Научная статья на тему 'Внедрение современных образовательных технологий в процесс обучения стрельбе из боевого оружия курсантов образовательных организаций ФСИН России'

Внедрение современных образовательных технологий в процесс обучения стрельбе из боевого оружия курсантов образовательных организаций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL MEANS OF TRAINING / ПРАКТИЧЕСКИЕ СТРЕЛЬБЫ / FIRING PRACTICE PRACTICAL / МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОРУЖИЯ / ТЕХНИКА СТРЕЛЬБЫ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / UNCONVENTIONAL FORMS OF EDUCATION / FIRING INSTRUCTION / COMPONENTS OF WEAPONS / TECHNOLOGY OF FIRING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гофман А. А.

В статье описываются различные нетрадиционные формы и методы обучения курсантов стрельбе из пистолета Макарова и автомата Калашникова. Автор делится собственным многолетним опытом проведения занятий по огневой подготовке, подробно останавливается на наиболее трудных моментах, с которыми могут столкнуться обучающиеся в своей будущей профессиональной деятельности, и вносит предложения по совершенствованию учебно-методического обеспечения дисциплины «Огневая подготовка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гофман А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of modern educational technologies in the process of firing combat arms training of cadets in the educational institutions of FPS of Russia

The author presents various unconventional forms and methods of the Makarov and the Kalashnikov gun shooting training of cadets. The author imparts his own longterm experience of carrying out the classes of shooting traning and in detail underlines the most difficult moments which one can face while training in the future. Also he makes suggestions for improvement of educational and methodical ware of the discipline «Firing instruction».

Текст научной работы на тему «Внедрение современных образовательных технологий в процесс обучения стрельбе из боевого оружия курсантов образовательных организаций ФСИН России»

научно-методическое обеспечение

а. а. гофман a. a. hoffman

заместитель начальника кафедры боевой и тактико-специальной подготовки ВЮИ ФСИН России, доцент, полковник внутренней службы

Внедрение современных образовательных технологий в процесс обучения стрельбе из боевого оружия курсантов образовательных организаций ФСИН России

Implementation of modern educational technologies in the process of firing combat arms training of cadets in the educational institutions of FPS of Russia

Аннотация. В статье описываются различные нетрадиционные формы и методы обучения курсантов стрельбе из пистолета Макарова и автомата Калашникова. Автор делится собственным многолетним опытом проведения занятий по огневой подготовке, подробно останавливается на наиболее трудных моментах, с которыми могут столкнуться обучающиеся в своей будущей профессиональной деятельности, и вносит предложения по совершенствованию учебно-методического обеспечения дисциплины «Огневая подготовка».

Ключевые слова: огневая подготовка, практические стрельбы, материальная часть оружия, техника стрельбы, нетрадиционные формы обучения, технические средства обучения.

Abstract. The author presents various unconventional forms and methods of the Makarov and the Kalashnikov gun shooting training of cadets. The author imparts his own long-term experience of carrying out the classes of shooting traning and in detail underlines the most difficult moments which one can face while training in the future. Also he makes suggestions for improvement of educational and methodical ware of the discipline «Firing instruction».

Key words: firing instruction, firing practice practical, components of weapons, technology of firing, unconventional forms of education, technical means of training.

Реализация одного из основных направлений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, предполагающего совершенствование профессиональной подготовки сотрудников УИС за счет максимального приближения программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, возможна, по нашему мнению, только при дальнейшем повышении эффективности и качества образовательного процесса. Важным условием достижения высокой

результативности в обучении курсантов является комплексное применение самых различных эффективных методов обучения, выбор которых во многом зависит от мастерства преподавателей.

Повышение эффективности и качества образовательного процесса - главное в деятельности учебного коллектива. Это означает достижение целей обучения в установленные сроки при соответствующих усилиях со стороны преподавателя и курсанта. Конечно, результативность учебного процесса зависит,

в первую очередь, от ответственности курсантов, от их умения учиться. Однако преподаватель должен быть постоянно готовым к стимулированию познавательной активности. Это очень важный и сложный элемент педагогического процесса. Фундаментом активизации познавательной деятельности является настрой обучающихся на серьезную, кропотливую учебу, грамотное выполнение практических заданий, самостоятельную работу над учебным материалом [1].

