Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке полицейских, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, путем моделирования ситуаций на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России'

К вопросу о подготовке полицейских, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, путем моделирования ситуаций на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ / COMBAT FIGHTING TECHNIQUES / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА / SKILL FORMATION / МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ / METHOD OF SITUATION MODELING / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / COUNTER-TERRORIST OPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силантьев Виктор Владимирович

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки полицейских, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, на занятиях по физической подготовке путём моделирования ситуаций, а также вопросы интеграции огневой, физической и тактико-специальной подготовки в образовательных организациях МВД России. Кратко освещено современное состояние проблемных вопросов при обучении полицейских, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, изложена точка зрения автора на их решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силантьев Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF TRAINING OF POLICE OFFICERS ASSIGNED TO PARTICIPATE IN COUNTER-TERRORIST OPERATIONS IN THE NORTH CAUCASUS REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION BY SIMULATING SITUATIONS DURING THEIR PHYSICAL TRAINING AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article considers the peculiarities of the professional training of police officers assigned to participate in counter-terrorist operations in the North Caucasus region at physical training classes by simulating situations as well as the issues of integration of firearms, physical, tactical and special training at educational organizations of the MIA of Russia. The current state of problematic issues in training police officers assigned to participate in counter terrorist operations is briefly highlighted, the author's point of view concerning their solution is presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке полицейских, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, путем моделирования ситуаций на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России»

УДК 355.233:355.423

^■лцвк. Виктор Владимирович СИЛАНТЬЕВ,

старший преподаватель кафедры физической подготовки Сибирского юридического института

-"ЧВ ЯВч

МВД России (г. Красноярск)

[email protected]

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУТЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

TO THE ISSUE OF TRAINING OF POLICE OFFICERS ASSIGNED TO PARTICIPATE IN COUNTER-TERRORIST OPERATIONS IN THE NORTH CAUCASUS REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION BY SIMULATING SITUATIONS DURING THEIR PHYSICAL TRAINING AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки полицейских, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, на занятиях по физической подготовке путём моделирования ситуаций, а также вопросы интеграции огневой, физической и тактико-специальной подготовки в образовательных организациях МВД России. Кратко освещено современное состояние проблемных вопросов при обучении полицейских, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, изложена точка зрения автора на их решение.

The article considers the peculiarities of the professional training of police officers assigned to participate in counter-terrorist operations in the North Caucasus region at physical training classes by simulating situations as well as the issues of integration of firearms, physical, tactical and special training at educational organizations of the MIA of Russia. The current state of problematic issues in training police officers assigned to participate in counter terrorist operations is briefly highlighted, the author's point of view concerning their solution is presented.

Ключевые слова: боевые приёмы борьбы, формирование навыка, метод моделирования ситуаций, контртеррористическая операция.

Keywords: combat fighting techniques, skill formation, method of situation modeling, counter-terrorist operation.

Несение службы сотрудниками полиции органов внутренних дел, привлекаемыми к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - полицейские), связано с риском для жизни и здоровья полицейских, находящихся в командировке.

При несении службы в непредсказуемых ситуациях проведения контртеррористиче-

ских операций на территории Северо-Кавказского региона сотруднику полиции приходится задерживать правонарушителей в экстремальных условиях окружающей обстановки. Правонарушитель не всегда оказывается слабее сотрудника полиции и, как правило, хорошо развит физически, вооружен холодным и огнестрельным оружием, умело владеет им и успешно ориентируется на местности. Такие ситуации для полицейских

характеризуются дефицитом информации и времени для принятия ответственных решений, постоянным изменением обстановки, неожиданностью действий задерживаемого и другими стресс-факторами.

В связи с этим результатом обучения полицейских в процессе занятий по физической подготовке должен стать большой арсенал двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний в совокупности с психологической подготовленностью, который позволит сотруднику в экстремальных условиях служебной деятельности найти оптимальное решение двигательной задачи с целью обеспечения личной безопасности и осуществления задержания правонарушителя.

Двигательный навык состоит из элементов двигательного действия.

В выполнении целостного двигательного действия требуется координированное взаимодействие всех его элементов, характеризующихся по пространственным, временным и динамическим показателям. Важными свойствами навыка являются устойчивость и гибкость. Устойчивость навыка характеризуется низкой подверженностью воздействиям сбивающих факторов. Данными факторами могут быть психофизическое утомление, ограниченность времени исполнения, опасность и т.д. Гибкость навыка определяется способностью эффективно применять действия в изменяющихся условиях. Действие не должно быть предельно автоматизировано, поскольку автоматизм полезен в стандартных, прогнозируемых и неизменяющихся условиях. [3]

При обучении полицейских, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, необходимо стремиться формировать навык, опираясь на знания и умения, полученные сотрудниками полиции на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке, а также сформированные навыки и полученные знания и умения (речь идет о положительном переносе навыка) при несении службы в органах внутренних дел.

