Научная статья на тему 'Совершенствование физической подготовки сотрудников МВД России в период профессионального обучения'

Совершенствование физической подготовки сотрудников МВД России в период профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / HE SPECIAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / FIGHTING METHODS OF STRUGGLE / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / EMPLOYEES OF LAW ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коник Алексей Алексеевич, Клименко Борис Александрович, Муханов Юрий Викторович

В данной статье раскрывается проблема эффективности организации физической подготовки, с которой сталкиваются сотрудники органов внутренних дел в период прохождения профессионального обучения. Физическая подготовка является важной составляющей частью профессиональной подготовки сотрудника полиции, а также одним из главных показателей влияющим на аттестацию сотрудника полиции на соответствие замещаемой должности. Именно эти критерии указывают на важность постоянного совершенствования физических качеств, умений и навыков применения боевых приемов борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коник Алексей Алексеевич, Клименко Борис Александрович, Муханов Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of physical training of employees of the MIA of Russia in the conditions of professional training

The article considers the problem of the effectiveness of the organization of physical training, which is faced by employees of the internal affairs bodies in the conditions of professional training. The physical training is an important part of the training of a police officer, as well as one of the main indicators in the attestation of a police officer for the compliance of a replaced position. These criteria indicate the importance of constantly improving the physical qualities, the skills and the skills of the use of combat methods of struggle.

Текст научной работы на тему «Совершенствование физической подготовки сотрудников МВД России в период профессионального обучения»

Педагогика

УДК 796

кандидат педагогических наук Коник Алексей Алексеевич

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); кандидат педагогических наук Клименко Борис Александрович Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); кандидат педагогических наук Муханов Юрий Викторович

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье раскрывается проблема эффективности организации физической подготовки, с которой сталкиваются сотрудники органов внутренних дел в период прохождения профессионального обучения. Физическая подготовка является важной составляющей частью профессиональной подготовки сотрудника полиции, а также одним из главных показателей влияющим на аттестацию сотрудника полиции на соответствие замещаемой должности. Именно эти критерии указывают на важность постоянного совершенствования физических качеств, умений и навыков применения боевых приемов борьбы.

Ключевые слова: специальная подготовка, профессиональное обучение, физическая подготовка, физические качества, боевые приемы борьбы, сотрудники органов внутренних дел.

Annotation. The article considers the problem of the effectiveness of the organization of physical training, which is faced by employees of the internal affairs bodies in the conditions of professional training. The physical training is an important part of the training of a police officer, as well as one of the main indicators in the attestation of a police officer for the compliance of a replaced position. These criteria indicate the importance of constantly improving the physical qualities, the skills and the skills of the use of combat methods of struggle.

Keywords: the special training, the vocational training, the physical training, the physical qualities, the fighting methods of struggle, the employees of law enforcement bodies.

Введение. Физическая подготовка как часть специальной подготовки, является одним из основных учебных дисциплин профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Она направлена на развитие и поддержание профессионально важных физических качеств на уровне, необходимом для успешного выполнения оперативно-служебных задач, формирование двигательных умений и навыков эффективного и правомерного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также поддержание и укрепление здоровья, сохранение продуктивного уровня общей работоспособности, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности.

Особенности службы сотрудников полиции заключаются в том, что в своей повседневной деятельности они нередко вынуждены вступать в физический контакт с лицами, представляющими опасность для общества. Для предотвращения своего задержания преступники готовы идти на еще более тяжкие преступления с применением холодного и огнестрельного оружия, а так же различных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия. В подобной ситуации сотрудник полиции должен предотвратить правонарушение или преступление, обезвредить правонарушителя, не позволив ему нанести вред себе и окружающим людям.

Арсенал средств, которые может и должен применять сотрудник полиции, включает в себя не только специальные средства и огнестрельное оружие, но и физическую силу, которая проявляется во время применения боевых приемы борьбы. Для успешного применения боевых приемов в сложных стрессовых ситуациях, возникающих во время выполнения служебных обязанностей, необходимо владеть ими на достаточно высоком уровне. В свою очередь эффективное выполнение приемов задержания и сопровождения, приемов из арсенала единоборств, защитных действий, невозможно без высокого уровня развития физических качеств.

Физическая подготовка является одним из важнейших показателей, который учитывается при аттестации сотрудника полиции на соответствие замещаемой должности, указывающим на важность постоянного совершенствования физических качеств, умений и навыков применения боевых приемов борьбы. Так, согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального Закона Российской Федерации от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к основным обязанностям сотрудника органов внутренних дел относится: «Соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел».

