УДК 159.9 ББК 88.8
@ И.В. ФИШЕР. 2019
ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД И РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ИХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
GENDER FEATURES OF ATS STAFF AND THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL INSTALLATIONS IN THEIR SERVICE ACTIVITY
ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ ФИШЕР,
старший преподаватель Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, б\с, б\з
Email: [email protected]
IGOR VLADIMIROVICH FISHER, Senior Lecturer Tyumen Institute for Promotion qualifications of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, b \ s, b \ c Email: [email protected]
Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: И.В. ФИШЕР. Тендерные особенности сотрудников ОВД и роль психологических установок в их служебной деятельности. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 9—11.
Аннотация. В статье обсуждаются гендерные особенности сотрудников органов внутренних дел и роль психологических установок в их служебной деятельности. Необходимость изучения этой темы связана с тем, что в последнее время наблюдается рост поступления женщин на службу в ОВД. При этом между мужчинами и женщинами имеются определенные различия и сходства, что имеет важное значение на момент профессионального обучения при поступлении на службу, а также может отражаться в их служебной деятельности.
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, гендерные особенности, эмоции, установки, служебная деятельность
Annotation. The article discusses the gender characteristics of ATS employees and the role of psychological attitudes in their performance. The need to study this topic is due to the fact that recently there has been an increase in the number of women entering the internal affairs agencies. At the same time, there are certain differences and similarities between men and women, which is important at the time of vocational training upon entry into the service, and can also be reflected in their official activities.
Key words: Internal Affairs Officers, gender features, emotions, attitudes, service activities
Гендерный баланс в любой современной организации, в том числе и в системе МВД залог ее эффективности, продуктивности, устойчивости и креативности [2]. На 2017 год в органах внутренних дел России служат около 756,8 тыс. сотрудников, из них женщин 167,3 тыс. или 22%, а по отдельным специальностям более 50% [10]. Это в свою очередь создает определенные взаимоотношения в сфере служебной деятельности, трудовых отношений, охраны общественного порядка и пр.
Исследованиями в области гендерной психологии служебной деятельности сотруд-
ников ОВД показано, что между мужчинами и женщинами имеются определенные различия и сходства. Так, у женщин-сотрудников ОВД наблюдается высокий уровень экстраверсии, они психически активны, импульсивны, пси-хотичны и лабильны. А те женщины, у которых экстраверсия находится на низком уровне, лучше контролируют себя [8]. У женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин-сотрудников ОВД [5]. Мужчины более эмоциональны в выражении гнева и агрессии, а женщины — в выражении страха и печали. Вызывает удивление тот
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES
факт, что при предъявлении высоких требований к определенной деятельности (в том числе профессиональной) происходит исчезновение тендерных различий. Например: женщины демонстрируют эмоциональную сдержанность, в свою очередь мужчины — высокую чувствительность [7]. Мужчины ориентируются на внешние объективные показатели, так как для них важнее действия, главным ориентиром для женщин являются чувства. По стилю влияния: мужчины — чаще проявляют волевые качества, женщины — более гибки в своих решениях. Мужчины предпочитают явное лидерство, женщины — скрытое. При этом важно отметить, что мужчины лучше ориентируются в предметном мире, а вот женщины — в мире отношений. Возможно, поэтому женщины чаще всего работают с несовершеннолетними подростками, в экспертной криминалистике, в штабных, аналитических, информационных, тыловых, следственных подразделениях и в дознании. Но в любом случае сотрудник полиции — мужчина это или женщина, должен быть психологически готов к развитию экстремальных ситуаций и даже применить огнестрельное оружие в отношении преступника на любой дистанции и в любой ситуации, в присутствии случайных лиц [6].
При этом у мужчин и женщин служащих в системе МВД различаются содержание представлений о работе в зависимости от гендера. Одним из самых значимых различий для женщин в сравнении с мужчинами, является более высокая значимость карьеры, а также более высокое место фактора заработной платы. Вместе с тем, при анализе структуры представлений у женщин наблюдается тенденция с преобладанием ассоциаций, которые усиливают роль побуждений общественного характера, она ярче выражена у женщин-сотрудников ОВД (элементы «коллектив», «долг», «жизнь», «взаимоотношения», «общение», «ответственность»). В свою очередь для мужчин характерна важность профессиональной коммуникации в рабочем процессе и выражено наличие элементов «коллектив» и «ответственность», а также «задачи» и «обя-
занности», которые отражают суть регулярных функциональных активностей, выполняемых в рабочей деятельности [3].
