Научная статья
УДК 796.015 © И. В. Фишер, Т. А. Фишер, 2020 DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14012
13.00.08 Теория и методика профессионального образования 19.00.02 Психофизиология
Роль психологических установок при обучении женщин стрельбе
из табельного оружия
Фишер Игорь Владимирович \
старший преподаватель кафедры огневой подготовки. ORQD: 0000-0003-3627-9480. Е-т^1: [email protected]
Фишер Татьяна Александровна 2,
кандидат биологических наук, старший научный сотрудник. Е-т^1: [email protected] ' Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 625049, Тюмень, ул. Амурская, 75, Россия 2 Тюменский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, 625026, Тюмень, ул. Малыгина, 86, Россия Реферат
Введение. Современная тенденция — увеличение поступления женщин на службу в органы внутренних дел. Период профессионального обучения становится значимым этапом в подготовке сотрудников ОВД, особенно для женщин при обучении их стрельбе из табельного оружия. Целью исследования являются рассмотрение роли психологических установок и определение их связи с физиологическими процессами в период профессионального обучения женщин — сотрудников ОВД стрельбе из табельного оружия. Методы и материалы. Проведен анализ наиболее распространенных переживаний при подготовке к работе с табельным оружием. Для диагностики стресса на личностном уровне была использована «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера (Леонтьев, Осин, 2003). Результаты и обсуждение. У женщин эмоциональная сфера более выражена, но при этом благодаря личностному ресурсу они пытаются балансировать стрессовую ситуацию, которая развивается у них во время стрельбы из табельного оружия. Личностный ресурс помогает сдерживать развитие ситуативной стрессовой реакции при стрельбе на психофизиологическом уровне. Основной период обучения женщин стрельбе из табельного оружия составляет первые три недели, именно тогда формируются психологические установки на обучение и процессы саморегуляции организма. Выводы. При обучении стрельбе из табельного оружия следует уделять внимание роли психологических установок для формирования профессиональных знаний в целях закрепления бессознательного состояния, выражающего готовность совершить действие в соответствии со служебной ситуацией.
Ключевые слова: огневая подготовка; табельное оружие; адаптационные уровни; психологическая установка; женщины —
сотрудники ОВД; гендерные особенности.
Для цитирования: Фишер И. В., Фишер Т. А. Роль психологических установок при обучении женщин стрельбе из табельного оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 4(83). С. 446-451. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14012
Основные положения
1. В период профессионального обучения важно обращать внимание на прикладное обучение и формирование профессиональных знаний в подготовке новых кадров, закрепление навыков к переживанию интеллектуальных, эмоциональных и волевых трудностей и проблем в профессиональной деятельности, особенно при обучении стрельбе из табельного оружия в течение первых трех недель.
2. Формирование новых профессиональных навыков происходит на уровне психологической, социальной и физиологической адаптации. Наблюдается мобилизация всех структур организма для приспособления человека к сложившейся социальной среде, а также смена психологических установок как состояние готовности личности действовать в той или иной ситуации определенным способом. При этом требуется поддержание внутриорганизменных процессов в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности, при изменении внешних условий.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Одним из основных предметов в профессиональной под-
готовке сотрудников органов внутренних дел является огневая подготовка. Для умелого владения и использования оружия, формирования готовности к эффективному поражению противника в любых условиях обстановки в ходе выполнения служебно-боевых задач требуется высокий уровень профессиональных навыков. Особенно важна психологическая готовность к применению оружия. Поэтому в исследовательском и практическом плане важен вопрос о положительных установках как ресурсах устойчивости и повышения адаптационного потенциала в период профессионального обучения, значимости физиологических реакций организма в момент мобилизации при стрессовых ситуациях и после них. Такой комплексный подход поможет создать благоприятные условия для адаптации к изменяющимся условиям, вырабатывать социальную гибкость и сдержанность при проявлении ярких эмоциональных переживаний, эффективности их в служебной деятельности сотрудников ОВД.
