Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ ПРЫЖКА В ДЛИНУ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ДЕСЯТИБОРЬЕ'

ЗНАЧИМОСТЬ ПРЫЖКА В ДЛИНУ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ДЕСЯТИБОРЬЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
158
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСЯТИБОРЬЕ / ПРЫЖКИ В ДЛИНУ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Романов Илья Владимирович

В статье показана значимость прыжка в длину для достижения высоких спортивных результатов в легкоатлетическом десятиборье. Выявлена корреляционная взаимосвязь прыжка в длину между дисциплинами десятиборья и с результатом в многоборье. Предложена методика оценки технической подготовленности десятиборцев в прыжке в длину, рекомендовано количество специальных упражнений для многоборцев 15-16 лет в годичном цикле подготовки. Представлены результаты педагогического эксперимента, показавшего более высокую эффективность методики тренировки десятиборцев 1-2 разряда с акцентом на совершенствование в прыжках в длину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE LONG JUMP FOR ACHIEVING HIGH RESULTS IN THE DECATHLON

Relevance. Highly qualified decathletes are distinguished by their versatile training. They show excellent results in running, jumping and throwing. A successful decathlete should not have weak points, i.e. disciplines included in the all around. Problem, goal, tasks. The purpose of this paper is to show the importance of the long jump for achieving high results in the decathlon. To achieve the goal of the work, it is necessary to solve the following tasks: - determine the indicators of technical readiness in the long jump of decathletes of various qualifications; - conduct a correlation analysis of the relationship of the long jump with one type and the sum of points in the decathlon, as well as with two and three types and the sum of points in the decathlon; - calculate the number of long jumps in the annual training cycle of decathletes aged 15-16; - to conduct a pedagogical experiment with decathletes aged 15-16 years, showing the effectiveness of the methodology developed by us. Material and Methods of research. 14 young all rounders of 15-16 years old with sports qualification of the I-II category took part in the experiment. Research methods: analysis of special scientific and methodological literature, control testing, methods of mathematical statistics, correlation analysis, pedagogical experiment. Results and discussion. Training in the long jump had a positive impact on the results of the following decathlon disciplines: 100 m running, shot put, hurdles, discus and javelin throw. During the pedagogical experiment, young decathletes from the control and experimental groups improved their sports results. Athletes from the control group slightly improved their results, in the experimental group, the improvement in results was significant and statistically significant. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed that training decathlon 15-16 years qualified I-II level, with the increased volume of long jump (7 % instead of the traditional 5 %) due to the reduction of funds General physical training and redeployment of special physical training was more effective than the traditional one.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ ПРЫЖКА В ДЛИНУ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ДЕСЯТИБОРЬЕ»

УДК 796.093.62:796.431

ЗНАЧИМОСТЬ ПРЫЖКА В ДЛИНУ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ДЕСЯТИБОРЬЕ

Романов И.В.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет. Витебск, Республика Беларусь. ORCID ID: 0000-0001-5266-9556 SPIN-код: 3055-3185, AuthorID: 833076 E-mail: Thlonilyal980@gmail.com

Аннотация. В статье показана значимость прыжка в длину для достижения высоких спортивных результатов в легкоатлетическом десятиборье. Выявлена корреляционная взаимосвязь прыжка в длину между дисциплинами десятиборья и с результатом в многоборье. Предложена методика оценки технической подготовленности десятиборцев в прыжке в длину, рекомендовано количество специальных упражнений для многоборцев 15-16 лет в годичном цикле подготовки. Представлены результаты педагогического эксперимента, показавшего более высокую эффективность методики тренировки десятиборцев 1-11 разряда с акцентом на совершенствование в прыжках в длину.

Ключевые слова: десятиборье, прыжки в длину, спортивная тренировка, корреляционная взаимосвязь.

Актуальность. Десятиборцы высокой квалификации отличаются разносторонней подготовленностью. Они показывают отличные результаты в беге, прыжках и метаниях. У успешного десятиборца не должно быть слабых мест, т. е. дисциплин, входящих в много-

борье.

