Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / "ЭКСТРЕМУМ" / КОНФЛИКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ / FIREARMS / EXTREME SITUATION / POLICE OFFICER / CADET / LISTENER / "EXTREME" / CONFLICT / PROFESSIONAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Шанько Виктор Викторович, Поштарук Дмитрий Алексеевич

В статье рассмотрены вопросы формирования готовности полицейских, курсантов и слушателей к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях. Раскрываются признаки, характеризующие ситуацию применения огнестрельного оружия, как экстремальную. Приводится статистика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в практической деятельности, указывающая на пробелы в профессиональной подготовке стражей правопорядка. В заключении исследования авторами указывается на ряд преград, стоящих на пути совершенствования профессиональной подготовки правоохранителей, как по месту службы, так и во время прохождения обучения в образовательных организациях МВД России, устранение которых будет способствовать росту профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Шанько Виктор Викторович, Поштарук Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR FORMING THE READINESS OF CURSORS AND LISTENERS TO APPLYING FIRE-ARMS WEAPONS IN EXTREME SITUATIONS

The article discusses the issues of formation of police, cadets and students' readiness for the use of firearms in extreme situations. The signs are described that characterize the situation of the use of firearms as extreme. Statistics on the use of firearms by police officers in practical activities, indicating gaps in the training of law enforcement officers, are provided. In the conclusion of the study, the authors indicate a number of obstacles that stand in the way of improving the professional training of law enforcement officers, both at the duty station and during training at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the elimination of which will contribute to the growth of professional skills of law enforcement officials. Keywords : firearms, extreme situation, police officer, cadet, listener, ";extreme", conflict, professional training, psychological readiness.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ»

5. Полат Е.С. Основные направления развития современных систем образования [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. - Режим доступа: http:// www.ioso.ru/distant/library/publication/polat.html

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС 3+) по специальности 25.05.04 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (уровень специалитета). Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1020).

7. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. - М. - Астрель, - 2007.

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Шанько Виктор Викторович Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону); кандидат юридических наук Поштарук Дмитрий Алексеевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования готовности полицейских, курсантов и слушателей к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях. Раскрываются признаки, характеризующие ситуацию применения огнестрельного оружия, как экстремальную. Приводится статистика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в практической деятельности, указывающая на пробелы в профессиональной подготовке стражей правопорядка. В заключении исследования авторами указывается на ряд преград, стоящих на пути совершенствования профессиональной подготовки правоохранителей, как по месту службы, так и во время прохождения обучения в образовательных организациях МВД России, устранение которых будет способствовать росту профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, экстремальная ситуация, полицейский, курсант, слушатель, «экстремум», конфликт, профессиональная подготовка, психологическую готовность.

Annоtation. The article discusses the issues of formation of police, cadets and students' readiness for the use of firearms in extreme situations. The signs are described that characterize the situation of the use of firearms as extreme. Statistics on the use of firearms by police officers in practical activities, indicating gaps in the training of law enforcement officers, are provided. In the conclusion of the study, the authors indicate a number of obstacles that stand in the way of improving the professional training of law enforcement officers, both at the duty station and during training at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the elimination of which will contribute to the growth of professional skills of law enforcement officials.

Keywords: firearms, extreme situation, police officer, cadet, listener, "extreme", conflict, professional training, psychological readiness.

Введение. Вопросами определения таких понятий, как «экстремальность», «экстремум», а также изучением признаков экстремального ученые занимались еще с античных времен (Лейбниц, Мопертюи, Николай Кузанский, Аристотель, Бруно и другие) [41.

В рамках современных подходов (П. Лагадек, С. Лихтенстайн и др.) в качестве определяющего или универсального сущностного признака экстремальной ситуации рассматривается фактор опасности - прежде всего, непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей либо же угрозы срыва их деятельности по решению жизненно важных задач [31. Понятие экстремальная ситуация отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием. Экстремальные ситуации (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, кризисы, конфликты), являющиеся порой неизбежными реалиями жизнедеятельности людей, в том числе, их профессионально осуществляемой деятельности, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик:

1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальностям;

2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний;

3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения;

4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений экстремальной ситуации, т.е. темпоральность изменений;

5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний;

6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности;

7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем);

8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны;

9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования) и др [11.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Отличием экстремальной ситуации от повседневной становятся неожиданность и подключение к сильнейшему стресс-фактору неопределенности поступающей информации, что затрудняет процесс предвосхищения и управления ситуацией.

Изучив сущность и признаки экстремальных ситуаций, а также их влияние на человека и окружающую среду, ученые дают ряд понятий, характеризующих такие ситуации.