Целью исследования являются рассмотрение роли психологических установок и определение их связи с физиологическими процессами в период профессионального обучения женщин — сотрудников ОВД стрельбе из табельного оружия.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. В настоящее время границы между мужскими и женскими профессиями постепенно стираются. По статистическим данным, на службе в органах внутренних дел числится около 200 тыс. женщин ', причем этот показатель непреклонно растет. Женщины наравне с мужчинами борются с преступностью и обеспечивают закон и правопорядок, несмотря на то что служба в полиции имеет свои особенности. В связи с возрастающей ролью женщин в различных структурных подразделениях ОВД учеными исследуются проблемы влияния гендерных установок на взаимоотношения в разнополых коллективах [1, с. 106], гендерные стереотипы на службе [2, с. 16], профессиональное развитие женщин, работающих в ОВД.
Вместе с тем офицеры полиции — мужчины и женщины — имеют существенные гендерные отличия. Сотрудники ОВД мужчины — выраженные экстраверты: они нетревожны, спонтанны, неконформны (свойство темперамента). Некоторые мужчины даже с низким уровнем экстраверсии психически активны, социабельны и внутренне контролируют себя. В свою очередь, у женщин наблюдается высокий уровень экстраверсии, они психически активны, импульсивны, психотичны и лабильны. Те женщины, у которых экстраверсия находится на низком уровне, лучше контролируют себя [3, с. 115]. У женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин [4]. Мужчины более эмоциональны в выражении гнева и агрессии, а женщины — страха и печали. Вызывает удивление тот факт, что при предъявлении высоких требований к определенной деятельности (в том числе профессиональной) происходит исчезновение гендерных различий. Например, женщины демонстрируют эмоциональную сдержанность, а мужчины — высокую чувствительность [5]. Мужчины ориентируются на внешние объективные показатели, так как для них важнее действия, главным ориентиром для женщин выступают чувства. Что касается стиля влияния, то мужчины чаще проявляют волевые качества, женщины более гибки в своих решениях. Мужчины предпочитают явное лидерство, женщины — скрытое. При этом важно отметить, что мужчины лучше ориентируются в предметном мире, а женщины — в мире отношений.
Объяснить это можно с точки зрения физиологических различий. Например, на мужчин и женщин гормон окситоцин действует по-разному, в соответствии с гендерной моделью поведения. Мужчины становятся более критичными по отношению к окружающим. Женщины под действием окситоцина доброжелательны и доверчивы. При этом есть и сходство в функциональных проявлениях окситоцина. Как у мужчин, так и у женщин увеличивается чувство тревоги, усиливается взаимопонимание. Имея определенные как различия, так и сходства в гендерных проявлениях на разных уровнях жизнеобеспечения, мужчины и женщины выполняют свои профессиональные задачи. Возможно, поэтому женщины чаще всего работают с несовершеннолетними
подростками, в экспертной криминалистике, в штабных, аналитических, информационных, тыловых, следственных подразделениях и в дознании.
Однако сотрудник полиции — мужчина это или женщина — должен быть психологически готов применить огнестрельное оружие в отношении преступника на любой дистанции и в любой ситуации, в том числе в присутствии случайных лиц, быть уверенным в правомерности и возможности осуществить применение огнестрельного оружия даже в условиях повышенной сложности [6, с. 116]. Поэтому необходимо формировать у сотрудников ОВД устойчивые навыки ведения огня вне зависимости от создавшейся обстановки, уделяя постоянное внимание огневой и морально-психологической подготовке. Необходимо учитывать и гендерную идентификацию как фактор и механизм развития личности. Это повышает адаптивный потенциал, утверждает тождественность и уникальность, способствует самоактуализации женщины и мужчины, готовит сотрудника к различным по сложности психологическим условиям профессиональной деятельности [7, с. 2748]. При этом значимы адаптационные уровни в период профессионального обучения, которые тесно взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга непосредственное влияние.
В период профессионального обучения следует обращать внимание на адаптационные уровни. Уровень психологической адаптации обеспечивает нормальную работу всех психических структур на воздействие внешних психологических факторов, что достигается за счет принятия взвешенных решений, прогнозирования развития событий и т. п. Уровень социальной адаптации отвечает за приспособление человека к сложившейся социальной среде посредством умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. Уровень физиологической адаптации обосновывает способность организма поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостатическое равновесие).
Роль психологических установок является специфическим настроем психики, обеспечивающим синхронизацию личностных усилий, направленность сознания на выполнение требующихся действий, отказ от других, более привлекательных, видов деятельности, включение психических процессов и соответствующих эмоциональных состояний. А. Г. Асмолов характеризует понятие установки как многоуровневое образование, «стабилизатор деятельности», «фактор инерции поведения». По его мнению, субъект сам создает в себе установку определенной деятельности, а объективный фактор установки — ситуация, созданная не извне, а как воображаемая, мысленная ситуация, представляющая собой продукт активности субъекта [8, с. 49].
