Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СОТРУДНИК ОВД / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Донченко Владимир Евгеньевич, Джелали Татьяна Ивановна, Гедугошев Ратмир Русланович

В данной статье рассмотрены проблемные вопросы в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, как на этапе обучения в образовательных организациях МВД России, так и в рамках профессиональной подготовки в практических подразделениях полиции. Раскрыты основные аспекты подготовки к применению сотрудниками ОВД огнестрельного оружия в экстремальных условиях. Отмечена важная роль и место профессиональной и психологической подготовки сотрудников при реагировании на стресс-факторы в экстремальной ситуации, требующей применения огнестрельного оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Донченко Владимир Евгеньевич, Джелали Татьяна Ивановна, Гедугошев Ратмир Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF IMPROVING THE TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICIALS

This article deals with problematic issues in the professional training of law enforcement officers, both at the stage of training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and in the framework of professional training in practical police units. The main aspects of training for the use of firearms by police officers in extreme conditions are revealed. The important role and place of professional and psychological training of employees in responding to stress factors in an extreme situation requiring the use of firearms is noted.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

Литература:

1. Бокщанина, Е.А. Методика преподавания музыкальной литературы в училище / Е.А. Бокщанина. -Москва: Музгиз,1961. - 72 с.

2. Волчегурская, Н.Б. Опыт применения личностно-ориентированного подхода в преподавании музыкально-исторических дисциплин в педагогическом вузе / Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. - Режим доступа: https://cyberienmka.m/artide/n/opyt-primeneniya-hchnostno-orientirovannogo-podhoda-v-prepodavanii-muzykalno-istoricheskih-distsiplin-v-pedagogicheskom-vuze/viewer от 23.03.2021. - Загл. с экрана.

3. Гейлиг, М.Ф. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы / М.Ф. Гейлиг. - Москва: Музыка, 1966. - 60 с.

4. Зенкин, К.В. Музыкально-историческая наука и образовательный процесс: о некоторых проблемах и перспективах / К.В. Зенкин // Научный вестник Московской консерватории, 2010. - № 1. - С. 14-26.

5. Круглова М.Г. Культурологический подход в контексте музыкально-исторической подготовки студентов / М.Г. Круглова // Вестник МГУКИ, 2008. - № 5. - С. 199-202.

6. Орлова Е.М. Методические заметки о музыкально-историческом образовании в консерваториях / Е.М. Орлова. - Москва: Музыка, 1983. - 62 с.

7. Провозина Н.М. Формирование музыкально-исторических знаний у студентов педагогических институтов: дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Провозина. - Москва, 1982. - 167 с.

8. Рапацкая, Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: дис. ... докт. пед. наук / Л.А. Рапацкая. - Москва, 1991. - 450 с.

9. Саленко, М.А. Преемственность музыкально-исторической подготовки учителя музыки (Педагогический колледж - педагогический вуз): дис. ... канд. пед. наук / М.А. Саленко. - Москва, 2000. - 161 с.

10. Серов А.Н. Критические статьи : в 4 т. Т .4 / А.Н. Серов. - Санкт-Петербург. - 1770 с.

11. Современное музыкальное образование-2014: материалы XIII международной конференции, проведенной Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова. - Режим доступа: http://muslab.spb.ru/doc/program26-03-2015.pdf. от 24.03.2021. - Загл. с экрана.

12. Стогов И.Ю. Пепел империй. в поисках законов истории / И.Ю. Стогов. - Санкт-Петербург: Амфора, 2001. - 264 с.

Педагогика

УДК 623.5

преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Донченко Владимир Евгеньевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); доцент кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук, доцент Джелали Татьяна Ивановна

Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель кафедры огневой подготовки Гедугошев Ратмир Русланович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемные вопросы в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, как на этапе обучения в образовательных организациях МВД России, так и в рамках профессиональной подготовки в практических подразделениях полиции. Раскрыты основные аспекты подготовки к применению сотрудниками ОВД огнестрельного оружия в экстремальных условиях. Отмечена важная роль и место профессиональной и психологической подготовки сотрудников при реагировании на стресс-факторы в экстремальной ситуации, требующей применения огнестрельного оружия.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, профессиональная подготовка, психологическая подготовка, экстремальные условия, сотрудник ОВД, полицейский, специальные средства, физическая сила, образовательная организация МВД России.

