УДК 342.7 (571.52)
ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
Кандан Ч.С.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE INSTITUTE FOR AUTORISED HUMAN RIGHTS IN THE SUBJECT OF THE
RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPULIC OF TUVA)
Candan Ch. S.
Tuvan State University, Kyzyl
Конституция Российской Федерации 1993 г. придает большое значение правам и свободам человека и гражданина, их соблюдению и защите. В связи с чем, возникла потребность в создании института защиты прав и свобод человека и гражданина. В работе рассматривается институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в региональном аспекте на примере Республики Тыва. Новый институт правозащиты в республике был предусмотрен статьей 52 Конституции Республики Тыва 2001 г., после устранения большинства противоречий предыдущего переходного периода, которые не согласовывались с Федеральной Конституцией и федеральным законодательством.
Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека, омбудсмен, Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Тыва, закон, гражданин, защита прав и свобод человека и гражданина, Верховный Хурал (Парламент) Республики Тыва.
The Constitution of the Russian Federation of 1993, attaches great importance to the rights and freedoms of man and citizen, their observance and protection. Therefore, there is a need in the creation of the Institute for the protection of the rights and freedoms of man and citizen. This paper examines the institution of the Commissioner for human rights in the Russian Federation in the regional aspect by the example of Republic of Tyva. New Institute of human rights protection in the Republic was provided by article 52 of the Constitution of the Republic of Tuva, 2001, after resolving most of the contradictions of the preceding transition period that was not consistent with the Federal Constitution and Federal law.
Key words: The Commissioner for human rights, the Ombudsman, the Constitution of the Russian Federation, the Constitution of the Republic of Tuva, the law, the citizen, the protection of the rights and freedoms of man and citizen, the Supreme Hural (Parliament) of the Republic of Tuva.
Институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека) получил международное признание, о чем свидетельствует содержание таких международных документов ООН, как Резолюция 1992/54 от 3 марта 1992 г., Резолюция 48/134 от 20 декабря 1993 г [1], также институт омбудсмена нашел отражение в документах Европейского Союза [2].
Проблемы организации деятельности омбудсменов в зарубежных странах отражены в исследованиях Д. Роуэта, Г. Брэбена, Е. Лентовской. Также исследованиями этой проблемы занимались отечественные научные деятели, такие как С.А. Авакьян, А.С. Автономов, Т.А. Васильева, О.В. Воробьев, В.А. Карташкин, Н.М. Касаткина, Н.С. Колесова Е.И. Лукашева, О.О. Миронов, М.А. Моргунова и другие. Вопросы компетенции и осуществление деятельности Уполномоченных по правам человека на региональном уровне нашли отражение в трудах М.К. Ажаховой, Н.В. Бутусовой, А.Г. Майорова, С.А. Князькина и ряда других авторов.
Конституция Российской Федерации 1993 г. придает большое значение правам и свободам человека и гражданина, их соблюдению и защите. В связи с чем, возникла потребность в создании института защиты прав и свобод человека и гражданина, провозглашенного в Конституции Российской Федерации [3].
В российской науке конституционного права определение понятия Уполномоченного по правам человека не отличается разнообразием. Большинство из них сложились в тот период, когда началось изучение зарубежного опыта функционирования национальных омбудсменов. Вначале уполномоченный по правам человека рассматривался в качестве должностного лица призванного наблюдать за государственными органами и принимать меры по защите прав и свобод граждан и действующего от имени парламента. В последующем ряд авторов предложили раскрывать данное понятие с точки зрения гражданина, а именно: как должностное лицо, деятельность которого состоит в принятии и рассмотрении жалоб граждан на действия или бездействие органов государственного управления [4].
После принятия федерального Конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» омбудсмен рассматривается в качестве специфического государственного служащего, осуществляющего действия по восстановлению нарушенных прав [5].
В Российской Федерации защита прав и свобод человека осуществляется Уполномоченным по правам человека и действующими самостоятельно уполномоченными в субъектах Российской Федерации. Необходимо отметить, что защита прав человека как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов должна основываться на единстве методов и форм ее осуществления, а также на разграничении полномочий федерального и региональных уполномоченных.