1 Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2016 год : сб. М., 2017. С. 24. https://pp.omamvd.ru Psychopedagogy in Law Enforcement. Volume 25, No 4(83). 2020 447
Взаимодействие в среде обитания базируется не только на процессах категоризации и памяти, но и на установлении и развитии контактов. Для психики средой обитания выступает внешняя окружающая среда (макромир), а для иммунной системы — внутренняя среда организма (микромир) [9, с. 23]. Функциональные особенности психической и иммунной организации создали общий набор свойств, не присущих другим системам живого существа и по функциям призванных обеспечивать безопасность контактов самого широкого плана между организмом и средой [10, с. 61]. На сегодняшний день многочисленными исследованиями доказано, что иммунная система тесно взаимодействует с психикой. Такая сопряженность обеспечивает нормальное функционирование организма и поддерживает постоянство среды организма. При этом сложилось мнение, что данные системы тесно взаимосвязаны и образуют многокомпонентную морфофункциональную общерегуляторную систему [11, с. 163; 12, с. 278].
Итак, рассматриваемая проблематика неоднократно становилась объектом научных исследований. Поиск новых методологических подходов для ее изучения не теряет значения и сейчас. Новые знания необходимы в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе в профессиональной подготовке сотрудников ОВД, в частности по дисциплине «Огневая подготовка». Такие исследования могут представлять научную ценность при учете гендерных особенностей для обоснования изменений, способствующих оптимизации процесса обучения технике стрельбы.
Материалы и методы
В целях выявления психологических барьеров, в частности боязни выстрела, у сотрудников ОВД во время подготовки к стрельбе из табельного оружия был проведен анализ наиболее распространенных переживаний. Для диагностики стресса на личностном уровне была использована «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера, которая выступила индикатором субъективного благополучия/неблагополучия. Тест содержит серию вопросов, по суммации которых складывается шкала удовлетворенности: 1) в основном моя жизнь близка к идеалу; 2) обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны; 3) я полностью удовлетворен моей жизнью; 4) у меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно; 5) если бы мне пришлось жить еще раз, я бы оста-
вил все как есть. Интерпретация результатов в компьютерной версии: 0-20% — низкий уровень; 21-40% — пониженный; 41-60% — средний; 61-80% — повышенный; 81-100% — высокий показатель [13, с. 69].
Результаты и обсуждение
Методических рекомендаций преподавания огневой подготовки для женщин — сотрудников ОВД, к сожалению, не имеется. Безусловно, при обучении стрельбе из табельного оружия важно учитывать, что эмоции оказывают непосредственное влияние на учебный процесс и могут во время обучения воздействовать на стрелка в зависимости от свойств его личности [7, с. 2749].
Установлено, что боязнь выстрела актуальна для значительного количества сотрудников ОВД, проходящих профессиональное обучение. Это свойственно 70% женщин и 30% мужчин (рис. 1).
Желание показать хороший результат у мужчин вызвано стремлением быть лучше, у женщин — со старанием, необходимостью выполнить требования для прохождения обучения. Это связано с неуверенностью женщин в своих возможностях по овладению техникой и умением стрельбы из огнестрельного оружия. Исследование оценки динамики стрессового состояния женщин — сотрудников ОВД во время стрельбы из табельного оружия показало, что высокий уровень удовлетворенностью жизнью (личностный ресурс) позволяет женщинам с высокими личностными качествами гибко реагировать на ситуацию. Такой личностный ресурс помогает сдерживать развитие ситуативной стрессовой реакции во время стрельбы на психофизиологическом уровне (рис. 2) [13, с. 70].
У женщин эмоциональная сфера более выражена, но при этом они благодаря личностному ресурсу пытаются сбалансировать стрессовую ситуацию, которая развивается у них во время стрельбы из табельного оружия. Поэтому на этапе профессиональной подготовки сотрудников ОВД, в частности женщин, необходимо акцентировать внимание на роли психологических установок, направленных на осуществление поставленных профессиональных задач. Например, установка на получение нового профессионального опыта — это готовность слушателя к включению в учебный процесс и выполнению поставленных учебных задач.