Annotation. This article deals with problematic issues in the professional training of law enforcement officers, both at the stage of training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and in the framework of professional training in practical police units. The main aspects of training for the use of firearms by police officers in extreme conditions are revealed. The important role and place of professional and psychological training of employees in responding to stress factors in an extreme situation requiring the use of firearms is noted.

Keywords: firearms, professional training, psychological training, extreme conditions, police officer, police officer, special means, physical force, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Введение. Задачи, возложенные на правоохранительные органы любого государства, требуют наличия у сотрудников высокого профессионализма, наличия необходимых знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе обучения в ведомственных образовательных организациях.

Профессия полицейского, наряду с достойной оплатой труда и рядом социальных гарантий, является одной из опаснейших. Поэтому задача преподавателей образовательных организаций МВД России состоит не только в передаче знаний и умений по теоретической части будущей профессии, но и в прививании навыков личной безопасности таких, как безопасное обращение с огнестрельным оружием, тактические основы задержания правонарушителей, осмотра помещений в которых могут скрываться лица подозреваемые в совершении преступлений и правонарушений, проверки документов во время патрулирования закрепленных маршрутов и обслуживания территории.

На сотрудников ОВД возложены обязанности по охране порядка и защите прав и свобод граждан. Но нередко при выполнении своих функций сотрудники полиции сталкиваются с необходимостью применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия для защиты себя и граждан от противоправных посягательств. Выполняя свой служебный долг, сотрудник может оказаться в экстремальных условиях, требующих применения оружия ограниченного поражения или огнестрельного оружия [1].

В таких случаях уровень профессиональной, психологической подготовки и личностные качества полицейского определяют своевременность, целесообразность и правомерность его действий [10].

Изложение основного материала статьи. В соответствии со статистическими данными большинство сотрудников полиции стараются свести к минимуму вероятность применения огнестрельного оружия в своей профессиональной деятельности, иногда не обоснованно [5].

Перед закреплением табельного огнестрельного оружия каждый сотрудник должен пройти медицинский осмотр на выявление психологического соответствия установленным требованиям и сдать зачеты на знание материальной части закрепляемого оружия, мер безопасности при обращении с ним, а так же выполнить практическое упражнение по стрельбе. Не маловажным аспектом в это процедуре является знание правовых основ применения огнестрельного оружия [8]. Не всем сотрудникам полиции удается получить допуск к закреплению табельного оружия с первого раза.

Не следует упускать и психологическую подготовку сотрудников, которая занимает очень важное место в готовности к применению огнестрельного оружия, особенно в экстремальных условиях. Полицейский должен обладать рядом качеств, необходимых для быстрого и правильного реагирования в экстремальных условиях [4].

К таким качествам можно отнести:

- стрессоустойчивость и самообладание (они позволяют сохранять спокойствие при воздействии стресс-факторов);

- умение своевременно совершать все необходимые действия;

- готовность к разумным действиям в сложной оперативной обстановке и способность к вынужденному и обоснованному риску в экстремальных условиях [9];

- внимательность и концентрация (при применении огнестрельного оружия в экстремальных условиях, когда действия должны быть максимально быстрыми, однако при этом точными и уместными);

- решительность (позволяет осуществлять точные действия по применению оружия).

Для повышения психологической стабильности правоохранителей необходимо отрабатывать различные психологические приёмы (к ним относятся идеомоторные и аутогенные тренировки, комплекс дыхательных упражнений, психологические тренинги и т.д.) [7]. Некоторые дыхательные упражнения можно выполнять в любое время для снятия излишнего напряжения и снижения уровня стресса как во время проведения учебных стрельб, так и при выполнении служебных задач.

