Научная статья на тему 'Актуальные вопросы обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России соблюдению порядка применения огнестрельного оружия в рамках огневой подготовки'

Актуальные вопросы обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России соблюдению порядка применения огнестрельного оружия в рамках огневой подготовки Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
199
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ЗАДЕРЖАНИЕ / ПРЕСЕЧЕНИЕ / WEAPONS / CADET / LISTENER / POLICE OFFICER / PSYCHOLOGICAL STABILITY / USE OF WEAPONS / SERVICE AND COMBAT TRAINING / LAW ENFORCEMENT / FIRE TRAINING / OFFENDER / DETENTION / SUPPRESSION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Чобитько Сергей Петрович, Жамборов Анзор Анатольевич, Басинский Андрей Михайлович

В статье рассматриваются варианты практических упражнений по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия, которые призваны помочь выработать и закрепить четкие алгоритмы поведения в ситуациях пресечения преступлений и правонарушений, задержания преступников, а так же, отражения нападения на полицейского. Необходимость включения подобных упражнений в обязательную программу обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, продиктована стремлением пополнить арсенал будущего правоохранителя необходимыми алгоритмами поведения в экстремальной ситуации, привить умение воспринимать информацию и оценивать (анализировать) ситуацию во время задержания правонарушителя, научить определять основания для применения или неприменения огнестрельного оружия, привить навык подачи обязательных последовательных голосовых команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Чобитько Сергей Петрович, Жамборов Анзор Анатольевич, Басинский Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF TRAINING CURSORS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MIA OF THE INTERNAL AFFAIRS TO OBSERVE THE ORDER OF APPLICATION OF FIRE-SHOT WEAPON WITHIN THE FIRE TRAINING

The article discusses options for practical exercises in firing from combat handguns, which are designed to help develop and consolidate clear algorithms of behavior in situations of suppression of crimes and offenses, the detention of criminals, as well as repelling an attack on a police officer. The need to include such exercises in the compulsory curriculum of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is dictated by the desire to replenish the arsenal of the future law enforcement officer with the necessary behavior algorithms in an extreme situation, to instill the ability to perceive information and evaluate (analyze) the situation during the detention of the offender, learn to determine the grounds for application or non-use of firearms, instill the skill of filing mandatory consecutive voice mand.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России соблюдению порядка применения огнестрельного оружия в рамках огневой подготовки»

слова и непосредственно о структуре предложения. Коррекционная работа проводилась в следующих направлениях:

- уточнение структуры предложения;

- развитие навыка словообразования и словоизменения;

- формирование навыков анализа и синтеза состава слова.

На подготовительном этапе использовались упражнения для развития основных психических функций -памяти, внимания, мышления и восприятия.

На следующем этапе со школьниками проводились игры на развитие координации и общей моторики. Для развития тонкой моторики кисти и пальце рук использовали следующие формы работы: мозаика, лепка, штриховка, шнуровка, обводка, выкладывание картин из семян тыквы, арбуза, из пуговиц. Для развития артикуляции включали в занятия мимическую гимнастику, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику.

На заключительном этапе проводили занятия, направленные на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и слуха, на формирование лексико-грамматической стороны речи.

После проведения коррекционной программы мы организовали и провели повторную диагностику письменной и устной речи младших школьников, а также состояние кинестетического, динамического и пространственного праксиса. В результате были получены следующие данные: акустическая дисграфия была выявлена только у 22% учащихся, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза была диагностирована у 18% испытуемых, у 11% выявлена оптическая дисграфия, артикуляторно-акустическая дисграфия не выявлена.

Анализ полученных результатов показал, что число специфических ошибок при письме у младших школьников после проведения коррекционных занятий с учетом их речевого и психического развития значительно сократилось. При исследовании устной речи было выявлено, что учащиеся правильно дифференцировали сходные по звучанию слова, отличающиеся только одним фонематическим признаком, меньше наблюдалось пропусков и замены звуков, персевераций, повысился навык фонематического и слогового анализа и синтеза.

Выводы. Таким образом, тесная взаимосвязь речевых и психических функций, а также состояние общей и мелкой моторики оказывают прямое влияние и на развитие письменной речи младших школьников. В данной связи коррекционная работа по преодолению нарушений письма должна строиться на основе комплексного подхода, включающего в себя психолого-педагогический, психофизиологический и лингвистический аспекты.

Литература:

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Акад. пед. наук. - 2013. - 500 с.

2. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2014. - 158 с.

3. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - 2-е изд. - СПб.: Гиппократ, 2008. - 224 с.

4. Жулина Е.В., Аладьина О.М. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников // Вестник Мининского университета. 2017. № 55 (8). С. 188-195.

5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов Н/Д: «Феникс», СПБ: «Союз», 2004. - 224 с.

6. Овсянникова С.А. Фонематическое восприятие первоклассников с нарушениями письма / С.А. Овсянникова // Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / Под ред. О.Б. Иншаковой. - М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2014. - С. 93-97.

7. Парамонова Л.Г. К вопросу дисграфии у учащихся общеобразовательных школ / Л.Г. Парамонова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. - М.: Изд-во МСГИ, 2013. - С. 137-140.

8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 2011. - 254 с.

Педагогика

УДК 623.5

старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Чобитько Сергей Петрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик) кандидат педагогических наук Басинский Андрей Михайлович

Университет прокуратуры РФ Крымский юридический институт (филиал) (г. Симферополь)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ СОБЛЮДЕНИЮ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В РАМКАХ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматриваются варианты практических упражнений по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия, которые призваны помочь выработать и закрепить четкие алгоритмы поведения в ситуациях пресечения преступлений и правонарушений, задержания преступников, а так же, отражения нападения на полицейского.

Необходимость включения подобных упражнений в обязательную программу обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, продиктована стремлением пополнить арсенал будущего правоохранителя необходимыми алгоритмами поведения в экстремальной ситуации, привить умение воспринимать информацию и оценивать (анализировать) ситуацию во время задержания

правонарушителя, научить определять основания для применения или неприменения огнестрельного оружия, привить навык подачи обязательных последовательных голосовых команд.

Ключевые слова: оружие, курсант, слушатель, полицейский, психологическая устойчивость, применение оружия, служебно-боевая подготовка, охрана правопорядка, огневая подготовка, правонарушитель, задержание, пресечение.

Annоtation. The article discusses options for practical exercises in firing from combat handguns, which are designed to help develop and consolidate clear algorithms of behavior in situations of suppression of crimes and offenses, the detention of criminals, as well as repelling an attack on a police officer.

The need to include such exercises in the compulsory curriculum of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is dictated by the desire to replenish the arsenal of the future law enforcement officer with the necessary behavior algorithms in an extreme situation, to instill the ability to perceive information and evaluate (analyze) the situation during the detention of the offender, learn to determine the grounds for application or non-use of firearms, instill the skill of filing mandatory consecutive voice mand.

Keywords: weapons, cadet, listener, police officer, psychological stability, the use of weapons, service and combat training, law enforcement, fire training, the offender, detention, suppression.

Введение. Современные условия службы требуют от сотрудников органов внутренних дел твердых знаний и устойчивых навыков обращения с огнестрельным оружием в различных ситуациях. Задача служебно-боевой (огневой) подготовки сотрудников полиции состоит в развитии, закреплении и повторении целого комплекса знаний, умений и навыков, связанных с возможным применением огнестрельного оружия, уровень изучения которых определяет степень их пригодности к выполнению служебных обязанностей по охране правопорядка.

Изложение основного материала статьи. На занятиях по огневой подготовке очень важно выработать у сотрудников органов правопорядка не только навыки обращения с оружием, но и закрепить знания по правомерному его применению.

23 ноября 2017 года приказом МВД РФ № 880 утверждено новое наставление по организации огневой подготовки в ОВД РФ [4] (далее - Наставление), которым закреплено, что правовые основы применения оружия и боеприпасов, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника являются объектом изучения огневой подготовки (п. 4.1 Наставления). Между тем, эти основы изучаются только в теоретическом разделе огневой подготовки.

В ходе освоения практического раздела Наставления осуществляются практические тренировки по отработке нормативов, изготовок к стрельбе из различных положений, производства выстрела без использования боевых патронов, а так же практическое выполнение упражнений по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия, для формирования умений и навыков выполнения упражнений стрельб из различных видов оружия, решения тактических задач применения оружия и боеприпасов при осуществлении оперативно-служебной деятельности.

Предусмотренные стандартные упражнения курса стрельб направлены на формирование умений и навыков обращения с огнестрельным оружием. Они имеют цель обучить знаниям практических основ техники выполнения меткого выстрела и привить умение выполнять приёмы и действия с оружием по командам, подаваемым при стрельбе, осуществлять самоанализ результатов стрельбы (выявлять ошибки и вносить своевременные коррективы), обучить владению навыками производства выстрела из пистолета в ограниченное время.

