Научная статья на тему 'Совершенствование навыков личной безопасности курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел России при обращении с огнестрельным оружием'

Совершенствование навыков личной безопасности курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел России при обращении с огнестрельным оружием Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / EMERGENCY SITUATION / CADETS / STUDENTS / OPERATIONAL ACTIVITIES / FIRE TRAINING / FIREARMS / PERSONAL SECURITY / TACTICAL AND SPECIAL TRAINING / SECURITY MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Панова Ольга Сергеевна, Донченко Владимир Евгеньевич

Статья посвящена вопросам личной безопасности сотрудников правоохранительных органов при обращении с огнестрельным оружием. В статье рассмотрены наиболее часто допускаемые ошибки при обращении с огнестрельным оружием, которые могут привести к ранениям и гибели сотрудников правоохранительных органов. На основании анализа практической деятельности полицейского, связанной с применением табельного огнестрельного оружия или возможностью применения такового, предложены упражнения, позволяющие отрабатывать действия с оружием, направленные на закрепление навыков безопасного обращения с ним. Предложенные упражнения могут выполняться в рамках дисциплин «Огневая подготовка» и «Основы личной безопасности сотрудников правоохранительных органов».The article is devoted to the personal safety of law enforcement officers when handling firearms. The article discusses the most frequently made mistakes in the handling of firearms, which can lead to injuries and deaths of law enforcement officers. Based on the analysis of the policeman’s practical activities related to the use of service firearms or the possibility of using them, exercises are proposed that allow you to practice weapons actions aimed at reinforcing safe handling skills. The proposed exercises can be performed in the framework of the disciplines “Fire training” and “Fundamentals of personal security of law enforcement officers”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Панова Ольга Сергеевна, Донченко Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование навыков личной безопасности курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел России при обращении с огнестрельным оружием»

6. Yakimovich, V.S. (2017), "Training load and its key characteristics", Modern strategies of development of track and field sports in Russia: collection of materials of scientific and practical conference, Volgograd, pp. 16-20.

Контактная информация: sabirova27.02@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.03.2020

УДК 796.07

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ

ОРУЖИЕМ

Евгений Григорьевич Светличный, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел России, г. Симферополь; Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России; Владимир Евгеньевич Донченко, преподаватель, Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел России, г. Симферополь

Аннотация

Статья посвящена вопросам личной безопасности сотрудников правоохранительных органов при обращении с огнестрельным оружием. В статье рассмотрены наиболее часто допускаемые ошибки при обращении с огнестрельным оружием, которые могут привести к ранениям и гибели сотрудников правоохранительных органов. На основании анализа практической деятельности полицейского, связанной с применением табельного огнестрельного оружия или возможностью применения такового, предложены упражнения, позволяющие отрабатывать действия с оружием, направленные на закрепление навыков безопасного обращения с ним. Предложенные упражнения могут выполняться в рамках дисциплин «Огневая подготовка» и «Основы личной безопасности сотрудников правоохранительных органов».

Ключевые слова: экстремальная ситуация, курсанты, слушатели, оперативно-служебная деятельность, огневая подготовка, огнестрельное оружие, личная безопасность, тактико-специальная подготовка, меры безопасности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p393-397

IMPROVING THE PERSONAL SAFETY SKILLS OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA WHEN HANDLING FIREARMS

Evgeny Grigorievich Svetlichny, the candidate ofpedagogical sciences, head of the department, Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol; Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Vladimir Evgenyevich Donchenko, the teacher, Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol

Abstract

The article is devoted to the personal safety of law enforcement officers when handling firearms. The article discusses the most frequently made mistakes in the handling of firearms, which can lead to injuries and deaths of law enforcement officers. Based on the analysis of the policeman's practical activities related to the use of service firearms or the possibility of using them, exercises are proposed that allow you to practice weapons actions aimed at reinforcing safe handling skills. The proposed exercises can be performed in the framework of the disci-

plines "Fire training" and "Fundamentals of personal security of law enforcement officers".

Keywords: emergency situation, cadets, students, operational activities, fire training, firearms, personal security, tactical and special training, security measures..