Одним из простейших упражнений, направленных на стабилизацию психологического равновесия является выполнение следующих несложных действий: в положении стоя или сидя спокойно и максимально глубоко вдохните через нос, сначала выдвинув живот вперед, а затем - расширив и приподняв грудную клетку. По времени вдох должен равняться 7-8 секундам. Затем сложите губы буквой О и выдохните через рот, выпуская из себя толчкообразными движениями небольшие порции воздуха. Паузы между вдохом и выдохом не делаются. Каждая последующая порция выдыхаемого воздуха должна быть чуть меньше предыдущей [2].

Нельзя не отметить важность отработки практических навыков стрельбы из огнестрельного оружия в экстремальных условиях. Среди наиболее важных и продуктивных методов стоит выделить освоение практических знаний в ходе решения ситуативных задач.

Такие задачи должны представлять собой максимально приближенные к реальности ситуации, которые могут случиться в экстремальных условиях. Также необходимо моделировать различные ситуации, которые позволят «погрузить» стрелка в обстановку приближенную к экстремальным условиям, чтобы выработать ряд привычных действий даже в состоянии высокого нервного напряжения.

Среди методов отработки практических навыков можно выделить также практические занятия с разной освещённостью, при воздействии отвлекающих шумов, или использовании стробоскопа и т.д. Такое моделирование помогает избежать привыкания сотрудника к однотипным ситуациям и отрабатывает готовность к экстремальным условиям [6].

В огневой подготовке следует также использовать инновационные средства обучения, которые позволяют выработать у сотрудников различные навыки, которые в свою очередь могут быть использованы не только при применении огнестрельного оружия, но и в целом в экстремальных ситуациях. Среди новейших разработок можно выделить различные мультимедийные стрелковые тренажёры, которые помогают развивать ловкость, меткость, реакцию и другие профессиональные качества [3].

Достаточно проблематичным аспектом в настоящее время является тот факт, что в практических подразделениях ОВД отсутствуют квалифицированные инструкторы по огневой подготовки. Правоохранители могут получить определённые умения во время обучения в образовательных организациях МВД России, однако такие навыки требуют постоянной тренировки и совершенствования. На высоком уровне вышеуказанные тренировки могут осуществляться только под руководством квалифицированных специалистов. В территориальных органах МВД наблюдается нехватка таких сотрудников, что является одной из причин неготовности полиции к применению огнестрельного оружия в экстремальных условиях.

Нормативное закрепление применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия получило в Федеральном законе «О полиции». В законе указаны случаи, когда полицейский имеет право применить огнестрельное оружие и в какой мере, а также ряд ограничений по его применению [7, с. 23]. В практической деятельности могут возникать ситуации, в которых сложно отнести сложившуюся обстановку к конкретному пункту статьи ФЗ «О полиции» [11]. Именно поэтому на занятиях по огневой подготовке, как в практических подразделениях, так и в образовательных организациях МВД России, необходимо проводить разбор случаев применения огнестрельного оружия имевших место в практической деятельности правоохранительных органов ранее, с рассмотрением всех действий сотрудника, применившего огнестрельное оружия и наступивших последствий.

Сотрудник всегда должен действовать опираясь на требования ФЗ «О полиции» в соответствии с которым при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых эти меры принуждения применяются, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом он обязан стремиться к минимизации любого ущерба. Моделирование ситуаций с применением табельного оружия позволит обучающимся закрепить практические знания, умения и теоретические основы применения. В экстремальных ситуациях именно метод проведения аналогий позволит сотруднику полиции действовать быстро и грамотно.

Каждый год в нашем государстве при выполнении своих служебных обязанностей погибают сотрудники полиции. Зачастую проблема состоит в том, что большая часть времени при усвоении навыков огневой подготовки тратится на сам момент стрельбы, прицеливания, а не на противодействие правонарушителю при задержании. Важно уметь реагировать на любые действия преступника при его задержании, доставлении и осуществлении иных процессуальных действий. Особое внимание следует уделить попытке правонарушителя завладеть оружием сотрудника полиции. Необходимо действовать своевременно и избегать лишних действий, кроме того, важно обращать внимание на реакцию нарушителя на действия полицейского. Необходимо внедрять в процесс обучения упражнения, совершенствующие данные навыки, с целью минимизации опасных последствий для сотрудников при применении огнестрельного оружия.