В образовательных организациях МВД России на факультетах профессиональной подготовки занятиям по физической подготовке уделяется значительное внимание. Одной из наиболее многочисленных категорий обучающихся являются лица рядового и младшего начальствующего состава, обучение которых происходит в течение двадцати недель. За этот период предусмотрено проведение 102 часов практических занятий по физической подготовке, 30 часов по общефизической подготовке, 24 часа отведено на комплексный практикум по огневой и физической подготовке. Целью данных занятий должно быть не только обучение сотрудников полиции боевым приемам борьбы, но и развитие физических качеств, а так же обучение основам методики самостоятельного развития физических качеств.

Таким образом, актуальность проблемы развития и совершенствования физических качеств сотрудников полиции определяется высокими требованиями к физической подготовленности с одной стороны, и недостаточным методическим обеспечением занятий по физической подготовке с другой позволили сформулировать цель исследования, которая заключается в выявлении наиболее важных для сотрудника полиции физических качеств и разработке методических рекомендаций по их развитию.

Изложение основного материала статьи. Для оценки важности развития тех или иных физических качеств сотрудника полиции, нами было проведено предварительное аналитическое исследование, включающее в себя опрос и анализ научной литературы. В опросе приняли участие 81 сотрудник младшего,

среднего и старшего начальствующих составов, проходивших курсы повышения квалификации в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина в период с января по май 2017 года.

На рисунке 1 представлены результаты проведенного нами исследования субъективного мнения о приоритетных физических качествах для сотрудника полиции.

Наиболее важными физическими качествами, по мнению респондентов, являются сила - 31 % опрошенных, выносливость - 28 % и скоростные способности - 24 %. Учитывая, что при мышечной работе, связанной с задержанием правонарушителя эти физические качества проявляются в комплексе, а так же то, что большинство респондентов затруднились в определении наиболее важного для сотрудника полиции физического качества и указали несколько вариантов ответа, необходимо рассматривать их в комплексе - как силовую выносливость, скоростно-силовые способности и т.д.

Анализ научно-исследовательской литературы по данной теме и практической деятельности правоохранительных органов свидетельствуют о том, что исход физического противостояния полицейский-нарушитель при пресечении преступных действий, зависит не только от умения владеть табельным оружием и уверенно использовать освоенные приемы и действия рукопашного боя, но и от степени специальной физической подготовленности, включающей в себя основные физические качества: быстроту, выносливость, силовые и координационные способности [1, 7].

Для оценки состояния физической подготовленности сотрудников, прибывших для прохождения профессионального обучения на факультет профессиональной подготовки, было проведено анкетирование и входной контроль физической подготовленности. В педагогическом эксперименте, проходившем на базе Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, приняли участие слушатели факультета профессиональной подготовки, обучаемые по основной программе профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел по должности служащего «Полицейский» в количестве 109 человек.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большинство сотрудников (60,8%) регулярно посещают занятия по физической подготовке проводимые по месту службы, но значительная часть респондентов допускают пропуски занятий по различным причинам (39,2%). Подавляющее большинство (88,7%) посещают занятия с удовольствием, что, безусловно, сказывается на уровне усвоения учебного материала, около 2,1% опрошенных не видят необходимости проведения занятий по физической подготовке с сотрудниками полиции. Результаты опроса свидетельствуют, о том, что только 24,5% сотрудников прибывших для прохождения профессионального обучения регулярно занимаются физической подготовкой в свободное время.

Большинство сотрудников на занятиях по физической подготовке стремятся развивать физические качества и поддерживать себя в форме (соответственно 42,9% и 33,7%), незначительная часть опрошенных связывает занятия физической подготовкой с необходимостью качественно решать служебные задачи и снимать стрессовое напряжение (12,3% и 8,2%).

Субъективные данные оценки уровня физической подготовленности и степени владения боевыми приемами борьбы сотрудников принимавших участие в опросе представлены на рисунке 2.

координации

ные способно 10%

гибкость

7%

Рисунок 1. Приоритетные физические качества сотрудников полиции

Рисунок 2. Субъективная оценка физической подготовленности

Данные рисунка 2 свидетельствуют о том, что большинство сотрудников, прибывших для прохождения обучения, считают свой уровень физической подготовленности к службе либо «в целом удовлетворительный» - 61 %, либо «полностью удовлетворительный» - 12%, четвертая часть сотрудников признают свой уровень физической подготовленности неудовлетворительным - 25% и 2% -полностью неудовлетворительным.

Второй этап заключался в определении уровня физической подготовленности сотрудников, который основывался на результатах сдачи входного контроля и анализа полученных данных (объективная оценка уровня развития физической подготовленности) (Рис. 3).

На рисунке видно, что средний балл по сумме двух нормативов у мужчин составляет - 89,5 баллов. 99 сотрудников мужского пола, выполнявших нормативы входного контроля, в упражнениях на силу выбрали: толчок (жим) гири - семь человек; подтягивание на перекладине - тринадцать человек; сгибание и разгибание рук, в упоре лежа - семьдесят девять человек. В упражнениях на быстроту и ловкость 100% мужчин выбрали челночный бег 4х20 метров.

