JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 342.61
https: //doi. org/10.24412/2073-0454-2022-5-227-230 NIION: 2003-0059-5/22-449 MOSURED: 77/27-003-2022-05-648
Роль правоохранительных органов в защите конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации
Илья Сергеевич Седой
Межмуниципальное управление МВД России «Люберецкое», Люберцы, Россия
Аннотация. Реальную защиту прав и свобод человека и гражданина обеспечивает не только Конституция Российской Федерации, но и органы государственной власти, правоохранительные органы, которые действуют в пределах своих полномочий и на основе высшей юридической силы норм Основного закона государства, обязательности их правореализации. В этом смысле роль правоохранительных органов Российской Федерации, по мнению автора статьи, состоит в реализации, охране и защите прав и свобод человека и гражданина. В статье автор задается вопросами: могут ли правоохранительные органы российского государства гарантировать полное исключение посягательств на права и свободы человека и гражданина, полноту объема соблюдения конституционных прав и свобод граждан?
Ключевые слова: правоохранительные органы, Конституция, права и свободы человека, охрана и защита прав и свобод, гарантии прав, суд, государство
Для цитирования: Седой И. С. Роль правоохранительных органов в защите конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N° 5. С. 227-230. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-227-230.
Original article
The role of law enforcement agencies in protecting constitutional human rights
and freedoms in the Russian Federation
Ilya S. Sedoy
Intermunicipal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Lyubertsy», Lyubertsy, Russia
Abstract. The real protection of human and civil rights and freedoms is provided not only by the Constitution of the Russian Federation, but also by state authorities, law enforcement agencies that operate within their powers and on the basis of the highest legal force of the norms of the Basic Law of the state, the obligation to implement them. In this sense, the role of law enforcement agencies of the Russian Federation, according to the author of the article, consists in the implementation, protection and protection of human rights and freedoms and citizens is essential. In the article, the author asks the questions: can the law enforcement agencies of the Russian state guarantee the complete exclusion of encroachments on the rights and freedoms of man and citizen, the completeness of compliance with constitutional rights and freedoms of citizens?
Keywords: law enforcement agencies, Constitution, human rights and freedoms, protection and protection of rights and freedoms, guarantees of rights, court, state
For citation: Sedoy I. S. The role of law enforcement agencies in protecting constitutional human rights and freedoms in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):227-230. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-227-230.
Правоохранительные органы призваны всесторонне обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина теми субъектами правовых отношений, которые их нарушают или намереваются нарушить. Безусловных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина не бывает. Вообще, юридические гарантии, в том числе конституционные, представляют собой такие правовые условия и средства, которые позволяют на государственном уровне обеспечить должный объем реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина [9], с участием правоохранительных органов.
© Седой И. С., 2022
Например, Т. Г. Иванцова пишет, что «Конституция России 1993 г. устанавливает реальную защиту прав и свобод граждан» [4]. С этим утверждением сложно в полной мере согласиться, поскольку, по мнению диссертанта, конституционные (учредительные) нормы закрепляют такие правовые условия, которые является стандартом для других отраслей права — гражданского, уголовного, административного и др., что позволяет формировать устойчивую и стабильную систему законодательства. Конституция РФ закрепляет юридические условия, установления, гарантии, которые признаны приводить в ра-
№ 5/2022
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
227
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ботоспособное состояние органы государственной власти, институты политической системы общества, используя возможности правоохранительных органов, суда, прокуратуры и т. д.
Поэтому, на наш взгляд, реальную защиту прав и свобод человека и гражданина обеспечивает не Конституция РФ, а органы государственной власти, правоохранительные органы, которые действуют в пределах своих полномочий и на основе высшей юридической силы норм основного закона государства, обязательности их правореализации. Здесь необходимо отметить, что разъяснение представителями правоохранительных органов прав, обязанностей и ответственности не должно носить фактический характер, как это часто происходит на практике, когда подпись лица — подозреваемого, обвиняемого и др. в процессуальном документе означает, что ему разъяснены его права и законные интересы.
В теоретическом плане и в разрезе конституционно-правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина разъяснение прав, во-первых, является основным элементом правовой интерпретации, толкования права, во-вторых, разъяснение прав должно иметь продолжение на уровне уяснения конституционных и иных прав, которое также является основным элементом интерпретации права, в-третьих, если придерживаться юридической логики при использовании положений ст. 11 УПК РФ, то получается, что должностные лица правоохранительных органов обязаны разъяснить права; уяснение же прав — это работа других субъектов, таких как адвокаты, без обязательного участия которых невозможно проведение следственных действий с участием подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
На вопрос, содержатся ли аналогичные положения в гражданско-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве в части охраны прав и свобод человека и гражданина, следует ответить отрицательно. Если, по мнению ряда ученых, суды включаются в систему правоохранительных органов [7, с. 32], то в части выделения в законе самостоятельных категорий охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина правоохранительными органами, следует обеспечить законодательное единство их использования, поскольку в соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. А поскольку охрана прав потерпевших от злоупотребления властью нельзя рассматривать исключительно в плоскости уголовного и уголовно-процессуального законодательства, следует обеспе-
чить законодательное единство и системную взаимосвязанность норм административного, гражданского и арбитражно-процессуального законодательства в части закрепления роли и обязанностей правоохранительных органов по охране прав и свобод человека и гражданина [3, с. 6].
