Научная статья на тему 'Институт прав и свобод человека и гражданина и его отражение в конституциях республик в составе Российской Федерации'

Институт прав и свобод человека и гражданина и его отражение в конституциях республик в составе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1933
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РФ / СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ / ОСНОВНЫЕ ПРАВА / ГРАЖДАНИН / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTION OF A REPUBLIC FORMING A PART OF THE RUSSIAN FEDERATION / SUBJECT OF THE FEDERATION / FUNDAMENTAL RIGHTS / CITIZEN / CONSTITUTIONAL GUARANTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидов Антон Андреевич

Институт прав и свобод человека и гражданина занимает центральное место в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ. Настоящая статья посвящена отражению в конституциях республик в составе РФ основных прав и свобод человека и гражданина. Рассмотрены конституции следующих республик: Мордовия, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Калмыкия, Удмуртия. Сделан вывод о том, что в конституциях республик в целом воспроизводятся основные правовые нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, признанные в Российской Федерации. Все они, за редким исключением, не выходят за пределы конституционных установлений, не противоречат основам конституционного строя Российской Федерации и учитывают предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF HUMAN RIGHTS AND FUNDAMENTAL FREEDOMS AND ITS ITEMS USING IN CONSTITUTIONS OF REPUBLICS FORMING A CONSTITUENT PART OF THE RUSSIAN FEDERATION

Institute of human rights and fundamental freedoms is important part of the constitution of the Russian Federation and constitutions and charters of regions of the Russian Federation. The article is devoted to the Institute of human rights and fundamental freedoms and its items using in constitutions of republics forming a constituent part of the Russian Federation. The author investigates constitutions of the following republics: Mordovia, Bashkortostan, Kabardino-Balkaria, Dagestan, Karachay-Cherkessia, Karelia, Komi, Sakha (Yakutia), Tatarstan, Tuva, Kalmykia, Udmurtia. The author concludes that the constitutions of the republics contain human rights and fundamental freedoms and duties recognized in the Russian Federation. All of them come within the constitutional precepts, agree with the fundamentals of the constitutional system of the Russian Federation and consider jurisdiction and authority of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Институт прав и свобод человека и гражданина и его отражение в конституциях республик в составе Российской Федерации»

УДК 342.4

А. А. Демидов

аспирант, кафедра государственно-правовых дисциплин Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

ИНСТИТУТ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В КОНСТИТУЦИЯХ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Институт прав и свобод человека и гражданина занимает центральное место в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ. Настоящая статья посвящена отражению в конституциях республик в составе РФ основных прав и свобод человека и гражданина. Рассмотрены конституции следующих республик: Мордовия, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Калмыкия, Удмуртия. Сделан вывод о том, что в конституциях республик в целом воспроизводятся основные правовые нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, признанные в Российской Федерации. Все они, за редким исключением, не выходят за пределы конституционных установлений, не противоречат основам конституционного строя Российской Федерации и учитывают предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция РФ, Конституция республики в составе РФ, субъект федерации, основные права, гражданин, конституционные гарантии.

A. A. Demidov

post-graduate student, department of Legal and State Subjects

Penza State University, Penza, Russia

INSTITUTE OF HUMAN RIGHTS AND FUNDAMENTAL FREEDOMS AND ITS ITEMS USING IN CONSTITUTIONS OF REPUBLICS FORMING A CONSTITUENT PART OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Institute of human rights and fundamental freedoms is important part of the constitution of the Russian Federation and constitutions and charters of regions of the Russian Federation. The article is devoted to the Institute of human rights and fundamental freedoms and its items using in constitutions of republics forming a constituent part of the Russian Federation. The author investigates constitutions of the following republics: Mordovia, Bashkortostan, Kabardino-

Balkaria, Dagestan, Karachay-Cherkessia, Karelia, Komi, Sakha (Yakutia), Tatarstan, Tuva, Kalmykia, Udmurtia. The author concludes that the constitutions of the republics contain human rights and fundamental freedoms and duties recognized in the Russian Federation. All of them come within the constitutional precepts, agree with the fundamentals of the constitutional system of the Russian Federation and consider jurisdiction and authority of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation.

Key words: constitution of the Russian Federation, Constitution of a republic forming a part of the Russian Federation, subject of the federation, fundamental rights, a citizen, constitutional guarantees.

Институт прав и свобод человека и гражданина занимает центральное место в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ. При этом определение конституционно-правового статуса личности в учредительных актах субъектов РФ обусловлено не только основами конституционного строя РФ, но и федеративным устройством государства. В этой связи Конституция РФ, исходя из принципов федеративного устройства государства, разграничила предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере прав и свобод граждан. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств отнесено к ведению Российской Федерации. Статья 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации субъектов Российской Федерации отнесла защиты прав и свобод человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств. Поэтому пределами в закреплении института прав и свобод человека и гражданина в учредительных актах субъектов РФ являются положения о правах и свободах, составляющие одну из основ конституционного строя Российской Федерации и конституционное разграничение предметов ведения Российской Федерации и предметов ведения субъектов Российской Федерации.