ВВЕДЕНИЕ

Огнестрельное оружие является источником повышенной опасности и требует компетентного профессионального обращения с ним во избежание трагических последствий, следовательно, вопрос совершенствования навыков личной безопасности при обращении с табельным огнестрельным оружием, требует серьезной проработки и является актуальной темой научных исследований. Требования мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием предписывают:

а) не направлять оружие независимо от того, заряжено оно или нет, в сторону, где находятся люди, или в направлении их возможного появления.

б) держать палец на спусковом крючке запрещается, кроме моментов прицеливания и ведения огня. При этом оружие должно быть направлено в сторону мишеней;

в) при выполнении упражнений стрельб, связанных с поворотами, разворотами, кувырками, прыжками, передвижениями, предохранитель должен быть включен до момента открытия огня и оружие не должно быть направлено в стреляющего.

В рамках дисциплины «Огневая подготовка» курсантам и слушателям прививаются навыки и умения по выполнению практических упражнений из огнестрельного оружия, отрабатывается выполнение нормативов с ПМ и АК. Обучающиеся также получают знания по обращению с огнестрельным оружием во время проведения учебно-спортивных стрельб. Однако, отработка навыков безопасного обращения с оружием во время несения службы, в экстремальных ситуациях, а также в случаях, когда надобность в его применении отпала - отсутствует. Практический раздел обучения предусматривает: отработку нормативов по огневой подготовке; изготовку к стрельбе; производство выстрелов «в холостую»; а также боевые стрельбы. Только отчасти, данные вопросы рассматриваются и отрабатываются в рамках дисциплин «Тактико-специальная подготовка» и «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел». На изучение данной темы отводится очень малое количество часов, что не позволяет закрепить соответствующие навыки и умения, довести их до автоматизма. Так же отметим, что досмотр под угрозой оружия представляет серьезную опасность даже при фиксации подконтрольного положения ассистента и том обстоятельстве, что досмотр предпочтительнее производить только после надевания наручников [1].

Нередки случаи, когда в силу непрофессионального обращения с оружием полицейские получают серьезные ранения (иногда приводящие к гибели). Укажем на ряд особенностей при обращении с огнестрельным оружием, на которые следует обращать пристальное внимание, во избежание наступления тяжких последствий:

1. Если в момент приведения огнестрельного оружия в готовность (досылания патрона в патронник) палей будет находиться на спусковом крючке, может произойти случайный выстрел.

2. После приведения огнестрельного оружия в готовность неопытные стрелки могут проносить ладонь «обслуживающей руки» перед дульным срезом ствола.

3. После выполнения практических стрельб отдельные стрелки не своевременно, а иногда и вообще, не убирают палец со спускового крючка.

4. После выполнения практических упражнений, стрелками не производится «расфокусировка зрения» и контроль окружающей обстановки.

5. При перемещении с приведенным в готовность оружием оно не всегда удержи -вается стволом в направлении мишеней.

6. Согласно мерам безопасности, запрещается направлять оружие в сторону людей и места, возможного их появления. К сожалению, этот навык не отрабатывается

практически и т.п.

Перечисленные действия должны выполняться четко и уверенно, сотрудник полиции при их выполнении не должен задумываться над тем, как поступить, в его «арсенале» должны быть отработанные и доведенные до автоматизма алгоритмы поведения в той или иной ситуации. Следует отметить, что оружие приводится в готовность намного чаще, чем применяется и как действовать с оружием, когда в его применении уже нет необходимости, знают далеко не все полицейские. Из вышесказанного следует, что необходимо уделять особое внимание получению курсантами и слушателями навыков по контролю огнестрельного оружия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для совершенствования вышеперечисленных навыков следует разработать и внедрить в процесс обучения курсантов и слушателей ряд упражнений с учебным оружием, для выполнения таковых на занятиях по огневой подготовке на отдельном учебном месте. Для правильной отработки предлагаемых нами упражнений, следует определить зоны удержания пистолета:

1-я рабочая зона - пистолет находится в застегнутой кобуре на поясе сотрудника.

2-я рабочая зона - пистолет удерживается одной (двумя) руками обучаемого на уровне живота, руки согнуты в локтевых суставах, а предплечья касаются корпуса вдоль ребер; «рабочий палец» (палец рабочей руки, который при ведении стрельбы используется для нажатия на спусковой крючок) рабочей руки (у правшей - правая, у левшей - левая) выпрямлен и располагается на затворе [3].

