Научная статья на тему 'Формирование у курсантов и слушателей тактических навыков применения огнестрельного оружия в конфликтной ситуации'

Формирование у курсантов и слушателей тактических навыков применения огнестрельного оружия в конфликтной ситуации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / КОБУРА / НАПАДЕНИЕ / КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / МИШЕНЬ / АЛГОРИТМ / КОНФЛИКТ / FIREARM / EXTREME SITUATION / POLICE OFFICER / HOLSTER / ATTACK / CADET / LISTENER / TARGET / ALGORITHM / CONFLICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Лейнова Ольга Сергеевна, Жамборов Анзор Анатольевич

Общение сотрудника полиции с правонарушителем происходит на коротких дистанциях, в среднем 1 3 метра и в случае попытки правонарушителя оказать сопротивление путем нападения, оставляет первому доли секунды на оценку обстановки, принятие решения на выбор средства пресечения нападения и его применения. В случае принятия решения о применении огнестрельного оружия, перед полицейским стоит ряд задач, которые ему необходимо решить и от правильности решения, которых будет зависеть, как минимум, его жизнь и здоровье, как максимум жизнь и здоровье его коллег и случайных свидетелей. В статье предлагается один из алгоритмов действий полицейского в такой экстремальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Лейнова Ольга Сергеевна, Жамборов Анзор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TACTICAL SKILLS OF USE OF FIREARMS IN A CONFLICT SITUATION AMONG CADETS AND STUDENTS

Communication of the police officer with the offender takes place at short distances, on average 1-3 meters, and in the case of an attempt by the offender to render resistance through an attack, leaves the first part of a second to assess the situation, making a decision on the choice of the means of suppressing the attack and its application. In the case of making a decision on the use of firearms, a policeman faces a number of tasks that he needs to solve and the correct decision, which will depend, at a minimum, on his life and health, as a maximum of the life and health of his colleagues and casual witnesses. The article proposes one of the algorithms of police actions in such an extreme situation.

Текст научной работы на тему «Формирование у курсантов и слушателей тактических навыков применения огнестрельного оружия в конфликтной ситуации»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Лейнова Ольга Сергеевна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. Общение сотрудника полиции с правонарушителем происходит на коротких дистанциях, в среднем 1 - 3 метра и в случае попытки правонарушителя оказать сопротивление путем нападения, оставляет первому доли секунды на оценку обстановки, принятие решения на выбор средства пресечения нападения и его применения. В случае принятия решения о применении огнестрельного оружия, перед полицейским стоит ряд задач, которые ему необходимо решить и от правильности решения, которых будет зависеть, как минимум, его жизнь и здоровье, как максимум жизнь и здоровье его коллег и случайных свидетелей. В статье предлагается один из алгоритмов действий полицейского в такой экстремальной ситуации.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, экстремальная ситуация, полицейский, кобура, нападение, курсант, слушатель, мишень, алгоритм, конфликт.

Annоtation. Communication of the police officer with the offender takes place at short distances, on average 1-3 meters, and in the case of an attempt by the offender to render resistance through an attack, leaves the first part of a second to assess the situation, making a decision on the choice of the means of suppressing the attack and its application. In the case of making a decision on the use of firearms, a policeman faces a number of tasks that he needs to solve and the correct decision, which will depend, at a minimum, on his life and health, as a maximum of the life and health of his colleagues and casual witnesses. The article proposes one of the algorithms of police actions in such an extreme situation.

Keywords: firearm, extreme situation, police officer, holster, attack, cadet, listener, target, algorithm, conflict.

Введение. Сотруднику правоохранительных органов довольно часто приходится не только предупреждать и раскрывать преступления, но и пресекать их.

Полицейский - это человек, на плечи которого возложена непростая обязанность по поддержанию порядка в обществе, выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач по охране правопорядка, борьбе с преступностью в повседневных и чрезвычайных обстоятельствах (экстремальных условиях) [1]. С возникновением общества потребовалась его регламентация, установление свода правил общежития и сосуществования, для защиты которых государству потребовался ряд специально уполномоченных органов, наделенных определенным кругом властных полномочий и призванных следить за исполнением этих правил.

