УДК 799.31
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПИСТОЛЕТА. МЕТОДИКА УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК
INDIVIDUAL WORK OF AN INSTRUCTOR WITH TRAINEES
AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING IN PISTOL SHOOTING LEARNING. METHODS OF ERROR ELIMINATION
Торгерсен Александр Сергеевич,
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
Ключевые слова:
огневая подготовка, начальный этап обучения стрельбе, ошибки при стрельбе, тренировка, упражнение стрельбы, навыки по обращению с оружием, сотрудник полиции.
Статья посвящена организации начального этапа обучения стрельбе из боевого оружия. Изложена методика устранения типичных ошибок при стрельбе из пистолета. Приводится классификация распространенных стрелковых ошибок. Даны конкретные рекомендации по индивидуальной работе с обучающимся.
Keywords:
shooting training, initial stage of shooting training, shooting errors, training, shooting exercise, skills in handling weapons, police officer.
The article refers to the organization of the initial stage of training in shooting from combat weapons. The technique of elimination of typical mistakes at firing from the gun is stated. Classification of common shooting errors is given. Specific recommendations in individual work with a trainee are given.
На начальном этапе обучения стрельбе из пистолета сотрудники полиции сталкиваются с рядом трудностей, связанных как с физическими, так и с психологическими факторами [4]. На этом пути значимую роль выполняет преподаватель. Цель обучения - сформировать у сотрудников необходимые умения и навыки правомерного применения оружия, ведения огня в различной обстановке, быстрого обнаружения цели и определения исходных установок для стрельбы, умелых действий с оружием во время стрельбы. Преподаватель дол-
жен обучить сотрудника безопасному обращению с оружием, пониманию всех сложных и важных процессов, происходящих при стрельбе, управлению своим психоэмоциональным состоянием, а также умению видеть, понимать и устранять допущенные ошибки.
Начинающий стрелок почти сразу понимает, что стрелять точно в цель -не всегда так легко, как это выглядит по телевизору и в кино. Чтобы достичь в этом высокого уровня мастерства, необходимо понимание основных принципов прицельной стрельбы и огромное желание расти в этом направлении. Один из самых лучших способов улучшить свое мастерство в стрельбе - тщательно анализировать свои выстрелы по мишеням и уметь правильно истолковывать полученную информацию для выявления возможных ошибок.
Следует отметить, что для обеспечения усвоения знаний метод упражнения является одним из главных [5]. Его большое значение связано с определяющей ролью при формировании навыков и умений, так как именно навыки и умения являются целью обучения многим видам профессиональной деятельности [2]. В процессе учебных занятий и выполнения упражнений происходят развитие и совершенствование морально-волевых, физических, психологических качеств, что направлено на совершенствование стрессоустойчивости сотрудника.
Успех применения метода упражнения достигается в сопровождении практической части с объяснением, показом и опорой на следующие дидактические принципы:
1) доступность обучения;
2) сознательность и активность;
3) систематичность и последовательность.
При формировании умений и навыков в овладении основными элементами техники стрельбы различают три основных этапа:
1) начальный этап - наиболее важный этап, на котором происходит формирование двигательного действия по производству выстрела, зачастую сопровождающееся значительным количеством ошибок;
2) основной этап - на данном этапе происходит существенное продвижение в формировании навыка стрельбы;
_ \ V/ V/ V V/
3) завершающий этап - на нем виден приобретенный устойчивый уровень производительности.
Следует иметь в виду, что ошибки могут возникнуть на любом из этапов обучения. Работа над ошибками начинается после того, как они появились, элемент техники стрельбы выполнен неправильно несколько раз, следовательно, результат стрельбы неудовлетворителен. Однако стрелковая проблема является результатом не одной, а нескольких стрелковых ошибок.