Целью данной работы является показать значимость прыжка в длину для достижения высоких результатов в десятиборье.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

- определить показатели технической подготовленности в прыжках в длину десятиборцев различной квалификации;

- провести корреляционный анализ взаимосвязи прыжка в длину с одним видом и суммой очков в десятиборье, а также с двумя и тремя видами и суммой очков в десятиборье;

- рассчитать количество прыжков в длину в годичном цикле подготовки десятиборцев 15-16 лет;

- провести педагогический эксперимент с десятиборцами 15-16 лет, показывающий эффективность разработанной нами методики.

Материал и методы исследования. В

эксперименте приняли участие 14 юных многоборцев 15-16 лет со спортивной квалификацией 1-11 разряда. Методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, контрольное тестирование, методы математической статистики, корреляционный анализ, педагогический эксперимент.

Результаты и их обсуждение. Тренировка в прыжках в длину положительно повлияла на результаты следующих дисциплин десятиборья: бег на 100 м, толкание ядра, бег с барьерами, метание диска и копья. За время педагогического эксперимента юные десятиборцы из контрольной и экспериментальной групп улучшили свои спортивные результаты. Спортсмены из контрольной группы незначительно улучшили свои результаты, в экспериментальной группе улучшение результатов было существенным и статистически достоверным.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что тренировка десятиборцев 15-16 лет, имеющих квалификацию 1-11 разряда, с увеличенным объемом прыжков в длину (7 % вместо традиционных 5 %) за счет уменьшения средств общей физической подготовки и перераспределения специальной физиче-

ской подготовки оказалась более эффективной по сравнению с традиционной.

Введение. Десятиборцы высокой квалификации отличаются разносторонней подготовленностью. Они показывают отличные результаты в беге, прыжках и метаниях. У успешного десятиборца не должно быть слабых мест, т. е. дисциплин, входящих в многоборье. Вместе с тем, у них часто бывают свои любимые виды, где они показывают наиболее высокие результаты. Среди десятиборцев встречаются отличные спринтеры, прыгуны в длину и высоту, барьеристы. О прыжках в длину и их значении в десятиборье следует сказать особо. Многие выдающиеся десятиборцы показывали очень высокие результаты в прыжках в длину (Э. Итон, Э. Ноол, Р. Шебрле, Д. Томпсон и др.). Они успешно конкурировали со спортсменами, специализирующимися только в этом виде легкой атлетики.

Тренировка в видах, входящих в многоборье, оказывает различное взаимное влияние. Оно бывает как положительным, так и отрицательным, причем, может проявляться как при развитии физических качеств, так и при совершенствовании двигательных навыков. Примером отрицательного влияния видов десятиборья друг на друга могут служить толкание ядра и бег на 1500 м, а положительного - прыжки в длину и барьерный бег, спринтерский бег и другие виды многоборья [1].

Подготовка многоборца является процессом, в ходе которого совершенствование в технике отдельных видов и развитие физических качеств составляют одно целое. Надо иметь в виду, что тренировка в одном виде или развитие одного качества оказывает влияние на тренировку в другом виде или на развитие другого качества. Пожалуй, ни в одном виде легкой атлетики индивидуальные особенности спортсмена не имеют такого значения, как в десятиборье. У одного атлета с самого начала хорошо получаются прыжки, у другого метание, один отличается в спринте, другой - в беге на 1500 м.

В тренировке многоборцев (особенно высокой квалификации) существует еще

одна очень важная проблема - возникновение антагонистических отношений в развитии физических качеств: например, при акцентированном развитии выносливости уменьшаются силовые качества и наоборот. Действительно, для того чтобы далеко толкнуть ядро, нужна значительная физическая сила и большой вес спортсмена. В то же время этот вес будет тяжелым грузом тянуть спортсмена к земле во время прыжков в высоту и с шестом. Он будет мешать ему и на спринтерских дистанциях. Для бега на 100 м, разбега для прыжков в длину и с шестом нужна спринтерская скорость. Но она вступает в противоречие с выносливостью, без которой невозможно пробежать 1500 м.

