Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПРИВЕДЕНИЮ ОРУЖИЯ В ГОТОВНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОБОРСТВА С НАПАДАЮЩИМ'

ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПРИВЕДЕНИЮ ОРУЖИЯ В ГОТОВНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОБОРСТВА С НАПАДАЮЩИМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / НАПАДЕНИЕ / КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / АЛГОРИТМ / КОНФЛИКТ / КОБУРА / ПАТРОН / FIREARMS / EMERGENCY / POLICEMAN / ASSAULT / CADET / LISTENER / ALGORITHM / CONFLICT / HOLSTER / CARTRIDGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич

В статье рассмотрены особенности приведения табельного огнестрельного оружия в готовность и его применения в условиях противоборства с нападающим. Предлагается один из вариантов приведения в готовность табельного огнестрельного оружия для обучения курсантов и слушателей на занятиях по дисциплинам «Огневая подготовка» и «Основы личной безопасности сотрудников ОВД», который будет способствовать повышению профессионального мастерства, поднимет личную безопасность правоохранителя на качественно новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING CURSORS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS TO PUT READY WEAPON UNDER CONDITIONS WITH FORWARD

The article discusses the features of bringing weapons to readiness and the use of time firearms in the confrontation with the attacker. One of the options for alerting service firearms for training cadets and students in the classes on the subjects “Fire Training” and “Fundamentals of Personal Safety of ATS Officers” is proposed, which will enhance professional skills and raise the personal safety of law enforcement officers to a new level. Keywords : firearms, emergency, policeman, assault, cadet, listener, algorithm, conflict, holster, cartridge.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПРИВЕДЕНИЮ ОРУЖИЯ В ГОТОВНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОБОРСТВА С НАПАДАЮЩИМ»

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД

РОССИИ ПРИВЕДЕНИЮ ОРУЖИЯ В ГОТОВНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОБОРСТВА С

НАПАДАЮЩИМ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности приведения табельного огнестрельного оружия в готовность и его применения в условиях противоборства с нападающим. Предлагается один из вариантов приведения в готовность табельного огнестрельного оружия для обучения курсантов и слушателей на занятиях по дисциплинам «Огневая подготовка» и «Основы личной безопасности сотрудников ОВД», который будет способствовать повышению профессионального мастерства, поднимет личную безопасность правоохранителя на качественно новый уровень.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, экстремальная ситуация, полицейский, нападение, курсант, слушатель, алгоритм, конфликт, кобура, патрон.

An^tatton. The article discusses the features of bringing weapons to readiness and the use of time firearms in the confrontation with the attacker. One of the options for alerting service firearms for training cadets and students in the classes on the subjects "Fire Training" and "Fundamentals of Personal Safety of ATS Officers" is proposed, which will enhance professional skills and raise the personal safety of law enforcement officers to a new level.

Keywords: firearms, emergency, policeman, assault, cadet, listener, algorithm, conflict, holster, cartridge.

Введение. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [4].

Обязательным признаком демократического правового государства является обеспечение общественной безопасности и правопорядка, прежде всего благодаря эффективной правоохранительной деятельности, направленной на предупреждение преступлений, усилению контроля за соблюдением законодательства, повышению правовой культуры граждан и недопущению криминализации населения [3].

В.В. Путин в своем обращении к гражданам Российской Федерации отметил, что диктатура закона должна быть неоспоримой, и независимо от территориальности (Москва, Санкт-Петербург или российская глубинка) требования закона должны трактоваться и выполняться единообразно, а права, свободы и законные интересы граждан должны стоять на первом месте. Диктатура закона - путь к построению единого мощного государства [9].

К сожалению, не все граждане являются сознательными, законопослушными и адекватно реагируют на установленные в обществе и нормативно закрепленные государством, с целью обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов преобладающей части населения, правила совместного существования и нормального функционирования государства.

В любом обществе есть «маргинальная прослойка», члены которой считают, что установленные в обществе правила поведения являются обязательными не для всех и часто сознательно или несознательно их нарушают.

Нарушение правил может носить незначительный характер, выражающийся в нарушении норм морали и этических требований поведения.

Но в некоторых случаях, в силу различных причин (хулиганские побуждения, желание получить различные материальные блага незаконным путем, неправильное трактование законодательства, месть и т.д.), нарушения общественного порядка и законности могут носить общественно опасный характер, связанный с причинением материального ущерба, вреда здоровью и жизни граждан.

