УДК 342.61 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10452
ББК 67.400.6 © И.С. Седой, 2020
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
Илья Сергеевич Седой, начальник отделения по борьбе с имущественными преступлениями ОУР МУ МВД России «Люберецкое»
(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: [email protected]
Аннотация. Правоохранительные органы представляют собой самостоятельную, обособленную часть механизма государственной власти, состоящую из государственных служащих и должностных лиц, имеющую свою иерархию и структуру, наделенную властными полномочиями по защите прав и свобод человека и гражданина. Анализируя современное взаимодействие правоохранительных органов с институтами гражданского общества, автор статьи делает вывод о том, что фундаментом такого взаимодействия является конституционно-правовая основа статуса системы правоохранительных органов, а также реализуемые ими полномочия по охране и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Ключевые слова: правоохранительные органы, демократическое государство, правоохрана, гражданское общество, конституция, права человека, закон.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN A DEMOCRATIC STATE GOVERNED BY THE RULE OF LAW
Ilya S. Sedoy, Head of the Department for Combating Property Crimes of the Ministry of Internal Affairs of Russia "Lyuberetskoye"
(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: [email protected]
Abstract. Law enforcement agencies are an independent, separate part of the mechanism of state power, consisting of public servants and officials, having its own hierarchy and structure, endowed with power to protect the rights and freedoms of a person and citizen. Analyzing the modern interaction of law enforcement agencies with civil society institutions, the author of the article concludes that the foundation of such interaction is the constitutional and legal basis for the status of the law enforcement system, as well as the powers exercised by them to protect and protect the rights and freedoms of a person and citizen in the Russian Federation.
Keywords: law enforcement agencies, democratic state, law enforcement, civil society, constitution, human rights, law.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Седой И.С. Конституционно-правовое регулирование деятельности правоохранительных органов в демократическом правовом государстве. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):58-61.
Первоосновой государственного устройства Российской Федерации, закрепленной Конституцией 1993 г., являются народовластие и верховенство права. Демократия заключается в формировании власти большинством граждан при обязательном учете и соблюдении прав меньшинства [7, с. 38].
Особым видом государства является государство правовое, неотъемлемой частью которого является де-
ятельность правоохранительных органов, направленная на защиту прав и свобод граждан.
По мнению некоторых исследователей, в современной юридической науке проблемам конституционно-правового регулирования деятельности правоохранительных органов в демократическом правовом государстве, а также проблемам механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и граж-
данина уделяется значительное внимание [5, с. 12].
Реализация концептуально провозглашенного принципа построения правового государства, укрепление демократических основ, развитие институтов гражданского общества в стране, обладающей колоссальными ресурсными богатствами, выступающими основой жизни и деятельности народов, невозможно без эффективной работы системы правоохранительных органов и широкого вовлечение граждан к осуществлению власти.
Необходимо понимать, что представительная демократия не должна переходить во «власть органов», во «власть чиновников», преследующих собственные цели и фактически не отвечающие перед избирателями за принятые решения и их последствия. Несмотря на конституционное провозглашение права народа на осуществление власти, в реальности институт выборов, как основная форма непосредственной демократии, имеет ряд проблем [9, с. 87].
Следует отметить, что в аспекте исследования роли и места правоохранительных органов в системе решения задач государства имеет высокое теоретическое значение вопрос о правильном или ложном правопонимании, конституционном правопонима-нии осуществления профессиональных компетенций должностными лицами исследуемых органов. Этот вопрос имеет существенное значение, поскольку исключение ложного правопонимания при осуществлении профессиональных функции дает возможность правильно ориентировать правоохранительные органы на выполнение задач, поставленных перед ними государством [1]. Любые указания вышестоящих органов, данные сотрудникам правоохранительных ведомств — приказы и прочее не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а установление единства и системной взаимосвязанности учредительных положений и норм текущего законодательства является одной из важнейших задач формирования конституционно-правового механизма организации и деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации [7, с. 38].
По данным Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Российской Федерации за 2019 год «умеренная эффективность» работы подразделений органов внутренних дел, занимающихся вопросами противодействия преступлениям, совершаемым в сфере экономики наблюдается в части проведения непосредственной работы по противодействию легализации преступных доходов. Дело в том, что значительная часть преступных доходов, получаемых в России, легализуется в зарубежных странах, а вывод финансовых активов происходит посредством использования сложных схем, с использованием информационных средств коммуникации [4, п. 9]. К такой преступной деятельности
привлекаются лица, профессионально занимающиеся выводом финансовых средств из одной страны в другую. Нерегулярная отработка лиц — заказчиков криминальных услуг по незаконному отмыванию финансовых средств1 еще является проблемой, требующей эффективных мер по ее разрешению. Это и многое другое обусловливает одну из передовых ролей органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности общества и государства от преступных проявлений внутреннего и внешнего характеров. При этом следует согласиться с Р.Е. Лабоцкой в том, что в плане воздействия государства в экономические процессы, необходим баланс государственных прав и интересов субъектов экономической деятельности, с целью недопущения избыточного, непропорционального вмешательства правоохранительных органов в дела индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, поскольку такое вмешательство может стимулировать коррупционные проявления2. Вместе с тем принимая во внимание положения статьи 8 Конституции Российской Федерации, роль правоохранительных органов в обеспечении экономической функции государства состоит в том, что при всех гарантиях свободы перемещения финансовых средств, товаров и услуг, исследуемые органы в оперативном режиме защищали различные формы собственности.