Уполномоченные в субъектах Российской Федерации осуществляют свою деятельность независимо от Уполномоченного по правам человека федерального уровня. Также стоит отметить, что уполномоченные по правам человека действуют, не всегда согласованно, если заявитель (гражданин) обращается одновременно к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и к Уполномоченному по правам человека в субъекте России. Таким образом, есть необходимость для совершенствования механизма взаимодействия и сотрудничества уполномоченных по правам человека Российской Федерации с региональными уполномоченными, тем самым создавая единую систему государственной защиты прав человека в России.
В субъектах Российской Федерации сложились различные подходы к определению юридической природы Уполномоченного по правам человека. В региональных законодательствах Уполномоченные характеризуются в качестве государственного органа субъекта Российской Федерации, или одного из должностных лиц субъекта Российской Федерации, или должностного лица субъекта Российской Федерации и государственного органа одновременно. В качестве примера рассмотрим протокол Координационного Совета уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ (далее-СФО), который проходил 24-25 мая 2016 г. в городе Новосибирске, где рассматривалась деятельности региональных омбудсменов СФО, там же обозначили, что в законодательстве двух субъектов Российской Федерации - Республике Бурятия и Республика Тыва создание государственного органа и юридического лица не предусмотрено [6]. Деятельность уполномоченного по правам человека в Республике Бурятия обеспечивает соответствующий отдел администрации Главы Республики. А в Республике Тыва на основании Указа Главы Республики Тыва от 27 августа 2014 г. № 180 «О Едином аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва, Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Тыва и Общественной палаты Республики Тыва» деятельность трех региональных уполномоченных, то есть Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный по правам ребенка и Уполномоченный по защите прав предпринимателей должен осуществлять единый аппарат [7].
На сегодняшний день, институт Уполномоченного по правам человека является важнейшим инструментом внесудебного рассмотрения жалоб и заявлений граждан, позволяющим не только исправить отдельные случаи несправедливости, но и выявить сбои и недочеты в механизме власти, сделать ее работу более эффективной. Там, где его нет, люди лишаются одного из средств защиты своих прав и свобод, и практика деятельности Уполномоченного только подтверждает это.
Рассмотрим деятельность регионального омбудсмена на примере Республики Тыва. Новый институт правозащиты был предусмотрен статьей 52 Конституции Республики Тыва 2001 г. [8], после устранения большинства противоречий предыдущего переходного периода, которые не согласовывались с Федеральной Конституцией и Федеральными законами.
Конституционный закон Республики Тыва от 30 июня 1999 г. № 250 «Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва» определяет статус омбудсмена, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и не подотчетность Уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам [9]. Однако, Уполномоченный зависим от региональных властей, учитывая тот фактор, что именно высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации выдвигает кандидатуру на должность Уполномоченного в субъекте Российской Федерации. Вследствие этого возникает зависимость регионального Уполномоченного от подконтрольных ему
органов исполнительной власти, что может приводить к снижению эффективности его деятельности. К примеру, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Конституционного закона Республики Тыва «Уполномоченный по правам человека Республики Тыва назначается на должность и освобождается от должности Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва по представлению Главы -Председателя Правительства Республики Тыва».
Президент организации «Международный институт омбудсмена» М. Остинг предлагает выделять три аспекта независимости омбудсменов: «...во-первых, институциональную независимость. Это означает, что омбудсмен не должен быть частью или структурным подразделением другого государственного органа. Более того, его должность должна принадлежать к высшим государственным должностям. Во-вторых, функциональную независимость, подразумевающую, что омбудсмен должен осуществлять свою деятельность свободно, без какого-либо внешнего вмешательства и давления... Его полномочия должны быть закреплены в законе. Еще одним ключевым моментом функциональной независимости является финансовая обеспеченность... И, наконец, третий аспект - персональная независимость, которая проявляется через закрепленные в законе процедуры назначения и отставки» [10].
