Педагогика
УДК 371
старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Светличный Евгений Григорьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);
врио начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Веремьев Алексей Сергеевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Аннотация. В практической деятельности сотруднику полиции нередко приходиться применять огнестрельное оружие. Он должен иметь в арсенале максимальное количество алгоритмов действий в возможных экстремальных ситуациях. Их перечень не является исчерпывающим. К таким ситуациям можно отнести два следующих, возможных сценария:
1. нападение на коротких дистанциях с использованием скрытых, опасных для жизни и здоровья предметов, огнестрельного и холодного оружия (когда намерение их применения сотруднику полиции заранее неизвестно);
2. нападение собаки (нескольких собак).
В данной статье рассматриваются возможные способы обеспечения личной безопасности вооруженного сотрудника полиции в вышеприведенных ситуациях.
Разработаны и предлагаются для включения в Курс стрельб упражнения, моделирующие такие ситуации и направлены на закрепление и отработку необходимых действий.
Ключевые слова: огневая подготовка, огнестрельное оружие, экстремальная ситуация, полиция, скоростная стрельба, нападение, мишень, IPSC, поппер.
Annotation. In the practical work of a police officer firearms are often used. In his arsenal he must have the highest possible amount of algorithms of actions for possible extreme situations. The list of them is not exhaustive. The two following possible scenarios can be referred to such situations:
1. attack on the short distances with the use of hidden, dangerous for life and health objects, firearms and cold steel (when the police officer doesn't know beforehand the intention of their use);
2. dog's (several dogs') attack.
In the following article possible ways of an armed police officer's personal security in the above situations are viewed.
Exercises that simulate such situations and are directed at the fastening and reiteration of necessary actions are worked out and included into the Course of firing.
Keywords: fire training, firearms, extreme situation, police, high-speed shooting, attack, target, IPSC, popper.
Введение. В экстремальной ситуации сотрудник полиции должен четко знать, как вести себя, быть психологически готовым к самозащите и обезвреживанию нападающих. В практической деятельности сотруднику полиции нередко приходиться применять огнестрельное оружие [1]. Задача учебных заведений за период обучения подготовить слушателя к возможным сценариям (наиболее типовым ситуациям) экстремальных ситуаций, в которые он может попасть, выполняя свои функции по охране общественного порядка.
Действующий Курс стрельб включает в себя ряд упражнений для огневой подготовки курсанта/слушателя, готовящих его к таким ситуациям. Условия и порядок выполнения упражнений различны и включают в себя закрепление следующих навыков:
1. Стрельба с места по неподвижной цели.
2. Скоростная стрельба с места по неподвижной цели.
3. Скоростная стрельба по неподвижным целям после их внезапного появления с переносом огня по фронту.
4. Скоростная стрельба из различных положений из-за укрытия.
5. Скоростная стрельба после передвижения со сменой магазина.
Эти упражнения имитируют возможные ситуации, но все же упускают ряд типовых.
Современные условия работы требуют от сотрудников органов правопорядка и безопасности твердых знаний и устойчивых навыков при обращении с табельным оружием в различных ситуациях. По объективным причинам требования постоянно повышаются, так как преступники постоянно совершенствуют свою подготовку для противодействия правоохранителям, используя для этого все возможные способы. Перед преподавателями ведомственных учебных заведений возникает задача: как обеспечить необходимый уровень подготовки в отведенное учебное время и выделяемыми материальными ресурсами, такими как оружие, боеприпасы, тренажеры, учебные помещения, тиры и полигоны [5, с. 1].
Эта проблема особенно остро стоит перед ведомственными учебными заведениями, так как они готовят сотрудников с отставанием по времени, срок этого отставания как минимум период обучения [6, с. 37].
Изложение основного материала статьи. В Курсе стрельб отражен ряд упражнений направленных на стрельбу после сокращения дистанции.
И совсем нет упражнений (имитирующих) направленных на закрепление навыка быстрого обращения с оружием после разрыва дистанции. Такое упражнение было бы очень полезным для сотрудников правоохранительных органов, так как моделирует ряд ситуаций, которые могут возникнуть в практической деятельности, например:
1. Полицейский проверяет документы - подозреваемый пытается оказать сопротивление, используя физическую силу (хватает за руки, одежду);
2. Попытка завладения табельным оружием сотрудника полиции;
3. Нападение с холодным оружием или палкой (требующим сокращения дистанции для нанесения повреждений);
4. Попытка оказания сопротивления с использованием огнестрельного оружия, размещенного на противнике (скрыто);
5. Выход из машины вооруженного противника, с целью нападения или оказания сопротивления законным требованиям сотрудника полиции;
6. Нападение собак.
