УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10114 © В.Л. Дементьев, Д.А. Платонов, 2019
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Владимир Львович Дементьев,
профессор кафедры физической подготовки УНКСП, доктор педагогических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Дмитрий Анатольевич Платонов, начальник кафедры физической подготовки УНКСП Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются место и роль физической культуры и спорта в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. Описывается необходимая система мер, закрепленная в законах Российской Федерации и обеспечивающая использование физической культуры и спорта в физической подготовке сотрудников полиции.
Ключевые слова: физическая подготовка, служебно-прикладной спорт, профессиональное совершенствование.
PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Vladimir L. Dement'ev,
Professor, Department of Physical Training UNKSP, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Dmitriy A. Platonov, Head of the Department of Physical Training UNKSP Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The paper discusses the place and role of physical culture and sport in the training of employees of internal Affairs bodies. Describes the necessary system of measures embodied in the laws of the Russian Federation and ensuring the use of physical culture and sports in the physical training of police officers.
Keywords: physical fitness, applied sport, professional development.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Дементьев В.Л., Платонов Д.А. Физическая культура и спорт в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):331-4.
Введение. Для того чтобы понять место и роль физической культуры и спорта в жизни современного общества и, в частности, в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел (ОВД), остановимся кратко на основных понятиях (физическая культура, спорт, физическая подготовка), образующих данный социальный феномен. При этом под социальным феноменом обычно понимается одно из явлений общественной жизни, которое возникает при сознательном взаимодействии людей друг с другом и является продуктом такого взаимодействия.
Понимание физической культуры и ее отражение как социального феномена взаимодействия людей закреплено в Российском законодательстве: физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний,
создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
В федеральном законе РФ № 329-Ф3 также содержится определение следующих двух ключевых понятий:
• спорт — сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;
• спорт высших достижений — часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных Всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях.
Спорт традиционно понимается как часть физической культуры. В общем виде спорт можно определить как организованную по определенным правилам деятельность людей, которая состоит в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также в подготовке к этой деятельности и межличностных отношениях, возникающих в ее процессе. В настоящее время спорт превратился в многогранное общественное явление. Сегодня и в научной среде, и в среде практиков-профессионалов спорта ведутся активные дискуссии о месте спорта в социально-экономической, политической и культурной жизни человечества, а также о взаимосвязи и взаимовлиянии физической культуры и спорта. Все больше ученых склоняются к тому, что социальные функции, ценности и социальный статус спорта имеют собственную интерпретацию, не сводимую к значению физической культуры. Достаточно, например, посмотреть, какую важную роль играют в современной культуре, экономике и политике результаты крупных международных спортивных соревнований и спортсмены, добившиеся высших достижений. В этой связи требуется отметить обострение политической борьбы вокруг большого спорта. К наиболее ярким и значимым моментам этой борьбы в современном мире следует отнести:
• в период подготовки к Олимпийским играм в Рио Олимпийский комитет поднимал вопрос об исключении вольной борьбы (которая регулярно приносит целый ряд медалей на играх в копилку нашей сборной) из программы Олимпийских игр как недостаточно культивируемого вида спорта в мире. В то же время в Рио в программу игр ввели гольф и регби (семь на семь игроков), которые являются далеко не самыми популярными в мире;
• около двух лет назад мы все были свидетелями беспрецедентной атаки, направленной на пересмотр места проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г., которая вылилась в смену руководства международной футбольной федерации;
• апофеозом политической борьбы вокруг большого спорта стал хорошо подготовленный и раздутый допинговый скандал, связанный с российскими спортсменами, который привел к резкому сокращению нашей Олимпийской сборной, к срыву подготовки и психологическому изматыванию наших Олимпийцев, а самое главное, к недопущению к Олимпийским играм наших паралимпийцев.
Результаты исследования. Все богатства и достижения физической культуры необходимо в полной мере использовать в профессионально-прикладной физической подготовке человека, которая является одним из основополагающих направлений системы физического воспитания, формирующим прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности индивида к осуществлению успешной и эффективной профессиональной деятельности [1, с. 106—118]. В специальной литературе [3], как правило, вместо термина профессионально-прикладная физическая подготовка используется термин физическая подготовка какого-либо конкретного профессионального контингента (например, сотрудников ОВД, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД).
Занятия по физической подготовке с личным составом ОВД начинаются в январе, а в образовательных организациях — одновременно с началом учебного года и проводятся в служебное время в течение года по месту службы, с учетом местных условий и наличия материальной базы. Занятия по физической подготовке в рамках профессиональной служебной и физической подготовки проводят руководители учебных групп.
Физическая подготовка организуется и проводится в учебных группах из расчета не менее 100 часов в год (в подразделениях специального назначения и авиации — не менее 150 часов в год) — согласно соответствующим программам.
В органах, организациях, подразделениях МВД России организуются и проводятся практические занятия по физической подготовке не реже 1 раза в неделю общей продолжительностью не менее двух часов, в том числе и контрольные занятия по физической подготовке, которые осуществляются не реже 1 раза в год.
Физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций, центров профессиональной подготовки осуществляется из расчета не менее 2 практических занятий в неделю.
Практические занятия с курсантами и слушателями образовательных организаций, центров профессиональной подготовки проводятся в составе учебных групп из расчета не более 15 человек на одного руководителя занятий. Курсанты и слушатели, не овладевшие физическими упражнениями (предусмотренными учебной программой) на плановых занятиях, допускаются к экзаменам и зачетам только после освоения этих физических упражнений в часы самостоятельной подготовки или на дополнительных занятиях.
