УДК 796.093.62:796.431 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-9-112-120
ПРЫЖОК В ДЛИНУ В ТРЕНИРОВКЕ ДЕСЯТИБОРЦЕВ 15-16 ЛЕТ
И.В. Романов
Показана значимость прыжка в длину для достижения высоких спортивных результатов в легкоатлетическом десятиборье. Выявлена корреляционная взаимосвязь прыжка в длину с дисциплинами десятиборья и результатом в многоборье. Предложена методика оценки технической подготовленности десятиборцев в прыжке в длину, рекомендовано количество специальных упражнений в годичном цикле подготовки. Представлены результаты педагогического эксперимента, подтвердившие эффективность методики тренировки десятиборцев 15-16 лет с акцентом на совершенствование в прыжках в длину.
Ключевые слова: десятиборье, прыжки в длину, спортивная тренировка, корреляционная взаимосвязь.
LONG JUMP IN DECATHLON TRAINING FOR 15-16 YEARS
Romanov I.V., senior lecturer, Thlonilya1980 @gmail.com, Republic of Belarus, Vitebsk, Vitebsk State order of Peoples' Friendship Medical University
The importance of the long jump for achieving high sports results in the athletics decathlon is shown. The correlation relationship of the long jump between the disciplines of the decathlon and the result in the all-around is revealed. A methodology for assessing the technical readiness of decathletes in the long jump is proposed, the number of special exercises in the annual training cycle is recommended. The results of a pedagogical experiment are presented, which showed a higher efficiency of the training methodology for decathletes aged 15-16 with an emphasis on improvement in long jumps.
Key words: decathlon, long jump. training, correlation relationship.
sports
Романов Илья Владимирович, старший преподаватель, Thlonilya [email protected], Республика Беларусь, Витебск, Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
Высококвалифицированные десятиборцы добиваются высоких результатов в беговых дисциплинах, прыжковых видах, метаниях за счет использования в тренировочном процессе разносторонней подготовки. У многоборцев мирового уровня (результат более 8000 очков) не должно быть отстающих дисциплин, входящих в десятиборье. При этом у спортсменов часто имеются свои сильные виды, в которых они выступают на высочайшем уровне. Среди многоборцев много сильных спринтеров, метателей, прыгунов в длину, в высоту и с шестом,
барьеристов, а также универсалов.
Следует сказать отдельно о прыжках в длину и об их значении в десятиборье. Мировые звезды десятиборья (С. Эхаммер, Д. Уорнер, Э. Итон, Э. Ноол, Р. Шебрле, Д. Томпсон и др.) достаточно успешно могут соревноваться с прыгунами в длину. Например, Д. Уорнер на Олимпийских играх (ОИ) в Токио 2021 г. показал результат 8,24 м. С таким показателем он занял бы 3-е место среди прыгунов в длину. Более сильным десятиборцем в прыжках в длину является швейцарский спортсмен С. Эхаммер. В мае 2022 г. в Ратингене он установил мировой рекорд в прыжках в длину у десятиборцев - 8,30 м, а уже в июне 2022 г. в Гетцисе улучшил свой резуль-
тат до 8,45 м. Этот результат позволил бы С. Эхаммеру выиграть последние три Олимпиады в прыжках в длину. На чемпионате мира по легкой атлетике в Юджине 2022 г. он дебютировал в прыжках в длину и показал результат 8,16 м, что позволило ему завоевать бронзовую медаль. Такие высокие результаты десятиборцев в прыжках в длину дают повод задуматься о начале тренировки прыгунов в длину как десятиборцев или об использовании в тренировке прыгунов более акцентированной многоборной подготовки.
Тренировка в отдельных видах десятиборья оказывает различное взаимное влияние как на развитие физических качеств, так и на результативность в дисциплинах. Оно может быть и положительным, и отрицательным, при этом проявляется как при совершенствовании двигательных навыков, так и при развитии физических качеств. Примером положительного влияния дисциплин многоборья друг на друга могут быть прыжки в длину, барьерный бег, спринтерский бег, а отрицательного - толкание ядра и бег на 1500 м.
Совершенствование техники отдельных дисциплин и развитие физических качеств в подготовке высококвалифицированного десятиборца составляет единое целое. При этом важно учитывать индивидуальные особенности спортсмена, поскольку у одного десятиборца хорошо получаются прыжки, у другого метание, один преуспел в спринте, другой - в беге на выносливость.