Работа по устранению ошибок осуществляется в следующей последовательности:
1) выявить, какой из элементов техники стрельбы выполняется неправильно;
2) выделить этот элемент, показать правильное выполнение и разъяснить технику;
3) добиться от обучающегося правильного выполнения данного элемента;
4) к выполнению указанного элемента техники стрельбы поочередно добавлять предыдущие или последующие элементы;
5) отработать производство выстрела вхолостую в целом;
6) выполнить стрельбу с использованием боевых и учебных патронов, снаряженных в магазин в неизвестной для обучающегося последовательности;
7) выполнить одно из упражнений Курса стрельб;
8) выполнить стрельбу с влиянием на обучающегося сбивающих факторов.
Рассмотрим характерные ошибки при стрельбе из пистолета и способы их
устранения на начальном этапе обучения.
Ошибки в удержании оружия (хвате).
Хват - удержание пистолета в руке (руках). От правильности хвата зависит как результат выстрела, так и стабильность стрельбы в целом. Совокупность однообразия удержания оружия и прицеливания ведет к снижению рассеивания пуль и повышению общего результата стрельбы.
Основные ошибки при удержании оружия:
1) неправильное расположение частей кисти (пальцев, ладони);
2) отсутствие постоянной величины усилия при удержании рукоятки оружия.
Зачастую в работе преподаватель сталкивается с тем, что у обучающегося при
хвате оружия отсутствует правильная «посадка» оружия в кисти, при этом над кистью находятся не только затвор пистолета, но и часть рукоятки. Такая ошибка приводит к тому, что в момент выстрела увеличивается угол вылета пули. Для устранения данной ошибки необходимо напомнить обучающемуся, что перед прицеливанием в заключительной фазе наведения оружия на цель нужно обратить визуально внимание на посадку оружия («затыльника» рамки пистолета) в «вилке», образованной между большим и указательным пальцами. При выполнении правильного хвата следует исходить из принципа - хват должен быть плотным, но усилие при этом не должно быть чрезмерным. При излишнем усилии возможно возникновение тремора (тряски) оружия. Для определения усилия, с которым необходимо удерживать пистолет, необходимо сильно сжать рукоятку пистолета до возникновения тремора, а затем постепенно ослаблять хват пока не исчезнет дрожь, а мушка при этом будет устойчиво находиться в прорези целика. С таким усилием и необходимо в дальнейшем удерживать пистолет.
Закрепление лучезапястного сустава является сложным потому, что работа мышц, закрепляющих данный сустав, управляется не центральной нервной
системой, а периферической, следовательно, нетренированный человек не может закрепить кисть, не сжимая пальцы в кулак. Изолированное закрепление лучезапястного сустава не практикуется в обыденной жизни, поэтому нервные связи этих мышц с центральной нервной системой ослаблены. Приобрести эти связи можно только длительной тренировкой [6].
Указанные ошибки характерны на начальном этапе обучения. Задача преподавателя - своевременно выявить их и устранить, для того чтобы они не перешли в устойчивый навык, который впоследствии исправить будет очень трудно.
Ошибки в изготовке.
Обязательным условием любой изготовки является устойчивость. Она обеспечивается правильным распределением веса тела стрелка. В изготовке вес тела обучающегося должен быть распределен равномерно относительно площади опоры.
Характерные ошибки в изготовке:
- неправильное распределение веса тела стрелка;
- скручивание туловища в левую или правую сторону при стрельбе с одной руки;
- заваливание туловища назад или вперед в изготовках с удержанием оружия двумя руками;
- неправильное положение головы (наклонена в сторону либо назад, повернута вправо или влево).