Образовательный процесс осуществляется по двум направлениям: традиционному и инновационному. И если первое уже давно подтвердило свое право на существование, является достаточно консервативным и предельно освоенным, то второе - более системно, мобильно, открыто для нововведений.

При проведении занятий преподаватели огневой подготовки образовательных организаций ФСИН России должны умело сочетать и грамотно применять различные формы и методы обучения с широким использованием технических средств, наглядных пособий и внедрением передовых методик преподавания, а также нетрадиционных форм обучения.

Для достижения высоких результатов в стрельбе из табельного оружия курсанты должны иметь глубокие теоретические знания, хорошую техническую, тактическую и физическую подготовку, высокие морально-волевые и психологические качества.

Необходимым условием для совершенствования огневой подготовки является достаточное учебно-методическое обеспечение преподаваемой дисциплины, современная материальная база (класс огневой подготовки, стрелковый и интерактивный тир, стрельбище), которая позволяла бы проводить как теоретические и тренировочные занятия, так и практические стрельбы с использованием последних достижений в огневой подготовке.

Материальную часть оружия, теоретические основы стрельбы из стрелкового оружия, как правило, изучают на занятиях в классе огневой подготовки с использованием учебного оружия, приборов, действующих макетов, тренажеров, плакатов и других наглядных пособий. Приемы и правила стрельбы отрабатывают на учебных стрельбах, проводимых в

стрелковом тире и на стрельбище. При этом особое внимание следует обратить на усвоение каждым обучающимся принципов взаимодействия частей и механизмов оружия, правил и мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, быструю и правильную подготовку к стрельбе, отработку нормативов, а также проверку усвоения курсантами знаний по правовым основам применения и использования оружия [2].

Уровень огневой подготовленности выпускников, прежде всего, зависит от количества и качества проводимых занятий. С учетом того, что процесс обучения ограничен во времени, возникает задача - найти оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, определить наиболее логическую их последовательность, чтобы теоретические занятия сразу получали практическое подтверждение, а необходимость приобретения теоретических знаний основывалась на практическом опыте. Практика обучения вчерашних школьников показала, что традиционная последовательность проведения занятий привела к тому, что, переходя к практическим стрельбам, многие обучающиеся быстро забывают знания, полученные на теоретических занятиях, и часто не могут применить на практике теоретические положения основ стрельбы.

В ходе занятий целесообразно создавать такую обстановку, которая будет побуждать курсантов самостоятельно мыслить и принимать решения. Это достигается путем введения элементов состязательности, выполнения упражнений в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке, контроля действий обучающихся и подробным разбором выполняемых упражнений. В УИС по сравнению с органами внутренних дел оружие применяется реже, но ответственность за произведенный выстрел не менее высока.

Нами был проведен опрос сотрудников УИС из разных регионов страны, прибывших в ВЮИ ФСИН России на факультет профессиональной переподготовки и повышения квалификации (ФППиПК). На основе обзоров ФСИН России и результатов опроса слушателей ФППиПК можно сделать вывод, что оружие сотрудниками УИС применяется, как правило, для пресечения побега или попытки побега осужденных из мест заключения (вы-

научно-методическое обеспечение

стрел вверх и на поражение), при освобождении заложников, захваченных осужденными и массовых беспорядках.

Основным видом стрелкового оружия, которым вооружаются сотрудники УИС для несения службы по охране осужденных на объектах пенитенциарных учреждений, является автомат Калашникова (АК). При проведении специальных операций по пресечению массовых беспорядков в местах лишения свободы и при захвате заложников осужденными возможно применение табельного оружия - пистолета Макарова (ПМ) и снайперской винтовки Драгунова (СВД).

Необходимо отметить и тот факт, что сотрудники УИС для предотвращения побегов из мест лишения свободы применяют оружие в большей степени в ночное время на расстоянии до 100 м. При попытках побега из-под стражи при конвоировании или этапировании к местам лишения свободы сотрудники применяют пистолет Макарова и автомат Калашникова с более коротких дистанций. Поэтому в целях формирования навыков уверенного и надежного владения оружием следует обучать сотрудников УИС стрельбе из пистолета с 1020 м, а автомата - с 50-100 м.