Выделяются три типа установок: операциональные, целевые и смысловые, отражающие три уровня регу-
Рис. 1. Боязнь выстрела, % (Fig. 1. Fear of a shot, %)
Рис. 2. Удовлетворенность жизнью, % (Fig. 2. Satisfaction with life, %)
ляции деятельности человека: способы — как делаю, цель — что делаю и смысл — зачем делаю. Смысловая установка сложна по структуре и содержанию. Она включает несколько компонентов: информационный — взгляды человека на мир и образ того, к чему он стремится; эмоционально-оценочный — симпатии и антипатии по отношению к тому, что для человека значимо; поведенческий — готовность действовать соответствующим образом по отношению к тому, что имеет для человека личностный смысл. Установки обеспечивают, прежде всего, продуктивность обучения и инициируют развитие личности в ходе освоения профессиональной деятельности. Такая подготовка на основе практических профессиональных знаний и психологических установок будет давать наибольший эффект в служебной деятельности женщин — сотрудников ОВД в силу их психоэмоциональных и психофизиологических особенностей. В свою очередь, комплексный подход будет создавать благоприятные предпосылки для адаптации к изменяющимся условиям, вырабатывать социальную гибкость и сдержанность при проявлении ярких эмоциональных переживаний, а в целом к эффективности их служебной деятельности. Поэтому не менее важным в исследовательском и практическом плане является вопрос о положительных установках как ресурсах устойчивости и повышения адаптационного потенциала в период профессионального обучения.
Психологические или социально-психологические установки определяют ресурсы устойчивости, или «ресурсную базу», которая соотносится с диспозиционными механизмами психологической регуляции, ценностно-мотивационными психологическими конструктами, способствующими рациональному использованию, сохранению и распределению имеющихся ресурсов [14]. Но при этом мало кто говорит о том, что во время профессионального обучения психологические установки могут влиять и на физиологический уровень жизнеобеспечения, в частности на иммунную систему. То, что психика и иммунная система обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, обсуждается уже давно. Именно эти системы способствуют эффективному приспособлению человека к изменяющимся условиям внешней среды для сохранения его целостности и идентичности [15]. Психика распознает различные виды угроз, запоминает положительный или отрицательный опыт [16]. Она запускает процессы, помогающие решить создавшуюся ситуацию и найти необходимые «силы-ресурсы», чтобы противостоять угрозе и сформировать новую привычку на актуализированной установке, на которую уходят примерно три недели. Так, если ежедневно на протяжении 21 дня повторять значимые для человека действия или систему действий, то происходит фиксация в подсознании человека и он начинает совершать неосознанные, автоматические действия. Психологи утверждают, что ежедневный труд на протяжении именно этого периода откладывает в подсознании установку, благодаря которой и вырабатывается привычка. В свою очередь привычка со временем трансформируется в потребность. Теория
о 21 дне не имеет достаточной доказательной психологической базы, но если ее рассматривать со стороны психоиммунологических взаимодействий, то у этой теории появляется физиологическая основа.
Иммунная система фильтрует весь внешний мир и контролирует внутреннее состояние организма. Ежесекундно в организме человека идет фильтрация, и весь антигенный спектр для организма рассматривается иммунной системой. Именно иммунная система защищает целостность организма от разных видов чужеродных агентов и специализируется на восприятии и обработке информации, поступающей в виде химических стимулов. Возможно, поэтому иммунную систему рассматривают как своеобразный сенсорный орган (6-й орган чувств) для восприятия и обработки химических стимулов, не детектируемых рецепторным аппаратом нервной системы [17]. С помощью быстрого ответа врожденного неспецифического иммунитета происходят распознавание и уничтожение вредоносных агентов, а на 21-е сутки формируется иммунологическая память [18]. Есть мнение, что психика и иммунная система в норме дублируют свои усилия в той мере, в которой события внешнего мира предъявляют к обеим системам сходные задачи [19, с. 113]. В этом заключается сопряженность функционирования регуляторных систем организма с психическими процессами. Несмотря на то что системы изолированы (автономны) друг от друга, они, скорее всего, составляют единый «структурно-информационный образ» как единое целое. Это еще раз показывает, что эволюционные механизмы хорошо «выверены», просты и работают по определенному алгоритму, только с использованием разных видов «метаязыка».