Р.М. Шамионов характеризует экстремальную ситуацию, как ситуацию, которая выходит за рамки обычного и связана с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека [10].

Изложение основного материала статьи. Из вышесказанного следует, что любая ситуация, в которой сотрудник полиции применяет огнестрельное оружие (есть вероятность, что оно будет применено) может считаться экстремальной, по следующим причинам:

- практически во всех случаях момент применения огнестрельного оружия возникает внезапно, что требует от полицейского специальной готовности к действиям в таких ситуациях.

- такие ситуации всегда насыщены противоречиями, требующими оперативного разрешения.

- ситуация применения оружия всегда нестабильна (непредсказуема) по возможным последствиям и находится на пределе критичности.

- применение/вероятность применения оружия всегда порождает ряд опасностей и угроз, могущих повлечь за собой гибель и ранения.

- нарастание напряженности для субъектов противостояния, требующее осмысления ситуации, оперативного принятия решений и немедленного реагирования и др.

Следовательно, и готовить полицейского в рамках огневой подготовки необходимо к действиям в таких ситуациях:

- воспитывать психологическую готовность к применению огнестрельного оружия.

- научить оперативно принимать решения в огневом контакте, путем отработки ряда алгоритмов действий в типовых ситуациях, ранее возникавших в практической деятельности сотрудников полиции.

- закрепить и отработать до автоматизма навыки скоростного обращения с оружием (извлечения из кобуры, приведения в готовность, прицеливание и производство выстрела, смены положений для стрельбы, уход с линии огня, стрельба в усложненных условиях, устранение возникающих при стрельбе задержек).

- закрепить навык правильного поведения с противником (тактически и психологически) и т.д.

Стандартная же подготовка, проводится в спокойной обстановке (нормальное освещение, неподвижная

мишень, большое количество времени, возможность нормально прицелиться).

Необходимость совершенствования огневой подготовки так же обусловлена тем фактом, что огнестрельное оружие применяется сотрудниками полиции довольно часто (таблица № 1) [6].

Таблица № 1

Сведения о фактах применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия (всего по России)

№ п\п Период (год) Всего случаев применения огнестрельного оружия В том числе

для остановки транспортного средства для обезвреживания животного для производства предупредительного выстрела

1. 2017 1524 690 235 472

2. 2018 1278 522 240 433

3. 2019 1342 606 264 352

В 2018-2019 годах наибольшее количество фактов применения огнестрельного оружия зафиксировано в Забайкальском (86-67) и Хабаровском (21-82) краях, Амурской (103-153), Иркутской (62-53) и Свердловской (69-66) областях [6].

Наиболее часто огнестрельное оружие применяется в таких службах МВД России, как: ГИБДД (706), патрульно-постовая служба (200), участковые уполномоченные (167), уголовный розыск (95) [6].

Вышеприведенная статистика указывает на то, что сотруднику правоохранительных органов при пресечении преступлений необходима качественная профессиональная подготовка, позволяющая в экстремальных ситуациях не только идти на обоснованный риск [11] для обезвреживания и задержания лиц, совершивших преступление, но и умение обеспечить линую безопасность.

Как показывает анализ применения огнестрельного оружия полицейскими, хорошо подготовленный в тире сотрудник правоохранительных органов, на практике становится беззащитной жертвой преступника.

За период 2009-2016 гг. на территории Российской Федерации зарегистрировано более 3 тыс. посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Лидером среди такого рода преступлений (статья 317 УК РФ), на протяжении восьми лет, является Северо-Кавказский Федеральный округ, где зарегистрировано 88% преступлений такого вида [8].

Совершаемые нападения на полицейских и оказываемое им сопротивление носит общественно-опасный характер, так как посягают на нормальную деятельность сотрудников правоохранительных органов и их жизнь в целях воспрепятствования их деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Участились факты нападения на полицейских, причем фиксируется ряд фактов нападения на сотрудников правоохранительных органов с применением преступниками табельного огнестрельного оружия, которое было похищено у них же.

Из анализа таких ситуаций, можно судить о низком уровне огневой подготовки полицейских и как следствие - непрофессиональных действиях в возникшей экстремальной ситуации, повлекших серьезные последствия.

Следует также отметить, что гибель и ранение рядового и начальствующего состава МВД России остается довольно высокой (таблица № 2) [6].

Таблица № 2

Сведения о гибели и ранениях (травмах) рядового и начальствующего состава МВД России

№ п\п ГОД Погибло Ранено

При выполнении служебных обязанностей При выполнении служебных обязанностей

1. 2015 год 614 104 13696 4454

2. 2016 год 547 104 12362 3950

3. 2017 год 433 83 11827 3646

4. 2018 год 446 66 11527 3600

5. 2019 год 390 59 12387 3449

Всего за 4 года 2430 416 61799 19099

Вышеуказанная статистика говорит о том, что в огневой подготовке полицейских есть серьезные пробелы, которые не позволяют им осуществлять выполнение своих профессиональных обязанностей на должном уровне.