Результаты проведенного нами опроса показали, что большое значение для уверенного поражения цели имеет изготовка стреляющего. При пресечении побегов из мест лишения свободы сотрудники применяли автомат Калашникова из положения «стоя» в 97 % случаев, из положения «с колена» - в 3 % случаев и ни разу -из положения «лежа». Следовательно, при изучении темы «Практическое выполнение учебных стрельб из автомата Калашникова днем и ночью» для приобретения определенных навыков при обращении с автоматом и выполнения упражнений на начальном этапе обучения необходима стрельба из положения «лежа», но в дальнейшем основное внимание должно быть уделено стрельбе из положения «стоя». Данное положение требует определенных навыков, причем необходимо умело использовать не только ремень автомата, но и подручные упоры, с помощью которых можно более четко прицелиться с наименьшей затратой времени для производства выстрела.

При изготовке к стрельбе следует ориентироваться на два фактора: удобство при стрельбе и максимальная защита от встречного огня. Общеизвестно, что положение «стоя» является наиболее рациональным и практичным. В короткий момент стреляющий может, приняв это положение, перенести огонь или поменять огневую позицию. В то же время это положение является наиболее трудным как в обучении, так и в исполнении, особенно при стрельбе из автомата. Задача преподавателей огневой подготовки - научить будущих сотрудников УИС меткому поражению любых целей из того положения, в котором их застигла необходимость применения оружия.

Однако для конечного результата в случаях применения оружия еще более важно исполнение самого выстрела. Следовательно, при обучении курсантов основное внимание необходимо уделять технике производства выстрела и разнообразным способам ведения огня. Обучение же положениям и приемам стрельбы должно осуществляться параллельно с изучением техники стрельбы. Такой комплекс помогает сформировать у курсантов целый арсенал навыков, необходимых для применения в практической деятельности, и довести их до автоматизма. И чем шире диапазон этих навыков, тем легче и быстрее стреляющему найти оптимальное решение в создавшейся ситуации и выше будет вероятность поражения им любой цели.

Принимая положение для стрельбы, необходимо учитывать и фактор использования укрытий. Выработка навыков нахождения для себя укрытия во время перестрелки, ухода в укрытие и перемещения из одного укрытия в другое является даже более важным фактором, чем количество выбиваемых при стрельбе очков. В связи с этим необходимо, на наш взгляд, убрать из программы учебных стрельб все упражнения на количество выбитых очков, так как образовательные организации ФСИН России готовят не спортсменов, а сотрудников УИС, которые должны поражать цели каждым выстрелом.

Навыки перемещения из одного укрытия в другое вырабатываются у стреляющего быстрее в ходе приобретения им собственного опыта. В процессе обучения рекомендуется

практиковать «дуэли» обучающегося с одним или несколькими «противниками». При «стрельбе» каждый из участников будет стремиться избежать поражения «противником» и будет вынужден мгновенно перемещаться в укрытие. Правильность выбора места стрельбы и использования укрытия можно проверить путем осмотра занятой позиции со стороны «преступника» или с использованием зеркала, поставленного перед укрытием. Обучающийся может видеть себя в зеркале со стороны «противника». Руководитель занятия в данной обстановке должен находиться сзади обучающегося, чтобы видеть изготовку курсанта к стрельбе из-за спины, и в зеркале - ту же изготовку со стороны «преступника». Зеркало помогает обучающемуся вести огонь в натуральную подвижную цель, которой является зеркальное изображение самого обучаемого. Время от появления обучающегося из-за укрытия до выполнения первого выстрела не должно превышать 2-3 секунд. Этого времени достаточно для интуитивного производства выстрела, и в то же время его мало для тщательного прицеливания. В этом упражнении основная роль отводится умению выполнить выстрел технически правильно. Окончив стрельбу, обучающийся должен быстро укрыться или перейти в другое укрытие.

Отдельно необходимо остановиться на изучении практики применения оружия сотрудниками УИС во время массовых беспорядков и при захвате заложников осужденными в местах лишения свободы, что напрямую связано с правомерностью и разумной необходимостью применения оружия в данных ситуациях.