Сотрудникам органов правопорядка в повседневной службе приходится предупреждать и пресекать правонарушения и преступления, при этом задерживаемые часто не подчиняются их законным требованиям, препятствуют законным действиям сотрудников и оказывают им сопротивление. Полицейский, беря на себя заботу о жизни, здоровье, безопасности и имуществе граждан, в числе прочего отвечает и за обеспечение прав правонарушителя. Перед применением огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан, в соответствии с ч. 1 статьи 19 Федерального закона «О полиции» [7], сообщить лицам, в отношении которых предполагается его применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении и предоставить возможность и время для выполнения требований. Отступать от этого требования сотрудники полиции вправе только в случае, когда промедление в применении огнестрельного оружия создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 19). В случае же применения огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления, обязан стремиться к минимизации любого ущерба (ч. 3 ст. 19).

Прежде чем произвести точный выстрел, которому обучают на огневой подготовке, сотрудник полиции обязан оценить обстановку и принять решение: предупредить о применении огнестрельного оружия или открыть огонь без предупреждения. Также важно четко определить место, которое следует поразить выстрелом. Все это надо сделать в условиях весьма ограниченного времени. В рамках практического раздела огневой подготовки, несмотря на то, что изучение порядка применения огнестрельного оружия входит в теоретический ее раздел, подобных упражнений нет, то есть отсутствует реальное обучение правомерному применению огнестрельного оружия в экстремальных условиях.

Другие дисциплины служебно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел также не предусматривают практическую наработку способности оценки ситуации и соответствующего правомерного реагирования на ее развитие с соблюдением порядка применения огнестрельного оружия. Зная теоретически, что нужно делать в той или иной ситуации, сотрудники полиции не отрабатывают эти знания в практических тренировках, следовательно, не получают соответствующих навыков и умений.

Такое положение приводит к тому, что сотрудники полиции в экстремальной ситуации просто не готовы реагировать на нее адекватно, не могут озвучить предупредительные команды, неправильно реагируют на нападающего правонарушителя, характеристики его вооруженности. Как итог, происходят случаи неправомерного применения огнестрельного оружия, несвоевременного его применения, неправильного выбора цели (части тела правонарушителя), поражение которой не имеет большого эффекта и приводит к несчастным случаям или наоборот, приводит к необоснованно тяжким последствиям, не допускаемым полномочиями по применению оружия.

Физическая безопасность сотрудника органа внутренних дел при несении службы зависит от нескольких составляющих его личных характеристик. В общем виде эти условия представлены в так называемой «звезде выживания» и включают в себя: физические свойства организма и его подготовку; интеллектуальные способности; знание тактики действий в различных ситуациях, выработанные навыки и умения ее применения; навыки и умения своевременного и правомерного применения физической силы, специальных средств и оружия, а также других видов экипировки при несении службы. Также в «звезду выживания» входит обеспеченность необходимой экипировкой (оружие, кобуры, специальные средства и т.п.).

Все перечисленные элементы формируют устойчивость к стрессу. Недостатки обеспечения, знаний правовых оснований применения государственных мер физического принуждения, характеристик специальных средств и оружия, личной физической формы, владения приемами борьбы и тактики, лишают сотрудника полиции уверенности, и в опасной ситуации он теряется, проявляет нерешительность, впадает в ступор или действует спонтанно и неверно [1, с. 25]. В результате сотрудник получает смертельный удар или применяет огнестрельное оружие в нарушение установленных порядка и оснований, причиняя необоснованный ситуацией вред. По данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», каждый год посягательству на жизнь подвергаются около 500 сотрудников правоохранительных органов в Северо-Кавказском федеральном округе и более 50 - по остальным субъектам Российской Федерации [6, с. 30].

Общеизвестно, что, кроме чувства опасности, в ситуации стресса у сотрудника полиции есть «три врага: неизвестность, неопределенность и беспомощность» [2, с. 40]. Поэтому на практических занятиях необходимо создавать соответствующие состояния, нарабатывать и проверять способности противодействия им обучаемых [3, с. 23-29].

