УДК 796.093.62 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10412
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ ДЕСЯТИБОРЦЕВ 15-16 ЛЕТ
И.В. Романов
Предложена и апробирована методика тренировки десятиборцев 15-16 лет. Выявлена корреляционная взаимосвязь между уровнем развития физических качеств и результатами в десятиборье. Определено оптимальное соотношение тренировочных нагрузок различной направленности в годичном цикле подготовки спортсменов.
Ключевые слова: десятиборец, учебно-тренировочный процесс, оптимизация нагрузок, физическая подготовка, результат.
Система подготовки спортсмена представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно -соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.
Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки [1]. Физическая подготовка спортсмена как одна из важнейших составных частей спортивной тренировки представляет собой строго планируемый педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств, всестороннее развитие организма и укрепление здоровья спортсмена с целью создания прочной функциональной базы для всех остальных видов к наивысшим достижениям в спорте [2].
По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическую подготовку принято делить на общую (ОФП) и специальную (СФП). Следует учитывать, что это деление весьма условно, так как во многих случаях цели и задачи того и другого разделов физической подготовки весьма близки [3].
В процессе общей физической подготовки спортсмен получает раз -ностороннее физическое развитие, характеризующееся высоким уровнем силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, работоспособности всех органов и систем, слаженностью их функций. Под влиянием ОФП улучшается здоровье спортсмена, организм его становится совершеннее. Чем крепче здоровье и выше работоспособность организма, тем лучше спортсмен воспринимает тренировочные нагрузки, быстрее к ним приспо -сабливается и достигает более высокого уровня развития двигательных качеств [4]. Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта). Она направлена на развитие физиче-
ских способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом специальная физическая подготовка ориентирована на максимально возможную степень их развития [5].
Анализ научно-методической литературы показывает, что в настоящее время одной из проблем является определение оптимальных нагрузок для развития таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость [6, 7]. Эти качества у спортсменов взаимосвязаны и если неправильно подобрать нагрузку, то происходит перекрестная реакция (при повышении силовых качеств снижается выносливость, при развитии выносливости снижается сила и быстрота) [8].
Современная система подготовки десятиборца, базирующаяся в основном на советской, себя практически исчерпала и требует пересмотра в виду распространения инновационных методик и технологий, более актуальных для молодых спортсменов. Кроме того, уровень результатов в десятиборье неуклонно растет, за последние десятилетия неоднократно был побит мировой рекорд, что, в свою очередь, также подталкивает к поиску новых возможностей в тренировке многоборца.
Несмотря на достаточную разработанность проблемы, в основном исследования были направлены на рассмотрение отдельных сторон в под -готовке десятиборца. Однако до настоящего времени практически не предпринимались попытки комплексно охватить все моменты тренировочного процесса. Как известно, залог успешного выступления спортсмена-многоборца во многом обусловлен его разносторонней физической подготовкой, что объясняет назревшую необходимость разработки методики тренировки десятиборцев 15-16 лет, основанную на оптимизации соотношения нагрузок различной направленности в годичном цикле тренировки с учетом запросов современного информационного общества.
Цель исследования - совершенствовать методику тренировки десятиборцев 15-16 лет на основе соотношения нагрузок различной направленности.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ специальной научно -методической литературы, теоретический анализ, педагогические наблюдения, обобщение передового спортивного опыта, анкетный опрос тренеров, педагогический эксперимент, контрольно-педагогические испытания, математико-статистическая обработка результатов исследования.
Организация исследования предполагала выполнение работ в три этапа. На первом этапе осуществлялся сбор и анализ литературы по данной проблеме, проведен анкетный опрос тренеров. На втором этапе осуществлялся сбор данных по общей и специальной подготовленности спортсменов-десятиборцев, проводились контрольные тестирования. На третьем этапе были статистически обработаны данные исследования и произведена интерпретация полученных результатов в плане рекомендаций для оптимизации тренировочного процесса, сделаны выводы.