Именно принцип оперативности вмешательства правоохранительных органов в незаконную деятельность организаций — субъектов экономической деятельности на стадии приготовления к преступлению способствует сохранению имущества, принадлежащего государству, органам местного самоуправления, юридическим лицам и гражданам. Р.Е. Жихорева отмечает, что существенной особенностью развития организационно-правовых форм защиты предпринимательства на современном этапе является повышение роли общественных форм защиты — Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных в субъектах федерации, советов предпринимателей, общественных организаций по защите прав предпри-нимателей3.
Не оспаривая важность участия общественности и институтов гражданского общества в деле обеспечения экономической функции государства, способствования разрешению споров экономической направленности, следует ответить, что институт уполномоченно-
1 Оценка российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения международными экспертами ФАТФ // Материалы ГУЭП и ПК МВД России.
2 Лабоцкая Р.Е. Указанная работа.
3 Жихорева Р.Е. Реализация правоохранительной функции государства в сфере экономики: автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2017. С. 9.
го по защите прав предпринимателей еще не доказал свою эффективность, поскольку активность данного института выражается, прежде всего, в консультационно-вспомогательных действиях, даче заключений, подаче исков — реже, чаще вступление в дело в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования (ст. 53.1 АПК РФ), проведении научно-консультативных мероприятий, семинаров, конференций, кругах столов и проч. У таких омбудсменских институтов, быть может за исключением финансового уполномоченного, недостаточно реальных юридических инструментов для разрешения споров. Можно сколько угодно принимать обращения от субъектов экономической деятельности и давать экспертные заключения по возникшим спорам, но так и не добиться эффективной защиты субъектов экономической деятельности [6, с. 101].
Немецкий судья Пауль Тидеманн в своей статье «Принцип Rechtsstaat в Германии» выделяет шесть принципов формального правового государства:
1) механизмы ограничения власти,
2) особые формальные условия для законов,
3) принцип законности государственного управления и правосудия,
4) принцип установленных в законном порядке оговорок,
5) принцип ответственности государства,
6) независимая судебная власть [2, с. 18].
Концепции Rechtsstaat и верховенства права отличаются по следующим пунктам: а) в рамках доктрины верховенства права право не может быть сведено к системе, контролируемой только лишь конституционным судом; б) сторонники доктрины верховенства права не считают, что права гражданину предоставляются государством. Согласно доктрине правового государства, права людям дарованы государством; в) доктрина верховенства права ставит право выше власти государства, которое обязано своим существованием людям. Она ставит неотъемлемые права граждан выше полномочий государства; г) концепция верховенства права активно ограничивает полномочия государства, не полагаясь на то, что то само себя ограничит [3, с. 731].
Условия современного мира требуют конструктивного взаимодействия общества и государства. И в этом взаимодействии большую роль играет право и система эффективно работающих правоохранительных органов. Развитие подобного сотрудничества служит залогом прогресса общества, так как гражданское общество и государство в лице правоохранительных органов нуждаются друг в друге, они взаимно дополняются и несут равные потери от нарушения связей между ними [9]. Ввиду чего, можно считать правовое государство следствием эффективной деятельности правоохранительных органов, развития их взаимодей-
ствия с институтами гражданского общества в правовом демократическом государстве и, одновременно, предпосылкой его дальнейшего совершенствования.
В современной России взаимодействию правоохранительных органов с институтами гражданского общества обращается отдельное внимание, определяются пути развития и совершенствования, раскрываются проблемные аспекты и определяются пути их решения. При МВД РФ действует Общественный совет, который образуется в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан, органов государственной власти, общественных объединений и организаций, также он решает наиболее важные вопросы деятельности МВД РФ, в том числе, полиции1. Для обеспечения информационной связи общества с МВД и его органами, а также для осуществления политики общественного контроля создано Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации. Следственный комитет РФ также имеет Общественный совет, который создается в целях привлечения представителей общественных объединений и организаций к разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения уголовного законодательства РФ, претворения в жизнь принципа гласности и открытости деятельности. При ФССП РФ действует Общественный совет, который не только содействует данному органу в осуществлении его функций по защите прав и свобод граждан, прав общественных объединений, но и осуществляет общественный контроль над ним2.
Анализируя современное взаимодействие правоохранительных органов с институтами гражданского общества, мы должны понимать, что оно отнюдь не является изобретением сегодняшнего дня, а складывалось постепенно на основе отечественного опыта. В истории России существовали различные формы осуществления данного взаимодействия: добровольные народные дружины, органы народного контроля, общественные советы и т.д.