Опираясь на эти конституционные установления, в конституциях и уставах субъектов РФ совершенно не обязательно было текстуально воспроизводить вторую главу Конституции РФ, касающуюся основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку регулирование прав и свобод отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Следуя буквальному

толкованию Конституции РФ, в учредительных актах субъектов РФ должны содержаться только нормы, касающиеся защиты прав и свобод. Отсюда предметом конституционного (уставного) регулирования, как справедливо подчеркивают И.А. Умнова и А.С. Степаненко, не могут быть сами права и свободы, а лишь гарантии их реализации, механизмы защиты на региональном уровне [1].

Однако практически все конституции республик текстуально воспроизвели вторую главу Конституции РФ. Анализ конституционного законодательства субъектов Российской Федерации дает основание заключить, что подавляющее большинство правовых норм, касающихся прав и свобод человека и гражданина, построено на одних и тех же подходах и принципах, характерных для федерального законодательства. Вместе с тем для конституций республик является характерным усиление прав и свобод человека и гражданина их государственной защитой. Так, например, Конституция Республики Мордовия усилила права человека в сфере труда, дополнив федеральную конституцию положением о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Мордовия принимают меры по сохранению и созданию новых рабочих мест, создают условия для осуществления права на труд [2]. Этим признается не только естественное право человека на труд; оно обеспечивается со стороны государства. Таким же образом усиливается право человека на участие в культурной жизни, которое дополнено указанием на создание равных условий для сохранения и развития культуры всех проживающих в Мордовии народов [3].

Конституция Республики Башкортостан, признавая права и свободы человека высшей ценностью, неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения, усилила ряд конституционно-правовых норм в этой сфере. Так в Республике Башкортостан каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В республике поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [4].

В конституцию республики введена статья о признании и гарантированности равных прав на сохранение и развитие языков всех национальных групп, проживающих на ее территории, создании возможности для их свободного развития. В Республике Башкортостан создаются условия для свободного изучения государственных языков Республики Башкортостан [5].

Дополнительными статьями в сфере прав граждан в Конституции Республики Башкортостан стали положения о том, что в Республике Башкортостан защищаются законные интересы потребителя, поддерживается общественная деятельность по защите его прав. Республика Башкортостан обеспечивает сохранение и защиту исторического и культурного наследия, развитие культуры башкирского народа и других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан [6]. Указанные правовые нормы не выходят за пределы Конституции РФ. Они могут быть отнесены к сфере защиты прав, но не их регулирования.

Признавая права и свободы высшей ценностью, неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения, Конституция Кабардино-Балкарской Республики закрепила на территории республики основные права и свободы человека, гарантированные федеральной конституцией. При этом ряд конституционных прав граждан расширены. Так, например, в праве на образование Конституция республики гарантировала общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить среднее профессиональное и высшее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Кроме того, Кабардино-Балкарская Республика гарантирует поддержку науки и развитие национальной культуры. В сфере защиты семьи, материнства и детства Конституция закрепила, что Кабардино-Балкарская Республика гарантирует трехлетний отпуск по уходу за ребенком, оплачиваемый в размере, установленном республиканским законом [7].

Усиление прав и свобод человека и гражданина их государственной защитой содержится и в конституциях других республик. Так в Республике Дагестан лица, не являющиеся гражданами и законно находящиеся на территории Республики Дагестан, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации [8].

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, в Карачаево-Черкесской Республике государство полностью или частично несет расходы на

их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным и республиканским законами. Передача зданий, сооружений и оборудования государственных и муниципальных образовательных учреждений в иные формы собственности не допускается [9].

В Республике Карелия осуществляются меры по возрождению, сохранению и свободному развитию карелов, вепсов и финнов, проживающих на ее территории.

В Республике Коми дополнительно к федеральным финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения; поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В Республике Саха (Якутия) каждый обязан уважать права и законные интересы других лиц. Каждый обязан уважать самобытную культуру, обычаи, традиционный образ жизни народа Республики Саха (Якутия), содействовать их возрождению, сохранению и развитию. Каждый обязан заботиться о сохранении жизни и здоровья других лиц, уважать нравственно-этические ценности и нормы взаимоотношений, сложившиеся в условиях Севера. Пренебрежение к национальному достоинству и его оскорбление осуждаются в порядке, установленном законом.

В Республике Татарстан государство создает условия для осуществления права на труд несовершеннолетними, инвалидами и иными гражданами, нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы, в случаях, предусмотренных законом, организует их обучение и переквалификацию.

Конституция Республики Тыва дополнена статьей «Права ребенка», согласно которой ребенок имеет право на обеспечение специальной защиты и предоставление возможностей и благоприятных условий для физического, умственного, нравственного и духовного развития в условиях свободы и достоинства.

