УДК 342.72/.73
Ищук Владимир Григорьевич Ishchuk Vladimir G.
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права
Московский университет МВД имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12) adjunct of the department of constitutional and municipal law
Moscow university of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot (12 Akademika Volgina, Moscow, 117437)
E-mail:[email protected]
Взаимодействие Уполномоченного по правам человека с правоохранительными органами по вопросам соблюдения, охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в России
The interaction of the commissioner for human rights with law enforcement agencies on compliance issues, protection and enforcement of constitutional rights and freedoms of man and citizen in Russia
В данной статье ставится вопрос о соблюдении законных прав и свобод гражданина и человека посредством участия в процессе их защиты Уполномоченного по правам человека, в особенности обеспечения прав и конституционных свобод человека правоохранительными органами в ходе осуществления ими своей служебной деятельности.
Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека, правоохранительные органы, права и свободы.
In this article, they put the question of observance of legitimate rights and freedoms of the citizen and the person by means of participation in process of their protection of the Commissioner for human rights, in particular providing the rights and the constitutional freedoms of the person with law enforcement agencies during implementation of the office activities.
Keywords: Commissioner for human rights, law enforcement agencies, rights and freedoms.
При рассмотрении института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации необходимо отметить, что он не относится ни к одной из известных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Назначается на должность парламентом Российской Федерации, что подчеркивает его парламентскую природу, независим и не подотчетен, что свидетельствует о независимости данного государственного органа и именно государственного органа, так как в статье 37 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ закреплено: «Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации».
Необходимо разрешение проблемных вопросов и противоречий, возникающих при
взаимодействии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и органов государственной власти. В связи с тем что большой объем полномочий по реализации прав человека принадлежит органам исполнительной власти, актуальным является исследование теоретических и правовых основ взаимодействия именно с этими государственными органами, а также анализ их совместной практической деятельности.
Необходимо отметить, что деятельность уполномоченного по защите прав и свобод граждан не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Основным субъектом взаимодействия уполномоченных по правам человека в Российской Федерации являются органы внутренних дел. Такое взаимодействие, по сравнению с процессом взаимодействия с другими государствен-
ТРИБУНЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО
ными структурами, имеет свои особенности, связанные с тем, что органы внутренних дел выступают в этом процессе в двух качествах: как органы, осуществляющие деятельность по защите прав граждан, и как органы, нарушающие права граждан.
В общем виде взаимодействие органов государственной власти и правоохранительных органов можно определить как основанный на нормативных правовых актах Российской Федерации процесс воздействия функционально независимых, взаимообусловленных органов государственной власти и правоохранительных органов друг на друга посредством определенных взаимных прав и обязанностей, направленный на повышение эффективности государственного механизма [1].
Под формами взаимодействия в юридической литературе понимают способ и порядок согласованной деятельности субъектов при выполнении своих служебных задач, обеспечивающие их координацию и правильное сочетание полномочий, а также методов и средств.
Осуществляя свою деятельность по защите прав человека, Уполномоченный по правам человека в РФ не может действовать обособленно от других государственных органов. Для наиболее эффективной реализации своих полномочий по восстановлению нарушенных прав граждан ему необходимо исполнять возложенные на него функции совместно с государственными, общественными и иными структурами, что в управленческой науке определяется как взаимодействие. Но поскольку именно этот аспект деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ является наименее урегулированным, необходимо разрешение проблемных вопросов и противоречий, возникающих при взаимодействии Уполномоченного по правам человека в РФ и органов государственной власти.
Обращения Уполномоченного в различные ведомства, в том числе в Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Генеральную прокуратуру, по фактам нарушений прав и свобод граждан сотрудниками ОВД, а также по поводу противоречивости нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность, не всегда влекут существенные изменения, в то время как необходимость принятия мер является неоспоримой.
Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию российского законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами
международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Вместе с тем, существующие проблемы органов законодательной власти (наличие большого количества отсылочных норм в принимаемых законах, которые ведут к расцвету ведомственного нормотворчества, пробелы в законодательстве, порождающие много неурегулированных вопросов, бессистемность и хаотичность в формировании массива нормативных правовых актов; нарушение приоритетов в правовом регулировании; принятие новых законов без увязки их с уже действующими, нарушения системных связей между законами и подзаконными актами [2, с. 198]) приводят к ее ослаблению и размыванию полномочий исполнительных органов.
Нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и органов правопорядка, должна быть основана не на временных соглашениях и меморандумах, а на федеральном и региональном законодательстве, что предполагает внесение изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и в иные федеральные законы Российской Федерации. Данные изменения и дополнения должны закреплять конкретные формы, методы и порядок осуществления совместных действий Уполномоченного по правам человека в РФ с органами внутренних дел, другими правоохранительными органами и должностными лицами указанных органов для обеспечения эффективного и оперативного взаимодействия между ними [3].
В результате изучения особенностей взаимоотношений уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации с органами государственной власти можно сделать следующие выводы.
Взаимодействие Уполномоченного по правам человека с органами судебной власти представляет собой процесс воздействия функционально независимых, взаимообусловленных органов государственной власти друг на друга посредством определенных взаимных прав и обязанностей, направленный на повышение эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина. Этот процесс осуществляется путем деятельности названных государственных органов при выполнении своих служебных задач и полномочий с использованием различных методов и средств в процессуальной (в ходе су-
130
Юридическая наука и практика
допроизводства по определенному делу) и вне-процессуальной форме.
Для Уполномоченного по правам человека таким назначением является мониторинг правоприменительной и иной практики реализации прав человека — самостоятельный, систематический и комплексный вид деятельности ом-будсмена, связанный со сбором, обобщением и оценкой эффективности действия законодательства о правах человека и практики его применения, причин его недостаточной эффективности, а также с подготовкой научно обоснованных предложений по совершенствованию исследуемого законодательства.
Примечания
1. Иванов В.А. Правовые основы взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации в законодательном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
2. Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия / ред. кол.: А.Ю. Сунгуров (отв. ред.) [и др.]. М., 2008.
3. Хазов Е.Н. Основы конституционно-правового статуса человека и гражданина в России // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: материалы научно-практической конференции. М., 2009. С. 13—15.
Notes
1. Ivanov V.A. Legal bases of interaction of federal bodies for law and executive power of the Russian Federation in legislative process: author's abstract... candidate of legal sciences. Moscow, 2006.
2. Public space, civil society and power: experience of development and interaction / edition stake. A.Yu. Sun-gurov (edition), etc. Moscow, 2008.
3. Hazov E.N. Bases of constitutional legal status of the person and the citizen in Russia // Questions of improvement of law-enforcement activity of law-enforcement bodies: materials of a scientific and practical conference. Moscow, 2009. P. 13—15.