УДК 159+799
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
PSYCHOLOGICAL AND TACTICAL FEATURES OF POLICE FIREARMS TRAINING
Юсупова Ольга Анатольевна,
начальник кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук, доцент
Афанасьев Александр Владимирович,
начальник кафедры огневой подготовки Дальневосточного юридического института МВД России (г. Хабаровск), кандидат педагогических наук
Ключевые слова:
негативные эмоциональные состояния, психологическая подготовка, огневая подготовка, формирование готовности сотрудника полиции к применению табельного оружия.
В статье обосновывается необходимость психологической подготовки сотрудника полиции к применению табельного оружия в служебной деятельности. Приведены результаты анализа различных методик обучения для формирования у сотрудников профессиональных компетенций.
Keywords:
negative emotional states, psychological training, firearms training, formation of the police officer's readiness to use service weapons.
The need for psychological training of a police officer for the use of service weapons in their official activities is substantiated in the article. The results of the analysis of various training methods for the formation of professional competences among officers are presented by the authors.
В настоящее время наблюдается стойкая тенденция к усилению агрессивности вооруженных преступников. В результате этого число преступлений, для пресечения которых бывает необходимо применение огнестрельного оружия, обусловливает повышенные требования к уровню огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) [3].
Одним из важнейших факторов формирования готовности сотрудника полиции к применению табельного оружия, является психологическая подготовка, которая помогает бороться с негативными эмоциональными состояниями в экстремальных ситуациях и осознанно контролировать свои действия.
На сегодняшний день классические методики в огневой подготовке являются недостаточно эффективными для развития прикладного мышления, поскольку по большей части они направлены на освоение правильного обращения с оружием и точности выстрела по обычным мишеням [6].
Профессиональная подготовка должна быть направлена в том числе на подготовку к ситуациям, требующим высокого уровня владения огнестрельным оружием в условиях высоких психологических нагрузок. Занятия по огневой подготовке позволяют решить эти задачи при условии деятельного подхода в ходе формирования у сотрудников профессиональных компетенций.
По мнению ряда исследователей, стрельба из огнестрельного оружия связана не столько с физическими, сколько с психическими процессами, а их развитие положительно сказывается на всех аспектах подготовки сотрудников, способствуя эффективности выполнения ими служебных обязанностей [6].
С нашей точки зрения, концепция морально-психологической устойчивости в момент экстремальной ситуации приобретает особое значение, так как при этом требуется высокое напряжение психологических ресурсов человека.
В связи с этим следует упомянуть показательный случай, произошедший 3 сентября 2017 г. в городе Серпухове. В отеле «Воздвиженское» профессиональный боксер Игорь Мамонтов и его знакомый Игорь Кауров избили компанию отдыхающих. На место происшествия прибыли полицейские, которые убедили Мамонтова, Каурова и потерпевших проехать в отделение полиции. Однако там спортсмен и его приятель стали угрожать потерпевшим, а полицейские не смогли пресечь их действия. Сотрудники полиции закрылись в кабинетах, а задержанные стали крушить все на первом этаже. Работники ОВД были вынуждены вызвать ОМОН, который справился с ситуацией [8].
Данный пример является яркой иллюстрацией пробелов в подготовке сотрудников полиции к экстремальным ситуациям. Важно помнить о том, что непосредственный контакт с вооруженным преступником, как правило, сопровождается угрозой жизни и здоровью полицейского, в связи с чем ему необходимо умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке и успешно применять огнестрельное оружие, поборов негативные психологические состояния.
Привлекают внимание в аспекте проблематики данного исследования труды знаменитого теоретика и практика в стрельбе Л.М. Вайнштейна. Из его утверждения следует, что доверять своим способностям и способностям, возникающим на подсознательном уровне, возможно только при росте результативности и достижений, связанных с развитием устойчивых навыков стрельбы, и, в конечном итоге, достигнув автоматизма всех действий с оружием. В данном случае лучший тренажер - само оружие. В процессе подготовки у сотрудника растет уверенность, что отражается на показателях стрельбы. Если у сотрудника отсутствует уверенность в себе и своем оружии, то от него нельзя ожидать высоких результатов и точности в экстремальной ситуации [1].
Кроме того, следует помнить о том, что выстрелить на поражение может далеко не каждый человек, так как это является серьезной нагрузкой на психику. Для преодоления этого барьера существует методика: на головную часть мишени прикрепляется собственная фотография сотрудника, которую необходимо поразить выстрелом с дистанции 5-7 м [5]. Как видно на практике, не каждый может сделать это в первый раз, потому что, по сути, человек стреляет в себя. Однако после такого психологического упражнения большинство сотрудников увереннее могут стрелять на поражение.
