Научная статья на тему 'Тенденции модернизации конституционно-правового механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на примере деятельности органов внутренних дел'

Тенденции модернизации конституционно-правового механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на примере деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
602
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / РЕФОРМА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КООРДИНАЦИЯ / MODERNIZATION / SYSTEM LAW-ENFORCEMENT ORGAN / REFORM / ORGANS OF THE INTERNAL DEALS / POLICE BODY / STATE PROTECTION / PRINCIPLES TO ACTIVITY / PUBLIC CHECKING / COORDINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гунич Сергей Владимирович

В статье рассматриваются вытекающие из современного законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел, основные направления совершенствования механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Наряду с выделением положительного вектора развития, отмечены факторы, не согласующие ся с конституционно-правовым смыслом правового государства и высшей ценностью в нем человека, его прав и свобод. Автором высказываются предложения по дальнейшему совершенствованию механизма государственной защиты, проявляющегося в деятельности специально создаваемого звена правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гунич Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends to modernizations constitutional-legal mechanism of state defense of rights and freedoms of man and citizen on example of activity organs of internal deals

In the article are examine resulting from modern legislation, specifying activity organs of internal deals, main trends of the improvement of the mechanism of state protection of the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation. Alongside with extraction of the positive vector of the development, the noted factors, not concordant with constitutional-legal sense legal state and high value in him man, his rights and freedoms. The Author allegorize the offers on the further improvement of the mechanism of state protection, revealing in activity specially created section law-enforcement organ.

Текст научной работы на тему «Тенденции модернизации конституционно-правового механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на примере деятельности органов внутренних дел»

Российской Федерации, снижающей авторитет данного института в глазах граждан Российской Федерации, находится в нескольких плоскостях. В теоретической плоскости возможное решение заключается в нахождении оптимального баланса сочетания функции представительства интересов граждан нашей страны с функцией законотворчества в деятельности Государственной Думы. В этой связи необходимо отметить следующее: несмотря на то, что представительная и законодательная функции являются по своей природе абсолютно различными, их рациональное сочетание и успешное взаимодействие - ключевое условие развития парламентаризма в России и повышения авторитета Государственной Думы в глазах граждан нашей страны.

Список литературы

1. Биктагиров, Р. Ф., Фомин, А. А., Шапиев, С. М. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (обзор новейшего законодательства). - М.: РЦОИТ, 2007.

2. Выстропова, А. В. Парламентское право России : учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.

3. Гранкин, И. В. Парламент России. - М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 1999.

4. Дмитриев, Ю. А., Николаев, А. М. Система государственной власти в России и мире: историкоправовая ретроспектива : монография. - М.: ООО «Профобразование», 2002.

5. Колесников, В. Н. Народное представительство и парламентаризм в России: проблемы становления и развития. - СПб.: НП «Северо-Западный центр развития парламентаризма», 2007.

6. Лукьянов, А. И. Парламентаризм в России (вопросы истории, теории и практики) : курс лекций. - М.: Норма; Инфра-М, 2010.

7. Могунова, М. А. Скандинавский парламентаризм: теория и практика. - М.: РГГУ, 2001.

8. Образ Государственной Думы : еженедельный опрос «ФОМнибус» 30 июня - 1 июля 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://fom.ru/politika/10531 (дата обращения: 8.08.2012).

9. Обухов, С. П. Современный российский парламентаризм: политические проблемы развития и их отражение в общественном мнении страны (1989-2005 гг.) : автореф. дис. ... докт. полит, наук: 23.00.02. - М., 2006.

10. Парламентаризм и народное представительство в России: история и современность. - М.: Издательство Государственной Думы, 2001.

11. Парламентское право : учебник. - М.: Эксмо, 2006.

12. Россияне о соотношении влияния различных ветвей власти. Опрос Аналитического Центра Юрия Левады 20-23 июля 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.levada.ru/27-07-2012/ rossiyane-o-sootnoshenii-vliyaniya-razlichnykh-vetvei-vlasti (дата обращения: 10.08.2012).

13. Рыбкин, И. П. Становление и развитие парламентаризма в России : автореф. дис. ... докт. полит. наук: 23.00.02. - М., 1995.

