УДК 796.093.62
МОДЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДЕСЯТИБОРЦА
И.В. Романов
Предложена и обоснована оптимальная модель технической подготовленности десятиборца на разных этапах спортивного мастерства. Дана оценка технического мастерства многоборцев и представлены результаты исследования, доказывающие целесообразность применения традиционных и инновационных методов оценки технической подготовленности десятиборца.
Ключевые слова: десятиборец, модель технической подготовленности, техника, тренировка в десятиборье.
Спортсмены-десятиборцы изучают и совершенствуют ту же технику, что и бегуны, барьеристы, прыгуны, метатели. Особенностью технической подготовки многоборцев является широкое использование переноса двигательных навыков при сходстве структуры двигательных действий. В совершенстве изучить технику всех десяти видов очень трудно; даже сильнейшие десятиборцы мира в некоторых видах выступают довольно слабо. Так, рекордсмен мира Кевин Майер и экс -рекордсмен Эштон Итон неуверенно прыгают в высоту, Роман Шебрле относительно плохо прыгает с шестом, Дейли Томпсан слабо метает диск и копье, Андрей Кравченко неуверенно бежит 100 м и выполняет метательские виды и т. д. Конечно, эти большие мастера многоборья много работали над изучением и совершенствованием техники своих отстающих видов, но зрелому мастеру трудно избавиться от укоренившихся ошибок, поэтому очень важно освоить правильную технику всех видов десятиборья еще в юные годы. Физиолог А.Н. Крестовников пишет по этому поводу: «Закрепление коркового динамического стереотипа начинается на первых этапах обучения, в связи с чем, здесь должно уделяться большое внимание правильному выполнению движений» [1]. Р. Аун, Н. Авилов и Л. Литвиненко были первыми из выдающихся советских десятиборцев, которые получили целенаправленную многоборную подготовку уже в детской спортивной школе, в дальнейшем опыт приняли и наши белорусские атлеты Э. Хямяляйнен, А. Кравченко, В. Жук и др. - в этом заключалось их преимущество. Специальной техники для многоборья не существует, однако вопросы изучения и совершенствования техники отдельных видов легкой атлетики основательно изучены и нашли свое отражение в трудах ученых (В.В. Гамалий, Ф.О. Куду и др.) [2, 3], а также в книгах и статьях ведущих ученых и тренеров мира. Поэтому мы ограничимся рассмотрением только некоторых основных сторон технической подготовки многоборца.
Недостатки в технике выполнения упражнений довольно часто связаны с неправильным представлением о форме движений, развиваемых усилиях и правильном ритме. Поэтому многоборцу необходимы теоретические знания основ техники всех видов десятиборья, которые помогут ему на тренировочных занятиях и во время соревнований осуществлять правильные действия, анализировать свои выступления, вносить необходимые поправки.
Большое значение имеет многократное продумывание движения. И.П. Павлов по этому поводу писал: «Давно замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении, вы его невольно, этого не замечая, производите» [4]. И.П. Волков и другие ученые установили, что многократным продумыванием движений можно улучшить спортивные результаты [5]. Для многоборца это имеет особое значение как вспомогательное средство при совершенствовании техники. Умственные тренировки особенно полезны в этот период, когда спортсмен из-за травмы не может тренироваться в полную силу.
Важно, чтобы, выполняя движение, десятиборец мог связать свои мышечные ощущения со зрительными. Поэтому желательно в ходе тренировочных занятий использовать гаджет для записи и просмотра фото -и видеосъемки. Также во время тренировки рекомендуется смотреть перед выполнением технического элемента видеоролик ведущего спортсмена, имеющего практически эталон совершенной техники.
Успех обучения и совершенствование спортивной техники во многом зависят от количества повторений. Многоборец не может сделать нужное количество метаний и прыжков, поэтому целесообразно выполнять много имитационных подготовительных упражнений. Это дает возможность проделать большое количество повторений при небольших затратах энергии и поможет добиться роста результатов.