3-я рабочая зона - пистолет вынесен в район прицеливания для ведения огня, ствол направлен в цель, «рабочий палец» при имитации ведения огня касается спускового крючка, а после прекращения стрельбы, возвращается на затвор [3].

В соответствии с требованиями ст. 24 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право извлечь пистолет из кобуры и привести его в готовность, если могут возникнуть основания для его применения. От момента приведения оружия в боевую готовность до момента возможного его применением может пройти много времени, полицейский может выполнять множество различных действий, отдавать команды, перемещаться, досматривать правонарушителя и т.п. Во время и после применения огнестрельного оружия необходимо учитывать то обстоятельство, что противник может иметь сообщников, следовательно, необходимо контролировать окружающую обстановку, на случай появления таковых. В случае принятия сотрудником полиции решения о применении огнестрельного оружия, необходимо учитывать, что противник может, перемещаясь, поставить вашего напарника в зону поражения вашего оружия. Один из негативных факторов, с которым сталкиваются полицейские во время огневого контакта - «туннельное зрение». При «туннельном зрении» происходит расширение зрачка, позволяющее пропускать максимальное количество света и тем самым лучше видеть цель, но при этом человек теряет периферический обзор. Потеря периферического зрения также обусловлена уровнем подготовки и предыдущим опытом. В нормальных условиях отслеживается сектор пространства, порядка 190 градусов, перед стрелком. Однако стресс безжалостно рубит сектор обзора. Сектор обзора может уменьшаться со 190 до 57 градусов. Быстрые повороты головы предназначены для расфокусировки взгляда после стрельбы и быстрой оценке окружающей обстановки на предмет опасности и угроз. Правильно освоив этот навык, в экстремальной ситуации стрелок всегда будет контролировать происходящее вокруг себя [2].

По мере закрепления навыка «тактических поворотов головы», стрелок «научит» свой мозг быстро воспринимать и обрабатывать информацию об окружающей обстановке, доведет это до рефлекса, и сможет не только «осмотреться», а максимально зафиксировать и обработать увиденное, вместе со скоростью «осмотра», научится замечать мелочи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из вышесказанного следует, что необходимо обратить внимание на отработку действий с оружием, призванных привить необходимые умения и навыки по обеспечению личной безопасности:

1. Контроль рабочего пальца (учебный пистолет выносится по прямой линии вперед из 2-й рабочей зоны в 3-ю рабочую зону, одновременно производится досылание патрона в патронник и вынос оружия в район прицеливания, имитируя толчок пистолетом от себя в сторону противника; рабочий палец переносится на спусковой крючок; обучаемый прицеливается в условную цель и производит спуск курка; рабочий палец возвращается на затвор; пистолет возвращается во 2-ю рабочую зону, удерживая ствол в направлении условной цели).

2. Привязка оружия к цели (Сохраняя направление ствола пистолета на цель, осуществляются: повороты назад (через левое и правое плечо), передвижение (в разные стороны), переходы в различные стрелковые положения. Передвижение рывками бегом в тех же направлениях.

3. Контроль третьих лиц в секторе прицеливания (При приближении на 1-2 метра к сектору прицеливания (30° в стороны от направления в цель) случайного человека на удалении 2-4 метра стрелок должен: убрать рабочий палец со спускового крючка переместив его на затвор; перевести пистолет во 2-ю рабочую зону с направлением ствола в безопасное место вниз-вперед. В случае, если случайный человек проходит на удалении менее двух метров, в связи с тем, что направление ствола во 2-й рабочей зоне проходит по ногам этого лица, оружие правильно поднимать стволом вверх-вперед (исключение из правила) путем сгибания правой и левой рук в локтях к правому (у левшей - к левому) плечу из 3-й рабочей зоны [3].