Сотрудник должен не только быстро оценить ситуацию и принять решение по применению оружия, но и нести ответственность за результативность стрельбы на поражение для пресечения при повышенной вероятности поражения «неактивных» участников (осужденных) массовых беспорядков.

Большинство случаев по захвату заложников в местах лишения свободы и их освобождению заканчиваются силовыми операциями с участием специальных подразделений, в состав которых входят и снайперы. В данных ситуациях необходимо учитывать особенность

применения оружия как единственно возможную для спасения жизни заложника и предотвращения дальнейших негативных последствий. От работы снайпера, его выстрела будет зависеть не только исход всей операции, но и жизнь заложника, попавшего не по своей воле в экстремальную ситуацию.

Согласно рабочей программе по огневой подготовке курсанты образовательных организаций ФСИН России получают необходимые теоретические знания по материальной части боевого оружия и практические навыки по применению автомата Калашникова и пистолетов Макарова и Марголина. Следует отметить, что в соответствии с изучаемой программой и из-за определенного лимита снайперских винтовок Драгунова и боеприпасов к ним отсутствует возможность проводить практические стрельбы с курсантами из этих винтовок.

В конце обучения слушателям ФППиПК предлагалось оценить качество проводимых занятий и перечислить темы, которые были бы им полезны в дальнейшей работе в подразделениях на местах. Все опрошенные попросили дать им методику проведения практических занятий по стрельбе из автомата Калашникова и пистолета Макарова, научить правильной изготовке, прицеливанию и производству выстрела, а также выявлению ошибок при стрельбе. Интереса к материальной части снайперской винтовки Драгунова, ручного пулемета Калашникова, подствольных и противотанковых гранатометов, ручных осколочных гранат и других видов оружия респонденты не проявили. В связи с этим мы считаем, что в теоретическом разделе рабочей программы по огневой подготовке следует убрать темы о всех видах вооружения, кроме пистолета Макарова и автомата Калашникова, а высвобожденные учебные часы отдать на практические стрельбы из данных видов оружия.

В целом, для совершенствования огневой подготовленности курсантов образовательных организаций ФСИН России необходимо увеличить объем часов на огневую подготовку вплоть до введения в программу двух плановых занятий в неделю.

Кроме того, основываясь на вышеперечисленных особенностях применения оружия сотрудниками УИС, необходимо выработать но-

научно-методическое обеспечение

вую концепцию обучения стрельбе из боевого оружия: чему учить и как учить.

Дело в том, что приказ Минюста России от 26 февраля 2006 г. № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы» не соответствует современным требованиям. Для более качественной и высокопрофессиональной огневой подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России необходим новый курс стрельб, который позволил бы отрабатывать упражнения в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке. В него должны войти упражнения стрельбы с двух рук, со сменой магазина, с левой и правой руки, стрельба в ограниченное время, «навскидку» и после физической нагрузки из пистолета, а из автомата - стрельба с места и после передвижения по появляющимся и движущимся целям и с постовой вышки.

На практике сотрудник УИС все указанные способы ведения огня обязан выполнять в комплексе. Каждый из них имеет свои особенности и требует специальной подготовки, а значит, для обучения курсантов необходимо использовать подготовительные и специальные упражнения, которые должны быть прописаны в новом курсе стрельб.

Подготовительные и специальные упражнения на протяжении всего периода обучения определяются с учетом специфики будущей служебной деятельности курсантов. В начале отработки каждого нового упражнения курсанты изучают условия его выполнения, затем осваивают необходимые действия. На этом этапе подготовки осуществляется тренаж. Далее курсанты совершенствуют свои навыки, закрепляя их многократными повторениями и только на заключительном этапе - практической стрельбой.

На выпускном курсе необходимо ввести обязательный факультатив «Стрельба в экстремальных условиях» для всех курсантов. На занятиях будут моделироваться ситуации, с которыми молодые специалисты могут столкнуться в профессиональной деятельности в ходе выполнения служебно-боевых задач. Особое внимание следует уделять морально-психологической подготовке курсантов, направленной на формирование у них готовности про-

явить в сложной экстремальной обстановке необходимую активность, выдержку и разумную инициативу.