Сегодня специалистами выделяются три уровня психологической подготовки сотрудника [4]:
- возможность сосредоточиться только на своих действиях, исключить все остальное;
- возможность мыслить позитивно, контролируя каждый этап процесса производства выстрела;
- уверенность сотрудника в том, что он будет в состоянии точно повторять неоднократно одни и те же действия, уверенность в своей способности произвести выстрелы, правильные с технической точки зрения.
На наш взгляд, только при достижении второго уровня психологической подготовки возможна эффективность службы, подразумевающая контроль всех процессов и эмоций, связанных с производством выстрела. Но, исходя из практики, очевидно, что достичь второго уровеня психологической подготовки весьма затруднительно.
Кроме того, Л.М. Вайнштейном точно отмечено, что центральная нервная система подвергается большой нагрузке при выполнении прицельного выстрела, а также недостаточная эмоциональная стабильность является причиной неудачи его выполнения [1].
Первое требование при производстве выстрела - высокий результат, достигнутый в кратчайшие сроки в экстремальных условиях. В этих условиях проявляются ошибки, а именно: дерганье спускового крючка, отсутствие контроля за прицельными приспособлениями, нарушение хвата оружия, ожидание выстре-
ла, страх отрицательного результата, излишнее волнение в стремлении продемонстрировать безупречный результат.
Необходимо отметить, что у многих молодых сотрудников оружие в руках -это уже в определенной степени стресс. При выполнении выстрела нередко возникает тремор рук по причине внутреннего психологического напряжения и слабой технической подготовленности. У опытных сотрудников это происходит вследствие личных негативных установок на результат, особенно при длительных перерывах в занятиях по огневой подготовке.
Для решения данной проблемы сна занятиях следует настраивать сотрудников на необходимость справляться с волнением, давать себе позитивную установку, формировать уверенность в правильности выполняемых действий. Техническая стрелковая подготовка, несомненно, помогает в этом. Когда у сотрудника появляются стабильные результаты в стрельбе на занятиях, тогда формируется и уверенность в себе.
В процессе исследования, проведенного в Нижегородской академии МВД России, анкетирование курсантов 3 курса позволило выявить наиболее распространенные причины неуверенности у обучающихся в собственных действиях при обращении с оружием [9].
В анкете обучающимся было предложено ответить на несколько вопросов. На вопрос: «В чем причина неуверенности при производстве прицельного выстрела?» - ответы распределились следующим образом: 44% респондентов ответили, что боятся быть оцененными отрицательно; 24% - боятся отдачи при выстреле; 20% отметили, что оружие внушает им страх; 8% - испытывают волнение, ввиду того, что стрельба в человека идет в разрез религиозным убеждениям; 4% - не готовы к применению оружия, исходя из своих внутренних убеждений. На вопрос: «Как Вы справляетесь с волнением во время прицеливания и производства выстрела?» - последовали такие ответы: 25% респондентов перед входом в тир психологически настраивают себя и не испытывают волнения в момент выполнения упражнения; 22% - делают глубокий вдох и выдох; 21% - не испытывают волнения; 18% - во время прицеливания производят счет цифр, по ним ориентируясь на время; 14% - делают разминочные физические упражнения и настраиваются при производстве выстрела вхолостую [9]. Результат выстрела с большей долей вероятности будет отрицательным, если сотрудник начинает думать исключительно о промахах и неудачах. Поэтому при производстве выстрела необходимо абстрагироваться, отвлекаясь от негативных мыслей.
Одна из методик предлагает при стрельбе выполнять двузначный счет цифр про себя, что способствует исключению мыслей о возможной неудаче и успокаивает стреляющего, помогает побороть волнение и у него появляется больше шансов контролировать ситуацию и выполнять задание [5].
Для отработки практических навыков прицеливания и выполнения выстрела при обучении сотрудников может использоваться электронный компьютерный тренажер беспулевой стрельбы СКАТТ [2].
Тренажер укомплектован беспроводным оптическим датчиком, позволяющим имитировать дистанцию стрельбы из пистолета Макарова до 25 метров [7]. На СКАТТе сотрудники отрабатывают компоненты производства прицельного выстрела, видят свои ошибки и достигнутый результат. Исходя из конечной отметки выстрела, на мониторе осуществляется поэтапное исправление допущенных ошибок и неточностей. С помощью СКАТТа сотрудники могут настроить себя психологически на хороший результат, следовательно, тренажер способствует более уверенному поведению на огневом рубеже с боевым оружием.
Еще одним эффективным тренажером является специальный полигон, оснащенный комнатами с заданной практической ситуацией, где «вооруженным преступником» оказывает сопротивление сотруднику полиции. В каждой из комнат смоделирована конкретная ситуация, для решения которой группа сотрудников за короткий промежуток времени должна принять решение о применении оружия с учетом тактики и порядка взаимодействия [10]. К плюсам вышеуказанного тренажера относится то, что при решении смоделированной ситуации отрабатывается взаимодействие с напарником и согласованность движений.
