Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД, КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД, КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБЕЛЬНОЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / SERVICE FIREARMS / EMERGENCY / MINISTRY OF THE INTERIOR / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / FIRE TRAINING / POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Антоненко Алина Эдуардовна, Нефедова Надежда Андреевна

В статье рассмотрены вопросы организации профессиональной служебной подготовки сотрудников ОВД. Акцентировано внимание на том, что огнестрельное оружие является источником повышенной опасности и требует высокой организации занятий в рамках дисциплины «Огневая подготовка». Отмечается, что во время проведения занятий необходимо уделять внимание не только обучению меткой стрельбе и умелому, быстрому обращению с огнестрельным оружием, но и на меры личной безопасности, при обращении с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Антоненко Алина Эдуардовна, Нефедова Надежда Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF ATS EMPLOYEES AS A BASIS OF PROFESSIONALISM AND PERSONAL SAFETY WHEN HANDLING FIREWARE

The article deals with the organization of professional training of police officers. Attention is focused on the fact that firearms are a source of increased danger and require a high organization of classes in the framework of the discipline “Fire training”. It is noted that during the classes it is necessary to pay attention not only to training in marksmanship and skillful, quick handling of firearms, but also to personal safety measures when handling it.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД, КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ»

6. Соловьева Т.А. Новый подход к управлению результатами включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина (Научный журнал). Спб. Пушкин. №4. 2018. с. 239

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Антоненко Алина Эдуардовна

Волгодонский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Волгодонск);

преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Нефедова Надежда Андреевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД, КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ

ОРУЖИЕМ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации профессиональной служебной подготовки сотрудников ОВД. Акцентировано внимание на том, что огнестрельное оружие является источником повышенной опасности и требует высокой организации занятий в рамках дисциплины «Огневая подготовка». Отмечается, что во время проведения занятий необходимо уделять внимание не только обучению меткой стрельбе и умелому, быстрому обращению с огнестрельным оружием, но и на меры личной безопасности, при обращении с ним.

Ключевые слова: табельное огнестрельное оружие, экстремальная ситуация, Министерство внутренних дел, органы внутренних дел, огневая подготовка, полицейский.

Annotation. The article deals with the organization of professional training of police officers. Attention is focused on the fact that firearms are a source of increased danger and require a high organization of classes in the framework of the discipline "Fire training". It is noted that during the classes it is necessary to pay attention not only to training in marksmanship and skillful, quick handling of firearms, but also to personal safety measures when handling it.

Keywords: service firearms, emergency, Ministry of the Interior, law enforcement agencies, fire training, police officer.

Введение. Одним из органов, обеспечивающих права и свободы граждан, а так же охрану общественного порядка и соблюдение законности и правопорядка - являются органы внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД).

Работа в ОВД является не только престижной деятельностью, но и накладывает на сотрудников ряд обязательств, связанных с квалифицированным осуществлением своих должностных обязанностей, которые требуют от сотрудников ОВД полной самоотдачи на службе во благо граждан и государства.

Полиция любого государства призвана защищать своих граждан от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, имущество, а также обеспечивать охрану общественного порядка и соблюдение законности [3, 7].

Работа по осуществлению правоохранительной деятельности, наряду с высокими волевыми и морально-этическими качествами, требует от правоохранителя специальных знаний, навыков и умений, которые приобретаются в ходе прохождения обучения в образовательных организациях МВД РФ. Формируются необходимые компетенции, позволяющие эффективно применять их на практике, порой, в не простых, быстро меняющихся условиях.

Изложение основного материала статьи. Деятельность Министерства внутренних дел РФ осуществляется согласно принципам уважения и соблюдения прав человека, гражданских прав и свобод, а также законности [8], но не всегда законное требование полицейского о прекращении противоправного деяния выполняется правонарушителем добровольно.

В ряде ситуаций правонарушитель, увидев полицейского в форменном обмундировании, отказывается от своих противоправных намерений и следует законным требованиям правоохранителя. Но существует категория преступников, готовых пойти на крайние меры в достижении намеченных преступных целей, вплоть до физического уничтожения, не только граждан, в отношении которых совершается противоправное деяние, но и полицейских, выполняющих свои обязанности по пресечению преступления.

Правонарушитель может не только не реагировать на требования правоохранителя, а и оказывать сопротивление или совершать нападение на него.

В силу того, что правонарушитель может быть физически сильнее, обладать специальными навыками различных единоборств, вооружен холодным оружием и предметами, которые могут причинить вред жизни и здоровью полицейского, а также может быть вооружен огнестрельным оружием - он представляет серьезную угрозу. Правоохранитель должен быть готов к обоснованному применению физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в критической ситуации [7].