Стрельба по преступнику осложняется тем, что сотрудник УИС должен преодолеть психологический барьер, так как огонь приходится вести не по мишени, а по человеку, поэтому цель обучения курсантов в образовательных организациях ФСИН России заключается не только в усвоении специальных знаний, умений и навыков, но и психологической подготовке их применения при решении служебных задач.

В настоящее время во многих странах мира, в том числе и в России, наметилась тенденция к увеличению числа женщин, служащих в пенитенциарной системе. Это характерно и для образовательных организаций ФСИН России, о чем свидетельствуют данные ежегодного набора. Если в 2001 году набор девушек в ВЮИ ФСИН России составил 12,4 % от общего числа первокурсников, то в 2010 году - 19,1 %, 2011 - 21,3 %, а в 2012 году -22,3 %. Сегодня в нашем институте обучается 40 % курсантов женского пола.

В образовательных организациях ФСИН России девушки, наряду с юношами, осваивают огневую подготовку, которая требует от них проявления не только физических, но и профессионально важных психических качеств.

Пока нет научно обоснованной единой методики обучения девушек огневой подготовке, поэтому перед преподавателями стоит задача разработать дифференцированную методику обучения с учетом их психологических и физиологических особенностей.

По нашему мнению, целесообразно на начальном этапе подготовки девушек стрельбе из пистолета Макарова использовать стрельбу с упора, с двух рук, с близкого расстояния (10-15 м), а также применять оптико-электронный тренажер «Скатт» и малокалиберный пистолет Марго-лина, что поможет им наиболее быстро и безболезненно адаптироваться к стрельбе.

Одной из эффективных составляющих процесса обучения является самостоятельная работа курсантов. Увеличение объема указанной работы в структуре учебной деятельности позволит максимально дифференцировать профессиональную подготовку, осуществить индивидуальный подход к каждому курсанту

с учетом его физических и психических особенностей.

Одним из возможных направлений использования самостоятельной работы в процессе обучения курсантов стрельбе из пистолета Макарова является занятие с учебным оружием и тренировка без патрона. Этот вид тренировки заключается в том, что курсанты в ходе многократных повторений одних и тех же действий с оружием формируют и совершенствуют двигательные навыки и умения в стрельбе.

На тренировках без патрона занимающиеся последовательно отрабатывают: элементы техники производства выстрела; принятие изготовки; производство выстрела «вхолостую» после изготовки и комплексное выполнение упражнения в целом. Применение данного метода в процессе обучения стрельбе дает положительные результаты.

Для разносторонней стрелковой подготовки курсантов применяются передовые технические средства обучения: электронный стрелковый тренажер в комплексе с компьютером («Скатт») и интерактивный мишенный комплекс (интерактивный тир). «Скатт» позволяет использовать пистолет Макарова при «стрельбе» по тренировочной мишени в различных вариантах, что открывает широкие возможности как в обучении курсантов первоначальным навыкам стрельбы, так и техническом совершенствовании навыков и умений стрелков, уверенно владеющих оружием. Компьютер, завязанный на систему «пистолет - мишень», оперативно выводит данные о характере прицеливания на экран дисплея, автоматически анализирует обработку спускового крючка, графически отмечает положение мушки и целика относительно мишени в процессе прицеливания и в момент выстрела, указывает место попадания воображаемой пули в мишень. Эти функции позволяют на ранней стадии обучения вскрыть ошибки при стрельбе, объективно контролировать действия обучаемых в процессе ведения огня, сократить время формирования устойчивых динамических стереотипов изготовки, прицеливания, обработки и отметки выстрела. Практика показала, что такой подход снижает психологическую нагрузку, качественно ускоряет приобретение твердых навыков владения оружием, особенно у кур-

сантов со слабым типом нервной деятельности, а также у девушек.

Использование стрелкового тренажера «Скатт» экономит расход боеприпасов. Единственный его недостаток заключается в том, что обучающийся не ощущает отдачи и звука выстрела.