По мнению Л.Д. Литвиненко, содержание спортивной тренировки десятиборцев основывается на: а) единстве уровней построения движений; б) критериях сходства и подобия форм и структур движений, в) единстве смысловых конструкций действий и элементов, которые объединяются подобными механизмами регуляции движений» [6].
Надо различать два вида спортивной техники. Первый - идеальная модель, эталон совершенной техники, выработанный на основе практического опыта выдающихся спортсменов и биомеханических закономерностей. Второй - реально сформированный у спортсмена вид спортивной техники, который зависит от его индивидуальных особенностей и конкретной физической и психической подготовленности. Было бы неправильно требовать от десятиборцев точного воспроизведения эталона техники. Телосложение, функциональные данные, особенности высшей нервной деятельности определяют движения, присущие лишь данному спортсмену. При этом нужно точно определить, что является индивидуальным отличием в технике, а что ошибочным выполнением
упражнения, результатом недостаточного овладения техникой или неправильного обучения [7].
Надо постоянно обращать внимание на развитие тех качеств, от которых зависит правильное выполнение техники. Нельзя, например, правильно метать копье без достаточной подвижности в плечевом суставе или технично преодолевать барьер без нужной гибкости в тазобедренных суставах. Многие ошибки в технике толкания ядра часто являются следствием недостаточно развитой силы. Индивидуальная спортивная техника десятиборца не является чем-то раз и навсегда установившимся, незыблемым. В связи с разными внешними воздействиями и изменением уровня подготовленности она нуждается в постоянной корректировке и совершенствовании. Необходимо не только уметь обнаружить ошибки, но и установить причину их возникновения. Наряду со словесными указа -ниями целесообразно создавать спортсмену условия, обеспечивающие правильное выполнение упражнений. Процесс совершенствования техники должен проходить на контролируемых скоростях и оптимальных усилиях с постепенным их повышением в ходе подготовки.
Успешность обучения и совершенствования спортивной техники во многом зависит от заинтересованности спортсмена, его внимательного и сознательного подхода к выполнению каждого движения. Утомление мешает освоению техники. Поэтому, когда основное внимание уделяется формированию навыка и закреплению элементов техники, полезно включить эту часть в начало тренировочных занятий. В подготовительном периоде с этой целью можно ввести специальные занятия.
Только при наличии хорошей техники и отличных физических качеств можно ожидать высоких результатов. Тесная связь между формированием двигательного навыка и повышением уровня физических качеств спортсмена говорит о единстве этого процесса. Работать над совершенствованием спортивной техники и физической подготовленности многоборцы должны круглый год. Десятиборец должен уделить особое внимание технике отстающих видов. Десятиборье не терпит слабых звеньев. Тренер по десятиборью решает особенно сложные задачи и должен в совершенстве изучить технику бега, прыжков и метаний. Если он чувствует себя в отдельных вопросах неуверенно, не надо избегать помощи и консультаций тренеров-специалистов по видам.
Цель исследования - определить наиболее оптимальную модель технической подготовленности десятиборца на разных этапах спортивного мастерства.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ специальной научно -методической литературы, обобщение передового спортивного опыта, теоретический анализ, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, контрольно -педагогические испытания, математико-статистическая обработка результатов исследования.
Организация исследования предполагала выполнение работ в три этапа. На первом этапе осуществлялся сбор и анализ литературы по данной проблеме. На втором этапе осуществлялся сбор данных по технической подготовленности спортсменов-десятиборцев в годичном цикле тренировки, проводились контрольные тестирования. На третьем этапе были статистически обработаны данные исследования и произведена интерпре -тация полученных результатов в плане рекомендаций для оптимизации тренировочного процесса, сделаны выводы.
В качестве гипотезы можно предположить, что с ростом спортивного результата в десятиборье меняется и оценка уровня технической подготовленности.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы нами был проведен констатирующий педагогический эксперимент, в котором приняли участие 14 многоборцев 15-16 лет со спортивной квалификацией 1-11 разрядов. Эксперимент проводился на базах УО «Витебское государственное училище олимпийского резерва» и УО «Минское государственное училище олимпийского резерва».
