Научная статья на тему 'Некоторые аспекты психологической подготовки сотрудников полиции с использованием психотехнической подготовки'

Некоторые аспекты психологической подготовки сотрудников полиции с использованием психотехнической подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
362
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / СТРЕЛОК / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТРЕСС / POLICE OFFICER / SHOOTER / FIREARMS / FIREARMS TRAINING / PSYCHOLOGICAL TRAINING / MENTAL STATE / EMOTIONAL STATE / STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романов Егор Игоревич, Носатый Роман Игоревич, Корсаков Юрий Викторович

В силу специфики своей профессиональной деятельности сотрудники органов внутренних дел часто сталкиваются с экстремальными ситуациями, требующими выполнения конкретных действий в условиях временного дефицита, что, несомненно, оказывает сильнейшее психическое воздействие. Исходя из этого, способность достигать результативности действий при несении служебных обязанностей сотрудниками полиции во многом зависит от психологической подготовки работника. Авторами рассматриваются проблемы психологического состояния сотрудников органов внутренних дел при применении огнестрельного оружия, особенности психических свойств должностных лиц, их психологической подготовки и формирование навыков по снижению психологической напряженности. Кроме того, на основании анализа наиболее встречающихся проблем среди обучаемых Волгоградской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации коллективом авторов предлагается комплекс мер, предназначенных для образовательных организаций и уполномоченных на осуществление профессионально-служебной подготовки подразделений территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, направленных на формирование надлежащего уровня подготовленности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия в сложных условиях, включающих наличие психотравмирующего фактора, а именно ситуационной обстановке, усложняющей восприятие действительности и последующую оценку ситуации для правомерного применения огнестрельного оружия. В качестве основных видов психотехнической подготовки предлагается использование аутогенной и идеомоторной тренировки. Применение идеомоторной тренировки позволяет выработать способность четкого представления отдельных элементов техники стрельбы, а аутогенная тренировка способствует овладению методикой самовнушения с целью предотвращения нервного напряжения. В работе также отмечены наиболее эффективные упражнения, способствующие улучшению психологической подготовленности сотрудников полиции к стрельбе из пистолета в рамках курса огневой подготовки для сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романов Егор Игоревич, Носатый Роман Игоревич, Корсаков Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of psychological training of police officers with the use of psycho-technical training

Due to the specifics of their professional activities, employees of the internal Affairs bodies often face extreme situations requiring specific actions in conditions of temporary shortage, which undoubtedly has a strong mental impact. Based on this, the ability to achieve the effectiveness of actions in the performance of official duties by police officers largely depends on the psychological training of the employee. The authors consider the problems of the psychological state of employees of internal Affairs bodies when using firearms, the peculiarities of the mental properties of officials, their psychological training and the formation of skills to reduce psychological tension. In addition, based on the analysis of the most common problems among the students of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, the authors propose a set of measures designed for educational organizations and authorized for the implementation of professional training units of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, aimed at forming an appropriate level of preparedness of police officers to use firearms in difficult conditions, including the presence of a psychotraumatic factor, namely, the situational situation, complicating the perception of reality and the subsequent assessment of the situation for the lawful use of firearms. The use of autogenic and ideomotor training is proposed as the main types of psychotechnical training. The use of ideomotor training allows you to develop the ability to clearly represent the individual elements of the shooting technique, and autogenic training helps to master the technique of auto-suggestion in order to prevent nervous tension. The work also noted the most effective exercises to improve the psychological preparedness of police officers to shoot a gun in the course of fire training for police officers.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты психологической подготовки сотрудников полиции с использованием психотехнической подготовки»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 101PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Романов Е.И., Носатый Р.И., Корсаков Ю.В. Некоторые аспекты психологической подготовки сотрудников полиции с использованием психотехнической подготовки // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/101PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Romanov E.I., Nosatyy R.I., Korsakov Yu.V. (2019). Some aspects of psychological training of police officers with the use of psycho-technical training. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/101PDMN619.pdf (in Russian)

УДК 378.6 ГРНТИ 14.35.09

Романов Егор Игоревич

ФГКОУ ВО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», Волгоград, Россия

Старший преподаватель кафедры «Огневой подготовки»

E-mail: moca888@yandex.ru

Носатый Роман Игоревич

ФГКОУ ВО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», Волгоград, Россия

Преподаватель кафедры «Огневой подготовки»

