Научная статья на тему 'Использование метода ситуационного моделирования на занятиях по профессиональной прикладной физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России'

Использование метода ситуационного моделирования на занятиях по профессиональной прикладной физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
746
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
курсант / слушатель / прикладная физическая подготовка / боевые приемы борьбы / моделирование / методика обучения. / cadet / listener / applied physical training / fighting methods of fight / modeling / training technique.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Васильевич Малиновский, Олег Викторович Красилов, Сергей Владимирович Мананников

Рассматривается место профессионально прикладной физической подготовки как учебной дисциплины в процессе трудовой деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анатолий Васильевич Малиновский, Олег Викторович Красилов, Сергей Владимирович Мананников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE METHOD OF SITUATIONAL MODELLING ON CLASSES IN PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The place of professionally applied physical training as subject matter in the course of work of future employee of lawenforcement bodies is considered.

Текст научной работы на тему «Использование метода ситуационного моделирования на занятиях по профессиональной прикладной физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10199 © А.В. Малиновский, О.В. Красилов, С.В. Мананников, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Анатолий Васильевич Малиновский,

кандидат педагогических наук, доцент Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)

E-mail: amalinovskii6@mvd.ru; Олег Викторович Красилов, кандидат педагогических наук, доцент Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49);

Сергей Владимирович Мананников, Барнаульский юридический институт МВД России (656038, Барнаул, ул. Чкалова, д. 49)

Аннотация. Рассматривается место профессионально прикладной физической подготовки как учебной дисциплины в процессе трудовой деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел.

Ключевые слова: курсант, слушатель, прикладная физическая подготовка, боевые приемы борьбы, моделирование, методика обучения.

USE OF THE METHOD OF SITUATIONAL MODELLING ON CLASSES IN PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Anatoliy V. Malinovsky,

Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor Barnaul legal institute Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation;

Oleg V. Krasilov,

Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor Barnaul legal institute Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation;

Sergey V. Manannikov,

Barnaul legal institute Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Abstract. The place of professionally applied physical training as subject matter in the course of work of future employee of law-enforcement bodies is considered.

Keywords: cadet, listener, applied physical training, fighting methods of fight, modeling, training technique.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Малиновский А.В., Красилов О.В., Мананников С.В. Использование метода ситуационного моделирования на занятиях по профессиональной прикладной физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):384-9.

Сложная криминальная обстановка сохраняется, проникает во все сферы жизни. Все это с особой остротой ставит проблему повышения профессионализма работников органов внутренних дел. Обострение криминогенной ситуации в стране и современные условия деятельности выдвигают требования высокой теоретической и практической готовности сотрудников полиции к осуществлению

правоохранительной практики. Поэтому в учебном процессе образовательных организаций системы МВД России основной задачей является формирование у курсантов и слушателей способностей к профессиональной деятельности, в том числе к решению оперативных задач по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. При этом необходимые профессионально важные знания,

умения, навыки, личностные качества у курсантов и слушателей формируются и развиваются во время учебных занятиях по различным дисциплинам, в процессе трудовой деятельности, а также на занятиях по физической подготовке.

Профессиональная прикладная физическая подготовка в образовательных организациях — это учебная дисциплина, которая в процессе обучения будущего сотрудника органов внутренних дел вырабатывает важнейшие компоненты профессионального мастерства. Основной частью процесса обучения является раздел «Боевые приемы борьбы». Этот раздел является базовой подготовкой квалифицированных специалистов для органов внутренних дел и обеспечения готовности к выполнению своих служебных обязанностей по охране правопорядка.

Курсанты и слушатели по окончанию обучения, приступают к выполнению служебных обязанностей на местах несения службы. В практической деятельности ОВД одним из наиболее важных направлений является борьба с правонарушениями против посягательств на жизнь, здоровье граждан и их собственности. Зачастую правонарушитель, при совершении противоправных действий, как правило, пытается найти способ противодействия сотрудникам с целью избежать ответственности. Он навязывает активное сопротивление, пытаясь максимально осложнить сотруднику задержание. Для того чтобы сотрудник полиции мог успешно выполнять пресечение противоправного поведения, необходима тщательная подготовка и развитие профессиональных навыков применения физической силы для задержания нарушителей правопорядка [6, с. 52—53].

Необходимо отметить, что применение физической силы должно быть правомерным, и соответствовать законодательству Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также применение мер государственного принуждения сотрудниками сопряжено с документальным оформлением указанных действий. Грамотно и полно изложенный в рапорте сотрудника ход действий до применения, в момент и после применения специальных средств или физической силы позволит избежать спорных вопросов, неверных интерпретаций и версий произошедших событий.

