Научная статья на тему 'Особенности в организации занятий по огневой подготовке у курсантов ФСИН России'

Особенности в организации занятий по огневой подготовке у курсантов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огневая подготовка / курсанты / обучение / стрельба / практические упражнения / fire training / cadets / training / shooting / practical exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Александровна Мефодьева, Сергей Владимирович Беляков, Юрий Юрьевич Кучкарев

В статье говорится о порядке и условиях организации занятий по огневой подготовке для курсантов ФСИН России. Определены последовательность изложения материала, влияние теоретических знаний на практические навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Александровна Мефодьева, Сергей Владимирович Беляков, Юрий Юрьевич Кучкарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features in the Organization of Lessons in Fire Training for Cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia

This article discusses the procedure and conditions for organizing fire training classes for cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia. The sequence of presentation of the material and the influence of theoretical knowledge on practical skills are determined.

Текст научной работы на тему «Особенности в организации занятий по огневой подготовке у курсантов ФСИН России»

УДК 799.311.21 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10223

Особенности в организации занятий по огневой подготовке у курсантов ФСИН России

Features in the Organization of Lessons in Fire Training for Cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia

Юлия Александровна МЕФОДЬЕВА,

преподаватель Вологодского института права и экономики ФСИН России

Сергей Владимирович БЕЛЯКОВ,

преподаватель Вологодского института права и экономики ФСИН России

Юрий Юрьевич КУЧКАРЕВ,

курсант Вологодского института права и экономики ФСИН России

E-mail: yuliamefodeva@yandex.ru

Аннотация. В статье говорится о порядке и условиях организации занятий по огневой подготовке для курсантов ФСИН России. Определены последовательность изложения материала, влияние теоретических знаний на практические навыки.

Ключевые слова: огневая подготовка; курсанты; обучение; стрельба; практические упражнения

«Огневая подготовка» — базовая дисциплина, играющая важную роль в служебно-профес-сиональной деятельности курсантов и сотрудников УИС. При этом основу огневой подготовки сотрудника УИС создает полученный уровень подготовки во время получения образования и освоения образовательных программ в учебных учреждениях УИС.

В настоящее время от преподавателей требуется применение новых методов и подходов к изучению дисциплины «Огневая подготовка» при подготовке курсантов-специалистов для правоохранительной деятельности ведомственных вузов в целях выработки у них профессиональных качеств и навыков.

Преподаватели данной дисциплины и курсанты в процессе образовательной деятельности должны стремиться в установленные сроки достигнуть целей обучения. В первую очередь, это за-

Abstract. This article discusses the procedure and conditions for organizing fire training classes for cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia. The sequence of presentation of the material and the influence of theoretical knowledge on practical skills are determined.

Keywords: fire training; cadets; training; shooting; practical exercises

висит от ответственности курсантов, их желания и умения учиться. Курсанты должны вовремя усваивать информацию и выполнять практические задания, а также заниматься самостоятельным изучением теоретического учебного материала. «Огневая подготовка» является одной из важнейших дисциплин, поэтому курсанты должны ответственно относиться к изучению материала. Глубокие знание теоретического материала, физическая и тактическая подготовка помогут им в дальнейшем достигнуть высоких результатов при стрельбе из ПМ.

Материальная часть оружия, теоретические основы стрельбы из стрелкового оружия изучаются на занятиях в классах огневой подготовки с использованием учебного оружия, макетов тренажеров, плакатов и других наглядных пособий. Важно уделять особое внимание изучению правил и мер безопасности при проведе-

нии стрельб, усвоению принципов работы частей и механизмов оружия при произведении выстрела, правил обращения с боеприпасами, отработке нормативов и правильной подготовке к стрельбе, а также знанию правовых основ применения оружия [10].

При проведении преподавателем занятий немаловажное значение отводится работе частей и механизмов вооружения, устному изложению материала с обязательным сочетанием и показом устройства. Объяснение должно строиться с постановкой проблемных вопросов. Особое внимание обращается на привитие практических навыков в подготовке вооружения к боевому применению и техническое обслуживание его после стрельбы [2].