Вместе с тем не все конституции республик закрепляли права и свободы человека и гражданина по примеру федеральной Конституции, усиливая их гарантиями защиты. Особо в этой связи следует сказать о Степном Уложении (Конституции) Республики Калмыкии. Построенное без разбивки на главы, имея краткий текст, Степное Уложение не детализирует основные права и свободы человека и гражданина. Содержащиеся в

нем положения, скорее, можно отнести к основам конституционного строя, определяющим основополагающие принципы конституционного регулирования. Степное Уложение признало и гарантировало права и свободы человека и гражданина согласно Конституции Российской Федерации и одновременно закрепило положение о том, что права и свободы человека и гражданина неотделимы от его обязанностей. Это свидетельствует о том, что в республике не преодолен исключительно советский принцип «единства прав и обязанностей», который нередко приводил к умалению основных прав и свобод. Так, например, сочетая право на труд с обязанностью трудиться, умаляется значимость свободы труда, провозглашенного Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации. Человек вправе как работать, так и не работать. Такого рода установления были присущи социалистическим конституциям, и они не соответствуют современной концепции прав человека и сохраняют отпечаток прежней советской системы права.

Конституция Удмуртской Республики также не закрепляет основные права и свободы, содержащиеся в Конституции РФ. Эта глава Конституции республики называется «Защита прав и свобод человека и гражданина». В ней содержится указание на то, что права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией РФ, защищаются в Удмуртской Республике. Их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц. В Удмуртской Республике гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, в конституциях республик в целом воспроизводятся основные правовые нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, признанные в Российской Федерации. Все они, за редким исключением, не выходят за пределы конституционных установлений, не противоречат основам конституционного строя Российской Федерации и учитывают предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Библиографический список

1. Степаненко А.С., Умнова (Конюхова) И.А. Легитимность конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в контексте их защиты органами конституционного контроля в Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. - М.: Юрист, 2011, № 4 (22). - С. 23-29.

2. Конституция Республики Мордовия. Ст. 35. Ч. 3. - Режим доступа: http: //constitution.garant.ru/region/

3. Конституция Республики Мордовия. Ст. 42. Ч. 3. - Режим доступа: http: //constitution.garant.ru/region/

4. Конституция Республики Башкортостан. Ст. 45. - Режим доступа: http: //constitution.garant.ru/region/

5. Конституция Республики Башкортостан. Ст. 54. - Режим доступа: http: //constitution.garant.ru/region/

6. Конституция Республики Башкортостан. Ст. 56, 57. - Режим доступа: http: // constitution.garant.ru /region/

7. Конституция Кабардино-Балкарской Республики. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_kabardin/

8. Конституция Республики Дагестан. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_dagest/

9. Конституция Карачаево-Черкесской Республики. Ст. 40. Ч. 5, 6. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/

Referenses

1. Stepanenko A.S., Umnova (Koniukhova) I.A. Legitimnost' kon-stitutsii (ustavov) sub"ektov Rossiiskoi Federatsii v kontekste ikh zash-chity organami konstitutsionnogo kontrolia v Rossiiskoi Federatsii [Constitutional legitimacy of regions of the Russian Federation in view of their protection by state control bodies of the Russian Federation]. Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiia - Constitutional law journal, Moscow, Iurist Publ., 2011, no.4 (22), pp. 23-29.

2. Konstitutsiia Respubliki Mordoviia. St. 35. Ch.. 3 (The Republic of Mordovia Constitution. Art. 35. Part 3). Available at: http: //constitution.garant.ru/region/

3. Konstitutsiia Respubliki Mordoviia. St. 42. Ch.. 3 (The Republic of Mordovia Constitution. Art. 42. Part 3). Available at: http: //constitution.garant.ru/region/

4. Konstitutsiia Respubliki Bashkortostan. St. 45 (The Republic of Bashkortostan Constitution. Art. 45). Available at: http:// constitution.garant.ru/region/

5. Konstitutsiia Respubliki Bashkortostan. St. 54 (The Republic of Bashkortostan Constitution. Art. 54). Available at: http:// constitution.garant.ru/region/

6. Konstitutsiia Respubliki Bashkortostan. St. 56, 57 (The Republic of Bashkortostan Constitution. Art. 56, 57). Available at: http:// constitution.garant.ru/region/

7. Konstitutsiia Kabardino-Balkarskoi Respubliki (The Republic of Kabardino-Balkaria Constitution). Available at: http://constituti on.garant.ru /region/cons_kabardin/

8. Konstitutsiia Respubliki Dagestan (The Republic of Dagestan Constitution). Available at: http://constitution.garant.ru/region/cons _dagest/

9. Konstitutsiia Karachaevo-Cherkesskoi Respubliki. St. 40. Ch.. 5, 6 (The Karachay-Cherkess Republic Constitution. Art. 40. Part 5, 6). Available at: http://constitution.garant.ru/region/

Информация об авторе

Демидов Антон Андреевич - аспирант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: aur-penza-ra@rambler. ru.

Author

Demidov Anton Andreevich - post-graduate student, department of Legal and State Subjects, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: aur-penza-ra@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.