Есть вероятность, что сотрудник полиции, не имеющий навыка действий в таких ситуациях, неправильно выстроит алгоритм своих действий, что может привести к ранению, а в отдельных случаях - к смерти и завладению огнестрельным оружием правоохранителя.
По мнению С.А. Кузнецова и Н.Л. Пономарева, подвергшийся нападению вооруженный сотрудник полиции должен:
1) в случае нападения с использованием палки, ножа, подручных средств - отбить атакующую конечность, оттолкнуть атакующего, остановить сближение толчковым ударом ноги, отступить назад или уклониться от удара перемещением; выхватить пистолет из кобуры и подавить нападение угрозой применения или применением его на поражение;
2) в случае нападения с использованием огнестрельного оружия:
а) двигаться к ближайшему укрытию с извлечением оружия.
б) опередить выхватыванием и приведением в готовность к применению оружия, подавить действия противника с оружием угрозой применения оружия или применить его на поражение [2, с. 50-51].
В данном случае, нападение с использованием холодного оружия и подручных предметов происходит открыто. Как действовать, если вышеуказанные предметы и оружие скрыты (например: под одеждой) и намерение их применения сотруднику полиции неизвестно?
Стоит ли останавливать сближение толчковым ударом ноги?
На наш взгляд, алгоритм действий сотрудника полиции при угрозе внезапного нападения на него, с применением физической силы или использованием скрытых под одеждой предметов (огнестрельное или холодное оружие) должна быть следующей:
- разорвать дистанцию (рукой оттолкнуть противника или освободиться от захвата, по возможности в ту руку, которой он пытается извлечь потенциально опасный предмет, чтобы затруднить его извлечение, отойти на максимально возможное расстояние). Не рекомендуется останавливать сближение толчковым ударом ноги, так как есть вероятность того, что противник может прихватить за ногу или сотрудник полиции может потерять равновесие, вследствие чего упадет;
- предупредить о возможном применении оружия («Полиция! Стой, стрелять буду!»);
- извлечь оружие из кобуры, привести его в готовность, применить - в случае необходимости;
Все вышеуказанные действия должны выполняться одновременно и очень быстро (1-2 секунды).
Следует отметить, что в такой ситуации отсутствует стабильная статичная изготовка, принимаемая в
тире, цель которой - обеспечить неподвижное расположение канала ствола относительно мишени. Сотрудник, как и его противник, может постоянно двигаться - делать шаг вперед, два шага назад или наоборот, маневрировать в разные стороны. Статичное расположение сотрудника противоречит и инстинкту самосохранения, и тактической целесообразности. Нет в технике работы с оружием и такого элемента как прицеливание, т.к. никто не разговаривает с оппонентом через прицельное приспособление. Инстинктивно, смотрят во время коммуникации не на них, а на посягающего, как на объект потенциальной угрозы. А мгновенно перевести фокус зрения с правонарушителя на прицельные приспособления, да и еще в момент посягательства, реальной угрозы - навык, которому не обучают в классической стрельбе. Поэтому, чаще всего, стреляют даже не «по стволу», а «по направлению» [3, с. 297].
Правонарушитель также может нападать не по прямой траектории, а с перемещением влево-вправо, совершая обманные движения, тем самым не давая сотруднику полиции прицелиться.
Вышесказанное, в очередной раз подтверждает тот факт, что без специального навыка полицейскому будет очень сложно выполнить ряд необходимых и жизненно важных в такой ситуации действий.
При подготовке курсантов и слушателей используются в основном статичные картонные мишени (исключением является упражнение, имитирующее движущееся автомобильное колесо, предназначенное для подготовки сотрудников ГИБДД к действиям по принудительной остановке транспортного средства).
На наш взгляд, для подготовки курсантов/слушателей необходимо разработать и включить упражнение, которое бы имитировало движущегося противника. При выполнении такого упражнения можно использовать качающуюся мишень (рисунок 1), которая будет имитировать движущегося противника и затруднять выполнение поставленной задачи.