Не все члены общества согласны с установленными правилами, и могут оказывать сопротивление законным требованиям сотрудника полиции, направленным на предотвращение и пресечение противоправных деяний, что делает работу полицейского опасной обязанностью, а не привилегией [2].

Среди специальных органов, наделенных властными полномочиями и призванных обеспечивать соблюдение законности и правопорядка, особое место занимает - полиция.

Изложение основного материала статьи. Примечательным является то, что полицейский, беря на себя заботу о жизни, здоровье, безопасности и имуществе граждан, в том числе отвечает и за безопасность преступника.

То есть, сотрудник полиции может применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие для причинения вреда здоровью правонарушителя (вплоть до летального исхода), лишь в том случае, если последний своими деяниями создает угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, либо действиями, могущими повлечь иные тяжкие последствия.

Это означает, что он имеет лишь ограниченный круг возможных мер воздействия (например, без крайней необходимости не может нанести правонарушителю телесное повреждение), что делает его работу более трудной.

Так как работа полицейского связана с поддержанием порядка и необходимостью применения мер физического воздействия, то и инструменты труда у него соответствующие. В стандартный набор экипировки полицейского патрульно-постовой службы входят следующие её элементы:

- «газовый баллончик»;

- палка резиновая;

- средства сковывания;

- табельное огнестрельное оружие.

У оперативного работника, и того меньше, зачастую, табельное огнестрельное оружие и наручники (средства сковывания).

Применение всех вышеперечисленных устройств строго регламентировано нормативными правовыми актами и не дает полицейскому права на ошибку. Ставит его между требованиями правомерности применения мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия и вероятностью превышения пределов необходимой обороны или крайней необходимости. Эта грань, в зависимости от сложившейся ситуации, может быть очень тонкой и требует от сотрудника учета массы факторов, поэтому сотрудник полиции не всегда своевременно может применить соответствующий инструмент защиты или пресечения противоправных деяний.

Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба [5].

Особенно опасным является применение табельного огнестрельного оружия, так как оно является источником повышенной опасности и при неумелом применении может привести к нанесению вреда жизни и здоровью не только правонарушителю, но и посторонним лицам, ставшим случайными свидетелями пресечения правонарушения. Так что, огнестрельное оружие сотрудник полиции применяет в самых крайних случаях.

Общение сотрудника полиции с правонарушителем происходит на коротких дистанциях, в среднем 1 - 3 метра, и в случае попытки правонарушителя оказать сопротивление путем нападения (вооруженного или путем применения физической силы) на полицейского, оставляет последнему доли секунды на оценку обстановки, принятие решения на выбор средства пресечения нападения и его применения. В случае принятия решения о применении огнестрельного оружия, перед полицейским стоит ряд задач, которые ему необходимо решить и от правильности решения, которых будет зависеть, как минимум, его жизнь и здоровье, как максимум жизнь и здоровье его коллег и случайных свидетелей. Следует также учитывать тот факт, что правонарушитель может завладеть табельным оружием сотрудника полиции и дальнейшие его действия спрогнозировать очень сложно.

При несении службы сотрудником полиции, табельное огнестрельное оружие (пистолет) находится в кобуре установленного образца, предотвращающей его выпадение или «выкрадывание», предохранитель включен и отсутствует патрон в патроннике. С технической стороны сотруднику необходимо произвести ряд манипуляций, прежде чем он сможет произвести выстрел:

- открыть кобуру;

- извлечь табельное огнестрельное оружие;

- выключить предохранитель;

- дослать патрон в патронник;

- направить оружие на цель (правонарушителя);

- произвести выстрел.

При использовании тактической кобуры, которая закрывает пистолет не полностью и есть возможность сразу взять пистолет за рукоятку, требуется, в среднем 1,3 секунды, и это только на осуществление технических действий (без учета времени затраченного на оценку обстановки, принятие решения на выбор средства пресечения нападения и его применения), при условии хорошей огневой подготовленности стрелка и в благоприятной (не стрессовой ситуации) обстановке, без учета оказываемого сопротивления [61.

При использовании штатной кожаной кобуры, даже при наличии специальных навыков и регулярных тренировках, только техническая сторона займет относительно много времени (не менее 3х секунд). В свою очередь правонарушитель не будет дожидаться пока полицейский приведет оружие в готовность, а будет активно противодействовать ему [31.