В тренировочном процессе десятиборцев при развитии физических качеств возможно возникновение антагонистических отношений. Если делать акцент в тренировке на развитие общей выносливости, то будут снижаться силовые и скоростно-силовые показатели многоборцев, или, если делать упор на усиленную силовую подготовку, то будут снижаться показатели общей и скоростной выносливости. Десятиборец с большой массой тела и высокими силовыми показателями будет иметь преимущество в метаниях, но в прыжковых и беговых дисциплинах многоборья ему будет это только мешать и принесет отрицательный эффект.
Цель исследования - показать значимость прыжка в длину в достижении высоких результатов в десятиборье.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи исследования:
- определить показатели технической подготовленности в прыжках в длину десятиборцев различной квалификации;
- провести корреляционный анализ взаимосвязи прыжка в длину с одним видом и суммой очков в десятиборье, а также с двумя и тремя видами и суммой очков в десятиборье;
- рассчитать количество прыжков в длину в годичном цикле подготовки десятиборцев 15-16 лет;
- провести педагогический эксперимент с десятиборцами 15-16 лет, обосновывающий эффективность разработанной методики.
Методика и организация исследования. Апробация разработанной методики проходила в ходе естественного педагогического эксперимента на протяжении 1 года (с 1 сентября 2018 г. по 31августа 2019 г. на базах Витебского государственного училища олимпийского резерва и Республиканского государственного училища олимпийского резерва).
В эксперименте приняли участие 14 многоборцев 15-16 лет со спортивной квалификацией 1-11 разрядов. Были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. Количественный состав групп - по 7 спортсменов.
Для достижения цели и поставленных задач использовали следующие методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, анализ и обобщение материалов, опрос тренеров по десятибо -рью, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики, корреляционный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение. В результатах по прыжкам в длину у многоборцев наблюдаются большие различия. Расхождение в результатах, показанных лучшими десятиборцами на ОИ в Токио (2021), составляла 131 см (324 очка), на ОИ в Рио-Де-Жанейро (2016) -97 см (238 очков), на более ранних ОИ в Монреале (1976) - 99 см (204 очка). Из этого следует, что даже участники олимпиад по десятиборью не полностью овладели техникой этой дисциплины, и это остается проблемой на протяжении долгого времени.
Для достижения высокого результата в прыжках в длину требуются стабильный разбег, скорость его выполнения, точное попадание на планку отталкивания, высокая фаза полета и удачное приземление. Анализ результатов прыжков в длину лучших спортсменов в этом виде позволяет сделать вывод о том, что увеличение скорости разбега на 2 м/с дает прибавку к ре -зультату приблизительно на 2 м. Многие высококвалифицированные десятиборцы имеют нестабильный, медленный и слишком короткий разбег, так как хорошо отталкиваться на высокой скорости затруднительно. Вследствие этого большая часть десятиборцев совершает прыжки в длину с относительно медленного и короткого разбега. Для десятиборца в прыжках в длину важно иметь быстрый, ритмичный разбег с четким попаданием на планку, с мощным отталкиванием и правильным приземлением [1].
Существуют следующие фазы в прыжках в длину: отталкивание и полет в шаге, приземление в сочетание с техникой исполнения, плавный переход от разбега к отталкиванию и ритм последних четырех шагов, четкое попадание с полного разбега на брусок отталкивания, фаза полета одним из способов прыжка («согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы») [2].
На сегодняшний день десятиборцы проводят около 450 тренировочных занятий в год. Если средняя продолжительность одного занятия составляет 3-4 часа, то в год - приблизительно 1350 часов. Исходя из большого количества задач, которые спортсмен решает в процессе тренировки, такой предел времени является весьма ограниченным. Становится понятным, что десятиборец не в состоянии тренироваться в беге на короткие дистанции как спринтер - в прыжках в длину, в высоту и с шестом, как «чистые» прыгуны - в толкании ядра, как метатели - в метании диска, копья. Таким образом, при планировании микроциклов тренировки деся -тиборцы должны применять наиболее эффективные упражнения, используемые бегунами, прыгунами и метателями, а также оптимально сочетать виды, входящие в десятиборье.
Основным показателем технической подготовленности в прыжках в длину выступает разность результатов в прыжках с полного разбега и с 10 беговых шагов. В зависимости от квалификации спортсмена результат варьируется от 0,35 до 0,5 м [3].
Анализ данных научно-методической литературы источников [4-6] и результатов тестирования спортсменов, принимавших участие в педаго -гическом эксперименте, позволил определить показатели технической подготовленности в прыжках в длину десятиборцев, имеющих результат от 5000 до 8000 очков и более (табл. 1).