Также в статье 36 вышеуказанного Конституционного закона республики сказано, что «средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека и аппарата ежегодно предусматриваются отдельной строкой в республиканском бюджете». Но на практике институт долгое время существовал исключительно на общественных началах. С 2011 года впервые расходы на него по настоянию Главы республики Ш.В. Кара-оола включены в бюджет. Некоторое время должность регионального омбудсмена в Туве было вакантным. Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 23 декабря 2016 года Уполномоченным по правам человека в Республике Тыва с возложением обязанностей Уполномоченного по правам ребенка назначена Россова Ольга Валерьевна (Кольчикова). Следует отметить, что в соответствии с последними изменениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» осуществление функций Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации может быть возложено на Уполномоченного по правам человека иначе говоря, идет постепенное расширение полномочий региональных омбудсменов [11]. Уполномоченный по правам человека в Республике Тыва при осуществлении возложенных на него в соответствии с Конституционным законом от 12 октября 2016 года № 14-КЗРТ «О возложении на Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва функций Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва» [12], должен руководствоваться положениями Закона Республики Тыва от 31 июля 2011 года N 808 ВХ-1 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Тыва» [13].
В соответствии с региональным законодательством Республики Тыва омбудсмен назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента
принесения присяги, а его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
Присяга Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва -торжественная клятва, которую произносит назначенный Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва Уполномоченный при вступлении в должность. Конституционный закон Республики Тыва «Об уполномоченном по правам человека в Республике Тыва» обязывает Уполномоченного при вступлении в должность приносить присягу, текст которой сформулирован в статье 9. Присяга означает официальное и торжественное обещание кандидата добросовестно исполнять обязанности Уполномоченного и прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина. В тексте присяги подчеркнуто, что в своей деятельности Уполномоченный должен руководствоваться не только Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва и законами Республики Тыва, но и справедливостью и голосом совести [9]. Таким образом, к кандидату на эту ответственную должность предъявляются особые требования, он должен иметь высокие моральные личные качества, обладать высоким общественным авторитетом, богатым жизненным и правозащитным опытом, быть объективным и порядочным, твердым и последовательным в отстаивании своих убеждений, но без перехода в конфронтацию с властью. Тем самым на должностное лицо, выдвигающего кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва возлагается большая ответственность.
На основании с региональным законодательством основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва являются:
- рассмотрение обращений и жалоб о нарушениях прав и свобод человека и гражданина и принятие мер по их восстановлению;
- анализ федерального и регионального законодательства в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию;
- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, методов и форм их защиты;
- подготовка ежегодного доклада об осуществлении деятельности по защите прав человека и гражданина, в том числе о защите прав детей в республике и направление его Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Главе - Председателю Правительства Республики Тыва и в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва, в Правительство Республики Тыва, в Конституционный Суд Республики Тыва, в Верховный Суд Республики Тыва, в Арбитражный Суд Республики Тыва, прокурору Республики Тыва;
- направление в Верховный Хурал (парламента) Республики Тыва специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Республике Тыва;
- принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или
связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
- анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
- информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Республике Тыва;
- направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур [9].
В отдельных случаях региональный омбудсмен может обращаться в Верховный Хурал (Парламент) Республики Тыва с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях. Для защиты прав и свобод граждан Уполномоченный может обратиться в суды общей юрисдикции, Конституционный Суд Республики Тыва и в Конституционный Суд Российской Федерации.
В связи с расширением функций Уполномоченный по правам человека в Республике Тыва осуществляет контроль над соблюдением прав и законных интересов детей, проводит мониторинг действующего в республике законодательства о правах и законных интересах детей и ведет консультативную помощь детям и их законным представителям.
Немаловажная задача Уполномоченного - правовое просвещение. Зачастую, права человека в республике и в целом в России нарушаются в связи с низкой правовой осведомленностью граждан, что приводит к непониманию между населением и государственной властью. Таким образом, одной из основных стратегических направлений Уполномоченного по правам человека заключается в правовой помощи гражданам, чтобы они могли более ясно, четко и с достоинством отстаивать свои права в общении с органами власти [14].