Такая мишенная установка была разработана с целью научить стрелка прицельной стрельбе по появляющимся/движущимся целям и широко используется при проведении соревнований в рамка 1Р8С.
Установку для такой мишени несложно изготовить самостоятельно или приобрести.
Рисунок 1
Стоимость такой установки относительно невысока - около 10000-12000 рублей.
Нами разработано и предлагается для включения в подготовку будущих правоохранителей упражнение, моделирующее применение огнестрельного оружия после разрыва дистанции и направленное на закрепление и отработку действий в такой ситуации.
1 упражнение
Скоростная стрельба после разрыва дистанции по подвижной цели
Цель: поясная фигура, закрепленная на качающейся установке «свингер», расположенная на поверхности пола на удалении от пулеулавливателя не менее 2-3 метров.
Расстояние до целей: 1 м.
Огневой рубеж: 5 м.
Количество патронов: 3 шт.
Время на стрельбу: 8 с.
Положение для стрельбы: стоя.
Порядок выполнения упражнения: по команде руководителя стрельб сотрудник выходит на исходный рубеж (1 метр до мишени). По команде «Заряжай!», вставляет магазин, снаряженный 3 патронами, в основание рукоятки пистолета, убирает оружие в кобуру. Проверив готовность сотрудника к стрельбе, руководитель подает команду «Огонь» и одновременно включает секундомер. По этой команде сотрудник приводит в действие мишень, делает 4-5 шагов назад (чтобы оказаться на огневом рубеже за отметкой 5 метров), одновременно с этим извлекает пистолет из кобуры, выключает предохранитель, досылает патрон в патронник и предупреждает о возможном применении оружия «Полиция! Стой, стрелять буду!», после чего производит три прицельных выстрела в мишень. Руководитель стрельб по истечении отведенного времени на выполнение упражнения подает команду «Стой, прекратить огонь».
Упражнение считается выполненным, если сотрудник не превысил время, отведенное на выполнение упражнения.
Оценка: «отлично» - мишень поражена тремя пулями; «хорошо» - мишень поражена двумя пулями; «удовлетворительно» - мишень поражена одной пулей; «неудовлетворительно» - в остальных случаях.
Представляет серьезную опасность и нападение животных на сотрудника полиции, в частности - собак.
Нападающая собака - это стремительный, ловкий и непредсказуемый противник, в которого довольно сложно прицелиться и произвести точный выстрел, особенно если отсутствует навык такой стрельбы.
В статье 23 ч. 3 п. 2 закона РФ «О полиции» сотруднику полиции разрешено применять огнестрельное оружие «для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции» [4].
В практической стрельбе (1Р8С), наряду с бумажными мишенями, используются - стальные. Поражение стальных мишеней стрелок может фиксировать сразу после произведения выстрела и строить дальнейшую тактику выполнения упражнения.
Стальные мишени, используемые в практической стрельбе, обладают рядом преимуществ перед бумажными мишенями:
- многоразовое использование без существенных повреждений влияющих на работоспособность мишенного механизма;
- быстрое приведение в активное состояние (нет необходимости заклеивать или отмечать пробоины);
- мгновенная индикация (при попадании и стрелок, и преподаватель сразу же получают информацию о поражении мишени);
- не используется какой-либо источник питания;
- не требуют точной настройки;
- относительно небольшая себестоимость (от 5 до 15 тысяч рублей);
- позволяет научить стрелка тактически правильно строить свою стрельбу во время выполнения упражнения, так как информацию о поражении мишени или промахе он получает мгновенно, следовательно, может производить необходимое количество выстрелов по конкретной мишени.
Рисунок. 2
Так как мишени имитирующие собак Курсом стрельб не предусмотрены. Целесообразно использовать в качестве таковых специальные мишени, так называемые попперы 1Р8С (рисунок 2). По габаритам поппер похож на собаку, при поражении такой мишени - она падает, что позволяет контролировать результативность стрельбы во время выполнения упражнения.
Нами разработано и предлагается для включения в Курс стрельб упражнение моделирующее нападение на сотрудника полиции 2х собак и направленное на закрепление и отработку действий в такой ситуации.