E-mail: lyna1@bk.ru

Корсаков Юрий Викторович

ФГКОУ ВО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации», Волгоград, Россия

Старший преподаватель кафедры «Огневой подготовки» E-mail: 79176458554@yandex.ru

Некоторые аспекты психологической подготовки сотрудников полиции с использованием психотехнической подготовки

Аннотация. В силу специфики своей профессиональной деятельности сотрудники органов внутренних дел часто сталкиваются с экстремальными ситуациями, требующими выполнения конкретных действий в условиях временного дефицита, что, несомненно, оказывает сильнейшее психическое воздействие. Исходя из этого, способность достигать результативности действий при несении служебных обязанностей сотрудниками полиции во многом зависит от психологической подготовки работника. Авторами рассматриваются проблемы психологического состояния сотрудников органов внутренних дел при применении огнестрельного оружия, особенности психических свойств должностных лиц, их психологической подготовки и формирование навыков по снижению психологической напряженности. Кроме того, на основании анализа наиболее встречающихся проблем среди обучаемых Волгоградской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации коллективом авторов предлагается комплекс мер, предназначенных для образовательных организаций и уполномоченных на осуществление профессионально-служебной подготовки подразделений территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, направленных на формирование надлежащего уровня подготовленности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия в сложных условиях, включающих наличие психотравмирующего фактора, а именно ситуационной обстановке,

усложняющей восприятие действительности и последующую оценку ситуации для правомерного применения огнестрельного оружия. В качестве основных видов психотехнической подготовки предлагается использование аутогенной и идеомоторной тренировки. Применение идеомоторной тренировки позволяет выработать способность четкого представления отдельных элементов техники стрельбы, а аутогенная тренировка способствует овладению методикой самовнушения с целью предотвращения нервного напряжения. В работе также отмечены наиболее эффективные упражнения, способствующие улучшению психологической подготовленности сотрудников полиции к стрельбе из пистолета в рамках курса огневой подготовки для сотрудников полиции.

Ключевые слова: сотрудник полиции; стрелок; огнестрельное оружие; огневая подготовка; психологическая подготовка; психическое состояние; эмоциональное состояние; стресс

Одной из проблем при подготовке к несению служебной деятельности выступает проблема психологической готовности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД РФ) к применению огнестрельного оружия.

В настоящее время ведутся дискуссии по вопросу психологических аспектов при использовании и применении огнестрельного оружия сотрудниками ОВД. Это обусловлено тем, что работник правоохранительной системы представляет собой специальный субъект, наделенный особыми полномочиями и несущий характерные для него обязанности.

В силу специфики своей профессиональной деятельности сотрудники органов внутренних дел часто сталкиваются с экстремальными ситуациями, требующими выполнения конкретных действий в условиях ограниченного времени, что, несомненно, оказывает сильнейшее психическое воздействие. Исходя из этого, результативность действий при несении служебных обязанностей сотрудниками ОВД во многом зависит от психологической подготовки работника [1].

Известно, что компетентная подготовка кадров в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) характеризуется совокупностью профессионально значимых качеств, которыми должен обладать каждый сотрудник ОВД. В частности, к главным квалификационным требованиям относится следующее:

• знание и применение основ законодательства РФ;

• выполнение установленных нормативов (требований к физической подготовке, исполнению приказов, должностных инструкций и тому подобное);

• владение огнестрельным оружием.

Проведенный нами анализ литературных источников показывает, что владение и применение огнестрельного оружия требует особой и тщательной подготовки, так как является разновидностью экстремальных ситуаций [2].

Исследуемая проблематика нашла свое отражение во многих работах современных ученых, однако мы полагаем, что необходимо систематизировать имеющиеся научные знания в данной области, рассмотреть эффективность применения психотехнической подготовки сотрудников ОВД РФ, а также провести на основе собранных эмпирическим путем материалов анализ влияния психотехнической подготовки на результаты стрельб. Кроме того, на основе полученных данных предложить отдельные элементы психотехнической подготовки как способы решения данной проблемы при обучении сотрудников ОВД РФ в рамках огневой подготовки, что в свою очередь и нашло отражение в данном исследовании.

В данной работе рассматривается особый вид психологической подготовки сотрудников полиции, связанный с наработкой профессиональных навыков при тренировке с ручным стрелковым оружием, как с патроном, так и при тренировке без патрона «в холостую».

