Научная статья на тему 'Обоснование эффективности методических приёмов совершенствования огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел к действиям в реальных условиях'

Обоснование эффективности методических приёмов совершенствования огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел к действиям в реальных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стрельба в реальных условиях / профессиональная подготовка / дидактические основы обучения / shooting under real conditions / vocational training / didactic basics of teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торопов Виктор Алексеевич, Кокоулин Евгений Михайлович

В данной статье изложена методика эффективного обучения сотрудников ОВД владения огнестрельным оружием для действий в реальных условиях. Разработан и обоснован перечень упражнений скоростной стрельбы и стрельбы в движении в процессе преследования противника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торопов Виктор Алексеевич, Кокоулин Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of the effectiveness of instructional techniques improving the fire preparedness of law enforcement officers for action in the real world

In this paper, the methodology of effective training law enforcement officers to own firearms for actions in the real world. Developed and justified a list of exercises high-speed shooting and shooting in motion in the pursuit of the enemy.

Текст научной работы на тему «Обоснование эффективности методических приёмов совершенствования огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел к действиям в реальных условиях»

16. Об организации участия сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России в миротворческих миссиях : приказ МВД России от 30 августа 2000 г. № 914 (с изменениями, внесёнными приказом МВД России от 30 декабря 2016 г. № 933 «О внесении изменений в приказ МВД России от 30 августа 2000 года № 914») // Бюллетень текущего законодательства. - 2000. - № 3 (34). - С. 340.

Обоснование эффективности методических приёмов совершенствования огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел к действиям в реальных условиях

Substantiation of the effectiveness of instructional techniques improving the fire preparedness of law enforcement officers for action in the real world

© Тамбовцев А. И., Долгошеин П. С., 2017

е

УДК 355.541.1 е

У

В.А. Торопов, Е.М. Кокоулин г

с §

3

ТОРОПОВ Виктор Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Рос- н сия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова д. 1. E-mail: [email protected]. в

p T

applied martial arts St. Petersburg State University Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, t

TOROPOV Viktor Alekseevich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of physical training and ed martial arts St. Petersburg State University Russian

Letchika Pilyutova str., 1. E-mail: [email protected].

&

В

КОКОУЛИН Евгений Михайлович, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Военный ин- £э ститут железнодорожных войск. Адрес: Россия, 198504, Санкт-Петербург, Петергоф, Суворовская улица, 1. о

с о

KOKOULIN Eugene Mikhailovich, senior lecturer in fire training Military Institute of railway troops. Address: g Russia, 198504, Saint-Petersburg, Peterhof, Suvorov street, 1. №

On

K> О

В данной статье изложена методика эффективного обучения сотрудников ОВД владения огнестрельным оружием для действий в реальных условиях. Разработан и обоснован перечень упражнений скоростной стрельбы и стрельбы в движении в процессе преследования противника.

Ключевые слова: стрельба в реальных условиях, профессиональная подготовка, дидактические основы обучения.

In this paper, the methodology of effective training law enforcement officers to own firearms for actions in the real world. Developed and justified a list of exercises high-speed shooting and shooting in motion in the pursuit of the enemy.

Keywords: shooting under real conditions, vocational training, didactic basics of teaching.

Введение

Изучив теорию огневой подготовки, дидактические основы обучения стрельбе, овладев техникой прицельной стрельбы, закрепив навыки владения оружием на этапе начального обучения, уточнив психолого-педагогические особенности поведения сотрудников в процессе занятий по огневой подготовке, необходимо приступать к совершенствованию техники стрельбы в сложных условиях, их ещё называют реальными условиями [1].

У многих возникает каверзный вопрос: «Если есть реальные условия, то, вероятно, существуют и нереальные условия?». Да, существуют и нереальные условия - это те, когда мы проводим обучение в тире в идеальных условиях.

Термин «реальные условия» не мы придумали. Он стал часто употребляться в руководящих документах, на страницах сборников научных статей. Исходя из этого, мы сделали попытку дать объяснение этому понятию и обосновать технику ведения стрельбы в реальных условиях.

Основные положения

Стрельба в реальных условиях характеризуется различными изготовками, хватами и быстрым воздействием на спусковой крючок. Управлять дыханием и вести прицельную стрельбу будет некогда. Если перед вами появился вооружённый преступник, то в такой ситуации необходимо мгновенно извлечь оружие из кобуры и произвести выстрел. В данной обстановке изготовка к стрельбе, наводка оружия и производство выстрела должны выполняться в один приём (В.А. Торопов, 2004). В такой ситуации оружие должно быть направлено в сторону преступника, рука (обе руки) приподнята до уровня подбородка, чтобы не уменьшать поле зрения стрелка [2].