УДК 342.7 С.В. Гунич*

Тенденции модернизации конституционно-правового механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на примере деятельности органов внутренних дел

В статье рассматриваются вытекающие из современного законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел, основные направления совершенствования механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Наряду с выделением положительного вектора развития, отмечены факторы, не согласующиеся с конституционно-правовым смыслом правового государства и высшей ценностью в нем человека, его прав и свобод. Автором высказываются предложения по дальнейшему совершенствованию механизма государственной защиты, проявляющегося в деятельности специально создаваемого звена правоохранительных органов.

Ключевые слова: модернизация; система правоохранительных органов; реформа; органы внутренних дел; полиция; государственная защита; принципы деятельности; общественный контроль; координация.

S.V. Gunich*. Trends to modernizations constitutional-legal mechanism of state defense of rights and freedoms of man and citizen on example of activity organs of internal deals. In the article are examine resulting from modern legislation, specifying activity organs of internal deals, main trends of the improvement of the mechanism of state protection of the rights and freedoms of man and citizen in the

* Гунич, Сергей Владимирович, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ДВЮИ МВД России.

E-mail: sertylio@mail.ru.

* Gunich, Sergey Vladimirovich, Senior instructor pulpits state-legal discipline Russian Federation Far East Interior Law Institute.

E-mail: sertylio@mail.ru.

© Гунич С.В., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Конституционное право

Russian Federation. Alongside with extraction of the positive vector of the development, the noted factors, not concordant with constitutional-legal sense legal state and high value in him man, his rights and freedoms. The Author allegorize the offers on the further improvement of the mechanism of state protection, revealing in activity specially created section law-enforcement organ.

Keywords: modernization; system law-enforcement organ; reform; organs of the internal deals; police body; state protection; principles to activity; public checking; coordination.

С провозглашением в ст. 2 Конституции РФ человека его прав и свобод высшей ценностью и возложением обязанности на государство по их соблюдению и первоочередной защите назрела необходимость модернизации самого конституционно-правового механизма реализации данной обязанности. Естественно, в первоочередном порядке в соответствие столь высоким требованиям должна была быть приведена структурно-обособленная часть государственного аппарата, специально создаваемая и уполномоченная государством на охрану и защиту провозглашаемых прав и свобод -система правоохранительных органов Российской Федерации.

В рамках рассматриваемого механизма столь масштабные преобразования должны были быть выражены в принятии нового законодательства, создании, либо переориентировании деятельности новых институтов правовой защиты, совершенствовании форм и методов их работы, повышении культуры мышления самих представителей данных органов и т.п. Так, в первоочередном порядке были проведены и в некоторых случаях еще продолжаются:

- комплексная судебная реформа, в результате чего сформировалась стабильная правовая система, позволяющая осуществлять конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство [1, с. 18];

- реформа Прокуратуры Российской Федерации, итогом которой стало выделение из ее подведомственности функции исполнения федерального законодательства об уголовном судопроизводстве и образование Следственного комитета Российской Федерации [2];

- создание новых субъектов защиты прав и свобод личности (образование института присяжных заседателей, уполномоченных по правам человека и правам ребенка и т.п.);

- реформа форм и методов правозащитной деятельности (введение единого учета преступлений; применение судебной процедуры ограничения основных прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия; создание правовых условий для применения альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора и т.п.).

Можно предположить, что модернизация конституционно-правового механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина была бы неполной без настройки деятельности органов внутренних дел. Как представляется, именно они составляют основное и самое многочисленное звено правоохранительной системы. Именно с представителями данных органов государства в первую очередь сталкиваются обладатели конституционных прав и свобод в своей постоянной жизнедеятельности. А как отметил Президент Российской Федерации, при обеспечении условий для всестороннего обновления жизни российского общества необходимо добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина [3]. В этой связи для достижения результативности рассматриваемой модернизации механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина началась и реформа МВД России [4, с. 3-5].

О начале данной реформы оповестил Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [5]. В нем отмечалось, что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации. Несмотря на масштабность проведенных преобразований, реформу органов внутренних дел сложно считать завершенной. Однако сделано главное - введены в действие законодательные нормы, существенно изменившие облик российской полиции. Представляется, что именно их анализ позволит выявить общие тенденции модернизации всего конституционно-правового механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на современном этапе. Какие же направления здесь можно выделить?