Согласно приказу МВД РФ от 23 ноября 2017 г. N 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», отработка стрелковых навыков осуществляется не реже одного раза в две недели [5].

В практических подразделениях не представляется возможным проведение стрельб с указанной в приказе периодичностью, ввиду отсутствия в городских и районных ОВД, в большинстве случаев, штатных тиров.

Отсутствие тиров и малая периодичность стрельб в усложненных условиях не позволяют закрепить и совершенствовать необходимые навыки и умения при обращении с огнестрельным оружием во время стрельбы.

Особо следует отметить критерии оценки огневой подготовленности полицейских и упражнения, посредством которых, они должны получать необходимые навыки и умения.

Основным упражнением, призванным научить сотрудника ОВД умелому обращению с огнестрельным оружием, выступающим критерием оценки огневой подготовленности при проведении плановых и неплановых проверок является, закрепленное в приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880, упражнение № 4 [5].

По условиям данного упражнения стрелку необходимо за 10 секунд произвести 4 выстрела в сектор размером формата А 4, расположенный на зеленой грудной мишени (№ 4), расположенной на расстоянии 10 метров от стреляющего. Время выполнения упражнения также включает извлечение пистолета из штатной кожаной кобуры.

Условия данного упражнения не отражают реальные ситуации огневого противостояния, возникающие в практической деятельности.

Практика противоборства полиции и преступников говорит о том, что степень опасности невозможно определить заранее, предупреждать сотрудника о нападении никто не будет, нападение произойдет внезапно. В случае нападения на сотрудника преступника с ножом безопасное расстояние составляет более 6 метров при условии, что патрон будет в патроннике, а кобура «открыта». Анализ применения оружия полицейскими показывает, что после двух-трех попаданий пули 9 мм вне зоны жизненно важных органов преступник продолжает нападать, может выбить оружие и нанести повреждения сотруднику, от легких до летальных. Время для применения оружия у сотрудника возникает с момента нападения и до момента соприкосновения с преступником, а это считанные секунды. Предугадать заранее, будет нападение или нет, практически невозможно, к нападению необходимо быть готовым во всех случаях [7].

У людей, увлекающихся различными видами стрельбы, в том числе - практической, требование по извлечению оружия из кобуры составляет от 1,2 до 1,4 секунд [2]. Что говорит о неготовности полицейского к оперативному применению огнестрельного оружия, в рамках отработки навыка оперативного применения посредством упражнения № 4, так как за время, отводимое на выполнение упражнения, преступник может совершить массу действий, направленных на нейтрализацию полицейского.

Серьезной проблемой выступает то, что на занятия по огневой подготовке выделяется незначительное количество боеприпасов. Восемь патронов в месяц на сотрудника. При таком объеме боеприпасов невозможно поддерживать умения и навыки в стрельбе на удовлетворительном уровне, не говоря уже о совершенствовании таковых [9].

Отдельным пунктом готовности полицейского выступает его экипировка.

На сегодняшний день для правоохранителей различных ведомств, в том числе - МВД, разрабатывается масса различных новинок в сфере вооружения и экипировки.

Одними из таких «новинок» являются «тактические» кобуры, позволяющие оперативно извлекать табельное оружие в случае необходимости, при этом, обеспечивающие его надежную фиксацию во время ношения.

Несмотря на достоинства вышеуказанного элемента экипировки, полицейские до сих пор обязаны использовать в повседневной деятельности штатные кожаные кобуры, которые, в силу своих конструктивных особенностей, не позволяют быстро извлечь оружие в экстремальной ситуации.

Так же отсутствует штатная должность инструктора по боевой служебной подготовке. Как следствие, выделенные для проведения занятий сотрудники отдела по работе с личным составом, не обладают необходимыми знаниями, навыками и умениями в полном объеме, обеспечивающем качественную подготовку полицейского как при стрельбе в тире, так и к применению оружия в различных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности [9].

На фоне вышеуказанных пробелов в огневой подготовке правоохранителей, отметим, что возможность подготовки у преступников сильно возросла. Любой гражданин Российской Федерации может прийти в частный стрелковый тир и заплатив относительно не большую сумму, нанять инструктора, выбрать необходимый образец вооружения с необходимым количеством боеприпасов и спокойно оттачивать навыки и умения владения огнестрельным оружием.