Например, первые добровольные дружины, возникшие еще в период царской власти конца XIX века, появились по инициативе государства, поскольку оно было заинтересовано в привлечении общества к решению задач охраны правопорядка. За 20 лет существования, их численность возросла с 20 тыс. до 80 тыс. человек, что свидетельствует о том, что они действительно нужны для общества.
Правоохранительные органы — самостоятельная, обособленная часть механизма государственной
1 См.: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3 «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2020).
2 См.: Приказ министра МВД РФ от 16 июня 2011 г. № 683 «Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.09.2020).
власти, состоящая из государственных служащих и должностных лиц, имеющая свою иерархию и структуру, наделенная властными полномочиями по защите прав и свобод человека и гражданина. Например, В.М. Фокин верно отмечает, что данный термин является собирательным, т. е. органы рассматриваются в системе, в которую входят судебные органы, прокуратура, органы безопасности, фискальные органы, органы юстиции, внутренних дел, омбудсмены и т.д. [8, с. 5].
Правоохранительные органы защищают права и свободы человека и гражданина, но не исключено, что они могут их и нарушить для защиты своей репутации, для сохранения статистики и других подобных целей. Поэтому, для предотвращения противозаконных действий данных органов, усиления эффективности их работы, установления законности и справедливости необходимо взаимодействие данных органов с населением, через институты гражданского общества, которые будут их контролировать, поддерживать, способствовать в их деятельности.
Прокуратура Российской Федерации является одним из главных правоохранительных органов, наделенных полномочиями по защите прав и свобод человека и гражданина. Между тем, органы прокуратуры, хотя и являются государственными органами, не могут без взаимодействия с институтами гражданского общества должным образом обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. Возникает вопрос, в каких формах может проявляться это взаимодействие? В сложном процессе укрепления российской государственности прокуратуре отводится особая роль [10, с. 66].
Уяснение места и роли прокуратуры в государственно-правовой системе России принципиально для определения ее сущности, функций, правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.
Литература
1. Bingham T. The Rule of Law. Penguin, 2010.
2. Антонов М.В. К вопросу о содержании понятия «правовое государство» // Вопросы экономики и права. 2010. № 1.
3. Гоббс Т. Сочинения в двух томах / Сост., ред., авт. примеч. В.В. Соколов. М., 1991. Т. 2.
4. Доклад «О Верховенстве права», утвержденный Венецианской комиссией на 86-й пленарной сессии (Венеция, 25-26 марта 2011 года).
5. Карасев А.С. Органы прокуратуры в механизме досудебной защиты прав человека: теоре-
тико-правовое исследование: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009.
6. Савинков Л.Л. Некоторые подходы к осмыслению понятия «гражданское общество» // Вестник Оренбург. гос. ун-та. Ч. 1 Гуманитарные науки. 2007. № 7.
7. Терехин В.А., Вершинин В.Б. Особенности судебной защиты прав, свобод и законных интересов личности. М., 2017.
8. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник. М., 2001.
9. Хоконов А.А. Правовое государство и гражданское общество: некоторые аспекты взаимодействия // Вестник военного университета. 2009. № 3.
10. Юрьев А.О. Проблемы правого статуса прокуратуры Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. 2014. № 2.
References
1. Bingham T. The Rule of Law. Penguin, 2010.
2. Antonov M.V. K voprosu o soderzhanii ponyatiya «pravovoe gosudarstvo» // Voprosy ekonomiki i prava. 2010. № 1.
3. Gobbs T. Sochineniya v dvuh tomah / Sost., red., avt. primech. V.V. Sokolov. M., 1991. T. 2.
4. Doklad «O Verhovenstve prava», utverzhdennyj Venecianskoj komissiej na 86-j plenarnoj sessii (Veneciya, 25-26 marta 2011 goda).
5. Karasev A.S. Organy prokuratury v mekhanizme dosudebnoj zashchity prav cheloveka: teoretiko-pravovoe issledovanie: Avtoref. diss... kand. yurid. nauk. Tambov, 2009.
6. Savinkov L.L. Nekotorye podhody k osmysleniyu ponyatiya «grazhdanskoe obshchestvo» // Vestnik Orenburg. gos. un-ta. CH. 1 Gumanitarnye nauki. 2007. № 7.
7. Terekhin V.A., Vershinin V.B. Osobennosti sudebnoj zashchity prav, svobod i zakonnyh interesov lichnosti. M., 2017.
8. Fokin V.M. Pravoohranitel'nye organy Rossijskoj Federacii: uchebnik. M., 2001.
9. Hokonov A.A. Pravovoe gosudarstvo i grazhdanskoe obshchestvo: nekotorye aspekty vzaimodejstviya // Vestnik voennogo universiteta. 2009. № 3.
10. Yur'ev A.O. Problemy pravogo statusa prokuratury Rossijskoj Federacii // Sibirskij yuridicheskij vestnik. 2014. № 2.