Научная статья на тему 'ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ СТРЕЛЬБ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ СТРЕЛЬБ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР / УЧЕБНЫЕ СТРЕЛЬБЫ / ПРАКТИЧЕСКИЕ СТРЕЛЬБЫ / КУРСАНТ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ / ОРУЖИЕ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жамборов Анзор Анатольевич, Каспер Сергей Викторович, Ваняшин Илья Сергеевич

В статье рассмотрены различные социально-психологические барьеры, с которыми сталкивается сотрудник, как во время обучения правильному обращению с табельным огнестрельным оружием, так и при его применении в реальных условиях практической деятельности. Рассмотрены разновидности внутренних и внешних психологических барьеров, которые влияют на принятие сотрудником решения для осуществления выстрела на поражение. Приводятся факторы, которые при различных обстоятельствах могут быть как психологическими барьерами, так и стимулировать полицейского на принятие решения о применении табельного оружия. Обсуждаются особенности внутреннего психологического состояния во время учебных стрельб, и его отличие от психологического состояния в момент реального применения оружия. Так же рассмотрены вопросы психологической готовности полицейского к применению табельного оружия в экстремальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жамборов Анзор Анатольевич, Каспер Сергей Викторович, Ваняшин Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO OVERCOME SOCIO-PSYCHOLOGICAL BARRIERS DURING TRAINING SHOOTING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses various socio-psychological barriers that an employee faces, both during training in the correct handling of a service firearm, and when using it in real conditions of practical activity. The types of internal and external psychological barriers that affect the employee's decision to fire to kill are considered. The factors that under various circumstances can be both psychological barriers and stimulate a police officer to make a decision on the use of a service weapon are given. The features of the internal psychological state during training firing are discussed, and its difference from the psychological state at the time of the actual use of weapons. The issues of psychological readiness of a police officer to use a service weapon in an extreme situation are also considered.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ СТРЕЛЬБ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

12. Токарчук Р.Е., Балдецкий О.А. Актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников полиции в регламентации их полномочий по применению специальных средств // Сборник материалов регионального круглого стола «Актуальные проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов при выполнении оперативно-служебных задач». - 2019. - С. 10-16.

Педагогика

УДК 623.5

доцент кафедры огневой подготовки,

кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Каспер Сергей Викторович Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);

преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Ваняшин Илья Сергеевич Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России (г. Ростов-на-Дону)

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ СТРЕЛЬБ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены различные социально-психологические барьеры, с которыми сталкивается сотрудник, как во время обучения правильному обращению с табельным огнестрельным оружием, так и при его применении в реальных условиях практической деятельности. Рассмотрены разновидности внутренних и внешних психологических барьеров, которые влияют на принятие сотрудником решения для осуществления выстрела на поражение. Приводятся факторы, которые при различных обстоятельствах могут быть как психологическими барьерами, так и стимулировать полицейского на принятие решения о применении табельного оружия. Обсуждаются особенности внутреннего психологического состояния во время учебных стрельб, и его отличие от психологического состояния в момент реального применения оружия. Так же рассмотрены вопросы психологической готовности полицейского к применению табельного оружия в экстремальной ситуации.

Ключевые слова: психологический барьер, учебные стрельбы, практические стрельбы, курсант, огневая подготовка, сотрудник полиции, применение оружия, оружие, полицейский.

Annotation. The article discusses various socio-psychological barriers that an employee faces, both during training in the correct handling of a service firearm, and when using it in real conditions of practical activity. The types of internal and external psychological barriers that affect the employee's decision to fire to kill are considered. The factors that under various circumstances can be both psychological barriers and stimulate a police officer to make a decision on the use of a service weapon are given. The features of the internal psychological state during training firing are discussed, and its difference from the psychological state at the time of the actual use of weapons. The issues of psychological readiness of a police officer to use a service weapon in an extreme situation are also considered.

Keywords: psychological barrier, firing practice, practical firing, cadet, fire training, police officer, use of weapons, weapons.

Введение. В настоящее время обязательной дисциплиной во время прохождения обучения в образовательных организациях МВД России и Министерства обороны является «Огневая подготовка». Кроме того, стрельба, как вид спорта, распространена не только в качестве учебной дисциплины, но и как хобби среди подрастающего поколения. Для этого существуют различные городские тиры, спортивные секции, специализированные частные стрельбища.

Сотрудники правоохранительных органов, в силу выполняемых обязанностей по охране общественного порядка, защите прав и законных интересов граждан, а также пресечению преступлений и правонарушителей, довольно часто сталкиваются с экстремальными ситуациями, требующими немедленного принятия решений, от правильности которых зависит жизнь и здоровье, как граждан, так и самих полицейских [12].