Следует отметить, что основным упражнением для проверки огневой выучки полицейского, является упражнение № 4. Кратко приведем условия.

Расстояние до мишени - 10 метров.

Мишень - грудная фигура (мишень № 6в или мишень № 4 с.).

мишень № 6в мишень № 4с

Время на выполнение - 10 секунд.

Количество боеприпасов - 4 шт.

Положение для стрельбы - стоя.

Порядок выполнения упражнения: по команде руководителя стрельб стрелок извлекает оружие из кобуры, досылает патрон в патронник и производит три прицельных выстрела [71.

Так же существует норматив № 1 «Изготовка к стрельбе из различных положений» с ПМ, призванный научить полицейского быстрому извлечению оружия из кобуры, приведению его в готовность и применению. Условия норматива следующие: пистолет в кобуре; магазин, снаряженный учебным патроном, находится в рукоятке пистолета; руководитель указывает цель, огневую позицию, положение для стрельбы и подает команду «Огонь»; сотрудник принимает положение для стрельбы, досылает учебный патрон в патронник и производит прицельный выстрел «вхолостую». На выполнение норматива отводится - 4 секунды.

Многолетний опыт преподавания огневой подготовки в образовательных организациях МВД и участие в соревнованиях различного уровня, дают основание сделать вывод о том, что все манипуляции с оружием, начиная с поступления сигнала о разрешении его применения и до выполнения выстрела, занимаю, в-среднем, от 2,5 до 4,5 секунд. Чего недостаточно при необходимости применения оружия на коротком расстоянии и в условиях активного сопротивления/нападения.

Вышеуказанные норматив и упражнение могут показать уровень огневой подготовленности полицейского, но не готовность действовать в экстремальной ситуации, когда противоборство идет на коротких и очень коротких дистанциях (1-1,5 метра) при активном сопротивлении/нападении противника.

Также не стоит упускать тот факт, что оружие полицейского находится в застегнутой кобуре, с включенным предохранителем, при отсутствии патрона в патроннике, для приведения его в готовность

(досылания патрона в патронник) необходимо использовать обе руки, и не всегда получится дослать патрон в патронник другими способами (например, зацепив целик пистолета за портупею или брючный ремень).

Из вышесказанного, следует, что при наличии умысла у правонарушителя, совершить успешное сопротивление / нападение на полицейского не составит труда и необходим алгоритм действий, который бы можно было применить в такой ситуации.

Ранее в наших публикациях, был предложен вариант тактических действий полицейского при отражении нападения на коротких дистанциях с использованием противником скрытых, опасных для жизни и здоровья предметов, огнестрельного и холодного оружия (когда намерение их применения сотруднику полиции заранее неизвестно).

Алгоритм действий сотрудника полиции при угрозе внезапного нападения на него, с применением физической силы или использованием скрытых под одеждой предметов (огнестрельное или холодное оружие) должен быть следующим:

- разорвать дистанцию (левой рукой (для левшей - правой) оттолкнуть противника или освободиться от захвата, по возможности в ту руку, которой он пытается извлечь потенциально опасный предмет, чтобы затруднить его извлечение, отойти на максимально возможное расстояние). Не рекомендуется останавливать сближение толчковым ударом ноги, так как есть вероятность того, что противник может «прихватить» за ногу или сотрудник полиции может потерять равновесие, вследствие чего упадет;

- предупредить о возможном применении оружия («Полиция! Стой, стрелять буду!»);

- извлечь оружие из кобуры, привести его в готовность, применить - в случае необходимости;

Все вышеуказанные действия должны выполняться одновременно и очень быстро [81.

Как поступить в ситуации, когда нападающий схватил полицейского за руку и всеми силами пытается его удержать?

Опишем прием, который на наш взгляд, может стать одним из вариантов действий полицейского в вышеперечисленных экстремальных ситуациях.

Нередки случаи, когда правонарушитель, при оказании сопротивления хватает полицейского за руки или одежду, мешая тем самым привести оружие в готовность.