Первый Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронов указывал, что «проблема правового просвещения и образования настолько актуальна, что по остроте и неотложности ее можно сравнить с вопросом ликвидации массовой безграмотности, который стоял перед советской властью и обществом в 20-е годы прошлого столетия» [15]. На сегодняшний день, задача правового просвещения граждан, их гражданско-правового образования является крайне актуальной. Без повышения правовой культуры нельзя говорить об успешности борьбы с коррупцией, укрепления демократических ценностей [16]. Деятельность Уполномоченного в этом направлении дополняет деятельность государственных органов, ответственных за организацию профильного образовательного процесса, а также за распространение в обществе соответствующих правовых знаний [17].
Анализ федерального и регионального законодательства, а также изучение научных трудов в сфере защиты конституционных прав человека и гражданина позволяет прийти к выводу, что на современном этапе развития гражданского общества, институт Уполномоченного по правам человека является гарантом государственной защиты прав граждан и наиболее действенным связующим звеном между населением и властью. Однако для совершенствования механизма взаимодействия и сотрудничества уполномоченных по правам человека Российской Федерации с региональными уполномоченными и эффективной реализации совместной деятельности по защите прав человека и гражданина имеет место принятие федерального закона о деятельности уполномоченных в субъектах Российской Федерации.
Библиографический список
1. Вагизов, Р.Г., Курдюков, Г.И., Князькин, С.А. Комментарий к Закону Республики Татарстан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан» (международный и региональный аспект). Казань, 2000. С. 5.
2. Дипломатический вестник. 1999. № 6. С. 42.
3. Минаев, А.В.; Дубровский, О.Н. Криминология (учебное пособие). Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина»», 2011. 244 с.
4. Хаманева, Н.Ю. Место и роль института омбудсмена в системе правового контроля // 5. Правоведение. 1992. № 2. С. 84; Государственная служба основных капиталистических стран / Под ред. В.А. Туманова. М., 1997. С. 175.
5. Алиев, З.Г. Роль омбудсмена в правовом государстве // Российский ежегодник международного права. 2003. С. 314.
6. Протокол Координационного Совета уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, входящих в Сибирском Федеральном органе 24-25 мая 2016 г. в городе Новосибирске.
7. Указ Главы Республики Тыва от 27 августа 2014 года № 180 «О Едином аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва, Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Тыва и Общественной палаты Республики Тыва». Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
8. Конституция Республики Тыва. Принята на референдуме Республики Тыва 6 мая 2001 года// Тувинская правда. 2001, 15 мая.
9. Конституционный закон Республики Тыва от 30 июня 1999 года N 250 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Тыва» (Шын, 2011, 6 декабря).
10. Oosting, M. Protecting the integrity and independence of the Ombudsman Institution: the global perspective // The International Ombudsman Yearbook. 2001. Vol. 5. C. 19 - 20.
11. Минаев, А.В.; Дубровский, О.Н. Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных муниципальных образованиях, на примере Республики Тыва (монография). Кызыл: Изд-во РИО ТувГУ, 2012. 291 с.
12. Конституционный закон от 12 октября 2016 года № 14-КЗРТ «О возложении на Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва функций Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва». Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
13. Закон Республики Тыва от 31 июля 2011 года № 808 ВХ-1 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Тыва». Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
14. Минаев, А.В.; Дубровский, О.Н.; Ондар, Л.Ш. Криминология (учебное пособие). Кызыл: Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2014. 302 с.
15. Вестник Уполномоченного по правам человека. 2003. N 2. С. 93.
16. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 13.04.2007 г. «Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год».
17. Чепунов, О. И. Централизация и децентрализация в административной реформе//Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 68-70.
Bibliograficheskij spisok
1. Vagizov, R.G., Kurdyukov, G.I., Knyaz'kin, S.A. Kommentarij k Zakonu Respubliki Tatarstan «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Respublike Tatarstan» (mezhdunarodnyj i regional'nyj aspekt). Kazan', 2000. S. 5.
2. Diplomaticheskij vestnik. 1999. № 6. S. 42.
3. Minaev, A.V.; Dubrovskij, O.N. Kriminologiya (uchebnoe posobie). Abakan: OOO «Knizhnoe izdatel'stvo «Brigantina»», 2011. 244 s.