Для выработки у курсантов навыков по разборке, сборке, уходу и сбережению всех образцов стрелкового оружия основной упор делается на практическую работу с оружием. Совершенствование знаний и навыков по материальной части оружия, подготовке его к стрельбе проводится на стрелковых тренировках и стрельбах [8].

В целом процесс огневой подготовки курсантов вузов ФСИН России можно разделить на два этапа:

1-й подготовительный — включает изучение теоретических вопросов — основ и правил стрельбы из стрелкового оружия, материальной части оружия, мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;

2-й основной — предусматривает практическую работу с оружием, отработку и выполнение нормативов, разборку и сборку оружия, разучивание приемов стрельбы и выполнение упражнений стрельб [5].

Практическая работа с оружием направлена на углубление теоретических познаний, формирование устойчивых навыков и умений, которые позволяют будущему специалисту ФСИН приобрести определенный опыт стрельбы и навыки обращения с оружием.

Возможными направлениями использования самостоятельной работы в процессе обучения курсантов стрельбе из пистолета Макарова выступают занятия с учебным оружием и отработка технических элементов с оружием без патронов путем нажатия на спусковой крючок. Последняя заключается в том, что курсант в результате многократных повторений одних и тех же действий с оружием формирует и совершенствует двигательные навыки и умения в стрельбе.

Занимающиеся с учебным оружием многократно отрабатывают: элементы техники произ-

водства выстрела; принятия изготовки; производства выстрела «вхолостую» после изготовки и комплексное выполнение упражнения в целом. Применение данного метода в процессе обучения стрельбе дает положительный результат.

Немалую роль играют технические средства обучения курсантов ФСИН, а именно: учебное оружие, действующие макеты, приборы, тренажеры, плакаты и другие наглядные пособия, оборудованные мишенной обстановкой стрельбища, учебные помещения, классы, стрелковый тир. Данные технические средства являются неотъемлемой частью процесса обучения, так как позволяют проводить теоретические, тренировочные занятия, а также практические стрельбы, что обязательно для курсантов ведомственных вузов [4].

Для курсантов необходимы также занятия на стрелковых тренажерах. Стрелковые тренажеры предназначены как для первоначального обучения стрельбе из боевого оружия, так и для последующих повседневных тренировок с целью совершенствования полученных навыков. Они дают возможность получения практических установок, действий по командам руководителя стрельбы, изготовки для стрельбы и спуска курка, характерных для стрельбы из боевого оружия. Боеприпасы при этом не расходуются, и практически полностью исключена возможность нарушения мер безопасности по сравнению с проведением боевых стрельб [1].

Для разносторонней подготовки курсантов применяются передовые технические средства обучения, в частности оптико-электронный тренажер в комплексе с компьютером (ОЭТ-МА) [8]. Данная установка позволяет использовать пистолет Макарова при условной стрельбе по тренировочной мишени в различных вариантах, открывая широкие возможности как в обучении курсантов первоначальным навыкам стрельбы, так и в техническом совершенствовании навыков и умений стрелков, уверенно владеющих оружием. Компьютер в системе пистолет-мишень оперативно выводит данные о характере прицеливания на экран дисплея, автоматически анализирует обработку спускового крючка, графически отмечает положение мушки и целика относительно мишени в процессе прицеливания и в момент выстрела, указывает место попадания воображаемой пули в мишень. Эти функции позволяют на ранней стадии обучения вскрыть ошибки при стрельбе, объективно контролировать действия обучающихся в процессе ведения огня, сократить время формирования устойчивых динамических стереотипов изготовки, при-

2019 / № 4 Образование. Наука. Научные кадры

221

целивания, обработки и отметки выстрела. Такой подход снижает психогенную нагрузку, качественно ускоряет приобретение твердых навыков владения оружием, в особенности у курсантов со слабым типом нервной системы, для которых характерна быстрая утомляемость, неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно, низкий уровень стрессоустойчивости, повышенная чувствительность [7].