2 упражнение
Скоростная стрельба после разрыва дистанции по неподвижным целям.
Цель: две мишени поппер, установленные на поверхности пола (земли), неподвижно.
Расстояние до цели: 4 м (до первой мишени) - 6 м (до второй мишени). Расстояние между мишенями по фронту - 2 м.
Огневой рубеж: 7 м (до первой мишени) - 9 м (до второй мишени).
Количество патронов: 4 шт.
Время на стрельбу: 8 с.
Положение для стрельбы: стоя.
Порядок выполнения упражнения: по команде руководителя стрельб сотрудник выходит на исходный рубеж (4 м). По команде «Заряжай» вставляет магазин снаряженный 4 патронами в основание рукоятки пистолета, убирает оружие в кобуру. Проверив готовность сотрудника к стрельбе, руководитель подает команду «Огонь» и одновременно включает секундомер. По этой команде сотрудник делает 4-5 шагов назад (чтобы оказаться на огневом рубеже за отметкой 7 метров), одновременно с этим извлекает пистолет из кобуры, выключает предохранитель, досылает патрон в патронник и производит прицельные выстрелы в ближнюю мишень, после чего - в дальнюю. Руководитель стрельб по истечении отведенного времени на выполнение упражнения подает команду «Стой, прекратить огонь».
Упражнение считается выполненным, если сотрудник не превысил время, отведенное на выполнение упражнения.
Количество выстрелов в каждую мишень не лимитировано и выполняется до её поражения. Первой, должна быть поражена ближняя мишень. В случае, если первой поражена дальняя мишень - стрелку выставляется оценка неудовлетворительно.
Оценка: «удовлетворительно» - обе мишени поражены;
«неудовлетворительно» - в остальных случаях.
И в первом и во втором упражнении, ввиду близкого расстояния, при стрельбе необходимо использовать защитные очки, чтобы обезопасить глаза стрелка от возможного попадания элементов разрушающейся мишени или оболочки пули.
Выводы. Предложенные стрелковые упражнения, при условии систематических тренировок, включающих в себя практическую отработку алгоритма действий:
1. Позволят пополнить арсенал будущего полицейского новым, необходимым для обеспечения личной безопасности, алгоритмом поведения.
2. Закрепят необходимый навык обращения с огнестрельным оружием при возникновении экстремальный ситуаций, связанных с нападением на сотрудника полиции, в том числе, агрессивно настроенных животных.
3. Привьют и закрепят необходимые навыки по обеспечению личной безопасности при осуществлении служебной деятельности в конкретный типовых ситуациях.
4. Будут способствовать развитию устойчивого в экстремальных ситуациях мышления, поднимут профессиональное мастерство, привьют уверенные, тактически правильные действия.
Литература:
1. Буткевич С.А. Актуальные вопросы подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях / Становление личности профессионала: перспективы и развитие // материалы III Всеукраинской научно-практической конференции. - Одесса: ОГУВД, 2010. - С. 49 - 50.
2. Кузнецов С.А., Пономарев Н.Л. Тактика действий сотрудников полиции в типовых ситуациях несения службы // С.А. Кузнецов, Н.Л. Пономарев. - М., 2015. - 96 с.
3. Литвин Д. В. Особенности тактических и технических действий вооруженного сотрудника полиции при отражении опасных посягательств с колюще-режущими предметами на средней и дальней дистанции // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Сборник материалов XIX международной научно-практической конференции, Том 1. - Иркутск., 2017. - С. 295-299
4. О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон: [от 07.02.2011 № З-ФЗ]. - URL: http://www.zakonrf.info/zakon-o-policii/23
5. Светличный Е.Г. Стрелковая подготовка сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-21464
6. Светличный Е.Г. Эффективность использования интерактивных методов обучения для совершенствования навыков владения стрелковым оружием // Педагогика и современность. Научно-педагогический журнал. - № 2 (16). - Таганрог: «Перо», 2015. - С. 36-42
Педагогика
УДК 371.13:372.893
кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и правоведения Скрябина Татьяна Олеговна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ К РЕАЛИАЗИЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Аннотация. В статье раскрыты теоретические аспекты системной подготовки обучающихся к реализации дифференцированного подхода, что обусловлено необходимостью целенаправленного и непрерывного формирования у обучающихся знаний и умений, которые необходимые для реализации дифференцированного обучения истории в образовательных организациях.