С целью обучения владению боевыми приемами борьбы и огнестрельным оружи-

ем необходимо решать задачи практического задержания преступника, моделируя профессиональную деятельность полицейских, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Решаемые задачи, связанные с ограничением свободы передвижения ассистента, не обязательно должны быть сложными для обучаемых, сотрудники должны справляться с решением данных задач, воспитывая в процессе обучения смелость, решительность, уверенность в своих силах. Постепенно по мере тренированности условия решения задач необходимо усложнять. [3]

Обучая сотрудников боевым приемам борьбы, необходимо учитывать, что умение применять приемы переходит в навык при многократном повторении на фоне психоэмоционального напряжения, как и при спортивном поединке. [3] Для подготовки сотрудника необходимо использовать это понимание при обучении, в процессе совершенствования боевых приемов борьбы. При задержании правонарушителя применение физической силы и боевых приемов борьбы нивелируется весоростовыми показателями преступника, таким образом возникает необходимость применения огнестрельного оружия или принуждения преступника повиноваться под угрозой применения огнестрельного оружия. [2]

В условиях проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона возникновение экстремальных ситуаций с применением огнестрельного оружия достаточно вероятно. От умения сотрудника полиции правомерно применить огнестрельное оружие в сложившейся ситуации будет зависеть его жизнь и здоровье, безопасность товарищей по службе, а также жизнь и здоровье гражданских лиц - невольных участников или случайных свидетелей террористического акта. Особенности несения службы на территории Северного Кавказа предполагают непосредственный контакт с гражданским населением региона. При проведении полицейских операций на контролируемых территориях не представляется возможным на безопасном расстоянии отличить боевика

- 94

№ 4 (29) • 2017

от простого жителя населенного пункта. Поэтому сотруднику полиции необходимо быть готовым вступить в ближний бой, с возможно вооруженным холодным или огнестрельным оружием преступником.

Анализируя информацию о применении огнестрельного оружия при проведении контртеррористических мероприятий подразделениями МВД России, мы приходим к выводу, что в 70% случаев сотрудниками полиции огонь ведется с коротких дистанций, нередко в упор. В таких условиях сотрудник обязан мгновенно реагировать на мельчайшие изменения обстановки. Однако сквозь прорезь прицела всех деталей не увидишь. Стрелок отрывает взгляд от мушки и, соответственно, теряет линию прицеливания. В этих условиях при внезапном столкновении с противником прицельно выстрелить крайне затруднительно. Что же касается стрельбы с близкого расстояния, то в таких условиях использование прицела бесполезно, замедляет процесс стрельбы, да и просто невозможно в условиях боевых действий.

Начнем с того, что бой - не спортивное состязание, в котором необходимо набрать максимум очков. При огневом контакте достаточно поразить любой не жизненно важный орган противника, стремясь к минимизации причиняемого ущерба. Также при задержании под угрозой применения огнестрельного оружия обнаруживается проблема контроля оружия и его применения с ближнего расстояния или в упор. Возникает необходимость совершенствования специальной техники применения огнестрельного оружия на коротких расстояниях. Тренироваться, конечно, необходимо начинать в условиях спортивного зала, с ассистентом решая задачи, связанные с ограничением свободы передвижения, и впоследствии совершенствовать полученные умения в условиях тактических полигонов, доводя полученное умение до уровня формирования навыка.

Логично, что при обучении и проведении итоговых аттестаций на занятиях по физической подготовке в полицейских отрядах, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, находящихся на

обучении в образовательных организациях МВД России, при решении задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, необходимо оценивать не только выполнение боевых приемов борьбы, но и условного применения огнестрельного оружия на поражение. Из этого следует, что на занятия по физической подготовке, сдачу зачета или экзамена, сотрудник должен прибывать в повседневной форме одежды, а также в начале экзамена моделировать получение в комнате хранения оружия специальных средств, учебного или сигнального оружия, имитирующего табельное.

