Научная статья на тему 'Использование электронных стрелковых тренажеров в методике преподавания огневой подготовки в образовательных организациях МВД России'

Использование электронных стрелковых тренажеров в методике преподавания огневой подготовки в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / ТРЕНАЖЕРЫ БЕСПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ / FIREARMS TRAINING / ELECTRONIC SHOOTING SIMULATORS / BULLET-FREE SHOOTING SIMULATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Т.Б.

В статье рассматривается методика проведения занятий по огневой подготовке с использованием электронных стрелковых тренажеров, а также приводится статистика применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел в Красноярском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Т.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of electronic shooting simulators in teaching firearms training at an educational institution of the Ministry of internal affairs of Russia

The methodology of conducting classes in firearms training using electronic shooting simulators is considered in the article. Statistics on the use of firearms by law enforcement officers in the Krasnoyarsk Territory is provided by the author.

Текст научной работы на тему «Использование электронных стрелковых тренажеров в методике преподавания огневой подготовки в образовательных организациях МВД России»

УДК 378.09

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

USE OF ELECTRONIC SHOOTING SIMULATORS IN TEACHING FIREARMS TRAINING AT AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Васильева Татьяна Борисовна,

преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

vasilevatatyana1511@gmail.com

Ключевые слова:

огневая подготовка, электронные стрелковые тренажеры, тренажеры беспулевой стрельбы.

В статье рассматривается методика проведения занятий по огневой подготовке с использованием электронных стрелковых тренажеров, а также приводится статистика применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел в Красноярском крае.

Keywords:

firearms training, electronic shooting simulators, bullet-free shooting simulators.

The methodology of conducting classes in firearms training using electronic shooting simulators is considered in the article. Statistics on the use of firearms by law enforcement officers in the Krasnoyarsk Territory is provided by the author.

Курсанты высших учебных заведений системы МВД России, обучающиеся по программам бакалавриата и специалитета, а также слушатели факультетов профессиональной подготовки ежедневно сталкиваются с тем, что их профессиональная деятельность осуществляется в условиях интеллектуальной, эмоциональной и физической напряженности. В связи с этим возникает необходимость в выборе такой методики обучения, которая бы соответствовала задачам оперативно-служебной деятельности, стоящим перед сотрудниками полиции.

Согласно аналитическим материалам Главного управления МВД России по Красноярскому краю, за последние пять лет огнестрельное оружие применяли сотрудники ДПС ГИБДД (34,2% от общего количества фактов применения оружия), участковые уполномоченные полиции (24,9%), сотрудники подразделений патрульно-постовой службы полиции (12,4%) и сотрудники оперативных подразделений (8,3%). Однако в ходе проводимых проверок в территориальных органов внутренних дел (далее - ОВД) установлено, что именно сотрудники данных подразделений получают наибольшее количество неудовлетворительных оценок по огневой и физической подготовке: УУП - 29% отрицательных оценок от общего числа сдававших, ДПС ГИБДД - 21%, уголовный розыск - 19% и ППСП - 17%.

Руководство Управления по краю отмечает недостаточный уровень профессиональной компетентности сотрудников полиции в вопросах, касающихся применения огнестрельного оружия, что отражено в приказе ГУ МВД России по Красноярскому краю от 27 мая 2019 г. № 925 «О порядке действий сотрудников с табельным оружием в различных ситуациях и обязанностях отдельных должностных лиц». Указанное обстоятельство во многом обусловлено недостатками обучения личного состава в рамках служебной подготовки по месту несения службы.

Пути решения данной проблемы мы видим в совершенствовании системы обучения сотрудников ОВД типовым тактическим действиям в различных ситуациях применения огнестрельного оружия. Как правило, сотрудники вышеуказанных подразделений в служебной деятельности сталкиваются с движущимися на них или убегающими от них преступниками, с реагированием на угрозы жизни и здоровью, возникающие на коротких дистанциях, в различных положениях, в разное время суток и в сложной окружающей обстановке.

На факультете профессиональной подготовки в Сибирском юридическом институте МВД России занятия по огневой подготовке организованы таким образом, что обучаемые делятся на три подгруппы. На первом учебном месте работает руководитель стрельб, где обучающиеся выполняют одно из упражнений курса стрельб, предусмотренное приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российский Федерации» (далее -Наставление).