Таблица 1
Показатели технической подготовленности в прыжке в длину десятиборцев различной квалификации, Х± д
Прыжок в длину, м Прыжок в длину с 10 беговых шагов, м Квалификация спортсмена (результат в десятиборье), очки Разность результатов, м
6,05±0,19 5,70±0,19 5000-6000 0,2-0,3
6,58±0,22 6,23±0,22 6000-7000 0,3-0,4
7,03±0,24 6,55±0,24 7000-8000 0,4-0,5
7,72±0,25 7,22±0,25 8000 и более 0,5 и более
Представленные в табл. 1 данные показывают, чем выше результат в десятиборье, тем выше спортсмен имеет техническое мастерство в прыжках в длину. Для осуществления контроля технической подготовленности многоборцев различной квалификации в прыжках в длину можно использовать предложенные значения.
Для определения значимости прыжка в длину был сделан корреляционный анализ взаимосвязи с одной, двумя и тремя дисциплинами и результатом в десятиборье (более высокие значения внесены в табл. 2).
Таблица 2
Коэффициенты корреляции между результатами прыжка в длину, отдельных дисциплин и суммой очков в десятиборье
Виды комплексов Коэффициенты корреляции
Прыжок в длину - бег на 100 м 0,44*
Прыжок в длину - сумма очков в десятиборье 0,47*
Прыжок в длину - толкание ядра - сумма очков в десятиборье 0,65**
Прыжок в длину - метание диска - сумма очков в десятиборье 0,62**
Прыжок в длину - бег на 110 м с/б - сумма очков в десятиборье 0,59**
Прыжок в длину - толкание ядра - бег на 110 м с/б - сумма очков в десятиборье 0,75**
Прыжок в длину - бег на 110 м с/б - метание диска - сумма очков в десятиборье 0,71**
Прыжок в длину - толкание ядра - метание копья - сумма очков в десятиборье 0,70**
Прыжок в длину - толкание ядра - бег на 400 м - сумма очков в десятиборье 0,70**
Примечание: * - статистически достоверны коэффициенты корреляции выше 0,5,
** - статистически достоверны коэффициенты корреляции выше 0,21.
Из табл. 2 видно, что в наиболее эффективных двух-трех составных связках многоборья неоднократно встречается прыжок в длину. Это говорит о том, что тренировка в прыжках в длину оказывает влияние на дости -жение высоких результатов в легкоатлетическом десятиборье.
Ученый из Великобритании C. West провела ранговый анализ результатов в десятиборье, показанных на летней Олимпиаде 2012 (Лондон). Автор сопоставила результаты отдельных дисциплин с их ранговым местом, вследствие чего определила, что результаты в беге на 110 м с/б имеют высокую плотность и в меньшей степени зависят от занимаемого места спортсмена, а прыжок в длину, напротив, имеет низкую плотность результатов и больше зависит от рангового места [7]. Выводы исследова -ния сведены к следующему: барьерный бег является для большинства спортсменов основой в подготовке, прыжок в длину - приоритетным видом у десятиборцев, показавших наивысшие результаты в десятиборье.
Результаты корреляционной взаимосвязи прыжка в длину позволил выдвинуть гипотезу, что увеличение удельного веса прыжков в длину может способствовать повышению эффективности тренировочного процесса многоборцев за счет уменьшения времени, предоставляемого на общую физическую подготовку (ОФП). При этом эффективность ОФП не снижается за счет использования в тренировке десятиборцев элементов кроссфита и спортивной игры «гувербол» [8].
Анализ литературных источников показал, что в годичном цикле тренировки десятиборцев 15-16 лет нагрузка в прыжках в длину составляет 708 прыжков, из них с полного разбега - 168 прыжков. Анализ
опроса тренеров Республики Беларусь по многоборьям выявил, что они используют в годичном цикле тренировки 530 прыжков в длину, из них 130 прыжков с полного разбега. Исходя из результатов корреляционного анализа, предложили увеличить количество прыжков в длину до 740, из них 180 прыжков с полного разбега (табл. 3).