Ключевые слова: дифференциация, система, процесс, подход, обучение, обучающийся.
Annotation. The theoretical aspects of the system training of students for the implementation of a differentiated approach are revealed in the article, which is conditioned by the necessity of purposeful and continuous formation of the students' knowledge and skills that are necessary for the differentiated teaching of history in educational organizations.
Keywords: a differentiation, a system, a process, an approach, a training, a learner.
Введение. Реформирование системы образования в РФ на современном этапе, требует переосмысления сущности целей и задач исторического образования, пересмотра его содержания, педагогических технологий обучения, изменения взглядов на деятельность учителя истории и требований к его методической подготовке. Требования к совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей истории находятся в противоречии с действительностью, номинальным и практическим характером педагогического труда, между критериями подготовки бакалавров в высшей школе и определенной действительностью, содержанием образования и его реализацией в практической деятельности.
Современная тенденция практически безпрепятственного распостранения информации, многочисленных системных интерпретаций оценок прошлого с особой силой проявляется в отрасли история, запоминание фактическй истории до обучения способов ее обработки, структурирование, анализ, критика исторической информации. Дифференцированный подход выступает важным условием повышения эффективности процесса обучения истории, является фактором развития творческой, самостоятельной и активной личности.
Формулировка цели статьи. Методически обосновать педагогическую систему теоретической подготовки будущего учителя истории к реализации дифференцированного подхода в обучении.
Изложение основного материала статьи. Для обеспечения высокого уровня подготовки будущего учителя истории к реализации дифференцированного подхода в обучении, необходимо выделить основные принципы организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Эти образовательные принципы являются основными в практической подготовке будущего учителя истории, они регулируют процесс построения и осуществления дифференцированного подхода в обучении.
Рассмотрим сущность каждого из принципов. Е. Вяземский выделяет принцип субъектности, его реализация предполагает усвоение в процессе подготовки общепедагогических знаний и умений, что ведет к успешной профессиональной и личностной самореализации [1].
Принцип профессионально направленной учебной деятельности, способствует формированию способностей к выполнению педагогической деятельности будущего учителя истории.
Принцип технологичности, в процессе подготовки к реализации дифференцированного подхода в обучении, будущие учителя истории должны овладеть индивидуально-деятельностным подходом, разнообразными знаниями, навыками и умениями, которые связанны с конструированием учебного содержания, разработкой уроков истории, диагностикой знаний учащихся.
Принцип вариативности и гибкости, по мнению М. Студеникина отражает содержание методики обучения истории в системе педагогического образования, он направлен на структурную помощь, позволяет расширить возможности обоснованного выбора профессионального пути [6, с. 38]. При этом формирование базовых компетенций будущего учителя истории строятся в соответствии с его потребностями и интересами.
Принцип саморазвития и рефлексии обучающегося, выступает ведущим фактором развития будущего учителя истории в условиях высшего учебного заведения. Содержание исторического образования (историко-культурный стандрт, ФГОС), процесс организации обучения, методика преподавания истории, направлены на активное самопознание, стимулируют самообразование, личностное саморазвитие, деловое и межличностное общение. Важную роль играет интерактивность методиической подготовки будущего учителя истории к профессиональной творческой работе. Она осуществляется путем активизации самостоятельной поисковой деятельности, способствует формированию целостной системы практических умений и навыков, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве) [1, с. 12].
Для построения фундамента подготовки будущих учителей истории к реализации дифференцированного подхода в обучении истории рассмотрим такие базовые понятия, как «дифференциация», «дифференцированное обучение», «дифференцированный поход», «готовность учителя к реализации дифференцированного подхода».
«Дифференциация» происходит от латинского языка differentia, - что в переводе означает - «различие, разделение» [3]. «Дифференциация» характеризуется созданием групп обучающихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Способ организации учебного процесса, учитывает индивидуально-типологические особенности учащихся (способности, интересы, склонности, интеллект). Происходит объединение в гомогенные группы (динамические или статичные), в которых различаются элементы дидактической системы - цель, содержание, методы, формы, результаты.
И. Осмоловская раскрывает «дифференцированное обучение» как способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности) [4, с. 16].