Констатирующий педагогический эксперимент проводился с мая по июль 2018 г. В ходе эксперимента осуществлялись контрольно-педагогические испытания, которые включали: бег на 30 м с ходу, бег на 30 м с низкого старта, толкание ядра с места, метание диска и копья с места, прыжок в длину с 10 беговых шагов. Также для определения технического мастерства в прыжках в высоту и с шестом был измерен рост спортсменов и высота хвата на шесте. Остальные данные брались непосредственно по результатам выступления в десятиборье.
Результаты и их обсуждение. У многих многоборцев наблюдаются сходные ошибки в спортивной технике. Остановимся коротко на некоторых вопросах техники отдельных видов.
Бег на 100 м. В данном виде на старте нужно одновременно отталкиваться от обеих колодок. Стремление снять ногу сзади стоящей колодки без предварительного быстрого отталкивания следует считать грубой ошибкой, которую совершают многие десятиборцы. Преждевре-менное выпрямление туловища бегуна не способствует быстрому стартовому разгону. Важно, чтобы на старте с ростом длины шагов нарастала и их частота.
Скорость бега определяется длиной и частотой беговых шагов. Для каждого спортсмена в зависимости от его роста, массы тела и степени подготовленности существуют оптимальные показатели этих величин. В спринте после стартового разгона, определяющей становится частота, а не длина шага. Многие десятиборцы делают ошибку, растягивая шаги во второй половине дистанции. Если частота шагов при стабильности их длины недостаточно высокая, скорость падает.
Для рациональной техники бега характерны равномерность и прямолинейность движений бегуна, отсутствие поперечных и лишних вертикальных колебаний. Скорость бега во многом зависит от умения бежать без излишнего напряжения. Техника бега нарушается, если спринтер не расслабляет те мышцы, которые в данный момент активно не работают. Напряжение этих мышц ведет к излишнему расходованию крайне необходимых для быстрого бега сил.
При совершенствовании движений стартового разбега рационально применять бег по разметке беговых шагов согласно пропорции «золотого сечения». Разметка производится с учетом индивидуальной вариативности длины первого шага. Величина приращений во втором и последующих шагах составляет: 34-21-13-8-5-3 см соответственно.
Для поддержания устойчивого ритма движения стартового разбега достаточно использовать в тренировочных занятиях бег по разметке 2 раза в неделю по 3-5 повторений в каждом занятии. Этот ритм может перено -ситься и на остальные семь стартовых разбегов в видах десятиборья [8].
Прыжки в длину. В результатах по этому внешне простому виду мы видим у десятиборцев большие расхождения. Разность в результатах, показанных 16 сильнейшими десятиборцами на Олимпийских играх в Рио-Де-Жанейро (2016), составляла 97 см (238 очков). Это говорит о том, что даже ведущие десятиборцы не до конца освоили технику этого вида.
Основа успеха в прыжках в длину заложена в уверенном разбеге, его скорости. Анализ прыжков выдающихся прыгунов в длину показывает, что увеличение скорости разбега с 9,1 до 10,7 м/с соответствовало росту результатов с 6,90 до 8,90 м. К сожалению, у многих десятиборцев разбег неуверенный, медленный и слишком короткий. Если сильнейшие прыгуны мира имеют разбег длиной 40-50 м, состоящий из 20-24 беговых шагов, то десятиборцы, борцы, участники Олимпийских игр ограничиваются разбегом длиной 30-40 м, состоящим из 14-20 шагов. Изменение направления движения тела на большой скорости требует от прыгуна при отталкивании больших усилий. Хорошо отталкиваться на большой скорости очень трудно. Широкий вылет в шаге и далекое выбрасывание ног при приземлении также получается значительно легче при небольшом разбеге. Вот почему многие десятиборцы прыгают в длину с относительно медленного разбега и в полете уже не могут воздействовать на траекторию, полученную при отталкивании. Поэтому нецелесообразно уделять в тренировке много времени изучению разных способов прыжка. Главное -овладеть техникой быстрого, ритмичного разбега с точным попаданием на планку и правильным мощным отталкиванием.
