкурс рисунков и сочинений на тему «Мой ребенок - спортсмен») +
6. Физкультурно-массовые соревнования с участием родителей «Мама, папа, я - дружная семья!» +
7. Изучение тренером достижений спортсменов в учебной деятельности (дети приносят тетради с выполненными заданиями) +
8. Культурно-массовый выход тренера, родителей и детей в клуб скалолазания +
Декабрь 1 2 3 4
1. Родительское собрание с освещением планов на месяц +
2. Беседа спортсмена, имеющего высокую спортивную квалификацию по прыжкам на батуте, с родителями и их детьми X
3. Культурно-массовый выход тренера, родителей и детей в музеи города +
4. Беседа «Разрядные требования по виду спорта «прыжки на батуте» для детей и их родителей +
5. Индивидуальные беседы с родителями о достижениях их детей на занятиях по прыжкам на батуте + + + +
6. Наведение санитарно-гигиенического порядка в спортивном зале (совместно тренер, родители, дети) +
7. Организация и проведение спортивно-массового мероприятия «Веселые страты» (совместные действия тренера и родителей по планированию эстафетных заданий, по подготовке призов для детей, по участию в судействе данного мероприятия) +
8. Организация и проведение спортивно-массового праздника для детей, посвященного Новому году (совместные действия тренера и родителей) +
Таблица 2
Результаты показателя мотивации к созданию доверительных отношений между тренером и
родителями, полученные в ходе эксперимента
Этапы исследования Оценка мотивов
оценка стремления принятия отношений, п=45 оценка страха отвержения отношений, п=45
Результаты диагностики в начале эксперимента (баллы, М±т) 10,4±0,31 14,3±0,29
Результаты диагностики в конце эксперимента (баллы, М±т) 16,9±0,33 9,8±0,38
Достоверность различий между показателями в начале и в конце эксперимента ^-критерий Стьюдента, р) 1=2,99, р<0,05 1=2,88, р<0,05
В начале исследования состояние волевых характеристик у начинающих спортсменов было крайне удовлетворительным (среднее значение по группе - 16,5 балла, низкий уровень). По окончании экспериментальной работы у детей в группе возросла самооценка собственных способностей до 30,9 балла в среднем, что соответствует уровню выше среднего. При расчете критерия Стьюдента между начальными и окончательными значениями обнаружился достоверный прирост 0=2,71, р<0,05), подтверждающий прогресс в развитии у детей таких свойств личности, как целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность.
Заключение. Таким образом, систематическая и целенаправленная деятельность по созданию совместных отношений тренера с родителями влияет на формирование у них положительных потребностей в доверительных отношениях, снижает напряженность в обоюдном общении и положительным образом позволяет влиять на развитие волевых качеств у юных спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - С. 127-153.
2. Гавердовский Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник в 2 т. / Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский. - М.: Советский спорт, 2014. - 231 с.
3. Горская Г.Б. Психологические эффекты ранней профессионализации личности // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. -2008. - №3. - С.105-113.
4. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - Питер, 2015. - 586 с.
6. Ильин Е. П. Психология спорта. - СПб.: Издательство «Питер», 2008. - 352 с.
7. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / Н.М. Костихина, О.Ю. Гаврикова. - Омск: Изд-во Сиб-гуФК, 2013. - 296 с.
8. Пилюк Н.Н. Система соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации. Структура, содержание, управление / Н.Н. Пилюк. - Краснодар: Изд-во КубГАФК, 2000. - 184 с.
9. Программа спортивной подготовки по виду спорта «прыжки на батуте» / Н.В. Пивень. - Краснодар: ГБУ КК «ЦОП по прыжкам на батуте», 2018. - 101 с.
10. Седов Д.Г. Коммуникативная компетентность будущего тренера как фактор успешности профессиональной подготовки будущих спортсменов / Д.Г. Седов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - Волгоград, 2012. - №4 (24). - С.154-157.
11. Якимова Л.А. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / Л.А. Якимова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - 72 с.
12. Якимова Л.А. Использование фитнес-технологий в учебном процессе вузов для формирования положительной мотивации к двигательной активности у обучающихся / Л.А. Якимова, Т.Х. Емтыль, Н.Н. Пешков, М.В. Махинова, Ю.А. Прокопчук // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. - С. 27-33.
13. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебная литература / С.Д. Якушева. - М.: Неолит, 2016. - 351 с.
FORMATION OF COMMUNICATIVE RELATIONSHIPS OF A COACH WITH PARENTS OF CHILDREN PRACTICING JUMPING ON A TRAMPOLINE AT THE INITIAL TRAINING STAGE
LA Yakimova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory, History and Methods of Physical Education Department,
^K. Emtyl, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Theory, History and Methods of Physical Education Department,
V.V. Suvorov, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the General and Professional Pedagogy
Department, Associate Professor,
L.Y. Boleeva, Lecturer of the Humanities College.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism», Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: [email protected].