Целью данной работы является показать значимость прыжка в длину в достижении высоких результатов в десятиборье.

Материал и методы исследования. Апробация разработанной нами методики проходила в ходе естественного педагогического эксперимента на протяжении 1 года (с 1 сентября 2017 г. по 1 сентября 2018 г. на базах УО «Витебское государственное училище олимпийского резерва» и УО «Республиканское государственное училище олимпийского резерва»).

В эксперименте приняли участие 14 юных многоборцев 15-16 лет со спортивной квалификацией 1-11 разряда. Это соответствует этапу углубленной специализации. Из них были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Количественный состав групп - по 7 человек.

В нашей работе были использованы следующие методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, анализ и обобщение материалов, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, корреляционный анализ.

Результаты и их обсуждение. В результатах по прыжкам в длину, внешне простому виду, мы видим у десятиборцев большие расхождения. Разность в результатах, показанных 16 сильнейшими десятиборцами на Олимпийских играх в Рио-Де-Жанейро (2016), составляла 97 см (238 очков). Это говорит о том, что даже веду-

щие десятиборцы не до конца освоили технику этого вида.

Основа успеха в прыжках в длину заложена в уверенном разбеге, его скорости. Анализ прыжков выдающихся прыгунов в длину показал, что увеличение скорости разбега с 9,1 до 10,7 м/сек соответствовало росту результатов с 6,90 до 8,90 м. К сожалению, у многих десятиборцев разбег неуверенный, медленный и слишком короткий. Если сильнейшие прыгуны мира имеют разбег длиной 40-50 м, состоящий из 20-24 беговых шагов, то десятиборцы, борцы, участники Олимпийских игр ограничиваются разбегом длиной 30-40 м, состоящим из 14-20 шагов. Изменение направления движения тела на большой скорости требует от прыгуна при отталкивании больших усилий. Хорошо отталкиваться на большой скорости очень трудно. Широкий вылет в шаге и далекое выбрасывание ног при приземлении также получается значительно легче при небольшом разбеге. Вот почему многие десятиборцы прыгают в длину с относительно медленного разбега и в полете уже не могут воздействовать на траекторию, полученную при отталкивании. Поэтому нецелесообразно уделять в тренировке много времени изучению разных способов прыжка. Главное - овладеть техникой быстрого, ритмичного разбега с точным попаданием на планку и правильным мощным отталкиванием.

Прыжок в длину состоит из следующих фаз: 1) отталкивание в сочетании с полетом в шаге; 2) техника приземления; 3) переход от разбега к толчку и ритм последних шагов; 4) точное попадание на брусок с полного разбега; 5) полетная фаза одним Таблица 1

Показатели технической подготовленности в квалификации

из способов прыжка («согнув ноги» или «прогнувшись»).

В настоящее время десятиборцы проводят до 420-480 тренировочных занятий в год. Если средняя продолжительность одного занятия составляет 3-4 часа, то в год это будет 1200-1500 часов. Учитывая большое количество задач, которые многоборец решает в своей тренировке, такой лимит времени является крайне ограниченным. Становится понятным, что десятиборец не может тренироваться в спринте, как спринтер, в прыжках в длину, в высоту и с шестом, как спортсмены, специализирующиеся в этих видах легкой атлетики, в метании диска, копья и в толкании ядра, как метатели, у которых это основной вид. Следовательно, десятиборцы должны использовать самые эффективные упражнения, применяемые бегунами, прыгунами и метателями, а также оптимальные сочетания видов, входящих в десятиборье, при составлении тренировочных микроциклов.

Основным показателем технической подготовленности в прыжках в длину выступает разность результатов в прыжках с полного разбега и с 10 беговых шагов. Разница составляет приблизительно от 35 до 50 см в зависимости от квалификации спортсмена [6].

Анализ данных научно-методической литературы [2; 3; 4], а также результатов проведенного нами тестирования десятиборцев различной квалификации позволил определить показатели технической подготовленности в прыжках в длину десятиборцев различной квалификации (таблица 1).