Анализ литературных источников показал, что огневые противоборства происходят, как правило, на коротких расстояниях, которые не превышают десяти метров. Сотруднику, оказавшемуся в такой ситуации, практически невозможно дать какой-либо совет. Его действия будут зависеть от конкретных обстоятельств, в которых возникла необходимость

Педагогика

применить боевое оружие. Трудно заранее предугадать, чем может закончиться перестрелка, ивтоже С? время, в результате эксперимента определены и на-^ учно обоснованы практические рекомендации для ^ стрельбы в реальных условиях. я Во время огневых единоборств стрельбу можно

о классифицировать в зависимости от ее цели:

- предупреждающая - она выполняется в воз-^ дух или из-за укрытия с целью показать нападаю-й щим, что вы вооружены. Такая стрельба дает понять ^ преступнику, что следует воздержаться от соверше-<3 ния преступления;

§ - стрельба на задержание выполняется в ниж-

& нюю часть туловища в тех случаях, когда вам нужно к пленить преступника и получить от него ценные све-^ дения и т.п.;

£ - стрельба на поражение ведётся для того, что-

о бы сохранить не только свою жизнь, но и жизнь ^ окружающих.

^ Рекомендации сотрудникам, попавшим в пере-

£ стрелку:

С - в данной ситуации необходимо выполнить

|| два выстрела подряд вместо одного и уйти в укрытие ^ или сменить огневую позицию, чтобы не попасть под и огонь противника. Производство двух выстрелов я подряд говорит о том, что пробоина второго выстре-^ ла оказывается выше первой за счёт отдачи и способ® ствует более вероятному поражению противника;

- в ситуации перестрелок необходимо сразу залечь или скрыться за препятствием, чтобы можно было сориентироваться в сложившейся ситуации и принять правильное решение;

- если товарища ранило в перестрелке, не старайтесь сразу оказывать ему помощь, т.к. вы можете сильнее пострадать в такой ситуации. В этом случае необходимо уйти в укрытие, сориентироваться в обстановке и принять необходимые меры.

Важно подчеркнуть, что в процессе перестрелок в реальных условиях чувство страха, как правило, обостряется и вызывает следующие негативные реакции: отказ моторных функций, туннельное видение, повышенный стресс, временная глухота, внезапный шок и искажение чувства времени.

Следовательно, применение оружия в ходе перестрелок нельзя сравнивать со спортивной стрельбой, которая выполняется в идеальной обстановке, где у сотрудника не формируются навыки ведения стрельбы в реальных условиях. Поэтому прицельная стрельба - это начальный этап обучения стрельбе из пистолета в тире.

При стрельбе в реальных условиях стойки, изготовки для стрельбы должны быть естественными, потому что они спонтанно принимаются сотрудниками, попавшими в перестрелку. Излишнее волнение, скованность, негативные индивидуальные реакции являются помехой эффективной стрельбе. Для избавления от них необходимо в процессе учебно-тренировочных занятий применять метод «фокусирующей точки». Для этого нами были разработаны специальные поясные и ростовые мишени с фокусирующими кругами (тренировочные и контрольные). Обучение американских полицейских по такому методу повысило уровень

их огневой подготовленности при действиях в реальных условиях.

В процессе эксперимента разработаны и обоснованы обязательные условия для данного вида стрельбы. Для выполнения упражнения сотрудник принимает фронтальную стойку. Оружие удерживается двумя руками, руки вытянуты. Левая рука помогает фиксировать правую, которая сжимает рукоятку оружия. Большой палец левой руки - у большого пальца правой.

Сотрудник обоими глазами следит за целью, а оружие медленно направляется в центр мишени. Чтобы не уменьшалось поле зрения и не нарушалось прицеливание, оружие должно подниматься только до уровня подбородка.

При выполнении упражнения «Скоростная стрельба с семи метров» стрелок находится на исходном рубеже, снаряжает магазин восемью патронами, вставляет его в основание пистолетной рукоятки, вкладывает пистолет в кобуру и застегивает ее. Фокусирующая мишень находится на расстоянии семи метров от огневого рубежа.

По команде «На огневой рубеж шагом марш», стрелок выходит на огневой рубеж, извлекает пистолет из кобуры, снимает его с предохранителя, досылает патрон в патронник, принимает исходное положение. Оружие удерживается двумя руками и направлено к полу под углом 45°.

По команде «Огонь» сотрудник поднимает обе руки с оружием и быстро выполняет восемь выстрелов за шесть-восемь секунд. После осмотра оружия проверяет мишень и возвращается на исходный рубеж.

При выполнении упражнения «Скоростная стрельба с трёх метров» сотрудник находится на расстоянии трёх метров от мишени. В таких условиях стрельба выполняется от бедра или с одной руки.

Тренировки должны проводиться по грудной и по ростовой мишеням. Все упражнения должны выполняться с обязательным извлечением пистолета из кобуры и со сменой магазина, из положений лежа, сидя, с колена, из-за укрытия и т. д.

После проведения нескольких учебных занятий наблюдается улучшение результативности стрельбы на точность и кучность попаданий. Данный метод является одним из эффективных методов обучения неприцельной стрельбе. Рассмотренную методику целесообразно использовать в процессе обучения стрельбе по движущейся цели.

Если возникли уличные перестрелки, то воображаемую фокусирующую точку необходимо удерживать на солнечном сплетении, в данном случае достигается высокая вероятность поражения цели.

