ОБРАЗ ТРЕНЕРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
УДК/UDC 796.012.68
Поступила в редакцию 14.03.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Воробьёв1 Доктор педагогических наук, доцент А.Г. Грецов1, 2 Доктор психологических наук, профессор Е.Б. Лактионова2 Кандидат психологических наук, доцент Ю.С. Пежемская2 Кандидат психологических наук, доцент Н.Л. Сомова2
1 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
2 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
COACH IMAGE AND PSYCHOLOGICAL WELLBEING OF STUDENT ATHLETES
PhD, Associate Professor S.A. Vorobev1 Dr. Hab., Associate Professor A.G. Gretsov1, 2 Dr.Sc.Psych., Professor E.B. Laktionova2 PhD, Associate Professor Yu.S. Pezhemskaya2 PhD, Associate Professor N.L. Somova2
1 St. Petersburg Scientific Research Institute for Physical Culture, St. Petersburg
2 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - выявление характеристик образа тренера в представлениях студентов-спортсменов в контексте различных аспектов психологического благополучия спортсмена.
Методика и организация исследования. В пилотажном исследовании приняло участие 64 человека: студенты-спортсмены (39 мужчин и 25 женщин) г. Санкт-Петербурга, обучающиеся в РГПУ им. А.И. Герцена, НГУ им. П.Ф. Лесгафта, ЛГУ им. А.С. Пушкина, средний возраст которых составил 22 года. Выборка не являлась узкоспециализированной по видам спорта, в ней в равной мере были представлены респонденты различной спортивной направленности.
Для изучения характеристик образа тренера использовалась шкала «Тренер-спортсмен» (Ю. Ханин, А. Стамбулов), которая позволяет спортсмену осуществить социально-перцептивную оценку личностно-деятельностных особенностей тренера и дает возможность представить обобщенный «портрет» тренера на гностическом, эмоциональном и поведенческом уровне. Дополнительно респондентам-спортсменам была предъявлена матрица (семантический дифференциал) для характеристики образа реального и идеального тренера. Для измерения субъективного благополучия студентов-спортсменов была применена «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, адаптация Л. Жуковской и Е. Трощихиной). Результаты исследования и выводы. В первую пятёрку значимых качеств образа тренера как реального, так и идеального вошли такие качества, как: профессиональный, заинтересованный, компетентный, уважающий, уверенный. Эти качества характеризуют определённую личностную «силу» тренера как педагога и могут стать условиями для построения программы саморазвития студента. Для студентов-спортсменов с высоким уровнем психологического благополучия значимыми в образе тренера являются профессионально-компетентностные качества, которые проявляются в его поведении. Выявлено, что наиболее значимую роль для спортсменов с недостаточностью целеполагания играют личностные качества тренера, поскольку структурообразующими компонентами их психологического благополучия являются самопринятие и позитивное отношение.
Ключевые слова: тренер, образ тренера, спортсмен, психологическое благополучие, студент.
Annotation
Objective of the study was to identify the image of a sports coach in the perception of student athletes in the context of various aspects of the athletes' psychological wellbeing.
Methods and structure of the study. The pilot study involved 64 subjects: student athletes (39 males and 25 females), studying at Herzen State Pedagogical University of Russia, Lesgaft National State University, Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg (mean age - 22 years). The sample was equally represented by the students specializing in different sports. The sports coach image was analyzed using the "Coach-Athlete" scale (Y. Hanin, A. Stambulov), which enables athletes to carry out a socially-perceptive appraisal of the coach's personal and professional characteristics and allows presenting a generalized "portrait" of a coach at the gnostic, emotional, and behavioral levels. In addition, the respondents were offered a matrix (semantic differential) to characterize the image of a real and ideal coach. The subjective wellbeing of the student athletes was rated using the "Wellbeing scale" (K. Riff, modified by L. Zhukovskaya and E. Troshchihina).
Results of the study and conclusions. The top five important qualities of a coach, both real and ideal, were as follows: professional, interested, competent, respectful, confident. These qualities characterize a certain personal "strength" of a coach as a teacher and may precondition the set-up of the students' personal development program. In the minds of student athletes with the high level of psychological wellbeing, a coach must possess professional competence, manifested in their behavior. For the student athletes with the insufficient goal-setting level, it is personal qualities of the coach that are decisive, since the structural components of their psychological wellbeing are self-acceptance and positive attitude. For the student athletes with the shaped life goals, the significance of coach image faded in comparison to their self-sufficiency and personal growth.