Толкание ядра. Дальность полета ядра, так же как и других снарядов (диск, копье), зависит от начальной скорости вылета, угла вылета и высоты выпуска снаряда из рук толкателя. Главным фактором, влияющим на дальность полета ядра, является начальная скорость, которая
зависит от длины пути и времени воздействия финального усилия. Чем длиннее путь и короче время его прохождения, тем выше начальная скорость. Из этих основ надо исходить при изучении и совершенствовании техники толкания ядра. Многое зависит от телосложения и физической подготовленности десятиборца. Атлетически сложенный десятиборец с сильными тренированными ногами может после скачка приземляться на более согнутые ноги и тем самым удлинять путь снаряда в финальном усилии. Высокий многоборец не сможет, вероятно, начинать финальное усилие из такого низкого положения, но он сможет компенсировать этот недостаток длинным и активным воздействием на ядро в момент выталкивания.
Прыжки в высоту. Многоборцы должны обращать основное внимание на главные части прыжка: разбег и отталкивание. На эффективность усилия в отталкивании большое влияние оказывает скорость, с которой прыгун подходит к толчку. Анализ прыжков сильнейших прыгунов показывает, что по мере повышения планки увеличивается темп беговых шагов. У многоборцев же, наоборот, мы часто видим прыжки с затухающим ритмом разбега. Для совершенствования технического мастерства применяется комплекс специальных имитационных упражнений. Для выработки правильного ритма разбега применяются прыжки с полного разбега без планки.
Бег на 110 м с барьерами. Среди десятиборцев встречаются отличные барьеристы (Д. Уорнер, Э. Итон, Э. Хямяляйнен), которые преодолевают барьеры с незначительными вертикальными колебаниями и могут успешно конкурировать со спортсменами, специализирующимися в этом виде. Правильная техника преодоления барьеров возможна только при достаточной гибкости и хорошей подвижности в тазобедренных суставах. Этого не хватает некоторым многоборцам. Только систематические ежедневные занятия по улучшению гибкости могут оказать необходимую помощь. Основным фактором, определяющим результат в барьерном беге, является скорость преодоления барьеров. Бег между барьерами должен быть органически связан с входом на препятствие и выходом с него, все фазы должны сливаться в единый ритм барьерного бега. Процесс совершенствования техники барьерного бега -длительная, кропотливая работа. Основным средством совершенствования являются барьерные упражнения, которые необходимо многократно повторять в каждом тренировочном занятии, включать барьерные упражнения в утреннюю разминку.
Метание диска. Довольно сложный технический вид, который требует отличной координации в пространстве во время вращения, высокой скорости в финальном усилии и умелого попадания в «ребро» диска. Даже у опытных дискоболов это не всегда получается, а у десятиборцев диск нередко летит «бабочкой». Переход от бега с барьерами
к метанию диска считается наиболее сложным переключением в ходе соревнований по десятиборью, особенно на фоне утомления после первого дня выступлений. Требуется стабильная техника, чтобы в условиях многоборья, несмотря на соревновательное возбуждение, сохранялся двигательный навык.
Прыжки с шестом. Для многоборца наиболее сложный по технике вид, к тому же он проводится в конце соревнований по десятиборью. Хотя спортсмены показывают в последнее время неплохие результаты в прыжках с шестом, это происходит за счет их хороших физических данных, а не отработанной техники. Возможности для совершенствования техники прыжков с шестом у десятиборцев достаточно большие.
Метание копья. Большинство десятиборцев, в том числе и ведущих, имеют ошибки в технике метания копья: плохой ритм бросковых шагов, недостаточный обгон снаряда, нарушающий последовательность включе -ния основных групп мышц, начиная с ног [9]. Некоторые десятиборцы пытаются метать копье с излишне быстрого, неуправляемого разбега, другие метают почти с места. Распространенной ошибкой является метание копья одной рукой, без использования сильных групп мышц ног, таза и спины. Результаты, достигаемые при таких технических погрешностях, еще раз свидетельствуют о больших неиспользованных возможностях десятиборцев в этом виде. При должном внимании к метанию копья результаты на уровне 70-75 м могут быть доступны большинству атлетов.
