Научная статья на тему 'Становление института Уполномоченного по правам ребёнка в некоторых зарубежных странах'

Становление института Уполномоченного по правам ребёнка в некоторых зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
577
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / COMMISSIONER FOR THE RIGHTS OF THE CHILD / ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА / THE PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ / ПРАВА ДЕТЕЙ / RIGHTS OF CHILDREN / OMBUDSMEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яфарова Алсу Фяритовна

В статье рассматривается опыт создания института Уполномоченного по правам ребенка в ряде государств. Первым, кто принял решение о создании данного института, стала Норвегия. Анализируется значительный вклад Польши в принятии основного документа, закрепляющего права ребенка на международном уровне, Конвенции о правах ребенка. Исследованы факты, при которых в Литовской и Ирландской республиках появился институт Уполномоченного по правам ребенка. Освещен путь учреждения данного института в Республике Казахстан. Рассмотрены цели и задачи Финляндии и Новой Зеландии, которые должны быть достигнуты при функционировании института Уполномоченного по правам ребенка. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что в каждом государстве защита прав, свобод и интересов ребенка становится все более приоритетным направлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF THE OMBUDSMAN FOR THE RIGHTS OF THE CHILD IN SOME FOREIGN COUNTRIES

The article discusses the experience of establishing the institution of the Commissioner for the rights of the child in a number of States. Norway was the first to decide on the establishment of this institution. The significant contribution of Poland to the adoption of the basic document on the rights of the child at the international level "Convention on the rights of the child” is analyzed. The facts under which the institution of the Ombudsman for the rights of the child appeared in the Republic of Lithuania and Ireland are investigated. The way of establishment of this Institute in the Republic of Kazakhstan is covered. The goals and objectives of Finland and New Zealand to be achieved in the operation of the Ombudsman for the rights of the child are considered. All of the above leads to the conclusion that in each state the protection of the rights, freedoms and interests of the child is becoming an increasingly priority.

Текст научной работы на тему «Становление института Уполномоченного по правам ребёнка в некоторых зарубежных странах»

УДК 347

А.Ф. Яфарова

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА В НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. В статье рассматривается опыт создания института Уполномоченного по правам ребенка в ряде государств. Первым, кто принял решение о создании данного института, стала Норвегия. Анализируется значительный вклад Польши в принятии основного документа, закрепляющего права ребенка на международном уровне, - Конвенции о правах ребенка. Исследованы факты, при которых в Литовской и Ирландской республиках появился институт Уполномоченного по правам ребенка. Освещен путь учреждения данного института в Республике Казахстан. Рассмотрены цели и задачи Финляндии и Новой Зеландии, которые должны быть достигнуты при функционировании института Уполномоченного по правам ребенка. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что в каждом государстве защита прав, свобод и интересов ребенка становится все более приоритетным направлением.

Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, защита прав ребенка, Уполномоченный, права детей.

A. F. Yafarova

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation

ESTABLISHMENT OF THE OMBUDSMAN FOR THE RIGHTS OF THE CHILD IN SOME FOREIGN COUNTRIES

Abstract. The article discusses the experience of establishing the institution of the Commissioner for the rights of the child in a number of States. Norway was the first to decide on the establishment of this institution. The significant contribution of Poland to the adoption of the basic document on the rights of the child at the international level "Convention on the rights of the child" is analyzed. The facts under which the institution of the Ombudsman for the rights of the child appeared in the Republic of Lithuania and Ireland are investigated. The way of establishment of this Institute in the Republic of Kazakhstan is covered. The goals and objectives of Finland and New Zealand to be achieved in the operation of the Ombudsman for the rights of the child are considered. All of the above leads to the conclusion that in each state the protection of the rights, freedoms and interests of the child is becoming an increasingly priority.

Key words: Commissioner for the rights of the child, the protection of the rights of the child, ombudsmen, rights of children.

Практически многие зарубежные страны на сегодняшний день сталкиваются с такой проблемой, как отстаивание законных интересов ребенка, восстановление нарушенных прав, защита ребенка от насилия. Каждое государство заинтересовано с точки зрения как физически, так и психологически здорового наследия, тем самым государство непосредственно обязано обеспечивать защиту детей. Данная функция обеспечения защиты прав ребенка лежит в основе деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

Защита прав несовершеннолетних имеет высокое международное значение. Свидетельство этому - ряд международных правовых актов, направленных на охрану прав и интересов ребенка [7].