Наиболее приемлемым способом принятия устойчивого положения является расположение частей тела таким образом, что проекция плеч стрелка опускается на горизонтальную линию постановки стоп, вес тела равномерно распределен на всей площади обеих стоп. Для проверки правильности распределения веса тела в изготовке к стрельбе с одной руки стоя следует подняться максимально на носки или пятки. При правильном распределении веса тела стрелок не будет заваливаться ни вперед, ни назад. Для устранения скручивания корпуса следует принять положение для стрельбы «стоя с руки» и произвести прицеливание в район стрельбы. После чего обучаемый закрывает глаза и поворачивает голову в сторону, не меняя положения. Производит счет до 10-15 раз, поворачивает голову в первоначальное положение и открывает глаза. Если положение для стрельбы выбрано правильно, оружие в лучшем случае останется на месте, в худшем - сместится вниз или вверх по вертикали (смещение зависит от выносливости стрелка). Если оружие сместилось в левую сторону, то путем переступания необходимо довернуть корпус по часовой стрелке. Если смещение в правую сторону, то элемент производится против часовой стрелки.
При стрельбе с удержанием оружия двумя руками следует избегать завала туловища назад либо чрезмерного наклона вперед, при этом необходимо отслеживать распределение веса тела равномерно на обе стопы. Следует отметить, что
необходимо следить за положением головы обучающегося, чтобы она не запрокидывалась назад и не наклонялась (тянулась) в сторону ведущей руки, удерживающей пистолет, не должно возникать мышечного напряжения в шейном отделе. В зависимости от того, правша стрелок или левша, он будет стремиться приложить голову к плечу той руки, в ладони которой находится пистолет, при этом неумышленно приподнимать плечо, такое положение неприемлемо, так как изготовка будет искривленной, напряженной и, как следствие, не устойчивой.
При принятии изготовок для стрельбы «с колена» необходимо особое внимание уделить точкам опоры, а также равномерному распределению веса тела стрелка между ними. В некоторых случаях для облегчения прицеливания можно использовать упор локтя вспомогательной руки в колено. Дополнительная устойчивость изготовки достигается контролем отклонений туловища вперед или назад.
Изготовка для стрельбы «лежа» более устойчива по сравнению с изготовкой для стрельбы «стоя», что объясняется большей площадью опоры тела стрелка и меньшей высотой его центра тяжести. Основное требование к изготовке - обеспечить хорошую устойчивость оружия за счет наименьшего напряжения мышц и естественного положения головы, создающего нормальные условия для работы глаза во время прицеливания [1].
Ошибки в прицеливании и регуляции дыхания стрелка.
Одним из важных навыков, вырабатываемых у стрелка, является правильное прицеливание. Процесс прицеливания включает следующие фазы: соотношение между глазом и прицельными приспособлениями, «ровная мушка», район прицеливания и регуляция дыхания. Ошибка заключается в том, что неопытный стрелок не может одновременно сконцентрироваться на всех этих фазах и, как правило, упускает из своего внимания один или несколько элементов.
Понятие «ровная мушка» заключается в следующем: при прицеливании стрелок устанавливает мушку посередине прорези целика, а ее вершину наравне с верхними краями прорези целика. Стрелок наводит оружие на фон мишени и устанавливает «ровную мушку» в районе прицеливания. При правильном прицеливании обучаемый должен фокусировать взгляд на мушке с целиком, а мишень в поле зрения при этом должна быть расплывчатой. Процесс регуляции дыхания очень важен для прицеливания. Если стрелок дышит во время прицеливания, движения его грудной клетки вверх и вниз приводят к движению оружия в вертикальной плоскости. «Ровная мушка» берется во время дыхания, но для завершения процесса прицеливания стрелок должен задержать дыхание. Наиболее комфортным состоянием организма стрелка для задержки дыхания, будет положение, при котором часть воздуха в легких есть. Следовательно, необходимо задерживать дыхание на полувдохе либо полувыдохе от 3 до 5 секунд.
Типичные ошибки при прицеливании:
- неправильное распределение внимания стрелка - мишень видится четче, чем мушка с целиком;
- стрелок переносит фокусирование зрения с прицельного приспособления на мишень и обратно;
- потеря контроля над «ровной мушкой»;
- неправильный выбор района прицеливания на цели;
- отсутствие регуляции дыхания;
- ошибка в неправильной подборке глаза.