При оценке технической подготовленности в легкоатлетическом многоборье практически каждый тренер использует стандартные средства, которые являются объективными и информативными показателями.
Самым распространенным параметром является разность результатов метания снаряда с места и с разгона (скачка, поворота, разбега). Но стоит отметить, что все исследования по подтверждению целесообразности использования данного показателя датируются 60-ми годами прошлого века. Более поздние работы только ссылаются на эти источники. Исследо -вания современных ученых В. И. Миллер, Е.В. Мачканова выявили, что на современном этапе развития объективным показателем технической подготовленности метаний является измерение скорости или ускорения на протяжении выполнения всего соревновательного упражнения, но это присуще только спортсменам, имеющим результат мастера спорта (МС) и выше, а если это касается десятиборцев, они должны иметь результат не менее мастера спорта международного класса (МСМК) [10].
В беговых видах используют следующие показатели: разницу бега на 30 м с низкого старта с бегом на 30 м с ходу, разность результатов в барьерном беге 110 м с/б и в беге на 100 м. Многие тренеры могут также измерять (результат бега до 1 -го барьера, результат бега между барьерами, бег на 300 и 1200 м и др.).
В прыжковых видах используют следующие показатели: разность результатов в прыжках в длину с полного разбега и с 10 беговых шагов, в прыжках в высоту выступает превышение результатов в прыжке в высоту над ростом спортсмена, в прыжках с шестом выступает превышение хвата шеста спортсмена над результатом.
Для оценки технической подготовленности ряд ученных и тренеров используют следующую модель десятиборца (табл. 1).
Таблица 1
Оценка технической подготовленности
Вид многоборья Показатель технической подготовленности Количественная оценка
Бег на 100 м Разность результатов в беге на 30 м со старта и с ходу 1 с
Прыжок в длину Разность результатов в прыжках с полного разбега и с 10 беговых шагов 40 см
Толкание ядра Разница в толкании ядра со скачка и с места 1,4 м
Прыжок в высоту Превышение результатов в прыжке в высоту над ростом десятиборца 15 см
Бег на 110 м с/б Разность результатов в барьерном беге и беге на 100 м 3,5 с
Метание диска Разница в метании с поворота и с места 10 м
Прыжок с шестом Превышение хвата в прыжке с шестом над результатом 40 см
Метание копья Разница с результатом метания с разбега и с места 17 м
Если судить по представленной в таблице количественной оценке уровня показателей технической подготовленности десятиборцев, то можно увидеть, что данный показатель относится к многоборцам высокой квалификации (приблизительно на уровне МСМК).
Для определения уровня технической подготовленности других разрядных групп по десятиборью мы провели констатирующий педагогический эксперимент (май-июль 2018 г.) (табл. 2).
Определив уровень технической подготовленности десятиборцев I-II разрядов, мы выявили, что с ростом спортивного результата растет и уровень технического мастерства и предложили следующие критерии для III разряда, от КМС до МС, от МС до МСМК и МСМК и выше (табл. 3).
Для достижения высоких результатов в технической подготовлен -ности многоборцам в тренировке необязательно придерживаться выполне -ния последовательности видов согласно правилам соревнований. Этот принцип не ухудшает показатели подготовки, а ряд авторов [11, 12] считают, что результат от этого только вырастет.