В целях достижения высоких результатов в стрельбе из боевого оружия необходимо проходить обучение по использованию огнестрельного оружия как в учебных заведениях для курсантов, так и на курсах повышения квалификации для сотрудников практических органов. Курсанты УИС должны иметь не только высокий уровень знаний, но сформированные умения и навыки в данной сфере. Преподаватели также должны формировать у курсантов и сотрудников психологические и морально-боевые качества.

Прежде чем приступить к обучению стрельбе из огнестрельного оружия, необходимо изучить меры безопасности не только при проведении стрельб, но и во всех случаях обращения с оружием. Для этого в учебных заведениях ФСИН России преподаватели соответствующих кафедр проводят лекции на тему «Меры безопасности при проведении стрельб и обращении с оружием и боеприпасами», затем проводится проверка знаний у курсантов и слушателей в форме зачета [2]. Лица, не сдавшие зачет по мерам безопасности и обращению с оружием и боеприпасами, не допускаются к стрельбам [6].

Однако наличие теоретических знаний не означает, что курсант обладает необходимыми умениями и навыками. Нами был проведен анализ результатов оценок за знание теоретических основ, а также за выполнение упражнений учебных стрельб у курсантов 3-го курса психологического факультета в количестве 40 человек. По результатам анализа процесса подготовки к стрельбам было выявлено, что оценки за знание теоретических основ в среднем выше, чем оценки за выполнение упражнений. Это говорит о том, что при стрельбе у обучающихся возникают проблемы, которые обусловлены многими факторами, в том числе отсутствием психоэмоциональной готовности, наличием «боязни» выстрела и многими другими.

Таким образом, существует достаточно много особенностей огневой подготовки курсантов ФСИН России. Это связанно с тем, что в современных условиях уровень владения оружием

курсанта и сотрудников ФСИН России должен постоянно совершенствоваться.

Список литературы

1. Горина Е.Е., Огурцова А.И., Тарасова B.C. Проблемы освоения дисциплины «Огневая подготовка» курсантами вузов ФСИН России: результаты эмпирического исследования // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 541—543.

2. Гофман АА. Формы и методы повышения эффективности и качества учебных занятий по огневой подготовке // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 2 (7). С. 29—33.

3. Губина A.B. Проблемы огневой подготовки курсантов вузов ФСИН России и пути их решения // Пермский период: Сб. материалов V Междунар. науч.-спортивного фестиваля курсантов и студентов. Пермь, 2018. С. 452—454.

4. Ефимов П.Ю. Перспективные технические средства обучения огневой подготовке будущих сотрудников подразделений охраны и конвоирования ФСИН России. М., 2010. С. 74—76.

5. Коровин АА., Овчинников ОА. Огневая подготовка курсантов образовательных организаций ФСИН России: особенности и инновации // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. № 1 (19). С. 32—34.

6. Соколов П.С., Солоницин P.A. Специальная огневая подготовка сотрудников подразделений по конвоированию ФСИН России на основе компе-тентностного подхода // Вестник Пермского института ФСИН России. 2012. № 3 (7). С. 68— 70.

7. Тихов B.B. Особенности методики проведения занятий по огневой подготовке с курсантами и слушателями институтов ФСИН России // Вестник Самарского юридического института. 2012. № 2 (7). С. 16—18.

8. Тихов B.B. Пути повышения огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 2015. С. 754—756.

9. Тихов B.B. К вопросу о применении современных технологий в процесс огневой подготовки курсантов ФСИН России // NovaInfo.Ru. 2019. Т. 1. № 97. С. 55—58.

10. Хвастунов АА. Обучение стрельбе из пистолета с учетом особенностей применения табельного оружия сотрудниками органов внутренних дел: Учеб.-метод. пособие. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.