Таблица 3
Количество прыжков в длину в годичном цикле подготовки
десятиборцев 15-16 лет
Количество прыжков в Количество прыжков в Предлагаемое
длину по данным длину, используемых количество прыжков
Месяцы литературы тренерами в длину
Короткий разбег Полный разбег Короткий разбег Полный разбег Короткий разбег Полный разбег
Сентябрь 40 5 28 3 40 5
Октябрь 40 10 29 7 40 10
Ноябрь 40 10 32 7 45 10
Декабрь 50 12 36 11 50 15
Январь 50 18 39 15 55 20
Февраль 50 21 39 18 55 25
Март 50 20 36 14 50 20
Апрель 50 22 39 18 55 25
Май 50 20 36 15 50 20
Июнь 45 15 32 11 45 15
Июль 40 15 29 11 40 15
Август 35 0 25 0 35 0
Всего 540 168 400 130 560 180
Представленные данные в табл. 3 предполагают не только выполнение упражнения прыжка в длину с полного разбега, но и прыжка в длину с двух, четырех, шести, восьми, десяти беговых шагов, а также имитаци -онных упражнений, прыжков в длину в облегченных условиях (с мостиком, под уклон, по ветру и др.) и усложненных условиях (с грузом, в гору, против ветра и др.).
Педагогический эксперимент был проведен с целью выявления эффективности предлагаемой методики по количеству прыжков в длину в годичном цикле тренировки у десятиборцев 15-16 лет.
ЭГ тренировалась по разработанной методике с увеличенным объемом прыжков в длину (7 % вместо традиционных 5 %) за счет уменьшения средств ОФП.
Результаты в прыжках в длину, показанные спортсменами КГ и ЭГ в начале исследования, были приблизительно одинаковые - 5,90 м. За время педагогического эксперимента многоборцы из КГ и ЭГ улучшили свои спортивные результаты (табл. 4). Десятиборцы из КГ несущественно
улучшили свои результаты, в ЭГ улучшение результатов было значитель -ным и статистически достоверным. Тренировка в прыжках в длину повлияла на улучшение результатов в следующих дисциплинах многоборья: бег на 100 м, прыжки в длину, бег с барьерами, прыжки с шестом и в самом десятиборье [9].
Таблица 4
Результаты выступления спортсменов КГ и ЭГ в десятиборье и отдельных видах многоборья
Хар-ки Бег на 100 м, с Прыжок в длину, м Толкание ядра, м Прыжок в высоту, м Бег на 400 м, с Бег на 110 м с/б, с Метание диска, м Прыжок с шестом, м Метание копья, м Бег на 1500 м, с Десятиборье, очки
КГ1 Х 12,19 5,89 11,12 1,73 55,76 16,99 32,09 3,19 35,78 321 5246
±5 0,19 0,14 0,68 0,05 0,59 0,78 1,97 0,31 3,08 6,43 98
КГ2 Х 12,20 6,03 11,53 1,76 55,06 16,88 32,44 3,29 39,13 312 5481
±5 0,29 0,18 0,89 0,07 0,98 0,93 2,36 0,38 5,23 6,99 122
ЭГ1 Х 12,29 5,96 10,91 1,74 55,88 16,87 30,08 3,34 35,44 314 5217
±5 0,19 0,11 0,78 0,06 1,04 0,49 2,86 0,18 3,18 7,08 98
ЭГ2 Х 11,99* 6,36* 11,39 1,83* 54,33 16,31* 32,23 3,69* 40,08 302 5897*
±5 0,18 0,13 1,03 0,06 0,97 0,49 3,69 0,24 3,56 9,23 121
Приложение: 1 - результаты в начале педагогического эксперимента, 2 - результаты в конце педагогического эксперимента, * - статистически достоверные результаты (Р<0,05).
Таким образом, корреляционный анализ результатов в десятиборье и проведенный педагогический эксперимент свидетельствуют о необходимости наибольшего включения в тренировку десятиборцев комплексов специальных упражнений для прыжков в длину. Предложенная экспери -ментальная методика тренировки десятиборцев 15-16 лет основана на увеличении удельного веса прыжков в длину. Это способствует активному развитию физических качеств и повышению технического мастерства, а также оказывает положительное воздействие на силовые и скоростно-силовые показатели. Применение разнообразных комплексов упражнений для прыжков в длину способствует совершенствованию координационных движений и повышению результатов в прыжковых и беговых дисциплинах десятиборья, позволяет поддерживать физические качества на высоком уровне.
Выводы: 1. В тренировочном процессе десятиборца прыжок в длину имеет большое значение: помимо улучшения результата в данной дисциплине, способствует развитию скоростных качеств, необходимых в беге на 100 и 400 м, барьерном беге, повышает результаты в других прыжковых видах и метаниях, совершенствует координацию движений, необходимых в большинстве дисциплин десятиборья.