В настоящее время, в рамках боевой профессиональной подготовки сотрудники полиции проходят подготовку на основании действующего законодательства, где им предъявляются жесткие требования, поскольку их профессиональная деятельность опасна и связана с рисками для жизни и здоровья. Стоит отметить, что выполнение стрельб является неотъемлемой частью в рамках боевой профессиональной подготовки, и требует от сотрудников полиции как физической, так и психологической подготовленности.

По нашему мнению, психотехническая подготовка сотрудников ОВД представляет собой разработанный комплекс мер, направленных на формирование навыков по развитию психологической готовности, которая позволит применять технику стрельбы из огнестрельного оружия и достигать необходимых результатов (поражать цель, пресекать какие-либо преступные действия).

Мы считаем, что, рассматривая психотехническую подготовку сотрудника ОВД, необходимо уделить внимание совокупности методов обучения, среди которых:

• укрепление силы воли и устойчивости характера, способствующих осуществлению выбора цели и ее поражению [3];

• отработка практических стрельб для преодоления волнений, адаптации к огнестрельному оружию [4]. Знание материальной и теоретической части, тактико-технических вопросов позволяет сотруднику выработать уверенность в собственных силах и в правильности применения оружия;

• моделирование возможных экстремальных ситуаций с применением огнестрельного оружия (на учебных полигонах) [5];

• применение ряда физических упражнений, способствующих расслаблению, преодолению психологического напряжения.

По мнению многих авторов, психотехническая подготовка вырабатывает следующие качества личности:

• сосредоточение на объекте, концентрация внимания на цели;

• решительность, смелость, уверенность в собственных силах, эмоциональный контроль, обособление от внешних факторов воздействия (шума, помех, собственного дыхания и сердцебиения и т. д.) [6];

• контроль психофизиологических признаков. Успокоение и дыхательные упражнения позволяют снизить потливость рук, учащенного пульса, урегулировать дыхание [7].

Психотехническая подготовка включает в себя элементы аутогенной и идеомоторной тренировки.

Идеомоторная тренировка - это мысленное воспроизведение ранее изученных приемов и действий по применению огнестрельного оружия сотрудником ОВД. Применение такой тренировки позволяет выработать способность четкого представления отдельных элементов техники стрельбы [8]. Данная тренировка позволит сотруднику сосредоточить внимание на правильности выполнения элементов выстрела, не задумываясь об окончательном результате. Прорисовка в сознании правильной схемы движений перед производством выстрела, даёт большую результативность для улучшения эффективности выстрела в целом.

Мы полагаем, что систематическое проведение идеомоторной тренировки позволит сотрудникам, мысленно на подсознательном уровне, контролировать выполнение всех приемов, связанных с выполнением выстрела. Так как мысленное представление выстрела подразумевает, представление об идеальном выполнении всех его элементов, которые усвоены в устном порядке.

Как известно, одним из методов обучения является тренировка или тренировочный процесс, с помощью которого, стрелок, находясь в спокойном состоянии до момента производства выстрела, самостоятельно сосредотачивает внимание непосредственно на ситуации, при которой необходимо произвести выстрел, а также на моментах, непосредственно связанных с выполнением выстрела [9].

На наш взгляд, примерный алгоритм такой тренировки заключается в следующем:

1. Находясь на огневом рубеже лицом перед упражнением, принять правильную изготовку для стрельбы, и извлечь пистолет из кобуры, проверив хват оружия.

2. При выполнении команд, подаваемых на огневом рубеже, мысленно проговаривать детали подаваемых команд.

3. При наведении пистолета на цель мысленно контролировать ровную мушку в районе прицеливания, и, не дожидаясь устойчивого положения, начинать обработку спуска.

4. При согласованности движений в обработке спуска и прицеливании, необходимо сосредоточить внимание на ровной мушке, до тех пор, пока не произойдет неожиданный выстрел.

5. После выстрела заметить в какое место вернулся пистолет после выстрела. Если пистолет вернулся в место прицеливания, то выстрел произведен правильно.

6. Продолжить выполнение упражнения, последовательно выполняя все пункты.

Приемы идеомоторного процесса, можно применять как психопрофилактическое средство. При хорошем усвоении идеомоторного процесса, данная база знаний служит для более быстрого освоение сильного психопрофилактического средства как аутогенная тренировка [10].

Аутогенная тренировка представляет собой многократное повторение специально-разработанных словесных упражнений, которые направлены на овладение методикой самовнушения с целью предотвращения нервного напряжения.