Для пресечения и профилактики вышеуказанных деяний требуется вмешательство специально уполномоченных органов исполнительной власти.

Одним из органов, обеспечивающих права и свободы граждан, а также охрану общественного порядка и соблюдение законности и правопорядка - являются органы внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД).

Изложение основного материала статьи. При выполнении своих функциональных по охране общественного порядка полицейскому периодически приходится использовать предоставленное ему федеральным законом «О полиции» право на применение мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия [6].

Применение вышеуказанных мер принуждения практически всегда является не стандартной ситуацией и требует от сотрудника полиции специальных знаний, умений и навыков.

Общение сотрудника полиции с правонарушителем происходит на коротких дистанциях, в среднем 1-3 метра, и в случае попытки правонарушителя оказать сопротивление путем нападения (вооруженного или путем применения физической силы) на полицейского, оставляет последнему доли секунды на оценку обстановки, принятие решения на выбор средства пресечения нападения и его применения [7].

В ряде ситуаций такое противостояние возникает внезапно, не дав возможности стражу порядка приготовится к таковому заблаговременно.

Любая ситуация, в которой полицейскому приходится применять меры физического воздействия, специальные средств и огнестрельное оружие, является - экстремальной ситуацией, в которой все решения и действия по их выполнению приходится выполнять очень быстро, в считанные секунды и в первую очередь работают навыки, многократно отработанные и закрепленные на уровне рефлексов.

В рамках современных подходов (П. Лагадек, С. Лихтенстайн и др.) в качестве определяющего или универсального сущностного признака экстремальной ситуации рассматривается фактор опасности - прежде всего, непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей либо же угрозы срыва их деятельности по решению жизненно важных задач [5, 14]. Понятие экстремальная ситуация отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием. Экстремальные ситуации (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, кризисы, конфликты), являющиеся порой неизбежными реалиями жизнедеятельности

людей, в том числе, их профессионально осуществляемой деятельности, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик:

1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальностям;

2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний;

3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения;

4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений экстремальной ситуации, т.е. темпоральность изменений;

5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний;

6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности;

7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем);

8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны;

9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования) и др [1].

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Отличием экстремальной ситуации от повседневной становятся неожиданность и подключение к сильнейшему стресс-фактору неопределенности поступающей информации, что затрудняет процесс предвосхищения и управления ситуацией. Человек как бы оказывается позади ситуации, она им руководит, растет эмоциональное и психическое напряжение, и требуется время на подключение мыслительных процессов. Ранее отработанные механизмы поведения оказываются недейственными.

Изучив сущность и признаки экстремальных ситуаций, а так же их влияние на человека и окружающую среду, ученые дают ряд понятий, характеризующих такие ситуации.

Экстремальная ситуация (лат. Ех^етит - крайнее, предельное; situatio - положение) - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях [12].

Экстремальная ситуация - резкий, скачкообразный, сопровождаемый социально негативными явлениями переход системы (социальной, личностной, экологической и т.п.) в результате чрезмерного нарастания внутренней и/или внешней напряженности из устойчивого и стабильного состояния в неустойчивое и нестабильное, угрожающее распадом данной системы [10].

Экстремальная ситуация - это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека [11].

Из вышесказанного следует, что любая ситуация, в которой сотрудник полиции применяет огнестрельное оружие (есть вероятность, что оно будет применено) может считаться экстремальной, по следующим причинам:

- практически во всех случаях момент применения огнестрельного оружия возникает внезапно, что требует от полицейского специальной готовности к действиям в таких ситуациях.

- такие ситуации всегда насыщены противоречиями, требующими оперативного разрешения.

- ситуация применения оружия всегда нестабильна (непредсказуема) по возможным последствиям и находится на пределе критичности.

- применение/вероятность применения оружия всегда порождает ряд опасностей и угроз, могущих повлечь за собой гибель и ранения.

- нарастание напряженности для субъектов противостояния, требующее осмысления ситуации, оперативного принятия решений и немедленного реагирования и др.

Следовательно, и готовить полицейского в рамках огневой подготовки необходимо к действиям в таких ситуациях:

- воспитывать психологическую готовность к применению огнестрельного оружия.

