УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10282 © О.В. Красилов, С.В. Мананников, Ю.П. Балакин, Е.Л. Веденеева, 2019
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН-СОТРУДНИЦ ОВД ПРИ ОБУЧЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Олег Викторович Красилов,
доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)
E-mail: [email protected];
Сергей Владимирович Мананников, старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)
E-mail: [email protected];
Юрий Петрович Балакин, старший преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49);
Елена Леонидовна Веденеева, старший преподаватель кафедры ФП УНК специальной подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail:[email protected]
Аннотация. В рамках вопроса совершенствования профессиональной подготовки женщин-сотрудниц органов внутренних дел, проходящих первоначальную подготовку в образовательных организациях системы МВД России, рассматриваются возможности максимального приближения учебного процесса к их профессиональной деятельности. За последние годы количество женщин, поступающих на службу в полицию, неизменно растет. Возросло их количество и в подразделениях, в которых службу ранее традиционно несли мужчины, таких как патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные полиции. Таким образом, сегодня тема физической подготовки указанной категории сотрудников востребована. Претерпела изменения и сама система первоначальной профессиональной подготовки, и соответственно изменились требования к физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены вопросы, учитывающие гендерные и иные психологические факторы на занятиях по физической подготовке, позволяющие создать определенный микроклимат в коллективе для того, чтобы слушатели (женщины) преодолели свой страх и овладели устойчивыми навыками выполнения правомерного применения физической силы, специальных средств и приемов борьбы при задержании правонарушителей.
Ключевые слова: физическая подготовка, физические качества, сотрудники женского пола органов внутренних дел, профессиональная деятельность, первоначальная профессиональная подготовка.
ABOUT SOME FEATURES OF INITIAL PROFESSIONAL TRAINING OF WOMEN-OFFICERS OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS WHILE TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Oleg V. Krasilov,
Associate Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor Barnaul legal institute Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49);
Sergey V. Manannikov, Senior Lecturer of the Department of Physical Ttraining Barnaul legal institute Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49);
Yuriy P. Balakin,
Senior Lecturer of the Department of Physical Training Barnaul legal institute Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (656038, Barnaul, ul. Chkalova, d. 49);
Elena L. Vedeneeva,
Senior Lecturer of the Department of Physical Training UNK Special Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. In the framework of improving training for women-officers of the bodies of Internal Affairs passing initial training at the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the authors considered the possibility of maximum approach of educational process to their professional activities. In recent years, the number of women entering the police force has steadily increased.
Their number also increased in the units where the service was previously traditionally carried by men, such as patrol service, district police officers. Thus, today the topic of physical training of this category of officers is in demand. The system of initial professional training has been changed, and accordingly, the requirements for physical fitness of the officers of the bodies of Internal Affairs have changed too. The authors considered the issues that take into account gender and other psychological factors in physical training classes, which allow to create a certain microclimate in the team in order for the students (women) to overcome their fear and master the steady skills of performing the lawful use of physical force, special means and methods of struggle in the detention of offenders.
Keywords: physical training, physical qualities, women-officers of the bodies of the Internal Affairs, professional activity, initial professional training.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Красилов О.В., Мананников С.В., Балакин Ю.П., Веденеева Е.Л. О некоторых особенностях первоначальной профессиональной подготовки женщин-сотрудниц ОВД при обучении в образовательных организациях системы МВД России. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):409-12.
Совершенствование физической подготовленности сотрудников в органах внутренних дел Российской Федерации — одно из важнейших направлений. При выполнении сложных, а часто и опасных задач, сотрудникам полиции необходим достаточно высокий уровень подготовки.
В современном обществе женщина, которая служит в полиции, совсем не редкость. Прием в полицию женщин был разрешен в 1916 году постановлением Совета министров Российской империи «Об усилении полиции в 50 губерниях империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов». Однако актуальной для женщин эта профессия стала во время гражданской войны (в 1919 году), а затем Великой отечественной войны, когда уходящих на фронт мужчин заменяли женщины, которые в невероятно тяжелых условиях справлялись с нелегкой и подчас опасной службой.
В настоящее время эта работа не потеряла своей актуальности для представительниц женского пола. За последние годы количество женщин, поступающих на службу в полицию, неизменно растет. К тому же, это далеко не всегда «кабинетные» должности. Возросло их количество и в подразделениях, в которых службу ранее традиционно несли мужчины, таких как патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные полиции.
Таким образом, сегодня тема физической подготовки указанной категории сотрудников востребована. В свете проводимых реформ в МВД РФ требования к сотрудникам заметно изменились. Претерпела изменения и сама система первоначальной профессиональной подготовки, и соответственно произошли изменения и в требованиях к физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел.