Таким образом, можно предположить, что иммунная система и психика благодаря процессам памяти накапливают информацию, опираясь на опыт прежних знаний и навыков, формируют конструктивные ответы в момент срочной адаптации. Это актуально в профессиональной среде сотрудников ОВД, так как их профессиональная деятельность отличается особыми экстремальными условиями: повышенной интенсивностью и напряженностью, которые связаны с выполнением служебных обязанностей в жестко ограниченные сроки.
Выводы
1. При обучения стрельбе из табельного оружия следует уделять внимание роли психологических установок для формирования профессиональных знаний в целях закрепления бессознательного состояния, выражающего готовность совершить действие в соответствии со служебной ситуацией. Благодаря четко сформулированным установкам на продуктивное обучение происходит влияние на развитие личности и процессы саморегуляции организма.
2. Основной период, необходимый для формирования профессиональных знаний при подготовке новых кадров, определяется сроком в 21 день. Это время требуется для адаптационных перестроек на уровне не только психологической, но и физиологической адаптации, что способствуют эффективному приспособлению человека
к изменяющимся условиям внешней среды (уровень социальной адаптации) для сохранения его целостности и идентичности.
Перспективы. Дальнейшее исследование роли психологических установок и их связи с физиологическими процессами в период профессионального
обучения женщин — сотрудников ОВД целесообразно продолжить. Это может стать одним из направлений будущих междисциплинарных исследований с целью показать особую значимость первых трех недель в профессиональном обучении, особенно дисциплине «Огневая подготовка».
Список литературы
1. Суркова И. Ю. Гендерные стереотипы в повседневных армейских практиках // Социологические исследования. 2008. № 12(296). С. 104-112.
2. Гончарова Е. М. Профессиональная деятельность и психологический отбор в системе МВД России с учетом гендерных различий // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 16-18.
3. Филиппова И. А., Соловьев Н. Н. Гендерные психологические особенности офицеров полиции // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 2(40). С. 113-115.
4. Куликов Л. В. Психические состояния : хрестоматия. СПб., 2001. 512 с.
5. Учебно-методический комплекс дисциплины «Гендерная психология» / под ред. Ж. А. Битановой. Астана, 2013. 135 с.
6. Павлов И. М. Тактика действий сотрудника полиции при огневом контакте на близкой дистанции // Альманах современной науки и образования. 2015. № 4(94). C. 116-118.
7. Фишер И. В. Влияние стрельбы из табельного оружия на психоэмоциональное состояние сотрудников органов внутренних дел // Концепт. 2014. Т. 20. Приложение 20: Современные научные исследования. Вып. 2. С. 2746-2750. URL: http://e-koncept. ru/2014/54813.htm.
8. Асмолов А. Г., Иванченко В. Н, Ениколопов С. Н. Установки личности и противоправное поведение // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 45-55.
9. Доценко Е. Л., Фишер Т. А., Петров С. А., Суховей Ю. Г. Вероятные механизмы психоиммунной связи // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 4. С. 19-26.
10. Suhovey Yu. G., Koptyug A. V., Petrov S. A., Dotsenko E. L., Fisher T. A. Рsycho-immune partnership in the dynamic responses of living systems. International Journal of Life Science and Medical Research. 2014. Vol. 4, No 5. Рр. 57-70.
11. Haj-Mirzaian A., Amiri S., Kordjazy N., Momeny M., Razmi A., Rahimi-Balaei M., Amini-Khoei H., Haj-Mirzaian A., Marz-ban H., Mehr S. E., Ghaffari S. H., Dehpour A. R. Lithium attenuated the depressant and anxiogenic effect of juvenile social stress through mitigating the negative impact of interlukin-1p and nitric oxide on hypothalamic-pituitary-adrenal axis function. Neuroscience. 2016. Рр. 271-285. DOI: 10.1016/j.neuroscience.2015.12.024. Epub 2015. Dec 18. PMID: 26708749.
12. Lima-Ojeda J. M., Rupprecht R., Baghai T. C. «I Am I and My Bacterial Circumstances»: Linking Gut Microbiome, Neurodevelopment, and Depression. Front Psychiatry. 2017. Т. 8. С. 153-179. DOI: 10.3389/fpsyt.2017.00153. eCollection 2017. Review. PMID: 28878696.