Relevance. In jumping on a trampoline, according to modern standard requirements, the training process of athletes begins at the age of 7. And it is important for a coach from the moment a child enters the sports section to establish close contact not only with him, but also with his parents. However, despite a number of studies on the establishment of the psychological climate in the sports team, in practice it turns out that in relationships «parent-coach» it is lack of trust, in turn, reducing the quality of the interaction of a sports teacher directly with exercisers. From this point of view, the questions dedicated to the solution of the problem of creation of positive relationships between a coach and parents of beginning athletes are always relevant.
Research aim is to develop a program of constructive actions, contributing to the formation of a positive communicative relationship between a coach and parents of children groups of initial training in jumping on a trampoline.
Research methods: literature analysis, questioning, diagnostics of parents' needs, diagnostics of personality traits of trampolines, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.
Research results: the features of the communicative culture of a trampoline coach have been studied, basic means and methods of communication between the coach and the parents have been revealed, structuring of the process of creation of a communicative relationship between a coach and parents of those children who are just starting to jump on the trampoline has been proposed. During the pedagogical experiment a reliable change in the need to create trusting relationships between parents and a coach and positive dynamics in the development of personality traits of young trampolines confirmed the effectiveness of the proposed methodological approach. Jointly built communication activities of a coach and par-
ents of children of beginning training groups influenced the formation of their positive needs for trusting relationships, contributed to the maximum realization of the athlete's volitional qualities in this sport.
Conclusion. In such a way, building of positive relationships «parent-coach» allowed the coach to feel that he is in harmony with a family, to cooperate with it for the sports and personal growth of a beginning athlete, and allowed parents to be a motivation for their children. The analyzed theoretical information complements the pedagogy of sports, it is of practical importance in children and youth sports.
Keywords: communicative relationships, young athletes, parents, coach, trampoline jumping, initial training stage, personality traits, program.
References:
1. Arkayev L.Ya., Suchilin N.G. Kak gotovit' chempionov [How to prepare champions]. Moscow: physical Culture and sport, 2004, pp. 127-153.
2. Gaverdovsky Yu.K., Smolewski V.M. Teoriya i metodika sportivnojgimnastiki [Didaktika the Theory and methodology of sports gymnastics]. Moscow: Soviet sport, 2014, 231 p.
3. Gorskaja G.B. Psychological effects of early personality professionalization. Chelovek. Soobshhestvo. Uprav-lenie. Nauchno-informacionnyj zhurnal [Man. Community. Control. Scientific Information Journal]. 2008, no 3, pp.105-113. (in Russian).
4. Zhelezniak Iu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metod-icheskoi deiatel'nosti v fizicheskoikul'ture i sporte [Fundamentals of scientific-methodological activity in physical culture and sport]. Moscow, Academiia, 2013, 288 p.
5. Ilyin E.P. Psihologija obshhenija i mezhlichnostnyh otnosh-enij [Psychology of communication and interpersonal relationships]. Piter, 2015, 586 p.
6. Ilyin E.P. Psihologiya sporta [Psychology of sport]. Saint-Petersburg: Peter Publishing House, 2008, 352 p.
7. Kostihina N.M., Gavrikova O.Ju. Pedagogika fizicheskoj kul'tury isporta [Pedagogy of physical culture and sport]. Omsk: Izd-vo SibguFK, 2013, 296 p.
8. Pilyuk N.N. Highly qualified acrobats competitive system [The system of competitive activity of high-qualified acrobats]. Krasnodar: KubGAFK Publishing house, 2000, 184 pp.
9. Piven' N.V. Programma sportivnojpodgotovkipo vidu sporta«pryzhkinabatute» [Program of sports training for sport "jumping on the trampoline»]. Krasnodar: GBU KK «COP po pryzhkam na batute», 2018, 101 p.
10. Sedov D.G. Communicative competence of the future coach as a factor of success of professional training of future athletes. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Po-volzhskijregion [News of higher educational institutions. Volga region], 2012, no 4 (24), pp.154-157 (in Russian).
11. Yakimova L.A. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebno-metodicheskoe posobie [Theory and methodology of physical culture and sports: educational and methodical manual]. Krasnodar, 2017, 72 p.
12. Yakimova L., Emtyl T., Peshkov N., Makhinova M., Pro-kopchuk Y. Use of fitness technologies in the educational process of universities for the formation of positive motivation of students to physical activity. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 4, pp. 27-33 (in Russian)
13. Jakusheva S.D. Osnovy pedagogicheskogo masterstva i professional'nogo samorazvitija [Fundamentals of pedagogical skills and professional self-development]. Moscow: Neolit, 2016, 351 p.
Поступила / Received 29.09.2020 Принята в печать / Accepted 18.12.2020