На основании результатов предварительных исследований нами была выдвинута гипотеза, что применение научно обоснованной методики тренировки десятиборцев 15-16 лет, основанной на оптимизации соотношения нагрузок различной направленности в годичном цикле, будет способствовать повышению эффективности учебно-тренировочного процесса и развитию физических качеств, что, в конечном итоге, позволит десятиборцам достигать более высоких спортивных результатов.
С целью выявления эффективности предлагаемой методики тренировки, основанной на оптимизации соотношения нагрузок различной направленности в годичном цикле тренировки десятиборцев 15-16 лет, был проведен формирующий педагогический эксперимент.
Апробация разработанной нами методики проходила в ходе естественного педагогического эксперимента на протяжении одного года (с 1 сентября 2017 г. по 1 сентября 2018 г.) на базах УО «Витебское государственное училище олимпийского резерва» и УО «Республиканское государственное училище олимпийского резерва».
В эксперименте приняли участие 14 юных многоборцев 15-16 лет со спортивной квалификацией I и II разрядов. Это соответствует этапу углубленной специализации. Из них были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). Количественный состав групп - по 7 чел.
Первое исследование (в начале учебно -тренировочного цикла 20172018 гг.) предполагало определение результатов бега на 30 м с низкого старта, бега на 30 м с ходу, прыжка в длину с места, тройного прыжка с места, броска ядра 5 кг двумя руками через голову назад, броска ядра 5 кг двумя руками снизу вперед, приседания со штангой, жима штанги лежа, наклона вперед и 5-минутного бега. Во время второго исследования (в конце учебно-тренировочного цикла 2017-2018 гг.) оценивались темпы прироста за один учебно-тренировочный цикл результатов контрольного тестирования, результата в десятиборье и отдельных его видов.
Результаты и их обсуждение. Для разработки методики тренировки десятиборцев 15-16 лет, основанной на оптимизации соотношения нагрузок различной направленности в годичном цикле, предстояло выбрать оптимальный комплекс показателей. Поэтому актуальной задачей являлось определение минимума тестов и проб.
Для эффективного управления тренировочным процессом важно иметь информацию о степени воздействия средств тренировок на развитие физических качеств. В этом смысле корреляционный анализ как метод исследования позволяет объективно оценить взаимосвязь показателей физической подготовленности с конкретными результатами в десятиборье, отдельных видов, результатов различных контрольных испытаний, антропометрических данных спортсмена и др.
Для проведения корреляционного анализа нами были взяты лучшие результаты 100 сильнейших десятиборцев мира (по интернет-данным) [9].
Эти результаты оказались в диапазоне от 8345 до 9126 очков. Данные корреляционного анализа в большинстве случаев показали невысокую степень взаимосвязи между видами, входящими в десятиборье. Из видов многоборья наибольшую связь с результатом в десятиборье имеют показатели в беге на 100 м (г=0,48), в прыжках в длину (г=0,49), в толкании ядра (0,43), в беге на 110 м с/б (г=0,44) [10].
Анализ множественной корреляции показал взаимосвязь между результатом в десятиборье и двумя видами - бег на 110 м с барьерами -толкание ядра (г=0,641), бег на 100 м - толкание ядра (г=0,628), бег на 100 м - метание диска (г=0,58); между тремя видами - бег на 110 м с барьерами - толкание ядра - прыжок в длину (г=0,745), бег на 110 м с барьерами - толкание ядра - прыжок в высоту (г=0,661) и бег на 110 м с барьерами - толкание ядра - прыжок с шестом (г=0,649), что свидетельствует о преимущественном значении этих видов в тренировке спортсменов.
Также нами был проведен корреляционный анализ между результатами в контрольных тестированиях и суммой очков у 26 десятиборцев 15-16 лет (табл. 1).