Во-первых, произошло перенаименование милиции в полицию. Еще со времен средневековья под полицейской функцией понималась правительственная деятельность, направленная на обеспечение общественного благополучия и общественного порядка [6, с. 56; 7, с. 12-15]. Как отмечает Ф. Энгельс, в Древних Афинах «публичная власть первоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара, как государство» [8, т. 21, с. 118]. Именно полицейские органы функционировали и в Российской империи [9, с. 18-23]. Отсюда можно заключить, что помимо исторической преемственности в данном политическом шаге просматривается и понимание данного правоохранительного органа не как органа, выполняющего функцию народного ополчения, противостоящего либо насильно насаждающего государственную волю, а как органа, уполномоченного от имени государства обеспечивать благополучие и общественный порядок.

Во-вторых, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [10] приведено в соответствие положениям Конституции РФ назначение полиции, в чем также усматривается реализация механизма государственной защиты прав и свобод личности посредством специально

создаваемого звена государственного аппарата правоохранительных органов. Так, функция защиты жизни, здоровья, прав и свобод теперь нормативно адресована не только гражданам, но и иностранцам и лицам без гражданства. Именно такой смысл реализации государственной защиты заложен в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ. Также реализация данного направления деятельности не ставится во взаимосвязь с преступными и иными противоправными посягательствами, что в большей степени соответствует предназначению правозащитной функции государства. Ведь, как известно, угроза жизни, здоровью, правам и свободам личности может возникнуть и без воздействия на них какого-либо субъекта.

В-третьих, уточнен и расширен круг принципов, положенных в основу деятельности полиции. Т ак, для построения действенного и эффективного механизма государственной защиты прав и свобод немаловажное значение приобретают такие принципы деятельности всех его субъектов, как беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан. Безусловно, без нормативного закрепления и соблюдения данных принципов, невозможно добиться цели построения зрелого гражданского общества, а тем самым - построения истинного правового демократического государства.

Следует отметить, что в данной редакции закона не нашел отражения принцип гуманизма как основа деятельности полиции. Полагаем, что данная правовая конструкция отчасти нашла выражение в закрепляемом принципе законности, поскольку, исходя из смысла ст. 18 Конституции РФ, законодатель, принимая нормативные правовые акты, уже исходит из принципа гуманного отношения к личности. Также, если исходить из смысла уголовно-правового законодательства [11], в ст. 7 которого раскрывается смысл рассматриваемого принципа, сложно представить, что органы внутренних дел не причиняют физических страданий при применении полицией отдельных мер государственного принуждения, а также физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Кроме того, основы гуманного отношения к личности нашли отражение в нормах ст. 5, раскрывающих принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Подобного рода закрепление представляется более обоснованным, поскольку сотрудников полиции данные нормы обязывают руководствоваться не абстрактным пониманием гуманизма, который каждый наполняет своим смыслом, а конкретными правилами поведения, необходимым образом связанными с правами и свободами личности.

В-четвертых, приведены в соответствие назначению полиции ее функции и задачи. Так, из ведения полиции изъяты некоторые не свойственные ей функции, например, доставление, содержание и наблюдение в медицинских вытрезвителях за лицами, находящимися в состоянии опьянения; проведение технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним; социальная реабилитация несовершеннолетних и др.

В-пятых, приняты меры, направленные на усиление как социальной защищенности самих сотрудников полиции, так и контроля за их деятельностью. Так, законодательно закреплено право сотрудника полиции в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, использовать любые подручные средства, а не только состоящие на вооружении органов внутренних дел. Приняты и введены в действие федеральные законы, регламентирующие порядок поступления и прохождения службы в органах внутренних дел, а также определяющие правовое положение (статус) и порядок предоставления социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел [12; 13]. Введены ограничения на применение специальных средств, закреплены новые обязанности сотрудников полиции, в т.ч. по знанию Конституции РФ и законодательных актов, прохождению регулярных проверок правовых знаний. Значительным шагом представляется и то, что в законодательстве нашло закрепление за сотрудником полиции при выполнении им обязанностей и реализации прав, предоставленных полиции, статуса представителя государственной власти, нахождения его под защитой государства, а также добавление критерия при поступлении на службу в полицию - владение государственным языком РФ. Необходимо отметить введение судебного контроля и надзора, а также общественного контроля за деятельностью полиции.