Следовательно, подготовить сотрудника к различным по сложности психологическим условиям профессиональной деятельности и подготовить к решению практических задач в их служебной деятельности является актуальным. Особенно это важно для женского состава, так как предъявляемые требования как при профессиональном обучении и на службе чаще всего не отличаются от общестандартных требований к сотрудникам ОВД. А, как известно — при проявлении эмоциональных состояний у мужчин и женщин на одну и ту же стрессорную ситуацию имеется своя специфика распознавания эмоций и их волевое сдерживание.
В таком случае одним из важных этапов в профессиональной деятельности сотрудников ОВД является профессиональное обучение, где необходимо уделять внимание психологическим или социально-психологическим установкам. Установки такого вида определяют ресурсы устойчивости или «ресурсную базу», которая соотносится с диспозиционными механизмами психологической регуляции, цен-ностно-мотивационными психологическими конструктами, способствующими рациональному использованию, сохранению и распределению имеющихся ресурсов [4].
По мнению А.Г. Асмолова (1991) субъект сам создает в себе установку определенной деятельности, а объективный фактор установки — ситуация — созданная не извне, а как воображаемая, мысленная ситуация представляет собой продукт активности субъекта [1]. Для того, что бы установка определялась как целостное бессознательное состояние субъекта, выражающее его готовность совершить действие в определенном направлении важно обратить внимание: во-первых, на прикладное обучение и формирование профессиональных знаний в подготовке новых кадров; во-вторых, на условия обучения, которые будут способствовать закреплению навыков к переживанию интеллектуальных, эмоциональных и волевых трудностей и проблем, с которыми
10
№ 2/2019
сотрудник ОВД может встретиться в профессиональной деятельности, особенно при обучении стрельбе из табельного оружия. При этом следует помнить, что такая подготовка на основе практических профессиональных знаний и психологических установок будет давать наибольший эффект в служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД в силу их отличительных психоэмоциональных и даже психофизиологических особенностей [9]. Такой комплексный подход будет создавать благоприятные условия для адаптации к изменяющимся условиям, вырабатывать социальную гибкость и сдержанность при проявлении ярких эмоциональных переживаний, эффективности их служебной деятельности в ОВД. Поэтому не менее важным в исследовательском и практическом плане является вопрос о положительных установках как ресурсах устойчивости и повышения адаптационного потенциала в период профессионального обучения.
Таким образом, в период профессионального обучения важно обращать внимание на прикладное обучение и формирование профессиональных знаний в подготовке новых кадров и закреплению навыков к переживанию интеллектуальных, эмоциональных и волевых трудностей и проблем в профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Иванченко В.Н., Ениколопов С.Н. Установки личности и противоправное поведение // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 45—55.
2. Булгаков А.В., Кидинов А.В. Психология внутригрупповых отношений и межгрупповой адаптации в организациях: Монография. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2016.
3. Булгаков А.В., Король О.Ф. Локотилов И.М. Гендерные различия в социальных представлениях о работе у сотрудников органов внутренних дел и технологических компаний в контексте социокультурного нормирования профессиональной деятельности (на примере Москвы и Крыма). Вестник Московского университета МВД России № 1 / 2018 С. 234—239.
4. Водопьянова Н.Е. 2014. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий). Автореф. дис. д-ра психол. наук, СПб, 49 с.
5. Куликов Л.В. Психические состояния: хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. 512 с.
6. Павлов И.М. Тактика действий сотрудника полиции при огневом контакте на близкой дистанции // Альманах современной науки и образования. 2015. № 4 (94). C. 116—118.
7. Учебно-методический комплекс дисциплины «Гендерная психология». Казахский гуманитарно-юридический университет / под ред. Битановой Ж. А. Астана. 2013 г.
8. Филиппова И.А., Соловьев Н.Н. Гендерные психологические особенности офицеров полиции. Вестник Краснодарского университета МВД России, 2018, № 2 (40). С. 113—115.
9. Фишер И.В., Доценко Е.Л., Петров С.А., Фишер Т.А. Динамика психо-иммунологических параметров при формировании временного коллектива. Вест. Тюм. ин-та повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 4. С. 112—118.
10. URL://http://www.interfax.ru/russia/529088.