Упражнения, способствующие устранению ошибки прицеливания:
- держать на вытянутой руке карандаш или ручку кончиком вверх, выбрать вдали за ним какую-нибудь цель и фокусироваться то на кончике карандаша или ручки, то на цели. Это поможет выработать умение быстро переводить взгляд с мушки на цель и обратно. Важно не забывать о том, что в момент выстрела взгляд должен быть не на цели, а на мушке или в данном случае - на кончике предмета;
- для отработки положения «ровная мушка» необходимо навести пистолет на белый фон на уровне глаз обучаемого, сконцентрировать внимание на положении мушки в прорези целика, удерживать «ровную мушку» около минуты, повторять несколько раз.
Для эффективного обучения правильному прицеливанию можно использовать приспособление «указка Чернова». Пистолет крепится неподвижно на уровне глаз обучающегося. Обучающийся принимает положения для стрельбы и берется за оружие. Преподаватель, взяв «указку Чернова», по команде обучающегося «вверх, вниз, вправо, влево» начинает передвигать ее по закрепленному листу белой бумаги на расстоянии 1,5-2 метра от обучающегося до тех пор, пока обучающийся не совместит мушку с прорезью целика по отношению к району прицеливания на мишени, расположенной на указке. По команде обучающегося «стоп» через отверстие в мишени отмечается карандашом место попадания на бумаге. Затем указка отводится в сторону, и все повторяется сначала. Количество серий определяет преподаватель. После нескольких прицеливаний, как правило, их бывает три, на бумаге остаются отметки попаданий, к этим отметкам подносятся отверстия в верхней части пластины. В случае если все отметки входят в отверстие Д-змм - оценка «отлично»; Д-5мм - оценка «хорошо»; Д-10мм - оценка «удовлетворительно».
3. При возникновении ошибки в подборе «прицельного» глаза преподаватель должен выяснить, является ли глаз, которым целится обучающийся, доминирующим? Глаз, которым человек предпочитает пользоваться, носит название доминирующего или направляющего. Существует простой прием, позволяющий установить, оба ли глаза равноправны. Для определения направляющего глаза стрелку следует, держа кисть руки на некотором удалении, сложить
пальцы в виде кольца и смотреть через него на какой-нибудь мелкий предмет так, чтобы видеть его обоими глазами. Затем, поочередно закрывая глаза, нужно следить, уходит предмет из кольца или остается в нем. Направляющим является тот глаз, которым стрелок видит предмет несмещенным, оставшимся в кольце. У большинства людей направляющий глаз - правый [7].
4. Ошибка в обработке «боевого хода» спускового крючка (неравномерная, резкая обработка, «рывок» спускового крючка).
Для этой ошибки характерно неумение стрелка контролировать работу указательного пальца руки, удерживающей пистолет, на фоне волнения, «повышенной ответственности» и внутреннего напряжения перед выстрелом. Стрелок ощущает опасность, исходящую от боевого оружия, и, как следствие, не может побороть свои эмоции. Эти факторы являются отвлекающими для стрелка, он не может сконцентрировать внимание на изолированном движении указательного пальца при управлении «боевым ходом» спускового крючка и, как правило, торопится, производя при этом рывковое движение. Подсознательное желание избавиться от этих ощущений приводят к «срыву» выстрела.