В 1997 г. ЮНИСЕФ издал дайджест «Институт уполномоченного по правам ребенка», в котором нашли свое отражение способы образования института омбудсмена по правам ребенка. Всего предусматривалось данным документом четыре способа:

1. Институт омбудсмена, учрежденный специальным законом, принимаемым парламентом;

2. Институт омбудсмена, учрежденный в соответствии с законодательством об охране прав ребенка, где четко выражена функция контроля омбудсмена за надлежащим исполнением соответствующего закона;

3. Институт омбудсмена, учрежденный в рамках существующего государственного органа;

4. Институт омбудсмена, учрежденный неправительственными организациями и работающий под их руководством [3];

Необходимо отметить тот факт, что в становлении института Уполномоченного на международном уровне значительный вклад сделала Польша. В связи с инициативой польского правительства Комиссией по правам человека ООН была начата работа над проектом Конвенции о правах ребенка. Впервые о ребенке говорилось как о субъекте права.

Конвенция о правах ребенка была принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. [4], тем самым став основным документом, закрепляющим права ребенка на международном уровне. Стоит отметить и уникальность данного документа, так как впервые были закреплены такие права детей как: экономические, политические, социальные и гражданские.

После принятия Конвенции сама Польша ратифицировала ее только в 1991 г. [9]. В связи с данным событием неправительственные организации, занимавшиеся проблемами, связанными с правами ребенка, выступили с инициативой о создании в Польше института Защитника прав ребенка. Придавая особое значение новому институту, в 1997 г. Польша закрепила его в своей Конституции.

Сравнительно недавно институт детского омбудсмена появился и в Республике Казахстан. Ратифицируя Конвенцию ООН о правах ребенка 8 июня 1994 г., Казахстан принял на себя обязательство по приведению своего законодательства в соответствие с данной Конвенцией. Продолжением политики в области защиты прав ребенка явилось принятие в 2002 г. закона «О правах ребенка в Республике Казахстан» [5]. Далее в республике начал свою функциональную деятельность Комитет по охране прав ребенка. Все эти события неизбежно вели к тому, что в республике необходимо было создать конкретное учреждение для дальнейшей успешной реализации прав ребенка.

По инициативе Н.А. Назарбаева 10 февраля 2016 г. создается институт Уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан. «Подтверждая приверженность государства - участника к выполнению Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, поддерживая усилия мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей, постановляю создать институт Уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан, осуществляющего свою деятельность на общественных началах», - говорится в указе [6].

Основными целями института Уполномоченного являются обеспечение гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их нарушенных прав и свобод во взаимодействии с государственными и общественными институтами.

Необходимо отметить тот факт, что существовали страны, где институт Уполномоченного по правам ребенка функционировал до принятия Конвенции о правах ребенка 1989 г.

Впервые он был введен в Норвегии в марте 1981 г. в соответствии с Актом о детском Омбудсмене, далее институт создается в Коста-Рике в 1986 г. и в одном

из регионов Италии в 1988 г. Страны Европы и Латинской Америки были в числе первых стран, где появились такие учреждения.

Необходимо отметить, что вопрос о создании института Уполномоченного по правам ребенка в Литовской республике поднимался на заседании комиссии Сейма 17 сентября 1997 г. Выяснив тот факт, что все чаще стали ущемляться права детей не со стороны государственных органов, а со стороны физических лиц, встал вопрос о необходимости создания определенного учреждения, который осуществлял бы защиту прав детей. В конечном итоге на заседании Сейма было принято решение о создании института Контролера по защите прав ребенка, и 25 мая 2000 г. был принят Закон Литовской Республики о Контролере по защите прав ребенка. Так как контролеры Сейма имели компетенцию лишь по расследованию деятельности государственных служащих и властных институтов, то Контролер по защите прав ребенка наделялся такими полномочиями как контроль над негосударственными организациями и за деятельностью физических лиц.

Как справедливо отмечает Гражина Имбрасене (первый Контролер по защите прав ребенка в Литовской Республике): «Сегодня очевидно, что, принимая закон о Контролере по защите прав ребенка, Литва высказала свою позицию и беспокойство по поводу прав детей, а также определила государственный приоритет в отношении прав ребенка - ребенок является наиболее уязвимым членом общества и защите его прав должно быть уделено особое внимание» [2].

С утверждением того, что защита прав ребенка должна быть приоритетным государственным направлением, нельзя не согласиться с тем, что, принимая решение о создании института Уполномоченного по правам ребенка, государство делает шаг к более эффективному действию механизмов защиты прав, свобод и законных интересов детей.