Из сказанного можно заключить, что в таком виде модернизированный конституционно-правовой механизм государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в большей степени отвечает взятой государством на себя конституционной обязанности по отстаиванию интересов личности, а, тем самым, - сущности правового государства. Безусловно, введенная в действие современная правовая база, регламентирующая деятельность «обновленной» полиции, будет способствовать повышению качественного отбора сотрудников полиции, их дисциплинированности, развитию всестороннего и объективного механизма контроля за их деятельностью, изменению культуры поведения представителей государства. Однако, как представляется, идеал в этой сфере еще не достигнут.

Уже в самом начале реформы многие эксперты и аналитики с сожалением констатировали массу шероховатостей и препятствий в системе изменения облика российских правоохранительных органов [14, с. 24]. Так, например, внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел характеризовалась полной непрозрачностью и непредсказуемостью процедуры. Для многих так и осталось неясным, какими критериями руководствовались ответственные лица, при отборе «непригодных» сотрудников. Как обывателям, так и профессионалам до сих пор ничего не известно об участии общественности в рассмотрении личных дел граждан, претендующих на службу в органы внутренних дел. В результате таких перемещений и назначений не произошло качественного обновления личного состава правоохранительных органов, что отразилось в методах их деятельности, получивших негативную общественную огласку.

Неохотно внедряются в деятельность полиции и общественные советы при территориальных органах МВД России, что ставит под сомнение действенность механизма общественного контроля

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Конституционное право

за их повседневной работой. Наблюдается некоторая путаница и в руководящем составе органов внутренних дел и системе подчинения. Так, в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации предусмотрена должность руководителя территориального органа и должность начальника полиции [15], в связи с чем на практике наблюдается некоторое дублирование функций и полномочий, а также процессуальная неопределенность замещающих руководителя территориального органа субъекта РФ лиц. В отдельных же территориальных органах Министерства внутренних дел РФ на районном уровне, наоборот, сокращение численности сотрудников достигло таких масштабов, что на вызовы граждан стало попросту некому выезжать.

Можно отметить и существующее до сих пор несовершенство структурной организации органов внутренних дел, а также правового статуса их сотрудников. Уже на протяжении нескольких лет остается нереализованной задача по созданию единого следственного органа, осуществляющего предварительное расследование по всем категориям уголовных дел (федеральной службы расследований). Представляется, что данная структура способствовала бы более детальному и скоординированному проведению уголовного преследования и более компетентной реализации мер защиты прав и свобод человека и гражданина. Настораживает и тот факт, что за сотрудниками органов внутренних дел законодательно не закреплен статус сотрудников правоохранительных органов. Нет указаний и на то, что они относятся к государственным служащим, система организации которых данный элемент, однако, предусматривает [16]. Полагаем, что именно институт государственной службы, формируемый в Российской Федерации с 2003 года, должен занять приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Ведь принятие закона «О правоохранительной службе» обсуждается уже с 2004 года, однако принятый закон «О полиции» к таковой ее не относит. Данный факт способствует разобщенности деятельности государственного аппарата по реализации форм и методов защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках единого конституционно-правового механизма.

Можно сделать ряд выводов о тенденциях модернизации всего конституционно-правового механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России.

1. Принимаемое законодательство в большей степени свидетельствует о тенденции развития институтов гражданского общества. Государственная власть, придерживаясь внедряемых данными нормами механизмов, становится более открытой в своей деятельности, допускает участие и контроль со стороны общественности. Тем не менее представляется, что подобного рода деятельности недостает некоторого координирующего уполномоченного начала. Как правило, общественные советы создаются при государственных органах или направлены на определенную сферу деятельности, а принимаемые ими решения носят рекомендательный характер. Полагаем, что в данном механизме следовало бы учесть потенциал Общественной палаты Российской Федерации, которая как раз и создана для обеспечения взаимодействия граждан с государственным аппаратом, учета их потребностей и интересов, защиты их прав и свобод. Именно данный выборный орган способен взять на себя функцию координации всех общественных институтов гражданского общества по защите прав и свобод человека и гражданина и отстаиванию их интересов в деятельности государственных структур.

2. Законодательно повышены требования к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей, к личным и моральным качествам лиц, осуществляющих функции государства. Безусловно, данный фактор повысит качество правоприменительной деятельности в государстве, будет способствовать отстаиванию интересов общества, а не отдельных его представителей или групп. Тем не менее хочется отметить, что наряду с предъявлением таких требований государство должно, в свою очередь, предоставлять равнозначные и эффективные гарантии, призванные компенсировать запреты и ограничения, принимаемые на себя гражданином, поступающим (проходящим) службу в соответствующих органах власти. На сегодняшний же день большинство законодательно предусмотренных социальных гарантий так и остаются нереализованными.