Вместе с тем, на практике физическая подготовленность будущих сотрудников ОВД, а в особенно-
сти женщин, впервые пришедших на службу, обучаемых по программе профессиональной подготовки, далеко не лучшая. Уровень сотрудников женского пола, в части владения боевыми приемами борьбы, абсолютно не отвечает требованиям, предъявляемым к ним для прохождения службы.
Организация профессиональной и физической подготовки в образовательных организациях системы МВД России является одной из основных задач и представляет собой плановый процесс, ориентированный на обеспечение готовности будущих сотрудников ОВД к выполнению оперативно-служебных задач, правомерного применения физической силы, боевых приемов борьбы, а также психологической устойчивости при возникновении стрессовых ситуаций.
Необходимо отметить, что при проведении практических занятий, внимание преподавателя кафедры физической подготовки должно быть сосредоточено, в первую очередь, на освоении слушателями женского пола факультета профессиональной подготовки боевых приемов борьбы, так как они являются основным направлением в профессиональной подготовке сотрудника полиции [3, с. 184—186].
Научное обоснование, организация и методика физической подготовки рассматривались во многих научных трудах, такими учеными, как: В.Я Кикоть, В.М. Дьячков, Д.П. Марков, Н.Г. Озолин. В результате исследований был разработан ряд нормативных документов, специальных программ, рекомендованных для внедрения в образовательный процесс по программе первоначальной профессиональной подготовке будущих сотрудников МВД России.
Проведенный анализ научно-методической литературы, регламентирующей образовательный процесс показывает, что действующие программы первоначальной подготовки сотрудников и другие нормативные акты не уделяют должного внимания вопросам
подготовки женщин (слушателей) в образовательных организациях системы МВД России, с целью развития у них двигательных, координационных навыков.
В имеющейся нормативной базе предусмотрено выполнение нормативов по общей физической подготовки сотрудниками, согласно медицинским и возрастным показателям. Все остальные упражнения, которые включены в процесс обучения слушателей, одинаковы как для мужчин, так и для женщин.
В программе профессиональной подготовки в разделе «Боевые приемы борьбы» на этапе первоначальной подготовки для специальных упражнений отводится всего несколько часов, что явно недостаточно для отработки у женщин необходимых навыков, достаточных для перехода к более сложным упражнениям.
При организации практического тренировочного процесса необходимо учитывать особенности женского организма. При сравнении ростовых и весовых показателей мужчин и женщин мы наблюдаем существенную разницу. Мышечная масса мужчин составляет около сорока процентов от веса тела (примерно тридцать килограмм), у женщин — около тридцати процентов (примерно восемнадцать килограмм). То есть в абсолютных и относительных показателях мышечная масса у женщин намного меньше, чем у мужчин. Общая масса жировой ткани женщин составляет в среднем около двадцати пяти процентов, а у мужчин — около пятнадцати процентов от веса тела. В спортивной борьбе большую часть нагрузки составляет перемещение массы собственного тела, в связи с чем, процент содержания жировой ткани в теле дает дополнительную нагрузку на организм в целом.
Скоростные и силовые качества человека зависят в определенной степени от мышечной силы, проявляемой в особенности при быстрых движениях. Если рассматривать способность к росту мышечной силы при проведении направленных силовых тренировок, то у женщин она также меньше, чем у мужчин. Это различие больше всего заметно в возрасте от шестнадцати до тридцати лет [5, с. 158; 2, с. 34].
Несмотря на перечисленные выше слабые стороны, у женщин в силу анатомических особенностей организма явно лучше, чем у мужчин развиты другие качества, такие как гибкость, точность и координация движений, им присущи ловкость и быстрота движений мелких мышечных групп [4, с. 37].
Поэтому планирование физической подготовки в процессе всего периода обучения и службы очень важно для достижения наиболее высоких результатов и предупреждения травматизма [1, с. 140].
Особенности физической подготовки женщин в образовательных организациях системы МВД России, и далее при прохождении службы в полиции заключаются в следующем:
• в пополнении и совершенствовании индивидуальных навыков, физкультурно-образователь-ных знаний, необходимых в избранной профессиональной деятельности;
• в интенсификации развития профессионально значимых физических и иных связанных с ними способностей.
Следует учитывать, что физическая подготовка женщин к служебной деятельности при профессиональном обучении может вызвать затруднения как физиологического, так и психологического характера.
К физиологическим трудностям в первую очередь следует отнести проблемы, связанные с освоением новых двигательных и координационных навыков. К психологическим — возбудимость нервной системы, антропометрические особенности и т.д.