Рисунок 3. Результаты сдачи входного контроля

В соответствии с требованием Приказа МВД России от 13 ноября 2012 г. №1025 дсп «Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», минимальный порог, для мужчин первой возрастной группы - 115 баллов, для второй возрастной группы -105 баллов (все респонденты по возрастным параметрам находились в пределах первой и второй возрастных групп) [6].

Иначе распределились результаты у сотрудников женского пола. Средний балл при сдаче входного контроля по сумме двух упражнений составил 85,9 балла. Средний балл при сдаче входного контроля по сумме двух упражнений составил 85,9 балла при необходимых 75 баллах для первой возрастной группы и 65 баллах для второй возрастной группы [6]. При сдаче силового норматива женщины набрали баллов больше, чем при выполнении упражнения на быстроту и ловкость - 47,2 и 38,7 соответственно. Из упражнений на силу все женщины выбрали наклоны вперед из положения лежа на спине, в течение одной минуты, а из упражнений на быстроту и ловкость выполняли челночный бег 10х10 метров.

Анализируя данные, полученные в результате предварительного тестирования, можно сделать вывод о неудовлетворительном уровне физической подготовленности большинства респондентов, неудовлетворительном уровне самооценки собственной физической подготовленности и организации

самостоятельной двигательной активности. Одной из причин недостатков в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями может являться отсутствие специальных знаний и необходимого двигательного опыта, восполнение которого происходит в процессе организации занятий по физической подготовке.

Анализируя исследования ряда ученых и результаты опроса слушателей, обучающихся на факультете профессиональной подготовки, факультете переподготовки и повышения квалификации необходимо отметить, что к наиболее важным физическим качествам, необходимым для качественного несения службы относятся сила и ее разновидности, скоростная выносливость, координационные способности в состоянии усталости. Эти же физические качества необходимы для успешной сдачи контрольных нормативов. Учитывая результаты, которые показали слушатели во время входного контроля по физической подготовке, данные физические качества у большинства протестированных слушателей находятся на недостаточном уровне. Следовательно, именно этому необходимо уделять дополнительное внимание во время проведения занятий по физической подготовке.

На занятиях по физической подготовке мы стремились к развитию физических качеств на протяжении всего времени обучения, в том числе и при изучении тем специальной физической подготовки. Программой первоначального обучения слушателей факультета профессиональной подготовки, обучающихся по программе профессионального обучения (профессиональной подготовки) для лиц рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел предусмотрено 30 часов общефизической подготовки.

Общефизическая подготовка предполагает изучение таких разделов как легкая атлетика и ускоренное продвижение, прикладная атлетическая гимнастика и преодоление полос препятствий. Учитывая разный уровень физической подготовленности обучающихся сотрудников, в начале обучения, по нашему мнению, необходимо освоить раздел общефизической подготовки. Это обусловлено тем, что перед выполнением сложно-координационных действий из раздела «Боевые приемы борьбы» нужно укрепить опорно-двигательный аппарат, а также иметь достаточный уровень развития физических качеств. Во время изучения данных разделов слушатели изучают и совершенствуют технику бега на различные дистанции, силовые упражнения с отягощением и весом собственного тела, преодолевают препятствия различными способами.

При построении занятий по специальной физической подготовке, предполагающих изучение ударов и защит от них, бросков, задержаний и сопровождений и т.д., в основную часть занятия включались упражнения для развития физических качеств, с использованием следующего алгоритма построения учебного занятия: сначала выполняются упражнения, требующие проявления координационных способностей и направленные на их развитие, потом - тренировка физических качеств, в следующей последовательности - упражнения на быстроту, силу, и на выносливость [4]. Поэтому упражнения направленные на развитие физических качеств (сила, выносливость и их сочетание) целесообразнее включать во вторую половину основной части занятия в течение 15-20 минут. На этапах совершенствования боевых приемов борьбы рекомендуется чередование силовых упражнений (скоростно-силовых, собственно-силовых и т.д.), выполнения ударных действий и защит с выполнением боевых приемов борьбы. Данный методический прием способствует повышению силовой и скоростной выносливости, воспитанию морально-волевых качеств и умению выполнять технические действия даже на фоне значительного утомления. Указанные методические рекомендации по развитию физических качеств на занятиях по физической подготовке позволили получить высокий кумулятивный эффект при развитии физических качеств.