Следовательно, навыки правильного обращения с оружием не могут быть для них исключительно увлечением, это умение должно перерасти в четко отработанный навык. Ведь в случае необходимости применения оружия, у полицейского есть доли секунды на принятие правильного, обоснованного решения [6].

Несмотря на качественную подготовку, в практической деятельности, даже при наличии достаточных оснований для применения оружия, сотрудник полиции далеко не всегда может преодолеть внутренний страх и произвести выстрел на поражение. Полицейский может прекрасно выполнять упражнения, предусмотренные курсом стрельб, иметь хорошую физическую подготовку, точно видеть цель и знать, что точно её поразит, но при необходимости так и не нажать на спусковой крючок.

Изложение основного материала статьи. Для верной трактовки дальнейшего материала необходимо дать понятие психологическому барьеру.

Ввиду абстрактности термина и неоднозначной точки зрения в психологической науке, в данной работе мы приведем наиболее общее понятие.

Социально-психологический барьер - это некое социально-психологическое явление, выраженное в форме различного рода переживаний, возникающее под влиянием различных как внешних, так и внутренних факторов, следствием которого является отказ от желаемых или запланированных целей, идей, желаний и которое мешает осуществлению привычной жизнедеятельности человека [7].

Принято внутри широкого понятия социально-психологического барьера выделять внутренний и внешний. К внешним барьерам относят влияние СМИ, страх не справедливого уголовного наказания, общественное мнение, традиции, сложившиеся внутри служебного коллектива. К внутренним же относят идеалы, личностные установки, национальные и культурные особенности, особенности темперамента личности, гендерные отличия.

Большая огласка случаев применения оружия в отношении правонарушителей, страх применения санкций уголовного законодательства, даже при наличии всех оснований на применение оружия - все это может стать внешним психологическим барьером, который в разной степени влияет на осуществление сотрудником выстрела в зависимости от характера и условий стрельбы. Если во время стрельбы на занятиях по огневой подготовке курсант даже не задумывается об уголовной ответственности за необоснованное применение оружия, то в случае обезвреживания противника путем применения огнестрельного оружия (даже в конечность), сотрудник правоохранительных органов с большой вероятностью столкнется с этим психологическим барьером. Страх возможной уголовной ответственности в случае ошибки, может удерживать его от осуществления выстрела, даже если в конкретной ситуации есть все основания для его применения.

Другим внешним психологическим фактором выступают глобальные кризисные процессы. К примеру, после перехода Крыма в состав России произошел разрыв старых связей, смена правового поля, у многих жителей полуострова появилось состояние неопределенности. Все эти события проживались как социально-психологический кризис, который сопровождался изменением уровня агрессии. При проживании кризиса, человек находиться в подвешенном состоянии и реакция на раздражитель в виде преступника может отличаться от той, которая была бы в обычных условиях. Необходимо отметить, что такой сотрудник является более подверженным к совершению ошибки во время применения огнестрельного оружия или во время оценки реальной обстановки в экстремальных условиях. Это связанно с нормальным психологическим процессом регресса после значительных кризисных явлений. Рассмотренный фактор по большей части повлияет на практических сотрудников, не только ввиду непосредственно условий стрельбы, но и ввиду их более зрелого возраста по сравнению с обучающимися, степень проживания потерь которых ниже.

Общественное мнение, установки и идеалы общества, его представления о добре и зле так или иначе влияют на каждого из нас. Так, случаи с применением табельного оружия сотрудниками ОВД, не могут остаться без всеобщего внимания. В зависимости от того, совпадет ли случай применения огнестрельного оружия с представлением общества о справедливости или нет, данный фактор может стать как психологическим стимулом для спуска курка, так и барьером. Для обучающихся ситуация обстоит проще. В общественном сознании необходимость обучения будущего сотрудника навыкам владения огнестрельным оружия, должна базироваться на установке, направленной на защиту каждого гражданина. Соответственно, в данном случае общественное мнение будет скорее стимулом для преодоления возможных внутренних страхов, чтобы стать тем полицейским, которого хочет видеть общество.

Внутреннее психологическое состояние сотрудника может повлиять на принятие решения о применении огнестрельного оружия даже в большей степени, чем какие-либо внешние факторы. Прежде всего, само осознание необходимости стрелять в себе подобного является очень сложным для человека. Тем более, если сотрудник понимает вероятность наступления летального исхода, даже если это преступник, действия которого угрожают жизни и здоровью полицейского или третьих лиц.