Также следует обратить внимание на необходимость применения современной экипировки, что позволит оптимизировать манипуляции при обращении с оружием.

Использование штатной кобуры не позволяет оперативно выполнять извлечение оружия. Норматив по огневой подготовке №1 «Изготовка к стрельбе из различных положений» задаёт время на производство первого выстрела в 4 секунды. Большинство обучающихся выполняют заданный норматив за 3 секунды. В то время как извлечение оружия из современной тактической кобуры занимает в два раза меньше времени.

Выводы. В условиях современного противодействия преступности каждое действие сотрудника полиции при обращении с оружием должно быть выверенным, чётким и максимально быстрым. Ведь каждая секунда может стать решающей как при огневом контакте на небольших дистанциях, так и при противодействии с досматриваемым или задерживаемым лицом. Умение полицейского быстро извлечь и привести табельное огнестрельное оружие является сильным психологическим сдерживающим фактором для прекращения противоправных или потенциально опасных действий со стороны противника.

На правомерное и своевременное применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия в экстремальных условиях влияет масса факторов. Необходимо постоянно поддерживать и совершенствовать уровень профессиональной и психологической подготовки сотрудников ОВД, при этом важно использовать знания и умения высококвалифицированных инструкторов, отрабатывать практические умения и тренировать стрессоустойчивость.

Некоторые проблемы остаются не решенными и на современном этапе. Необходимо решить вопрос с наличием инструкторов в практических подразделениях, которые будут обучать сотрудников правильному применению оружия. Такой подход позволит полицейскому получить и закрепить необходимые знания, умения и навыки, которые придадут им уверенность в обращении с оружием, даже в экстремальных условиях.

При обучении курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях, необходимо уделять больше внимания отработке тактических приёмов задержания вооруженного противника и реагированию на попытку завладения табельного огнестрельного оружия. Одним из важных элементов готовности полицейского к применению огнестрельного оружия является высокий уровень стрессоустойчивости, позволяющий уверенно действовать в различных экстремальных ситуациях.

Литература:

1. Андрианов А.С. О профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Евразийское научное объединение. - 2016. - № 4 (16). - С. 126-128.

2. Дыхательные упражнения для снятия усталости и освобождения от негативных эмоций [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://med.wikireading.ru/42951(дата обращения 11.03.2021).

3. Кожин Д.А. Комплекс подготовительных упражнений для обучения стрельбе из пистолета с использованием возможностей интерактивного боевого тира «АРКАДА»: практическое пособие // Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России. - 2013. - С. 24.

4. Крайник В.Л. Взаимосвязь личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). -С. 144-146.

5. Литвин Д.В. Формирование профессиональной компетенции сотрудников полиции в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в процессе профессионального обучения (первоначальной подготовки): учебно-методическое пособие / Д.В. Литвин, А.И. Кузнецов, Р.С. Ахметов // Краснодарский ун-т МВД России. - Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России. -2016. - 93 с.

6. Мордакин О.В. Профессиональная компетентность сотрудников полиции при обращении и действиях с огнестрельным оружием // Дальневосточный юридический институт МВД Российской Федерации. - Хабаровск. - 2015. - С. 15.

7. Немов Р.С. Общая психология: Учебник для магистров // Познавательные процессы и психические состояния в экстремальных ситуациях. - М.: Владос. - 2015. - Т. 1. - 576 с.

8. О полиции Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ. [Электронный ресурс] / Режим доступа±йр://%'%гл'.сошиЬап1шМоситеп^ cons_doc_ LAW_110165/ (дата обращения 12.03.2021).

10. Светличный Е.Г. Обучение курсантов и слушателей тактическим навыкам использования укрытий при применении огнестрельного оружия // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. -2020. - Выпуск 66 (1). - С. 189-192.

11. Токарчук Р.Е. Проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при противодействии терроризму // Электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России». - 2017. - С. 43-47.