На втором учебном месте обучающиеся во главе с помощником руководителя стрельб отрабатывают приемы и правила стрельбы из пистолета, а также элементы техники стрельбы. Обучающиеся выполняют различные подготовительные упражнения, отрабатывают поэтапно производство прицельного

выстрела вхолостую. Следовательно, доводят свои действия до автоматизма и вырабатывают мышечную память, чем формируют устойчивый навык обращения с оружием. Навык позволяет преодолеть страх стрельбы и избежать ожидания выстрела, из-за которого происходят срывы.

На третьем учебном месте обучающиеся отрабатывают нормативы по огневой подготовке, предусмотренные Наставлением. В зависимости от учебного плана и программы подготовки слушатели поэтапно отрабатывают каждый из нормативов: сначала контролируют правильный порядок действий, а затем выполняют его на время.

Тренировку без патронов можно проводить на втором учебном месте либо на учебном оружии, а также с помощью электронных стрелковых тренажеров.

Электронный стрелковый тренажер - это «специальный программно-аппаратный комплекс, применяющийся для моделирования реальных условий стрельбы из различных видов стрелкового оружия. Он дает возможность выполнять все основные элементы техники стрельбы: извлечь пистолет из кобуры, снять оружие с предохранителя, взвести курок, провести прицеливание и спуск курка с боевого взвода. Использование электронного стрелкового тренажера делает тренировку без патронов наглядной и понятной» [1].

На базе Сибирского юридического института МВД России в учебной практике применяется электронный стрелковый тренажер «СКАТТ».

Выполнение правильного выстрела требует от стрелка строго определенной последовательности действий. Основу меткого выстрела составляют элементы техники стрельбы: изготовка, хват, прицеливание, регуляция дыхания, управление спуском курка с боевого взвода. Если обучающийся правильно выполняет все элементы техники стрельбы при производстве выстрела в неограниченное время, то и при стрельбе в ограниченное время стрелок сможет произвести меткие выстрелы.

Применение стрелкового тренажера «СКАТТ» в стрелковой подготовке помогает исключить у обучающихся те ошибки, которые они допускают при стрельбе из боевого оружия.

Отработка элементов техники стрельбы с учебным оружием включает в себя поэтапное изучение каждого из элементов с различными вариациями:

- обучение различным способам хвата (удержание пистолета в руке или в руках);

- обучение различным изготовкам для стрельбы (фронтальная, универсальная, штурмовая);

- обучение правильной технике прицеливания (вынесение оружия на линию прицеливания);

- обучение правильному дыханию;

- обучение правильному нажатию на спусковой крючок или правильному спуску курка с боевого взвода.

На начальном этапе стрелковой подготовки каждому обучающемуся необходимо определить для себя наиболее удобные изготовку и хват оружия. Для этого на первых занятиях в стрелковом тире преподаватель демонстрирует различные положения тела стрелка при выстреле, объясняет плюсы и минусы каждой изготовки, показывает правильный хват оружия и объясняет, почему руки должны удерживать пистолет определенным способом. Перед тем как обучающиеся допускаются до выполнения стрельбы с боевыми патронами, преподаватель показывает технику выполнения выстрела в целом, а затем обучающиеся тренируют каждый из элементов техники стрельбы с учебным оружием или с электронным стрелковым тренажером «СКАТТ».

На последующих занятиях обучающиеся с помощью учебного оружия и тренажера «СКАТТ» формируют и развивают «целостное представление о двигательных действиях по производству выстрела, развивают умение производить правильный выстрел с помощью тренажера по условиям подготовительных упражнений» [1].

Перед выполнением упражнения с боевыми патронами обучаемому рекомендуется отработать его на тренажере беспулевой стрельбы и по анализу полученной на тренажере информации получить уверенность в правильности выполненных действий. Чтобы увеличить общую и моторную плотность занятий, изучение темы целесообразно организовать на двух или трех учебных местах. Например, на первом учебном месте выполняется стрелковое упражнение с боевыми патронами. На это учебное место отбираются лучшие обучаемые по показателям стрельбы на тренажерах беспулевой стрельбы. На втором учебном месте обучаемые изучают материальную часть оружия и отрабатывают нормативы. На третье учебное место переходят обучаемые, выполнившие стрелковое упражнение с боевыми патронами на неудовлетворительную оценку. Они получают индивидуальные задания на дальнейшую тренировку с помощью тренажеров в зависимости от результата стрельбы и выявленных ошибок [2].