- научить оперативно принимать решения в огневом контакте, путем отработки ряда алгоритмов действий в типовых ситуациях, ранее возникавших в практической деятельности сотрудников полиции.

- закрепить и отработать до автоматизма навыки скоростного обращения с оружием (извлечения из кобуры, приведения в готовность, прицеливание и производство выстрела, смены положений для стрельбы, уход с линии огня, стрельба в усложненных условиях, устранение возникающих при стрельбе задержек).

- закрепить навык правильного поведения с противником (тактически и психологически) и т.д.

Безусловно, сотрудники полиции могут уступать правонарушителям в физическом развитии, однако

грамотные тактические действия (в том числе в составе группы), наличие устойчивых навыков применения физической силы и специальных средств, уверенное владение табельным оружием должны обеспечить максимальную эффективность выполнения служебных обязанностей [2].

Чем больший арсенал алгоритмов поведения в ситуациях подобного рода есть у полицейского, тем больше вероятность выйти из противостояния победителем.

Как отмечалось выше, общение с возможным нападающим происходит на очень коротких расстояниях (от 1 до 3х метров), соответственно, вероятность внезапного нападения очень высока.

Если полицейский принял решение применить огнестрельное оружие, с технической стороны ему необходимо произвести ряд манипуляций:

- открыть кобуру;

- извлечь табельное огнестрельное оружие;

- выключить предохранитель;

- дослать патрон в патронник;

- направить оружие на цель (правонарушителя);

- произвести выстрел [8].

Учитывая особенности огнестрельного оружия, состоящего на вооружении в органах внутренних дел Российской федерации, для приведение его в готовность необходимо задействовать обе руки, в частности для досылания патрона в патронник.

Напомним, что люди разделяются на две основные категории:

- которые в большей степени владеют правой рукой - декстралы («правши» - около 85-92%).

- которые в большей степени владеют левой рукой - сенестралы («левши» - около 8-15%) [13].

Меньшинство людей одинаково владеет обеими руками. Их называют амбидекстрами.

Для удобства изложения предлагаемого нами алгоритма поведения правоохранителя в сложившейся экстремальной ситуации введем ряд определений таких как:

- «Сильная рука» - это рука, которой человек преимущественно осуществляет все относительно сложные действия, требующие точности выполнения («правши» - правая, «левши» - левая).

- «Слабая рука» - это рука, которая выполняет вспомогательные функции.

- «Сильная сторона» - сторона тела, с которой находится «сильная рука»

- «Слабая сторона» - сторона тела, с которой находится «слабая рука».

Рассмотрим ситуацию, в которой правонарушитель совершает нападение на правоохранителя и пытается нанести ему удар в голову или корпус, а разорвать дистанцию не представляется возможным.

В данном случае полицейскому необходимо закрыться от удара «слабой рукой», заблокировав противника на максимально большом расстоянии, одновременно совершая разворот корпуса «слабой стороной» к противнику, убирая как можно дальше сторону, на которой расположена кобура с оружием, чтобы уменьшить вероятность выхватывания пистолета противником и сократить площадь тела для поражения (Фото 1).

Фото 1

Далее необходимо извлечь оружие из кобуры, привести его в готовность и в случае необходимости применить.

Классический способ приведения пистолета в готовность в данной ситуации может быть не удобным, так как придется полностью убрать «слабую руку», оставив сторону, обращенную к противнику не защищенной (Фото

Фото 2

Для досылания патрона в патронник следует использовать способ, при котором рука, досылающая патрон в патронник, направлена большим пальцем в сторону курка (Фото 3).

Фото 3

При необходимости производства выстрела сразу после приведения оружия в готовность, в случае невозможности разорвать дистанцию с противником и сформировать хват оружия двумя руками, обязательным условием является плотное прижатие тыльной стороны ладони «слабой руки» к корпусу в районе солнечного сплетения (расположение пальцев этой руки - вертикально вниз) во избежание ранения (фото 4).

Фото 4

Если же удалось разорвать дистанцию с противником, формирование хвата слабой рукой происходит так, чтобы исключить пронос её перед дульным срезом ствола (Фото 5, 6, 7, 8).

Фото 5 Фото Ь Фото 7 Фото 8

Выводы. Использование такого способа приведения оружия в готовность (досылания патрона в патронник) в ситуациях противоборства с противником, позволит полицейскому «слабой рукой» защититься от нападающего, а также применить табельное оружие (в случае необходимости), в случаях, когда «традиционный» способ приведения оружия в готовность затруднителен или невозможен.