При первоначальных тренировках женщина нередко сталкивается с пренебрежительным отношением, насмешками со стороны мужчин, что в свою очередь подталкивает в дальнейшем выбирать для совершенствования боевых приемов борьбы ассистента — женщину, что не может не сказаться в последующем на качестве освоения учебного материала. Пристальное внимание со стороны коллег, а при несении службы и граждан также может являться дополнительным стрессом для женщины, побуждая ее к отказу от совершенствования своих навыков.
При несении службы, в особенности в нарядах по обеспечению правопорядка на улицах, а также в местах проведения городских и других муниципальных мероприятий, при возможности непосредственного контакта с правонарушителями женщина, находящаяся в составе наряда, ее неумение применить даже известные и отработанные приемы борьбы на правонарушителе противоположного пола является дополнительным фактором риска. Это отнюдь не дискриминация по половому признаку.
Следует помнить, что при задержании правонарушителей безопасность каждого сотрудника в на-
ряде при несении службы, зависит от организации взаимодействия всех членов команды. В преобладающем количестве случаев эффективность и безопасность применения методов силового воздействия напрямую зависит от имеющихся служебных предписаний, навыков применения непосредственно тактических приемов, связанных с прямым принуждением, постоянного поддержания физической формы и здоровья сотрудника полиции.
Поэтому, чтобы максимально подготовить женщин, к выбранной ими профессиональной деятельности, преподавателю необходимо с самого начала обучения практиковать совместные тренировки, как можно чаще менять ассистентов с разными росто-весовыми показателями. Это значительно улучшит общее укрепление различных групп мышц, и как результат — успешное овладение техническими навыками приемов.
Учебные тренировки, в которых предусмотрено взаимодействие женщин с мужчинами приблизят ситуацию к реальности возможного силового противоборства и помогут женщине приобрести необходимый опыт противостояния лицам другого пола. Смешанные тренировки и спарринги очень полезны для становления женщины — сотрудника в профессиональном плане. Занимаясь с мужчиной, женщина может многому у него научиться, развить необходимые профессионально-значимые качества [2, с. 347—348].
Необходимо отметить, что в большинстве случаев женщины даже при проведении учебных занятий с использованием смешанных тренировок опасаются испытать болевые ощущения, неуверенность в себе. Чтобы перебороть такие факторы, на тренировках в паре с женщиной, мужчине необходимо проявлять такие качества, как терпение и желание помочь.
Преподавателю необходимо быть хорошим психологом и при необходимости указать на наиболее сильные и слабые стороны подготовки, а иногда и попытаться вызвать ее недовольство собой, другими словами сделать все для того, чтобы побудить ее к самосовершенствованию.
Учитывая гендерные и психологические факторы в физической подготовке слушателей женщин факультета профессиональной подготовки, возможно построить весьма продуктивное взаимодействие и добиться больших результатов. Успешное решение данной проблемы необходимо связывать с вне-
дрением новых методов обучения, имеющих профессиональную направленность.
Подводя итог, можно сделать вывод, что на занятиях по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации женского пола преподаватель кафедры физической подготовки должен применить все свои педагогические способности и создать определенный микроклимат в коллективе для того, чтобы слушатели (женщины) преодолели свой страх и овладели устойчивыми навыками выполнения правомерного применения физической силы, специальных средств и приемов борьбы при задержании правонарушителей, что позволит сотрудникам женского пола в дальнейшем осуществлять качественное выполнение своих профессиональных обязанностей.
Литература
1. Карданов А.К. Морально-волевая подготовка сотрудников полиции. // Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 3.
2. Красилов О.В., Мананников С.В., Клочков Р.В. Применение моделирования практических ситуаций для обучения боевым приемам борьбы в практической деятельности сотрудников ОВД. // В книге: «Государство и право в эпоху глобальных перемен» материалы международной научно-практической конференции. Под ред. С.К. Бурякова. 2017.
3. Красилов О.В., Мананников С.В. К вопросу о методике обучения бросковой технике курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке. // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 14-2.
4. Клименко С.В., Ткаченко А.И. Методика совершенствования боевых приемов борьбы в комплексных занятиях по физической подготовке с курсантами-женщинами образовательных учреждений МВД России. // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: материалы конференции 2009 г., Москва // под ред. А.В. Карасева, Е.А. Разумовского, В.А. Собины. М.: ИНЭП, 2009.
5. Крефф А.Ф., Канню М.Ф. Женщина и спорт. // М.: Физкультура и спорт, 1986.
6. Физиологические особенности мышечной деятельности женщин-спортсменок: учебное пособие для преподавателей и аспирантов // под ред. Коца Я.М. М.: ГЦОЛИФК, 1980.