Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ЗНАЧИМОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
конституционный суд / конституционный контроль / деятельность правоохранительных органов / constitutional court / constitutional control / activity of law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шуршалова Елена Сергеевна, Болотин Даниил Андреевич

В статье исследуется роль Конституционного суда в контроле за действиями правоохранительных органов. Авторы анализируют значимость данного органа в обеспечении соблюдения конституционных прав и свобод граждан при осуществлении правоохранительной деятельности. Рассматриваются основные функции Конституционного суда. Особое внимание уделяется контролю за действиями правоохранительных органов, поскольку эти органы имеют значительное влияние на права и свободы граждан. Авторы анализирует практику Конституционного суда в рассмотрении дел, связанных с деятельностью правоохранительных органов, и приводит примеры решений, которые имели важное значение для защиты прав граждан. Обсуждаются проблемы, с которыми сталкивается Конституционный суд при осуществлении контроля за действиями правоохранительных органов, и предлагаются возможные пути их решения. В заключении подчёркивается важность Конституционного суда в обеспечении соблюдения конституционных прав и свобод граждан при осуществлении правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шуршалова Елена Сергеевна, Болотин Даниил Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE CONSTITUTIONAL COURT IN THE EXERCISE OF CONSTITUTIONAL CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

The article examines the role of the Constitutional Court in monitoring the actions of law enforcement agencies. The authors analyze the importance of this body in ensuring compliance with the constitutional rights and freedoms of citizens in the implementation of law enforcement activities. The main functions of the Constitutional Court are considered. Particular attention is paid to monitoring the actions of law enforcement agencies, since these bodies have a significant impact on the rights and freedoms of citizens. The authors analyze the practice of the Constitutional Court in considering cases related to the activities of law enforcement agencies and give examples of decisions that were important for the protection of citizens' rights. The problems faced by the Constitutional Court in monitoring the actions of law enforcement agencies are discussed, and possible solutions are proposed. The conclusion emphasizes the importance of the Constitutional Court in ensuring respect for the constitutional rights and freedoms of citizens in the implementation of law enforcement activities.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»



ч

УДК 342

ЗНАЧИМОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

THE IMPORTANCE OF THE CONSTITUTIONAL COURT IN THE EXERCISE OF CONSTITUTIONAL CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

© Шуршалова Елена Сергеевна

Elena S. Shurshalova кандидат юридических наук, проректор по учебной и научной работе, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (г. Энгельс).

PhD (Law), Vice-rector for Academic and Scientific Work, Volga Region Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation (Engels).

И shurshalova_elen@mail.ru

© Болотин Даниил Андреевич

Daniil A. Bolotin

студент юридического факультета, Саратовский национальный исследова тельский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).

student of the Faculty of Law, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov).

И daniilbolotino2@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется роль Конституционного суда в контроле за действиями правоохранительных органов. Авторы анализируют значимость данного органа в обеспечении соблюдения конституционных прав и свобод граждан при осуществлении правоохранительной деятельности. Рассматриваются основные функции Конституционного суда. Особое внимание уделяется контролю за действиями правоохранительных орга -нов, поскольку эти органы имеют значительное влияние на права и свободы граждан. Авторы анализирует практику Конституционного суда в рассмотрении дел, связанных с деятельностью правоохранительных органов, и приводит примеры решений, которые имели важное значение для защиты прав граждан. Обсуждаются проблемы, с которыми сталкивается Конституционный суд при осуществлении контроля за действиями правоохранительных органов, и предлагаются возможные пути ихрешения. В заключении подчёркивается важность Конституционного суда в обеспечении соблюдения конституционных прав и свобод граждан при осуществлении правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: конституционный суд, конституционный контроль, деятельность правоохранительных органов.

Abstract The article examines the role of the Constitutional Court in monitoring the actions of law enforcement agencies. The authors analyze the importance of this body in ensuring compliance with the constitutional rights and freedoms of citizens in the implementation of law enforcement activities. The main functions of the Constitutional Court are considered. Particular attention is paid to monitoring the actions of law enforcement agencies, since these bodies have a significant impact on the rights and freedoms of citizens. The authors analyze the practice of the Constitutional Court in considering cases related to the activities of law enforcement agencies and give examples of decisions that were important for the protection of citizens' rights. The problems faced by the Constitutional Court in monitoring the actions of law enforcement agencies are discussed, and possible solutions are proposed. The conclusion emphasizes the importance of the Constitutional Court in ensuring respect for the constitutional rights and freedoms of citizens in the implementation of law enforcement activities.