Таблица 1
Коэффициенты корреляции между достижениями в контрольных тестированиях и суммой очков у десятиборцев 15-16 лет
Показатели Результат ( Х ±о) Коэффициенты корреляции с результатом в десятиборье
Бег на 30м с низкого старта, с 4,27±0,14 -0,70*
Бег на 30 м с ходу, с 3,4±0,21 -0,75*
Прыжок в длину с места, м 2,68±0,11 0,70*
Тройной прыжок в длину с места, м 8,29±0,21 0,71*
Бросок ядра 5 кг двумя руками через голову назад, м 12,62±0,38 0,56*
Бросок ядра 5 кг двумя руками вперед, м 12,34±0,32 0,50*
Жим штанги лежа, кг 70,5±10,3 0,52*
Приседание со штангой, кг 78,7±6,4 0,52*
5-минутный бег, м 1364±73 0,55*
Наклон вперед-вниз стоя, см 8,6±2,7 0,14
Примечание: * - статистически достоверны коэффициенты корреляции выше 0,21.
Из табл. 1 видно, что наибольшее значение имеют показатели на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств для прыжковых видов, менее - на скоростно-силовые качества для метаний, развитие силы и выносливости и не имеют корреляционные взаимосвязи с результатом в десятиборье - гибкость.
При этом во избежание перетренированности, эмоционально -психологического и физического перенапряжения спортсменов увеличивать время на тренировки не представляется целесообразным.
Одним из путей решения данной проблемы может стать поиск новых методов и средств. Особенно актуальным представляется рассмотрение этого вопроса в условиях высокого ритма жизни, связанного с развитием сверхмодернизационных механизмов и инновационных технологий.
Все большее внимание ученых и исследователей привлекают современные методики физической подготовленности спортсменов. Альтер -нативным средством в общей физической подготовки выступает кроссфит. Внедрение в спортивную практику десятиборцев элементов кроссфита может способствовать развитию скоростно-силовых качеств [11]. Также тренировка с элементами кроссфита и круговая тренировка являются взаимозаменяемым средством.
Наряду с традиционными спортивными играми (футбол, баскетбол и др.) постепенное распространение получает нетрадиционная игра гувербол, которая может способствовать повышению уровня не только общей физической подготовленности, но и специальной (метания) [12].
Экспериментальными факторами в формирующем педагогическом эксперименте было использование в тренировочном процессе элементов кроссфита в подготовительных периодах годичного цикла тренировки. На общеподготовительном и специально-подготовительном этапах осенне-зимнего и весенне-летнего макроциклов каждый четверг в конце тренировки спортсмены играли в гувербол приблизительно 45 мин, спортивная игра проводилась в течение годичного учебно-тренировочного цикла (табл. 2).
Таблица 2
Годовой график распределения занятий по кроссфиту и гуверболу в тренировочном процессе десятиборцев 15-16 лет
Средства ОФП Общее кол-во занятий Периоды
Подгот. Соревноват. Подгот. Соревноват Переход.
Месяцы
IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
Кроссфит 34 8 10 4 - - - 4 8 - - - -
Гувербол 17 4 4 2 - - - 2 5 - - - -
Опираясь на анализ научно-методической литературы, программного материала государственного училища олимпийского резерва по десятиборью, ответы анкетного опроса тренеров по десятиборью, результаты корреляционной взаимосвязи между уровнем развития физических качеств и результатом в десятиборье, а также взаимосвязь между результатами в видах многоборья и суммой очков, нами разработана методика тренировки десятиборцев 15-16 лет, основанная на оптимизации соотношения нагрузок различной направленности в годичном цикле. Особенностью подготовки десятиборцев являются объемы тренировочных средств в дисциплинах многоборий, беговой, силовой и прыжковой подготовках.