В таких ситуациях полицейский обязан профессионально владеть не только боевыми приемами борьбы, специальными средствами, но и на высоком уровне обладать умениями и навыками применения различных видов огнестрельного оружия, стоящего на вооружении ОВД, а так же иметь тактические навыки обращения с ним в различных экстремальных ситуациях [2].

Применение оружия в экстремальной ситуации довольно скоротечный процесс, в котором время идет на секунды или доли секунд, поэтому полицейский должен владеть навыками адекватного реагирования на такие ситуации на очень высоком уровне [7].

Применение огнестрельного оружия требует от полицейского ряда очень важных навыков и качеств, таких как: высокая физическая, огневая, а также тактическая подготовленность, психологическая устойчивость, решительность к действиям в стрессовых ситуациях и др [1].

Поэтому для эффективной защиты прав и свобод каждого гражданина России сотрудники нуждаются в постоянном повышении своих профессиональных навыков, для чего им необходимо поддерживать оптимальный уровень профессиональной подготовки [6].

В ходе освоения программ профессиональной подготовки, основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена, высшего образования - программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, в ходе профессиональной служебной и физической подготовки по месту службы сотрудники проходят специальную подготовку к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также к участию в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка [5].

Профессиональная служебная подготовка сотрудников ОВД включает ряд направлений, среди которых важное место занимает огневая подготовка.

Практически с первых дней обучения в образовательных организациях МВД курсанты и слушатели изучают ряд дисциплин («Основы огневой подготовки», «Огневая подготовка», «Комплексный практикум по огневой и физической подготовке», «Организация огневой подготовки»), направленных на приобретение знаний, умений и навыков владения огнестрельным оружием, которые поддерживаются и оттачиваются на протяжении всей службы в ОВД в рамках проведения занятий по профессиональной служебной и физической подготовке.

Деятельность любого сотрудника полиции связана с применением оружия. Поэтому важно, чтобы каждый сотрудник знал, в каких ситуациях допустимо его законное и тактически верное применение. Такие знания, умения и навыки правомерного применения оружия у сотрудников формируются в результате проведения эффективных занятий по огневой подготовке.

На нормативном уровне порядок организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации и требования к огневой подготовленности сотрудников закреплены в следующих ведомственных нормативных правовых актах:

- Приказ МВД РФ от 5 мая 2018 г. N 275 Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации (организация и проведение занятий по огневой подготовке, нормативы и упражнения стрельб) [4].

- Приказ МВД РФ от 23 ноября 2017 г. N 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» (критерии оценки практических упражнений по стрельбе из огнестрельного оружия) [5].

Огневая подготовка организуется и проводится в соответствии с вышеуказанным Наставлением по огневой подготовке на основании программ профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский» и рабочей программы учебной дисциплины «Огневая подготовка». Огневая подготовка включает в себя теоретический и практический разделы. Стоит учесть, что теория и практика тесно связаны. Поэтому для достижения хороших результатов в подготовке сотрудника, ему необходимо уделять должное внимание и практическим, и теоретическим занятиям по огневой подготовке.

Практика состоит из практических стрельб и тренировок, в ходе которых оттачиваются нормативы. Практическая часть является приоритетной в оценке полицейского. Также сотрудники полиции должны иметь навыки метания гранат, обучиться технике стрельбы из разных видов огнестрельного оружия, получить знания об основах производства выстрела и тактике обращения с оружием в определенных ситуациях.

Сотрудники полиции, изучая учебную дисциплину «Огневая подготовка» должны уметь правильно выполнять все необходимые действия с огнестрельным оружием (сборка и разборка, подготовка к стрельбе, приемы и правила стрельбы из различных положений, в различных условиях, в ограниченное время, а также метания учебных гранат).

Нормативы выполняются для доведения навыков правильного обращения с огнестрельным оружием до автоматизма и закрепления умений безопасного обращения с оружием, как во время учебных стрельб, так и в случае применения его в экстремальных ситуациях.

Выполнение практических упражнений по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия является одним из основных элементов огневой подготовленности полицейского, которые направлены на закрепление и совершенствование навыков и умений обращения с огнестрельным оружием.

Обучение сотрудников полиции огневой подготовке занимает значительное время из общего количества часов, отводимых на обучение и совершенствование профессиональной подготовки. Практическая стрельба является сложно координационным видом деятельности и обучится умелому поражению цели, получается сразу далеко не у всех.

Наряду с получением необходимых стрелковых знаний, умений и навыков по обращению с огнестрельным оружием, следует помнить, что оно является источником повышенной опасности и «не прощает ошибок». Во время организации и проведения занятий в рамках дисциплины «Огневая подготовка» особое внимание следует уделять мерам безопасности при обращении с огнестрельным оружием и вопросам личной безопасности, так как нередки случаи, когда полицейские из-за непрофессионального обращения с оружием получали серьезные ранения, в отдельных случаях приводивших к летальному исходу как самого стрелка, так и его коллег.