Моральные нормы и ценности, которые закладывались в человеке с первых дней его рождения, в школе, на работе являются самым сильным психологическим барьером даже в том случае, если применение огнестрельного оружия спасет кому-то жизнь. Общественные отношения складываются на одной из заповедей «не убей», в случае же применения огнестрельного оружия необходимо в один момент отойти от этого правила и осуществить выстрел, тем более, что последствия таких действий просчитать крайне сложно. Практическое выполнение упражнений может научить правильной технике осуществления выстрела, подготовить психологически обучающегося к тому, что возможно ему когда-то в ходе своей службы придется выстрелить в человека, является трудновыполнимой задачей для преподавателя.

Для определения готовности сотрудника ОВД осуществить выстрел в другого человека необходимо учитывать различные факторы. Темперамент личности, который закладывается у человека с рождения, может быть одним из них. Так, более вероятно, что при агрессивном поведении преступника, его действий, угрожающих третьим лицам и невозможности обезвреживания его другими способами, холерик скорее осуществит выстрел, чем меланхолик, ввиду скорости возбуждающих и тормозящих процессов. Однако, в случае неадекватного поведения преступника, провоцирующего полицейского, даже если в его действиях недостаточно оснований для применения сотрудником оружия, он может недостаточно хорошо оценить обстановку и осуществить выстрел, ввиду низкой скорости тормозных психологических процессов. Следовательно, для службы в полиции, где есть высокая вероятность применения огнестрельного оружия, целесообразней отбирать лиц с таким типом темперамента, как: сангвиник и флегматик.

Еще одним внутренним психологическим барьером может стать уровень человеческой агрессии, как в целом, так и в момент применения оружия. Данный фактор тесно связан с темпераментом личности, однако зависит не только от него. Для определения уровня агрессии существуют различные психологические тесты, которые проходят лица при поступлении на службу в ОВД и по возможности в течении служебной деятельности [3, 9]. В образовательных организациях МВД за психологическим состоянием обучающегося ведется постоянный контроль. Однако, учитывать этот фактор необходимо и у обучающихся, так как наличие высокого уровня агрессии может стать угрозой для других обучающихся. Следовательно, не только отдел психологической работы образовательной организации, но и преподаватели огневой подготовки следят за нормальным психологическим состоянием обучающегося перед выходом его на огневой рубеж [4, 5].

На практике же чрезмерно низкий уровень агрессивности выступает, как психологический барьер, а высокий, соответственно, как фактор, побуждающий к осуществлению выстрела. С помощью специальных психологических тестов таких как, тест Ассингера и тест на основе теории Басса Дарки можно определить уровень агрессивности человека в целом, однако непосредственно уровень его агрессии перед и во время выполнения служебной задачи определить крайне сложно [5, 8].

Целесообразно рассматривать уровень агрессии личности и тип темперамента в совокупности, для более эффективного прогнозирования возможности применения лицом оружия.

Для эффективного прогнозирования поведения личности в экстремальных условиях, необходимо также учитывать и гендерные особенности. Согласно исследованиям, женщины являются по своей природе более жестокими, чем мужчины. В ходе проведения учебных стрельб может сложиться впечатление, что ситуация сложилась противоположная. Как правило, девушки, особенно на первоначальном этапе подготовки, испытывают больше страха, чем мужчины, которым огневая подготовка дается проще. Однако на практике, на инстинктивном уровне у женщины более развита защитная функция. В случае если грозит опасность ей, а тем более если действия преступника посягают на жизнь ребенка, женщина скорее спустит курок, чем мужчина [10]. Кроме того, на женщину влияют и гормональные всплески, которые время от времени происходят. Это является одной из тех причин, почему женщин стараются не привлекать к специальным операциям, где может быть применено оружие.

Существуют различные методики, которые направленны на преодоление психологических барьеров. Одним из таких методов является использование при выполнении практических стрельб объёмных фигур, для имитирования стрельбы в себе подобного. В районе головы такой мишени прикреплено фото самого стреляющего [2].

Указанный метод может способствовать преодолению психологических барьеров, однако устранить его полностью не представляется возможным.

Выводы. Вероятность применения огнестрельного оружия в ходе профессиональной деятельности сотрудника ОВД является неотъемлемой частью службы. Для минимизации ущерба в случае применения оружия, а также для точного попадания в заданную зону поражения, будущих сотрудников необходимо обучать правильной тактике применения огнестрельного оружия. Однако, для того чтобы полицейский применил огнестрельное оружие на поражение и преодолел некоторые психологические барьеры, необходимо учитывать и психологические аспекты такой подготовки [14].