4. Hamaneva, N.YU. Mesto i rol' instituta ombudsmena v sisteme pravovogo kontrolya // Pravovedenie. 1992. № 2. S. 84; Gosudarstvennaya sluzhba osnovnyh kapitalisticheskih stran / Pod red. V.A. Tumanova. M., 1997. S. 175.
5. Aliev, Z.G. Rol' ombudsmena v pravovom gosudarstve // Rossijskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. 2003. S. 314.
6. Protokol Koordinacionnogo Soveta upolnomochennyh po pravam cheloveka v sub"ektah Rossijskoj Federacii, vhodyashchih v Sibirskom Federal'nom organe 24-25 maya 2016 g. v gorode Novosibirske.
7. Ukaz Glavy Respubliki Tyva ot 27 avgusta 2014 goda № 180 «O Edinom apparate Upolnomochennogo po pravam rebenka v Respublike Tyva, Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Respublike Tyva, Upolnomochennogo po zashchite prav predprinimatelej v Respublike Tyva i Obshchestvennoj palaty Respubliki Tyva». Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii (www.pravo.gov.ru).
8. Konstituciya Respubliki Tyva. Prinyata na referendume Respubliki Tyva 6 maya 2001 goda// Tuvinskaya pravda. 2001, 15 maya.
9. Konstitucionnyj zakon Respubliki Tyva ot 30 iyunya 1999 goda N 250 «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Respublike Tyva» (SHyn, 2011, 6 dekabrya).
10. Oosting, M. Protecting the integrity and independence of the Ombudsman Institution: the global perspective // The International Ombudsman Yearbook. 2001. Vol. 5. C. 19 - 20.
11. Minaev, A.V.; Dubrovskij, O.N. Osobennosti osushchestvleniya mestnogo samoupravleniya v prigranichnyh municipal'nyh obrazovaniyah, na primere Respubliki Tyva (monografiya). Kyzyl: Izd-vo RIO TuvGU, 2012. 291 s.
12. Konstitucionnyj zakon ot 12 oktyabrya 2016 goda № 14-KZRT «O vozlozhenii na Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Respublike Tyva funkcij Upolnomochennogo po pravam rebenka v Respublike Tyva». Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii (www.pravo.gov.ru).
13. Zakon Respubliki Tyva ot 31 iyulya 2011 goda № 808 VH-1 «Ob Upolnomochennom po pravam rebenka v Respublike Tyva». Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii (www.pravo.gov.ru).
14. Minaev, A.V.; Dubrovskij, O.N.; Ondar, L.SH. Kriminologiya (uchebnoe posobie). Kyzyl: Redakcionno-izdatel'skij otdel TuvGU, 2014. 302 s.
15. Vestnik Upolnomochennogo po pravam cheloveka. 2003. N 2. S. 93.
16. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v RF ot 13.04.2007 g. «Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2006 god».
17. Chepunov, O. I. Centralizaciya i decentralizaciya v administrativnoj reforme//Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2008. № 1. S. 68-70.
Кандан Чодураа Сергеевна - аспирант юридического факультета Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Kandan Choduraa - graduate student of the Faculty of Law of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 34.342.15
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ И ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВАХ, ВХОДЯЩИХ В ЕАЭС И СНГ
Кудинов В.В.
Курганский государственный университет, Курган
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE POWERS OF THE HIGHER AUTHORITIES FOR THE PROTECTION AND THE PROTECTION OF THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MEMBER STATES OF THE CIS AND EAEC
Kudinov V.V.
Kurgan State University, Kurgan
Конституционно-правовая основа защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства закреплена в положениях Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах (законах Российской Федерации). Конституционная модель единства защиты суверенитета и целостности государства является основополагающим принципом обеспечения безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве.
Ключевые слова: Конституция РФ, законы, пограничная политика, интересы, безопасность, государственная граница, государство, общество.
Constitutional and legal framework for the protection and the protection of the State border of the Russian Federation in the sphere of ensuring security of the state is enshrined in the provisions of the Constitution of Russian Federation, federal constitutional and federal laws (the laws of the Russian Federation). The constitutional model of unity to defend the sovereignty and integrity of the state is a fundamental principle of security of individuals, society and the state in the border area.
Key words: Constitution of Russian Federation, laws, border policy, interests, security, state border, state, society.