В настоящее время законодатель не дает определенного понятия физической силы, но она упоми-

нается в Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации в разделе подготовки сотрудников «боевым приемам борьбы». Федеральным Законом «О полиции» (ч. 1 ст. 20 Закона «О полиции») определены ситуации, где и как сотрудник полиции может применить свое право применения физической силы к правонарушителю:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Первое основание применения сотрудником полиции физической силы — пресечение преступлений и административных правонарушений не связанных с оказанием какого-либо сопротивления сотруднику. Применение физической силы для пресечения преступлений и административных правонарушений в случаях, которые обусловлены только невыполнением каких-либо юридически обязательных действий, таких как управление транспортным средством без водительских прав, нарушение правил дорожного движения, проживание без паспорта, выгул собаки без поводка и т.п.) если и может предполагаться, то лишь в виде «телесного» наказания. Соответственно, такой подход к применению физической силы не является правовым и не согласуется с принципами законности, соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, которыми, как устанавливает гл. 2 Закона «О полиции», должны руководствоваться сотрудники полиции при выполнении своих служебных обязанностей. Исходя из вышесказанного, применение физической силы сотрудниками полиции допустимо только в отношении лиц, которые совершают правонарушения или не выполняют требования сотрудника и оказывают сопротивление задержанию [7, с. 34—38].

Второе основание применения физической силы — это задержание лиц, совершивших преступления или административные правонарушения.

В ситуациях, когда при визуальном осмотре правонарушителя и его неадекватного поведения, появляются сомнения и что время доставления в отдел полиции может совершить какие-либо действия против сотрудника полиции, либо причинить вред себе, либо попытаться скрыться. В таких случаях целесообразно применять способы сопровождения с применением болевых приемов на кисть, локтевой сустав и т.п. без причинения ему телесных повреждений, не применяя для ограничения его передвижения наручники, пока он не оказывает противодействие [8, с. 91—95].

Третье основание применения полицией физической силы возникает в случаях, которые возникают при отказе соответствующих лиц от выполнения законных требований сотрудников полиции [1, с. 552]. Применение сотрудниками полиции физической силы следует ограничивать в случаях, когда лицо, к которому предъявляются законные требования отказывается:

• проследовать в указанное место, оставаться на месте или покинуть его;

• обеспечить свободный доступ в какое-либо помещение, на территорию, в транспортное средство или иной объект;

• обеспечить свободный доступ к каким-либо лицам, предметам или документам [2, с. 133— 138].

Отработка навыков применения физической силы к правонарушителю на занятиях по физической подготовке, должна быть максимально приближена к реальным условиям. Эффективность работы сотрудников органов внутренних дел напрямую зависит от эффективности профессиональной подготовки.

Методика обучения правомерным способам применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия преследует решение задач оперативного, юридически грамотного анализа ситуаций, принятия решения и выполнения двигательных действий. В рамках практических занятий возможно моделирование ситуаций, которые должны изменяться в сторону усложнения.

Моделирование оперативно-служебной деятельности, связанное с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции в условиях, приближенных к

реальным ситуациям, целесообразно разрабатывать по основаниям, определенным ст. 19—23 Закона «О полиции».

Построение упражнения должно обеспечивать реализацию замысла моделируемой ситуации, в которой сотрудник или группа сотрудников, будет выполнять требуемые действия по преследованию правонарушителя; по продвижению к цели (бегом, шагом, ползком, кувырком и т.д.); по выполнению тактико-технических действий, в том числе применение боевых приемов борьбы, обездвиживание, личный досмотр, надевание средств ограничения подвижности; по извлечению и приведению оружия в готовность к применению; по оценке действий правонарушителя; по оценке самостоятельных тактико-технических действий и правильности решения ситуации в целом.

Предлагаемые ситуации моделирования оперативно-служебной деятельности в рамках применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия разработаны на основе нормативных правовых актов МВД России, носят рекомендательный характер и могут дополняться или видоизменяться в зависимости от целей конкретных занятий и материальных возможностей конкретного подразделения.

В связи с этим при организации и проведения занятий по физической подготовке с обучающимися старших курсов и слушателями факультета профессиональной подготовки в Барнаульском юридическом институте МВД Российской Федерации, используется метод ситуационного моделирования [5, с. 347—348].

С помощью данного метода отрабатываются ситуации повседневной служебной деятельности участковых уполномоченных сотрудников патрульно-постовой службы и других слушателей, обучающихся по своему направлению, связанные с возможным применением физической силы и специальных средств.

Целью данного метода является формирование и развитие умений и навыков правомерного применения физической силы и специальных средств.