Выводы. Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- методики огневой подготовки, используемые при обучении курсантов, слушателей, а также действующих сотрудников полиции умелому и профессиональному обращению с огнестрельным оружием устарели и требуют модернизации и совершенствования.

- периодичность тренировок и количество боеприпасов, отведенных на огневую подготовку - не достаточна для полноценного совершенствования навыков обращения с огнестрельным оружием.

- отсутствие в городских и районных ОВД штатной должности инспектора по боевой и служебной подготовке не позволяет проводить занятия по огневой подготовке на должном уровне.

- запрет на использование новинок в сфере экипировки таких, как «тактическая» кобура, позволяющая оперативно извлекать оружие в случае необходимости.

- практические упражнения стрельб, направленные на получение, закрепление и совершенствование навыков обращения с оружием, не отвечают требованиям реальных экстремальных ситуаций, возникающих в практической деятельности.

Указанные пробелы в организации огневой подготовки не позволяют подготовить полицейского к действиям с огнестрельным оружием в экстремальных ситуациях и ставят под угрозу не только его жизнь и здоровье, но жизнь и здоровье граждан, защита которых является первоочередной задачей стражей правопорядка.

Для обеспечения общественной безопасности, соблюдения законности и правопорядка, защиты жизни и здоровья граждан, а также обеспечения личной безопасности полицейских, необходима серьезная модернизация организации огневой подготовки сотрудников ОВД, особенно, на этапе подготовки в образовательных организациях МВД России.

Литература:

1. Анохин М.Г., Гришин О.Е. Экстремальная политика: о некоторых подходах к определению категории и границах влияния // Вестник РУДН. - серия Политология. - 2010. - № 2. - С. 5-11.

2. Бруно Ардовини Быстрое извлечение пистолета из кобуры // URL: https://www.all4shooters.com/ru/strelba/kultura/bystroye-izvlecheniye-pistoleta-iz-kobury-tekhnika/ (дата обращения: 19.11.2019)

3. Лагадек П. Чрезвычайное положение в условиях технологических аварий и социальной дестабилизации: Реферат. - М.: ИНИОН РАН, 1989; Lagadec Р. Das grosse Risiko: technische Katastrophen und gesellschaftliche Verantwortung. - Nördlingen: Greno, 1987; Slovic P., Fischnoff В., Lichtenstein S. Perceived risk: Psychological factors and social implications // The risk assessment and perception of risk. London: Royal Society, 1981.

4. Лейбниц Готфрид Вильгельм «Новые опыты о человеческом разуме» (Nouveaux essais sur l'entendement humain par l'auteur du système de l'harmonie préetablie), 1704, издание 1765. Мопертюи Пьер-Луи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907; Кузанский Н. Избранные философские сочинения. - М.: Соцэкгиз, 1937. [«О неином», «Об уме», «О бытии-возможности» / пер. А.Ф. Лосева; «Об учёном незнании» / пер. С.А. Лопашова1; Аристотель // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская Энциклопедия, 1970. - Т. 2. -Ангола - Барзас. - С. 195-196; Бруно Дж. О причине, начале и едином. - М.: Соцэкгиз, 1934. - 232 с.

5. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 // URL: http:www.garant.ru (дата обращения: 14.10.2019).

6. Сборник аналитических и информационных материалов. - М.: ДГСК МВД России, 2019 год. - 68 с.

7. Таран А.Н., Напалков Ю.А. Выживание сотрудника полиции в случаях, связанных с применением или угрозой применения огнестрельного оружия // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. - 2016. - № 4 (34). -С. 176-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Текеев Р.М. Уровень и динамика посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ) // Российский следователь. - 2016. - № 16. - С. 27-30.

9. Фадеева О.В. Организационные аспекты проведения занятий в органах внутренних дел Российской Федерации по огневой подготовке: диссертация магистра Управление персоналом // Академия управления МВД России. - Москва. - 2020. - С. 67-76.

10. Шамионов Р.М. Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях // URL: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/ Novosti_glavnih_ upravlenij/item/576175 (дата обращения: 14.07.2019).

11. Шанько В.В., Болобан М.Л. Сущность и структура профессионально-правовой культуры, критерии её сформированности у курсантов вузов МВД // Глобальный научный потенциал. - Тамбов. - 2019. - № 5 (98). -С. 177-180.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук Сегова Татьяна Дмитриевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

КОНТЕНТ ОБУЧАЮЩИХ САЙТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению возможностей контента обучающих сайтов в развитии фонетической стороны речи детей среднего дошкольного возраста. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность развития фонетической стороны речи детей среднего дошкольного возраста. Охарактеризован потенциал контента обучающих сайтов в дошкольной образовательной организации. Выявлены возможности контента образовательных сайтов в развитии фонетической стороны речи детей среднего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.