Для воспитания уверенности в своих силах в процессе перестрелок с преступниками, необходимо выполнять скоростную стрельбу с переносом огня. Для этого выполняется следующее упражнение. Стрелок находится в 10 м от линии мишеней на огневом рубеже, оружие заряжено. По команде «Огонь» стрельба ведется по четырем мишеням слева направо или справа налево по заданию, по два выстрела в каждую мишень. Положительная стрельба считается в том случае, когда в каждой мишени будет по две пробоины в центральном круге. По времени необходимо

уложиться в 6-8 секунд. Количество патронов на выполнение упражнения - 8 штук.

Следующее упражнение выполняется со сменой магазина в движении. С исходного положения 50 м от линии мишеней по команде «Вперед» пробежать 20 м и с огневого рубежа 30 м произвести два выстрела в верхнюю часть ростовой мишени, пробежать 10 м и с огневого рубежа 20 м произвести два выстрела в нижнюю часть ростовой мишени, в процессе движения заменить магазин и с огневого рубежа 10 м произвести четыре выстрела по поясной мишени.

Упражнение считается выполненным, если в мишенях окажется шесть пробоин. В верхней части ростовой мишени - две, в нижней - одна пробоина, а в грудной

- три. Количество патронов на выполнение упражнений

- 8 штук. В каждом магазине по четыре патрона.

Так как учебный процесс носит творческий характер, то не обязательно выдерживать разработанную методику обучения стрельбе из пистолета в реальных условиях, но при проведении занятий по огневой подготовке целесообразно брать за основу предложенный вариант.

Преимущество данной методики заключается в том, что в предложенных упражнениях мы смоделировали те ситуации, в которых может оказаться сотрудник. Такие же ситуации приводятся в оперативных сводках, где отмечается, что внезапные огневые единоборства зачастую ведутся на расстояниях от 3 до 10 метров, как правило, против нескольких преступников и с переносом огня. Такими же данными мы располагаем из анализа зарубежных литературных источников.

Во втором упражнении идет преследование и задержание преступника. Спрашивается, почему преследование начинается с 50 м? Да потому, что эффективность стрельбы из пистолета Макарова составляет 50 м. Почему первая остановка на рубеже 30 м, а вторая на рубеже 20 м? Потому что по условиям выполнения упражнений учебных стрельб стрельба в соответствии с требованиями КС-2012 ведется с указанных расстояний. Почему в процессе преследования выполняется смена магазина? Да потому, что в комплекте пистолета два снаряженных магазина. Замена магазина выполняется в движении, по мере израсходования патронов, а в завершение упражнения выполняются четыре выстрела по поясной мишени с

10 м. Почему производится два выстрела подряд? Да потому, что это основное требование профессионалов, которое не учтено ни в одном курсе стрельб и в наставлении по стрелковому делу.

В процессе выполнения упражнения в движении с короткими остановками можно на дистанции преследования преступника установить естественные препятствия (палисад, кирпичная стенка, угол разрушенного дома, забор и т.д.). Стрельбу целесообразно вести из-за укрытий, препятствий, попутно преодолевая их.

Умение сотрудников применять боевое оружие в реальных условиях является основой их готовности при выполнении оперативно-служебных задач, т.к. огневая подготовленность является важнейшим условием выполнения требований боевой деятельности и обеспечивает безопасность для сохранения их жизни. Следовательно, при организации и проведении занятий по огневой подготовке должны учитываться современные требования к технической оснащённости сотрудников и условия, в которых проходит их оперативно-служебная деятельность. Стрельба с целью уничтожения ведущего огонь противника для обеспечения безопасности личного состава обороняющегося подразделения возможна в условиях умелого применения оружия сотрудниками. Одним из таких вариантов является упражнение - стрельба из боевого оружия по ростовой мишени, имитирующей стрельбу «противника».

Преимущество такой стрельбы заключается в том, что перед стреляющим находится реальный преступник (рост 175 см). Несмотря на различное удаление цели от места стрельбы, поразить нужно ту цель, которая ведёт стрельбу, а это и является оценочным критерием при совершенствовании уровня огневой подготовленности сотрудников к действиям в реальных условиях.

Заключение

В заключение необходимо подчеркнуть что, при проведении экспериментального исследования мы руководствовались концепцией «Организация обучения стрельбе из боевого оружия, обоснованная на взаимосвязи психологических, дидактических и психофизиологических закономерностях формирования знаний, умений и навыков стрельбы».

СО

а>

0 т

X

X

я

С

р

И -

1

П

а> т

<п р

у р

п

о §

3

у

X

X и

а> р

о

ее

а> т

о:

СО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р

о о сс

к» о

Список литературы

1. Торопов, В. А. Огневая подготовка : учебник / под общ. ред. В.П. Сальникова. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2004. - 400 с.

2. Торопов, В. А., Садков, А. Н., Полехин, М. В. Огневая подготовка : учебник / под общ. ред. В. И. Третьякова. - Волгоград: ВА МВД России, 2009. - 516 с.

© Торопов В. И., Кокоулин В. М, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.