В каждом государстве при учреждении института Уполномоченного по правам ребенка преследовались определенные цели и задачи, которые должны быть достигнуты при функционировании данного института. К примеру, в Финляндии целью создания Уполномоченного по правам ребенка стало получение молодым поколением информации по правовым вопросам, получение консультаций по возникшей юридической проблеме, кроме того, возможность представления интересов ребенка при рассмотрении исков в суде. Необходимость рассмотрения жалоб детей на нарушение прав и интересов, а также необходимость контроля и оценки их выполнения послужили причинами образования ведомства комиссара по правам ребенка в Новой Зеландии. Создано ведомство достаточно давно, в 1989 г., на основании Закона о детях, молодежи и семье.

По этому поводу С.В. Широ в своей монографии «Права ребенка: необходимость внедрения новых механизмов защиты» анализирует международные механизмы деятельности Уполномоченного по правам ребенка. Он справедливо отмечает, что характер деятельности омбудсмена по делам детей и молодежи заключается главным образом в информировании общественности и формировании общественного мнения по вопросам соблюдения их прав. Он должен представлять поправки к действующему законодательству, а также изменения в области проводимой политики, добиваясь, чтобы понимание интересов детей и соблюдение Конвенции о правах ребенка стали неотъемлемыми условиями соответствующего законодательства [8].

Особый интерес представляет собой пример становления института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Ирландия. В 1995 г. парламентариями был поднят вопрос об острой необходимости создания данного института. В итоге после нескольких лет дискуссий и рассмотрений законопроекта закон 1 мая 2002 г. № 22 «Об Уполномоченном по правам ребенка» был принят [10]. Нужно отметить тот факт, что при проведении процедуры назначения на должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Ирландии в нем приняли участие дети. Им была предоставлена возможность составить перечень должностных

обязанностей Уполномоченного по правам ребенка и провести интервью с кандидатом на эту должность.

В целом, опыт Республики Ирландии интересен тем, что дети стали не только объектом защиты, но важными и значимыми участниками при формировании данного правозащитного института [1].

Таким образом, рассмотрев становление института Уполномоченного по правам ребенка в некоторых странах, можно констатировать, что шаг, совершенный тем или иным государством в пользу учреждения данного института, очень важен и необходим для страны. Безусловно, не так легок был путь внедрения нового института в общество и определения его места в системе государственных органов. Каждое государство сталкивалось и сталкивается на сегодняшний день с различными проблемами в этой сфере, ведутся многочисленные обсуждения и дискуссии.

Несмотря на то, что предпосылки формирования института Уполномоченного по правам ребенка в каждом государстве были разные, они подразумевали под этим единую цель - защита законных прав, свобод и интересов ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьева Д.С. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам ребенка: опыт Соединенного Королевства Великобритании (на примере Англии) и Республики Ирландии / Д.С. Воробьева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — Саратов. — 2014. — №2 (97). — С. 89-94.

2. Имбрасене Г. История создания учреждения контролера по защите прав ребенка / Г. Имбрасене // Защита детства: институт уполномоченного по правам ребенка в российской федерации. Информац.-метод. издание. — Ижевск: Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив», 2003. — 35 с.

3. Комбаров Н.В. Мировой и российский опыт создания института Уполномоченного по правам ребенка / Н.В. Комбаров // Журнал правовых и экономических исследований. — 2009. — № 2. — С. 37-48.

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.consultant.ru/ (дата обращения 15.04.2017).

5. О правах ребенка в Республике Казахстан: закон Республики Казахстан от 8.08.2002 № 345-II (ред. от 09.04.2016 г.) / Сетевое издание «prg.kz» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=1032460 (дата обращения: 25.04.2017).

6. О создании института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан от 10.02.2016 г. № 192 / Сетевое издание «prg.kz» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=35121771#pos=0;0 (дата обращения: 28.04.2017).

7. Синцов Г.В. Уполномоченный по правам ребенка в системе органов государственной власти/ Г.В. Синцов // Lex Russica. —2016. — № 7 (116). — С. 160-166.

8. Широ С. В. Права ребенка: необходимость внедрения новых механизмов защиты: монография. — Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2009. — 168 с.

9. Ярош П. Защита прав ребенка: опыт Польши / П. Ярош // Защита детства: институт уполномоченного по правам ребенка в российской федерации. Информац. -метод. издание. — Ижевск: Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив», 2003. — 35 с.