Keywords: coach, image of a coach, athlete, psychological wellbeing, student.
98
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2020 Август | August
Введение. Для спортсмена образ тренера играет важную регулятивную роль в процессе учебно-тренировочной деятельности и в формировании взаимоотношений «тренер-спортсмен». Спортсмен, ориентируясь на сформированный у него образ тренера, выстраивает стратегию своего личностного и профессионального развития [1, 6]. В ходе учебно-тренировочной деятельности у спортсмена формируется не только образ тренера, но и самоотношение, которое является одной из составляющих его психологического благополучия [9]. Феномен психологического благополучия определяется как базовый субъективный конструкт, отражающий восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения человеческих потенциальных возможностей, обусловленный особенностями отношения личности к себе и окружающему миру [5]. Ведущими компонентами психологического благополучия являются самопринятие и жизненные цели [3].
Изучение образа тренера является актуальным в контексте психологического благополучия студента-спортсмена по нескольким основаниям. С одной стороны, успешность в соревновательной деятельности требует самопринятия, которое выражается в адекватной самооценке, уверенности в собственных силах, способности управлять побуждениями, а также способности строить перспективные планы (жизненные цели) и совершать целенаправленные действия, воплощая планы в жизнь [2, 4]. С другой стороны, студенческий возраст является ключевым этапом планирования собственной спортивной карьеры, в которой образ тренера играет значимую роль.
Цель исследования - выявление характеристик образа тренера и определение уровня психологического благополучия студентов-спортсменов.
Методика и организация исследования. Для изучения образа тренера использовалась шкала «Тренер-спортсмен» (Ю. Ханин, А. Стамбулов) [10], которая позволяет спортсмену осуществить социально-перцептивную оценку личностно-деятельностных особенностей тренера и дает возможность представить обобщенный «портрет» тренера на гностическом, эмоциональном и поведенческом уровне [7]. Дополнительно респондентам-спортсменам была предъявлена матрица (семантический дифференциал) для характеристики образа реального и идеального тренера. Для измерения субъективного благополучия студентов-спортсменов была применена «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, адаптация Л. Жуковской и Е. Трощихиной) [3, 10].
Выборку исследования составило 64 человека: студенты-спортсмены (39 мужчин и 25 женщин) г. Санкт-Петербурга, обучающиеся в РГПУ им. А. И. Герцена, НГУ им. П. Ф. Лесгаф-та, ЛГУ им. А. С. Пушкина, средний возраст, которых составил 22 года. Выборка не являлась узкоспециализированной по видам спорта, в ней были в равной мере представлены респонденты различной спортивной направленности: легкая атлетика - 12 %; командные виды спорта - 15 %; борьба -17 °%; индивидуальные соревновательные виды спорта - 23 0%; танцевальные виды спорта - 33 °%. Характеристика выборки по уровню спортивных достижений также не являлась единообразной: у 41 °% выборки нет спортивного разряда; 32 °% имеют 1-Ш спортивный разряд; 28 % являются кандидатами в мастера спорта России (КМС).
Результаты исследования и их обсуждение. Использование семантического дифференциала позволило выделить приоритетные для студентов-спортсменов качества, составляющие образ реального и идеального тренера. В первую пятёрку качеств как реального, так и идеального тренера вошли такие качества, как: профессиональный, заинтересованный, компетентный, уважающий, уверенный. Значимых различий
в представлениях спортсменов между образом «реального» и «идеального» тренера обнаружено не было. Данные результаты могут свидетельствовать о том, что студенты, которые обучаются по профилю физкультурное образование, строят свою профессиональную карьеру с опорой на позитивный образ своего тренера, который соответствует их идеальным представлениям о тренере и в том числе о себе как о будущем тренере.
Общий анализ результатов опроса (п=64) показал достаточно высокий уровень оценки спортсменами компетентности тренера, его личностных качеств и особенностей взаимодействия (в среднем 6 баллов из 8) наряду с достаточным уровнем психологического благополучия спортсменов мужского и женского пола (7 стенов из 9). Значимых различий по признаку пола не обнаружено. Корреляционный анализ выявил статистически значимую взаимосвязь (г=0,245, р<0,05) оценки спортсменами реального взаимодействия с тренером (поведенческий компонент) с позитивным отношением спортсмена к себе, которое, в свою очередь, имеет значимые связи (р<0,01) с оценкой спортсмена своей компетентности, самопринятием, постановкой жизненных целей и общим показателем психологического благополучия.