Задачи, связанные с ограничением свободы передвижения ассистента, ежегодно разрабатываются ДГСК МВД России и до 1 декабря направляются в органы, организации, подразделения МВД России. [2]

В соответствии с Наставлением по организации физической подготовки в органах внутренних дел задача считается выполненной, если сотрудник уверенно и эффективно защитился от атакующих действий (переместился с пути движущейся атакующей конечности или направления ствола огнестрельного оружия, отбил атакующую конечность встречным ударом (выбил оружие), остановил атакующую конечность либо отбивом отвел ее в сторону, обозначил расслабляющий удар и освободился от захвата (обхвата); подавил сопротивление (акцентированно обозначил удар, толчком или рывком вывел ассистента из равновесия); ограничил свободу передвижения ассистента (сковал его руки болевым приемом, надежным и удобным для сопровождения, надел наручники или связал, вынудил ассистента угрозой применения оружия повиноваться или условно применил его на поражение). [2]

При решении задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, по мере тренированности психологическую подготовку необходимо осуществлять постоянно. Для этого следует использовать специальные упражнения, отражающие реальную служебную деятельность, моделируя условия задержания преступника.

Упражнения должны быть специализированы и направлены на формирование и раз-

витие определенного психического качества, а интенсивность выполнения и физическая нагрузка - такими же, как при выполнении служебно-боевых задач. Психологические трудности при этом создаются за счет выполнения специальных эмоциогенных упражнений, суть которых заключается в том, что обучающиеся ставятся в различные ситуации, вызывающие состояние напряженности, волнения, страха и, как следствие, укрепляющие эмоционально-волевую сферу. [3]

Решение о выполнении тех или иных действий зависит от создавшейся обстановки и поступающей извне информации, поэтому от сотрудников требуется умение вариативно применять усвоенные навыки и предугадывать дальнейший ход сложившейся ситуации. В программу занятий целесообразно включать различные действия (особенно на полосе препятствий и специальных полигонах), широко видоизменять фабулы и условия выполнения задач, применять разнообразные методы тренировки. [1]

Необходимо проводить интегрированные занятия по огневой, физической и тактико-специальной подготовке, более широко и разнопланово применяя метод моделирования ситуаций, где предметом-интегратором выступает тактико-специальная подготовка.

Для обеспечения у обучающихся психоэмоционального напряжения необходимо решать задачи практического задержания преступника, моделируя профессиональную деятельность. Основной принцип практического задержания - внезапность атаки, другими словами, соблюдение условия, исключающего возможность атакуемого заранее (до начала атаки) знать, какое атакующее действие будет проводить нападающий. [2]

Все эти мероприятия призваны формировать у полицейских психологическую готовность к действиям в экстремальных условиях для успешного выполнения учебно-служебных и служебно-боевых задач.

Здесь следует отметить, что теория моделирования на современном этапе широко ис-

пользуется в педагогике, в теории и методике физического воспитания как у нас в стране, так и за рубежом. Содержание и методика обучения технико-тактическим действиям в ходе учебного процесса по физической подготовке с использованием специальных тренировочных полигонов, моделирующих относительно самостоятельные, логически завершенные эпизоды схватки с правонарушителем, существенно улучшат и ускорят процесс освоения сложных технико-тактических действий, предлагаемых программой для сотрудников органов внутренних дел. Поэтому на современном этапе научно-исследовательская работа, связанная с интеграцией тактико-специальной, огневой и физической подготовки при обучении полицейских, проходящих подготовку в образовательных организациях системы МВД России, крайне актуальна и необходима.

Речь идет о более эффективном использовании в процессе подготовки полицейских этой категории междисциплинарных связей. Комплексные занятия позволяют совершенствовать тактико-технические действия как в стрельбе из табельного оружия, так и при применении боевых приемов борьбы с учетом физического и психологического состояния слушателей. И наконец, комплексные занятия по огневой, физической и тактиче-ско-специальной подготовке на завершающем этапе обучения в образовательных организациях системы МВД России должны стать приоритетным направлением.

Таким образом, в настоящее время в процессе реформирования системы МВД России, появления новых требований к подготовке кадров совершенствование организации учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» и пополнение его новым содержанием позволит значительно повысить уровень профессиональной подготовленности сотрудников полиции, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

- 96 -

№ 4 (29) • 2017

Библиографический список

1. Использование полос препятствий на занятиях по физической подготовке с курсантами (слушателями) образовательных учреждений МВД России : учебно-методическое пособие / под ред. проф. А.И. Числова. - М.: ЦОКР МВД России, 2007.

2. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 13.11.2012 № 1025.

3. Силантьев, В.В Моделирование ситуаций при обучении боевым приемам борьбы и оценка выполнения задач, связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России / В.В. Силантьев // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2017. - № 15-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.