В результате исследования определены оптимальные соотношения тренировочных нагрузок различной направленности в годичном цикле тренировки десятиборцев 15-16 лет. В подготовительном периоде в КГ соотношения объемов ОФП - 34 %, СФП - 66 %; в ЭГ - ОФП - 25 %, СФП
- 75 %; в соревновательном периоде в КГ и ЭГ - ОФП - 24 %, СФП -76 %; в переходном периоде в КГ и ЭГ - ОФП - 75 %, СФП - 25 %. При этом в ОФП соотношение традиционных и нетрадиционных средств (кроссфит, гувербол) следующее: подготовительный период (традиционных - 73 %, нетрадиционных - 27 %), в соревновательном и переходных периодах использовались только традиционные средства. Структура СФП более сложная: в годичном цикле подготовки упражнения на развитие быстроты составили 22 %, общую выносливость - 3 %, специальную выносливость - 8 %, силовую подготовку - 20 %, скоростно-силовую подготовку - 20 %, координационные способности - 20 %, развитие гибкости
- 7 %.
Определенные параметры тренировочных нагрузок позволяют рационально планировать учебно-тренировочный процесс в годичном цикле подготовки и способствуют эффективному развитию общей и специальной подготовки квалифицированных десятиборцев.
Сравнивая распределение основных тренировочных средств КГ и ЭГ, видим, что в ЭГ нагрузка более точно распределена как по месяцам, так и в течение всего года. В нашей методике не только более точно ука -зана тренировочная нагрузка в годичном цикле, но и в недельных циклах подготовки, а также в отдельных тренировочных занятиях с различной направленностью задач и содержания тренировочной нагрузки (табл. 3).
Таблица 3
Годовой объем основных тренировочных средств подготовки
десятиборцев
Содержание Общепринятое Предлагаемое соотношение
соотношение средств, % средств, %
Бег на отрезках до 80 м 7 7
Бег на отрезках 80-300 м 7 7
Бег на отрезках свыше 300 м 7 7
Кроссовый бег 4 4
Фартлек 4 4
Барьерный бег 9 12
Прыжки в длину 5 7
Прыжки в высоту 6 5
Прыжки с шестом 6 5
Толкание ядра 5 7
Метание диска 5 5
Метание копья 5 5
Силовая подготовка 15 10
Прыжковые упражнения 15 15
Исходное тестирование, проведенное в начале педагогического эксперимента, не выявило различий в показателях контрольно-педагогических испытаний между контрольной и экспериментальной группами. В то время как результаты итогового тестирования, проведенного в конце эксперимента, показали существенное преимущество экспериментальной группы по большинству регистрируемых показателей, причем, это преимущество оказалось статистически достоверным (табл. 4).
Таблица 4
Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце педагогического эксперимента (Х ± а)
Показатели Результаты
Исходные данные Конечные данные
КГ ЭГ P КГ ЭГ P
Бег на 30м с низкого старта, с 4,30±0,06 4,34±0,14 >0,05 4,26±0,08 4,13±0,11 <0,05*
Бег на 30 м с ходу, с 3,47±0,14 3,49±0,16 >0,05 3,38±0,14 3,27±0,13 <0,05*
Прыжок в длину с места, м 2,62±0,1 2,66±0,05 >0,05 2,68±0,09 2,80±0,08 <0,05*
Тройной прыжок в длину с места, м 8,19±0,17 8,18±0,15 >0,05 8,32±0,1 8,53±0,13 <0,05*
Жим штанги лежа, кг 69,9±10 70,7±11 >0,05 72,1±7,3 80,4±7,1 <0,05*
Приседание со штангой, кг 78,1±6,4 76,7±5,6 >0,05 78,5±5,2 84,8±5,3 <0,05*
Бросок ядра 5 кг двумя руками через голову назад, м 12,53±0,26 12,44±0,38 >0,05 12,55±0,2 5 12,96±0,4 <0,05*
Бросок ядра 5 кг двумя руками вперед, м 12,25±0,28 12,17±0,3 >0,05 12,39±0,2 12,70±0,2 5 <0,05*
5-минутный бег, м 1357±67 1351±63 >0,05 1363±74 1432±66 <0,05*
Наклон вперед-вниз стоя, см 9±3,1 9±2,7 >0,05 10±2,2 10±3,2 > 0,05
Примечание: * Р - достоверность различий.