Минусами данного упражнения является то, что со временем испытуемые начинают привыкать к имитированным крикам и выстрелам. Таким образом, виртуальная реальность на тренажере начинает восприниматься сотрудником как игра, и он перестает бояться выстрелов и криков, появления новых противников, потому что уверен - пуля в него не попадет, а значит он в любом случае победит. Несомненно, данный тренажер создает для сотрудников условия стрессовой ситуации, но только на короткий промежуток времени. Данный тренажер больше подходит для отработки взаимодействия между сотрудниками полиции, что немаловажно при тактической подготовке и формировании умений действовать на месте происшествия, в том числе после применения оружия.
После проведения тренировок курсантов на таком полигоне методом опроса установлено, что 43% от общего количества участников в первые минуты выполнения упражнения чувствовали себя как в реальной ситуации; 48% указали, что уже в течение первых минут перестали бояться выстрелов и неожиданного появления противника; 35% отметили, что научились быстро анализировать окружающую обстановку, а также оперативно реагировать на выстрелы; 34% научились тактически правильно передвигаться с оружием; 28% отработали способы эффективного взаимодействия с напарником, остальные затруднились оценить пользу таких занятий [9].
Вышеизложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о психологической подготовке сотрудников ОВД при их обучении в образовательных организациях и в процессе профессиональной служебной и физической подготовки в территориальных органах. Тренажи перед заступлением на службу также должны быть ориентированы на подготовку сотрудника к применению оружия. Особое внимание должно быть обращено экипировке, которая должна помогать в быстром извлечении оружия из кобуры и приведении его в готовность к выстрелу. Зачастую форма одежды, особенно в зимнее время, использование бронежилетов не способствуют формированию скоростных качеств сотрудников. Показ наиболее правильных и удобных приемов ношения оружия, его извлечения, а также проведение обязательных тренировок, несомненно, будут способствовать повышению психологической готовности сотрудников полиции к экстремальным ситуациям, связанным с применением оружия.
Кроме того, требуется сочетать технические стрелковые тренировки, направленные на формирование уверенности в своих действиях при производстве выстрелов в ограниченное время, и проведение занятий, позволяющих создавать стрессовую ситуацию, моделировать необычную мишенную обстановку и нестандартные задания, позволяющие не только практически совершенствовать навыки стрельбы, но и помогать сотрудникам психологически готовиться к правомерному применению оружия в служебной деятельности.
Игнорирование психологической составляющей профессиональной подготовки может привести к тому, что вся техническая подготовка останется неэффективной, так как стрессовая ситуация сведет на нет все умения сотрудника, если он не сможет справиться с собой и своим волнением.
Библиографический список
1. Вайнштейн, Л.М. Оружие - пистолет : учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета. - М.: Юрайт, 2005. - 213 с.
2. Дахновский, В.С. Эффективность применения тренировочных устройств в системе подготовки молодых снайперов / В.С. Дахновский, А.Е. Мейтин, В.Н. Саблин, Г.П. Семенов // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 2. - С. 34-38.
3. Каримов, А.А. Некоторые аспекты по совершенствованию огневой подготовки сотрудников ОВД исходя из статистики применения табельного оружия / А.А. Каримов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. -2014. - № 29. - С. 87-91.
4. Кобленков, А.Ю. Психологические особенности производства прицельного выстрела / А.Ю. Кобленков, В.С. Трубина, Ю.А. Умнягина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 36. - С. 27-34.
5. Ленева, Ю.Б. Некоторые особенности методики огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к соревнованиям различного уровня / Ю.Б. Ленева, А.Н. Воротник // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 9. - С. 17-20.
6. Мещерякова, Е.И., Сибирко МА Огневая подготовка как условие формирования морально-психологической устойчивости / Е.И. Мещерякова, МА Сибирко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 1(44). - С. 32-36.
7. Николаева, Ю.В. Проблема психологической готовности курсантов образовательных учреждений МВД России к стрельбе из пистолета / Ю.В. Николаева // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - № 10. - С. 24-29.
8. Полиция боится бить и не умеет стрелять // Новостной портал «Газета. ру». - URL: https://www.gazeta.ru/s0cial/2017/09/12/10885490.shtml (дата обращения: 11.07.2019).
9. Таран, А.Н. Морально-психологическая устойчивость курсантов учебных заведений МВД России в процессе обучения огневой подготовке / А.Н. Таран // Общество и право. - 2014. - № 14. - С. 91-94.
10. Таран, А.Н. Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России / А.Н. Таран, А.А. Бойков // Общество и право. - 2014. - № 12. - С. 33-36.