На 2-м этапе анализа из выборки были сформированы две подгруппы по признаку высоких/низких показателей жизненных целей как одного из ведущих компонентов психологического благополучия наряду с самопринятием. В группу с высокими показателями вошли студенты с уровнем «жизненных целей» (ЖЦ) в 39-45 баллов (п=21), а в группу с низкими показателями - 21-33 балла (п=21). В ходе сравнительного анализа двух групп были получены результаты, которые графически представлены на рис. 1, 2.
Рис. 1. Выраженность показателей отношения к тренеру у спортсменов с низкими/высокими показателями жизненных целей
Рис. 2. Выраженность показателей психологического благополучия у спортсменов с низкими/высокими показателями жизненных целей
№ 8 • 2020 Август | Au□ust
http://www.teoriva.ru
в поисках нового прорыва
□ и
£ г. CL
ч—
о
0J и
CL
■ -О
с
га
^
о
(U .с I—
Спортсмены со сниженным чувством направленности и недостатком ЖЦ оценивают профессиональные, личностные и коммуникативные качества тренера выше, чем спортсмены с высокими показателями ЖЦ (см. рис 1). Таким образом, можно предположить, что спортсмены, испытывающие трудности с постановкой жизненных целей, более ориентированы на личность тренера, особенно в эмоциональном плане. Вместе с тем выделенные различия не являются статистически значимыми, что, возможно, объясняется объемом выборки и требует проведения дальнейших исследований с привлечением большего количества респондентов.
Установлено, что выраженность показателей психологического благополучия по таким шкалам, как автономность, компетентность, позитивное отношение к себе и самопринятие, статистически значимо выше (икр., р<0,01) у спортсменов с высоким уровнем целеполагания в сравнении со спортсменами с недостатком целей.
В ходе исследования проявилось некоторое противоречие, которое требует дальнейшего исследования, но на данном этапе может свидетельствовать, что студенты-спортсмены с высоким уровнем психологического благополучия более автономны и самодостаточны и менее ориентированы на тренера как на человека, определяющего его развитие. Это подтверждается и тем, что в корреляционной структуре, составляющей психологическое благополучие спортсменов с низкими целями, такие показатели как автономность и жизненные цели не представлены. Корреляционный анализ взаимосвязей в группе студентов с низкими показателями жизненных целей выявил значимые положительные связи (р<0,01) четырёх-компонентной структуры их психологического благополучия: самопринятие, позитивное отношение, личностный рост, компетентность. Корреляционная структура психологического благополучия спортсменов с высоким уровнем целеполагания также четырёхкомпонентна, но представлена значимыми связями (р<0,05) между другими показателями: жизненные цели, автономность, личностный рост и компетентность.
Выводы. Согласно данным, полученным в исследовании, личностные качества тренера являются наиболее важными для студентов-спортсменов с низким уровнем развития такого компонента психологического благополучия, как постановка жизненных целей. В первую пятёрку значимых качеств тренера входят такие качества, как: профессиональный, заинтересованный, компетентный, уважающий, уверенный. Эти качества характеризуют определённую личностную «силу» тренера как педагога и могут лежать в основе построения программы саморазвития студента.
Для студентов-спортсменов с высоким уровнем общего показателя психологического благополучия значимыми в образе тренера являются профессионально-компетентностные качества, которые проявляются в его поведении. Для студентов-спортсменов с высокими показателями целепо-лагания и осмысленности жизни вопросы самопринятия, позитивного отношения, а также отношений с тренером уходят на задний план и структурообразующими для психологического благополучия становятся автономность и личностный рост.
Полученные результаты требуют дальнейших исследований на узкоспециализированных по видам спорта выборках для того, чтобы иметь возможность применяться в практической работе спортивных психологов и тренеров для разработки программ комплексного сопровождения студентов-спортсменов и повышения их уровня благополучия.
Благодарности
Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования М.И. Иванову, магистранта кафедры психологии
развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Литература
1.
Алдошина Ю.К. Модель исследования особенностей восприятия образа спортивного тренера у студентов / Ю.К. Алдошина // Ак-меология. - 2015. - № 3 (55). - С. 185-186. Воробьев С.А. Психолого-педагогическая профилактика риска отсева юных спортсменов / С.А. Воробьев, А.Г. Грецов, Ю.С. Пе-жемская, Н.Л. Сомова, А.Р. Линкевич // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 6. - С. 35-37.