По окончанию процесса обучения для слушателей предусмотрен итоговый экзамен, включающий в том числе тестирование физических качеств. Допуском к сдаче боевых приемов борьбы является успешное выполнение нормативов на минимальную сумму баллов своей возрастной группы. Результат сдачи контрольных нормативов представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. Результаты сдачи нормативов по окончанию обучения

Результаты входного контроля и итогового тестирования были обработаны при помощи методов математической статистики по критерию Стьюдента [2]. На основании полученных данных мы можем сделать вывод о значительном улучшении результатов у слушателей в исследуемых показателях. Математический анализ выявил статистическую достоверность полученных результатов. В тесте «Челночный бег» у мужчин результат улучшился с 44,6 балла до 57,5 балла, при р<0,05, силовых упражнениях - с 44,9

балла до 61,3 балла, при р<0,05. Общий средний бал у мужчин изменился с 89,5 балла до 118,8 балла (р<0,05). При этом все слушатели существенно улучшили результаты в исследуемых показателях.

Аналогичные изменения выявлены у женщин, проходивших курс обучения. В упражнении на скорость и ловкость результаты изменились с 38,7 балла до 45,8 баллов (р<0,05), в упражнении на силу с 47,1 балла до 54,4 балла (р<0,05). Общий средний балл увеличился с 85,9 балла до 100,2 балла (р<0,05). Все женщины, так же как и мужчины успешно преодолели порог баллов, необходимый для своей возрастной группы - 75 баллов для первой возрастной группы и 65 баллов для второй возрастной группы.

Полученные результаты, проводимые в рамках педагогического исследования, позволили сделать следующие выводы:

- к наиболее важным физическим качествам, необходимым для качественного несения службы сотрудником полиции относятся сила и ее разновидности, скоростная выносливость и координационные способности;

- в период первоначального профессионального обучения сотрудников полиции физические качества необходимо развивать на протяжении всего процесса обучения;

- высокий кумулятивный эффект в развитии физических качеств достигается выполнением упражнений по их развитию на каждом практическом занятии в следующей последовательности - упражнения на развитие быстроты, силовых способностей и выносливости;

- на этапах совершенствования боевых приемов борьбы рекомендуется чередование силовых упражнений (скоростно-силовых, собственно-силовых и т.д.), выполнения ударных действий и защит с выполнением боевых приемов борьбы.

Литература:

1. Витютнев, Е.Е. Прикладная физическая и двигательная подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции, на специализированном этапе профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук. / Е.Е. Витютнев. -Краснодар. - 2014, - 203 с.

2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - Москва: Академия, 2002.

3. Клименко Б.А. Анализ эффективности организации физической подготовки у сотрудников УМВД России по Белгородской области, направляемых в служебные командировки в Северо-Кавказский регион/ Клименко Б.А., Кулиничев А.Н., Гросс И.Л., Ленева Ю.Л. // Проблемы правоохранительной деятельности: международный научно-теоретический журнал. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2017. № 1. С. 108-114.

4. Коник А.А., Никулин И.Н. Повышение физической работоспособности студентов нефизкультурного вуза на основе оздоровительных занятий с отягощением: Монография. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2014. - 169 с.

5. Тарасенко, А.А., Муханов, Ю.В. Анализ физической подготовленности лиц, прибывших для первоначального обучения в Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина // Проблемы правоохранительной деятельности, 2017. -№ 2. - С. 89-95.

6. Приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. №1025дсп «Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

7. Шлыков В.А. Методика силовой подготовки слушателей специальных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Шлыков. - Москва,1995. - 220 с.

Педагогика

УДК: 378

аспирант 3 курса Косырева Наталья Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Формирование лингвокоммуникативной культуры стала одной из наиболее необходимых задач в сфере образования: возникает потребность повышения уровня лингвистической и коммуникативной подготовки студентов, что развивает способности студентов слушать и услышать, понять и признать мысль другого, оценить и сопоставить культурные ценности иноязычной культуры. При помощи использования различных образовательных технологий, в том числе инновационных, можно в дальнейшем обеспечить возможность грамотного профессионального карьерного роста будущего специалиста.

Ключевые слова. Лингвокоммуникативная компетенция, образовательные технологии, инновационные технологии.

Annotation. The formation of linguo-communicative competence has become one of the most essential tasks in the field of education: there is a need of increase of level of linguistic and communicative training of students that develops the ability of students to listen and to hear, understand and accept the idea of the other, to measure and compare cultural values of foreign language competence. Through the use of various educational technologies, including the innovation can further provide the possibility of a competent professional career growth of future specialists.

Keywords. Linguo-communicative competence, educational technologies, innovative technologies.

Введение. Для педагогического исследования проблема формирования лингвокоммуникативной культуры важна в том, что подготовка высококвалифицированных специалистов должна соответствовать международным стандартам, тем самым обеспечив их путь к профессиональному росту, мобильности и эффективному межличностному взаимодействию.

Формулирование цели статьи. Целью работы является определение в становлении будущего специалиста способ его жизнедеятельности и социального положения, субъективное содержание, продуктивность и качество его работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.