Принцип такой тренировки заключается в том, чтоб научить сотрудника полиции фиксировать внимание на конкретных ситуациях. Таким образом, тренировка направлена на обучение предварительному осмыслению производящего процесса производства выстрела для поражения конкретной цели. Данный вид тренировки необходимо использовать в процессе самовоспитания сотрудника полиции, что поможет избавиться от негативных последствий стрессовых состояний.

Мы считаем, что применение указанных выше тренировок способны комплексно устранить вредные стрелковые рефлексы. Кроме того, по нашему мнению, для оптимизации психоэмоционального состояния организма, необходимо использовать некоторые физические упражнения и дыхательную гимнастику. Физическая нагрузка оказывает непосредственное влияние на психическое состояние сотрудника ОВД и его качеств, она улучшает логику, мышление, способствует развитию памяти и укреплению ее устойчивости, снижению стрессовых факторов и их влияния на организм» [11]. Кроме того, полезными свойствами обладает дыхательная гимнастика, поскольку она способствует психорегуляции дыхания.

Дыхание в свою очередь оказывает значительное влияние на психическую составляющую стрелка. Так, прерывистое дыхание указывает на волнение и тревогу, а ровное - на баланс и спокойствие. Соответственно, дыхательные упражнения способны откорректировать и улучшить психофизиологическое состояние сотрудника ОВД.

Нельзя не согласиться с мнением авторов, что сотрудник правоохранительных органов при несении должностных обязанностей в стрессовых ситуациях обязан научиться оперативно оценивать складывающуюся обстановку и принимать решение, управлять психическим состоянием [12].

Наукой установлено, что те или иные психические процессы протекают в зависимости от имеющихся установок и потребностей, которые выступают в роли детерминантов [13]. Последние перетекают в сознательные действия, которые могут быть осуществлены сотрудниками в процессе их служебной деятельности.

Как уже говорилось выше, одним из методов повышения эффективности психологической подготовки сотрудников ОВД является их психотехническая тренировка. Мы в свою очередь, хотели бы предложить использовать метод (тренировка) обучения сотрудника ОВД, с применением огнестрельного оружия при раздражающих внешних факторах в различных ситуационных моделях: в дневное и вечернее (ночное) время суток, при различном температурном режиме и климате, плохом и хорошем освещении, при эмоциональном воздействии на обучаемого, после физических нагрузок, в условиях внезапности или боевой готовности, при нахождении в известной или неизвестной местности. Моделирование разнообразных ситуационных моделей способствует укреплению психологической составляющей натренированности сотрудника ОВД.

Так, на базе Волгоградской академии МВД России в 2019 году проводилось исследование эффективности психотехнической подготовки для повышения результатов стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия. Обследовано 100 курсантов и слушателей 2-5 курсов, обучающихся по специальностям: «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», «Судебная экспертиза», форма обучения - очная. Возраст исследуемых составил 18-23 года, равное процентное соотношение полов. Курсанты и слушатели, принявшие участие в исследовании, до обучения в рамках дисциплины «Огневая подготовка» не имели опыта стрельбы из ручного стрелкового оружия. Проведение первоначальных контрольных стрельб для оценки уровня навыков до использования психотехнической подготовки показало следующие результаты (рисунок 1):

Рисунок 1. Результаты первоначальных контрольных стрельб с курсантами и слушателями (составлено авторами на основании исследования)

После чего на протяжении 3 месяцев с исследуемыми курсантами и слушателями во время практических занятий и консультаций проводилась апробация упражнений курса стрельб с использованием психотехнической тренировки, влияющих на психоэмоциональное состояние обучаемого, а именно - использование при выполнении светозвуковых помех,

101PDMN619

появление цели внезапно или в условиях ограниченной видимости, ограниченная зона поражения мишени и иные. По завершению периода при проведении контрольных стрельб были продемонстрированы следующие результаты (рисунок 2):

Рисунок 2. Результаты контрольных стрельб после периода использования психотехнической тренировки (составлено авторами на основании исследования)

В результате проведения исследований, авторами отмечены наиболее эффективные упражнения курса стрельб, способствующие улучшению психологической подготовленности сотрудников полиции, такие как:

1 упражнение 2а с использованием внезапно появляющейся цели;

2 упражнение 3 а с использованием ограниченной видимости;

3 упражнение 4а с использованием эмоционального воздействия на обучаемого;

4 упражнение 7а с использованием внезапно появляющейся цели при светозвуковых помехах.