По результатам исследования Д.В. Карабаша и А.Н. Тарана у сотрудника полиции на применение огнестрельного оружия почти никогда нет времени, оно осуществляется скоротечно, в отсутствие времени на подготовку выстрела, около 50% - «навскидку», и столько же с незначительными элементами прицеливания. При этом по большей части огнестрельное оружие применяется при нахождении рядом посторонних людей (60%), в общественных местах (88%), преступники при нападении на сотрудников полиции в более чем 50% случаев применяют огнестрельное оружие [3, с. 12-13, 18].

Специфика правоохранительной деятельности сотрудников полиции такова, что каждый из них при контакте с правонарушителем сталкивается с конфликтными ситуациями, способными вызвать состояние стресса. Стрессом нужно уметь управлять, можно и необходимо научиться принимать правильные решения в сложившихся ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия. С точки зрения психологии, необходимы упражнения, приближенные к реальной обстановке, при возникновении которой сотрудник должен быстро оценить сложившуюся обстановку, попытаться предупредить и остановить преступника, и только при невозможности выполнить служебно-боевую задачу иными средствами, применить оружие, стремясь к минимизации причиняемого ущерба, его достаточности для достижения этой задачи.

Для становления психологической и эмоциональной устойчивости, обеспечивающих возможность своевременного и правомерного применения или неприменения огнестрельного оружия при различных служебно-боевых ситуациях, по нашему мнению, необходимо развитие системы упражнений, связанных с созданием наиболее часто встречающихся на практике условий задержания и стрельбы. Сотрудник полиции должен знать и быть готовым выполнить определенный алгоритм законных действий, который может и должен быть реализован в той или иной экстремальной ситуации для эффективного выполнения своей служебной задачи. Методики огневой выучки личного состава в рамках служебно-боевой подготовки, связанные с регулярным выполнением различных специальных практических упражнений, обусловлены необходимостью совершенствования двигательных навыков, повышения психологической устойчивости сотрудников для правомерного и эффективного применения огнестрельного оружия в реальных условиях.

В огневой подготовке достичь рассмотренных целей служебно-боевой подготовки, как действующих, так и будущих сотрудников полиции, можно путем введения специальных упражнений, предусматривающих следующие элементы:

- оценку опасности, исходящей от правонарушителя;

- принятие решения о применении огнестрельного оружия без предупреждения или о предупреждении правонарушителя о том, что перед ним сотрудник полиции и о возможном применении оружия;

- после предупреждения, изменение поведения правонарушителя, невыполнение требований сотрудника полиции, выполнение их или сокращение дистанции до сотрудника и нападение на него;

- выбор в качестве цели той или иной части тела правонарушителя в зависимости от его опасности и цели применения оружия.

Все эти элементы должны осуществляться в ограниченное время.

Исходным рубежом для выполнения этих упражнений может быть также рубеж мишеней, когда по условиям упражнения уже имеет место противоборство с правонарушителем и необходим разрыв дистанции.

Есть вероятность, что сотрудник полиции, не имеющий навыка действий в таких ситуациях, неправильно выстроит алгоритм своих действий, что может привести к ранению, а в отдельных случаях - к смерти и завладению огнестрельным оружием правоохранителя [5].

Для этих упражнений стрельб, в зависимости от условий, необходимы специальные мишени и мишенное оборудование. Так, например, это могут быть мишени в полный рост женщин и мужчин, взрослых и несовершеннолетних, инвалидов с явными признаками инвалидности, вооруженных огнестрельным оружием, взрывным устройством (гранатой), ножом, молотком, арматурой или битой.

Мишенное оборудование должно предоставлять возможность:

- наличия на рубеже 3-4 различных мишеней с возможностью приближения к сотруднику полиции (сокращения дистанции) или удаления от него (попытке скрыться);

- поворота мишеней на 180°, когда стреляющий не будет знать, какая перед ним цель, поворачивающаяся к нему мишенной стороной по воле руководителя стрельб.

Порядок выполнения упражнения может быть представлен в следующем виде: по команде руководителя стрельб «К выполнению упражнения приступить» сотрудник выдвигается на огневой рубеж, либо наоборот, разрывает дистанцию с мишенями. При отсутствии у повернутого к нему лицом правонарушителя (мишени) огнестрельного оружия сообщает, что он является сотрудником полиции «Полиция, не двигаться!», извлекает оружие из кобуры, досылает патрон в патронник и своими командами пытается пресечь правонарушение:

«Брось оружие на землю!», «Медленно положи оружие (гранату)!», «Руки на голову, скрестить пальцы, на колени, лечь на землю, руки на затылок!». После этого руководитель стрельб может:

- повернуть по выбору другую мишень с холодным или огнестрельным оружием, или безоружную, несовершеннолетнего, женщины или инвалида;

- включить приближение какой-либо мишени к сотруднику или наоборот ее удаление, отказавшись бросить оружие или без оружия.