Реальную защиту прав и свобод человека и гражданина обеспечивает не только Конституция РФ, но и органы государственной власти, правоохранительные органы, которые действуют в пределах своих полномочий и на основе высшей юридической силы норм Основного закона государства, обязательности их правореализации. В этом смысле роль правоохранительных органов Российской Федерации, по мнению автора статьи, состоит в реализации, охране и защите прав и свобод человека и гражданина является существенной.
Рассмотрим подробнее роль Конституции РФ в структуре системы законодательного регулирования организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционная реформа затронула судебную систему Российской Федерации. Исходя из положений ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, арбитражное судопроизводство включено в общую конституционную конструкцию о судебной власти в нашей стране. Включение арбитражного судопроизводства в конструкцию положения ст. 118 Конституции РФ свидетельствует о высокой роли арбитражных судов в области защиты прав субъектов экономической деятельности, а это, прежде всего, органы публичной власти, призванные действовать в единстве.
Возникает вопрос: почему конституционные / уставные суды не были включены в конструкцию ч. 3 ст. 118 Конституции РФ? Если посмотреть законодательство субъектов РФ, регулирующее организацию и деятельность таких судов, то можно констатировать, что конституционные / уставные суды, во-первых, осуществляют судебный контроль, во-вторых, что примечательно в рамках настоящего исследования, действуют в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. По крайней мере, такой подход мы обнаруживаем при анализе Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан». Если придерживаться этой логики, то следует опираться на авторитетов отечественной юридической науки, которые отмечают, что правоохранительная функция — деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества [5, с. 25]. А федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации именно обеспечивают гарантии защиты основных прав и свобод человека и граж-
jjÉiSk.
-^pr-
JURISPRUDENCE
JJIÉL..
данина. Следовательно, суды отчасти реализуют и правоохранительную функцию государства, являясь при этом самостоятельной и независимой ветвью в системе разделения властей.
Вместе с тем, чтобы ответить на поставленный нами вопрос следует обратиться к одному из заседаний рабочей группы по внесению поправок в Конституцию РФ, на котором член рабочей группы — Е. Б. Султанов отметил: «если их не включили в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, то меня не устраивает ответ, что это будет решено субъектами Федерации» [6].
Очевидно, что Е. Б. Султанов связывает невключение конституционных / уставных судов в редакцию ч. 3 ст. 118 Конституции РФ с рисками упразднения таких судов, поскольку если они не нашли свое отражение в норме конституции страны, значит может измениться и редакция норм федерального конституционного закона о судебной системе РФ. К тому же такие суды, по мнению Президента РФ, не демонстрируют бурную деятельность. Вместе с тем, на наш взгляд, конституционные / уставные суды являются важнейшим элементом судебной системы и соблюдения конституционной законности и конституционного правопорядка, поэтому занижение их роли не способствует развитию правового и демократического государства в России.
Другой аспект, который заслуживает особого внимания, затрагивает корректировку деятельности судов в части иерархической расстановки сил, решающий вопрос о коллизиях между Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ высший орган конституционной юстиции по жалобам граждан проверяет конституционность нормативных правовых актов, указанных в п. «а» и «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, в случаях, когда закон примени в конкретном деле и когда заявителями были исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты. Такой подход в рамках конституционной реформы судебной системы, во-первых, обозначает ведущую роль Конституционного Суда РФ по отношению к другим судам, делая высший орган конституционной юстиции своего рода высшей и «окончательной» судебной инстанцией, во-вторых, создаются риски перегрузки Конституционного Суда РФ в деле защиты прав и свобод человека, основ конституционного строя и по другим вопросам его компетенции, что автоматически влечет необходимость продолжения создания в субъектах РФ конституционных / уставных судов, которые по некоторым данным, однако требующим проверки, созданы только в 14 субъектах РФ из 85.
Что касается прокуратуры, то конституционные реформы коснулись и этого важного органа государственной власти. В частности, если до проведения конституционной реформы в ч. 1 ст. 129 Конституции РФ закреплялось, что компетенция и организационно-функциональные вопросы регулируются федеральным законом, то в современной редакции этой нормы конституции дается определение понятию прокуратуры, которое является более объемным по сравнению с тем, которое закреплено в федеральном законе о прокуратуре. Что это дает для практики деятельности органов прокуратуры или для вопроса о реформировании надзорных ведомств в аспекте осуществления правоохранительной функции государства или вообще для теории конституционного права, правоохранительной деятельности, иных отраслей российского права?
Представляется, что, во-первых, если конституционные положения, в дефинитивном смысле, определяют прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему органов государственной власти с указанными основными полномочиями, то при сопоставительном анализе редакции ч. 1 ст. 129 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» [8] выявляется следующее. В указанной норме закона о прокуратуре, прокуратура — это такая централизованная система органов власти, которая действует от имени РФ, т. е. от имени государства.
