Полицейская деятельность
Правильная ссылка на статью:
Домышева Т.В. — Значимость морально-психологических аспектов при проведении оперативно-служебных задач сотрудников ОВД // Полицейская деятельность. - 2022. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0692.2022.4.36604 EDN: LCZTHB URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=36604
Значимость морально-психологических аспектов при проведении оперативно-служебных задач сотрудников ОВД
Домышева Татьяна Витальевна
преподаватель, кафедра Кафедра огневой подготовки, Восточно-Сибирский инстшуг МЗД России 664074, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110
ЕЗ [email protected] Статья из рубрики "Прохождение службы в полиции"
DOI:
10.7256/2454-0692.2022.4.36604
EDN:
LCZTHB
Дата направления статьи в редакцию:
08-10-2021
Аннотация: Предметом исследования являются правовые и психологические аспекты применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Объектом исследования является психологическое и эмоциональное состояние сотрудников полиции в различных ситуациях, а также содержание и эффективность современных методов тестирования, определяющих психологическое состояние человека. Задачи исследования заключаются в: - изучении факторов влияющих на психологическое состояние сотрудников; - анализ причин и условий в связи с которыми возникают раздражительные факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние сотрудника полиции. Научной новизной работы является сравнительное изучение правовых и психологических аспектов применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в стрессовых ситуациях. Таким образом, для выполнения оперативно-служебных задач необходимо быть готовым не только теоретически и обладать специальными навыками и умениями при осуществлении своей деятельности, но и быть морально готовым к осуществлению своей деятельности, а также объективно понимать, что могут сложиться определенные проблемы при выполнении должностных полномочий. Необходимо правильно подходить к выполнению служебных задач, сохраняя при этом спокойствие. Сотрудник полиции, готовый морально к выполнению своих служебных обязанностей,
способен решать оперативно-служебные задачи; при правильном и уверенном выполнении своих служебных действий качество деятельности сотрудника возрастает.
Ключевые слова: оперативно-служебные задачи, огневая подготовка,
стрессоустойчивость, психологические трудности, сотрудник полиции, психология, огнестрельного оружия, эмоциональная устойчивость, законность, практическая деятельность
В настоящее время актуальными являются проблемы психологического направления сотрудников ОВД при проведении оперативно-служебных задач и это обусловлено тем, что сотрудники полиции нередко прибывают в экстремальных и напряженных ситуациях, где очень важна высокая стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость.
На сегодняшний день уделяется должное внимание морально-психологическим работам, которые включают в себя следующие дисциплины: воспитательную, психологическую,
социальную и т.д. [3!. Без сомнений, в системе органов внутренних дел является необходимым эффективность проведения данных мероприятий. Проводятся психологические обследования, анализируется социально-психологический климат в коллективе, оказывается психологическая помощь сотрудникам, впервые принятые на службу в органы внутренних дел
Деятельность сотрудника нередко связана с напряжёнными ситуациями, предоставляющим опасность здоровью и жизни полицейского, также моментов, связанных с применением огнестрельного оружия. На сотрудника возложены обязанности решать служебные задачи, определённые спектром правонарушений, характерной чертой которых является противоправность поведения. Сотрудник должен быть готовым к неповиновению его законным требованиям в отношении правонарушителей, выслушивании лексики с использованием нецензурной брани. В то же время представителя власти могут снимать на видео, тем самым провоцируя на действия, порочащие его честь и достоинство. Согласно части 4 статьи 29 Конституции
РФ [5! граждане имеют право производить и распространять информацию любым законным способом, также деятельность полиции открыта для граждан, в силу с принципом публичности и открытости, определенные статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции». Конечно же, на практике встречается такое, когда деятельность полиции запрещено снимать на видео, но сотрудники под воздействием видео фиксацией могут находится в состоянии повышенной эмоциональности, что возможно приведёт к раздражительности и неправомерным действиям. Неправомерные действия со стороны сотрудника ОВД провоцируют граждан на проявление агрессивного поведения [6!.