Таблица 2
Результаты тестирования технической подготовленности десятиборцев 15-16 лет (1-11 разряды)
Показатели тестирования, полученные на тренировке (Х ± g)
Бег Бег Прыжок Толкание Метание Метание Рост, Высота
на 30 м с н/с, с на 30 м с/х, с в длину с 10 бег. шагов, см ядра (5 кг) с/м, м диска (1,5 кг) с/м, м копья (700 г) с/м, м см хвата на шесте, м
4,30 3,47 5,84 11,48 29,23 33,47 184,03 4,03
±0,06 ±0,14 ±0,13 ±0,37 ±2,47 ±3,56 ±4,23 ±0,23
Показатели, полученные на соревнованиях (Х ± g)
Бег Бег Прыжок Толкание Метание Метание Прыжок Прыжок
на 100 м, на 110 в длину, ядра, м диска, м копья, м в высоту, с шестом,
с с/б, с м см м
12,12 16,21 6,04 12,07 32,47 38,46 182,23 3,72
±0,29 ±0,4 ±0,19 ±0,48 ±3,08 ±5,11 ±4,22 ±0,32
Таблица 3
Оценка технической подготовленности на разных этапах спортивного мастерства (IIIразряд)
Квалификация Бег Бег Прыжок Толкание
спортсмена на 100 м, с на 110 с/б, с в длину, см ядра, м
I-II разряды 1,2 4 20 0,7
КМС, МС 1,1 3,7 30 1
МС, МСМК 1 3,5 40 1,4
МСМК и выше 0,9 3,3 50 1,6
Метание Метание Прыжок, Прыжок
диска, м копья, м в высоту, см с шестом, см
I-II разряды 3 5 0 -10
КМС, МС 7 10 10 20
МС, МСМК 10 17 15 50
МСМК и выше 12 20 20 60
В тренировочном процессе десятиборцев должен соблюдаться принцип единства физической и технической подготовки. Повышение уровня физических качеств должно реализовываться в совершенствовании с технической подготовленностью, но и работа над техническим мастерст -вом, в свою очередь, развивает физические качества. В технической подготовке отмечается важность процесса совершенствования техники в структуре целостности соревновательного упражнения в связи с существующим жестким лимитом времени на подготовку во всех видах легкоатлетических многоборий.
Выдвинутая нами гипотеза об изменении уровня технической подготовленности с ростом спортивного мастерства нашла свое экспериментальное подтверждение.
При оценке технической подготовленности в легкоатлетическом многоборье до уровня МСМК нами рекомендуется использовать стандартные (традиционные) средства (разница результатов в метаниях с места и с разгона и др.). Десятиборцам, достигшим результатов мирового уровня, тренерам следует искать более «сложные» средства, требующие высоко -технологических приспособлений (измерение скорости на протяжении выполнения всего соревновательного упражнения и др.) для определения технического мастерства.
Таким образом, технической подготовке необходимо уделять по -вышенное внимание, так как часто уровень развития физических качеств у многоборцев в большинстве случаев значительно опережает уровень результатов в отдельных видах.
Список литературы
1. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951. 532 с.
2. Гамалий В.В. Техническая подготовка многоборцев с учетом общности координационной структуры движений в отдельных видах легкоатлетического десятиборья: дис. ...канд. пед. наук. Киев, 1984. 214 с.
3. Куду Ф.О. Легкоатлетические многоборья. М.: Физкультура и спорт, 1970. 56 с.
4. Павлов И.П. Мозг и психика. М.: Институт практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 320 с.
5. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
6. Литвиненко Л.Д. Совершенствование регуляции движений легкоатлетов-многоборцев в процессе спортивной тренировки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1981. 22 с.
7. Легкая атлетика: учебник / под общ. ред. М.Е. Кобринского, Т.П. Юшкевича, А. Н. Конникова. Минск: Тесей, 2005. 336 с.
8. Гридасова Е.Я. Актуальные вопросы построения и содержания тренировочного процесса в легкоатлетических многоборьях // Спортивно-педагогическое образование. 2018. № 1. С. 50-56.
9. Adamczewski H., Perlt B. Speerwerfen im Siebenkampf: the javelin throw in the heptathlon // Leichtathletiktraining. 2005. N 16. P. 63-71.
10. Миллер В.И., Мачканова Е.В. Оценка технической подготовленности в легкоатлетических метаниях // Современные тенденции развития лёгкой атлетики в мире: спорт высших достижений и подготовка резервов: сб. науч. -метод. материалов Всерос. науч. -практ.