Для устранения данной ошибки существуют несколько способов. Прежде всего необходимо объяснить неопытному стрелку причину возникновения данной ошибки. Стрелку надлежит понять и осознать, что концентрация внимания должна быть на важных элементах, а не на второстепенных и отвлекающих внимание. В данном случае стрелок должен сосредоточиться именно на движении пальца, контролируя плавность и равномерность его движения на всех этапах протяжки «боевого хода». В этом могут оказаться полезными следующие упражнения:
- обучающийся находится на учебном месте для отработки выстрела вхолостую. Учебный пистолет, удерживаемый в безопасном направлении, - в руке обучаемого, указательный палец руки, удерживающей оружие, находится на спусковом крючке, свободный ход выбран, курок взведен. Обучающийся удерживает учебный пистолет в согнутой руке так, чтобы ему было видно движение указательного пальца и спускового крючка. По команде преподавателя обучающийся начинает выполнять упражнение в медленном темпе, плавно и равномерно выжимает боевой ход спускового крючка, заставляя свой указательный палец двигаться без остановки, добиваясь при этом, чтобы спуск курка с боевого взвода происходил неожиданно. После холостого спуска задерживает указательный палец в фазе после выстрела, а затем плавно разжимает его, добиваясь того, чтобы указательный палец не потерял место обработки на хвосте спускового крючка. Упражнение отрабатывается под руководством преподавателя;
- отработка равномерного нажима при помощи индикатора. Нажимая на шток, необходимо следить за равномерным движением стрелки по циферблату и скоростью движения секундной стрелки часов;
- выполнение упражнения с использованием стреляной гильзы. Отработка происходит в паре. Первый обучающийся принимает положение для стрельбы «стоя с руки», оружие располагается на уровне глаз. В это время второй ставит гильзу от ПМ на верхнюю часть затвора (линия гашения световых бликов возле мушки). После установки гильзы первый обучающийся начинает выполнять равномерное нажатие на хвост спускового крючка до момента нанесения удара курком по ударнику (производство выстрела). В случае правильного выполнения элемента гильза останется на месте. При многократном повторении данного приема обучающийся добивается правильности удержания оружия в горизонте и равномерности обработки спускового крючка;
- выполнение упражнения с использованием зеркала. Обучающийся находится на огневом рубеже, пистолет заряжен боевыми патронами. Зеркало устанавливается сбоку от стрелка таким образом, чтобы ему был виден в отражении процесс работы своего указательного пальца при производстве выстрела. Упражнение выполняется под контролем и по команде преподавателя. Обучающийся наводит оружие в сторону пулеуловителя (в сторону мишеней) и переводит взгляд на отражение в зеркале, выполняя обработку «боевого хода» спускового крючка, следит за движением своего указательного пальца, добиваясь при этом равномерности и плавности движения, не допуская рывка. В этом упражнении стрелок сам может видеть свою ошибку (рывковое движение пальца) и в дальнейшем корректировать, тактильно контролировать этот двигательный процесс.
Зачастую причина данной ошибки кроется глубже и выражается в ожидании обучающимся громкого звука выстрела, резкой отдачи оружия назад, в результате которого возникает неосознанная реакция организма на ожидаемый выстрел. Природа данного явления заключается в том, что обучающийся, нажимая на спусковой крючок, сильно напрягается, ожидая грохота выстрела и удара отдачи. По этой причине возникает преждевременная реакция мышц тела на выстрел и пистолет до выстрела «проваливается» вниз. Часто к этой ошибке добавляется моргание в момент выстрела. Пуля попадает в нижнюю часть мишени или в землю.
Устранение ошибки. Для демонстрации «провала» пистолета необходимо зарядить в магазин несколько холостых патронов вперемежку с обычными. После срыва курка при холостом патроне в патроннике обучающийся, ожидая выстрела, надавит на пистолет и качнет его вниз. Для устранения этой ошибки необходимо научиться расслабляться, снимать мышечное напряжение. Также необходимо использовать при стрельбе наушники, исключая влияние на организм звука выстрела. Обычно после этого стрелок перестает бояться выстрела и моргать. Необходимо убедить обучающегося в том, что для удержания пистолета во время выстрела не нужно больших усилий. Пистолету не нужно «помогать»
стрелять - зажимать крепче или противостоять отдаче усилиями мышц рук. Необходимо дать пистолету свободу.
При работе над этой ошибкой стрельбу патронами надо перемежать со стрельбой вхолостую. При стрельбе вхолостую необходимо добиваться ровной мушки во время срыва курка. Обучающийся должен запоминать работу мышц при холостой стрельбе и переносить это состояние на стрельбу с патронами. Эту работу необходимо повторять под контролем преподавателя до тех пор, пока не возникнет понимания правильного выстрела [3].