Считаем, что в методику преподавания огневой подготовки в образовательных организациях МВД России целесообразно включать следующие упражнения на тренажерах беспулевой стрельбы:

1) удержание ровной мушки в районе прицеливания. Это упражнение направлено на развитие устойчивости системы «стрелок - оружие» и позволяет формировать навык стрелка при удержании оружия в районе прицеливания. При этом преподаватель или второй обучающийся, если упражнение выполняется в паре, контролирует положение точки лазерного луча на мишени и подсказывает стрелку, выполняющему упражнение, когда точка луча выходит за пределы района прицеливания;

2) удержание ровной мушки в районе прицеливания с одновременным нажатием на спусковой крючок. Это упраж-

нение направлено на формирование устойчивости оружия в период нажатия на спусковой крючок и развитие чувствительности указательного пальца. Заметим, что на первых занятиях по огневой подготовке в стрелковом тире или классе электронных стрелковых тренажеров, обучаемым рекомендуется осуществлять нажатие на спусковой крючок серединой подушки ногтевой фаланги, так как именно она является наиболее чувствительной частью пальца.

Первый вариант выполнения данного упражнения заключается в том, чтобы обучающийся не изменил положение оружия, наведенного на цель при нажатии на спусковой крючок. Особенность данного упражнения заключается в том, что обучающийся нажимает и отпускает спусковой крючок с таким усилием, чтобы курок не срывался с боевого взвода, то есть производит «выжим» только свободного хода на спусковом крючке.

Второй вариант выполнения данного упражнения заключается в том, что обучающийся наводит в цель оружие и выполняет прицельный выстрел вхолостую. При этом важно, чтобы обучающийся контролировал положение частей прицельного приспособления после производства выстрела, то есть производил отметку выстрела.

При использовании электронных стрелковых тренажеров в методике преподавания огневой подготовки в образовательных организациях МВД России наряду с отработкой отдельных элементов совершенствуется техника стрельбы в целом, одновременно развиваются необходимые стрелку физические и психические качества. Электронный стрелковый тренажер не устранит боязнь настоящего тира, боевого оружия, выстрела, поэтому психологическую подготовку к работе на огневом рубеже преподаватель должен проводить в условиях стрелкового тира.

Несмотря на то, что в работе с электронными тренажерами имеются как положительные, так и отрицательные моменты, одним из важнейших элементов в методике преподавания огневой подготовки остается постоянный контроль со стороны преподавателя [1]. Как бы много, долго и результативно обучающиеся ни занимались на электронных стрелковых тренажерах, работу с боевым оружием и стрельбу боевыми патронами в тире или на стрельбище ничто не сможет заменить, даже массогабаритные макеты оружия. Но, на наш взгляд, работа и тренировки на электронных стрелковых тренажерах являются важным этапом в подготовке стрелка к боевой стрельбе.

Прежде чем приступать к стрельбе и новички, и опытные стрелки должны выполнить упражнения на электронных стрелковых тренажерах. Нельзя допускать того, чтобы обучающиеся выполняли подготовительные упражнения самостоятельно и бесконтрольно. Постоянный контроль со стороны преподавателя необходим для того, чтобы незамедлительно и своевременно реагировать на ошибки, совершаемые обучающимися, и исправлять их.

Библиографический список

1. Архипов, С.Н. Использование стрелкового тренажера СКАТТ на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками спецподразделений / С.Н. Архипов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. -С. 3711-3715. - URL: http://e-k0ncept.ru/2014/55007.htm (дата обращения: 03.11.2019).

2. Литвиненко, А.Г. Технология использования современных тренажеров беспулевой стрельбы на занятиях по огневой подготовке / А.Г. Литвиненко, Е.В. Логвинов // Проблемы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов : материалы Всероссийского круглого стола. - Орел, 2018. - С. 165-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.