В зависимости от обстановки сотрудник полиции реагирует на ситуацию в соответствии с требованиями статей 23 и 24 ФЗ «О полиции», например:

- при невыполнении требований и попытке сократить дистанцию лицом, в отношении которого нет запрета на применение в его отношении оружия (ч. 5 ст. 23 ФЗ «О полиции»), применить оружие по ногам (при отсутствии скопления случайных людей и безоружности нападающего) или в корпус (при скоплении случайных людей или вооруженности правонарушителя);

- при попытке скрыться с огнестрельным оружием в руках, применить оружие по ногам (при отсутствии скопления случайных людей) или в корпус (при скоплении случайных людей);

- при попытке скрыться с холодным оружием в руках продолжать отдавать команды и преследовать нарушителя, включив предохранитель, до команды руководителя стрельб «Нападение!».

В любой комбинации упражнение должно заканчиваться стрельбой на поражение части тела правонарушителя в зависимости от ситуации. Количество боеприпасов в таком упражнении должно соответствовать емкости магазина оружия, чтобы максимально приблизить обстановку к боевой и упражнение заканчивалось включением предохранителя и укладыванием пистолета, часто с патроном в патроннике, в кобуру. После этого должна следовать проверка сотрудником повреждений нарушителя и оказанием ему первой помощи, а завершаться упражнение должно разряжанием оружия в установленном для этого месте. Любое применение огнестрельного оружия должно заканчиваться включением предохранителя с последующим его разряжанием, так как после стрельбы оружие чаще всего остается заряженным.

Выводы. Упражнения, которые мы предлагаем использовать для подготовки сотрудников полиции, помогут выработать и закрепить четкие алгоритмы поведения в конкретных ситуациях. Закрепить умение воспринимать информацию и оценивать (анализировать) ситуацию во время задержания правонарушителя, определять основания для применения или неприменения огнестрельного оружия, навыки подачи обязательных последовательных голосовых команд. Перечисленные навыки и умения в свою очередь приведут к стрессоустойчивости в реальной экстремальной ситуации, в связи с готовностью реализовать знакомый алгоритм действий. Такая подготовка повысит готовность и способность будущих работников органов правопорядка правильно, грамотно и четко реагировать на ситуации, связанные с вероятностью применения огнестрельного оружия, не растеряться и применить правильную тактику задержания правонарушителя.

Систематическая отработка на занятиях по огневой подготовке предлагаемых нами вариативных упражнений позволит повысить уровень личной безопасности сотрудников полиции, дав им на вооружение отработанные, уже знакомые алгоритмы реагирования на экстремальные ситуации, увеличив шансы успешного выполнения служебных задач с применением достаточных и правомерных средств и методов.

Литература:

1. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности // учебно-практическое пособие. - Москва. - 1997.

2. Гричанов А.С. Обеспечение безопасности сотрудников ОВД в профессиональной деятельности // учебное пособие. - Барнаул. - БЮИ МВД России. - 2014.

3. Карабаш Д.В., Таран А.Н. Стрельба из пистолета (пистолета-пулемета) в ограниченном пространстве // учебно-практическое пособие. - Краснодар. - КрУ МВД России, - 2010.

4. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 880 от 23 ноября 2017 г. // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292172/ (дата обращения 15.08.2018 г.).

5. Светличный Е.Г., Веремьев А.С. Практико-ориентированный подход в огневой подготовке обучающихся в образовательных организациях МВД России // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2018. - Выпуск 58 (1). - С. 211-214.

6. Текеев Р.А. Уровень и динамика посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ) // Российский следователь. - 2016. - № 16. - С. 27-30.

7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1347735607024257672764736937&cacheid=03F26D9B3 589D28B88211674020666A4&mode=splus&base=LAW&n=321537&rnd=0.786007972819563#1tgyneiiw6d (дата обращения 15.04.2019 г.).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат географических наук, доцент,

доцент кафедры менеджмента Чугунова Татьяна Николаевна

Институт экономики и управления (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь);

ассистент кафедры менеджмента Зименкова Елена Николаевна

Институт экономики и управления (структурное подразделение)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДЕЛОВЫХ ИГР В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИРОДООХРАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Аннотация. В статье рассматриваются основные теоретические и практические положения разработки и применения метода деловых игр в учебном процессе, выделены преимущества и недостатки использования игровых технологий в учебном процессе, указаны особенности разработки, организации и проведения деловых игр, описаны результаты практического опыта применения деловых игр в рамках изучения дисциплины «Природоохранный менеджмент».