Перед назначением на должность или же при определении круга лиц, которые будут привлечены к участию в мероприятиях, связанных с возможным применением оружия, необходимо учитывать психологические особенности сотрудника [11]. Если применение оружия неизбежно, необходимо привлекать наиболее психологически устойчивых сотрудников.

В случае же, если в ходе каки-либо беспорядков необходимо нейтрализовать преступника, но применение оружия в данной ситуации невозможно или может быть опасным для посторонних лиц, отбирать лиц с заторможенной реакцией, чрезмерно низким уровнем агрессии абсурдно. Во-первых, такие лица не в полной мере смогут оказать сопротивление без применения оружия, а во-вторых, они могут применить оружие, без достаточных на то оснований, не правильно оценив обстановку.

Необходимо готовить обучающихся к барьерам, с которыми они могут столкнуться в ходе своей профессиональной деятельности. Также, желательно периодически проводить тестирование на определение уровня агрессии у действующих сотрудников и учитывать его при отборе для участия в специальных операциях и задержаниях. Важно учитывать не только физическую подготовку, навыки стрельбы и осведомленность в правовых аспектах, но и психологическое состояние.

Учет рассмотренных факторов в организации огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также сотрудников правоохранительных органов позволит решить ряд важных профессиональных задач, таких, как: организация и проведение занятий по огневой подготовке на высоком профессиональном уровне; обеспечение личной безопасности стражей правопорядка при обращении с огнестрельным оружием на практических занятиях по огневой подготовке и в случае применения такового в экстремальных ситуациях; обеспечит оперативное и своевременное применение табельного огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях в условиях ограниченного времени [13].

Литература:

1. Буткевич С.А. Служебно-боевая деятельность подразделений милиции общественной безопасности особого назначения (по материалам Украины) // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе». 25-26 сентября 2014. - г. Новороссийск. - 2014. - С. 433-438.

2. Ветрова Ю.В., Радоуцкий В.Ю., Шаптала В.Г. Экологический риск в образовательных учреждениях // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - Белгород: изд-во «БГТУ им. В.Г. Шухова». - 2010. - № 4. - С. 152-154.

3. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Методики диагностики агрессии // Психологическая диагностика. - 2007. - № 3. - С. 41-72.

4. Кузнецова С.О., Абрамова А.А. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. -2014. - Т. 6, № 1. - С. 100-107.

5. Маркелов И.П. Проблема агрессивного поведения в спорте // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - Т. 2, № 2. - С. 121-125.

6. Меньшикова К.С. Методика формирования готовности сотрудников ОВД применить табельное огнестрельное оружие // Эпоха науки. - Ачинск. - 2016. - № 5. - С. 42.

7. Мыслицкий В.В. Социально-психологические барьеры личности в процессе реорганизации российских компаний: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Мыслицкий Владимир Вячеславович. - Москва, 2004. - 144 с.

8. Опросник агрессивности Басса - Дарки [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://experimental-psychic.ru/test-agressivnosti-bassa-darki/

9. Орлов Ю.М. Когнитивно-эмотивный тест КЭТ // М.: «Импринт-Гольфстрим». - 1999.

10. Пенкрат О.А. Отношение к агрессии специалистов и студентов медицинского и педагогического профиля // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публщыстычны часотс. - 2016. - № 4. - С. 52-56.

11. Радоуцкий В.Ю., Ветрова Ю.В., Храмцов Б.А., Ковалева Е.Г. Основы эвакуации населения, уч. Пособие // Белгород: изд-во «БГТУ им. В.Г. Шухова». - 2011. - С. 130.

12. Светличный Е.Г. Формирование готовности к действиям в экстремальных ситуациях у курсантов и слушателей ведомственных учебных заведений МВД России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2020 года. - Москва. - 2020. - С. 453-457.

13. Светличный Е.Г., Панова О.С., Нефедова Н.А. Ключевые факторы повышения эффективности профессиональной подготовленности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия // KANT. - Ставрополь. - 2020. - № 3 (36). - С. 376-379.

14. Северин Н.Н. Педагогическая концепция многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях. Автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 // унт Гос. противопожар. службы МЧС России. - Санкт-Петербург. - 2013.