В результате выполнения этих упражнений большинство курсантов и слушателей, принявших участие в исследовании, существенно улучшили свои результаты по сравнению с контрольными результатами первоначальных стрельб, что свидетельствует об их эффективности и целесообразности повсеместного внедрения данной практики в учебный процесс по дисциплине «Огневая подготовка».

Кроме того, полезно использовать методику психологической нагрузки, чтобы вызвать привыкание и снизить возможное последующее психологическое напряжение. Так, например, возможно заимствование методик других зарубежных стран, правоохранительные органы которых осуществляют подготовку собственных кадров, а именно, проводят тренировку по стрельбе с определенного расстояния, обычно в 6-7 метров по манекенам, на которые крепятся изображения самих сотрудников. Данное упражнение по силам не для каждого стрелка (с первого раза), поскольку головной мозг может воспринимать такую информацию как собственное убийство, однако после такой подготовки сотрудники готовы сделать выстрел без дальнейших психологических проблем.

Подготовка предполагает недопущение перехода от ощущений к эмоциям, поскольку последние стимулируют лишнюю мышечную активность, приводят к перегрузу мозговой деятельности, нарушению мыслительного процесса, «закупориванию» анализа ситуации, появлению других отрицательных реакций, а именно: шока, паники, туннельного видения (в других источниках - тоннельное зрение), стресса, затормаживания моторики. «В огневом противоборстве изменяются восприятие информации, механизм принятия решений, чувствительность к болевым ощущениям и т. д. Возникает «конвульсивная» хватка оружия. Подавляется деятельность левого полушария головного мозга, ответственного за абстрактно-логическое мышление. Человек становится не в состоянии логически оценить ситуацию и ее развитие, осознанно применить полученные в результате обучения навыки. Следовательно, единственным выходом в такой ситуации может быть применение моторных

https:// mir-nauki. com

(технологических) навыков без участия сознания. Выполняемый прием должен стать автоматической реакцией психики полицейского на изменение ситуации. Для этого изучаемый прием должен превратиться в двигательный навык. Установлено, что для превращения какого-либо действия в двигательный навык необходимо выполнить его 3000-5000 раз» [14].

Рассматривая моторику движений при принятии решения о выстреле, нередко можно столкнуться с таким явлением, как отказ моторных функций. Данное явление является одним из самых опасных для сотрудника полиции, так как, на наш взгляд в момент отказа моторных функций сотрудник полиции, не в состоянии принять правильное положение для производства выстрела, а также для производства физических или технических маневров. Тем самым можно пояснить, что в результате психологической неподготовленности сотрудник полиции не сможет эффективно применить оружие. Кроме того, искажается масштаб времени происходящего, поскольку ситуация превращается из обычной в экстремальную, переход от осознания случившегося, понимания дальнейших действия и разрешения ситуации ничтожно мал, что приводит к «феномену» временного искажения. Об этом в своих работах упоминали Дашко М.Н. и другие авторы.

Для закладывания основ и закрепления имеющейся психологической подготовки необходимо проводить соответствующие учебно-тренировочные мероприятия с обучаемыми образовательных организаций системы МВД России. При этом для решения данной проблемы необходимо использовать комплексный подход. По мнению авторов, целесообразно внести в тематический план дисциплины «Огневая подготовка» практическое занятие «Учебные стрельбы из пистолета в условиях сложной психофизической обстановки», а также рассмотреть возможность проведения данного вида занятий при осуществлении профессиональной подготовки в системе органов внутренних дел Российской Федерации. Стоит отметить, что практическое осуществление данных занятий в образовательных организациях и территориальных органах невозможно без внесения соответствующих изменений в приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», а именно внедрения комплекса упражнений, с использованием психотехнической тренировки. При этом, необходимо учитывать уровень подготовленности и особенностей организма сотрудников и увеличивать психофизическую нагрузку постепенно, приближая условия выполнения упражнений к наиболее возможным в действительности ситуациям применения огнестрельного оружия. Стоит отметить, что реализация этих предложений невозможна без использования качественных методик занятий, а также надлежащего профессионального уровня руководителей стрельб.

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаев Н.О. Психические свойства стрелка в процессе огневой подготовки сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Концепт. - 2016. -№ 02 (февраль). - ART 16029. - 0,5 п.л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16029.htm. - ISSN 2304-120X. С. 41-45.

2. Гусев Ю.М., Поздняков А.П. Актуальные проблемы огневой подготовки и спортивной тренировки // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2013.