Key words: constitutional court, constitutional control, activity of law enforcement agencies.

ВС

I

► современных условиях совершенствования и развития институтов правового государства, важнейшее значение имеет модернизация всех сфер общественной жизни в России [1, с. 53]. В этот период модернизационных перемен был сформирован Конституционный суд, как отдельный институт судебной власти. Одной из задач Конституционного суда РФ является осуществление конституционного контроля в Российской Федерации в целях обеспечения конституционного правопорядка в стране. Для этого Конституционный суд РФ рассматривает конституционные жалобы, проверяет соответствие законов и иных правовых актов Конституции РФ, даёт толкование норм Конституции и других законов.

Основные функции Конституционного суда:

1. Рассмотрение конституционных жалоб и обращений граждан, связанных с нарушением их конституционных прав и свобод.

2. Определение конституционности законов, нормативных актов и деятельности государственных органов.

3. Разрешение конституционных споров между различными органами государственной власти.

4. Контроль за выборами и референдумами, проводимыми в стране.

5. Дача заключений по вопросам, связанным с интерпретацией Конституции.

Конституционный суд состоит из определённого числа судей, назначаемых на должность Президентом или парламентом страны. Судьи Конституционного суда обладают высокой квалификацией и должны обладать специальными знаниями в области конституционного права.

Решения Конституционного суда являются окончательными и обязательными для исполнения всеми государственными органами и организациями. Если суд признаёт некоторые законы или нормативные акты неконституционными, они теряют свою юридическую силу.

Конституционный суд играет важную роль в обеспечении правового государства и защите конституционных прав и свобод граждан. Он способствует укреплению демократии и стабильности в стране, а также обеспечению справедливости и равенства перед законом. Ещё одной важной функцией Конституционного суда РФ является дача толкования норм Конституции и других законов. Такое толкование имеет обязательную силу для всех государственных органов, организаций и граждан [2].

Конституционный Суд РФ осуществляет нормативное и казуальное толкова-

ние Конституции РФ, а также функцию конституционного контроля (ст. 125 Конституции РФ). Конституционный контроль - это процесс проверки соответствия нормативных актов и действий органов государственной власти Конституции страны. Он осуществляется конституционными судами или специальными органами, которые имеют полномочия рассматривать конституционные жалобы и обращения граждан, а также проводить проверку конституционности законов и иных нормативных актов.

Конституционный контроль выполняет несколько функций:

1. Проверка конституционности законов и нормативных актов. Конституционный суд анализирует соответствие принятых нормативных актов Конституции и может признать их неконституционными, что означает их недействительность.

2. Разрешение конституционных споров. Конституционные суды рассматривают споры между органами государственной власти различных уровней, связанные с интерпретацией и применением Конституции.

3. Контроль за выборами и референдумами. Конституционные суды проверяют соблюдение законов и процедур при проведении выборов и референдумов, а также рассматривают жалобы на нарушения конституционных прав в ходе этих процессов.

4. Контроль за соответствием международных договоров и Конституции. Конституционные суды могут проводить проверку соответствия международных договоров, которые страна ратифицировала, и Конституции.

5. Нормативное толкование Конституции. Конституционные суды могут давать заключения и интерпретировать положения Конституции для разрешения правовых вопросов [3].

Конституционный контроль является важным механизмом защиты конституционных прав и свобод граждан, обеспечивает соблюдение принципов правового государства и гарантирует равенство перед законом. Он способствует стабильности и справедливости в обществе, а также укреплению демократических институтов.

В 2016 г. принято 21 постановление Конституционного Суда РФ, указывающее на необходимость осуществления дополнительного правового регулирования в порядке ст. 80 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Это послужит необходимым элементом укрепления конституционного правопорядка. Постановление Конституционного Суда РФ, указывающее на необходимость осуществления дополнительного правового регулирования, содержит следующие основные элементы:

1. Определение проблемы: В постановлении Суд может указать на конкретные проблемы или недостатки в существующем правовом регулировании, которые могут противоречить конституционным нормам или принципам.