конф. с междунар. участием, посв. 80-летию образования кафедры теории и методики лёгкой атлетики имени Н.Г. Озолина. М.: РГУФКСМиТ, 2017. С. 78-83.
11. Чапайкин В.В. Методологические приемы повышения результативности десятиборцев на основе тренировочных средств с эффектами рекуперирования энергии: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1994. 24 с.
12. Dickwach H.,SchleichhardtA., WagnerK. Das Niveau der Einzelleistungen im Zehn-und Siebenkampf: the level of individual performances in the decathlon and heptathlon // Leichtathletiktraining. 2008. N 19. P. 17-23.
Романов Илья Владимирович, старший преподаватель, Thlonilya1980@, gmail.com, Республика Беларусь, Витебск, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
MODEL OF TECHNICAL PREPAREDNESS OF THE MODERN DECATHLETE
I. V. Romanov
An optimal model of a decathlete's technical readiness at different stages of sportsmanship is proposed and substantiated. An assessment of the technical skill of the all-rounders is given and the results of a study are presented that prove the feasibility of using traditional and innovative methods for assessing the technical readiness of the decathlete.
Key words: decathlete, model of technical readiness, technique, training in decathlon.
Romanov Ilya Vladimirovich, senior lecturer, Thlonilya1980@gmail. com, Republic of Belarus, Vitebsk, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University
Reference
1. Krestovnikov A.N. Ocherki po fiziologii fizicheskih uprazhnenij. M.: Fizkul'tura i sport, 1951. 532 s.
2. Gamalij V.V. Tekhnicheskaya podgotovka mnogoborcev s uchetom obshchnosti koordinacionnoj struktury dvizhenij v otdel'nyh vidah legkoatleticheskogo desyatibor'ya: dis. ...kand. ped. nauk. Kiev, 1984. 214 s.
3. Kudu F.O. Legkoatleticheskie mnogobor'ya. M.: Fizkul'tura i sport, 1970. 56 s.
4. Pavlov I.P. Mozg i psihika. M.: Institut prakt. psihologii; Voronezh: MODEK, 1996. 320 s.
5. Volkov I.P. Praktikum po sportivnoj psihologii. SPb.: Piter, 2002. 288 s.
6. Litvinenko L.D. Sovershenstvovanie regulyacii dvizhenij legkoatletov-mnogoborcev v processe sportivnoj trenirovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kiev, 1981. 22 s.
7. Legkaya atletika: uchebnik / pod obshch. red. M.E. Kobrinskogo, T P. Yushkevicha, A. N. Konnikova. Minsk: Tesej, 2005. 336 s.
8. Gridasova E.Ya. Aktual'nye voprosy postroeniya i soderzhaniya trenirovochnogo processa v legkoatleticheskih mnogobor'yah // Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. № 1. S. 50-56.
9. Adamczewski H., Perlt B. Speerwerfen im Siebenkampf: the javelin throw in the heptathlon // Leichtathletiktraining. 2005. N 16. P. 63-71.
10. Miller V.I., Machkanova E.V. Ocenka tekhnicheskoj podgotovlennosti v legkoatleticheskih metaniyah // Sovremennye tendencii razvitiya lyogkoj atletiki v mire: sport vysshih dostizhenij i podgotovka rezervov: sb. nauch.-metod. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posv. 80-letiyu obrazovaniya kafedry teorii i metodiki lyogkoj atletiki imeni N.G. Ozolina. M.: RGUFKSMiT, 2017. S. 78-83.
11. Chapajkin V.V. Metodologicheskie priemy povysheniya rezul'tativnosti desyatiborcev na osnove trenirovochnyh sredstv s effektami rekuperirovaniya energii: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. M., 1994. 24 s.
12. Dickwach H.,SchleichhardtA., WagnerK. Das Niveau der Einzelleistungen im Zehn-und Siebenkampf: the level of individual performances in the decathlon and heptathlon // Leichtathletiktraining. 2008. N 19. P. 17-23.