№ 2. С. 57-60.

3. Карпушкин В.В. Некоторые аспекты психической подготовки стрелка, негативные рефлексы, их преодоление // Борьба с преступностью: теория и

101PDMN619

https:// mir-nauki. com

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

практика. Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел республики Беларусь». Могилев. - 2014. С. 278-280.

Борисов И.Ю., Груздева Е.А. Практическое применение метода стрельбы вхолостую (с использованием предохранителя) при обучении стрельбе из пистолета Макарова // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. - 2017. С. 254-257.

Жуматов К.Е. Мухлыгина Т.В. Актуальные проблемы преподавания огневой подготовки в ведомственных учебных заведениях МВД республики Казахстан // Актуальные проблемы и перспективы развития правовой системы Казахстана. Астана. 2018. С. 91-93.

Жуков В.М., Руденко И.В., Кривошеева О.Р. Ошибки и коррекция негативных психологических состояний сотрудников ОВД в период формирования навыков стрельбы из пистолета // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. № 3(66). С. 59-62.

Кузьмин С.С. Психологическая устойчивость, как фактор эффективности стрелка-спортсмена // Modern Science. - 2019. № 10-2. С. 320-325.

Полянин Н.А., Пинтяшин Е.В. Эмоционально-волевая готовность курсантов вузов ФСИН России к стрельбе из боевого оружия // Прикладная юридическая психология. - 2017. № 4. С. 49-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чабан А.В., Кузнецова З.М., Рябчук А.В. Стрелковая подготовка курсантов военных вузов на основе развития психических процессов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. Т. 12. № 2. С. 146-153.

Анашкин Ф.А. Методические приемы психологической подготовки стрелка-спортсмена органов безопасности // Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России межвузовский сборник научных трудов. Санкт-Петербург. - 2017. С. 10-14.

Струганов С.М. Методика проведения занятий по общей физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Струганов С.М. Иркутск: ВСИ МВД России. - 2015. 104 с.

Тихонович М.И. Психологическое восприятие стрельбы из огнестрельного оружия сотрудниками ГИБДД // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В В. Лукьянова. - 2017. № 1 (70). С. 136-138.

Фишер И.В., Фишер Т.А. Психоэмоциональное состояние женщин-сотрудников органов внутренних дел в процессе учебной стрельбы из табельного оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2018, № 3 (74). С. 68-72.

Попов А.А. Формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к применению огнестрельного оружия: педагогический аспект воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №

59-1. С. 287-290.

Romanov Egor Igorevich

Volgograd academy of the ministry of the interior of the Russian Federation, Volgograd, Russia

E-mail: moca888@yandex.ru

Nosatyy Roman Igorevich

Volgograd academy of the ministry of the interior of the Russian Federation, Volgograd, Russia

E-mail: lyna1@bk.ru

Korsakov Yuri Viktorovich

Volgograd academy of the ministry of the interior of the Russian Federation, Volgograd, Russia

E-mail: 79176458554@yandex.ru

Some aspects of psychological training of police officers with the use of psycho-technical training

Abstract. Due to the specifics of their professional activities, employees of the internal Affairs bodies often face extreme situations requiring specific actions in conditions of temporary shortage, which undoubtedly has a strong mental impact. Based on this, the ability to achieve the effectiveness of actions in the performance of official duties by police officers largely depends on the psychological training of the employee. The authors consider the problems of the psychological state of employees of internal Affairs bodies when using firearms, the peculiarities of the mental properties of officials, their psychological training and the formation of skills to reduce psychological tension. In addition, based on the analysis of the most common problems among the students of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, the authors propose a set of measures designed for educational organizations and authorized for the implementation of professional training units of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, aimed at forming an appropriate level of preparedness of police officers to use firearms in difficult conditions, including the presence of a psychotraumatic factor, namely, the situational situation, complicating the perception of reality and the subsequent assessment of the situation for the lawful use of firearms. The use of autogenic and ideomotor training is proposed as the main types of psychotechnical training. The use of ideomotor training allows you to develop the ability to clearly represent the individual elements of the shooting technique, and autogenic training helps to master the technique of auto-suggestion in order to prevent nervous tension. The work also noted the most effective exercises to improve the psychological preparedness of police officers to shoot a gun in the course of fire training for police officers.

Keywords: police officer; shooter; firearms; firearms training; psychological training; mental state; emotional state; stress

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.