3. Намечен вектор достижения максимальной открытости и заинтересованности в постоянной работе с населением при осуществлении государственно-властных полномочий. Представляется, что здесь еще предстоит выработать эффективные механизмы взаимодействия власти и общества, а также предусмотреть координирующие полномочия в системе их организации, потенциал которых вполне логично интегрировать в деятельность Общественной палаты Российской Федерации.

4. В настоящее время все еще находится в стадии реформирования правоохранительная система государства. Цель данной реформы видится в повышении стандартов деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина. Думается, в этом вопросе не следует ограничиваться принятием законодательных актов, нужно повышать культуру и степень ответственности представителей правоохранительных органов, эффективность действия соответствующих запретов и ограничений, налагаемых на гражданина в связи с прохождением государственной службы.

Список литературы

1. Жданов, А. Ф., Дидикин, А. Б. Актуальные проблемы судебной реформы в России. Обзор всероссийского экспертного круглого стола // Гражданин и право. - 2009. - № 7.

2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 16.

3. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. - 2010. - 1 декабря.

4. Реформирование Министерства внутренних дел Российской Федерации (интервью с Р.Г. Нургалиевым, министром внутренних дел Российской Федерации, генералом армии) // Законодательство. - 2010. - № 7.

5. Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2009. - № 52 (часть I). - Ст. 6536.

6. Мушкет, И. И., Хохлов Е. Б. Полицейское право России: проблемы теории. - СПб., 1998.

7. Гасымов, Н. Г. Становление полицейской функции в государственном механизме // Государственная власть и местное самоуправление. - 2004. - № 1.

8. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. 2-е изд.

9. Густова Л. В., Чаннов С. Е. Полиция России и Великобритании: история становления и перспективы реформирования // Гражданин и право. - 2012. - № 1.

10. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. -№ 25. - Ст. 2954.

12. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 49 (часть I). - Ст. 7020.

13. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 30 (часть I). - Ст. 4595.

14. Пантелеев, Б. Реформа МВД - тема для размышления // ЭЖ-ЮРИСТ. - 2011. - № 28.

15. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1335.

16. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.

УДК 342.9:351.746.1(477)

Р.Н. Ляшук*

Деятельность отделов пограничной службы в системе государственно-властной деятельности

В статье рассматриваются место и роль деятельности отделов пограничной службы в системе государственно-властной деятельности. Проанализировано содержание общественной, государственно-властной и правоохранительной деятельности. В результате их исследования автором сформулировано определение деятельности отделов пограничной службы.

Ключевые слова: отделы пограничной службы, Государственная пограничная служба Украины, охрана государственной границы, правоохранительная деятельность, государственно-властная деятельность

R.M. Lyashuk*. Activities of the Border Service Division in public activities. The article considers the place and role of the Border Guard units in the system of state-power operations. Analyzed the content of the public, public power and law enforcement. As a result of their research by the author formulated the definition of the border service division.

Keywords: border service division, State Border Guard Service of Ukraine, state border protection, law enforcement, state and power activities

Становление Украины как демократического, правового, социального государства [1, ст. 1] обусловливает необходимость усовершенствования государственной политики в сфере правоохранительной деятельности, что связано с повышением требований к развитию, законности и эффективности деятельности правоохранительных органов, в частности, органов Государственной пограничной службы Украины (далее - ГПСУ).

Целью реформирования ГПСУ является создание пограничного ведомства европейского типа, которое гарантированно обеспечит защиту национальных интересов на государственной границе Украины, что определено в Концепции развития ГПСУ на период до 2015 г. [2]. В основу создания современной интегрированной системы охраны государственной границы Украины и ее исключительной (морской) экономической зоны положено введение в оперативно-служебной

* Ляшук, Роман Николаевич, доцент кафедры теории и истории государства и права, Национальная академия Государственной пограничной службы Украины им. Б. Хмельницкого, кандидат юридических наук. Украина, 29003, г. Хмельницкий, ул. Шевченко 46. 7roman@ukr.net.

* Lyashuk, Roman Nikolaevich, Associate Professor of Theory and History of State and Law, National Academy of State Border Service of Ukraine named. B. Khmelnitsky, candidate doctor of Law. 7roman@ukr.net.

© Ляшук Р.Н., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.