С помощью моделирования формируются такие образовательные и воспитательные задачи как:

1. Умение анализировать ситуации оперативно-служебной деятельности.

2. Совершенствование физических качеств (быстрота, сила, координация, выносливость).

3. Формирование тактических умений и навыков применения физической силы и специальных средств умений и навыков коллективного взаимодействия при задержании правонарушителя.

4. Формирование и развитие психологической устойчивости в ситуации применения мер государственного принуждения.

Моделирование практических ситуаций создается при активном взаимодействии практических работников полиции. Так при проведении круглых столов на кафедре физической подготовки БЮИ МВД России, обсуждаются ситуации из практики задержания правонарушителей. На основе этих ситуаций преподавателями кафедры создаются модели поведения ассистента и место задержания. Все эти модели детально прорабатываются на занятиях по физической подготовке, создавая навык применения приемов задержания.

Рассмотрим пример одной из смоделированной ситуации для сотрудников полиции. В описательной части ставятся цели и задачи, на что в процессе отработки обращается особое внимание сотрудников полиции. Определяется материальное обеспечение, что должно использоваться при выполнении задания. Обращается внимание на правовую оценку смоделированной ситуации. После уточнения поставленных задач переходим к практической части выполнения задания.

Рассмотрим смоделированную ситуацию на примере.

Цель: Формирование и развитие умений и навыков правомерного применения физической силы и (или) специальных средств.

Образовательные и воспитательные задачи:

1. Формирование умений анализировать ситуации оперативно-служебной деятельности.

2. Совершенствование физических качеств (быстрота, сила, координация, выносливость).

3. Формирование умений и навыков коллективного взаимодействия при задержании правонарушителя.

4. Формирование тактических умений и навыков применения физической силы и специальных средств.

5. Формирование и развитие психологической устойчивости в ситуации применения мер государственного принуждения.

Материальное обеспечение: форменная одежда, снаряжение, табельное оружие с боеприпасами, палка специальная, наручники. Ситуация моделируется в уличных условиях, на полосе препятствий.

Описание ситуации.

При осуществлении патрулирования наряд полиции обратил внимание на гражданина, который, находясь в состоянии предположительно алкогольного опьянения, сидел на лавочке и назойливо приставал к проходящим мимо него гражданам, уговаривая дать ему денег на спиртные напитки. На отказ граждан реагировал агрессивно, высказывая различные нецензурные слова и показывая непристойные жесты.

Увидев наряд полиции, правонарушитель стал громко угрожать физической расправой, встал и начал двигаться в сторону сотрудников.

Правовая оценка деяния.

В первоначальных действиях лица усматриваются признаки деяния, ответственность за которое установлена ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ, а также в зависимости от развивающейся ситуации последующие действия, сопряженные с нападением на сотрудников полиции, следует квалифицировать как покушение на совершение преступления по ст. 318 УК РФ. В случае, если насилие было не опасное для жизни и здоровья, такие действия квалифицируются по ч. 1 ст. 318 УК РФ (преступление, относящееся к категории средней тяжести), если опасное для жизни и здоровья — то ч. 2 ст. 318 УК РФ (тяжкое преступление). А также оскорбление представителя власти ст. 319 УК РФ.

Если правонарушитель не откажется от намерения напасть, то в зависимости от ситуации возникают основания для применения в отношении него физической силы или специальных средств, учитывая численное превосходство сотрудников полиции и то, что нападающий не вооружен. Физическая сила может быть применена по п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона «О полиции» для пресечения преступлений и административных правонарушений. Специальные средства могут быть применены по п. 1 или п. 2 ч. 1 ст. 21 Закона «О полиции», а именно для отражения

нападения на гражданина или сотрудника полиции или для пресечения преступления или административного правонарушения [4, с. 332].

Следует помнить, что сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции (ч. 1 ст. 19 Закона «О полиции») [3].

Кроме этого, сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Законом «О полиции» разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Практические действия.

Тактическое расположение должно обеспечивать личную безопасность каждого сотрудника полиции. Один располагается сзади правонарушителя, двое находятся перед ним на некотором расстоянии. После предупреждения о возможности применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия дать время на выполнение законных требований. В случае отказа возможно применение палки специальной, боевых приемов борьбы, обездвиживание, применение средств ограничения подвижности.

При обучении применению физической силы и(или) специальных средств сотрудниками полиции в данной ситуации, с целью формирования практических навыков обучающиеся выполняют действия по применению физической силы (боевых приемов борьбы) при задержании правонарушителя, а также действия по личному досмотру правонарушителя. Преподаватель объясняет ситуацию, доводит условия выполнения упражнения и меры безопасности. Обучающиеся в группах из трех человек отрабатывают моделируемую ситуацию в течение отведенного времени, меняясь ролями.