За время педагогического эксперимента (2017-2018 гг.) лучший результат в КГ и ЭГ по десятиборью и отдельных его видов (бег на 100 м, прыжок в длину, в высоту, бег на 110 м с/б, прыжок с шестом) показал достоверность различий, а результаты в метаниях, в беге на 400 и 1500 м достоверность различий не показали (табл. 5). Анализ математической обработки результатов позволил оценить тренировочный процесс с применением методики тренировки десятиборцев 15-16 лет, основанной на оптимизации соотношении нагрузок различной направленности как более эффективную в достижении высоких результатов в беге на 100 м и 110 м с/б, прыжковых видах, а также в показателях контрольного тестирования.
Таблица 5
Результаты контрольной и экспериментальной групп в десятиборье и отдельных видах (Х ± а)
Виды КГ P ЭГ P
Бег на 100 м, с 12,19±0,31 > 0,05 12,03±0,23 < 0,05*
Прыжок в длину, м 6,05±0,19 > 0,05 6,35±0,14 < 0,05*
Толкание ядра, м 11,43±0,97 > 0,05 11,40±1,15 > 0,05
Прыжок в высоту, см 177±9 > 0,05 184±7 < 0,05*
Бег на 400 м, с 55,17±1,23 > 0,05 54,46±1,21 > 0,05
Бег на 110 м с/б, с 16,96±0,82 > 0,05 16,27±0,50 < 0,05*
Метание диска, м 32,05±2,45 > 0,05 32,16±6,16 > 0,05
Прыжок с шестом, м 3,34±0,43 > 0,05 3,73±0,25 < 0,05*
Метание копья, м 38,44±4,76 > 0,05 40,78±3,24 > 0,05
Бег на 1500 м, мин 5,13±0,12 > 0,05 5,04±0,16 > 0,05
Десятиборье (о) 5479±120 > 0,05 5916±60 < 0,05*
Примечание: * Р - достоверность различий.
Подводя итог, следует отметить, что разработанная нами методика тренировки десятиборцев 15-16 лет, основанная на оптимизации соотношении нагрузок различной направленности, не является совершенной. Мы попытались оптимально подобрать то количество тренировочных нагрузок по направленности, объему и интенсивности, коррекции скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, скоростно-силовой и общей выносливости на различных этапах спортивной тренировки годичного цикла, которое позволило бы достичь наибольшего результата в многоборье. Многообразие средств и методов, учет индивидуальных особенностей каждого спортсмена затрудняют исследователям и тренерам рассчитать то количество нужных упражнений, которое позволило бы избежать чрезмер -ного развития одного качества над другим и что, в свою очередь, могло бы привести к более низкому результату в десятиборье.
Заключение.
1. Выявлена корреляционная взаимосвязь между уровнем развития физических качеств и результатом в десятиборье. Результат в многоборье существенно зависит от уровня развития быстроты (г=0,73), скоростно-силовых качеств для прыжковых видов (г=0,71), менее выраженная значимость от уровня развития силы (г=0,52), выносливости (г=0,55), не имеет корреляционной значимости - гибкость (г=0,14). Из видов многоборья наибольшую связь с результатом в десятиборье имеют показатели в беге на 100 м (г=0,48), в прыжках в длину (г=0,49), в толкании ядра (0,43), в беге на 110 м с/б (г=0,44).
Анализ множественной корреляции показал взаимосвязь между результатом в десятиборье и двумя видами - бег на 110 м с барьерами -толкание ядра (г=0,641), бег на 100 м - толкание ядра (г=0,628), бег на
100 м - метание диска (г=0,58); между тремя видами - бег на 110 м с барьерами - толкание ядра - прыжок в длину (г=0,745), бег на 110 м с барьерами - толкание ядра - прыжок в высоту (г=0,661) и бег на 110 м с барьерами - толкание ядра - прыжок с шестом (г=0,649), что свидетельствует о преимущественном значении этих видов в тренировке спортсменов.