Пистолет - это огнестрельное оружие. Тем не менее, в суматохе борьбы с противником, не всегда удается применить его в качестве такового:

- израсходованы все патроны из магазина, а сменить его и дослать патрон в патронник нет возможности;

- оружие неисправно, произвести выстрел невозможно;

- есть возможность не использовать огнестрельное оружие по прямому назначению (нанести удар пистолетом). Отметим, что пистолет значительно усиливает поражающее воздействие ударов [41.

Заступая на охрану общественного порядка и в некоторых других случаях, полицейский получает на временное ношение закрепленное за ним табельное огнестрельное оружие, чаще всего - это пистолет Макарова (ПМ) или пистолет Ярыгина (ПЯ), а так же боекомплект к нему (ПМ - 16 патронов, ПЯ - 36 патронов). Боекомплект представляет собой два снаряженных боеприпасами магазина, один из которых сразу присоединяет к пистолету. Емкость магазина ПМ - 8 патронов, ПЯ - 18. Соответственно: + 80 грамм к массе ПМ (810 г.) и + 180 грамм к массе ПЯ (1130 г.).

Почти все части пистолетов выполнены из прочного, стойкого к повреждениям металла. Как следствие, по своим характеристикам пистолет можно сравнить с тяжелым кастетом и использовать для нанесения мощных ударов.

В качестве защиты полицейский, достав оружие из кобуры, но не успев привести его в готовность, может использовать его для нанесения ударов в голову или по корпусу, в зависимости от сложившейся ситуации. Так же можно использовать левую руку для блокирования удара противника, с одновременным отходом назад, извлечением оружия правой рукой и нанесением удара противнику пистолетом.

Такой порядок действий позволит полицейскому «выиграть» несколько секунд, которые он использует для приведения оружия в готовность.

Выводы. Систематическая отработка этого тактического приема на занятиях по физической, тактико-специальной и огневой подготовке позволит повысить уровень личной безопасности полицейского, дав ему на вооружение еще один алгоритм действий в экстремальной ситуации, увеличив шансы на сохранение жизни и здоровья, а так же возможность грамотно и безопасно выполнять свои функциональные обязанности по защите граждан и охране общественного порядка.

Литература:

1. Буткевич С.А., Коноплева А.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях (общетеоретический анализ) // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 1 (31).

2. Приказ МВД России от 23.11.2018 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Профессия полицейский URL: http://www.proprof.ru/stati/careera/ vybor-professii/o-professiyah/professiya-policeyskiy.

4. Светличный Е.Г., Веремьев А.С. Практико-ориентированный подход в огневой подготовке обучающихся в образовательных организациях МВД России // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2018. - Выпуск 58 (1). - С. 211-214.

5. Светличный Е.Г., Карабаш Д.В. Отдельные вопросы профессиональной подготовки курсантов и слушателей по обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы» 23 июня 2017 г. - Симферополь. - 2017 г. Том 2. - С. 26-30.

6. Спец приёмы рукопашного боя. Практическое пособие. URL: https://www.e-readingxlub/chapter.php/1021135/73/Petrov_-_Specpriemy_mkopash nogo_boya._Prakticheskoe_posobie.html.

7. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. «О полиции» № 3-ФЗ.

8. Чобитько С.П. Использование фактора состязательности в профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Материалы заочной всероссийской конференции «Огневая и тактико-специальная подготовка силовых структур: проблемы и пути их совершенствования» 29 июня 2017 г. - Орел. - 2017 г. - С. 229-232.

Педагогика

УДК: 373.1

доктор педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ

СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу управленческой культуры менеджера образования в контексте стилей управления; проанализированы личностные качества современного менеджера; приведена классификация стилей управления с учетом особенностей образовательных организаций; выявлены базовые показатели организационно-управленческой деятельности менеджера образования в современных условиях.

Ключевые слова: управленческая культура, стили управления, менеджер образования, управленческая деятельность, образовательные организации.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the management culture of the éducation manager in the context of management styles; the personal qualities of the modern manager are analyzed; the classification of management styles taking into account the peculiarities of educational organizations is given; basic indicators of organizational and management activity of the education manager in modern conditions are revealed.

Keywords: мanagement culture, management styles, education manager, management activities, educational organizations.