2. Анализ законодательства: Суд проводит анализ действующих законов и иных нормативных актов, выявляя противоречия или несоответствия конституционным нормам.

3. Определение необходимости дополнительного правового регулирования. На основе проведённого анализа, Суд делает вывод о необходимости внесения изменений в существующее законодательство или принятия новых нормативных актов для более точного и полного регулирования конституционных норм и принципов.

4. Указание на порядок осуществления дополнительного правового регулирования: Суд указывает на порядок и способы, которыми органы государственной власти должны осуществить дополнительное правовое регулирование. Это может быть принятие новых законов, изменение существующих нормативных актов или иные меры.

5. Сроки выполнения указаний: В постановлении Суд может определить сроки, в течение которых органы государственной власти должны выполнить указания по дополнительному правовому регулированию.

Таким образом, постановление Конституционного Суда РФ, указывающее на необходимость осуществления дополнительного правового регулирования, представляет собой юридически обязательный акт, который направлен на обеспечение соответствия законодательства Конституции и полноты регулирования конституционных норм и принципов.

Конституционный суд является независимым органом, который осуществляет контроль за соблюдением конституционных норм и принципов в деятельности всех органов государственной власти, включая правоохранительные органы. Он проверяет законность и соответствие действий правоохранительных органов Конституции и законам.

Правоохранительные органы, в свою очередь, являются органами исполнительной власти, которые осуществляют функции по обеспечению правопорядка, защите общественной безопасности и борьбе с преступностью. К ним относятся полиция, прокуратура, судебные органы и другие специализированные организации.

Конституционный суд осуществляет контроль за действиями правоохранительных органов на основании статей Конституции, которые регулируют права и свободы граждан, принципы законности и обязательность исполнения законов, право на судебную защиту, неприкосновенность личности и право на обжалование в судебном порядке:

1. Статья 15 - гарантирует права и свободы человека и гражданина, включая защиту от произвола и неправомерных действий правоохранительных органов.

2. Статья 19- устанавливает принципы законности и обязательность исполнения за-

sisi®'

конов для всех органов государственной власти, включая правоохранительные органы.

3. Статья 21 - определяет, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод, в том числе в случае нарушений со стороны правоохранительных органов.

4. Статья 23 - гарантирует неприкосновенность личности и запрещает пытки, жестокое обращение и другие формы незаконного вмешательства в личную жизнь граждан со стороны правоохранительных органов.

5. Статья 24 - устанавливает, что каждый имеет право на обжалование в судебном порядке решений и действий, нарушающих его права и свободы, включая решения и действия правоохранительных органов.

Это лишь некоторые статьи Конституции, которые определяют полномочия и обязанности конституционного суда в отношении правоохранительных органов. В каждой конкретной ситуации конституционный суд может ссылаться на различные статьи, в зависимости от характера нарушений и обстоятельств дела.

Конституционный суд осуществляет контроль за действиями правоохранительных органов в следующих аспектах:

1. Законность действий. Суд проверяет, соответствуют ли действия правоохранительных органов Конституции и законам. Если обнаруживаются нарушения, суд может признать эти действия незаконными и принять соответствующие меры.

2. Соблюдение конституционных прав и свобод граждан. Конституционный суд защищает права и свободы граждан от произвола и неправомерных действий правоохранительных органов. Если суд признаёт, что права граждан были нарушены, он может отменить или изменить принятые правоохранительными органами решения.

3. Согласованность с конституционными принципами. Конституционный суд определяет, насколько действия правоохранительных органов соответствуют конституционным нормам и принципам. Он может указать на нарушения и предложить изменения в работе этих органов для обеспечения соблюдения конституционных гарантий прав и свобод граждан.

Конституционный суд рассматривает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод со стороны правоохранительных органов в соответствии с процедурой, установленной законом. Обычно жалоба подаётся через адвоката или лично гражданином. После получения жалобы, Конституционный суд проводит её проверку и принимает решение о допустимости жалобы. Если жалоба признана допустимой, то Конституционный суд проводит проверку наличия факта нарушения прав и свобод гражданина со стороны правоохранительных органов. Для этого Конституционный суд может запросить документы и материалы от правоохранительных органов, провести экспертизы, а также провести

слушания с участием всех заинтересованных сторон [4].