2. Прыжок в длину, в том числе и в двух-трех составных связках многоборья, в высокой степени определяет сумму очков в десятиборье (более только бег с барьерами), что находит подтверждение в математиче -ском анализе результатов исследования.
3. В прыжке в длину критерием технической подготовленности десятиборца является разница результатов в прыжках с полного разбега и с 10 беговых шагов: чем больше эта разница, тем идеальнее техника выполнения. Если у десятиборцев I-II разрядов составляет 0,2-0,3 м, то у КМС и МС - 0,4-0,5 м, у МСМК - 0,5 м и выше.
4. Для улучшения скоростных и скоростно-силовых показателей десятиборцев 15-16 лет, совершенствования их технического мастерства в прыжке в длину рекомендуется увеличить количество до 740 прыжков в годичном цикле.
5. С увеличением объема прыжков в длину (7 % вместо традиционных 5 %) за счет снижения средств ОФП и перераспределения средств СФП в годичном цикле тренировки десятиборцев 15-16 лет результаты оказались более высокими по сравнению с результатами спортсменов, использовавших традиционную методику подготовки, что подтверждает педагогический эксперимент.
Список литературы
1. Куду Ф.О. Легкоатлетические многоборья. М.: Физкультура и спорт, 1970. 56 с.
2. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.: Терра-Спорт, 2000. 128 с.
3. Романов И.В. Модель технической подготовленности современного десятиборца // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 9. С. 84-95.
4. Никонов В.И., Никонов И.И., Чернов С.С. Физическая подготовка многоборцев 17-20 лет // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 9-5 (40). С. 59-63.
5. Оганджанов А.Л., Мошкин И.И., Косихин В.П. Контроль технической подготовленности в прыжковых видах десятиборья // Вестник спортивной науки. 2019. № 5. С. 21-26.
6. Симонова Е.А., Аксенов Н.Е. Специальная подготовка многобор -цев на этапе спортивного совершенствования // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. Вып 2. С. 79-86.
7. West C. Statistics for analysts who hate statistics. Part VII: sum of ranking differences (SRD) // LC-GC North America. 2018. V. 36. Iss. 12. P. 882-885.
8. Юшкевич, Т.П., Романов И.В. Применение элементов кроссфита в тренировочном процессе десятиборцев 15-16 лет // Мир спорта. 2017. № 1. С. 17-23.
9. Юшкевич Т.П., Романов И.В. Барьерный бег как основа подготовки в десятиборье // Мир спорта. 2020. № 1. С. 52-57.
References
1. Kudu F.O. Legkoatleticheskie mnogobor'ya [Athletics all-around]. M.: Physical culture and sport, 1970. 56 p.
2. Ter-Ovanesyan I.A. Podgotovka legkoatleta: sovremennyj vzglyad [Training of an athlete: a modern view]. M.: Terra-Sport, 2000. 128 p.
3. Romanov I.V. Model' tekhnicheskoj podgotovlennosti sovremennogo desyatiborca [Model of technical readiness of a modern decathlete] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2019. Iss. 9. C. 84-95.
4. Nikonov V.I., Nikonov I.I., Chernov S.S. Fizicheskaya podgotovka mnogoborcev 17-20 let [Physical training of all-around athletes aged 17-20] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International scientific research journal]. 2015. No. 9-5. P. 59-63.
5. Ogandzhanov A.L., Moshkin I.I., Kosihin V.P. Kontrol' tekhnicheskoj podgotov-lennosti v pryzhkovyh vidah desyatibor'ya [Control of technical readiness in jumping decathlon] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2019. No. 5. P. 21-26.
6. Simonova E.A., Aksenov N.E. Special'naya podgotovka mnogoborcev na etape sportivnogo sovershenstvovaniya [Special training of all-around athletes at the stage of sports improvement] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2015. No. 2. P. 79-86.
7. West C. Statistics for analysts who hate statistics. Part VII: sum of ranking differences (SRD) // LC-GC North America. 2018. V. 36. Iss. 12. P. 882-885.
8. Yushkevich, T.P., Romanov I.V. Primenenie elementov krossfita v trenirovoch-nom processe desyatiborcev 15-16 let [The use of crossfit elements in the training process of decathletes aged 15-16] // Mir sporta [World of sport]. 2017. No. 1. P. 17-23.
9. Yushkevich T.P., Romanov I.V. Bar'ernyj beg kak osnova podgotovki v desyati-bor'e [Hurdling as a basis for training in decathlon] // Mir sporta [World of sport]. 2020. No. 1. P. 52-57.