«Подлавливание» ровной мушки в прорези целика. Стреляющий сосредотачивает внимание на колебании руки (мушки с целиком), ловит ровную мушку в прорези целика, затем резко нажимает на спусковой крючок, в результате это приводит к промаху.
Устранению этой ошибки способствует следующее упражнение. Обучающийся принимает положение «стоя с руки», оружие располагается на уровне глаз стреляющего. Совмещает мушку с прорезью целика и отрабатывает равномерный нажим на хвост спускового крючка со скоростью движения секундной стрелки часов. Стрелок при обработке спускового крючка не должен обращать внимание на колебание (дрожание) мушки с целиком. При этом если при незначительных колебаниях в момент выстрела мушка останется в поле прорези целика, то попадание в грудную мишень в любом случае гарантировано.
«Затягивание» выстрела. При стрельбе стрелок долго обрабатывает спусковой крючок (передерживает выстрел), от этого возникает мышечное утомление и потеря концентрации внимания на важных элементах техники стрельбы. В завершающей фазе протяжки спускового крючка, как правило, совершается «срыв».
В этом случае необходимо отрабатывать следующее упражнение. Обучаемый принимает положение «стоя с руки», оружие располагается на уровне глаз стреляющего. Совмещает мушку с прорезью целика и отрабатывает равномерный нажим на хвост спускового крючка со скоростью движения секундной стрелки часов. Для большей эффективности упражнения необходимо выполнять прого-вор, то есть в среднем темпе произносить словосочетание любого двузначного числа (например, двадцать восемь). Протяжка боевого хода спускового крючка должна производиться со скоростью этого проговора, при этом указательный палец стрелка не должен делать остановки.
Каждый из предложенных способов применяется обычно в сочетании с другими, исходя из конкретной задачи учебного занятия. Преподавателю следует широко применять перечисленные методические приемы на начальном этапе обучения стрельбе и на всех последующих этапах подготовки при освоении и совершенствовании техники выполнения выстрела, новых стрелковых упражнений, а также периодически при ухудшении результатов стрельбы обучающихся.
Одна из основных задач использования методических приемов заключается в предотвращении появления стрелковых ошибок и закреплении их на уровне навыка.
Библиографический список
1. Архипов, С.Н. 9-мм пистолет Ярыгина (6П35): характеристика, устройство и обращение с ним : учебное пособие / С.Н. Архипов, Н.О. Николаев. -Тюмень : Тюменский юридический институт МВД России, 2010. - 79 с.
2. Дмитрук, А.В. Методика проведения занятий по боевой подготовке с отделением и взводом : учеб.-метод. пособие / А.В. Дмитрук, А.С. Дубовик, С.М. Лотоцкий. - Гродно : ГрГУ, 2010. - 455 с.
3. Крючин В. «Практическая стрельба» - Ошибки при стрельбе и методика тренировок. - URL: http://www.zakon-grif.ru.
4. Торгерсен, А.С. Выявление и коррекция факторов, осложняющих обучение двигательному действию по производству выстрела на первоначальном этапе подготовки слушателей и курсантов образовательных организаций системы МВД России / А.С. Торгерсен, И.И. Горецкий // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XXII международной научно-практической конференции : в 2 ч. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2019. - С. 184-187.
5. Торгерсен, А.С. О проблемах обучения технике прицельной стрельбы в процессе реализации учебной программы «Огневая подготовка» в образовательных организациях МВД России / А.С. Торгерсен // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании : материалы всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 11 марта 2017. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2017. - С. 94-98.
6. Чудинова, О. А. Причины проявления ошибок при стрельбе и пути их преодоления в учебно-тренировочном процессе / О.А. Чудинова // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 5-6 июня 2014 г. -Иркутск : ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2014. - С. 294-298.
7. Юрьев, А.А. Пулевая спортивная стрельба / А.А. Юрьев. - М. : Воениздат, 1976. - 426 с.