В стрессовой ситуации лучше всего работают инстинкты, выработка которых достигается только долгим и упорным трудом на «правильных» тренировках [2]. Упражне -ния необходимо выполнять с учебным оружием. При условии регулярной отработки рассмотренных упражнений необходимые действия с оружием будут доведены до автоматизма и станут нормой, полицейский пополнит свой арсенал рядом необходимых при обращении с огнестрельным оружием навыков и умений, которые позволят поднять личную безопасность на качественно новый уровень, а также будут способствовать сокращению несчастных случаев при обращении с оружием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бокий, А.Н. Особенности правового регулирования и ведомственной регламентации проведения сотрудниками полиции наружного досмотра / А.Н. Бокий, Р.Е. Токарчук // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы Министерства внутренних дел России : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2018. - С. 26-33.

2. Светличный, Е.Г. Применение тактических приемов IPSC в огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов / Е.Г. Светличный, Е.И. Максимова // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник материалов XIX международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2017.- С. 334-338.

3. Светличный, Е.Г. Обучение сотрудников полиции по месту службы тактическим приемам безопасного обращения с огнестрельным оружием / Е.Г. Светличный, Р.Е. Токарчук // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2019. - № 4 (46). - С. 138-144.

REFERENCES

1. Bokiy, A.N. and Tokarchuk, R.E. (2018), "Legal and departmental regulation characteristics of carrying out an external inspection by police officers", Actual issues of improving the special training of cadets and students of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Rus-

sia: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 26-33.

2. Svetlichniy, E.G. and Maksimova, E.I. (2017), "The use of tactics IPSC in the fire training of law enforcement officers", Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: a collection of materials of the XIX international scientific and practical conference, Irkutsk. pp. 334-338.

3. Svetlichniy, E.G., Tokarchuk, R.E. (2019), "On-the-job training of police officers on the safe handling of firearms", Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 4 (46), pp. 138-144.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2020

УДК 796.412

ОСОБЕННОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ВИДОВ АЭРОБИКИ

Юлия Николаевна Серикова, старший преподаватель, Российский технологический университет - МИРЭА, ассистент, Московский городской педагогический университет; Вероника Анатольевна Александрова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет

Аннотация

Цель. Систематизировать и разделить основные виды и направления танцевальной аэробики. Материалы и методы. Метод анализа и обобщения научно-методической литературы, наблюдение. Результаты. На сегодняшний день в системе аэробики существует определенного рода несоответствие в терминологии и определениях, соотносимых с танцевальной аэробикой. Аэробика как система упражнений аэробной направленности, с присущим ей основным принципом непрерывности и поточности, включает в себя один из наиболее популярных видов - танцевальную аэробику. Однако специалисты сферы физической культуры и спорта, зачастую, к танцевальной аэробике относят занятия джазом, белиденсом, рок-н-роллом, боди-балетом, что в корне неверно, так как в системе проведения занятий отсутствует основной принцип аэробики. Необходимо на терминологическом уровне упорядочить и разделить данные занятия, определив их как танцевальные уроки по какому-либо из направлений. Из всех танцевальных направлений только латина и хип-хоп могут считаться двумя основными видами танцевальной аэробики, так как двигательная база данных стилей танца может органично и без трудностей входить в систему классической аэробики, при этом позволяя сохранять поточность и интенсивность занятия, обогащая и делая занятие разнообразным и более эффективным. Заключение. В результате системного анализа нами выявлены два основных вида танцевальной аэробики - латин-аэробика и хип-хоп аэробика. Более подробно рассмотрены наиболее часто используемые направления на уроках по танцевальной аэробике, выявлены их двигательные особенности и преимущества.

Ключевые слова: танцевальная аэробика, хип-хоп аэробика, латин-аэробика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p397-400

FEATURES OF DANCE AEROBICS Yulia Nikolaevna Serikova, the senior lecturer, Russian Technological University - MIREA, Moscow, assistant, Moscow City University; Veronika Anatolyevna Aleksandrova, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Moscow City University

Abstract

Purpose. To systematize and to separate the main types and directions of dance aerobics. Materials and methods. The method of analysis and generalization of scientific and methodological literature, observation. Results. Today in the aerobics system there is a certain kind of discrepancy in the terminology and definitions that are correlated with dance aerobics. Aerobics as a system of aerobic exercises, with its inherent basic principle of continuity and flow, includes one of the most popular types - dance aerobics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.