10. Report of the Ombudsman for Children to the UN Committee on the Rights of the Child on the occasion of the examination of Ireland's consolidated Third and Fourth Report to the Committee [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tbinternet.ohchr.org/ Treaties/ CRC /Shared%20Documents/IRL /INT_CRC_NGO_IRL_20275_E.pdf (дата обращения: 25.04.2017).

REFERENSES

1. Vorob'eva D.S. Constitutional and legal status of the children's commissioner: the experience of the United Kingdom (e.g. England) and the Republic of Ireland. Vestnik Sara-tovskoi gosudarstvennoi iuridicheskoi akademii = Saratov State Law Academy Bulletin, Saratov, 2014, no.2 (97), pp. 89-94 (in Russian).

2. Imbrasene G. Istoriia sozdaniia uchrezhdeniia kontrolera po zashchite prav rebenka [History of creation of establishment of the controller on protection of the rights of the child]. Zashchita detstva: institut upolnomochennogo po pravam rebenka v rossiiskoi federatsii. In-formats.-metod. izdanie. [Protection of the childhood: institute of the Ombudsman for Children in the Russian Federation. The information and methodical edition]. Izhevsk: Izhevskaia go-rodskaia obshchestvennaia organizatsiia «Tsentr sotsial'nykh i obrazovatel'nykh initsiativ» Publ., 2003, 35 p.

3. Kombarov N.V. International and Russian experience of creation of institute of the Ombudsman for Children. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii Journal of Legal and Economic Studies, 2009, no. 2, pp. 37-48 (in Russian).

4. Konventsiia o pravakh rebenka (odobrena General'noi Assambleei OON 20.11.1989) (The Convention on the Rights of the Child (it is approved by the United Nations General Assembly 20.11.1989)). Available at: http: // www.consultant.ru/ (accessed 15.04.2017).

5. O pravakh rebenka v Respublike Kazakhstan,: zakon Respubliki Kazakhstan ot 8.08.2002 № 345-II (red. ot 09.04.2016 g.) (About the rights of the child in the Republic of Kazakhstan: the law of the Republic of Kazakhstan from 08.08.2002 no. 345-II (an edition from

09.04.2016)) Available at: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=1032460 (accessed

25.04.2017).

6. O sozdanii instituta Upolnomochennogo po pravam rebenka v Respublike Kazakh-stan: Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 10.02.2016 g. № 192 (About creation of institute of the Ombudsman for Children in the Republic Kazakhstan: Decree of the President of the Republic of Kazakhstan from 10.02.2016 of no. 192). Available at: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=35121771#pos=0;0 (accessed 28.04.2017).

7. Sintsov G.V. The Ombudsman for Children in the system of public authorities. Lex Russica, 2016, no. 7 (116), pp. 160-166 (in Russian).

8. Shiro S. V. Prava rebenka: neobkhodimost vnedreniia novykh mekhanizmov zash-chity: monografiia [Rights of the child: need of introduction of new mechanisms of protection: monograph]. Volgograd, Volgograd. nauch. izd-vo Publ., 2009, 168 p.

9. Iarosh P. Zashchita prav rebenka: opyt Pol'shi [Protection of the rights of the child: experience of Poland] Zashchita detstva: in-stitut upolnomochennogo po pravam rebenka v rossiiskoi federatsii. Informats.-metod. izdanie. [Protection of the childhood: institute of the Ombudsman for Children in the Russian Federation. The information and methodical edition]. Izhevsk, Izhevskaia gorodskaia obshchestvennaia organizatsiia «Tsentr sotsial'nykh i obrazovatel'nykh initsiativ» Publ., 2003, 35 p.

10. Report of the Ombudsman for Children to the UN Committee on the Rights of the Child on the occasion of the examination of Ireland's consolidated Third and Fourth Report to the Committee. Available at: http://tbinternet.ohchr.org/Treaties/CRC/ Shared%20Documents/ IRL/INT_CRC_NG0_IRL_20275_E.pdf (accessed 25.04.2017).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Яфарова Алсу Фяритовна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: alsuyaf@mail.ru.

AUTHOR

Yafarova Alsu Fyaritovna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: alsuyaf@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Яфарова А.Ф. Становление института Уполномоченного по правам ребёнка в некоторых зарубежных странах / А.Ф. Яфарова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Yafarova A. F. Establishment of the Ombudsman for the rights of the child in some foreign countries. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 2, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.