12. Токарчук Р.Е., Балдецкий О.А. Актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников полиции в регламентации их полномочий по применению специальных средств // Сборник материалов регионального круглого стола «Актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов при выполнении оперативно-служебных задач». - 2019. - С. 10-16.

Педагогика

УДК 623.5

доцент кафедры огневой подготовки,

кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Каспер Сергей Викторович

Крымский филиал Краснодарского университета

МВД России (г. Симферополь);

преподаватель кафедры огневой и физической

подготовки Ваняшин Илья Сергеевич

Волгодонский филиал Ростовского юридического института

МВД России (г. Ростов-на-Дону)

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ СТРЕЛЬБ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены различные социально-психологические барьеры, с которыми сталкивается сотрудник, как во время обучения правильному обращению с табельным огнестрельным оружием, так и при его применении в реальных условиях практической деятельности. Рассмотрены разновидности внутренних и внешних психологических барьеров, которые влияют на принятие сотрудником решения для осуществления выстрела на поражение. Приводятся факторы, которые при различных обстоятельствах могут быть как психологическими барьерами, так и стимулировать полицейского на принятие решения о применении табельного оружия. Обсуждаются особенности внутреннего психологического состояния во время учебных стрельб, и его отличие от психологического состояния в момент реального применения оружия. Так же рассмотрены вопросы психологической готовности полицейского к применению табельного оружия в экстремальной ситуации.

Ключевые слова: психологический барьер, учебные стрельбы, практические стрельбы, курсант, огневая подготовка, сотрудник полиции, применение оружия, оружие, полицейский.

Annotation. The article discusses various socio-psychological barriers that an employee faces, both during training in the correct handling of a service firearm, and when using it in real conditions of practical activity. The types of internal and external psychological barriers that affect the employee's decision to fire to kill are considered. The factors that under various circumstances can be both psychological barriers and stimulate a police officer to make a decision on the use of a service weapon are given. The features of the internal psychological state during training firing are discussed, and its difference from the psychological state at the time of the actual use of weapons. The issues of psychological readiness of a police officer to use a service weapon in an extreme situation are also considered.

Keywords: psychological barrier, firing practice, practical firing, cadet, fire training, police officer, use of weapons, weapons.

Введение. В настоящее время обязательной дисциплиной во время прохождения обучения в образовательных организациях МВД России и Министерства обороны является «Огневая подготовка». Кроме того, стрельба, как вид спорта, распространена не только в качестве учебной дисциплины, но и как хобби среди подрастающего поколения. Для этого существуют различные городские тиры, спортивные секции, специализированные частные стрельбища.

Сотрудники правоохранительных органов, в силу выполняемых обязанностей по охране общественного порядка, защите прав и законных интересов граждан, а также пресечению преступлений и правонарушителей, довольно часто сталкиваются с экстремальными ситуациями, требующими немедленного принятия решений, от правильности которых зависит жизнь и здоровье, как граждан, так и самих полицейских [12].

Следовательно, навыки правильного обращения с оружием не могут быть для них исключительно увлечением, это умение должно перерасти в четко отработанный навык. Ведь в случае необходимости применения оружия, у полицейского есть доли секунды на принятие правильного, обоснованного решения [6].

Несмотря на качественную подготовку, в практической деятельности, даже при наличии достаточных оснований для применения оружия, сотрудник полиции далеко не всегда может преодолеть внутренний страх и произвести выстрел на поражение. Полицейский может прекрасно выполнять упражнения, предусмотренные курсом стрельб, иметь хорошую физическую подготовку, точно видеть цель и знать, что точно её поразит, но при необходимости так и не нажать на спусковой крючок.

Изложение основного материала статьи. Для верной трактовки дальнейшего материала необходимо дать понятие психологическому барьеру.

Ввиду абстрактности термина и неоднозначной точки зрения в психологической науке, в данной работе мы приведем наиболее общее понятие.

Социально-психологический барьер - это некое социально-психологическое явление, выраженное в форме различного рода переживаний, возникающее под влиянием различных как внешних, так и внутренних факторов, следствием которого является отказ от желаемых или запланированных целей, идей, желаний и которое мешает осуществлению привычной жизнедеятельности человека [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.