При выявлении нарушения, Конституционный суд принимает решение о восстановлении нарушенных прав и свобод гражданина. Это может включать приказ правоохранительным органам прекратить нарушение, возмещение ущерба, а также принятие мер по наказанию виновных лиц. Кроме того, Конституционный суд может назначить компенсацию за причинённый ущерб. Это может включать компенсацию за моральный вред, финансовые потери, упущенную выгоду и другие виды ущерба [5].

Конституционный суд рассматривает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод со стороны правоохранительных органов очень тщательно и в соответствии с законом. Решения Конституционного суда являются обязательными для исполнения и не могут быть обжалованы.

Конституционный суд РФ проверяет соответствие законов, регулирующих деятельность правоохранительных органов, Конституции РФ путём анализа их согласованности с принципами и нормами, установленными в Конституции РФ.

Для этого суд проводит комплексную экспертизу законов и нормативных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов. В ходе экспертизы Конституционный суд анализирует соответствие законов и нормативных актов следующим принципам и нормам Конституции РФ:

- принципы государственного устройства, гарантирующие права и свободы граждан, а также принципы разделения властей и независимости судебной власти;

- нормы Конституции, регулирующие права и свободы человека и гражданина, а также принципы равенства перед законом и запрета на произвольное ограничение прав и свобод;

- принципы правопорядка и обеспечения безопасности граждан, а также нормы, регулирующие деятельность правоохранительных органов [6].

При обнаружении несоответствия законов и нормативных актов Конституции РФ, Конституционный суд принимает решение о их неконституционности и направляет соответствующие рекомендации органам власти для приведения законодательства в соответствие с Конституцией РФ.

Конституционный суд РФ может принять решение о признании незаконных действий правоохранительных органов, если такие действия нарушают права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ и законами, или противоречат принципам правопорядка и обе-

спечения безопасности граждан. Для этого Конституционный суд проводит проверку конкретного случая на соответствие законодательства Конституции РФ. В ходе проверки Конституционный суд анализирует фактические обстоятельства дела, а также действия правоохранительных органов, которые могут быть признаны незаконными [7].

Если Конституционный суд приходит к выводу о нарушении прав и свобод граждан или принципов правопорядка и обеспечения безопасности граждан, он может принять решение о признании незаконных действий правоохранительных органов и направить соответствующие рекомендации органам власти для устранения нарушений и приведения законодательства в соответствие с Конституцией РФ.

Таким образом, Конституционный суд РФ имеет право на признание незаконных действий правоохранительных органов и принимает соответствующие меры для защиты прав и свобод граждан.

В заключение можно сделать вывод о том, что Конституционный суд играет важную роль в осуществлении конституционного контроля деятельности правоохранительных органов. Он является высшим органом конституционной юстиции и имеет компетенцию рассматривать дела, связанные с нарушением конституционных прав и свобод граждан.

Основная значимость Конституционного суда заключается в следующем:

1. Защита прав и свобод граждан: Конституционный суд обеспечивает защиту прав и свобод граждан от неправомерных действий правоохранительных органов. Он рассматривает жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и принимает меры по восстановлению этих прав.

2. Предотвращение произвола: Конституционный суд контролирует действия правоохранительных органов и предотвращает произвол и неправомерные действия. Он проверяет соответствие действий правоохранительных органов Конституции и законам, что способствует соблюдению принципов законности и обязательности исполнения законов.

3. Укрепление верховенства Конституции: Конституционный суд способствует укреплению верховенства Конституции, так как его решения являются обязательными для всех органов государственной власти и должны исполняться. Он выносит решения об отмене или признании недействительными действий правоохранительных органов, что способствует соблюдению принципов конституционности и законности.

4. Развитие правовой системы: Конституционный суд может предложить изменения в законодательство для предотвращения нарушений прав и свобод граждан со стороны правоохранительных органов. Таким образом, он способствует развитию правовой системы и улучшению законодательства.

5. Развитие гражданского общества. Решения Конституционного суда способствуют реализации института справедливости в обществе и развитию гражданского общества, его участия в осуществлении общественного контроля за государственными учреждениями, в том числе и правоохранительными органами [8].

В целом, Конституционный суд играет важную роль в обеспечении конституционного

sisi®'

контроля деятельности правоохранительных органов и защите прав и свобод граждан. Его решения имеют обязательную силу и способствуют соблюдению принципов законности, справедливости, обеспечению правопорядка и предотвращению произвола.