Жуковская Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л.В. Жуковская, Е. Г. Трошихина // Психологический журнал. -2011. - Т. 32. - № 2. - С. 82-93.
Иванова М.И. Резильентность и психологическое благополучие в воспитании спортсменов. Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сб. науч. ст. Междунар. научно-практ. конф. / М.И. Иванова, Ю.С. Пежемская / Отв. ред. С.В. Кривых, А.Д. Абашина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - С. 370-373.
Лактионова Е.Б. Подходы к проблеме изучения психологического благополучия одарённых учащихся в образовательной среде / Е.Б. Лактионова, А.Г. Грецов, А.В. Орлова // Педагогический ИМИДЖ. - 2019. - № 4 (45). - С. 644-654. DOI: 10.32343/24095052-2019-13-4-644-654
Лубышева Л.И. Профессия «Тренер»: знать, понимать, любить... / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - М.: Изд-во: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». - 2018.
- № 5. - 93 с.
Мельник Е.В. Психология тренера: теория и практика: методические рекомендации / Е.В. Мельник, Е.В. Силич, Н.В. Кухтова.
- Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова. - 2014. - 58 с. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. -М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.
Nicholls R. Adam Psychology in Sports Coaching: Theory and Practice. -Second Edition. Published by Routledge, Taylor and Francis Croup.
- 2017. - 282 p.- P.7
10. Ryff C.D., Keyes C.L.M The structure of psychological. well-being revisited // Journ. Pers. Soc. Psychol. - 1995. - № 69. P. - 719-727.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
References
1.
2.
3.
4.
Aldoshina Yu.K. Model issledovaniya osobennostey vospriyatiya obra-za sportivnogo trenera u studentov [Model to study characteristics of perception of sports coach image in students]. Akmeologiya. 2015. No. 3 (55). pp. 185-186.
Vorobev S.A., Gretsov A.G., Pezhemskaya Yu.S., Somova N.L., Linkevich A.P. Psikhologo-pedagogicheskaya profilaktika riska otse-va yunykh sportsmenov [Education and psychological service model to prevent outflow of human resource from youth sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 6. pp. 35-37. Zhukovskaya L.V., Troshikhina E. G. Shkala psikhologicheskogo blagopoluchiya K. Riff [K. Riff psychological well-being scale]. Psik-hologicheskiy zhurnal. 2011. v. 32. No. 2. pp. 82-93. Ivanova M.I., Pezhemskaya Yu.S. Rezilentnost i psikhologicheskoe blagopoluchie v vospitanii sportsmenov [Resilience and psychological well-being in athletes training]. Vospitanie i sotsializatsiya v sovre-mennoy sotsiokulturnoy srede [Education and socialization in modern socio-cultural environment]. Proc. Int. research-practical. conf. Ed. S.V. Krivykh, A.D. Abashina. St. Petersburg: Herzen SPUR publ., 2019. pp. 370-373.
Laktionova E.B., Gretsov A.G., Orlova A.V. Podkhody k probleme izucheniya psikhologicheskogo blagopoluchiya odarennykh uchash-chikhsya v obrazovatelnoy srede [Approaches to problem of psychological well-being studies of gifted students in the educational environment]. Pedagogicheskiy IMIDZh. 2019. No. 4 (45). pp. 644-654. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-644-654 Lubysheva L.I. Professiya «Trener»: znat, ponimat, lyubit... [Profession "Trainer": to know, understand, love ...]. M.: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 5. 93 p.
Melnik E.V., Silich E.V., Kukhtova N. V. Psikhologiya trenera: teoriya i praktika: metodicheskie rekomendatsii [Trainer psychology: theory and practice: guidelines]. Vitebsk: Masherov VSU publ.. 2014. 58 p. Hanin Yu.L. Psikhologiya obshcheniya v sporte [Psychology of communication in sports]. M.: Fizkultura i sport publ., 1980. 208 p. Nicholls R. Adam Psychology in Sports Coaching: Theory and Practice. Second Edition. Published by Routledge, Taylor and Francis Croup. 2017. 282. P.7 10. Ryff C.D., Keyes C.L.M The structure of psychological. well-being revisited. Journ. Pers. Soc. Psychol. 1995. No. 69. pp. 719-727.
5.
6.
7.
9.
100
http://www.teoriya.ru
№ e • 2020 Август | August