прыжке в длину десятиборцев различной

Прыжок в длину, м Х ± 6 Прыжок в длину с 10-ти беговых шагов, м Х ± 6 Квалификация спортсмена (результат в десятиборье, очки) Разность результатов, см

6,05±0,19 5,70±0,19 5000-6000 20-30

6,58±0,22 6,23±0,22 6000-7000 30-40

7,03±0,24 6,55±0,24 7000-8000 40-50

7,72±0,25 7,22±0,25 8000 и выше 50 и более

Представленные в таблице 1 данные свидетельствуют, что, чем выше спортивная квалификация десятиборца, тем выше у него техническое мастерство в прыжках в длину. Предложенные показатели можно использовать для контроля технической подготовленности многоборцев различной квалификации в прыжках в длину.

Для определения значимости прыжка в длину был сделан корреляционный анализ взаимосвязи с одним видом и суммой очков в десятиборье, а также с двумя и тремя видами и суммой очков в десятиборье (более значимые занесены в таблицу 2) [5].

Таблица 2

Коэффициенты корреляции между результатами прыжка в длину, отдельных видов десятиборья и суммой очков в десятиборье

Виды комплексов Коэффициенты

Длина - 100 м 0,38*

Длина - сумма очков в десятиборье 0,47*

Длина - ядро - сумма очков в десятиборье 0,648**

Длина - диск- сумма очков в десятиборье 0,623**

Длина - 110 м с/б - сумма очков в десятиборье 0,59**

Длина - ядро - 110 м с/б - сумма очков в десятиборье 0,745**

Длина - 110 м с/б - диск - сумма очков в десятиборье 0,708**

Длина - ядро - копье - сумма очков в десятиборье 0,704**

Длина - ядро - 400 м - сумма очков в десятиборье 0,702**

Примечание: 1) * - статистически достоверны коэффициенты корреляции выше 0,5 2) ** - статистически достоверны коэффициенты корреляции выше 0,21

Из данных таблиц 3 и 4 видно, что в наиболее эффективных комбинациях, состоящих из двух и трех видов десятиборья, часто встречается прыжок в длину. Это свидетельствует о том, что тренировка в прыжках в длину оказывает влияние на достижение высоких результатов в легкоатлетическом многоборье.

C. West провела ранговый анализ результатов, показанных в десятиборье на Олимпиаде 2012 в Лондоне. Она сравнила результаты отдельных видов с их ранговым местом, тем самым определив, что результат в беге на 110 м с/б наименее зависит от занимаемого места (высокая плотность результатов), а прыжок в длину наиболее зависит от рангового места (низкая плотность результатов) [6]. Выводы исследования сведены к следующему: барьерный бег является для большинства спортсменов основой в подготовке, прыжок в длину -

приоритетным видом у десятиборцев, показавших наивысшие результаты в десятиборье.

Результаты корреляционной

взаимосвязи прыжка в длину позволил нам высказать гипотезу о том, что повышению эффективности тренировочного процесса десятиборцев будет способствовать увеличение удельного веса прыжков в длину за счет снижения времени, отводимого на общефизическую подготовку. Тем более, что эффективность общефизической подготовки при этом не снижается за счет включения в нее элементов кроссфита и гувербола [7].

Анализ литературных источников показал, что в годичном цикле тренировки десятиборцев 15-16 лет нагрузка в прыжках в длину составляет 708 прыжков, из них с полного разбега - 168 прыжков. Анализ опроса тренеров РБ показал, что они используют в годичном цикле тренировки 530 прыжков в длину, из них

130 - с полного разбега. Мы же, исходя из значимости корреляционного анализа, предлагаем увеличить количество прыж-

Таблица 3

прыжков в длину до 740, из них 180 - с полного разбега (таблица 3).