Действия после задержания.

1. Информировать дежурную часть территориального органа МВД России о происшествии;

2. Произвести личный досмотр правонарушителя;

3. В случае необходимости применить средства ограничения подвижности;

4. Оказать первую помощь пострадавшим;

5. Подготовить рапорт о применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Применение технических действий зависит от индивидуальных особенностей сотрудника, его способностей планировать свои действия, варьировать ими в различных ситуациях [9].

Тактическое мастерство сотрудника проявляется в способности найти необходимое противодействие противнику и использовать его слабые стороны.

Исходя из опыта применения метода ситуационного моделирования, все задания которые начинаем отрабатывать с курсантами и слушателями факультета профессиональной подготовки начинаются с самым простых и переходят к более сложным. Многократное повторение приводит к мышечному запоминанию действий при выполнении поставленной задачи, и при возникновении подобной ситуации он мгновенно реагирует на противоправное действие и проводит задержание правонарушителя. Постепенно после многократного повторения, преподаватель оценивает навыки применения физической силы обучаемыми и переходит к следующей ситуации.

Во время проведения занятий преподаватель может внезапно внести изменения и усложнить задание. При внесении изменений, он определяет насколько курсант (слушатель) в определенной ситуации может принять решение самостоятельно, при этом все его действия остаются правомерными по отношения. Если курсант (слушатель) справился и принял все меры во время возникшей ситуации, то основная цель данной ситуации считается выполненной.

После ознакомления с некоторыми заданиями проводится комплексная тренировка, в ходе которой реализуется наработка у обучающихся мгновенного реагирования на угрозы со стороны ассистента. Опыт использования данного метода показывает, что если эта задача в ходе проведения занятий с применением моделирования практических ситуаций при задержании правонарушителей будет решена, то и навык применения боевых приемов борь-

бы в отношении нарушителей правопорядка станет стабильным.

Подводя итог можно сделать вывод, что опыт применения метода ситуационного моделирования практических ситуаций по задержанию преступников на занятиях по профессиональной прикладной физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, дает возможность овладеть устойчивыми навыками выполнения правомерного применения физической силы, специальных средств и приемов борьбы для задержания правонарушителей, позволяет в дальнейшем осуществлять качественное выполнение своих профессиональных обязанностей.

Литература

1. Аврутин Ю.Е., Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) [Электронный ресурс] / Ю.Е. Аврутин, С.П. Була-вин, Ю.П. Соловей, В.В Черников. М.: Проспект, 2015.

2. Архипов Д.В. Применение физической силы сотрудниками полиции при пресечении административного правонарушения. Журнал «Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина» № 5. 2017. Уфимский юридический институт МВД России.

3. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О Полиции» (постатейный). «Деловой двор», 2011.

4. Егорова Н.Э., Новичкова Е.Е., Аграфо-нов М.Ю., Гаврюшкин А.Н., Добров А.Н., Дубровин А.К., Кузнецов А.А., Кутимский А.М., Марченко Д.В., Нарыжный Е.В., Сысоев А.А., Там-бовцева Г.М., Тамбовцев Е.А., Третьякова Е.И.,

Шаевич А.А. Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность. ВосточноСибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Учебное пособие. 2014.

5. Красилов О.В., Мананников С.В., Клочков Р.В. Применение моделирования практических ситуаций для обучения боевым приемам борьбы в практической деятельности сотрудников ОВД. В книге: государство и право в эпоху глобальных перемен материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией С.К. Бурякова. 2017.

6. Красилов О.В., Мананников С.В., Клочков Р.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций системы МВД России: перспективы и инновации. Вестник Барнаульского юридического института МВД России 2017. № 1 (32).

7. Королев Р.В. К вопросу о правовом регулировании применения сотрудниками полиции силы. Материалы конференции «Актуальные проблемы права и государства в XXI веке» № 5. 2017. Уфимский юридический институт МВД России.

8. Кравчук А.И., Глубокий В.А. Содержание физической подготовки слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации СибЮИ ФСКН России. Вестник Сибирского юридического института ФСКН России № 4 (17), 2014.

9. Купавцев Т.С., Морозов В.А., Федулов Б.А. Организация и проведение занятий, связанных с моделированием ситуаций повседневной деятельности подразделений органов внутренних дел с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: учебное пособие: доп. МВД РФ: департамент гос. службы и кадров МВД РФ; под ред. Т. С. Купавцева, В.А. Морозова, Б.А. Феду-лова. М.: ДГСК МВД России, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.