Ключевые слова: деловая игра, игровые технологии, природоохранный менеджмент, разработка и проведение деловых игр.

Annotation. The article discusses the main theoretical and practical provisions of the development and application of the business games method in the educational process and the basic interpretations of the notion "business game", highlights the advantages and disadvantages of using gaming technologies in the educational process, gives a classification of business games, specifies the features of developing, organizing and conducting business games, describes the results of practical experience in the use of business games in the study of the discipline "Environmental Management".

Keywords: business game, gaming technology, environmental management, development and conduct of business games.

Введение. В современных условиях к системе высшего образования и выпускникам ВУЗов предъявляются особые требования. Одним из них является получение необходимых профессиональных компетенций обучающимися. Преподавателю высшей школы гуманитарных направлений, не применяя актуальные методы обучения, достаточно сложно дать обучающимся возможность овладеть практическими профессиональными навыками. Наиболее популярным и интересным методом активизации творческой деятельности обучающихся и реализации ими профессиональных компетенций являются деловые игры.

Изложение основного материала статьи. Деловые игры широко применяются в организации исследовательского процесса и процесса принятия управленческих решений. Игровые технологии позволяют моделировать реальные практические ситуации, в которых обучающиеся учатся критически оценивать сложившееся положение, принимают решения по различным производственным вопросам в условиях многофакторности и неопределенности внешней среды, осмысливают полученный результат. Это нивелирует некоторую абстрактность и монотонность в изучении академических дисциплин, повышает интерес к практическим и семинарским занятиям, активизирует познавательную деятельность и самостоятельную работу по приобретению профессиональных знаний, позволяет сплотить коллектив, проявить индивидуальные особенности обучающихся.

Особенности применения игровых технологий в учебном процессе раскрываются в работах многих отечественных авторов: М.В. Плешаковой, Н.В. Чигиринской, Л.С. Шаховской [13], М.В. Напалковой [14], И.А. Бабановой [2], Ю.В. Чичко [18], Ч.Б. Медведевой, И.В. Цивуниной, Г.Ю. Климентовой [12], Л.С. Чеглаковой [17], В.В. Бургат [5], В.Г. Василенко [6], Е.Л. Файчук, В.В. Науменко [16], П.К. Дуркина, М.П. Лебедевой [11], Н.А. Берг, Н.А. Дегтяревой [3], В.О. Евсеева [9], Г.С. Абрамовой, В.А. Степанович [10], Б.З. Зельдович [8] и пр.

В сравнении с традиционными методами обучения, деловые игры объединяют в себе особенности экспериментального, аналитического и экспертного методов, что является их явным преимуществом. По мнению исследователей «при лекционной подаче материала усваивается 20% лекционного материала, в то время как в деловой игре 90%» [17, с. 3]. Поэтому введение деловых игр в учебную практику позволяет добиться не только повышения интереса обучающихся к изучаемой дисциплине, но и достичь большего эффекта в усвоении материала. Отмечая преимущества обучения с применением метода деловых игр перед традиционными формами проведения занятий, можно обобщить выводы научных исследований в данной сфере и выделить следующие особенности [1, 2, 4, 7, 15]:

- деловая игра позволяет максимально отвечать практическими потребностями общества.

- использование деловых игр способствует: формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов; воспитанию системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире; обучению коллективной мыслительной и практической работе, формированию умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений; воспитанию ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.

- адаптированная к реальной экологической ситуации экологическая и социально-экономическая информация, на которой основана деловая игра, стимулирует процесс принятия управленческих решений, повышает ответственность и доверие к полученным результатам» [1, 2, 4, 7, 15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время проведение деловых игр имеет ряд недостатков, в большей степени связанных с нагрузкой преподавателя. Отмеченные в исследованиях ученых и практиков преимущества и недостатки применения деловой игры, систематизированы следующим образом:

1) преимущества: возможность систематизировать теоретические данные относительно решения конкретной проблемы; максимальное приближение процесса обучения к практической деятельности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.