Месяцы Количество прыжков в длину по данным литературы Количество прыжков в длину, используемых тренерами Предлагаемое количество прыжков в длину

с короткого разбега с полного разбега с короткого разбега с полного разбега с короткого разбега с полного разбега

IX 40 5 28 3 40 5

X 40 10 29 7 40 10

XI 40 10 32 7 45 10

XII 50 12 36 11 50 15

I 50 18 39 15 55 20

II 50 21 39 18 55 25

III 50 20 36 14 50 20

IV 50 22 39 18 55 25

V 50 20 36 15 50 20

VI 45 15 32 11 45 15

VII 40 15 29 11 40 15

VII 35 0 25 0 35 0

Всего 540 168 400 130 560 180

Представленные данные в таблице предполагают не только выполнение упражнения прыжка в длину с полного разбега, но и прыжка в длину с двух, четырех, шести, восьми, десяти беговых шагов, а также имитационные упражнения, прыжки в длину в облегченных условиях (с мостиком, под уклон, по ветру и др.) и уложенных условиях (с грузом, в гору, против ветра и др.).

С целью выявления эффективности предлагаемой методики по количеству прыжков в длину в годичном цикле тренировки у юных десятиборцев 15-16 лет был проведен педагогический эксперимент.

Экспериментальная группа

тренировалась по разработанной нами методике с увеличенным объемом прыжков в длину (7 % вместо

традиционных 5 %) за счет уменьшения средств общей физической подготовки.

Результаты в прыжках в длину, показанные спортсменами контрольной группы и экспериментальной в начале исследования были приблизительно одинаковые, приблизительно 5,90 метров. Тренировка в прыжках в длину положительно повлияла на результаты следующих дисциплин десятиборья: бег на 100 м, толкание ядра, бег с барьерами, ме-метание диска и копья. За время педагогического эксперимента юные десятиборцы из контрольной и экспериментальной групп улучшили свои спортивные результаты (таблица 4). Спортсмены из контрольной группы незначительно улучшили свои результаты, в экспериментальной группе улучшение результатов было существенным и статистически достоверным.

Таблица 4

Результаты выступления контрольной и экспериментальной групп в десятиборье и отдельных видах ( Х ± с)__

Виды 10-борья Контрольная группа Экспериментальная группа

В начале пед. экспер. Х ± б В конце пед. экпер. Х ± б Достовер. различий Р В начале пед. экспер. Х ± б В конце пед. экпер. Х ± б Достовер. различий Р

100 м, с 12,25±0,21 12,19±0,31 >0,05 12,31±0,17 12,03±0,23 <0,05

Длина, м 5,91±0,16 6,05±0,19 >0,05 5,91±0,12 6,35±0,14 <0,05

Ядро, м 11,03±0,76 11,43±0,97 >0,05 10,80±0,77 11,40±0,95 >0,05

Высота, м 1,74±0,06 1,77±0,09 >0,05 1,75±0,04 1,84±0,07 <0,05

400 м, с 55,87±0,67 55,17±1,23 >0,05 55,97±0,96 54,46±1,21 >0,05

110 м с/б, с 17,10±0,81 16,96±0,82 >0,05 16,98±0,52 16,27±0,50 <0,05

Диск, м 31,17±2,06 32,05±2,45 >0,05 29,70±3,77 32,16±4,16 >0,05

Шест, м 3,21±0,29 3,34±0,43 >0,05 3,36±0,13 3,73±0,25 <0,05

Копье, м 36,54±2,91 38,44±4,76 >0,05 36,69±2,64 40,78±3,24 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1500 м, с 317±7,22 313±7,21 >0,05 315±8,14 304±8,77 >0,05

10-борье, оч. 5230±104 5479±120 >0,05 5228±107 5916±116 <0,05

Таким образом, корреляционный анализ результатов в десятиборье и проведенный педагогический эксперимент

свидетельствует о необходимости наибольшего включения в тренировку десятиборцев комплексов специальных упражнений для прыжков в длину. Предложенная нами экспериментальная методика тренировки десятиборцев 15-16 лет с акцентированной подготовкой в прыжках в длину положительно сказывается на физической и технической подготовке, стабилизирует технику отдельных видов многоборья и оказывает поддерживающее действие на силовые и скоростно-силовые показатели.