2. Определено оптимальное соотношение тренировочных нагрузок различной направленности (ОФП, СФП) в годичном цикле подготовки десятиборцев 15-16 лет. В подготовительном периоде нагрузка составила в ОФП - 25 %, СФП - 75 %; в соревновательном периоде - ОФП - 24 %, СФП - 76 %; в переходном периоде - ОФП - 75 %, СФП - 25 %. При этом в ОФП соотношение традиционных и нетрадиционных средств (кроссфит, гувербол) следующее: подготовительный период - традиционных - 73 %, нетрадиционных - 27 %. В СФП в годичном цикле подготовки упражнения на развитие быстроты составили 22 %, на общую выносливость - 3 %, на специальную выносливость - 8 %, на силовую подготовку - 20 %, на скоростно-силовую подготовку - 20 %, на координационные способности - 20 %, на развитие гибкости - 7 %.
3. В соответствии с гипотезой, применение научно обоснованной методики тренировки десятиборцев 15-16 лет, основанной на оптимизации соотношении нагрузок различной направленности в годичном цикле, будет способствовать повышению эффективности учебно-тренировочного процесса и развитию физических качеств, что, в конечном итоге, позволит десятиборцам достигать более высоких спортивных результатов. Суть методики состоит в использовании определенных недельных микроциклов на каждом этапе годичного цикла. Преимущественная направленность микроциклов связана с интенсификацией тренировочного процесса и оптимизацией соотношений нагрузок различной направленности в этих циклах.
С целью определения эффективности разработанной нами методики тренировки десятиборцев 15-16 лет, основанной на оптимизации соотношении нагрузок различной направленности, был проведен педагогический эксперимент. В начале педагогического эксперимента результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп показали, что по уровню физической подготовленности они находились практически на одном уровне (достоверность различий Р>0,05). В конце педагогического эксперимента результаты тестирования, результат в десятиборье и отдельных видах показали существенное преимущество юных десятиборцев экспериментальной группы (достоверность различий Р<0,05).
Таким образом, применение методики тренировки десятиборцев 15-16 лет, основанной на оптимизации соотношении нагрузок различной направленности подготовки многоборцев в годичном цикле тренировки, способствует повышению эффективности учебно -тренировочного процесса и развитию физических качеств, что, в конечном итоге, дает возможность десятиборцам достигать более высоких спортивных результатов.
Список литературы
1. Дубограев И.Д. Состояние физической и спортивно-технической подготовленности квалифицированных десятиборцев и пути ее совершенствования: дис. ... канд. пед. наук. Тарту, 1975. 172 с.
2. Верхошанский Ю.В., Ушаков А.А., Хачатрян О.В. Особенности подготовки десятиборцев // Легкая атлетика. 1987. № 5. С. 13-14.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
4. Дубограев И.Д. Каким быть десятиборцу? // Легкая атлетика. 1974. № 8. С. 14-15.
5. Симонова Е.А., Аксенов Н.Е. Специальная подготовка многобор -цев на этапе спортивного совершенствования // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. Вып. 2. С. 79-86.
6. Зациорский В.М., Годик М.А. Основные факторы тренированно -сти в легкоатлетическом десятиборье (опыт факторного анализа) // Теория и практика физической культуры. 1963. № 11. С. 28-29.
7. Филин В.П., Портной Г.Г. О построении многолетней тренировки легкоатлетов-десятиборцев // Теория и практика физической культуры. 1981. № 2. С. 5-7.
8. Структура соревновательного результата у десятиборцев разной квалификации / О.Б. Немцев [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 6(160). С. 135-139.
9. Decathlon2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www. decathlon2000.com/eng/834/decathlon-world-all-time-list/ (дата обращения: 20.01.2019).
10. Юшкевич Т.П., Романов И.В. Пути совершенствования процесса подготовки десятиборцев высокой квалификации // Мир спорта. 2012. № 3. С. 3-9.
11. Юшкевич Т.П., Романов И.В. Применение элементов кроссфита в тренировочном процессе десятиборцев 15-16 лет // Мир спорта. 2017. № 1. С. 17-23.