Достичь высоких результатов в стрельбе при выполнении различных тактических упражнений, максимально приближенных к реальным ситуациям в УИС, можно только регулярными занятиями с использованием инновационных технических средств и выверенных практикой методик обучения. Одна из таких методик - использование в обучении интерактивного мишенного комплекса.

В стрелковой галерее устанавливается износостойкий мишенный экран из самозатягивающейся вакуумной резины, который также выполняет функцию противорекошетной шторки. Аппаратно-программный комплекс обеспечивает формирование изображений или интерактивных видеосюжетов и их проецирование на мишенный экран. При попадании пули в мишенный экран электронная система определяет место попадания в режиме реального времени. Вся информация о результатах стрельбы выводится на монитор руководителя стрельб, а также на стрелковые места, оборудованные мониторами и ПК.

Специальное программное обеспечение интерактивного тира включает: мишени и упражнения в соответствии с приказами и наставлениями по огневой подготовке; специальные статистические и динамические мишени; интерактивные видеоупражнения с нелинейным развитием сюжета, моделирующие боевую обстановку; интерактивные упражнения, обеспечивающие изменение мишенной обстановки в зависимости от положения стрелка в помещении; возможность создания, удаления, изменения путей движения мишени; возможность выбора типа интенсивности осадков, времени суток, направления ветра, направления стрельбы и другие.

Интерактивный мишенный комплекс огневой подготовки закрепляет ранее полученные навыки и предназначен для обучения различным упражнениям и практическим ситуациям, максимально приближенным к реальным

научно-методическое обеспечение

условиям оперативно-служебной деятельности в УИС с применением боевого огнестрельного оружия [3].

Более быстрому усвоению курсантами материальной части пистолета Макарова способствует нетрадиционное средство обучения -кроссворды. На занятиях каждому курсанту выдаются билеты с кроссвордами и ставится задача - ответить на поставленные вопросы, используя для этого литературу, плакаты, наглядные пособия. Процесс усвоения и запоминания учебного материала происходит быстро в непринужденной игровой форме [4].

Кроме того, в целях повышения интереса к изучаемому предмету проводятся викторины по пройденным темам во время контрольных занятий. Это способствует развитию духа коллективизма, повышению личной ответственности каждого курсанта перед товарищами, поэтому к таким занятиям каждая учебная группа готовится с большим старанием и заинтересованностью.

В конце обучения уровень теоретической подготовки курсантов проверяется с помощью персональных ЭВМ по специально подготовленной программе. В ней заложены вопросы, охватывающие весь учебный материал по материальной части пистолета Макарова. Каждый курсант должен дать правильные ответы на 20 вопросов. В заключении компьютер выдает результат проверки знаний курсантов и выставляет оценку. При этом ни у кого не возникает никаких сомнений в ее объективности.

Преподаватели огневой подготовки должны формировать у курсантов высокие моральные, устойчивые психологические и отличные

боевые и физические качества, воспитывать из них хорошо владеющих оружием специалистов, умеющих правильно решать служебно-боевые задачи в экстремальных ситуациях. Все это может быть достигнуто лишь комплексными методами в процессе целенаправленного обучения.

Таким образом, подготовка сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях -сложный и многоступенчатый процесс, а задача преподавателей огневой подготовки - готовить специалистов для УИС, способных решать любые служебно-боевые задачи с использованием огнестрельного оружия. ■

1. Медвецкий А. Ф. Инновационные технологии и процесс активизации познавательной активности курсантов // Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 6-7 февр. 2003 г. Самара. 2003. С. 30.

2. Гофман А. А. Огневая подготовка в уголовно-исполнительной системе: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. А. В. Воронкова; Федер. служба ис-полн. наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполн. наказаний. Владимир. 2011.

3. Калуцкий И. Н. Опыт использования электронных стрелковых тренажеров, интерактивного лазерного и мультимедийных тиров для огневой подготовки в УИС // Актуальные вопросы физической, боевой и тактико-специальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: Сб. материалов 3-го Междунар. науч.-практ. семинара. Вологда, 27-28 апр. 2011 г. Вологда. 2012. Ч. 2. С. 27.

4. Хвастунов А. А. Обучение стрельбе из пистолета с учетом особенностей применения табельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. М. 1996. С. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.