Применение комплексов упражнений для прыжков в длину также способствует разучиванию и совершенствованию движений, расширяет координационные возможности и создает условия для поддержания физических качеств на высоком уровне, и положительно влияет на другие прыжковые и беговые дисциплины десятиборья.

Заключение. 1. Тренировка в прыжках в длину важна для десятиборца, так как, кроме улучшения результата в данной

дисциплине, она способствует развитию скоростных качеств, необходимых в беге на 100 и 400 м, в барьерном беге; улучшает скоростно-силовые качества, которые определяют результаты в прыжках и метаниях; совершенствует координацию движений, необходимую во всех видах многоборья.

2. Корреляционный анализ взаимосвязи результатов в отдельных видах десятиборья и суммой очков показал, что результат в прыжках в длину в высокой степени определяет результат в многоборье (более только бег с барьерами) как самостоятельно, так и в составе комплексов из двух и трех легкоатлетических дисциплин, входящих в десятиборье, что свидетельствует о преимущественном значении прыжков в длину в тренировке десятиборцев.

3. В качестве критерия технической подготовленности десятиборца в прыжках в длину может служить разница результатов в прыжках с полного разбега и с 10 беговых шагов. Чем больше эта разница, тем совершеннее техника спортсмена. Если у спортсменов 1-11 разряда она равна 20-30 см, то у

кандидатов в мастера и мастеров спорта -40-50 см, у мастеров спорта международного класса - 50 см и выше.

4. Для развития скоростных и скоростно-силовых качеств десятиборцев, совершенствования их технического мастерства в прыжках в длину рекомендуется увеличить количество до 740 прыжков в годичном цикле.

5. Результаты педагогического эксперимента показали, что тренировка

десятиборцев 15-16 лет, имеющих квалификацию I—II разряда, с увеличенным объемом прыжков в длину (7 % вместо традиционных 5 %) за счет уменьшения средств общей физической подготовки и перераспределения специальной

физической подготовки оказалась более эффективной по сравнению с традиционной.

Литература

1. Никонов В.И. Физическая подготовка многоборцев 17-20 лет / В.И.Никонов, И И. Никонов, С. С. Чернов // Международный научно-исследовательский журнал. -2015. - № 9-5 (40). - С. 59-63.

2. Оганджанов А.Л. Контроль технической подготовленности в прыжковых видах десятиборья / А. Л. Оганджанов, И. И. Мошкин, В. П. Косихин // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 5. - С.21-26.

3. Романов И.В. Модель технической подготовленности современного десятиборца / И.В. Романов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 9. - С. 84-95.

4. Симонова Е.А. Специальная подготовка многоборцев на этапе спортивного совершенствования / Е.А. Симонова, Н.Е. Аксенов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2015. -№ 2. - С. 79-86.

5. Юшкевич Т.П. Применение элементов кроссфита в тренировочном процессе десятиборцев 15-16 лет / Т.П. Юшкевич, И.В. Романов // Мир спорта. - 2017. - № 1. - С. 17-23.

6. Юшкевич Т.П. Пути совершенствования процесса подготовки десятиборцев высокой квалификации / Т.П. Юшкевич, И.В. Романов // Мир спорта. - 2012. - № 3. - С. 3-9.

7. West, C. Statistics for Analysts Who Hate Statistics, Part VII: Sum of Ranking Differences (SRD) / C. West // LC-GC North America. - Dec2018. - Vol. 36. - Issue 12. - P. 882-885.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Романов И.В. Значимость прыжка в длину для достижения высоких результатов в десятиборье / И.В. Романов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 7. С. 19-27.

Сведения об авторе

Романов Илья Владимирович, старший преподаватель кафедры медицинской реабилитации и физической культуры с курсом ФПК и ПК. Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Витебск, Республика Беларусь, ORCID ID: 0000-0001-5266-9556 SPIN-код: 3055-3185, AuthorlD: 833076 E-mail: Thlonilya1980@gmail.com

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 7, pp. 19-27.

THE IMPORTANCE OF THE LONG JUMP FOR ACHIEVING HIGH RESULTS IN THE DECATHLON

Romanov I.V.

Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University Vitebsk, Republic of Belarus, Email: Thlonilya1980@gmail.com

Relevance. Highly qualified decathletes are distinguished by their versatile training. They show excellent results in running, jumping and throwing. A successful decathlete should not have weak points, i.e. disciplines included in the all-around.

Problem, goal, tasks. The purpose of this paper is to show the importance of the long jump for achieving high results in the decathlon.

To achieve the goal of the work, it is necessary to solve the following tasks:

- determine the indicators of technical readiness in the long jump of decathletes of various qualifications;

- conduct a correlation analysis of the relationship of the long jump with one type and the sum of points in the decathlon, as well as with two and three types and the sum of points in the decathlon;

- calculate the number of long jumps in the annual training cycle of decathletes aged 15-16;

- to conduct a pedagogical experiment with decathletes aged 15-16 years, showing the effectiveness of the methodology developed by us.

Material and Methods of research. 14 young all-rounders of 15-16 years old with sports qualification of the I-II category took part in the experiment. Research methods: analysis of special scientific and methodological literature, control testing, methods of mathematical statistics, correlation analysis, pedagogical experiment.

Results and discussion. Training in the long jump had a positive impact on the results of the following decathlon disciplines: 100 m running, shot put, hurdles, discus and javelin throw. During the pedagogical experiment, young decathletes from the control and experimental groups improved their sports results. Athletes from the control group slightly improved their results, in the experimental group, the improvement in results was significant and statistically significant. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed that training decathlon 15-16 years qualified I-II level, with the increased volume of long jump (7 % instead of the traditional 5 %) due to the reduction of funds General physical training and redeployment of special physical training was more effective than the traditional one.

fSf References

1. Nikonov V.I., Nikonov 1.1., CHernov S.S. Fizicheskaya podgotovka mnogoborcev 17-20 let [Physical training of all-rounders 17-20 years old], Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research journal]. 2015. № 9-5 (40). pp. 59-63. (In Russ.).

2. Ogandzhanov A.L., Moshkin I.I., Kosihin V.P. Kontrol' tekhnicheskoj podgotovlennosti v pryzhkovyh vidah desyatibor'ya [Control of technical readiness in jumping decathlon]. Vestnik sportivnoj nauki [Sports Science Bulletin]. 2019. №5. pp. 21-26. (In Russ.).

3. Romanov I.V. Model' tekhnicheskoj podgotovlennosti sovremennogo desyatiborca [Model of technical readiness of the modern decathlete]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2019. №9. pp. 84-95. (In Russ.).

4. Simonova, E.A. Aksenov N.E. Special'naya podgotovka mnogoborcev na etape sportivnogo sovershenstvovaniya [Special training of all-round athletes at the stage of sports improvement]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2015. №2. pp. 79-86. (In Russ.).

Keywords: decathlon, long jump, sports training, correlation relationship.

5. YUshkevic T.P., Romanov I.V. Primenenie elementov krossfita v trenirovochnom processe desyatiborcev 15-16 let [Application of crossfit elements in the training process of 15-16 year old decathlon competitors]. Mir sporta [The World of Sports]. 2017. № 1. pp. 17-23. (In Russ.).

6. YUshkevich T.P., Romanov I.V. Puti sovershenstvovaniya processa podgotovki desyatiborcev vysokoj kvalifikacii [Ways to improve the process of training highly qualified decathletes]. Mir sporta sporta [The World of Sports]. 2012. № 3. pp. 3-9. (In Russ.).

7. West C. Statistics for Analysts Who Hate Statistics, Part VII: Sum of Ranking Differences (SRD). LC-GC North America. Dec2018. Vol. 36. Issue 12. pp. 882-885.

Information about the author

Ilya Vladimirovich Romanov, senior lecturer of the Department of Medical Rehabilitation and Physical Culture with a course of FPC and PC. Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University Vitebsk, Republic of Belarus, ORCID ID: 0000-0001-5266-9556 SPIN-Kog: 30553185, AuthorID: 833076 E-mail: Thlonilya1980@gmail.com

Поступила в редакцию 18.03.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.07.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.