Как считают Асямов С.В. и Пулатов Ю.С., для деятельности сотрудника ОВД присущи следующие психологические особенности [2!:
1 . Правовая регламентация - сотрудник обязан выполнять свои трудовые функции согласно установленным нормам права, действия противоречащие нормам права, будут я в ля тьс я не з а ко нными;
2 . Напряженность - при раскрытии правонарушений приходится участвовать в конфликтных ситуациях, ведь нередко правонарушители отказываются выполнять законные требования сотрудника, что приводит к эмоциональным и физическим
нагрузкам;
3 . Дефицит времени - сотрудник должен обладать необходимой оперативностью и быстротой раскрытий правонарушений, при этом должны соблюдаться определенные требования, например, процессуальные сроки, всё это характеризует плотность рабочего графика полицейского;
4. Широкий спектр взаимодействия - сотрудник обязан вести себя достойно и вежливо при общении, воздерживаться в речи от оскорблений, грубости, при этом быть примером исполнения законов;
5. Наличие властных полномочий - необходимо правильно уметь ими пользоваться.
Мы видим, что деятельность сотрудника характеризуется особенностями, требующие от него служебной дисциплины и правильный эмоциональный подход, поэтому необходимо иметь психологическую устойчивость на высоком уровне. Но важно понимать, что она является не врождённым, а приобретенным свойством, то есть у сотрудника формируется параллельно с развитием личности и зависит от опыта, уровня профессиональной подготовки и т.д.
В процессе поступления на службу в органы внутренних дел потенциальный сотрудник проходит профессиональный отбор, который предусматривает беседу с психологом, психологические тестирования и другие мероприятия, по итогам которых определяется степень готовности кандидата для выполнения оперативно-служебных задач.
В силу субъективных причин, не каждый сотрудник, прошедший обследование психологической диагностики, может осуществлять служебную деятельность из-за психологических проблем. Это характеризуется различием между ожиданием и реальностью, когда человек, поступая на службу, ждал иного результата, а в итоге очень тяжело психически переносит процесс выполнения своей деятельности.
Одним из результатов может являться увольнение по собственному желанию по причине своей низкой стрессоустойчивости. Не всегда сотрудник, который испытывает психологические трудности, увольняется. Например, с ним может провести беседу психолог, после которой он поймет, что есть пути решения данных проблем. К сожалению, в силу определенных эмоциональных проблем, сотрудники прибегают и к суицидам. Важно заметить, что при поступлении на службу в органы внутренних дел, около 40%, совершившие суициды, не проходили обследование в центрах психической
диагностики
Для повышения эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости при проведении оперативно-служебных задач, сотрудник ОВД должен овладеть и усвоить комплекс следующих предписаний:
- кандидату на поступление в ОВД необходимо обследоваться в центрах психической диагностики, при этом объективно отвечая в беседе с психологом, на психологические тесты, при обследовании с полиграфом и т.д.
- после успешного прохождения психической диагностики потенциальному сотруднику необходимо тщательно обдумать своё решение, стоит ли ему поступать в ОВД, взвесив при этом все "за" и "против";
- необходимо уметь отвлекаться от службы в нерабочее время, например, проводя время со своей семьей, в кругу друзей, занимаясь любимым делом или другим способом;
- прежде всего сотрудники обязаны сохранять спокойствие в любых ситуациях в процессе выполнения оперативно-служебных задач;
- руководителям подразделений необходимо проводить инструктаж и выработать алгоритм как необходимо проявлять себя в экстремальных и напряженных ситуациях при осуществлении служебной деятельности, сохраняя при этом спокойствие и не подвергая себя повышению эмоциональности;
- вести себя достойно и вежливо при общении с гражданами, служить примером исполнения законов, воздерживаться от оскорблений, строить взаимоотношения с коллегами на принципах товарищеского партнерства и взаимовыручки, быть справедливым в оценке своей служебной деятельности и работе коллег [4!;
- придать себе стимул того, в любой ситуации есть возможность найти пути решения для преодоления негативных моментов;
- эффективное и правомерное применение физической, специальных средств и огнестрельного оружие даст сотруднику уверенность в себе, ведь он будет знать, как корректно необходимо применять соответствующие меры в служебной деятельности;
- знание нормативной базы также придаст чувство уверенности.
Таким образом, для выполнения оперативно-служебных задач необходимо быть готовым не только теоретически и обладать специальными навыками и умениями при осуществлении своей деятельности, но и быть готовым морально-устойчивым к осуществлению своей деятельности и объективно понимать, что могут сложиться определенные проблемы при выполнении должностных полномочий. Необходимо правильно подходить к выполнению служебных задач, сохраняя при этом спокойствие. Сотрудник полиции, готовый морально к выполнению своих служебных обязанностей, способен решать оперативно-служебные задачи, при правильном и уверенном выполнении своих служебных действий качество деятельность возрастает.