С каждым днем к сотрудникам полиции предъявляются все более высокие и жесткие требования в отношении профессиональной подготовки, особо остро стоит проблема их психологической готовности к применению огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях. Служба сотрудников полиции связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой ответственностью за результаты выполнения служебных задач и безопасности граждан. Только высокая готовность сотрудников может обеспечить успешность деятельности в экстремальных ситуациях.

Выводы. Огневая подготовка направлена на то, чтобы каждый полицейский, внезапно попадая в ситуацию, требующую немедленного применения табельного оружия в условиях повседневной оперативно-

служебной деятельности, не «терялся», действовал профессионально, квалифицированно применял табельное оружие, а также не допускал гибели непричастных гражданских лиц и самих сотрудников.

Огневая подготовка является одной из составляющих профессиональной подготовки и выступает основой мастерства любого полицейского Российской Федерации, она способствует повышению квалификации сотрудников и служит серьезным инструментом защиты законных интересов граждан Российской Федерации в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой имуществу, жизни и здоровья граждан. Правильная организация профессиональной служебной (огневой) подготовки, как в стенах ведомственных образовательных организаций МВД РФ, так и в рамках занятий, проводимых в гор/рай органах внутренних дел, будет способствовать не только повышению уровня владения табельным огнестрельным оружием, но и позволит поддерживать навыки личной безопасности вооруженного сотрудника правоохранительных органов на высоком уровне.

Литература:

1. Атаев Р.А., Шанько В.В., Стецуе М.Ю. Организационные и правовые основы охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий // Юристъ-правоведъ. -Ростов-на-Дону. - 2019. № 1 (88). - С. 36-40.

2. Буткевич С.А. Деятельность органов охраны правопорядка в особых условиях (научно-методологическое исследование) // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности». 22-23 сентября 2016. -г. Новороссийск. - 2017. - С. 115-120.

3. Буткевич С.А. Новации в системе предупреждения терроризма во французской республике: криминологический анализ // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы применения уголовного законодательства» 16 мая 2019. - г. Ростов-на-Дону. 2019. - С. 72-78.

4. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 // URL: http:www.garant.ru (дата обращения: 20.06.2020).

5. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275, п. 9 // Консультант плюс (дата обращения: 05.07.2020).

6. О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Консультант плюс (дата обращения: 15.06.2020).

7. Светличный Е.Г., Лейнова О.С., Фатеева О.В. Патрон в патроннике - нарушение мер безопасности или гарантия личной безопасности вооруженного полицейского? // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы». 25.10.2019. - г. Симферополь. - 2020. С. 384-388.

8. Челпанова М.М., Лахин О.И. Проблемные аспекты деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации // сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития». 11 мая 2020. - г. Чебоксары. - 2020. -С. 242-244.

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Изучение сознания и правосознания, а также правового воспитания является в настоящее время актуальным направлением в педагогике, а зарубежный опыт правового воспитания представляется особенно ценным. Некоторые страны мира имеют самые низкие показатели подростковой преступности, среди которых Япония, Дания, Исландия, Швейцария. Можно предположить, что это связано с особенностями воспитания и обучения несовершеннолетних в образовательных учреждениях этих государств. Япония в современном мире занимает не только одно из передовых мест на планете по уровню промышленно-технического развития, но и представляет собой страну с высоким уровнем всеобщей грамотности, что является одним из первостепенных и необходимых условий развития современного культурного общества.

Ключевые слова: сознание, правосознание, подростковая преступность, стремления, идеалы и установки личности.

Annotation. The study of consciousness and legal consciousness, as well as legal education, is currently a relevant area in pedagogy, and foreign experience in legal education is especially valuable. Some countries in the world have the lowest rates of juvenile delinquency, including Japan, Denmark, Iceland, Switzerland. It can be assumed that this is due to the peculiarities of the upbringing and training of minors in educational institutions of these states. Japan, in today's world, occupies not only one of the foremost places on the planet in terms of industrial and technological development, but also is a country with a high level of universal literacy, which is one of the primary and necessary conditions for the development of modern cultural society.

Keywords: consciousness, legal consciousness, juvenile delinquency, aspirations, ideals and personality attitudes.

Введение. Профессиональный путь будущего квалифицированного специалиста, специфика его профессионального развития и становление в современном обществе во многом зависят от этических, социальных и духовных ориентиров, ценностной базы личности. Это обусловлено тем, что ценностная сфера во многом обуславливает образ жизни человека, его стремления, идеалы и установки, что диктует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.