13. Фишер И. В., Фишер Т. А. Психоэмоциональное состояние женщин — сотрудников органов внутренних дел в процессе учебной стрельбы из табельного оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 68-72.
14. Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2014. 49 с.
15. Smith C. J., Johnson J. M. Responses to hyperthermia. Optimizing heat dissipation by convection and evaporation: Neural control of skin blood flow and sweating in humans. Auton. Neurosci. 2016. http://dx.doi.org/10.1016/j.autneu. 10011002.
16. Богданов М. В., Доценко Е. Л. Саморегуляция личности: от защиты к созиданию : монография. Тюмень, 2010. 204 с.
17. Canavate M. L., Garcia de Galdeano A., Arteaga O., Montalvo H., Revuelta M., Hilario E., Alvarez A. Cross-talk between nervous and immune systems: cytokines modulating morphology and function of both systems under stress conditions. Microscopy: advances in scientific research and education. 2014. Рр. 414-421.
18. Janeway C. A., Travers P., Walport M. Immunobiology. B&T; 6. Auflage (2005) ISBN 0815341016.
19. Фишер И. В., Доценко Е. Л., Петров С. А., Фишер Т. А. Динамика психоиммунологических параметров при формировании временного коллектива // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 4. С. 112-118.
Поступила 30.01.2020; одобрена после рецензирования 08.02.2020; принята к публикации 14.09.2020.
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Scientific Article
UDC 796.015 © I. V. Fisher, Т. А. Fisher, 2020
DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14012
13.00.08 ТЬюогу and Methods of Professional Education
19.00.02 Psychophysiology
The Role of Psychological Attitudes in Teaching Women Firing Service Weapon
Igor V. Fisher \
senior instructor of the chair of Firearms' Training. ORCID: 0000-0003-3627-9480. Е-mail: [email protected]
Tatyana A. Fisher 2,
Candidate of Sciences (in Biology), senior research officer. Е-mail: [email protected] 450 ISSN 1999-6241 Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Том 25, № 4(83)
' Tyumen Advanced Training Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 75, Amurskaya st., Tyumen, 625049, Russia 2 Tyumen Science Centre of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science, 86, Malygin st., 625026, Russia
Abstract
Introduction. An increasing number of women in police is a modern tendency. The period of professional training is an essential stage in police training especially for women and in teaching them firing service weapon. The aim of the research is to consider the role of psychological attitudes and establish their relation to physiological processes during women professional firearms' training. Materials and Methods. The authors analyzed the most frequent feelings in preparing for work with the service weapon. To diagnose stress at a personal level E. Diener "Scale of Life Satisfaction" (Leontiev, Osin, 2003) was used. Results and Discussion. A female emotional sphere is more intensified, however, due to personal resource they try to balance the stressful situation developing when they fire service weapon. Personal resource helps to restrain the development of a situational stress reaction on a psychophysiological level when firing a weapon. The main period of teaching women marksmanship lasts first three weeks (twenty-one days), it is then that psychological attitudes at learning and the processes of the body's self-regulation are formed. Conclusions. When teaching marksmanship it is necessary to focus on the role of psychological attitudes for building professional knowledge in order to fix an unconscious state which means readiness to act according to the service situation. The main period of building professional knowledge when training new personnel is twenty-one days. This time is required for renewal not only of psychological but also physiological adaptation which facilitates effective person's adaptation to the changing environment (the level of social adaptation) for maintaining his integrity and identity.
Keywords: firearms' training; service weapon; levels of adaptation; psychological attitudes; female police officers; gender
peculiarities.
Citation: Fisher I. V., Fisher T. A. The Role of Psychological Attitudes in Teaching Women Firing Service Weapon. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2020. Vol. 25, No 4(83).
Pp. 446-451. (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14012
References
1. Surkova I. Yu. Gender Stereotypes in Everyday Army Practices. Sociological Studies. 2008. No 12(296). Pp. 104-112. (In Russ.)
2. Goncharova E. M. Professional Activity and Psychological Selection in the System of the Russian Ministry of Internal Affairs with regard to Gender Distinctions. Bulletin of Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2010. No 5. Pp. 16-18. (In Russ.)
3. Filippova I. A., Soloviev N. N. Gender Psychological Features of Police Officers. Bulletin of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2018. No 2(40). Pp. 113-115. (In Russ.)