Дополнительно в органах, организациях, подразделениях МВД России организуются и проводятся:
• тренажи с сотрудниками нарядов патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, вневедомственной охраны — ежедневно перед заступлением на службу;
• учебно-методические занятия с руководителями учебных групп — по мере необходимости, но не реже 1 раза в год;
• дополнительные занятия с сотрудниками, не выполняющими контрольные упражнения по физической подготовке или неудовлетворительно владеющими боевыми приемами борьбы, — по мере необходимости.
Для занятий по физической подготовке используются: собственная спортивная база органов (подразделений) внутренних дел, помещения и другие места, пригодные для этой цели, лесопарковая зона, открытая местность, а также аренда спортивных сооружений.
Сотрудники, для которых из-за особенности службы (находящиеся вне места дислокации органов внутренних дел, работы по сменам) невозможно организовать учебно-тренировочные занятия и сдачи контрольных нормативов, готовятся самостоятельно с учетом рекомендаций специалистов по физической подготовке.
Занятия по физической подготовке проводятся в спортивной форме или повседневной форме одежды в зависимости от тем занятий, мест их проведения и погодных условий.
Форма одежды устанавливается: на занятиях — руководителем учебной группы; при инспектирова-
нии, на контрольных и целевых проверках — проверяющим.
Лица, проводящие занятия по физической подготовке с личным составом, специалисты медицинской службы, физической подготовки и спорта обязаны принимать все необходимые меры по предупреждению травматизма в процессе физической подготовки [2, с. 3—7].
Для того чтобы выделить основные направления развития профессионального мастерства и спортивных достижений сотрудников ОВД, необходимо проанализировать ключевой документ, определяющий состояние и направления развития физической культуры и спорта в нашей стране. Данным документом является «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р (далее — Стратегия). В Стратегии указано, что перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов. В этом же документе отмечается, что 85% граждан, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимается систематически физической культурой и спортом.
Стратегия содержит комплекс мер по изменению ситуации, которые последовательно реализуются и дают свои результаты. По каждому направлению Стратегии устанавливаются целевые показатели, которые должны быть достигнуты в результате реализации всех мер и мероприятий.
Существенную роль Стратегия отводит пропаганде физической культуры и спорта как важнейших составляющих здорового образа жизни. В этой сфере заметен существенный прогресс. Проведение в России крупных спортивных мероприятий, трансляции по ведущим телеканалам шоу спортивной направленности с участием звезд как спорта, так и других областей культуры, освещение в средствах массовой информации регулярных публичных спортивно-массовых мероприятий (в области фитнеса, легкой атлетики, популярных среди молодежи видов спорта, в том числе и военно-прикладных, и пр.) способствуют популяризации физической культуры и спорта, вовлечению к занятиям ими широких народных масс.
Важная часть Стратегии посвящена совершенствованию подготовки спортсменов высокого
класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности Российского спорта на международной арене, а также вопросам социальной защищенности спортсменов и тренеров.
Стратегия охватывает и такие важные сферы физкультурно-спортивной деятельности, как: научно-кадровый потенциал; медицинское обеспечение и антидопинговые мероприятия; формирование материально-технической базы.
В контексте нашей работы требуется подчеркнуть, что в Стратегии одним из важнейших направлений модернизации системы физического воспитания взрослого населения, ориентированного на совершенствование профессионального мастерства, является развитие служебно-прикладных видов спорта, которое подразумевает проведение ежегодных смотров спортивно-массовой работы, ведомственных и межведомственных физкультурных и спортивных мероприятий и т.п. В качестве самостоятельной меры обозначено развитие служебно-прикладных видов спорта органами безопасности и правопорядка совместно с общественно-государственными организациями (Раздел VII Стратегии). Это положение также закреплено в Федеральном законе № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 г.). В данном законе статья 29 «Развитие военно-прикладных и служебно-при-кладных видов спорта. Подготовка граждан к защите Отечества» определяет, что физическая подготовка в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы, военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, осуществляется в целях успешного выполнения ими своих служебных обязанностей. Устанавливается порядок организации занятий данными видами спорта, проведения соревнований, формирования команд для участия в них. Важно обратить внимание, что в отличие от других видов спорта, порядок регистрации которых также установлен данным законом, перечень военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и органы, осуществляющие руководство развитием этих видов спорта, определяются только Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон № 329-ФЗ определяет военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта как виды спорта, основой которых являют-
ся специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти (лица, проходящие специальную службу) своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти. «Всероссийский реестр видов спорта» содержит целый раздел, посвященный военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта.
Заключение. В настоящее время профессионально-прикладной спорт представляется одной из адекватных и целеориентированных форм организации физической активности наиболее продуктивной части общества, в том числе и сотрудников ОВД. При этом мотивацией для занятий физической культурой и вовлечения в спортивную деятельность служит профессиональная ориентация, принадлежность к профессиональному сообществу и тем ценностям, которое оно формирует и которым необходимо соответствовать.
Очевидно, что для того, чтобы соответствовать назначению полиции, закрепленному в законе «О полиции» (Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ), каждый, кто хочет работать в этой сфере, должен выстроить для себя личную мотивацию и личную программу приобщения к физической культуре и спорту. Служебно-при-кладной спорт, в том числе и его отдельные составляющие, могут стать наиболее адекватной формой для такого приобщения и основой долгосрочного профессионального совершенствования.
Литература
1. Дементьев В.Л. Самостоятельные формы физической подготовки курсантов и слушателей: лекция / В.Л. Дементьев // Сборник фондовых лекций и планов семинарских занятий по дисциплине «Физическая подготовка» для курсантов и слушателей Московского университета МВД России. М.: МосУ МВД России, 2009.
2. Дементьев В.Л. Травматизм и его профилактика на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России / В.Л. Дементьев, Д.А. Платонов, В.М. Бычков // Экстремальная деятельность человека. 2014. № 4.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991.