Разворот «сильной стороной», на которой находится кобура с оружием, от противника, максимально исключает возможность выхватывания/выбивания оружия.

Обучение курсантов и слушателей вышерассмотренному способу приведения оружия в готовность, а также его отработка на занятиях по дисциплинам «Огневая подготовка» и «Основы личной безопасности сотрудников ОВД», будет способствовать повышению профессионального мастерства, поднимет личную безопасность правоохранителя на качественно новый уровень.

Литература:

1. Анохин М.Г., Гришин О.Е. Экстремальная политика: о некоторых подходах к определению категории и границах влияния // Вестник РУДН. - серия Политология. - 2010. - № 2. - С. 5-11.

2. Бокий А.Н. Актуальные вопросы применения табельного оружия сотрудниками полиции в условиях противоборства с правонарушителем // Вестник Краснодарского Университета МВД России. -2019. - № 3 (45). - С. 97-101.

3. Буткевич С.А. Предупреждение преступлений: методология, теория и правовые основы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. - Юридические науки. - 2018. -Т. 4 (70). № 2. - С. 131-142.

4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // Консультант плюс

5. Лагадек П. Чрезвычайное положение в условиях технологических аварий и социальной дестабилизации: Реферат. - М.: ИНИОН РАН, 1989; Lagadec Р. Das grosse Risiko: technische Katastrophen und gesellschaftliche Verantwortung. - Nördlingen: Greno, 1987.

6. О полиции [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Консультант плюс.

7. Светличный Е.Г., Лейнова О.С., Жамборов А.А. Формирование у курсантов и слушателей тактических навыков применения огнестрельного оружия в конфликтной ситуации // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2019. - Выпуск 64 (2). - С. 153-156.

8. Светличный Е.Г., Лейнова О.С., Чобитько С.П. Использование пистолета для пресечения противоправных действий с минимальным ущербом здоровью правонарушителя // Материалы XVII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями» 8-9 февраля 2019 г. - Барнаул. - 2019. - С. 183-184.

9. Телевизионное обращение к гражданам России (17 мая 2000 года, Москва) // Путин В.В. Избранные речи и выступления. М.: Книжный мир. 2008. 480 с.

10. Уланова О.И. Политология и социология: основные понятия, краткий словарь и тесты. - Пенза: РИО ПГСХА. - 2015. - 140 с.

11. Шамионов Р.М. Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях // URL: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/ Novosti_glavnih_upravlenij/item/576175

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Экстремальная ситуация Новейший философский словарь // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1404/%D0%AD%D0%9A%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0% 95%D0%9C%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF

13. Hardyck, C., & Petrinovich, L.F. (1977). «Left-handedness», Psychological Bulletin, 84, 385-404.

14. Slovic P., Fischnoff В., Lichtenstein S. Perceived risk: Psychological factors and social implications // The risk assessment and perception of risk. London: Royal Society, 1981.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Седых Татьяна Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ» В SIBFU HONORS COLLEGE

Аннотация. В статье рассмотрены направления в работе с одаренными студентами в системе высшего образования, а также специфика организации образовательного процесса по направлению «Образовательная навигация», направленного на осознание студентами собственных образовательных потребностей и дефицитов, формулирование образовательных запросов и целей, разработку индивидуального образовательного маршрута в условия открытой образовательной среды SibFU Honors College.

Ключевые слова: высшее образование, дополнительное образование, студенты с высокими академическими достижениями, образовательная навигация, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут.

Annotation. The article considers the directions in working with gifted students in the higher education system, as well as the specifics of the organization of the educational process in the direction of "Learning navigation", aimed at understanding students ' own educational needs and deficits, formulating educational requests and goals, developing an individual educational route in the conditions of an open educational environment SibFU Honors College.

Keywords: higher education, additional education, honors education, honora college, honors program, students with high academic achievements, learning navigation, individual educational program, individual educational route.

Введение. В настоящее время одним из ведущих декларируемых приоритетов общества и государства становится создание условий для всестороннего развития интеллектуального потенциала молодежи и его реализации в условиях российского рынка труда. Результатом чего является актуализация проблем, связанных с поиском наиболее результативных способов подготовки специалистов и руководителей для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.