4. Kulikov L. V. Mental States. St. Petersburg, 2001. 512 p. (In Russ.)
5. Methodical Guidelines to Discipline "Gender Psychology". Ed. by Zh. A. Bitanova. Astana, 2013. 135 p.
6. Pavlov I. M. Police Officer's Tactics in Fire Contact at a Close Distance. Almanac of Modern Science and Education. 2015. No 4(94). Pp. 116-118. (In Russ.)
7. Fisher I. V. Marksmanship Impact on Police Officers' Psycho-Emotional State. Concept. 2014. Vol. 20. Appendix 20: Modern Scientific Studies. Issue No 2. Pp. 2746-2750. URL: http://e-koncept. ru/2014/54813. htm. (In Russ.)
8. Asmolov A. G., Ivanchenko V. N., Enikolopov S. N. Personal Goals and Unlawful Behaviour. Psychological Issues. 1991. No 2. Pp. 45-55. (In Russ.)
9. Dotsenko E. L., Fisher T. A., Petrov S. A., Sukhovey Yu. G. Possible Mechanisms of Psycho-Immune Connection. Bulletin of Omsk University. Series: Psychology. 2017. No 4. Pp. 19-26. (In Russ.)
10. Suhovey Yu. G., Koptyug A. V., Petrov S. A., Dotsenko E. L., Fisher T. A. Psycho-immune partnership in the dynamic responses of living systems. International Journal of Life Science and Medical Research. 2014. Vol. 4, No 5. Pp. 57-70. (In Russ.)
11. Haj-Mirzaian A., Amiri S., Kordjazy N., Momeny M., Razmi A., Rahimi-Balaei M., Amini-Khoei H., Haj-Mirzaian A., Marz-ban H., Mehr S. E., Ghaffari S. H., Dehpour A. R. Lithium attenuated the depressant and anxiogenic effect of juvenile social stress through mitigating the negative impact of interlukin-1p and nitric oxide on hypothalamic-pituitary-adrenal axis function. Neuroscience. 2016. Pp. 271-285. DOI: 10.1016/j.neuroscience.2015.12.024. Epub 2015. Dec 18. PMID: 26708749.
12. Lima-Ojeda J. M., Rupprecht R., Baghai T. C. «I Am I and My Bacterial Circumstances»: Linking Gut Microbiome, Neurodevelopment, and Depression. Front Psychiatry. 2017. T. 8. C. 153-179. DOI: 10.3389/fpsyt.2017.00153. eCollection 2017. Review. PMID: 28878696.
13. Fisher I. V., Fisher T. A. Female Law Enforcement Officers' Psycho-emotional State in Mastering Service Weapon. Psychopedad-ogy in Law Enforcement. 2018. No 3(74). Pp. 68-72. (In Russ.)
14. Vodopianova N. E. Resource Maintenance of Counteracting Professional Burnout in the Subjects of Labour. (exemplified by "Subject-Subject" Profession). Extended abstract of Doctor of Sciences dissertation (in Psychology). St. Petersburg, 2014. 49 p. (In Russ.)
15. Smith C. J., Johnson J. M. Responses to hyperthermia. Optimizing heat dissipation by convection and evaporation: Neural control of skin blood flow and sweating in humans. Auton. Neurosci. 2016. http://dx.doi.org/10.1016Aj.autneu. 10011002.
16. Bogdanov M. V., Dotsenko E. L. Personal Self-Regulation: from Defence to Creation. Tyumen, 2010. 204 p. (In Russ.)
17. Canavate M. L., Garcia de Galdeano A., Arteaga O., Montalvo H., Revuelta M., Hilario E., Alvarez A. Cross-talk between nervous and immune systems: cytokines modulating morphology and function of both systems under stress conditions. Microscopy: advances in scientific research and education. 2014. Pp. 414-421.
18. Janeway C. A., Travers P., Walport M. Immunobiology. B&T; 6. Auflage (2005) ISBN 0815341016.
19. Fisher I. V., Dotsenko E. L., Petrov S. A., Fisher T. A. Dynamics of Psycho-Immunology Parameters in Building a Temporary Team. Bulletin of Tyumen Advanced Training Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2015. No 4. Pp. 112-118. (In Russ.)
Submitted: 30.01.2020; approved after reviewing: 08.02.2020; accepted for publication: 14.09.2020.
The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.