С этой позиции нормы Конституции России, по словам Н. С. Бондаря, наполненные конституционно-значимой энергией [1], не сужают, а наоборот расширяют роль и место прокуратуры в общем государственном механизме охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку в конституционной интерпретации учредительных положений Основного закона прокуратура стоит на страже основных ценностей государства и общества — прав и свобод человека и гражданина, и хотя по закону о прокуратуре она действует от имени государства, все же в новой редакции ч. 1 ст. 129 Конституции РФ выявляется социальная направленность деятельности органов прокуратуры, поскольку охраняя и защищая интересы неопределенного круга лиц, прокуратура именно обеспечивает охрану и защиту прав, свобод и законных интересов граждан, следовательно, действует не только от имени государства, но и в интересах людей, населения, граждан.
Это означает, что в конституционно-правовой науке и иных смежных с ней отраслях права выявляется самостоятельный наукометрический аспект
№ 5 / 2022 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 229
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
социальной направленности деятельности российской прокуратуры, имеющий исследовательский теоретический и практический потенциал. Таким образом, условия конституционной реформы прокуратуры как органа власти, осуществляющего правоохранительную функцию государства, позволяют сделать вывод о расширении объема функциональности надзорных ведомств исходя из их социальной значимости и в аспекте социальной направленности прокуратуры, что стало возможным только в условиях внесения поправок в Конституцию РФ [2, с. 3].
Список источников
1. Бондарь Н. С. Буква и дух российской Конституции: 20-летний опыт гармонизации в свете конституционного правосудия // Журнал российского права. 2013. № 11. С. 11.
2. Василенко А. С. Медиация и другие программы восстановительного правосудия в уголовном процессе стран англосаксонского права: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
3. Егорышев С. В. Органы внутренних дел как социальная организация: проблемы их реформирования и повышения эффективности деятельности: автореф. дисс. ... докт. соц. наук. Уфа, 1998.
4. Иванцова Т. Г. Роль правоохранительных органов по соблюдению и защите прав человека в России (история и современность) // Таврический научный обозреватель. 2016 // URL://https://cyberlenmka.m/artide/n/rol-pravoohra-nitelnyh-organov-po-soblyudeniyu-i-zaschite-prav-cheloveka-v-rossii-istoriya-i-sovremennost.
5. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М. : Юристъ, 2004.
6. Обзор заседания рабочей группы по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации // URL:// https://www.business-gazeta.ru/news/459198.
7. Правоохранительные органы: учебник и практикум для вузов / М. П. Поляков [и др.]; под общ. ред. М. П. Полякова. М. : Юрайт, 2020.
8. Федеральный закон № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
9. Шайхуллин М. С. К вопросу о конституционных гарантиях местного самоуправления в России. В сб.: Та-тищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: мат. XIII междунар. науч.-практ. конф. В 5 т. 2016. С. 130-133.
References
1. Bondar N. S. Letter and spirit of the Russian Constitution: 20-year experience of harmonization in the light of constitutional justice // Journal of Russian Law. 2013. No. 11. Р. 11.
2. Vasilenko A. S. Mediation and other restorative justice programs in the criminal process of the countries of Anglo-Saxon law: abstract. diss. ... cand. jurid. sciences. M., 2013.
3. Egoryshev S. V. Internal affairs bodies as a social organization: problems of their reform and improvement of efficiency of activity: abstract. diss. ... Doctor of Social Sciences. Ufa, 1998.
4. Ivantsova T. G. The role of law enforcement agencies in the observance and protection of human rights in Russia (history and modernity) // Tauride Scientific Observer. 2016 // URL://https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pravoohranitelnyh-organov-po-soblyudeniyu-i-zaschite-prav-cheloveka-v-rossii-istoriya-i- sovrem enno st.
5. Matuzov N. I., Malko A.V. Theory of State and law: textbook. M. : Jurist, 2004.
6. Review of the meeting of the working group on amendments to the Constitution of the Russian Federation // URL:// https://www.business-gazeta.ru/news/459198.
7. Law enforcement agencies: textbook and workshop for universities / M. P. Polyakov [et al.]; under the general editorship of M. P. Polyakov. M. : Yurayt, 2020.
8. Federal Law No. 2202-1 «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» (ed. Federal Law No. 168-FZ of November 17, 1995) // SZ RF. 1995. No. 47. St. 4472.
9. Shaikhullin M. S. On the constitutional guarantees of local self-government in Russia. In the collection: Tatishchev readings: actual problems of science and practice: mat. XIII International Scientific and Practical conference. In 5 vol. 2016. Р. 130-133.
Информация об авторе
И. С. Седой — начальник отделения по борьбе с имущественными преступлениями Межмуниципального управления МВД России «Люберецкое».
Information about the author
I. S. Sedoy — Head of the Department for Combating Property Crimes of the Intermunicipal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Lyubertsy».
Статья поступила в редакцию 30.05.2022; одобрена после рецензирования 11.07.2022; принята к публикации 30.08.2022. The article was submitted 30.05.2022; approved after reviewing 11.07.2022; accepted for publication 30.08.2022.