Библиография
1. А.В. Сухинин. Суицидальное поведение сотрудников полиции: проблемы причинности и доказывания: Научная работа / А.В. Сухинин - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2011. - № 1. - С. 181-185.
2. Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие / С.В. Асямов, Ю.С. Пулатов - Ташкент: Академия МВД Республики Узбекистан, 2000. - 141 с.
3. Вахнина В. В., Бобкова И.Е. Психологическое сопровождение руководителей структурных подразделений территориальных органов МВД России на начальном этапе управленческой карьеры: учебное пособие / В.В. Вахнина, И.Е. Бобкова - М.: Академия управления МВД России, 2013.
4. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников ОВД, утв. приказом МВД РФ № 460 от 26.06.2020. Электронный доступ: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61979.html/
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Электронный доступ:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
6. Папкин И. А. Психологические пути снижения виктимности сотрудников органов
внутренних дел: автореферат диск.канд.психол. наук: 19.00.06 / И.А. Папкин. - М: АУ МВД России, 2004 - 24 с. 7. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23 нояб. 2017 г. № 880 (с изм. и доп. от 27 июля 2020 г., 25 янв. 2021 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/-products/-ipo/prime/doc/71877330/ (дата обращения: 01.10.2021). О внесении изменений в Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 23 нояб. 2017 г. № 880: приказ МВД России от 25 янв. 2021 г. № 26 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https ://www.garant.ru/-products/ipo/prime/doc/71877330/ (дата обращения: 01.10.2021).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в статье являются психоэмоциональные особенности реализации оперативно-служебных задач сотрудниками правоохранительных органов. Актуальность данной проблемы обусловлена высокой социальной напряжённостью во многих регионах страны в связи с ситуацией затянувшейся пандемии. Экономическая нестабильность является фактором роста числа правонарушений. Эффективность работы сотрудников правоохранительных органов зависит, отчасти, и от их психоэмоциональной подготовки, что рассматривается в рецензируемой статье.
Методология исследования автором не указана. Однако из содержания текста можно заключить, что работа основана на теоретических методах: использованы анализ литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования, систематизация, сравнение, обобщение. Вероятно, выводы и рекомендации статьи основаны на анализе опыта профессиональной деятельности автора, но требуется конкретизация, о работе каких подразделений ОВД идёт речь, в какие сроки осуществлялось исследование, какое количество специалистов в нём участвовало. Научная новизна работы заключается в рекомендациях автора по повышению эмоциональной устойчивости сотрудников правоохранительных органов (оборот «комплекс следующих предписаний» желательно заменить).
Необходимо исправить грамматические неточности в предложениях «На сегодняшний день отдаётся должное внимание морально-психологическим работам, которые включают в себя следующие дисциплины: воспитательную, психологическую, социальную», «Деятельность сотрудника нередко представлена с напряжёнными ситуациями...», «существуют правила, когда деятельность полиции запрещено снимать на видео, но сотрудники под воздействием видео фиксацией могут находится в состоянии повышенной эмоциональности», «придать себе стимул того, в любой ситуации есть возможность найти пути решения», «сотрудник ОВД должен овладеть и усвоить комплекс следующих предписаний».соответствует её заглавию.
Изложение материала логичное, в статье присутствуют классические смысловые части -введение с постановкой проблемы исследования, аргументация авторской позиции в основной части статьи, обобщение и выводы в заключительной части.
Библиографический список включает работы, соответствующие её проблематике. В тексте нет ссылки на источник № 8, однако присутствует ссылка на источник № 9, который отсутствует в списке. В научных публикациях не желательно включение в
список литературы учебных пособий (источники № 2 и № 3). Также в библиографии необходимо исправить оформление источника № 1.
Апелляция к оппонентам в работе отсутствует, так как теоретическая полемика не входила в задачи автора статьи.
Тем не менее, материал представляет интерес для практики работы правоохранительных органов и для специалистов системы повышения квалификации кадров ОВД. Работа может быть рекомендована для публикации с учётом внесения в текст стилистических и грамматических изменений, а также при дополнении фактическими данными, обобщающими опыт практической деятельности автора.
Заключение редактора от 18.10.2021: " Автор доработал материал в соответствии с требованиями реценезнтов".