15. Тест Ассингера [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://hr-portal.ru/tool/test-assingera-diagnostika-agressivnosti-lichnosti

Педагогика

УДК 378.14:78

кандидат искусствоведения, профессор Журавлева Ольга Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ON-LINE ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Аннотация. Статья отражает обобщение собственного опыта внедрения мультимедийных технологий в преподавании специальных дисциплин в условиях активного перехода на дистанционную систему подготовки педагога-музыканта (специальность 44.03.01 - «Педагогика (музыка»).

Ключевые слова: специальные дисциплины, дистанционное образование, мультимедийные технологии и ресурсы, опыт внедрения.

Annotation. The article reflects the generalization of our own experience in the implementation of multimedia technologies in teaching musical history disciplines in the context of an active transition to a distance learning system for a teacher-musician (specialty 44.03.01 - «Pedagogy (music).

Keywords: music history disciplines, distance education, multimedia technologies and resources, implementation experience.

Введение. Дистанционное образование, возникшее в конце 1960-1970-х годов с целью качественной трансформации европейского образования, стало основной базой его информатизации. Но только к концу 1990-х годов в процессе распространение в глобальной сети интернета, оно окончательно получило свое мировое признание как одна из либерально-демократических получения профессионального образования. Благодаря ему каждый абитуриент смог самостоятельно выбирать конкретное учебное заведение (Университет, высшую школу, академию), форму, время обучения и, как результат - получить необходимый диплом и права повышения своего профессионального уровня на протяжении дальнейшего карьерного роста.

Несмотря на острую необходимость внедрения технологий on-line обучения в российскую высшую школу, данный процесс продвигается с большими осложнениями. Он требует серьезной адаптации в условиях сложившейся формы аудиторной работы, утвержденной в отечественном образовании еще в советский период.

Целью данной статьи является определение эффективности внедрения механизмов электронного и мультимедийного обеспечения в подготовку педагога-музыканта в системе дистанционного обучения.

Изложение основного материала статьи. Проблемы внедрения электронных и мультимедийных технологий в отечественную музыкальную педагогику связаны с переходом высшего образования на дистанционную форму обучения в связи с социальными и глобальными причинами, происходящими в настоящее время. Значительное место в методическом обеспечении on-line образования занимают электронные учебники, пособия, кейсы, тесты, поисковые системы. Внедрение их в образовательный процесс профессионального вуза позволяет актуализировать новые возможности подготовки квалифицированных учителей музыки, формировать необходимый уровень их информационно-профессиональной компетентности и общекуль-турной подготовки на всех этапах обучения.

За последние два десятилетия, активное развитие интернет технологий в науке, технике, социальном пространстве привело к существенным изменениям и в области образования. Сложились направления и школы, большая часть которых связана с информатикой и техническими специальностями. Среди известных исследователей можно назвать имена: В.И. Беспалко, И.Г. Захарова, О.В. Зимина, А.И. Кириллова, И.В. Красильникова.

В меньшей степени, данные технологии оказались востребованными в гуманитарных областях и, связанными и ними специальностями. В меньшей степени это затронуло лингвистику и филологию, где етоды лингвистического наблюдения и описания, а также лингвистического моделирования потребовали разработки специального программного обеспечения. Об этом свидетельствуют исследования Л.И. Комарова, И.И. Невежина, О.А. Вдовина, В.Г. Воеводина, В.Г. Редько, Е.В. Кохан), исследователи которых активно занимаются данной проблемой.

Особенно остро проблема сказывается в подготовке педагога-музыканта различных уровней. Выделим и подчеркнем работы лишь ряда авторов, занимающихся этой проблемой (Абдуллин Э.Б., Горбунова И.Б., Живайкин П.Л. Заболотная П.Л., Савенкова Л.Г., Юсов Б.П., Красильников И.М., А.П. Марков А.П., Мещеркин А.В.).

Автору данной статьи принадлежат ряд публикаций, включая главу в коллективной монографии, основанных на личном опыте преподавания дисциплины «Истории музыки (зарубежная и отечественная) кафедра музыкальной педагогики и исполнительства Гуманитарно-педагогической академии (филиала) «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского») [1].

В последние десятилетия ХХ века эта проблема становится актуальной для всей системы непрерывного музыкального образования ведущих стран мира, где лидерами являются Великобритания, США, Франция и Япония. Так, авторы широко известного и признанного исследования «New Handbook of Research on Music Teaching and Learning» пишут: «Появление новых технических средств - таких, как аудио плеер, домашние видеосистемы означает, что разнообразие музыкальных стилей, доступных большинству людей в развитых странах, все возрастает, как возрастает и разнообразие ситуаций, в которых музыка звучит» [5, с. 5-6]. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.