Введение. Анализ управленческой культуры менеджера образования следует начать с рассмотрения индивидуальных качеств, являющихся наиболее предпочтительными для любого менеджера. Исследовав ряд научных трудов, посвященных вопросам менеджмента и управления, мы определили пять категорий свойств, которые будем позиционировать как самые значимые компоненты личности современного управленца:

1) общечеловеческие свойства: трудолюбие; порядочность; ответственность; адекватный взгляд на собственные навыки и умения; доброжелательность; такт; рассудительность; энтузиазм; любовь к своей профессии; гуманность; ирония и самоирония; вежливость; предприимчивость; оптимизм; требовательность к самому себе и окружающим; ухоженная внешность;

2) психологические и интеллектуальные свойства: устойчивая нервная система, душевное благополучие, достаточный уровень внутренней энергии, подходящий темперамент, акцентированность личности, соотношение экстраверсии и интроверсии, начитанность и общая эрудиция;

3) «свойства делового человека»: инициативность, мобильность, совершение выбора с опорой на собственные знания; уважительное обращение со своим и чужим временем (проявляющееся в своевременном исполнении поручений, просьб и обещаний), сосредоточенность, исполнительность, способность определить цель и главные задачи; оперативность их выполнения; поведенческая лабильность; лидерский потенциал, умение собрать команду профессионалов и наладить их эффективное взаимодействие; способность организовать ненавязчивый, но действенный контроль деятельности своих подчиненных; беспристрастная оценка полученных результатов; выявление и использование факторов, способствующих повышению трудовой мотивации; творческий подход к проблемам; умение воздержаться от необоснованной, импульсивной критики; потребность в новаторских, прогрессивных методах и решениях; способность поддерживать свою деловую репутацию даже в сложных, нравственно неоднозначных ситуациях;

4) коммуникативные свойства: естественное, без видимых усилий взаимодействие с начальством, подчиненными и работниками, находящимися на той же ступени должностной иерархии; способность формировать и сохранять комфортный психологический климат; умение выслушивать собеседника; развитые навыки убеждения;

5) профессиональные свойства: осведомленность в различных аспектах науки об управлении; реализация в повседневной профессиональной деятельности приемов и принципов организационно-управленческого характера; навыки работы с документами.

Менеджера, у которого присутствуют все вышеназванные качества, можно рассматривать в качестве эталона. В.А. Розанова выделяет следующие свойства руководителя, снижающие результативность его деятельности [7]: отсутствие четкой системы методов и форм управления на базе индивидуального подхода; расхождение целей организации и подчиненных с целями управленца; недостаточное внимание к совершенствованию своих менеджерских навыков; незначительное количество научных данных, связанных со сферой современного менеджмента; реализация поставленных задач только с опорой на стандартные методы; пренебрежение «автоменеджментом»; неспособность выстраивать и контролировать деятельность группы; нелюбезность; отсутствие потребности в развитии собственной личности; неумение мотивировать своих подчиненных; сложности во взаимодействии с ними; игнорирование текущей ситуации при поиске стиля руководства (далее - СУ); корысть и эгоизм; отсутствие нацеленности на выполнение задач профессионального характера; несовременная, устаревшая модель поведения управленца; невладение способами предотвращения или устранения конфликтных ситуаций; низкий уровень контроля над собственными отрицательными эмоциями.

Изложение основного материала статьи. СУ руководителя организации демонстрирует его человеческую сущность и может реализовываться по-разному. Следует подчеркнуть, что еще в начале ХХ столетия авторитетный германский психолог Курт Левин (Kurt Zadek Lewin) разработал классификацию, которая базировалась на принципе влияния на СУ менеджера его индивидуальных качеств и неформального статуса в данном коллективе [8]. Позиционируя СУ как меру «сочетаемости» собственного поведения с деятельностью подчиненных, автор выделил три базовых стиля: авторитарный, демократический и попустительский.

Чистые СУ почти не встречаются, а управленческая практика позволяет утверждать, что наиболее востребованным является один из комбинированных стилей: авторитарно-демократический. Данный подход помогает менеджеру осуществлять: 1) принцип коллективной деятельности, при котором реализация второстепенных задач возлагается на нижестоящих сотрудников (при обязательном поощрении успешной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.