Материалы поступили в редакцию 22.09.2023 г.

Библиографический список (References)

1. Вестов, Ф. А. Правовое государство как критерий модернизации России / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст. - Текст : непосредственный // Правовая культура. - 2013. - № 1 (14). - С. 052057. - ISSN 1992-5867.

2. Безруков, А. В. Формирование и функционирование конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка органами публичной власти в России : моногр. - М., 2019. - Текст : непосредственный.

3. Безруков, А. В. Реализация конституционного принципа разделения властей как условие обеспечения правопорядка / А. В. Безруков. -Текст : непосредственный // Государство и право. - 2019. - № 6. - С. 12-19.

4. Безруков, А. В. Конструкция конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка в России / А. В. Безруков. - Текст : непосредственный // Российское право: образование, практика, наука. - 2017. - № 1. - С. 55-64.

5. Право : учебник и практикум / под ред. С. Г. Киселева. - М., 2017. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - 413 с. - Текст : непосредственный.

6. Бондарь, Н. С. Пробелы в конституционно-правовом механизме реализации прав и свобод (практика Конституционного Суда Российской Федерации по их преодолению) / Н. С. Бондарь, Я. К. Чепенко. - Текст : непосредственный // Журнал конституционного правосудия. - 2019. - № 4. - С. 8-16.

7. Лебедев, В. А. Роль органов законодательной власти в обеспечении правопорядка в Российской Федерации / В. А. Лебедев. - Текст : непосредственный // Проблемы права. - 2019.

- № 1. - С. 9-14.

8. Вестов, Ф. А. Взаимодействие правового государства, гражданского общества и личности в достижении справедливого устройства в России / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст. - Текст : непосредственный // Основы экономики, управления и права. - 2021. - № 3 (28). - С. 23-26.

- ISSN 2949-0669.

1. Vestov, F. A., Fast, O. F. (2013). Pravovoe gosudarstvo kak kriterij modernizacii Rossii [The rule of law as a criterion of modernization of Russia]. Pravovaja kul'tura. No. 1 (14). P. 052-057. ISSN 1992-5867.

2. Bezrukov, A. V. (2019). Formirovanie i funkcionirovanie konstitucionno-pravovogo mehanizma obespechenija pravoporjadka organami publichnoj vlasti v Rossii : monogr. [Formation and functioning of the constitutional and legal mechanism for ensuring law and order by public authorities in Russia]. Moscow.

3. Bezrukov, A. V. (2019). Realizacija konstitucionnogo principa razdelenija vlastej kak uslovie obespechenija pravoporjadka [Implementation of the constitutional principle of separation of powers as a condition for ensuring law and order]. Gosudarstvo ipravo. No. 6. P. 12-19.

4. Bezrukov, A. V. (2017). Konstrukcija konstitucionno-pravovogo mehanizma obespechenija pravoporjadka v Rossii [The construction of the constitutional and legal mechanism for ensuring law and order in Russia]. Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. No. 1. P. 55-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. (2017). Pravo : uchebnik ipraktikum /pod red.

5. G. Kiseleva [Law : textbook and workshop. Edited by S. G. Kiselyov]. Moscow. 413 p.

6. Bondar', N. S., Chepenko, Ja. K. (2019). Probely v konstitucionno-pravovom mehanizme realizacii prav i svobod (praktika Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii po ih preodoleniju) [Gaps in the constitutional and legal mechanism for the realization of rights and freedoms (the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation on overcoming them)]. Zhurnal konstitucionnogo pravosudija. No. 4. P. 8-16.

7. Lebedev, V. A. (2019). Rol' organov zakonodatel'noj vlasti v obespecheniipravoporjadka v Rossijskoj Federacii [The role of legislative authorities in ensuring law and order in the Russian Federation]. Problemyprava. No. 1. P. 9-14.

8. Vestov, F. A., Fast, O. F. (2021). Vzaimodejstvie pravovogo gosudarstva, grazhdanskogo obshhestva i lichnosti v dostizhenii spravedlivogo ustrojstva v Rossii [Interaction of the rule of law, civil society and the individual in achieving a just order in Russia]. Osnovy jekonomiki, upravlenija iprava. No. 3 (28). P. 23-26. ISSN 2949-0669.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.