12. Романов И.В. Гувербол в тренировке десятиборца // Спортивний вюник Придншров'я: науково-практичний журнал. Дншро: 1нноващя. 2018. № 3. С. 115-119.
Романов Илья Владимирович, старший преподаватель, Thlonilya1980@ gmail.com, Республика Беларусь, Витебск, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
IMPROVEMENT OF METHODS OF TRAINING OF DECATHLETES15-16 YEARS
I. V. Romanov
A methodfor training decathletes 15-16 years old was proposed and tested based on the ratio of loads of various directions in weekly microcycles. The correlation relationship between the level of development of physical qualities and the result in decathlon is revealed. The optimal ratio of training loads of various directions in the annual cycle of training athletes is determined.
Key words: decathlete, educational process, load optimization, physical fitness,
result.
Romanov Ilya Vladimirovich, senior lecturer, Thlonilya1980@gmail. com, Republic of Belarus, Vitebsk, Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University
References
1. Dubograev I.D. Sostoyanie fizicheskoj i sportivno-tekhnicheskoj podgotovlennosti kvalificirovannyh desyatiborcev i puti ee sovershenstvovaniya [The state of physical and sports-technical readiness of qualified decathletes and the ways of its improvement]: dis. ... cand. ped sciences. Tartu, 1975. 172 p.
2. Verhoshanskij Yu.V., Ushakov A.A., Hachatryan O.V. Osobennosti podgotovki desyatiborcev [Features of the preparation of decathletes] // Legkaya atletika [Athletics].
1987. No. 5. P. 13-14.
3. Verhoshanskij Yu.V. Osnovy special'noj fizicheskoj podgotovki sportsmenov [Fundamentals of special physical training for athletes]. M.: Physical education and sport,
1988. 331 p.
4. Dubograev I.D. Kakim byt' desyatiborcu? [How to be a decathlete?] // Legkaya atletika [Athletics]. 1974. No. 8. P. 14-15.
5. Simonova E.A., Aksenov N.E. Special'naya podgotovka mnogoborcev na etape sportivnogo sovershenstvovaniya [Special training of all-rounders at the stage of sports development] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2015. Issue. 2. P. 79-86.
6. Zaciorskij V.M., Godik M.A. Osnovnye faktory trenirovannosti v legkoatleticheskom desyatibor'e (opyt faktornogo analiza) [The main factors of fitness in athletics decathlon (experience of factor analysis)] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 1963. No. 11. P. 28-29.
7. Filin V.P., Portnoj G.G. O postroenii mnogoletnej trenirovki legkoatletov-desyatiborcev [On the construction of long-term training for decathletes] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 1981. No. 2. P. 5-7.
8. Struktura sorevnovatel'nogo rezul'tata u desyatiborcev raznoj kvalifikacii [The structure of the competitive result in decathletes of different qualifications] / O.B. Nemcev [et al.] // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2018. No 6(160). P. 135-139.
9. Decathlon2000 [Electronic resource]. URL: http://www. decathlon2000. com/eng/ 834/decathlon-world-all-time-list/ (accessed: 01/20/2019).
10. Yushkevich T.P., Romanov I.V. Puti sovershenstvovaniya processa podgotovki desyatiborcev vysokoj kvalifikacii [Ways to improve the training of highly qualified decathletes] // Mir sporta [World of Sports]. 2012. No. 3. P. 3-9.
11. Yushkevich T.P., Romanov I.V. Primenenie elementov krossfita v trenirovochnom processe desyatiborcev 15-16 let [The use of crossfit elements in the training process of decathletes 15-16 years old] // Mir sporta [World of Sports]. 2017. No 1. P. 17-23.
12. Romanov I.V. Guverbol v trenirovke desyatiborca [Hooverball in decathlon training] // Sportivnij visnik Pridniprov'ya: naukovo-praktichnij zhurnal. Dnipro: Innovaciya [Sporting newsletter Pridniprova's: science-practical magazine. Dnipro: Innovation]. 2018. No. 3. P. 115-119.